К истории Холодной войны.  «Лучше быть мертвым, чем красным»

Первый антисоветский фильм вышел в России во время Гражданской войны, назывался «Зверства большевиков перед сдачей Киева 21 августа 1919», агитфильм, сделанный в Киеве, состоящий из нескольких частей: «Вступление большевиков в Киев. Издевательства красноармейцев. Совет комиссаров. Муки в чрезвычайке. Провакация. 121 растрелянных. Массовые похороны. Встреча белой гвардии.»  В картине удивительно реально инсценировали пытки, расстрелы и прочее. Но сделанная на скорую руку с желанием использовать сенсационность темы и заработать, она не имела успеха. Куда интереснее был другой фильм, сделанный в то же время «Жизнь-Родине, Честь-Никому» 1919 реж Александра Волкова. Съемка проходили в Ростове-на-Дону. Более 10 тысячи статистов, отличные массовые сцены, танки, артиллерия и кавалерия на фронте. Фильм начинается на одном военном заводе, где преступная группа под руководством немецкого шпиона Коха устроила взрыв. Спасаясь от ложного обвинения в убийстве рабочего, директор завода Беляев вместе с дочерью и влюбленным в нее молодым офицером Борисом Марковым бегут на Дон. Там Марков начинает создавать армию для борьбы с большевиками. Беляев схвачен большевиками и расстрелен, а его дочь изнасилована. После смерти отца Нина уходит в Добровольческую армию и встречает там Маркова, который вместе с созданной им армией начинает наступление на большевиков, чтобы «раздавить насильников России и привести страну к великому будущему».

Видимо, первый антикоммунистический фильм в Америке был «Большевизм, взятый на пробу» («Красная республика»/ Bolshevism on trail) 1919, в котором бывший солдат, вернувшийся с Первой мировой войны, под воздействием Октябрьской революции и пропаганды, тоскует по справедливому обществу, где все равны. Чтобы вылечить сына от таких идеалистических представлений, его отец создает коммуну на острове недалеко от Флоридского побережья, чтобы доказать сыну, что эта утопия никогда не сможет работать.

С этого времени и начинается зарождатся «Красная паника» и отсчет того что потом назовут Холодной войной.

В июне 1919 года недавно назначенный министр юстиции и генеральный прокурор Америки Митчелл Палмер (Mitchell Palmer) проснулся от взрыва бомбы, взорвавшейся у порога его дома. В эту ночь бомбы взорвались еще в восьми американских городах. И той же самой ночью возникла первая «Красная паника», охватившая всю страну. На следующий день «Нью-Йорк Таймс» сообщила, что нападение явно имело большевисткое происхождение. После того как Палмер сумел убедить встревоженный сенат, что взрывы имели целью свергнуть американское правительство, ему было выделено на борьбу с анархистами 500000 тысяч долларов. И хотя не существовала никакого закона запрещающего Коммунистическую партию и даже анархистов, новое агенство созданное Палмером, стало собирать инфрмацию о радикалах у полиции, военных, детективных агенств и гражданских лиц.  Джону Эдгару Гуверу, всесильному шефу ФБР, в то время было всего 24 года, и у него еще все было впереди. За короткое время были собраны досье на 150000 тысяч подрывных элементов. На вторую годовщину Российской Октябрьской Революции 7 ноября 1919 года, агенты бюро (GID), Бюро расследования и местная полиция напали на «Российские народные палаты» (Russian People Houses) в 12 городах Америки. Было задержено 184 члена клубов рабочих, «богохульные существа» («Нью-Йорк Таймс») были высланы в Россию на ветхом судне «Buford». Среди высланных была группа анархистов, наиболее печально известная из них была Эмма Голдман (Emma Goldman) – «красная королева Анархии». Ее речи и брошюры в защиту свободной любви, вероятно, были даже более вредны, чем ее радикальная деятельность. Окрыленный успехом, Палмер арестовывает 3000 человек в 33 городах. А ночью 2 января 1920 года по всей стране было схвачено уже 10000 тысяч подозреваемых.  Шесть тысяч из них были освобождены через несколько дней, так как они, как оказалось, не были членами левых партий, а 4000 тысячи должны были быть высланы в Россию. Но то, что сначала, казалось, было триумфом Палмера, обернулось против него, поскольку детали незаконных арестов и высылок стали известны законодателям. Нарушение законодательства США было настолько скандальным, что Генеральный прокурора был вызван в Сенат. Палмер, защищаясь, охарактеризовал арестованных как «моральных крыс, чьи хитрые и лукавые глаза выдают жестокость, безумие и преступления и чьи кривые и деформированные лица и густые брови ясно указывают врожденную склонность к бандитизму и коммунистическим убеждениям». Он продолжал отрицать, что права арестованных нарушались и что в их отношении использовалось насилие. Палмер избежал формального наказания, но оскорбленного «Большого Красного Охотника» позже снова вызовут на допрос, на этот раз в Сенатский комитет по законадательству. Так закончилась первая «Красная паника», которая в последующие годы будет повторяться много раз. А в досье к ФБР попадет несколько миллионов человек,  даже для Пабло Пикассо найдется там место. После выхода романтической комедии Капры «Это случилось однажды ночью» на следующий год появился ремейк «Красное приветствие» (Red Salute) 1935, где был выведен студент радикал – коммунист. Когда богатая девушка, сыгранная Барбарой Стенвик, была поймана с красным агитатором студентом из университетского городка (Hardie Albright), ее отец забирает ее из колледжа и отправляет подальше на юг к границе, «проветрить мозги».Там она познакомится с красивым полицейским, охраняющим границу, и он быстро победит в сердце Стенвик молодого и розового студента. Восемнадцатью годами позже этому фильму дадут вторую жизнь. В то время Америка покроется лихорадочными заголовками  «Казненные Розенберги! Атомные шпионы!», «Маленков требует водородную бомбу!» и т. д., тем создавая потребность на антикоммунистические фильмы. В рекламной компании фильма была изобретена потрясающая легенда КРАСНОЙ УГРОЗЫ на работе, в школе, - семена измены всюду. А название картины будет изменено на «Безудержная Дочь» (Runaway Daughter).

В Москве в государственном издательстве выходит журнал «СССР на стройке» на пяти языках, в каждом номере знаменитый лозунг «Пролетарии всех стран соединяйтесь!». Цена его на декабрь 1935 года в США была 25 центов, и на него можно было подписаться. Весной 1939 года СССР пригласили на Нью-Йоркскую

Всемирную Ярмарку и под экспонаты выделили даже три павильона. В 1939 году выходит и фильм «Ниночка», в котором рассказывается, как русскую аппаратчицу (Грета Гарбо) посылают в Париж с советской группой торговых представителей, и как Ниночка совращается обаянием Запада и влюбиляется в декаденского капиталиста (Мелвин Дуглас). Теперь этот фильм в Америке признается классикой романтической комедии. «Ниночка» была выдвинута на семь наград  Академии. Фильм был повторно выпущен в разгар Холодной войны в 1948, и  снова в 1962. В МГМ  были так довольны успехом «Ниночки», что переделали фильм  в менее шипучую смесь «Товарищ Х» (Comrade X) 1940 с Кларком Гейблом в роли непреклонного представителя Запада и с Хеди Ламарр в роли холодной русской, водителя трамвая, неустоявшей перед американской страстью. Действие происходит в Москве, что естественно предпологает побег Хеди в свободный мир. Эта причудливая сумасбротная комедия еще и выиграла Оскара за сценарий. Позже у этой истории будет еще один ремейк «Железная юбка» (The Iron Petticoat) 1956. Но даже такая умеренная критика матушки-России скоро в Голливуде закончится, когда внезапно после начала войны Советы  станут «нежными и любящими братьями американцев». Но не все этим были довольны. Комитет действия по антиамериканской деятельности, созданный еще в 1938 году, издал эссе «Коммунизм в Америке». Называя коммунистов троянским конем, они пишут в статье «Если Коммунисты захватят Америку в 1942», не дожидаясь Джо Маккарти: «Коммунизм самая большая угроза внутреннему миру Соединенных Штатов сегодня», к статье прилагается фотографии, показывающие мирные демонстрации, забастовщиков, избиваемых полицией, участников марша голода («Безбожные злодеи!»). «Если Коммунисты захватят Америку в 1942» довольно забавная статья, написанная Беном Гитлоу, прежним «общепризнанным» лидером американского коммунистического движения, который не считает  возможной мирную революцию в Америке. «Я не встретил не одного коммуниста», пишет автор, «кто не соглашался бы, что это будет революция пуль, а не избирательных бюллетеней». Гитлоу верит Ленину, который написал что «замена буржуазного государства властью пролетариата невозможна без применения силы во время революции». Создавалось впечатление, что статью написал призрак Эдгара Гувера, кто мог еще написать в ней о приговариваемых к смерти Красным трибуналом США людях.

С 1942 года Голливуд стал выпускать фильмы «О Нашем Отважном Союзнике»,  документальные «Сражения в России» и др., и художественные. В фильмах, подобных «Миссия в Москву» и «Трех Российских девушках», война использовалась как фон для показа романтических отношений. Другие были основаны на более определенной исторической ситуации. «Четники» (Chetniks) - драматическая борьба Югославских партизан против немцев. (Хотя, в действительности, четники Михайловича и с нацистами сотрудничали, и против коммунистов Брос Тито воевали). «Мальчик из Сталинграда» (Boy from Stalingrad) 1943 показывал молодых русских, воюющих с немцами.

Затем вышла «Миссия в Москву» (Mission to Moscow). Бестеллер был издан в 1941 году, киноверсия о приключениях посла США Джозефа Дэйви (Joseph Davies) в Москве в 1936-1938 годах была создана Уорнер Бразерс в 1943 году. Книга, написанная весьма благожелательно, в фильме была еще больше смягчена. Так, описание московских судов 1937 и 1938 показывает приветливых и доброжелательных судей. А в «Г-н Дидс едит в город» (Mr.Deeds Goes to Town) Сталин предстает как провидец и мудрый вождь. В одной сцене посол Дэйви говорит Сталину: «Я верю, сэр, что в историю вы войдете как спаситель человечества». Сам посол Дэвис появляется во вводной части фильма, хваля «прекрасных и патриотичных граждан, создавших этот фильм». Фильм заканчивается восклицанием «Да, теперь мы навсегда вместе!». Навсегда длилось не слишком долго. В 1947 году Комитет по антиамериканской деятельности вызвал Джека Уорнера, чтобы он объяснил, как такая позорная просоветская пропаганда могла быть сделана на его студии?  Может, его об этом просила ФБР? Или правительство помогало субсидировать производство? Уорнер ответил отрицательно, хотя позже в своих мемуарах, вышедших в 1965 году он признается, что об этом его просил Президент, и был заказ на такой фильм от ФБР.  Жаль, что это признание он сделал слишком поздно. Оно бы спасло карьеру сценаристу Говарду Кочу, который был помещен в черный список в значительной степени из-за его работы над «Миссии в Москву». Как отмечал кинокритик Джеймс Аги «фильм был почти как первый советский фильм, сделанный на главной американской студии».

В 1944 году было сделано еще два фильма, воспевающих героизм советских людей: «Песня о России» (Song of Russia) и «Северная звезда» (The North Star), сделанные на Метро Голден Мейер по сценарию Лилиан Хеллман, известной своими прокоммунистическими взглядами.  Действие фильма «Северная звезда» происходит летом 1941 года и начинается с семейного веселья русских, сидящих за скромным столом. Внезапно радио сообщает о смерти ста детей, у которых брали кровь для перелевания немецким раненым. Крестьяне возмущены злодеяниями немцев. Вскоре нацисты входят в деревню. Во главе безжалостный доктор Вном Херден (в блестящем исполнении Эрика фон Штрогейма). Немецкие солдаты гасят пожар, который устроили сельские жители, чтобы их продовольствие не досталось врагам. В наказание немцы забирают для себя женщин из деревни. Несколько человек бегут к партизанам. Между тем, фашисты собирают крестьянских детей в одном месте и используют их кровь для переливания своим раненым, причем некоторые из детей при этом умирают. Главная героиня в картине, молодая девушка, погибает, совершив отчаянное нападение на немецкий пост. В конце фильма партизаны, неожиданно напав, освобождают деревню и наносят поражение фашистам.

Фильм был повторно выпущен как «Бронетанковая атака» (Armored Attack) 1947, все положительное из жизни деревни было вырезано, оставили только военную историю, лишенную пропаганды. Но даже в этой версии в водной части все-таки еще объяснялось, что «русские имеют честь быть нашими союзниками».

«Песня о России» был типичный продукт от МГМ, Роберт Тейлор играет американца, посетившего Советский Союз до войны, Сюзен Петерс играет русскую девушку, в которую влюбляется Тейлор, когда понимает, что она «точно такая же, как американские девчонки». Под музыку Чайковского он посещает ферму ее родителей и  чинит сломанный трактор. Сраженный любовью, Тейлор венчается в местной церкви, но медовый месяц прерван войной. Тейлор начинает делать «коктейли Молотова», а потом поджигает город, чтобы враги не воспользовались его ресурсами. В конце фильма Тейлор и Петерс сообщат нам: «Мы солдаты которые вместе в этой борьбе за все человечество». Сценарист Ричард Коллинс свидетельствовал в комиссии по антиамериканской деятельности (HUAC), что «Песня о России» кажется довольно безобидной. Ему и Паулю Джаико с их прокоммунистическими взглядами противостоял Тейлор, возразавший против пророссийского уклона фильма и настоявшего на вычеркивания из него всех ссылок на колхозы и т. д. Продюссер  Дэвид Селзник отказал Ингред Бергман с ее левыми взглядами в участии в фильме, так как сценарий, который он видел, был слишком благоприятен для России. А Глава МГМ Луи Б. Маейр заявил, что «хотел делать картину только о России а не о коммунистах». Коллинз должен был назвать комиссии 23 имени известных ему людей левых убеждений, прежде чем Комитет заключил, что «Песня о России» была довольно безопасным фильмом для США. Но писательница Эйн Ранд, ядовитая антикоммунистка, сказала на Комитете, что фильм сделал ее больной, и что все улыбки крестьян там были полностью лживы. Хотя, с другой стороны, ну кто же не усмехнулся бы при броске «коктейля Молотова» в нацистких парашютистов? Роберт Тейлор, «дружественный свидетель», показал, что он согласился сниматься, потому что Штаб военной информации имел договор с МГМ на постановку этого фильма.

29 марта 1943 года вышел американский журнал «Жизнь» с портретом Сталина на обложке. 100 страниц текста с статьями, диаграммами и фотоочерками были посвящены России. В редакционной статье

редколлегия оправдывала существование проекта «Мы хотим помочь нашим читателям лучше видеть и понимать русских людей. И мы надеемся, что возможно русские журналисты предпримут подобный проект в отношении США. Конечно, они живут под  информационным контролем государства, но когда мы видим, чего достигла Россия за 20 лет своего существования, то мы можем делать какую-то скидку на их некоторые недостатки».

Среди статей были «Ленин, отец современной России», «Народы СССР» (все 175 различных наций, должным образом отмеченные), «Жизнь Исполнителя. Балет» и «Колхозы». Были также портреты, статьи «Красные лидеры» и история «Тысячелетняя Россия». Но ключевыми были мемуары бывшего американского посла в СССР Джозефа Е. Дависа (Joseph Davies) «Миссия в Москву» (Mission to Moscow), где он был с 1936-1938 гг. Девис всячески смягчал любые подозрения в отношении Советов. На вопрос «Преследует ли Россия желание вызвать мировую революцию?» посол ответил : «Черт возьми, я сомневаюсь относительно этого!» и на вопрос «Мы можем предпологать, что правители России, люди доброжелательные к другим нациям?» Девис сказал: «Я держал бы пари на это!»

А вот как Сталин представлен журналом «Взгляд» (Look) от 27 июня 1944. Согласно журналисту Ральфу Паркеру (Ralph Parker), корреспонденту, аккредетованному в Москве, Сталин половину времени проводит за писанием стихов, а другую половину за чтением их школьникам, которые любили сидеть у него на коленях.

(Посол Джозеф Девис тоже отмечал любвь Сталина к детям в своих мемуарах). Журналист также пишет , что «Сталин является несомненно одним из лучших одевавающихся среди мировых лидеров», сравнивая, к примеру, с Черчелем, с его потертым костюмом. Паркер предпологает, что возможно,  ключ к тайне вождя заключаются во всесторонних знаниях Сталина, он пишет: «Как было установлено, Иосиф Виссарионович Джугашвили имел в школе высшие оценки по всем предметам, кроме греческого», и далее «В дополнение к этому человеку с острой речью, упорному в желаниях и обладающему экстрординарными умственными способностями, есть другой Сталин, любитель литературы, писавший стихи еще в 16 лет, кто даже в течении войны интересовался творчеством молодых поэтов, драматургов, романистов, считавший, что они должны выразить душу новой России. И ясно, что как только эта проклятая война закончится, Сталин возвратится к чтению и написанию своих стихов». Так или иначе это никогда не произошло.   Журнал «Взгляд» вскоре назовут предательским, а Паркер, возможно, будет помещен в тюрьму или попадет под домашний арест за распространение просталинской пропаганды.

Первой ласточкой в похолодании была статья в газете «Дейли Ньюс» 6 января 1946 года «Медведь растет и растет», где вторая по могуществу после Америки СССР была показана большой и голодной нацией, «чьи границы постоянно растут и расширяются. Ялтинское соглашение в 1945 уже дало сигнал, что Советы имеют экспансионисткие настроения, и аппетиты Сталина растут, в конце концов, его смелое или безрассудное решение об аннексии в июне 1940 году Бессарабии, части Румынии, вынудило Гитлера порвать пакт о ненападении и вторгнуться в Россию..». Далее автор пишет: «Россия продолжает распространять «зоны влияния», идя от сильного политического давления к абсолютному политическому доминированию». Несколькими месяцами позже Черчилль скажет свою речь о «Железном Занавесе» в крошечном Вестминстерском колледже в Миссури. Холодная война официально начнется. Журнал «Взгляд» (Look) в середине сороковых на своем «Форуме Взглядов» печатал удивительно откровенные ответы от высокопоставленных экспертов, из которых было можно понять, что медовый месяц со Сталиным заканчивается, и мир стоит перед рассветом Холодной войны, который будет доминировать в Америке ближайшие 20 лет. Многие были поражены в 1946 году, когда в газетных киосках Америки появился номер журнала «Жизнь» (Life)  с лозунгами «Сталин подлец!» и «Джо пошел в ад!», нечасто большая пресса позволяла себе писаnm с таким презрением о главе государства. Лейтмотив статьи в журнале - «Давайте не будем марионетками Москвы!».

Созданная Конгрессом Комиссиz по расследованию  антиамериканской деятельности (HUAC) в 1938 году была уполномочена «исследовать любое поведение, которое могло быть рассмотрено как непатриотичное». Неопределенность этой формулировки было очень на руку председателю комиссии Мартину Диесу (Martin Dies) из Штата Техас. Но Диес был сильно разочарован, когда его поиски красных под каждой кроватью должны были быть временно свернуты из-за нацисткой проблемы. Его эссе «Змей больше, чем я могу убить» (More Snakes Than I Can Kill), которое появилось в журнале «Свобода» (Liberty) в 1940 г. и его книга «Троянский конь в Америке» (The Trojan Horse in America) являются классикой жанра. Но Диеса не доработал до «золотой эпохи Холодной войны» и был смещен, на его должность в 1945 году был избран конгрессмен из Нью Джерси Парнелл Томас (Parnell Thomas).

Когда Хэмфри Богарт присоединился к отряду в пятьдесят человек режиссеров, сценаристов и актеров Голливуда, направляющихся в Вашингтон, округ Колумбия, на специальном самолете, чтобы выразить протест против действий Комиссии по расследованию  антиамериканской деятельности (HUAC), расследовавшей проникновение коммунистов в Голливуд, он представлял себя героем одного из фильмов, где он снимался. Среди протестовавших были Лауренс Бакалл (Lauren Bacall), Френк Синатра, Джон Хьюстон, Рональд Рейган, Денни Кей (Danny Kaye). Они прилетели, чтобы защитить права Алвах Беси (Alvah Bessie), Далтона Трумбо (Dalton Trumbo), Эдварда Дмитрыка, Герберта Бибермана (Herbert Biberman), Альберта Мальца и других названных «Голливудской десяткой». Но усилия их были напрасны. Более того, «Голливудская десятка» вскоре оказалась в тюрьме. Вот тут героический образ Богарта несколько померк после поспешного опубликования покаянного письма, где он описывает себя как «глупого и порывистого американца» и «что он не переваривает коммунизм так же, как любой другой приличный американец». Полная версия письма появилась в марте 1948 года в журнале «Фотопьесы» (Photoplay) и заканчивалась с оценки Богарта себя самого как «находившегося в состоянии как бы наркотического опьянения». Позже Богарт будет все отрицать, но Пауль Хенрид (Paul Henreid), работавший с Богартом в «Касабланке», разоблачит его, назвав это «формой предательства» и порвет с ним все отношения. Покаянное письмо Богарта, получившего в  1952 г. Оскара в номинации «Лучший Актер» видимо ему помогло, в то время как «Голливудская десятка» на десятилетия была лишена всякой работы.

В журнале «Взгляд» (Look)  за 1947 год было опубликовано шуточное «Десять признаков, по которым можно определить американского коммуниста». Вот некоторые из них: «Не щелкает пятками когда Эдгар Гувер расследует ваше прошлое», «Кричит от радости всякий раз когда в соседнем кинотеатре показывают «Миссию в Москву», «Думает, что комиссия по антиамериканской деятельности должна посетить Зимний Карнавал в Сибири», «Держит подписанную фотокарточку Молотова на своей тумбочке» и т. д.

«Железный занавес», первый фильм Холодной войны, рассказывает драматическую историю Игоря Гузенко, шифровальщика из Советского посольства в Канаде. В 1945 году он передал канадцам 109 документов, доказывающих, что его коллеги из посольства украли у союзников документы по созданию атомной бомбы.

В результате усилий Гузенко одиннадцать советских агентов были осуждены. Среди них член парламента Фред Рос и ученый Алан Нунн Мейл. В названии фильма была использована фраза Уинстона Черчилля из его легендарной речи: «Из Щецина на Балтийском море к Триесту в Андриатике железный занавес опустился поперек Континента». Несмотря на то что в фильм «Железный занавес» (вышел в 1948г.) был категории А, и в нем снялись звезды Дан Эндрю и Ген Тиерней, результат получился унылый, а в прокате - провальный. Но

«Железный занавес» запустил цикл фильмов Красной Угрозы и шпионские фильмы категории А, которые покатились после него подобно красному потоку в течении следующих нескольких лет. Что касается Гузенко и его семейства, то они попали в Программу защиты свидетеля для спасения от возмездия НКВД. Забавно, что фильм заканчивается видением семьи Гузенко, идущих по солнечной проселочной дороге в светлое западное завтра, а позади них плетущихся двух здоровенных правительственных телохранителей и несущих корзину с провизией для пикника.

Комикс «Это Завтра» (Is This Tomorrow) был издан в 1947 году и рассказывал, как русские порабощают и побеждают Америку. Ценой в 10 центов и на 52 страницах, эта полуцветная книжка комиксов пользовалась потрясающем успехом, Она выдержала несколько изданий, ее распространяли даже в церквях. В конечном счете общий тираж была выпущен в количестве 4 миллиона экземляров, но в раскаленной истерией атмосфере издатели не стали издавать продолжение, уже подготовленные «Урожай Крови» (Blood Is the Harvest) и «Если бы дьявол говорил» (If the Devil Would). Лихорадочные сценарии коми-переворота появились в средствах массовой информации в последующие годы, включая статью из журнала «Жизнь» (Life) «Красные имеют готовый план по захвату новых стран» 1948, мультфильм «Дайте мне Свободу» (Make Mine Freedom) 1948, фильм «Вторжение в США» (Invasion USA) 1962, телевизионный фильм «Красный Кошмар» (Red Nightmare) (поставленный Министерством обороны), а также феерия книжных комиксов таких, как «Нападение подлецов» (The Sneak Attack) в первом номере «Атомная война» (Atomic War). Но не один из них не мог соответствовать по воздействию на людей  такого «святого ужаса», как комикс «Это Завтра».

В фильме «Красная Угроза» (Red Menace) 1949 ветеран войны Билл Джонс не находит помощи у людей, безразличных к его жалобам, преследуемый красными агентами. Разочарованный, он готов для вербовки в компартию. Совращенный девушкой Молл Хари, очень бедный и легко управляемый человек завлечен на курсы по обучению коммунистическим идеям. Там он попадает под обаяние привлекательной преподовательницы Нины Петровой, которая со временем начинает понимать, что ее ячейкой управляют бандиты. После того, как чувствительный еврейский поэт по имени Соломон совершает самоубийство, Билл и Петрова бегут, даже Молли, плохая католичка, возвращается в Церковь и просит прощения у своей матери.  Неудивительно, что коммунистическая газета «Народы мира каждый день» (Daily People World) назвала фильм «глупым, но опасным».

Вдохновленные частично случаем с Гарри Бриджем (Harry Bridges) (лидер Западного Побережья), когда правительство потратило приблизительно 13 лет и миллионы долларов, чтобы внедриться в союз и посадить красных на скамью подсудимых. Голливуд выпустил фильм «Я была замужем за коммунистом» (I Married a Communist) 1949, несмотря на шумную рекламу, фильм провалился. Он был повторно выпущен через несколько месяцев под другим названием «Женщина на пирсе 13» (Woman on Pier 13), все напрасно, зритель все еще не хотел видеть этот мрачный рассказ о глухих американцах, неспособных справиться с безжалостными коммунистами и их коварными планами занять береговую линию.

Анжела Каломирис (Angela Calomiris) в течении семи лет изображала из себя коммунистку по заданию ФБР.         В 1949 году она выступила свидетелем на суде в Нью-Йорке против коммунистов. В результате одиннадцать высших национальных лидеров Компартии США оказались на скамье подсудимых. В отличие от своих  товарищей Коломирис («Я был коммунистом для ФБР» / I Posed as a Communist for the FBI) не превратила это в средство для наживы или карьеры. Но в 1950 году Липпинкот (Lippincott) все-таки издает ее историю как «Красный Маскарад. Тайна для ФБР» (Red Masguerade: Undercover fof the F.B.I.), в приложении к книге для американцев даны выдержки из Маркса, Ленина и Сталина, то, что она читала в отчетах на суде. К этому времени все одиннадцать обвиняемых коммунистов были признаны виновными и оказались в тюрьме. А Кветик и Филбрик («Я прожил Три Жизни» / Led Three Lives) тоже свидетельствовали для правительства против коммунистов, и по их историям были поставлены фильмы.

Мат Кветик и Херба Филбрик были добровольными тайными агентами ФБР на протяжении 40-х годов. Кветик внедрился в коммунистическую партию в Питсбурге, в то время как Филбрик проник в красные ячейки Бостона. Эти два свидетеля  в 1949 году обвинили нескольких высших членов Компартии в заговоре с целью свергнуть американское правительство. После суда их благосостояние заметно выросло. Кветик, сильно пьющий мужчина, избивший когда-то свою невесту так, что она попала в больницу, продал свою историю, которая в последствии была экранизирована под названием «Я был коммунистом по заданию ФБР». Уорнер Бразерс поставили фильм в 1951 году с Франком Ловеджей, изобразавший человека, который единолично поставил Коммунистическую партию на колени. Питсбург праздновал премьеру в апреле. «День Метью Кветика» закончился парадом. Невероятно, но фильм был выдвинут на получение премии Оскара.

Чтобы превзойти Кветика Херб Филбрик  продал Мак Гроу историю, как он уничтожил Бостонское отделение Компартии, которая была издана как «Я прожил Три Жизни» (I Led Three Lives) 1952. Годом позже национальное телевидение создает на их основе сериал «Коммунестический Рэкет» (Communist Extortion Racket), «Пакеты для Польши» (Parcels for Poland), «Тайна Издания» (Secret Printing Press), «Партийная Дисциплина» (Party Discipline) и т. д. Филбрика пригласили в газету «Геральд Трибун» вести постоянную колонку в качестве комментатора «Красного подполья». Таким образом Америка вознаграждала служащих, лояльных ее системе.

Между тем, Мат Кветик и Херб Филбрик назвали более 500 Коммунистических агентов, среди которых некоторые из них оказались тайными агентами ФБР.

В сентябре 1950 года была арестована Джуди Колон (Judith Coplon), одна из немногих действительно коммунистических шпионов, которых когда -либо сумели арестовать и обвинить ФБР. Колон работала в Минестерстве юстиции в Иностранной секции Регистрации Агентов. В течении ряда лет она передавала документы некоему Валентину Губитчеву (который был ее любовником), члену секретариата ООН. После устроенной для нее западни ФБР взяла ее с поличным. Суд приговорил ее к 15 годам тюрьмы, а Губитчев был выслан из страны. Депортамент США был сильно обозлен на ООН, предоставляющему крышу «противникам Американского образа жизни».

Вопрос о шпионаже был менее легко решен в случае семьи Розенбергов (Rosenberg), обвиненных в атомном шпионаже в 1950 г. Брат Этель Розенберг Дэвид Гринглас, был арестован за присвоение буквально глыбы урана из Лос-Аламоса и кражи атомных тайн и помещен в одну камеру с самозваным кремлевским агентом Гарри Голдом. Розенбергов на основе косвенных улик держали за решеткой в течение трех лет, за это время они были обвинены во всем от Корейской войны до детской кори и свинки. Наконец, 19 июля 1953 они были посланы на электрический стул, сначала Джулиус (Julius), потом Этель (Ethel). Они могли спасти свои жизни, выдав красную шпионскую сеть, но Розенберги отказались и так и не признали своей вины. Президент Эйзенхауэр не позволил себе  испытать и тени сомнения, утверждая смертный приговор. Розенберги своим поступком,  возможно, спасли десятки миллионов людей, отбив искушение одной из сторон воспользоваться своим атомным превосходством. Статус Кво  воцарился в мире на многие десятилетия.Тогда в Америке писали: Джордж Макграт из «Полицейской газеты»: «Ужасная история Розенбергов и 160 Коммунистических агентов в США и Канаде, которые устраивают заговор, чтобы уничтожить нас. Выращенн яд коммунистического предательства в умах большого количества американской молодежи, чтобы они не выросли гражданами и патриотами. Этель и Джулиус Розенберги - опустившиеся предатели Соединенных Штатов. Но Розенберги не должны были умереть, они могли не попасть на электрический стул, выдав советское шпионское кольцо. Но они отказались говорить и своим молчанием продолжали предавать свою страну в смерти, как делали это при жизни. Так они и ушли «в молчании».

Микки Спилейн в 50-е годы издал пять романов о частном детективе Майке Хаммере. Книги разошлись 30 миллионами копий. «Одна одинокая ночь» (One lonely night) была четвертой в этом ряду и содержит все стандартные элементы работ Спилейна. Предательство женщины, ужасный злодей и положительный неподкупный герой. Но было одно новшество. На этот раз Майк Хаммер померился силами с ордой коммунистических головорезов, в чьи планы входил переворот в Соединенных Штатах. По этому роману не был снят фильм, зато следующее приключение Хаммера «Поцелуй меня смертельно» был в 1955 году поставлен Робертом Олдричем, и считается одним из лучших фильмов Холодной войны.

Патриотизм.  Уорнер Бразерс, чувствуя свою вину за поставленную просталинскую «Миссия в Москву» 1943, о которой комиссия по Антиамериканской деятельности была счастлива им напомнить, выпустили «Я был коммунистом для ФБР» 1951 и «Большой Джим Макклайн» 1952, один из наиболее неистовых патриотических фильмов Джона Уэйна из их большого чмсла в его карьере. Могущественная МГМ расстроенная тем, что создала любовное письмо военного времени людям России «Песня России» 1943, покаянно выпускает «Красный Дунай» (Red Danube) 1949 с Джанет Ли, играющую балерину, преследуемую российскими агентами, и «Заговорщика» (Conspirator) 1949 с Элизабет Тейлор, играющую молодую невесту, понявшую, что ее жених Роберт Тейлор – шпион коммунистов. Киностудия Колумбия предложила тоже пару фильмов: «Иди к востоку на маяк» (Walk East on Beacon) о ФБР, охотящихся на шпионов в Бостоне, и «Вторжение в США» (Invasion U.S.A.), в котором драматически рассказывается о красном перевороте в Соединенных Штатах (хотя, в конце выясняется, что это было галлюцинацией нескольких друзей, сидящих в баре). В 1951 в категории «В» выходили «Рука с кнутом» (Whip Hand), в которой репортер обнаруживает коммунистов на военном заводе где-то в северных лесах. Но честь главной картины принадлежит фильму «Мой сын Джон» (My Son, John) 1952 Лео Маккерея, который уже прошел комиссию по антиамериканской деятельности, как дружественный свидетель. В 1950 году вместе с Сессилем Де Миллем он возглавит движение режиссеров, подписавших присягу лояльности. «Мой сын Джон» и был присягой лояльности. Элен Хейс и Декан Джаггер играют родителей, имеющих подозрение, что их сын Джон, которого незабываемо играет Роберт Ходок, является безбожным коммунистом. Даже, когда его братья положат свои жизни в Корее, Ходок глумится над своим отцом. Когда он клянется на Библии, что он не коммунист, Хейнс не верит, мать не обмануть. Она выдает его ФБР с криком «Он должен быть наказан!». Только тогда у Ходока происходит переворот в душе, он на пути признания своих грехов. Но он застрелен  коммунистическим агентом.

В январе 1951 года был принят закон, известный как «Акт безопасности» Сенатора Маккарти. Закон весьма спорный, включающий снятие отпечатков пальцев и разрешение на помещение в концетрационные лагеря в черезвычайных ситуациях. Хотя Трумен наложил на него вето, потому что это «высмеет наш Билль о правах»,

тем не менее, его вето было отвергнуто большинством голосов в конгрессе ( 89%). Акт просуществовал в течение следующих 27 лет. В 1951 году началась вторая волна слушаний в комиссии на предмет лояльности.

Задействовано было огромное количество полицейских и тайных агентов, но намного меньше, чем фактических коммунистических агентов, работающих в США.  Но как любил повторять Эдгар Гувер «потребовалось только двадцать три коммуниста, чтобы свергнуть власть в России».

В 40-50 –е годы около 6 тысяч романов-комиксов было издано в Соединенных Штатов, среди них были и антисоветские. Вот эти названия из давно ушедшей классики: «Поцелуи коммуниста» (Communist Kisses!), «За романтическим занавесом» (Behind the Romantic Curtain), «Я был шпионом»(I Was a Spy!), изданные между 1951-1955 гг. Самой большой проблемой, связанной с американцами после войны, было то, что Россия вызывала большую симпатию в Соединенных Штатах в течении тех лет, когда она боролась против фашизма. И было не просто это переломить, даже используя для этого в своей пропаганде советские концлагеря и события в Венгрии 1956. Для создания «Красной Паники» использованы были и те 30 тысяч членов Коммунистической партии США, обвиненные в подготовке свержения правительства Соединенных Штатов. Коммунисты были также обвинены в том, что они проникли  в школьную систему, а их преподователи  распространяют коммунизм среди школьников. И что эти их идеи были похожи на микроб, который расходится с большой скоростью.

Поль Робсон (Paul Robeson), певец и самый знаменитый чернокожий в мире, в 40-е годы наслаждался своей славой. Политический активист, член Прогрессивной партии и Национального Негритянского Конгресса. Но Робсон был еще и убежденный сторонник коммунизма. Какое-то время, благодаря его славе, ему это позволяли, и он щеголял своей близостью политике Советского Союза. Робсон даже телеграфировал свои поздравления Сталину на его семидесятилетие, и заявил, что «негры не будут бороться с Россией» в речи, признесенной в Париже на Всемирном конгрессе сторонников мира в 1949 году. Но 1949 год был отмечен концом для Робсона. Его печально известный концерт Пикскилл ( Peekskill)  27 августа, организованный левыми, вызвал один из самых больших бунтов в истории Америки,  где куклусклановцы пытались линчевать певца. Неустрашимый Робсон устраивает тут же новый концер 4 сентября вместе с Питером Сигелом и другими исполнителями, разделяющими левые политические взгляды. Последовал другой бунт возмущенной расистко- шовинистической толпы (описанная с пугающими подробностями Говардом Фастом (Howard Fast) в его автобиографии «Я был красным»).Теперь Робсон стал терять поддержку не только среди черного населения, но даже среди своих прежних поклонников, например Элионоры Рузвельт. Даже профсоюзы стали бояться его приглашать. Гастроли Робсона в СССР власти в Америке восприняли как подрывную деятельность. Государственный Департамент в 1950 году отобрал у Робсона паспорт, сделав его невыездным. Теперь он был заперт во враждебной стране – его собственной. Власти организовали информационную блокаду. Его не приглашали на ТВ и не давали выступать с концертами, перестали снимать в кино. Лишенный возможности петь, артист задыхался. Он начинает выступать в маленьких негритянских церквях в Гарлеме, но скоро его лишают и этой возможности. В 1953 году в Советском Посольстве в Вашингтоне он был награжден Международной Сталинской Премией мира (которая, видимо, должна была вызвать еще большую любовь к нему Федерального правительства США). Против Робсона развернулась настоящая травля: «Поль Робсон предал негров?» 1957,  журнал «Черное дерево» (Ebony). Но Робсон не сломался и не озлобился. Когда профсоюз канадских горняков и металлургов пригласил Робсона дать концерт для членов их семей, певца не выпустили из страны. Но в воскресный день 30 тысяч канадских рабочих и их семей приехали к границе. Там, не переступая границы, Робсон спел для них. В мае 1957 года Робсон пел для горняков Великобритании по телефону. В конце концов возмущения народов во всем мире заставили Американские власти пойти на попятную, Робсону вернули паспорт. В 1946 году, даже когда он присягал, что не был членом Коммунистической партии, все же добавил «Я только не могу сдержать чувство симпатии к стране, которая не имеет никакого предубеждения к цветным, стране, которая сдерживает этих западных белых мальчиков, которые хотят уничтожить всех цветных людей. Но мое убеждение не означает еще, что я являюсь частью мирового заговора. Если они хотят отдать меня за это под суд, прекрасно». Робсон назвал американские власти за вторжение в Турцию и Грецию фашисткими. На могильной плите на кладбище, где он был похоронен, выбито «Я сделал свой выбор. Иного пути у меня нет». (Выдающемуся сыну Америки в 1998 году исполнялось 100 лет со дня рождения, и его имя, наконец, вышло из небытия и замалчивания. В США решили торжественно отметить эту дату. Прошло много конференций, концертов и других праздничных мероприятий).

В 1954 г в журнале «Взгляд»(Look) русская жена американского журналиста Джулия Витней опубликовала статью, настоящий ожесточенный обвинительный акт: «Женщины. Граждане России второго сорта». Витней пишет: «Женщины в России имеют шанс быть всем, кроме того, чтобы быть женщиной. Даже сегодня в относительно космополитической Москве красивая хорошо одетая девушка, пользующееся косметикой, это одно из трех: иностранка, актриса или проститутка». Витней в статье, наполненной  проклятиями, заканчивает информацией, «что в Москве только два салона красоты, по Западным стандартам на 5 миллионов населения нужно полдюжины косметических салонов, так давайте бросим на них атомную бомбу, чтобы прекратить их страдания».

В 1951 г. на телевидении из репертуара Холодной войны было предложено «Заграничная Интрига» (Foreign Intrigue), «Паспорт в опасности» (Passport to Danger) и «Опасное назначение» (Dangerous Assignment), где герои немного занимаются шпионажем для Дяди Сэма. В течении трех сезонов (117 серий) выходили «Человек по имени Х» (Man Called X), «Я, Шпион, и Солдаты Удачи» (I Spy and Soldiers of Fortune). Делалось все, чтобы нанести поражение коммунистам в течение сезона 1955 г., «ОSS» (Офицер стратегической службы) 1957, «За закрытой дверью» (Closed Doors) 1958. По радиовещательной корпорации ЭнБиСи в декабре 1955 передали «Красный Кошмар» (Nightmare in Red), историю коммунистической России, там же передали и знаменитый антисоветский роман Артура Кестлера, названный «блестящей антикоммунистической пропагандой» (Геральд Трибун), а когда он вышел в виде пьесы на Бродвее, то критики его назвали лучшим произведением.  

Голливуд был в растерянности после смерти Сталина, так как все ужасы были связаны с ним, и надо было срочно искать замену. Но у американцев к концу десятилетия сохранился остаток страха от того, который проник в ранние фильмы Холодной войны. Фактически Голливуд вызывал только раздражение, когда касался России в своих фильмах. В 1956 году зрители увидели странное зрелище: Кэтрин Хепберн в роли советского офицера противостояла Бобу Хоупу в фильме «Железная юбка» (Iron Petticoat) и «1984»,  роман Джоржджа Оруэлла, наконец был приспособлен к большому экрану. Выходит «Шелковый Чулок» (Silk Stockings) 1957, ремейк «Ниночки» с добавлением песен и танцев. Немного ностальгии, и Дядя Джо был обнаружен в «Девушке в Кремле» (The Girl in the Kremlin), в котором был поставлен вопрос «Действительно ли Сталин жив?». Но основной фильм 1957 года «Реактивный пилот» (Jet Pilot), задуманный еще в 1950, «как наиболее притягательный из военных фильмов, когда либо выходивших из-за Железного Занавеса», Джанет Ли играет советского капитана, который склоняет поковника военно-воздушных сил США  Джона Уэйна к краже реактивного самолета для переправки его Советам. В  50-х годах Голливуд приступил к выпуску фантастических В-фильмов: «Захватчики с Марса» (Invaders from Mars) 1953, «Я Женился на Монстре из Космоса» (I Married a Monster from Outer Space) 1958, «Вторжение похитителей тел» (Invasion of the Body Snatchers) 1956, в которых выражал в аллегорической форме опасения заражения и захвата Америки инопланетянами (подразумевая Красных). Монстры, чудовища или стручки из фильма «Вторжение похитителей тел», изображающие советских людей, были сильным  кинематографическим ходом, на который не пошли русские, видимо, они не до такой степени ненавидели Америку.

Запуск Спутника Земли русскими прозвучал для Америки как гром среди ясного неба. «Нью-Йорк Таймс»          5 октября 1957 года птшет: «Русский Спутник  заставил пробежать холод по спинному хребту Америки. Это событие пытались приуменьшить, но быстро поняли, что эта новость имеет то же самое значение, что и начало Армагеддона. Спутник не был огромен, 184 фута в длину и диаметром 22 дюйма, для Америки это не больше яблока. Но он символизировал миллион тонн атомных бомб. Красные управляли теперь небесами. И эти безбожники даже неверили в Бога!»

После заявления Хрущева «Мы вас похороним» киностудия Колумбия выпускает в 1962 году документальный фильм «Мы похороним Вас!» (Well Bury You!), где Хрущев показан как монстр Кинг Конг, который подчинил полмира, склонившегося к его коленям, и ненавидящего его Мао Дзе Дуна как своего конкурента и врага N 1.

В это же время выходит ряд книжных комиксов, описывающих как Сталин шел к власти, как Хрущев осуществлял десталинизацию, и они наполненны сценами буйной фантазии, например, такая замечательная: красный солдат, приводит в действие детонатор, который взрывает памятник в Вашингтоне(«Этот Безбожный Коммунизм»/ This Godless Communism). Они  были хорошо сделаны, и в них с большим пылом были показаны принудительные трудовые лагеря, расстрельные команды, Венгерское восстание 1956 г., космическая гонка, промывание мозгов населению страны. Эти комиксы были предназначены не для тех, кто любит вспоминать Хрущева как беспечного парня с хорошим чувством юмора. «Этот Безбожный Коммунизм» и его современники «Двойной Разговор» (Double Talk), сделанный после призыва Алена Далласа, директора ЦРУ, делать больше фильмов об угрозе международного коммунизма, и «Два Лика Коммунизма» (Two Faces of Communism), представляющих сатанинскую сторону Хрущева, все еще содержат многое, что можно предложить противникам «ядовитой красной травы».

В 1989 году произошло падение Берлинской стены. В  январе 1990 года в Москве открывается «Макдональдс», симвализируя победу Америки в Холодной войне. Теперь в Соединенных Штатах царит заговор молчания о тех временах, и почти невозможно найти фильмы той поры, они хотели бы забыть те годы, и все что с этим связанно: фильмы, рекламные объявления, романы, книжные комиксы, телевизионные передачи и даже географические карты, наглядно иллюстрирующие дикую ненависть Америки к Советской России.

 

Hosted by uCoz