РУССКОЕ, СОВЕТСКОЕ  КИНО - 20-е ГОДЫ

 

КИНОЭКСПЕДИЦИЯ 1921-1946 Сборник редких кинодокументальных кадров.

СУРАМСКАЯ КРЕПОСТЬ 1922  57 мин Киносекция Наркомпроса Грузии Реж. И. Перестиани, в р. Амо Бек-Назаров, Т. Максимова, Л. Радотян, Михаил Чиаурели, Н. Долидзе, Ольга Майсурян, Оданкевич, В. Поликевич, Т. Сакварелидзе, Г. Давиташвили, Алиса Кикодзе, Шалва Дадиани, Захарий Беришвили. По повести Даниила Чонкадзе.

Фильм состоит из двух новелл. Первая посвящена трагической судьбе крепостной крестьянки Марии. Действие второй новеллы происходит в Имеретии. У крепостной девушки рождается мальчик от сына помещика. По велению старого князя ребенка крадут и отправляют на воспитание в Тифлис. Идут годы. Дурмишхан воспитывается у сестры князя вместе со своей сверстницей — сиротой Вардуа. Отправляясь в первое путешествие, Дурмишхан клянется Вардуа в любви и верности, однако вскоре женится на другой и поселяется в Суране. Узнав об измене возлюбленного, Вардуа решает жестоко мстить. Во время наступления турок на Имеретию она внушает грузинскому царю, что победа над врагом будет одержана, если сына Дурмишхана замуруют живым в стену Сурамской крепости. Царь приказывает выполнить указание прорицательницы.

 

ПРОЕКТ ИНЖЕНЕРА ПРАЙТА. 1918 Реж. Лев Кулешов. Реставрированный вариант Извольского с интертитрами (с подробными комментариями к каждой  части (всего 26) фильма) + старый вариант Ханжонкова). Бонус «Эффект Кулешова» 1969  54 мин Реж С. Райтбург (документальный).

НАПОЛЕОН-ГАЗ 1923  Реж. Семен Тимошенко, в р. Евгений Боронихин, Иона Таланов, Ольга Спирова, Елена Чайка, Яков Гудкин, Р. Рубинштейн, Н. Фридлянд, В. Ланде. Агитфильм. Картина явилась довольно смелой и оригинальной попыткой создать фантастико-публицистический фильм на оборонную тему. Империалисты, жаждущие смести с лица земли очаг коммунизма, снаряжают устрашающую воздушную флотилию, которая должна нанести удар по Ленинграду. Флотилией командует американский инженер, титулованный «Наполеон-Газом» за изобретенное им химическое оружие невиданной силы.
Эскадрилья американских самолетов, вооруженных газом Ганнимера, летит на Ленинград. Американские рабочие извещают ленинградцев о надвигающейся катастрофе. Но воздушная атака по городу уже началась, а десантные войска противника захватывают один за другим пригороды города. Красная Армия организовывает оборону и отражает нападение врага. Все это  приснилась комсомолке, приехавшей в колхоз агитировать за Авиахим.                                                                                                                                          Творческая судьба С. А. Тимошенко целиком связанна с киносудией «Ленфильм», куда он пришел в 1925 году. В молодости он успел попробовать силы в многих областях, был артистом Большого драматического театра, режиссером эстрады и блестящем конферансье. Осуществлял постановки массовых народных зрелищ и вел драматические кружки. Тимошенко был известен и как литератор – автор сатирических пьес, фельетонов. Его первая лента - «Радиодетектив», поставленная, как и большинство его картин, по собственному сценарию. Агитка рассказывала о похождениях нэпмана, укрывающегося от уплаты налогов. Нэпмана разоблачают и вылавливают с помощью..радио. Фильм отличал бесконечный каскад комических трюков и сногшибательной эксцентрики. В следующем фильме «Наполеон-Газ» вместе с оператором С. Беляевым и замечательным художником Е. Енеем режиссеру удалось создать в фильме впечатляющие картины будующей войны. Перед глазами предстал настороженный город, снятый (едва ли не впервые в нашем кино) с самолета. На экране разворачивались яростные сражения с вражескими десантниками, воздушные бои сменялись газовыми атаками. Дальше Тимошенко поставил картину «Турбина N3», посвященную сооружению мощной гидроэлектростанции на одной из наших северных рек. Режиссер отказывается от павильонных декораций, выезжает со съемочной группой в сложную экспедицию и ведет съемки на Волховстрое. Ранний этап творчества художника завершает фильм «Ордер на жизнь», где в бешеном ритме разворачивается борьба хлебозаготовителей против скупщиков хлеба – частников. В стиле вестерна идет ожесточенноая погоня за вредителем, заканчивающаяся эффектными кадрами его гибели на элеваторе в тысячепудовом потоке зерна. В 1928 году, основываясь на подсказанной ему самой жизнью материале, Тимошенко создает в содружестве с писателем В. Шкловским сценарий «Два броневика» и ставит по нему фильм. Фильм посвящен октябрьским событиям в Петрограде, которые преломляются через судьбу шоферов броневого девизиона Карпова и Васильева. Один встает на сторону пролетариата, другой остается в стане врагов революции. Осваивая революционную тему, Тимошенко экранизирует известную повесть Фурманова «Мятеж», затем с писателем Николаем Тихоновым работает над картиной «Заговор мертвых», посвященной грозным событиям 1919 года. Прорыв красного фронта Юденичем, заговор белых внутри Петрограда, мобилизация рабочих, наступление Красной Армии…Выпущенная в 1930 году, эта была последняя немая картина Тимошенко.

 

БАНДА БАТЬКИ КНЫША 1924  В 6-ти частях Реж. Александр Разумный, в р. Петр Леонтьев, А.. Хачатурьянц, Борис Шлихтинг, Т. Котельникова, Игорь Аркадин, Ольга Нарбекова, Ф. Осипов, Анатолий Горчилин, В. Кригер, Антонин Панкрышев, Николай Охлопков, Александр Громов, Николай Бравко, Всеволод Массино, Галина Кравченко.
Гражданская война. Небольшой город прифронтовой полосы освобожден Красной Армией. Но в самом городе и его окрестностях белые банды при поддержке бывших чиновников и местного духовенства ведут подрывную работу. Переодетые чекисты под видом банды Кныша врываются в город и, чтобы «пересчитать» белых, провоцируют «союзничков» к открытым совместным действиям. Первая роль в кино Н. П. Охлопкова.

ПРОТИВ ВОЛИ ОТЦОВ 1927  44 мин, студия «Пролеткино» (сокращенный вариант кинофильма «Мабул»).  Реж. Евгений Иванов-Барков, в р. А. Дзюбина, Давид Иткин, Василий Кожура, Арье Варшавер, Андрей Вершилов, коллектив еврейского театра Габима. Фильм воскрешает одну из самых мрачных страниц самодержавной реакции.
Первая версия фильма снята по мотивам повести Шолом-Алейхема "Кровавый поток", который рассказывает об участии евреев в революции 1905 года.

1905 год. Разгул черной сотни, время жестоких репрессий и погромов еврейской бедноты. Кровавый потоп – мабул – обрушился на еврейские местечки, на согбенные плечи трудового люда. В центре фильма стоит образ всеми презираемого биндюжника Липы Башевича. Дочь Липы, Маша, его гордость и надежда, едет учиться в Петербург, где становится революционеркой и погибает от рук царских палачей. И тогда к этому задавленному нищему старику приходит прозрение, он начинает осознавать, что Маша отдала свою жизнь за него и за других обездоленных.
Сохранился вариант фильма в 5 частях. Версия с другими именами действующих лиц, измененной сюжетной линией, и счастливым концом. В финале ленты показаны массовые сцены революционной борьбы в Санкт-Петербурге, сцена еврейского погрома.

Евгений Алексеевич Иванов-Барков (1892-1965) - по образованию художник, выпускник Строгановского училища, человек высокой культуры. Как художник начал свою деятельность еще до революции. Будучи энергичным организатором, возглавил одну из первых советских киностудий. Первый фильм «Железная пята» 1919 (совместно с Гардиным) снят по произведению Джека Лондона. После перерыва участвовал в постановке фильмов в качестве художника: «Из искры пламя» 1924 и «Красный тыл» 1924. В 1925 году поставил вместе с Ю.Таричем «Морока» («Две силы»). В своем творчестве Иванов-Барков обращается к жизни трех народов. В «Морока» - русского, в «Мабуле» - еврейского, а в последнй этап жизни – туркменского. Так «Дурсен», первый фильм, поставленный режиссером в Туркмении, считается истинно национальным произведением, гордостью туркменского кино.

 

ЯД  1927  7 ч.  «Московская фабрика Совкино» Реж. Иванов-Барков, сц. А. Луначарского, в р. Н. Шатерников, В. Герасимов, Н. Цертели, О. Малышева, Н. Рогожин. По одноименной пьесе Луначарского. Фильм сохранился без 5-й части. Из жизни советской молодежи. Шпионская драма.

Художник текстильной фабрики Валерий Шурупов, член общества «непризнанного гения» Христофорова, вступив на путь разгульной жизни, в один прекрасный момент оказывается жертвой шпиона, прибывшего из-за границы с заданием убивать при помощи яда крупных советских работников. С помощью демонической женщины Риммы шпион заставляет Валерия отравить своего отца. Окончательно запутавшийся Валерий решает сам принять яд.

 

СТЕКЛЯННЫЙ ГЛАЗ 1928  5 ч. «Межрабпомфильм». Реж. и сц. Лиля Брик, В. Жемчужный, в р. А. Головня, В. Полонская, Н. Прозоровский. Фильм посвящен производству картин. Картина в какой-то мере направлена против штампов игрового кино и основана на противопоставлении документальной и художественной кинематографии, представляет собой монтаж интересных, богатых по материалу документальных кадров. В картину включен игровой эпизод, пародирующий авантюрно-психологические кинодрамы и американские боевики тех лет. Это была одна из первых работ, снятых на «Межрабпомфильме».  «Стеклянный глаз» Лили Брик состоит из двух частей -  документальной съемки заводов, полей и пароходов и из нарезки кадров из западных фильмов, - разоблачавших киногрезы зрителя. Кадры зарубежного кино по просьбе Лили Брик подбирал лично Маяковский, ездивший тогда в Германию.

Главную роль в «Стеклянном глазу» сыграла Вероника Полонская. Это первая роль в кино Полонской.  Когда съемки уже закончились, Брик вздумалось познакомить Маяковского с красивой женщиной. Повод нашелся быстро: Полонская снималась в своих костюмах и оставила их на съемочной площадке. Лиля вручила платья Маяковскому и отправила поэта на квартиру актрисы. Результатом той встречи стал бурный роман и знаменитая фраза в завещании поэта: «Товарищ Правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Полонская». Фильм сохранился без 4-й и 5-й частей.


ИУДА («АНТИХРИСТ»)  1929  6 ч.  «Московская фабрика Совкино» Реж Е. Иванов-Барков, сц. П. Бляхин (1886-1961), в р. Б. Фердинандов, Э. Цесаревская, Н. Рогожкин, Е. Ильющенко, И. Штраух, И. Клюквин, Л. Юренев.

Сценарий «Иуды» принадлежал старому большевику-подпольщику, участнику гражданской войны Павлу Бляхину, автору знаменитых «Красных дьяволят». В нем раскрывалась психологическая драма священника, решившего порвать с религией. Атирелигиозный фильм о реакционной роли духовенства в годы гражданской войны. Жизнь большого монастыря. Прозрение старца Ионы, увидевшего, какие дела вершатся именем Бога (женщины-монашенки в келье игумена и др.), было не только декларировано, но и убедительно сыграно Б. Фердинандовым (актер камерного театра). Узнав о приближении частей Красной Армии, крестьяне отказываются платить монастырю за аренду и выступают против ненавистного духовенства. Но силы неравны – на помощь монастырю спешит карательный отряд белых. Грабежи, насилие, расправа над непокорными… События гражданской войны, борьба партизанского отряда с белыми придавали сюжету фильма дополнительную драматичскую напряженность. Однако, главное в фильме - это конфликт в душе Ионы. Для него нет разницы между белыми и красными, но когда он невольно предает бедноту, Иона становится Иудой. От него отворачиваются прихожане, в его адрес сыплятся проклятия. Но когда белые убивают ни в чем не повинного крестьянского ребенка, к нему приходит прозрение. Сцена прозрения одна из самых сильных сцен в фильме.

СКВОЗЬ СЛЕЗЫ / СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ 1928  75 мин (озвучен в 1933 году) LAUGHTER THROUGH TEARS Реж Григорий Гричер-Чериковер, в р. Иван Кавеберг, Мария Горичева, Мария Синельникова, Д. Кантор, Мошель Зильберман и др. Фильм создан по мотивам повестей Шолом-Алейхема "Заколдованный портной" и "Мальчик Мотл".
Следуя Шолом-Алейхему, режиссер Гричер-Чериковер искусно смешивает грусть и юмор в реалистичном изображении жизни еврейского местечка в дореволюционный период. Отец Мотеле умирает, оставив его самостоятельно выживать в окружающем переменчивом мире. Портной Шимен-Эле покупает козу, которая таинственным образом меняет пол всякий раз, как новый владелец останавливается в корчме, расположенной между Козодоевкой, где было куплено это существо, и Злодеевкой, где живет Шимен-Эле.
Гричер-Чериковер подчеркивает бедность и притеснения евреев при царском режиме. Он акцентирует внимание зрителей на выражении лиц и жестах своих героев, которых мастерски играют артисты ведущих московских театров. Особо следует отметить игру юного Мошеле Зильбермана в роли Мотеле.
Премьера озвученной версии фильма состоялась 19 ноября 1933 года в нью-йоркском Acme Theater.

В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ (Будни / За и против / Москва кабацкая / Город зовет) 1927 Белгоскино                         Реж. М. Авербах, М. Донской,  в р. Георгий Бобынин, Александр Тимонтаев, Александр Громов, Галина Малиновская. Психологическая мелодрама, криминальная драма.
Годы НЭПа. В глухом провинциальном городке двое неразлучных друзей, недавно приехавших из деревни, - Саша Бутов, увлекающийся изобретательством, и Герасим Огузкин (Костромин), пишущий стихи, - знакомятся с приезжим лектором и «маститым поэтом» Аполлоном Мыслинским. Он уговаривает молодых людей ехать в Москву, «где только и развернутся их способности». Поначалу все трое живут на чердаке. Вдохновленный приездом в столицу, Герасим пишет стихи и, забыв о товарище, уходит с Мыслинским в редакцию. Оставшийся в одиночестве Саша идет работать на стройку, где знакомится с десятником Громовым, его дочерью Наташей и ее подругой Галиной. Девушки - студентки строительного техникума - проходят здесь практику. Удача улыбается Герасиму: его стихи «под Есенина» нравятся, их печатают. На книжном базаре, где он искал новую литературу по технике, Саша случайно покупает сборник со стихами и фотографией своего друга, теперь известного поэта, Грани Бессмертного. Саша показывает стихи Наташе, и они производят на нее большое впечатление. Беспечная, разгульная жизнь богемы затягивает Граню. Он начинает пить. Стихи Грани перестают печатать из-за «нездорового уклона». Те, кто считались его друзьями в дни успеха, бросают его. Вспомнив о друге юности, Граня решает навестить его, знакомится с Наташей, начинает ухаживать за ней и приглашает к себе в гости. Громов волнуется за дочь, и Саша идет к Гране. Между тем, Граня развивает перед Наташей теорию свободной любви и пытается осуществить ее на практике, но появляется Саша. Между друзьями происходит ссора. Вернувшемуся с очередных «гастролей» Мыслинскому Граня с досадой говорит, что, живя по его рецепту, «сделать жизнь» нельзя. В отчаянии Граня вновь приходит к Саше, который добился того, о чем мечтал: проект рабочего поселка талантливого изобретателя Бутова утвержден. Друзья мирятся. Саша объясняется Наташе в любви, чему очень рад ее отец.

КИНОКАРЬЕРА ЗВОНАРЯ  1927 «Совкино» Реж. Николай Михайлович Верховский (родился в 1887 году, режиссер киностудий «Госвоенкино», «Союзкино», «Межрабпомфильм», «Союздетфильм»). В фильме снимались слушатели  кинокурсов им. Б. Чайковского, в р. В. Борисович (Звонарь), С. Новак (режиссер), И. Козлов (Герой), Н. А. Савская (Героиня), А. Рзазинов, М. Лукин, П. Савин, Л. Клубкрва (Любочка). Комедия в 2-х частях. Фильм сохранился неполностью. В маленьком уездном городке за красавицей Любой ухаживают два воздыхателя, местный охотник за женскими сердцами Петя и звонарь местной церкви. Сюда приезжает, с напутствием директора киностудии экономить пленку, съемочная группа делать ковбойский вестерн.

Во время съемок, увидев связанную героиню, положенную на рельсы, звонарь, думая, что она в опасности, спасает ее и тем  самым срывает съемку, осыпаемый градом проклятий. Но режиссер, присмотревшись, решает, что это то, что надо –типаж! И предлагает ему сниматься. Так началась кинокарьера звонаря. Но так как он ничего не умел, режиссер применяет к нему «зеркальный метод работы». Он должен повторять все движения за ассистентом. Из этого получается много забавных эпизодов.

 

СТЕКЛЯННЫЙ ГЛАЗ 1928 5 ч. «Межрабпомфильм» Реж. и сц. Лиля Брик, В. Жемчужный, в р. А. Головня, В. Полонская, Н. Прозоровский. Фильм посвящен производству картин. Фильм, в какой-то мере направленный против штампов игрового кино и основанный на противопоставлении документальной и художественной кинематографии, представляет собой монтаж интересных, богатых по материалу документальных кадров. В картину включен игровой эпизод, пародирующий авантюрно-психологические кинодрамы и американские боевики тех лет. Первая роль в кино Вероники Полонской. Фильм сохранился без 4-й и 5-й частей.

 

КИНОЭКСПЕДИЦИЯ 1929 ГОДА. Грузия. Горский праздник.  Документальный.

 

СТРАНА НАХЧО (СТАРАЯ ЧЕЧНЯ) 1930  39 мин  Режиколай Лебедев.  Документальный.

 

ИНТЕРНАЦИОНАЛ 1930  Реж. Григорий Александров.

 

САША («ТЕТЯ САША», «САША С УЛИЦЫ»)1930 «Белгоскино» 6 ч. Реж А. Хохлова, сц. О. Леонидов, Л. Кулешлв, А. Хохлова, в р. М. Сапожникова (Саша), П. Ильин, А. Файт, П. Галаджев, Д. Введенский, Л.Семенова.  Единственный фильм, поставленный актрисой  Хохловой. Из деревни в город приехала крестьянка Саша. Она на последнем месяце беременности. Ее муж Дмитрий Котов по ложному показанию кулака Смиренина обвинен в убийстве учителя. Растерявшаяся в большом городе, молодая женщина попадает в милицию, где находит поддержку и понимание. Родив сына, Саша становится регулировщицей. Со временем кулака Смиренина (это он убил учителя и отправил несчастную женщину в город по ложному адресу) разоблачат, а Котова отпустят на свободу.

 

СОРОК СЕРДЕЦ 1930  5 ч. «Межрабпомфильм» Реж. Л. Кулешов, сцен. А. Андриевский, опер. К. Кузнецов. Электрофикация СССР. В картине заметно сильное влияние «Агитпрофильма».

Кулешов подвергся разгромной критике как «лидер формализма и безыдейности в кино». Но, тем не менее, руководство «Межрабпомфильма» решило пригласить Кулешова: его мастерство, изобретательность, дисциплинированность обещали успех. И действительно, в 1931–1932 гг. он снимает документальный фильм «Сорок сердец» (о сорока электростанциях, строящихся по плану ГОЭЛРО), соединяющий игровые, документальные и мультипликационные кадры.

 

ЖИЗНЬ В РУКАХ (ПРОКЛЯТОЕ НАСЛЕДСТВО)1931 Реж. Д. Марьян, в р. Борис Фердинандов, Софья Яковлева, Иван Маликов-Эльворти, Владимир Лисовский, Дмитрий Капка, Николай Братерский, Ия Маркс, А. Фишер, Т. Яворский. С начала 30-х годов в украинском кино значительное место стали занимать фильмы, посвещенные современности. Наглядный агитационный фильм о связи города и деревни, сделанный посредством монтажа мелькающих кадров уборки урожая рабочими заводов и студентами.

 

ХАБАРДА (ПОСТОРОНИСЬ/ ЗДЕСЬ ПАДАЮТ КАМНИ) 1931 Госкинпром Грузии Реж. Михаил Чиаурели,              в р. С. Завриев, П. Чкония, Ш. Асатиани, С. Вачнадзе, Н. Гоцеридзе. 

Этот фильм, блестящий по форме и исполнению, считается у историков кино одной из самых злых сатир на нашу либеральную интеллигенцию. Сегодня они называют эту виртуозно сделанную авангардную картину не иначе как пасквилем. Конец 20-х годов. Исполком Тифлиса принимает решение начать переустройство квартала, а для начала снести старую, ничем не примечательную церквушку. Мелкобуржуазные слои города поднимаются на защиту исторического памятника. Под мелкобуржуазными слоями здесь подразумевается грузинская интеллигенция, которая борется за памятник архитектуры, но рабочие добиваются своего и разрушают церковь. Комсомольцы быстро приводят решение руководства в исполнение, и к великому конфузу «защитников» церкви в ее фундаменте находят плиту с надписью, которая противоречит данным правдоискателей. Под обрушившемся здании они находят табличку на которой написано, что эту церковь построена при непосредственном участии русского правительства при Александре III. И только теперь рабочим становится ясно, что эти мелкобуржуазные силы ратовали не за памятник архитектуры, а за великодержавную политику царя.
Одному из лучших фильмов Чиаурели присуще острая сатира и эксцентрический гротеск. Картина отличается высокой изобразительной культурой, точному следованию жанра. Картина «Хабарда» была видным явлением в киноискусстве начала тридцатых годов. Это один из последних грузинских, так называемых классических, «немых» фильмов. Если внимательно его смотреть, то можно увидеть интересные кадры старого Тбилиси, которого уже нет. Сегодня фильм интересен и этими сохранившимися кадрами старого города.

 

Михаил Эдушерович Чиаурели (1894-1974) окончил в 1914 году школу ваяния и зодчества в Тбилиси. С 1915 года один из ведущих актеров грузинской драматической группы. Снимался в кино: «Арсен Джорджиашвили» 1921, «Сурамская крепость» 1922 Ивана Перестиани, «Ханума» 1924 Александра Цуцунава, «Натэла» 1926 Бек-Назарова. Первый фильм Чиаурели «Последний час» 1928 г. рассказывал о гражданской войне и показал борьбу между большевиками и меньшевиками. В следующей картине «Первый корнет Стрешнев» 1928 г., поставленный совместно с Дзиганом, центральный конфликт был построен на раскрытии главной темы – переделке сознания людей. Для следующей своей кртины «Саба» 1929 г. Михаил Чиаурели взял тему борьбы с алкоголизмом. Он показал как социальную закономерность участие советского общества в судьбе своих членов: оно поддерживает жену и сына Сабы, брошенных им из-за пьянства. Жену Сабы Моро исполнила замечательная театральная актриса Верико Анджапаридзе. В следущем своем фильме «Хабарда» он решительно скрывает маски с других лжетрадиций, и фильм был уже не драмой, а комедией. В силе социального пафоса, в остроте сатирических характеристик чувствовалось влияние творчества Маяковского. Борясь против буржуазного национализма, Чиаурели в то время создал подлинно национальный фильм.

Это был последний немой фильм художника.

 

 

ФИЛЬМЫ СТАЛИНСКОЙ ЭПОХИ 30-50 – х  ГОДОВ

ГОРОД ПОД УДАРОМ 1933 Реж. Ю. Геника, в р. С. Соколова, Борис Ливанов, Николай Подгорный, Лев Фенин, В. Лаврентьев, Александр Антонов, Георгий Бобынин, К. Чугунов. Агитационный фильм о высоком техническом уровне советской военной техники, сделанный в виде фантастического памфлета. Фильм входит в список  «оборонно-художественных» картин 1931-1933 гг. таких, как «Запах великой империи», «Возможно, завтра», «Высота 88,5», «Враг у порога», «Снайпер» и др.  В них на экране были разыграны иллюстративные эпизоды из прошлых войн или из войн будущего.

ЖИВОЙ БОГ 1935  6 ч. «Таджиккино» Реж М. Вернер, Д.Васильев, сцен. С. Ермолинский, в р. М. Штраух (Ага-хан), А. Чаргонин, Л. Фенин, Г. Магдусиева, И. Лагутин (бедняк Сафар). Дадышев (Абдураим), Н. Арнольди.  В фильме разоблачается исмаилизм. Это одна из сект ислама, последователи которой живут в Индии, Египте, Афганистане, Иране и на Памире. Из поколения в поколение исмаилиты поклоняются «живому богу» - главе секты, принося в дань «закет» - десятую часть урожая. В 30-е годы «живым богом» был Ага-хан, человек, получивший европейское образование и тесно связанный с английским империализмом. Жизне Ага-хана, деятельности его наместника на Памире ишана Фарох-Шо и разоблачению верхушки исмаилитов, связанных напрямую с агентурой европейского империализма, и посвящен этот фильм. Съемки фильма проходили на Памире, где исмаилиты до прихода Красной Армии были полными хозяивами и где и разыгралась драматическая история, положенная в основу фильма.

Я ЛЮБЛЮ 1936 10 ч. «Украинфильм» (Киев) Реж. Л. Луков, сцен. А. Авдеенко (по одноименному роману А. Авдеенко), в р. А. Чистяков, А. Егоров, И. Чувелев, Н. Ужвий, Д. Введенский, В. Шерстнев, А. Антонова.   Кинодрама. Фильм повествует о трагической судьбе шахтерской семьи в дореволюционной России. Глава ее – богатырь Никанор (А. Чистяков) - мечтает о собственном доме и ради этого безропотно трудится на хозяина. Добродушный и доверчивый, он оказывается жертвой хозяйского произвола. У его сына Остапа (А. Чувелев) другая судьба. Услышав от рабочих слово революционной правды, он включается в их борьбу. Драматическую роль жены Остапа Горпины с большой тонкостью и мягкостью исполнила выдающаяся украинская актриса Н. Ужвий. В. Гардин в роли хозяина шахты создал образ человека хитрого и умного, умеющего приспосабливаться к обстоятельствам, скрывая свои истенные намерения под маской доброжелательства и сочувствия рабочим.

РВАНЫЕ БАШМАКИ 1933 Реж. и сц. М. Барская. Один из лучших детских фильмов звукового периода. «Рваные башмаки» как бы вобрали в себя все то, что в предшествующий период было завоевано детским кино и продвинуло его на новую более высокую художественную ступень. Серьезная социальная тема на зарубежном западном материале нашла в этом фильме подлинное воплощение. Сложно переплетаются в фильме события детской и взрослой жизни. Здесь дети-герои, в отличие от устоявшихся к тому времени довольно прочно штампов детского кино, пребывают в своем безрадостном, полном невзгод, но истинно детском мире. Они играют, забавляются, пытаются вмешиваться в дела взрослых, но всегда остаются детьми. Их игры порой приоткрывают самые трудные стороны жизни и быта взрослых (они играют в безработных, покупают «в долг» продукты, страдают, как их матери и отцы, от вечных недостатков и угнетающей нищеты). Именно их глазами показана стачка рабочих, митинг на заводе, который ребята видят сквозь щель в заборе. Героям от двух до тринадцати лет. А одному из главных персонажей Буббе, работающему на мусорных отвалах, и храбро прошагавшему весь фильм в рваных бошмаках брата, всего три года.                                                                                                                                                                       Маргарита Барская (1901-1937) начала свой путь в кинематографе еще в середине 20-х годов в качестве актрисы. Окончив в Баку актерское отделение Первой государственной азербайджанской драматической студии и проработав несколько лет в известном на юге России гастрольном театре «Красный факел», двадцатилетняя Барская пробует свои силы в кино. Она сыграла ряд ролей второго плана в фильмах своего мужа, известного кинорежиссера дореволюционной формации П. Чардынина (под именем Чардынина-Барская или Чардынина). Она играла веселого озорного мальчика-чистильчика («Генерал с того света» 1925), карикатурно толстую бабу-мешочницу времен гражданской войны («Соль» 1925 по рассказу Бабеля), коварную и жестокую панну начала XVII века («Тарас Трясило» 1927). Однако эти работы, равно как и съемки в сенсационно-натуралистической ленте С.Митрича «Бабий лог» (роль крестьянки Дарьи 1925) как и в забавной комедии А. Довденко «Ягодка любовь» 1926 (роль девушки) не принесли Барской известности. В 1929 году Барская ставит свой первый фильм «Кто важнее – что нужнее», который в доступной для ребят форме рассказывает о политике партии в деревне. Но громкий успех пришел после ее следующего фильма «Рваные башмаки»пыт Барской в этом фильме оказался новаторским. До этого не только советское, но и зарубежное кино не знало примеров столь широкой панорамы характеров детей разного возраста. Лента Барской стала победой отечественного детского кино. В середине 30-х годов в Москве создается первая в мире детская киностудия «Союздетфильм» (первые фильмы «Ай-Гуль», «Трое с одной улицы») не без прямого участия Барской. Барская ставит фильм «Отец и сын». Однако на экраны он не вышел. Дальнейшие ее планы (она работала над сценарием по Твену «Принц и нищий», задумывала фильм о Пвлике Морозове, хотела снять фильм о животных) помешала ее преждевременная гибель.

ОТЕЦ И СЫН 1936 Реж. М.Барская, в р. Теодор Вульфович, Василий Новиков, Лев Свердлин, Ольга Жизнева, Михаил Тарханов. Последний фильм М. А. Барской. Сохранился неполностью. Психологическая драма о сложных взаимоотношениях двенадцатилетнего мальчика и его отца — директора завода, ушедшего полностью в дела производства и не уделяющего сыну внимания. Мальчик забрасывает учёбу после ссоры с отцом, уходит из дома и сталкивается с уголовным миром. Только после серии происшествий и разговоров с разными людьми отец понимает свою ошибку. В финале отец и сын обращаются друг к другу со словами: "Я был не прав".

 

ИГРА В ЛЮБОВЬ 1935  Реж.  Аббас Мирзаариф-заде. 

Аббас Мирзаариф-заде (1893-1938). Родился в городе Шамахы. Родители: отец - богатый землевладелец, мать - известная детская писательница (Гюль-Джамал-Хатун), печаталась в журналах Санкт-Петербурга и Казани. Шариф-заде участвовал в любительских спектаклях, с 1908 г. на профессиональной сцене. Первая роль в пьесе Мольера «Лекарь поневоле» (исполнял роль немой девушки). Был ведущим актером оперной труппы Гаджибековых, с 1920 г. – Театра им. Азибекова.  В тетре создает галерею ярчайших образов Отелло, Шейх Санай, Октай, Айдын и др. Лучшая роль - Гамлет (926г). В 1928 году получил звание Заслуженного артиста Азербаджанской республики. В 1935 году звание народного.

Впервые на экране Шариф-заде появился в 1916 году в фильме «Князь Темир-Булат». В 1924 году снимается в фильме «Сова» (Baygus), в котором создал образ злого хана. Снял свои первые антирелигиозные фильмы «Во имя Бога» 1925 г. и «Гаджи-кара» («Приключение скряги») 1929 г. Как актер снялся в фильме «Око за око, глаз за глаз» 1924 г. о происках агента американской разведки в постановке мастера научно-популярного кино А. Литвинова. После перерыва снимает «Игру в любовь» 1935, документальный «Азербаджанская Советская Социалистическая республика», рассказывающий об успехах молодой республики. В это же время он также поставил небольшой фильм «Шахсей-Вахсей». Последний раз сыграл в театре 3 декабря 1937 года в «Макбете». Арестованный и обвиненный в связях с мусаватистами в октябре 1938 года был растрелян.

 

ВОССТАНИЕ РЫБАКОВ 1934 75 мин Реж. Эрвин Пискатор (театральный режиссер из Германии), в р. Алексей Дикий, Вера Янукова, Николай Гладков, Дмитрий Консовский, Эмма Цесарская, Сергей Мартинсон, Константин Эггерт, Владимир Уральский.

По повести Анны Зегерс. (1928, рус. пер. 1930), посвящен революционной коммунистической борьбе.

Заграничную жизнь эмигрант из Германии Пискатор знал не понаслыщке. Потому он не испытывал  трудности в описании Запада. Достоверность среды и атмосферы действия, подлинность материального мира были одной из сильных сторон фильма. На экране возник Запад «без фокстротов и униформ», как писали газеты отметившие «фламандское» пристрастие режиссера к вещественной красоте жизни.

Главные герои фильма, вожак рыбацкого поселка Кеденек (А. Дикий), матрос-коммунист Гулль (Н. Гладков), молодой рыбак Андреас (Д. Консовский), борются с несправедливостью. Борьба труда и капитала приводит к забастовке. В стычке с солдатами, вызванными для подавления забастовки, Кеденек погибает. Фильм завершается массовой сценой похорон, которые переходят в восстание рыбаков. Кадры бесчинства солдат, монтажно вставленные в сцену похорон, нагнетали напряженность. Вырывая из могил кресты и вооружившись ими, рыбаки идут на приступ под пулеметы…

В приемах монтажа в фильме чувствуется подражание «Броненосцу Петемкину» Эйзенштейна. Пискатор был крупным и оригинальным художником, но он не мог не испытать влияние эстетики немого кино.

 

ГИБЕЛЬ СЕНСАЦИИ (РОБОТ ДЖИМА РИПЛЯ) 1935  «Межрабпомфильм» Реж. Александр Андриевский, в р. Сергей Вечеслов, М.Волгина, Владимир Гардин, Анна Чекулаева, Сергей Мартинсон. По пьесе Карела Чапека. Научно-фантастический фильм. Ученый-идеалист Джим Рипль создает роботов для облегчения труда рабочих. Роботы оказываются очень эффективными, и капиталисты хотят полность заменить ими рабочих на фабриках. Начинаются забастовки. Для усмерения рабочих капиталисты делают из роботов бесстрастных карателей. Изобретатель пытается препятствовать этому, но погибает. Однако рабочие находят способ перехватить управление роботами.

 

СЫН МОНГОЛИИ 1936 СССР/Монголия  Реж. Илья Трауберг, сц. Лев Славин, в р. Цевен, Сосор-Барма, Гомбо, Бато-Очир, Игин Хорло, Цигмит, Ир-Кан, Зула Нахашкиев, Рабдан, Пагма. Первая постановка «Ленфильма» с монгольскими кинематографистами. В основе этого игрового фильма лежит судьба пастуха-монгола. Чтобы добиться ответной любви, влюбленный в Дулму Цевен отправляется на поиски сказочного сада, плоды которого, как гласит легенда, сделают его богатырем. Однако во время песчаной бури Цевен оказывается на территории Внутренней Монголии. Вскоре молодой пастух попадает в руки палачей-колонизаторов. Думы о сказочном саде отступают, и герой начинает осознавать реальность, от которой не так-то просто уйти. С помощью нового друга ему удается избежать казни и вернуться на родину, где все это время его ждала Дулма.  К сожалению, фильм сохранился только на монгольском языке. Русский вариант фильма считается утерянным.

МИТЬКА ЛЕЛЮК  1938  Реж. Алексей Маслюков, Мячеслава Маевская, в р. Л. Фесенко, Н. Великая, Н. Ужвий, Э. Боярчук, Л. Гитлин, В. Коновалов, Е. Пономаренко, И. Кононенко, Н. Братерский, М. Макарова, Д. Кадников, И. Маяк, А. Мальский, В. Поддубный, М. Горнатко, А. Дорошевич.
Об участии детей в партизанском движении. Действия происходят на Западной Украине в годы Гражданской войны.

 

КОНЦЕРТ НА ЭКРАНЕ  1940  Реж. Семен Тимошенко, в р. Петр Березов, Александр Борисов, Кетевана Джапаридзе, Наталья Дудинская, Иван Москвин, Евгений Мравинский, Лернид Утесов, Владимир Хенкин, Вахтанг Чабукиани, Николай Черкасов, Борис Эдер, Юрий Юрьев.  Фильм-концерт с участием популярных актеров и музыкантов.

 

РОМАНТИКИ 1941 Реж. Марк Донской, в р. Даниил Сагал, Ирина Федотова, Владимир Владиславский, Маркина, Михаил Трояновский, Иоаким Максимов-Кошинский, Сергей Ван-Тэн-Тау, Витя Упхонов, Боря Ван-Фу. На культбазу, расположенную в тундре, приезжает молодая учительница. Чукчи не хотят учить своих детей и не доверяют русской женщине, потому как давно привыкли к обманам и варварству русских купцов. Проходит время, и Татьяне Петровне удается переубедить местных жителей.

ЮНЫЙ ФРИЦ  1943  Реж. Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, в р. Михаил Жаров, Максим Штраух, Михаил Астангов, Всеволод Пудовкин, Константин Сорокин, Янина Жеймо.
Экранизация одноименного сатирического стихотворения С. Маршака о воспитании «настоящего фашиста».
Фильм снят в откровенной эксцентричной манере с условными декорациями и персонажами-масками. Возможно, яркая условность стилистики стала одной из причин запрета фильма.

 

ОДНА СЕМЬЯ 1943 Реж. Григорий Александров, в р. Любовь Орлова, М. Жариков, О. Филиппова, Хосров Меликов, Мерзия Ханум, Олег Жаков, Алекпер Меликов, Х. Курбанова, Кязим Зияя, В. Шарипов, Виктор Шарлахов. Боевой киносборник. О героических буднях жителей Баку в годы Великой Отечественной войны. Состоит их трех новелл, объединенных общим сюжетом: фронтовик-азербайджанец, оказавшийся в отпуске, попадает в русскую семью, приветливо встретившую его. Между героем и дочерью хозяев возникает чувство. Сюжет картины составляют рассказы, которыми обмениваются герои. Фильм на экраны не выпущен.

 

МАРТ-АПРЕЛЬ 1943  Реж. Василий Пронин, сц. Вадима Кожевникова, в р. Олег Жаков, Янина Жеймо, С. Ланская, Александр Ширшов, Павел Суханов, Михаил Трояновский, Карл Гурняк, Вадим Липпарт. По одноименному рассказу В. Кожевникова.
Великая Отечественная война. Капитану Жаворонкову, командиру группы советских разведчиков-парашютистов, поручено лично уничтожить склад бомб, находящийся на территории, оккупированной фашистами. Успешно выполнив задание, Жаворонков встречается в условленном месте с радисткой. Героям предстоит трудный и долгий путь к своим через лес, тронутый половодьем.

 

ПОБЕДА НА ПРАВОБЕРЕЖНОЙ УКРАИНЕ И ИЗГНАНИЕ ФАШИСТКИХ ЗАХВАТЧИКОВ ЗА ПРЕДЕЛЫ УКРАИНЫ 1943-1944   1945  Реж. А. Довженко, Ю. Солнцева, киногруппа В. Штатлан, С. Гуров, М. Омульков,

текст читает Л. Хмара. Документальный.

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ СТАЛИНГРАДА 1944 45 мин  Реж. И. Посельский. Документальный.

 

ПОМЕСТНЫЙ СОБОР 1945  35 мин Реж. М. Славинский, операторы С. Семенов, А. Карпов. Поместный собор, состоявшийся в Воскресенском храме в Сокольниках с 31 января по 2 февраля 1945 года. Документальный.

 

ОСВОБОЖДЕНИЕ ВЕНЫ 1945  13 мин DIE BEFREIUNG WIENS  По материалам кинохроники, снятой в 1945 году. 1955 г.

 

ВО ИМЯ ЖИЗНИ 1946 Реж. Александр Зархи, Иосиф Хейфиц, сц. Е. Габриловича, в р. Виктор Хохряков, Михаил Кузнецов, Олег Жаков, Клавдия Липанова, Владимир Дорофеев, Александр Зражевский, Борис Кудрявцев, Михаил Ростовцев, Николай Черкасов, Людмиоа Шабалина, М. Громыко.  Три молодых хирурга работают над проблемой восстановления клеток. В процессе работы двое перестают верить в успех начатой работы и прекращают научные изыскания. Доктор Петров продолжает исследования. В трудные минуты его поддерживает начинающая актриса Лена Погодина. Доктор любит Лену, и уверенно идет к победе.

Сталинская премия II степени (1947).

ДОМБИ И СЫН 1946 (фрагменты) Реж. М. Таврог, в р  Г. Галимжанова (старуха Марвуд), В. Бондарева (Алис). По одноименному роману Чарльза Дикенса.

ВОЗВРАЩЕНИЕ С ПОБЕДОЙ 1947 Рижская киностудия Реж Александр Иванов, в р. Артур Димитерс, Людмила Шпильберг, Велта Лине, Леонид Лейманис, Янис Филипсон, В. Силиниек, Павел Волков, Э. Зилле, Хельмут Зоммер, Янис Осис, Расма Рога, Харий Авенс, Жанис Катлапс. По пьесе В. Лациса "Победа".
Годы второй мировой войны. Из-за предательства лейтенант советской армии Август Гриезе попадает в плен. Фашисты пытаются склонить его на свою сторону. Август отказывается. Тогда фашисты по радио передают якобы обращение Августа к латышам прекратить сопротивление. Товарищи по оружию считают его предателем. Августу удается бежать из плена. Вскоре по всей Латвии разносятся вести о появившемся мстителе-одиночке, бесстрашном партизане по имени Крум.

 

ВЕЛИКАЯ СИЛА 1950  Реж ФридрихЭрмлер. Сталинская премия за 1951 год (всего этой премией режиссер был награжден пять раз). О борьбе советских ученых с космополитами. В 1949 году Эрмлер экранизировал пьесу Ромашова "Великая сила". Герой этой пьесы, профессор Лавров, производил опыты по изменению наследственности — выводил новую породу кур, воздействуя на белок куриного яйца. Эту научную проблему Эрмлер, верный себе, поставил на рельсы политической дискуссии: фильм был посвящен доказательству приоритета советской науки над американской.

Рассказывая о борьбе с генетикой режиссер попутно показал и такое позорное явление как «низкопоклонничество перед Западом». Главным низкопоклонником был старый академик, злобный, умный и постоянно брезгливо твердивший: «Не бывает науки советской и западной. Есть просто наука. Если работа признана всей Европой, отрицать ее глупо». В конце концов, академика удалось разоблачить. Очень правдоподобно его сыграл Федор Никитин.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Фридрих Эрмлер (наст. имя и фамилия Бреслав Владимир Маркович) [1 (13) мая 1898, Режица, ныне Резекне, Латвия — 12 июля 1967, Ленинград], советский кинорежиссер, народный артист СССР (1948). Эрмлер награжден орденом Ленина (1935), орденом Трудового Красного Знамени (1950). Пятикратный лауреат Сталинской премии за фильмы: «Великий гражданин» (две премии — премии за каждую серию, 1941), «Она защищает Родину» (1946), «Великий перелом» (1946), «Великая сила» (1951).
В годы Гражданской войны доброволец, служил в Красной Армии, ходил в разведку к белым в тыл, потом работал в ЧК. В ряды большевистской партии Эрмлер вступил в 1919 г. После окончания гражданской войны в 1923-1924 учился на актерском факультете Ленинградского института экранного искусства. Тогда же снимался в эпизодических ролях в кино.

В 1924 Эрмлер организовал с Э. Ю. Иогансоном Киноэкспериментальную мастерскую (КЭМ) и снял свою первую работу — эксцентрическую комедию «Скарлатина». Ранние фильмы Эрмлера («Катька-Бумажный Ранет» 1926, совместно с Иогансоном; «Дом в сугробах», по мотивам рассказа «Пещера» Е. И. Замятина; «Парижский сапожник», оба — 1928). 

В 1939 г. на экраны страны вышел один из ключевых и лучших фильмов Эрмлера «Великий гражданин», в котором прообразом главного персонажа был С. М. Киров. Его сценарий еще в 1937 г.

Сталин подверг детальному разбору и заявил: «Составлен он бесспорно политически грамотно. Литературные достоинства также бесспорны. Имеются, однако, ошибки. Представители „оппозиции", — писал Сталин, — выглядят как более старшие физически и в смысле партийного стажа, чем представители ЦК. Это нетипично и не соответствует действительности. Действительность дает обратную картину. Портрет Желябова нужно удалить: нет аналогии между террористами — пигмеями из лагеря зиновьевцев и троцкистов и революционером Желябовым. Упомянутое о Сталине надо исключить. Вместо Сталина следовало бы поставить ЦК партии. Убийство Шахова не должно служить центром и высшей точкой сценария: тот или иной террористический акт бледнеет перед теми фактами, которые вскрыты процессом Пятакова-Радека. ...Дело надо поставить так, чтобы борьба между троцкистами и Советским правительством выглядела не как борьба двух котерий (групп) за власть, из которых одной „повезло" в этой борьбе, а другой „не повезло", что было бы грубым искажением действительности, а как борьба двух программ (подчеркнуто Сталиным), из которых первая программа соответствует интересам революции и поддерживается народом, а вторая противоречит интересам революции и отвергается народом. Но из этого следует, что сценарий придется переделать, сделав его по своему содержанию более современным, отражающим все то основное, что вскрыто процессом Пятакова-Радека».

Эрмлер и его соавторы засели за переделку сценария, с намерением добросовестно выполнить сталинские указания. Об этом они писали в газете «Кино» в феврале 1938 г.: «Обыкновенно политическая тема бралась как повод для развертывания конфликта. Мы сделали обратное. У нас в картине сталкиваются идеи, вскрываются политические характеры... Мы стремимся языком художественных образов показать на экране две программы, два пути: победоносный путь большевистской партии, осуществившей ленинско-сталинское учение о построении социализма в одной стране, и путь троцкистско-бухаринских бандитов, выродившихся в штурмовой отряд фашизма, ставших шпионами, диверсантами, убийцами... Жизнь непрестанно вносила свои коррективы в живую ткань сценария. Блестящая работа органов НКВД вписывала новые победоносные страницы в дело окончательного разгрома троцкистско-зиновьевского и бухаринского охвостья. И на этой основе мы стремились глубже и правильнее раскрыть и дополнить характеры наших персонажей... Если наша работа будет положительно оценена советскими зрителями, если она принесет пользу в деле мобилизации бдительности, в деле разоблачения и разгрома врагов народа, мы будем счастливы сознанием, что наш творческий долг выполнен». Эта творческая декларация авторов «Великого гражданина» является точным следованием сталинской концепции, высказанной им при чтении сценария. Нет сомнения, что сделано это было с убежденностью в правоте Сталина.

Но пришла Хрущевская оттепель и Эрмлер решает уйти их кино.  «В те годы я уже разлюбил кинематограф», — писал он в одном из писем. Именно кинематограф — не киноискусство. Время партийных художников миновало, он не знал, куда идти, за кем. «Для него настоящей трагедией был доклад Хрущева на XX съезде, — вспоминал Яков Бутовский. — И я хорошо помню, как он в Доме кино выступал с докладом в связи с разоблачением культа личности. Он был членом правления Дома кино, и ему, как старому партийцу, поручили сделать такой доклад. И он написал такой доклад, но прочесть его не мог. Он просто расплакался, хотя был, в общем-то, человеком сильным». Он действительно не вернулся к игровому кинематографу. «Конечно, ни один игровой фильм, даже если он весьма талантливо, глубоко и широко сделан, не может так воздействовать, как могут воздействовать факты и историческое лицо», — заявил он на очередном собрании. Так возник документальный фильм «Перед судом истории» (1965) — фильм-перевертыш, автобиографический фильм, последний фильм Эрмлера. Перед судом истории предстал Василий Шульгин, 86-летний старик, бывший член Государственной думы.

 

ЗАПОРОЖЕЦ ЗА ДУНАЕМ 1953 Реж. В. Лапокныш. Опера С. Гулака-Артемьевского, в р. И. Паторжинский, М. Литвиненко-Вольгемут, Е. Чавур, Н. Шелюжко. Фильм-опера.

В 1775 году после ликвидации Запорожской Сечи часть запорожцев в поисках «вольных земель»

переселились за Дунаем и попала под власть турецкого султана.

 

ТЕНИ 1953 Реж. Н. Акимов, Н. Кошеверова. Театр им. Ленсовета. Фильм-спектакль. Производство «Ленфильм». По пьесе М. Е. Салтыкова-Щедрина. В р. В. Лебедев, В. Петров, Г. Короткевич, В. Будрейко.
60-е годы XIX века. Из провинции в Петербург приезжает либерально настроенный молодой чиновник Бобырев. Он надеется под покровительством своего школьного товарища Клаверова, ставшего генералом, сделать карьеру. Генерал с радостью определяет Бобырева в свою канцелярию, и уже выстраивает планы, как через красавицу Софью, жену Бобырева, будет вести успешную борьбу с противниками и влиять на сластолюбивого министра Тараканова…

ОБ ЭТОМ ЗАБЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ  1954 Режиссер: Леонид Луков. В р. С.Бондарчук, Л. Смирнова, О. Жизнева, Е. Гоголева, Н. Плотников, А. Хвыля, В. Ушакова, В. Тихонов, Н. Крючков, В. Орлова, Б. Тенин, Ю. Лавров, Л. Масоха, В. Соловьёв, В. Емельянов, В. Гуляев, Г. Юматов и другие. Об искусно замаскировавшихся сразу после войны на западной Украине украинских националистах и их разлагающе-подрывной деятельности.

ТАЙНА ГОРНОГО ОЗЕРА  1954 Реж. Александр Роу, в р. Хорен Абрамян, Ваган Багратуни, Гурген Габриелян. Детский приключенческий фильм. По повести В. Ананяна «На берегу Севана».
Полям и садам большого селения, находящегося в горах Армении, не хватает воды. Согласно преданиям, в древние времена здесь протекала река, которую злое чудовище упрятало от непокорных людей. Однажды в селение приезжают геологи. Школьники Камо, Никита и Грикор решают помочь экспедиции и отправляются в поход. Пионеры находят в горах осколок старинной плиты и узнают, что река исчезла после землетрясения. Они отправляются в горы, чтобы сообщить геологам о важном открытии. Неожиданно начавшаяся гроза вынуждает ребят укрыться в пещере, выход из которой вскоре заваливает. Блуждая в таинственных подземных лабиринтах, ребята обнаруживают исчезнувшую реку.

 

Hosted by uCoz