РУССКОЕ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЕ КИНО

 

МАЗЕПА 1909 Т/д А.Ханжонкова реж Василий Гончаров, оператор Владимир Сиверсен, в р. Василий Степанов (Кочубей), Андрей Громов (Мазепа), Раиса Рейзен (Мария). По поэме Пушкина (по либретто оперы «Мазепа»). Название сцен. 1. Мазепа просит руку Марии, дочери Кочубея, и получает отказ. 2. Бегство Марии. 3. Страшное открытие. 4. Кочубей посылает царю Петру донос на Мазепу. 5. Мазпе возвращают донос и выдают посланца Кочубея. 6. Арест Кочубея. 7. Кочубей в темнице. 8. Мать Марии умоляет дочь спасти отца.  9. По дороге к месту казни. 10. Казнь Кочубея. По воспоминаниям Ханжонкова, съемки продолжались не более 5 дней. Фильм успехом не пользовался.

 

ПРЕКРАСНАЯ ЛЮКАНИДА (Война усачей и рогачей) 1912  Т/д А. Ханждонкова. Реж. Владислав Старевич. Единственная сохранившаяся копия находится в Национальном киноархиве (Лондон). Первый опыт объемной мультипликации в мировом кино. Он оказался настолько удачным и сулил такие перспективы, что к занимаемой режиссером квартире было пристроено специальное ателье. Ему были созданы все условия для работы, и он, вероятно, не раскаивался в том, что оставил свою чиновничью карьеру.

В замке короля Цервуса пышный бал. Гремит музыка, под пленительные звуки вальса кружатся пышно разодетые гости. Сам Цервус со своей красавицей-женой королевой Люканидой величаво восседает на троне. Сегодня у него особо почетный гость - граф Герос. При виде прекрасной Люканиды Герос поражен ее изяществом, грацией и красотой. Он мгновенно влюбляется в нее. Королева тоже приятно удивлена статной осанкой мужественного Героса. Она принимает поданную ей руку и следует за ним в парк. Здесь Герос открывает свои чувства прекрасной Локаниде. Королю Цервусу доносят об измене Люканиды. В страшном гневе идет король в укромный уголок парка, где Герос клянется Люканиде в вечной любви. «Изменница, так ты исполняешь свои клятвы!...А Вы граф, Вы забыли законы гостеприимства, Вы попрали ногами честь мою…Выходите же на бой…». Герос и Цервус вынимают мечи и начинают поединок. Геросу удается удачным ударом выбить из рук Цервуса меч. Цервус падает на колени, ожидая смерти… Но благородный враг уходит. Между тем Люканида, обливаясь слезами, решается покончить жизнь самоубийством. Она бросается в реку. К счастью Герос вовремя замечает ее поступок. Ему удается спасти ее. Герос увозит свою возлюбленную в свой замок. Цервус пишет ультиматум своему врагу. Если в течении 24 часов Люканида не будет возвращена, он объявит войну всем усачам. Герос отвергает ультиматум. Цервус с войсками выступает в поход и осаждает замок Героса. Начинается штурм. Герос видит, что усачам не победить рогачей, и решает умереть доблестной смертью. Он закрывается в башне и обращается к верной Люканиде. «Радость моя, пркрасная Люканида,- спасение невозможно. Цервус с минуты на минуту ворвется в башню. Хочешь ли ты умереть со мной?» И Люканида быстро произносит «да». И в ту минуту, когда Цервус с солдатами врывается в башню, Герос хватает в объятие Люканиду и поджигает заготовленный порох. Раздается страшный взрыв… В загробном мире, в царстве вечного блаженства находит наконец успокоение Герос и Люканида. Они падают в чашечку розы, которая их закрывает своими лепестками под дивные звуки песни…песни торжествующей любви.

 

РАЗБОРЧИВАЯ НЕВЕСТА 1912 реж. и сценарий Михаил Новиков, в р. Ю.Новикова (разборчивая невеста), Владимир Карин, Михаил Новиков, В. Савельев (жених). Фильм снят на сюжет басни И. А. Крылова.

 

300 ЛЕТ ЦАРСТВОВАНИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ  1913  10 мин Акц. об-во А. Дранков и К. реж. Александр Уральский, Николай Ларин, в р. Михаил Чехов, Лидия Сычева, Николай Васильев.  В фильме использовались съемки коронации Николая II. Все костюмы и бутафория для нее были сделаны по рисункам Васнецова и Маковского известной в Москве фирмой Талдыкина. Наиболее важные моменты царствования Дома Романовых воспроизводились на местах исторических событий. Для показа событий 1613 года вся труппа актеров выезжала в Кострому, где в Ипатьевском монастыре снимали вступление на царский престол Михаила Федоровича Романова. Во время съемок в Троицко-Сериевской лавре при ее осаде был серьезно ранен режиссер Уральский и несколько артистов. Фильм был показан Государю Императору и получил его одобрение.  В Москве у широкой публики картина успеха не имела, зато в провиции прошла на ура.

 

ОБРЫВ 1913  Акц о-во «Ханжонков и К» Реж. Петр Чардынин, в р. Юлия Васильева, Иван Мозжухин, Вера Юренева, Софья Гославская, Вячеслав Туржанский, Александр Вертинский (один из гостей). По роману И. А. Гончарова

 

ТЫ ПОМНИШЬ ЛИ? 1914  Акц о-во «Ханжонков и К». Реж. Петр Чардынин , в р. Петр Чардынин, Вера Карали, Нина Ханжонкова, Иван Мозжухин. Фильм сохранился без титров.  Мелодрама. Безумно любит свою молодую жену стареющий писатель Лев Нильский – сердце его принадлежит только ей и малютке дочери Нети. Вся жизнь его посвящена этим двум существам, и вне их для него нет радости. Однако он, временами останавливая взгляд на дышащем молодостью личике жены, ловит себя на мысли, что он слишком стар для нее. Елена Нильская со смехом отвергает его предположения до тех пор, пока на одном из вечеров она не встречается со скрипачом Яроном. Ярон несколько лет назад учился в консерватории вместе с Еленой, ухаживал за ней, было что-то похожее на сильное увлечение. Но с его внезапным отъездом за границу все забылось. Елена, неопытная молодая девушка, приняла предложение Нильского, стала его женой, тут родилась дочь. Казалось, Елена совсем забыла о своем романе в дни юности. Но тут внезапно встают перед ней все детали этой красивой страницы в ее жизни. Ярон, видя Елену, сверкающую молодостью и красотой, увлекается ею, как прежде и под звуки романса Блейхмана «Ты помнишь ли?» Елена вновь переживает все то, что заставляло тогда биться учащенно ее сердце. Нильский видит внезапную перемену жены, несказанно страдает, но он слишком благороден и слишком любит Елену, чтобы хоть звуком, хоть словом нарушить ее настроение. Когда Елена ночью возвращается от Ярона, полная того яркого счастья, которое дает радость взаимной любви, Нильский не задает ей ни одного вопроса, не осыпает ее упреками, нет, он только дает ей дорогу, дает дорогу молодости и красоте. Нильский ясно понимает, что отныне для него прошли дни счастья, и считает себя не вправе преграждать путь к счастью Елены. Елена уезжает накануне Рождества, вызванная письмом Ярона, ожидающего ее в Петрограде. Нети остается с отцом в святую Рождественскую ночь. Ребенок не понимает всей трагедии происшедшего, радуется, как всегда, елке и празднику, но внезапно смолкает и прижимается к отцу. «Что с тобой Нети?» - спрашивает он. «Без мамы скучно»,-шепчет в ответ девочка. И соединенные одним чувством великой любви к той, которая оставила их, Нильский и Нети под звуки рождественских колоколов произносят слова молитвы за нее. А тем временем Елена, вся во власти охватившего ее чувства, мчится навстречу ярким, незабываемым радостям. Разразившаяся накануне сильная снежная буря замела все железнодорожные пути. Едва проехав несколько десятков верст, поезд вынужден остановиться на маленькой станции, пока расчистят пути. Елена выходит на платформу. Начальник станции любезно приглашает ее зайти к ним погреться. Елена принимает его приглашение, и вот она в скромной столовой, там царит веселый, простой смех гостей и ребятишек, зажигающих рождественскую елку. Но звучат колокола в соседней деревне, благоговейно преклоняют головы все присутствующие. «С праздником», - говорит хозяин дома и нежно обнимает ребятишек и свою жену. Вид этого простого, безыскусственного, чистого счастья так действует на Елену, что она в этот момент перерождается. Куда она стремится? К какому миражу? Разве могла она оставить мужа и ребенка, ведь она могла бы в эту святую ночь быть такой же счастливой, как этот пожилой человек и его молодая жена. Напряженное состояние Елены достигает своего апогея: бедная женщина разражается рыданиями. Чуткое сердце жены начальника станции и без объяснений поняло, в чем дело. Нежно и ласково она утешает Елену, ничего не спрашивая, ни о чем не допытываясь. И под влиянием этой тихой ласки Елена успокаивается и принимает твердое решение вернуться. «Путь расчищен, можно ехать дальше», - объявляет вошедший начальник станции, но Елена, сквозь слезы улыбаясь, качает головой; нет, она не поедет дальше, она вернется домой. Почти на рассвете Елена подъезжает к своему дому. Примеренная, тихая и просветленная и как-то теперь по-новому любящая мужа и Нети, входит она в темный кабинет мужа, где он полулежит в кресле при свете догорающего камина. «Заснул бедный», - шепчет Елена; сейчас она поцелуем разбудит его. Елена наклоняется к нему, но тут же отшатывается. Только слабый стон вырывается из ее груди. На полу темнеет револьвер. Машинально поднимает его Елена, кладет на стол и, все еще объятая ужасом замечает письмо. Это прощальный привет Нильского его старушке-матери. Из этих дышащих такой беззаветной любовью к Елене строк она узнает, что даже на пороге смерти Нильский даже упреком боялся оскорбить ее, и он по-прежнему ее любит.

 

ЖЕНЩИНА ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ 1914 (1 серия) Акц. о-во «Ханжонков и К.» реж. Петр Чардынин, сц. Александр Вознесенский, в р. Вера Юренева (Анна Белецкая, врач), Иван Мозжухин (Николай, ее муж), М. Морская (Юзя, служанка), Прасковья Максимова (мать Анны).

Врач Бецкая пользуется большой популярностью, и приемная ее всегда полна посетителей. Она работает день и ночь. Ее приглашают в особо сложных случаях для консультаций, дорожа ее мнением. Муж Бецкой, служащий чиновником в одном казенном учереждении, чувствует себя неуютно в этих больших и раскошных комнатах, где каждая мелочь куплена на деньги жены. Он горячо любит жену, но ее общественная деятельность  приносит ему массу огорчений. Она практически не бывает дома, и Николай бродит по квартире унылый и грустный, тоскуя без жены. В один из таких вечеров он заходит в кафе, где ему прислуживает пикантная брюнетка. Они знакомятся. Это простая обыкновенная девушка, полуразвитая, но добрая, кокетливая. Растет чувство взаимной симпатии между Николаем и Юзей. В один из вечеров Юзя отдается ему…Проходит время. Юзя тяжело больна. Неудачные роды грозят ее жизни. Обезумевший Николай приглашает врачей, но они считают необходимым консультацию с Бецкой. Борьба между страхом открыть жене все происшедшее и боязнь за жизнь Юзи разрывает душу Николая – побеждает любовь к Юзе. Через швейцара он по телефону вызывает Бецкую к больной. Юзя в бреду зовет Николая, и Бецкая просит, чтобы успокоить больную, позвать Николая. Увидев мужа, она сразу все понимает. Инстинктивно она вскакивает и хочет уйти, но вспомнив, что прежде всего она врач, Бецкая твердой рукой соединяет руки мужа и Юзи. Крепкий молодой организм побеждает болезнь. Она выздаравливает. Ребенок тоже остается жив. Мучительная борьба происходит в сердце Бецкого, он чувствует себя обязанным остаться с девушкой, пожертвовавшей ради него всем. А между тем горячее чувство к жене с новой силой разгорается в его душе, и он ищет с ней встречи. Он молит ее о прощении. Анна, хотя и сама любит мужа, отталкивает его. Ведь у ней есть работа, заполняющая ее полностью, а у Юзи нет никого кроме Николая. «Ты должен вернуться на свой человеческий пост,- говорит она ему,- а я останусь на своем…» Но Бецкий не может выносить двойственное существование – лучше смерть. Он стреляется. Бьется в рыданиях Юзя. Но ласковый голос Бецкой шепчет ей слова утешения. Личная жизнь этой женщины завтрашнего дня кончилась…Она утратила человека, так горячо любимого ею.. Но у нее осталось ее деятельность и оба эти близкие теперь существа… Юзя и ее дитя… дитя Николая… И твердой верой в будущее звучат слова Бецкой, обращенные к Юзе: «У Вас есть еще он, а у меня – вы оба…».

Фильм пользовался огромной популярностью в России, был восторженно встречен зрителями и демонстрировался с успехом за границей. Большой симпатией пользовалась и исполнительница главной роли Юренева. Она прекрасно справилась со своей задачей и показала в фильме яркий образ «женщины завтрашнего дня».

На волне успеха режиссер Чардынин поставил в следующем году продолжение фильма.

 

ЗА ДВЕРЯМИ ГОСТИНОЙ  1913 Акц. о-во «Ханжонков и К.» реж. Петр Чардынин, Иван Лазарев, в р. Иван Лазарев (художник Ахтырин), Софья Гославская (Нина, натурщица), Александр Херувимов (помещик Волоцкий), кн. Ольга Оболенская (Елена, его дочь), Вячеслав Туржанский (художник Литвинов), Лидия Триденская (мадам Алин).

Известный, модный художник Ахтырин пишет картину, которую думает выставить на ближайшей выставке. Моделью ему послужила его подруга, влюбленная в него, Нина – очень красивая натурщица. На выставке картина пользовалась боьшим успехом. К художнику приезжает помещик Волоцкий и просит написать портрет его дочери – очень симпатичной девушки. Начинаются сеансы. Работа сближает их, и вскоре между ними зарождается горячая любовь. Нина замечает эту страсть и сильно страдает. Когда она встречает друга Ахтынова, художника Литвинова, она жалуется ему на свое тяжелое положение. Литвинов утешает ее и высказывает ей свои чувства. Он уже давно ее любит и готов разделить с ней свою судьбу. Но Нина равнодушна к нему. Она уважает его как хорошего человека и художника. Но ей нужен Ахтырин. Между тем денежные дела помещика Волоцкого сильно пошатнулись, он все более и более разоряется. Несчастная Елена, чтобы спасти отца и достать деньги на пропитание, решает сделаться кокоткой. Она знакомиться с мадам Алин, «содержательницей модной мастерской». Ахтынин, потеряв из виду Елену и почти совсем охладев к Нине, сводит знакомство с кутящей и веселящейся молодежью. Через мадам Алин он узнает, что на днях появилась новая «звездочка», и Алин берется позакомить его с ней. Когда, придя в назначенный час и узнав в новой красавице свою прежнюю страсть Елену Волоцкую, он приходит в ужас и хочет сначала убить ее, но одумавшись, убегает. Вернувшись домой, он чувствует, что жизнь с ее благами – богатством и славой – совершенно потеряла для него всякий смысл. Отослав Нину в аптеку, он в ее отсутствии выстрелом из револьвера заканчивает свои счеты с жизнью. Нина, вернувшись в мастерскую, падает на его бездыханный труп. Софья Гославская, игравшая Нину, через много лет вспоминает, что «после ее выхода о картине много спорили среди интеллигенции, говорили в литературных кружках и на писательских средах…» 1974 г.

 

ЦАРЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ (Дочь Пскова / Псковитянка) 1915 Т-во «Шарез» (Шаляпин – Резников). Реж Александр Иванов-Гай, в р. Федор Шаляпин (Иван Грозный), Волк-Крачевская (Ольга), Николай Салтыков (Туча), Г. Чернова (Вера Шелога), Е. Корсак, Владимир Базилевский, Ришар Болеславский (князь Вяземский), Борис Сушкевич (Малюта), Михаил Жаров, Владимир Карни. По драме Л. А. Мея «Псковитянка».

 

ПОРТРЕТ 1915 реж. Владислав Старевич, в р. Андрей Громов (художник Чартков), Лазарев (ростовщик), В. Васильев.  По повести Н. В. Гоголя

 

ЛЫСЫЙ КИНООПЕРАТОР 1916 Акц. о-во А. Дранков и К., реж. Р.Рейнольс, в р. Р. Рейнольс (Лысый). Комедия.

Серия комических картин с участием знаменитого французского комика Рейнольса. Вышло 12 фильмов про Лысого («Лысый ищет огня», Лысый кутит», «Лысый влюблен в танцовщицу», «Лысый уносит женщину из гарема» и т. д.)

 

ЛЫСЫЙ ВЛЮБЛЕН В ТАНЦОВЩИЦУ  1916 Акц. о-во А. Дранков и К., реж Р. Рейнольс, в р. Р. Рейнольс (Лысый).

 

ЛЫСЫЙ ПРИГЛАШЕН НА УЖИН  1916 Акц. о-во А. Дранков и К.,  реж Р. Рейнольс, в р. Р. Рейнольс (Лысый). Комедия.

 

ДЯДЯ ПУД В ЛУНА-ПАРКЕ 1916 Пр-во А. Дранкова и А. Хохловкина. Режиссер неизвестен, в р. Виктор Авдеев (дядя Пуд). Комедия. Т-во «Светосил», первый фильм. В качестве оператора был приглашен Л. О. Дранков, оборудовавший лаборторию Т-ва.

 

РУССКИЙ ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II В ЕВПАТОРИИ 1916 (документальный)

ПРИЕЗД НИКОЛАЯ II В РИГУ 1910 (документальный)

 

МАЛЮТКА ЭЛЛИ 1918 Т-во «И. Ермольев» (Москва), реж. и сц. Яков Протазанов, в р. Иван Мозжухин (Нортон, мэр города), Наталья Лисенко (Клара Кларсон), Е. Кудрина (Элли, ее сестра), Николай Панов (Эриксон, следователь), Поликарп Павлов (Паталон), Иона Тальнов (доктор). По мотивам новеллы Ги де Мопассана «Малютка Рокк». В лесу на окраине небольшого городка был найден труп девочки – Элли, сестры Клары Кларсон. Это загадочное преступление взволновало весь город, и мэр Фред Нортон решил приложить всяческие усилия для обнаружения убийцы. Горе Клары было ужасно – и только теплое участие Нортона поддерживало ее силы. На почве этого участия начинает расти между ними чувство более сильное и глубокое – любовь. И вот, наконец, Клара и Фред стали мужем и женой – и казалось, их счастье будет прочным. Но с некоторых пор Клара начинает замечать в муже странности, граничащие порой с безумием. Как-то не выдержав, он рассказывает жене, что он, Фред Нортон, был убийцей Элли, что, давно любя Клару и думая всегда о ней, он, встретив в лесу однажды Элли, был поражен ее сходством с сестрой и хотел поцеловать ее, но девочка больно укусила его, и, не выдержав этого, он грубо толкнул ее. Падая, она ударилась о столб и убилась насмерть. С ужасом выслушила Клара исповедь мужа. Не внимая его мольбам, пошла к следователю, готовая рассказать все, но любовь взяла верх над жаждой мести, и просветленная, простившая, вернулась домой – но поздно…она застала Фреда уже мертвым. Он застрелился, не найдя даже в любимой жене прощения своему преступлению.

 

БОГАТЫРЬ ДУХА (ПАРАЗИТЫ ЖИЗНИ) 1918 Т-во «И. Ермольев» (Москва). Реж. Яков Протазанов, в р. Иван Мозжухин, Николаев, Ольга Трофимова, Дмитрий Буховецкий, Наталья Лысенко, Поликарп Павлов.  По сюжету романа Э. Веонера «Винета».

Граф Марцинковский считал себя счастливым в семейной жизни, но случай раскрыл ему глаза на печальную действительность. Его любимая жена Алина изменяет ему с его другом Ростовским. Граф рвет с женой, оставив у себя сына Владека. Покинув дом мужа, молодая женщина выходит замуж за Ростовского.

Прошло 20 лет, граф Марцинковский умер, поручив воспитание сына своему лучшему другу, доктору Броничу, хорошему и порядочному человеку. Владек вырос чистым и честным человеком, далеким от пошлости высшего света. Совершенно иной тип представлял собой сын Алины от второго брака. Лео Ростовский, грубый и бестактный юноша, упрекающий мать в том, что она ничего не добилась от ее первого мужа. Он заставляет мать написать письмо ее сыну в смутной надежде на щедрость Владека. Получив письмо от матери, юноша с радостью спешит на ее призыв. Но уже первая встреча приносит разочарование. Мать показалась ему сухой и холодной. А брат Лео откровенно смеялся над его деревенской простотой и неловкостью. Зато неожиданно ему понравилась невеста Лео – молодая и красивая девушка Иза. После следующих встреч Владек с горечью понял, что Алина действует в расчете на его богатство. И гордый и благородный юноша  дарит ей и ее сыну имение Липки. А Лео и его невеста шутки ради устраивают пари. Если Иза увлечет легковерного юношу, то выиграет пари у Лео. Девушка легко овладевает сердцем наивного Владека. Владек признается ей в любви. Свидетель этой любовной сцены был Лео, его грубый смех и циничная откровенность открывают глаза Владеку. Не помня себя от обиды и горя, Владек уезжает. С холодом и недоверием встречает позже он приехавшую к нему раскаявшиеся Изу. Но проходит время, и Иза спасает Владеку жизнь, отстраняя рукой направленный на него выстрел из револьвера, во время восстания в имении Липки из-за жестокого обращения Лео с крестьянами. Только теперь поняла молодая девушка, получив легкую рану, что ее сердце уже давно принадлежит «богатырю духа» - Владеку. И она горячо отвечает на его страстное признание.

 

ПРАВДА О ДЕЛЕ БЕЙЛИСА (ВЕРА ЧИБЕРЯК / КРОВАВЫЙ НАВЕТ)1917 Киностудия «Светотень», Киев.                   Реж. Николай Брешко-Брешковский, в р. Степан Кузнецов, Аксель Лундин, В. Малькевич-Ходаковская, Сергей Ценин, Юрий Яковлев.  
Картина рассказывает, как тенденциозно готовился антиеврейский судебный процесс, какими грязными методами фабриковались обвинения против невинного человека.
Режиссер фильма Н. Н. Брешко-Брешковский написал сценарий по данным, полученным от следователя И. Красовского и, надо полагать, во многом повторил сюжет фильма И. Сойфера «Тайны Киева, или Процесс Бейлиса».

Комментарии к фильму, опубликованные в прессе в 1917 году:
«Теперь, когда разбиты цензурные цепи, явилась возможность художественно и объективно воскресить такое кошмарное дело старого человеконенавистнического режима, как дело Бейлиса. Явилась возможность коснуться закулисных пружин и нитей этого «средневекового процесса».
На днях в Киеве известный писатель Н.Н. Брешко-Брешковский ставил инсценированную им для экрана большую сложной фабулы кинодраму «Кровавый навет». Участвовали лучшие силы Соловцовского театра: Кузнецов, Яковлев, для иллюзии загримировавшийся Бейлисом, Ценин и артистка Ходаковская. Артист Мещерский играл Щегловитова.
Воздушные снимки производились на тех самых местах, где четыре года назад разыгралась знаменитая «Бейлисиада». Здесь и двухэтажный домик на Лукьяновке, где жила Вера Чибиряк, и дом Бейлиса в 200 шагах, зайцевский завод с его живописными окрестностями и та самая пещера на крутом берегу Днепра, где найдено было тело Ющинского. Завязка драмы — в одном из черносотенных петроградских салонов.
Нужно ли бередить старые раны? Нужно ли делать из добытых слез «драму в 2000 метров»? Воплотить трагедию бейлисиады может монументальное произведение художественного пера. Но не сеансы экрана».

ДЕТИ ЧУЖОГО (КРОВЬ ОТЦА / УЖАС НАСЛЕДСТВЕННОСТИ / НЕРАСКРЫТАЯ ТАЙНА) 1918 Производство  «т-во И. Ермольева» (Ялта) Реж. Яков Протазанов. Традиционная для конца 1910-х мистико-психологическая драма. Главный герой, граф, ложно был обвинен в совращении героини и застрелен на дуэли ее мужем.

Из продукции так называемого «ялтинского периода» до нас дошло мало фильмов («Конкурс красоты» Волкова, полученный из Датского киноархива в 1963 году, и ряд других картин). «Дети чужого» не так давно были найдены в Нидерландском киноархиве (впервые  был показан на кинофестивале «Чинема ритровато» в 1996 году). «Крымский период» в истории русского кино продолжался два года (1918-1920) и стал  нелегким испытанием для всех кинопредпринимателей. Ханжонков после 1915 года лишился лучших своих сил. Харитонов в прямом смысле перекупил у него Чардынина, Холодную и Полонского. Ермольев переманил Мозжухина, умер один из старейших сотрудников его фирмы Василий Гончаров, был призвн в армию и отобран Скобелевским Комитетом Владислав Старевич. Случившаяся уже в Крыму смерть Евгения Бауэра стала потрясением, после которого Ханжонков уже не оправится. Его выручала только сдача ателье в аренду (он предусмотрительно еще в 1917 году построил в Крыму отделение своей фабрики) и неожиданно подвернувшаяся возможность продать свои старые фильмы со всеми имеющимися позитивами и негативами.

Для Д. Харитонова сокрушительным ударом оказалась смерть Веры Холодной, после этого он фактически потерял весь свой создававшийся годами коллектив. В. Полонский подался в Москву, В. Максимов уехал выступать в Малом театре, О. Рунич, который был партнером Холодной по фильмам, эмигрирует в Германию. 15 января 1920 года фабрика Харитонова была национализирована. Плодотворным ялтинский период был для Ермольева. На его студии за два года работы в Крыму было снято около двадцати фильмов (всего его фирмой было поставлено 200 фильмов). Любопытно, что если Дранков уже весной 1917 года начал снимать антимонархические картины, то Ермольев пытался ставить просоветские фильмы. («Богатыри духа» 1918 Протазанова). Или фильм А. Ивановского и А. Волкова «Дармоедка» («Наложница помещика») 1918, где сын генерала влюбляется в дочь лесника, женится, и из былого кутилы превращается в передового труженика своего же бывшего родового имения. По своему складу Ермольев был человеком энергичным и хладнокровным и не терял нужных контактов. Это качество помогло ему спасти свою киностудию. (Впоследствии костяк его студии заявит о себе в Париже и станет той группой, из которой будет создана знаменитая киностудия русских эмигрантов «Альбатрос»). К концу 1919 года ситуация в Крыму изменилась. Подступал голод. Начались бесчинства и кровавые репрессии белых. Речь уже шла о личной безопасности кинематографистов. На глазах Н. Колина озверевшие белые расстреляли всю его семью. Чудом спаслась звезда русского экрана Наталья Лысенко. Будучи арестована с несколькими другими кинематографистами, она должна была быть расстреляна. Ее и других спас от карательного отряда, благодаря своей славе, Мозжухин, буквально в последнюю минуту. Впрочем, слава не давала гарантии неприкосновенности. Над мужским составом студии нависла угроза очередной тотальной мобилизации белых (Волков и Мазжухин были бывшие офицеры артиллерии). Стало ясно, что тянуть дальше с отъездом в эмиграцию нельзя. Наступал хаос. Ермольев решил использовать свои старые французские связи и выехал в Париж, где заручился поддержкой «Патэ». Верувшись в Ялту, он в феврале 1920 года вывозит весь состав своей студии из Крыма на греческом теплоходе «Пантера».

 

ПОСЛЕДНЕЕ ТАНГО (ПОД ЗНОЙНЫМ НЕБОМ АРГЕНТИНЫ) 1918 «Д. Харитонов» М.  Реж. Вячеслав Висковский, в р. Вера Холодная, Осип Рунич. Фильм поставлен на сюжет романса И. Кремера («В далекой знойной Аргентине, где небо южное так сине…Там Джо влюбился в Клео…»). И счастье их было радостно и безоблачно, ибо они были молоды. По вечерам они, дети своей горячей страны, плясали знойное танго в дешовом кабаке и жили на подачки. Как-то в кабак попал скучающий турист мистер Стон, которого заворожила юная Клео. Джо предложил Клео притвориться влюбленной и выманить у Стона деньги. Но предупредил: «Если ты увлечешься им, я тебя убью». Стон увозит Клео в Париж и окражает ее роскошью.

Но дикой Клео скучно в золотой клетке. Как-то она, став светской дамой, забредает в ресторан, где танцуют танго. Там она и встречает случайно приехавшего в Европу с новой партнершей Джо. Он предлагает ей станцевать с ним танго в последний раз…

 

ДЕВЬИ ГОРЫ (Легенда об антихристе) 1919 Т/д «Русь». Реж. Александр Санин, сценарий Евгения Чирикова, операторы Самуил Бендерский, Владислав Старевич, в р. Николай Подгорный (сатана), Владимир Александровский (Иуда), Сергей Айдаров (старец Симеон), Н. Смирнова (старуха-воительница), Елена Сухачева (атаманша дев воительниц), Евгения Раевская (настоятельница женского монастыря), Н. Соловьев, Д. Михайлов, Дмитрий Гондуров, Любовь Дмитриевская, Сергей Попов, Нажежда Базилевская, И. Красовский (картезианский монах), Е. Оленин (ангел-хранитель), В. Кречетов(ангел-каратель), Виалий Лазаренко (чертик), Николай Баталов, Иван Горский и др. По «Волжским легендам» Е. Н. Чирикова. Фильм сохранился неполностью (только 4 части). В съемках картины было занято более 150 человек артистов Художественного и Малого театров.

Один из последних фильмов старой России и один из лучших. Легенда-апокриф, повествующей о скитаниях Сатаны и Иуды по свету в поисках «девы человеческой, непорочной», которая должна будет стать чистой родительницей нечистого и подготовить новое пришествие Сатаны. В фильме звучит предостережение о неминуемом пришествии Антихриста в погрязший в пороках, безбожный и обреченный мир, где дьявол принимает разные образы, в том числе и праведника, а красавица носит во чреве сатанинское дитя. Фантастический стиль (разбойничий стан на Девьих горах, бал-маскарад и деревенский хоровод) только усиливает впечатление и подчеркивает общий мистический тон всей инсценировки. Фильм заканчивается «горящим» на стене монастырской кельи призывом «Сокрушим врага рода человеческого!».

Мистерия. Редкий жанр в Российском кино. Это была первая кинопостановка А. А. Санина, одного из крупнейших театральных режиссеров того времени, ученика К. С. Станиславского и его соратника по «Обществу искусства и литературы». Намереваясь инсценировать поэму Некрасова «Русские женщины», Санин вскоре понял, сколь трудна и ответственна такая задача, тем более, что актрис, способных создать героические образы жен декабристов, он не видел. Тогда Санин решил остановиться на «Волжских сказках» писателя Е. Н. Чирикова, которые погружают читателя в мир преданий, древних легенд, мифов, сказаний, былин, бытующих у народов, расселившихся по берегам реки, обитающих за стенами монастырей, в заброшенных сектантских скитах. Рассказывающих об искушениях и прегрешениях, злобе и предательстве. Впервые «Девьи горы» (Амазонки-разбойницы, Варвара) были напечатаны в скандально-декадентском альманахе «Земля», 17 сб. , Москва, 1915 г., наполненном порнографией, изнасилованиями и убийствами. Название фильма «Девьи горы», они же  Девичья гора, или  Девичий курган, ведут свое название от одной из Жигулевских гор, расположенных по течению Волги ниже Молодецкого кургана. О происхождении названия существуют разные топонимические легенды. По одной из них, плененная атаманом-молодцом девица-красавица не захотела жить в неволе и, бросившись с горы, разбилась. С тех пор гора и зовется Девьей. Но это - легенда. «Девьи горы», или «Легенда об Антихристе», сочетали в своей стилистике дух русской иконописи и живописи М. В. Нестерова с прямолинейностью лубочного изображения в показе царства Сатаны. Это была первая картина (вместе с «Царевичем Алексеем» по Мережковскому), которая была запрещена в СССР (хотя и не совсем, так, в 1921 году ее показывали в Петрограде в переполненных кинозалах во время проведения там «Кинонедели помощи голодающим»). Картина была поставлена в киноателье «Русь» (1915-1924) костромского купца Михаила Трофимова. Идея фильма о скором приходе Антихриста отвечала взглядам старообрядца Трофимова, но никак не идеологии советской власти, поэтому «Девьи горы» и легли на полку (из-за принадлежности Трофимова к старообрядческой церкви религиозная тема в фильмах на его студии превалировала, это и цикл фильмов «Лгущие Богу» 1917-1918, и «Белые голуби» о скопцах, и «Бегуны» о секте бегунов, «Лжемасоны» о Калиостро, «Масоны»). «Ты веришь в идеалы революции, а я нет. Так что вот тебе ключи от студии», - заявил Трофимов в конце 1910-х годов своему напарнику Моисею Алейникову и уехал в Петроград строить самолеты.  А. В. Луначарский объяснил необходимость запрета с обезоруживающей прямотой: «Это, безусловно, самая роскошная и художественная постановка, какие имеются в области русского производства фильмов. К сожалению, советская власть на основании отзыва 8-ого отделения Наркомюста не сочла возможным допустить «Девьи горы» к обращению, т. к. картина проникнута религиозной идеей. Все это, конечно, в художественном аспекте, но признано, тем не менее, Наркомюстом политически неподходящим. Я искренно жалею об этом, т. к. с художественной стороны картина доставляет огромное удовольствие и является настоящим достижением».

 

Режиссер фильма Александр Акимович Санин (Шёнберг) (1869, Москва -  8 мая 1956 Рим) учился на факультете истории и филологии Московского университета. Участвовал в спектаклях Общества искусства и литературы. Работал с К. С. Станиславским, сначала в Литературно-художественном обществе, а затем в Московском художественном театре (МХТ). В 1902-07 Санин, человек необыкновенной энергии и темперамента,  работал в Александрийском театре как режиссер, актер и преподаватель сценического искусства. Позже он сотрудничал с Дягилевым и был директором оперы в Париже и Санкт-Петербурге. В первые годы после Октябрьской революции один из крупнейших театральных режиссеров того времени, он поставит спектакли в Большом театре и несколько фильмов: «Сорока воровка» 1920, «Поликушка» 1919.  Первый удачный советский фильм – «Поликушка» – обязан своим успехом прежде всего одному из лучших актеров МХТ – И. Москвину и режиссеру Александру Санину, основателю Художественного театра вместе с Константином Станиславским, первым ассистентом которого был Санин, вместе с другим основателем МХТ, Владимиром Немировичем-Данченко, и художником по декорациям Симовым.  М. Алейников вспоминает: «Я помогал привлечь Санина к работе в кино. С его помощью я хотел создать своеобразный мост, который соединил бы экран с Художественным театром и перенес на киностудию метод Станиславского. Санин поставил в 1918 году фильм «Девьи горы», за которым последовала «Сорока-воровка» по Герцену. После «Поликушки», фильма, ставшего его шедевром, Санин намеревался экранизировать «Войну и мир» Л. Н. Толстого. В 1920 году Санина пригласили в Милан для постановки в театре «Ла Скала» оперы «Борис Годунов». В Италии Санин потерял рассудок, и был помещен в психиатрическую больницу, в которой провел многие годы. Выписанный оттуда, он остался в Италии навсегда и умер в 1945 году. В качестве члена товарищества «Русь» Санин был одним из основателей нашего творческого коллектива вместе с И. Москвиным и Н. Эфросом, который до прихода в товарищество «Русь», где он был заведующим литературной частью, занимал ту же должность в Художественном театре».

Санин был женат на Лике Мизиновой, которая была долгое время музой А. П. Чехова (на Чехова девушка произвела самое сильное впечатление. «Прекрасная Лика», «адская красавица» — так он станет называть ее в письмах. Современники отзывались о Лике как о девушке необыкновенной красоты — «настоящая Царевна-лебедь из русских сказок»), но в конце концов, Чехов женится на Книппер. А Лика выйдет замуж за тогда уже известного режиссера Александра Санина и проживет с ним тридцать пять лет. Свой медовый месяц они проведут в Ялте, где навестят Чехова, после чего тот с горечью напишет: «Лику я знаю давно... Ей с Саниным будет нехорошо, она не полюбит его и, вероятно, через год уже будет иметь  младенца, а через полтора года начнет изменять своему супругу. Ну, да это все от судьбы...». Волею судьбы еще через два года, в 1904-м, Чехова не станет. Единственная из всех «чеховских женщин», Лика Мизинова не оставит воспоминаний о писателе. Она умрет в 1937 году в одной из клиник Франции. Санин переживет ее на 8 лет. Прославленный режиссер, он будет работать в театрах «Гранд-Опера» (Париж), «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк), «Ла Скала» (Милан) и других и умрет в Риме в 1945 году. Но, что интересно, он, уехавший из России в далеком 1920 году с советским паспортом, так и сохранит его до конца своей жизни.

 

 

КИНО РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ

 

ПРАВОСУДИЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО (JUSTICE D’ABORD) 1921 Франция Реж. Яков Протазанов, в р. Наталья Лисенко, Вера Орлова, Иван Мозжухин,Николай Колин.

Первый фильм Натальи Лисенко в Париже, переделанный Протазановым его же русский фильм.

«Правосудие прежде всего» рассказывает о судье, который разрывается между любовью и долгом.

Иван Мозжухин играет непримиримого в борьбе государственного обвинителя шпионской сети, обнаружившего в результате, что его подруга, работающая моделью для художников, замешана в шпионаже. Долг побеждает, шпионы осуждены. Но когда выясняется, что девушка невиновна, он  кончает жизнь самоубийством. Русский вариант несколько дольше. Во французском варианте фильм слегка сокращен, и отсутствуют некоторые кадры, но это все еще очень смотрибельный фильм. Immediately we see why Mozhukhin was so successful … he elevates another melodramatic plot into something greater; you cannot take your eyes off him on the screen. Сразу понятно, почему карьера Мозжухина была настолько успешной - он придает еще одиному мелодраматическому сюжету нечто большее, и вы не можете оторвать глаз от него на экране.

 «Правосудие прежде всего» (Франция 1921) был поставлен на «Ермольефф-синема» (Ermolieff Studio), которая позже станет «Альбатросом», созданным во Франции русскими эмигрантами.

Лента была показана на ретроспективе фильмов с участием Мозжухина на фестивале немых фильмов в Порденоне (Pordenone) (Италия).

 

 

ЭМИГРАНТСКАЯ КИНОСТУДИЯ «АЛЬБАТРОС»

 

Центром  русского кинопроизводства в Париже стало общество «Ермольефф-синема» и выросшая затем на ее базе студия «Альбатрос» (Albatros). Обосновавшись в бывших павильонах «Патэ», Ермольев собрал там русский коллектив, ядро которого составляли режиссеры Яков Протазанов, Алексндр Волков, Виктор Туржанский, Сергей Надеждин, Владимир Стрижевский; актеры Иван Мозжухин, Наталья Лисенко, Наталья Кованько, Николай Колин, Николай Римский и др. В поисках заработка на русскую студию стали приходить соотечественники, далекие от кино электрики, механики, плотники. Главное, что нужно было найти Ермольеву, это источник финансирования. Выполняя обязательства по контракту, заключенному с фирмой Ермольева еще в России, «Патэ» взяла на себя прокат фильмов парижской студии и придоставило съемочные павильоны, но на производство фильмов денег не было. Тогда Ермольев обратился за помощью к сыну известного банкира Бориса Каменки – Александру. Материальное положение этой семьи не пошатнулось из-за революции, посколько Каменки не были беженцами. Борис Каменка приехал в Париж по приглашению правительства Франции в качестве консультанта для проведения российско-французской финансовых операций. Александр Каменка унаследовал от отца интерес к искусству и имел деловую хватку. Каменка согласился на предложение Ермольева и стал председателем совета директоров фирмы. Был также приглашен в руководство фирмы Ной Блох, известный продюсер. За два года пребывания И. Ермольева в Париже на его студии ставятся 11 фильмов. Наиболее удачными были: «Ужасное приключение», «Правосудие прежде всего» Я. Протазанова, «Сказки тысячи и одной ночи» В. Туржанского, «Дитя карнавала» И. Мозжухина, «Таинственный дом» А. Волкова. В 1922 году И. Ермольев вместе с Стрижевским и Протазановым отправляется работать в Мюнхен, а свою парижскую студию продает А. Каменке и Н. Блоху, которые ее переименовывают. Так рождается знаментый «Альбатрос».

В Германию эмигранты тоже ставят фильмы. Так в 1920 году туда приезжает Харитонов с частью своей труппы (режиссер П. Чардынин, актеры О. Рунич, М. Токаревская и др.) и открывает в Берлине свою студию «Харитонов-фильм» (Charitonoff-film). Основное направление его деятельности это экранизация русской классики («Дубровский» 1921 П. Чардынин) и русские мифы («Псиша – танцовщица Екатерины Великой» 1922 реж Р. Маликов), по нескольку раз снимали историю Стеньки Разина (Азагаров, Туржанский) или Тараса Бульбы (Стрижевский, Грановский). Культивировался имидж иррационального русского человека. Когда Федор Оцеп в 1928 году снял «Живой труп», он построил весь фильм на экзотике дна и цыганщине. Вошедший в моду интерес к русской теме в начале 20-х привел в Германии к распространению русского кинопроизводства. В 1923 году Харитонов объединяется с двумя крупными кинопромышленниками Владимиром Венгеровым и Григорием (Грегуром) Рабиновичем для создания новой фирмы «Цезарь». Они обращаются к русской классике, повести И. Тургенева «Вешние воды» (реж Н. Маликов). Позже, впрочем, Харитонов выйдет из этой фирмы и создаст свою. Между тем, в том же 1923 году Венгеров объединяется с мультимиллионером Хуго Стиннесом для создания суперкрупного международного конгломерата студий – концерна «Вести» (WeSti-Film GmbH). В новый концерн один за одним входят кинопредпринематели со своими фирмами: Харитонов, Загродский, Мехалюци, Шах, Голиценштейн и др. Гигантский концерн открывает свои дочерние предприятия в большинстве стран Европы и даже в Азии (Китай, Япония, Маньчжурия). Создавая подобный конгломерат, Венгеров сознательно бросал вызов Голливуду. Русские беженцы в Европе борятся с американским капиталом. Идея была дерзкой. «Альбатрос» А. Каменки отказался войти в «Вести». Тогда в конце 1924 года в Париже создается объединение «Патэ» - «Вести». Парижский филиал «Вести» возглавили группа директоров (ушедший из «Альбатроса» Н. Блох, Кириллов, а также Д. Харитонов). В результате режиссер «Альбатроса» Туржанский, а вместе с ним актеры Н. Колина, Н. Кованько, Н. Римский переходят к Харитонову. А Н. Блох уводит во французский филиал «Вести» «Сине-Франс-Фильм» ведущих сотрудников «Альбатроса» Волкова, Лошакова, Топоркова, Бургасова. И хотя «Вести» потерпели крах во время съемок «Наполеона» Абеля Ганса и 21 июня 1925 года была ликвидированы, потери студии продолжались и в конце концов в 1925 году - уходит  Мозжухин после завершения съемок в фильме «Покойный Матиас Паскаль». Перед Каменкой встала трудная задача, спасти студию, и он берет курс на интеграцию кинокомпании  во Французское кинопроизводство. Каменка, прекрасно говоривший по-французски, будучи человеком трезвым и расчетливым, постепенно стал превращать «Альбатрос» во французскую студию, в работе которой принимали участие лишь некоторые русские кинематографисты, техники, актеры. С этого времени положение русских на «Альбатросе» становится маргинальным. Каменка был наделен даром чувствовать талант у непризнанных еще молодых художников, и он привлекает к работе на студии французских режиссеров Марселя Л’Эрбье, Жана Эпштейна, Рене Клера, Жана Ренуара, Жака Фейдера и др., таланты которых расцветут во время их работы в компании «Альбатрос». Но это уже другая история…

Именно на «Альбатросе», исторически русской студии, закладывались основы классического французского кино, ставшего впоследствии базой для формирования эстетики «поэтического реализма». И французский поэтический реализм уже не задавался позже вопросом, откуда пришел к нему интерес к русской теме.

Гонимые революцией русские кинопредпринематели увезли с собой в Западную Европу старое русское кино, надеясь в неприкосновенности сохранить его за границей и вернуть в Россию. Но оказалось, что у них в этом мире была другая миссия – они должны были оставить в России пустое пространство для нового поколения бунтарей, пришедшего в кинематограф и начавшего с отрицания всего, что в нем было создано в царской России слезливым, слащаво буржуазно-охранительным кинематографом. Они начали писать новую историю с чистого листа, и в результате создали вызывавшее восторг во всем мире Великое Советское кино. А эмигранский кинематограф?  Те, кого называли в 20-е годы «белыми русскими», незаметно для себя вписались в контекст Западного кино и постепенно растворились в нем без следа…

 

ТЫСЯЧА ВТОРАЯ НОЧЬ (LA MILLE ET DEUXIEME NUIT) 1933 пр-во Гомон Франко, Франция. Реж Александр Волков (Alexander Volkoff). Восточная сказка. В балетной сцене, поставленной В. Нижинским, снялась русская балерина Нина Александровна Тихонова. Это не первое обращение Волкова к миру «1000 и одной ночи». В 1927 году он воссоздает мир сказок в «Шахерезаде», разыгравшихся в декорациях Б. Билинского и А. Лошакова. Обращение к арабским сказкам – важный жанр русского эмигрантского фильма («Сказки тысячи и одной ночи» 1921, «Прелестный принц» 1924 Туржанского, «Лев моголов» 1924 Эпштейна), как правило, выстроенного вокруг стереотипного сюжета: загадочная страна на Востоке, где узурпатор временно захватывает власть, но в финале торжествует справедливость, и законный наследник престола возвращает себе трон. Другой излюбленной темой эмигрантов был карнавал («Дитя карнавала» 1934). Лучшими фильмами Волкова признаны «Казанова» 1926 с Мозжухиным, считающийся одной из самых зрелещных лент французского кино, и «Белый дьявол» 1929, экранизация «Хаджи-Мурата» Льва Толстого. Но самым успешным его фильмом, снятым в эмиграции, был сериал, сделанный во Франции, экранизация уголовно-авантюрного романа Жюля Мари «Таинственный дом». Был снят в двух версиях, полнометражной в 1922 году, и шестисерийной в 1929. «Таинственный дом» пользовался огромным успехом у публики, был одной из первых лент, которые утвердили в сознании французского зрителя имена русских режиссеров и актеров-эмигрантов. Последний фильм Волкова «Власть любви» был поставлен в Италии в 1941 году незадолго до его смерти.

 

ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОРОЛЯ ПАВЗОЛИЯ  1933 Франция LES AVENTURES DU ROI PAUSOLE  Реж. Алексей Грановский (Alexis Granowsky), в р. Джозетт Дэй (Josette Day), Эдвидж Фойлер (Edwige Feuillere), Арман Бернар (Armand Bernard). По одноименному роману Пьера Луиса (Pierre Louys) 1870-1925.  В романе рассказывается история короля странной страны, имеющего 1000 жен и проповедующего сексуальную свободу для всех, кроме его собственной дочери Алины. Алина, в конце концов, убегает с мальчиком, который на самом деле является скрытой девушкой. В фильме сюжет несколько изменен. Король Павзолий, добродушный правитель и сластолюбец, окружен 366 королевами, которые ожидают или вспоминают свои брачные ночи, единственные в году. Каждую ночь он выбирает одну из жен. Спокойная жизнь на острове заканчивается после прибытия на него летчика, который влюбляется в дочь короля и сеет тревогу в блаженном королевстве Трифема (Triphema). Фильм был сделан в двух версиях. В немецкой «Abenteuer des Konig Pausole» в главной роли Эмиль Яннинг. По роману «Приключение короля Павзолия» в 1930 году в Швейцарии была поставлена оперетта на музыку Артура Онеггера. Другой роман Пьера Луиса был экранизирован Дювивье: «Женщина и марионетка» 1959.  Роман «Приключения короля Павзолия» 1901 был издан в дореволюционной России, но запрещен цензурой и конфискован за порнографию.

 

МОСКОВСКИЕ НОЧИ (Les Nuits moscovites)(Moscow nights)1934 Франция реж Алексей Грановский (Alexis Granowsky). Эта история происходит в Москве во время Первой мировой войны в 1916 году. Но по фильму трудно понять, что Россия действительно ведет войну и находится накануне революции. Забудьте мировую историю, это романтическое приключение могло случиться где угодно. За Наташей (Анабелла) ухаживает молодой человек (Гарри Баур), он заплатил все долги ее семьи. Она медсестра в военном госпитале и влюблена в чиновника (Пьер Ричард - Вилм / Pierre Richard - Wilm). Увы, его принимают за шпиона, и только его соперник может спасти его. Анабелла  великолепна в этой роли, а вот мягкой  Гарри Баур переигрывает, вероятно, вдохновленный Распутиным и его оргиями. Ричард-Вилм также не очень хорош. Но сама история смотрится довольно интересно.

 

КВАРТАЛ БЕЗ СОЛНЦА  1939 (вышел в 1945) Франция QUARTIER SANS SOLEIL реж Дмитрий Кирсанов (Dimitri Kirsanoff), в р. Колет Дарфой (Colette Darfeuil), Берваль (Berval), Надя Сибирская (Nadia Sibirskaia). 

В опасном и криминальном «осужденном квартале» развивается драма, происходящая среди колоритных жителей района лачуг и трущоб. История любви молодой пары, добывающей средства к существованию в этом мире далеко не законным путем. Выданные из мести полиции, они вынуждены оставить свой дом и бежать далеко от этих мест. «Квартал без солнца» отражал идеологические и духовные искания режиссера и напоминал «немецкое реалистическое кино» и кино «Народного фронта». Дмитрий Кирсанов родился по разным источникам в Риге или Тарту в 1899 году, в 1919 году уехал в Париж, где учился в Консерватории игре на виолончели. Этот несправедливо забытый мастер поставил более 20 фильмов, которые теперь редки и мало доступны. Работая всегда в одиночку, Кирсанов был поэтом в кино и не вписывался в обычные категории и шаблоны. Известность получил после выхода своего шедевра «Менильмонтан» («Menilmontant»), также были популярны его короткометражки «Осенние туманы» (Brumes d’au tomne) 1928 и «Два друга» (Deux amis) 1946. Кирсанов был очень разный, но интересный режиссер, он  снял три небольших музыкальных фильма, ганстерский «Франко  порт» 1937 (Franco de port), триллер Le crâneur 1955 и «Похищение» (Rapt) 1934, великолепный фильм, передающий настроение, навеянное дождем и туманом. Этот свой шедевр он создает в Швейцарии, и в нем почти нет диалогов. Снят на музыку Артура Онеггера и Артура Оере, принимавших участие в создании фильма. Дмитрий Кирсанов в своих лучших фильмах создавал визуальное искусство ненатуралистическими средствами, используя изображение, дизайн и метафору, и придавал как бывший музыкант очень большое значение музыке в кино. Был женат в первом браке на киноактрисе Наде Сибирской, которая снялась почти во всех его фильмах. Она снималась также у Дювивье, Ренуара и других режиссеров. «Квартал без солнца» был ее практически последний фильм, в котором она играла. Сибирская пережила Кирсанова почти на 25 лет и умерла в 1980 году.

 

ШЕПЧУЩИЙ ГОРОД (WHISPERING CITY) 1947 Канада  реж Федор Оцеп (Fyodor Otsep), в р. Поль Лукас (Paul Lukas), Мэри Андерсон (Mary Anderson), Хэльмут Дэнтайн (Helmut Dantine). Мрачный, темный триллер нуар. Последний фильм Федора Оцепа. Мэри Робертс (Мэри Anderson), репортера Квебекской городской газеты, ее редактор Эдвард Дюран посылает написать  историю  известной актрисы Рене Бранкур (Renée Brancourt), которая стала жертвой автомобильной катастрофы и умирает в больнице. Рене удается сказать Мэри, что ее богатый друг, за которого она должна была выйти замуж , убит, и его смерть не была несчастным случаем. Она умирает прежде, чем успевает сказать репортеру больше, но присылает посыльного с ключами от ее квартиры и просит, чтобы репортер прочитал ее дневник. В дневнике написанно об адвокате по имени Альберт Фредерик (Пол Лукас), который, как считала актриса, убил ее друга и своего клиента, поскольку был распорядителем его состояния, которое украл. Рене вскоре поместили в психиатрическую больницу. Фильм представляет и  исторический интерес, поскольку это первый фильм студии Игл-Лайэн филм (Eagle-Lion film), которая начала производить фильмы на маленькой студии с жанра нуар.

 

МАНОЛЕСКУ, КОРОЛЬ АФЕРИСТОВ 1929 MANOLESCU / DER KONIG DER HOCHSTAPLER пр-во Блох-Рабинович/ УФА Германия Реж. Виктор Туржанский, в р. Иван Мозжухин, Бригита Хельм (Brigitte Helm). 

Авантюрный фильм. Иван Мозжухин, прекрасный русский актер кино, играет в этом фильме главаря мошенников. Некоторые сцены напоминают доктора Мобузе Ланга. Бригита Хельм («Метрополис») играет здесь отрицательную роль.

 

ВОСТОЧНЫЙ ЭКСПРЕСС 1944 Германия ORIENT EXPRESS Реж. Виктор Туржанский, в р. Уилли Биргель (Willy Birgel). Триллер. Классика жанра. Один из последних фильмов фашисткой Германии. Это изящная небольшая тайна убийства, происшедшего в поезде, мчащемся через не указанную страну Балканского полуострова. Все действия этого очень запутанного сюжета происходят в поезде. Игра актеров действительно хороша, особенно ледяной красавицы Лайзы Зибел (Siebel). Интересный факт - фильм был создан 8 марта 1945. Он был одним из самых последних фильмов, которые будут выпущены прежде, чем закончится война в начале мая (в марте и апреле были выпущены еще четыре фильма, последним из них был фильм Хельмута Койтнера (Helmut Käutner), который он передал цензуре 23 марта, но фильм не был выпущен в прокат до окончания войны).

Восточный Экспресс - название международного пассажирского поезда.Its route has changed many times, and several routes have in the past concurrently used the name, or slight variants thereof. Его маршрут менялся много раз. Although the original Orient Express was simply a normal international railway service, the name has become synonymous with intrigue and luxury travel. Хотя оригинал Восточного Экспресса это просто обычный международный поезд железной дороги, его имя стало синонимом роскоши и интриг. С поездом теснейшим образом The two city names most intimately associated with the Orient Express are Paris and Istanbul , the original endpoints of the service. связаны два  названия городов Париж и Стамбул. Начало и конец пути. Расцвет легендарного  поезда приходится на  1920-е и 1930-е годы, когда королевская семья, знаменитости, куртизанки и шпионы ездили, окруженные роскошью, по всей Европе, наслаждаясь специально разработаным питанием в поезде и отборными марочными винами. The Second World War brought the frivolity of the Orient-Express's service to an end. Вторая мировая война привела Восточный Экспресс к упадку. Хотя он продолжал курсировать еще долго.Ferry services were cancelled and cross-frontier travel became impossible. Только Since 1977, the Orient Express has not served Istanbul. 14 декабря 2009 года Восточный экспресс прекратил поездки, его маршрут исчез из расписания европейских железных дорог. Он стал жертвой высокоскоростных поездов и сниженных цен на авиабилеты. Интрига вокруг Восточного Экспресса сделала ето идеальным местом действия для фильмов  и романов. The most famous was Agatha Christie's novel Murder on the Orient-Express, in which her detective "Hercule Poirot" investigated the murder of a passenger. Наиболее известным стал роман Агата Кристи «Убийство в  Восточном Экспрессе», в котором детектив Эркюль Пуаро расследует убийство одного из пассажиров. The Hollywood movie was partly filmed aboard the train and in replica carriages in a studio. Голливуд тоже не обошел поезд стороной - «102 Долматинца». О поезде было написано девятнадцать книг, а также создано музыкальное произведение под названием «Вариации на тему Восточного Экспресса».

Фильмы, связанные с Восточным Экспрессом:

«Восточный Экспресс» 1934 экранизация романа Грэма Грина

«Восточный Экспресс» 1954 Сюжет вращается вокруг 2-дневной остановки Восточного Экспресса в одной деревне в Альпах.

«Из России с любовью» 1963 Джеймс Бонд борется  с соперником-шпионом в вагоне экспресса.

«Стамбульский экспресс» 1968 Триллер, сделанный для телевидения.

«Убийство в Восточном экспрессе» 1934. 1974, 2001. Адаптация романа Агаты Кристи.

«Романтика в Восточном экспрессе» 1985 ТВ фильм с Шерил Лэдд.

«Смерть, обман и судьба в Восточном экспрессе» 2000. The legendary train was at its heyday in the 1920's and 1930's when royalty, celebrities, courtesans and spies intermingled as they travelled in opulence throughout Europe, enjoying the train service's elaborate meals and fine wines.

The intrigue of the Orient-Express made it a perfect setting for movies and novels.

Режиссер фильма Вячеслав Туржанский родился 4 марта 1891 года в Киеве в семье художника. В 1911 приехал в Москву, учился актерскому мастерству у Станиславского, с 1912 года снимался в кино. В 1914  дебютировал в качестве режиссера. В 1917  после Октябрьской революции переехал в Ялту. В феврале 1920  на греческом товарном судне «Пантера» вместе с женой актрисой Натльей Кованько и другими сотрудниками кинопредприятия «Товарищество И. Ермольева» покинул Россию и обосновался в Париже. Он сменил свое имя на более легкое для французского произношения - Виктор Туржанский. До 1925 года он снял в сотрудничестве с продюсерами Иосифом Ермолаевым, Александром Каменкой и Ноем Блохом  одиннадцать фильмов. В 1927  был ассистентом  Абеля Ганса на съемках фильма «Наполеон». В 1926  поставил франко-германский фильм «Курьер царя» (Der Kurier des Zaren/ Michel Strogoff) по роману Жюля Верна. В 1928-1929 снял два фильма в Германии: «Волга-Волга» и «Манолеску». До 1937 года работал также во Франции, Великобритании и США. В 1936 снял на студии УФА приключенческий фильм «Город Анатоль» (Stadt Anatol), а с 1938  постоянно работал в Германии. На студиях УФА и «Бавария» ставил не только развлекательные, но и пропагандистские антисоветские фильмы: «Тайный знак ЛБ 17» (Geheimzeichen LB 17, 1938), «Губернатор» (Der Gouverneur, 1939), «Враги» (Feinde, 1940). После Второй мировой войны успешно продолжил свою карьеру в Западной Германии. С 1958 года работал преимущественно во Франции и Италии. Виктор Туржанский умер 13 августа 1976 года в Мюнхене.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. «…Деловые взаимоотношения с Россией таковы, что нельзя было бы осуществить более легкую идею, чем открыть студию в России на американские средства. Но можно быть уверенным, что через несколько лет это станет возможным, и тогда предлагаемая мною русская студия явится великолепным готовым началом для того, чтобы завязать крепкую мощную связь. Студия эта, конечно, должна находиться под высшим управлением «Юнайтед Артистс», но она должна иметь автономные права, которые должны быть оговорены».

Очевидно, что взятый на контракт русский режиссер сильно превысил возлагавшиеся на него полномочия, подобная студия в системе голливудского производства была немыслима. Однако если даже гипотетически предположить, что безумный проект по ее созданию был бы осуществлен, она была бы, по всей вероятности, сейчас же отторгнута и раздавлена американской системой кинопроизводства. Более того. Помимо стороны организационной, связанной с проблемами структурного, финансового и производственного характера, существует аспект чисто психологический: русский режиссер мыслит в других нравственных категориях, чем режиссер американский, и ориентируется на параметры требований иного зрителя. Об этом красноречиво свидетельствует история со сценарием, который написал Немирович-Данченко в 1926 году во время все того же своего пребывания в Голливуде для режиссера Вячеслава (в эмиграции — Виктора) Туржанского, предполагая, что тот поставит его на студии «MGM». Туржанский, совсем недавно приехавший в Америку, но покинувший Россию еще в 1919 году и имевший к тому времени уже семилетний опыт работы во Франции, по свидетельству Бертенсона, сценарий раскритиковал с позиций западного человека. «Сегодня приходил Туржанский. Владимир Иванович (Немирович-Данченко) очень подробно рассказал ему план своего сценария, и тот высказал следующие опасения, рассуждая, так сказать, с американской точки зрения: 1) пьеса чересчур длинна и займет слишком много метров; 2) неприемлем, с точки зрения общественной пуританской морали и цензуры, любовник при наличии мужа; 3) неприемлемы два самоубийства и одна смерть; 4) неприемлем герой, отказывающийся от миллионного состояния и уходящий в жизнь лишений и страданий. Это не встретит сочувствия у публики». Перенос творческих принципов школы МХАТа, идеи актерского вживания, перевоплощения и вчувствования в роль, русская любовь к герою-мученику, концепция искусства как зеркального отражения сложных душевных переживаний были поистине противоположны самим основам голливудского подхода к кино. Так же, как Голливуд не принял Немировича-Данченко, сам Немирович-Данченко осудил американское кино: «Киносценарии страдают излишней пестротой, в них слишком много внимания уделено бегам, пожарам, кораблекрушениям, трюкам и слишком мало жизни человеческого сердца и духа». В результате, за пятнадцать месяцев своего пребывания в Америке, ни одного проекта классику русского драматического театра реализовать не удалось.

Американцам, а за ними и всей европейской публике эти фильмы нравятся: в них много колорита, “экзотики”, много новых, популярно изложенных сведений об этой странной стране льдов, белых медведей и великих князей. Великолепные декорации, имена лучших режиссеров, игра первоклассных артистов, — все это еще усиливает интерес к этим постановкам.

Остановить поток грязи, льющийся из самых крупных кинематографических студий Америки на русских варваров, некому. Поднять свой авторитетный голос в защиту нашей истории, литературы, цивилизации, не решится никто, если бы и мог, ибо (и это самое больное, самое страшное для нас) эти картины ставятся не только при участии многих русских кинематографических артистов, но и под руководством русских наблюдателей.

А что можно требовать от голодных русских беженцев, если сам И. Л. Толстой с развязным цинизмом не помнящего родства и отечества бонвивана, помогает американским режиссерам калечить даже произведения своего великого отца...»

История, связанная с экранизацией романа Льва Толстого «Воскресение» (режиссер Эдвин Кэрью, 1927, с участием Долорес дель Рио и Рода Ля Рока), так взволновала культурные слои русской эмигрантской общественности по обе стороны океана, что она заслуживает особого внимания. У В.И. Немировича-Данченко и у его секретаря эта постановка вызвала священный ужас и окончательно убедила в том, что весь вывезенный из России авторитет основателя Московского Художественного театра в глазах американских продюсеров не дает ему право даже на совещательный голос.

Вдова известного русского драматурга, историка и теоретика театра Николая Евреинова, немало работавшего также и в кино, вспоминает в своих мемуарах о том, как они с мужем в январе 1926 года уезжали из Парижа в Америку, соблазненные мифическими посулами одного «мецената». Путешествие на борту «Левиафана» украсилось событием, казавшимся провиденциальным: «Мы ехали в Америку детских мечтаний, в Америку, где забота о хлебе насущном, а тем более о деньгах неизвестна, где всякое предприятие неизбежно приносит доход, одним словом, мы ехали в Америку созданного нами мифа. Нашим соседом по столовой оказался Рудольф Валентино — в те годы самый знаменитый кинематографический артист — ну разве не мифическая встреча? — Каждый день по нескольку раз встречаться и разговаривать с самим Валентино, казалось, сошедшим с экрана, чтобы ввести нас в царство мифической Америки...»

Сразу же по приезде оказалось, что контракт, который пытался навязать Евреинову «меценат» Мейнер, был драконовским, а условия жизни — невыносимыми. Спасение пришло неожиданно — дирекция театра «Гилд», решившего ставить пьесу Евреинова «Самое главное», пригласила его наблюдать за постановкой. Евреиновы получили возможность переехать в Нью-Йорк из Кливленда, где они содержались почти в заточении, войти в американскую театральную среду, несколько поправить свое материальное положение. Однако, как только это им немного удалось, не найдя себя в «царстве мифической Америки», в 1927 году они вернулись в Париж.

Пожалуй, возвращение Мозжухина можно было бы предсказать, представляя себе его личность и отношение к кино. Гораздо удивительнее возвращение в Европу Виктора Туржанского, который, как мы помним, наставлял Немировича-Данченко по поводу того, как следует соответствовать вкусам американских зрителей и какие фильмы будут приняты Америкой. У него явно была установка на приспособление к нормам Голливуда. И тем не менее, он так же ограничился одним фильмом — «Искатель приключений» («Adventurer» / «The Galant Gringo», 1928), судя по описаниям, вполне средне-американским, после чего уехал работать в Германию. Америка ли не приняла его или он не принял Америку, но, во всяком случае, Туржанский, не будучи по натуре «бунтарем», также предпочел вернуться в Европу.

 

 

 

Hosted by uCoz