ЧЕШСКИЙ ШПИОНСКИЙ И ДЕТЕКТИВНЫЙ ФИЛЬМ

РАННИЙ ПЕРИОД

Первые фильмы в 1900-е, снятые на территории Чехии и Моравии, были преимущественно хроникальные и видовые. Но в 1910 – е годы выходят уже и первые чешские художественные фильмы. В это время было поставлено несколько претенциозных игровых лент: «Ночной ужас» (Noční děs) 1914 Яна Палоуша, «Агасфер» 1915 Ярослава Квапила.
Во всем мире начали пользоваться популярностью шпионские фильмы, появившиеся в 1910-х годах: «Девушка без родины» (Das Mädchen ohne Vaterland) 1912 с Астой Нильсон в роли Зидры /
Zidra, цыганки-шпионки, посланной в горную лесную военную крепость на Балканах, чтобы помочь ее захватить. В роли лейтенанта Сергея Иванова снялся Макс Вогрмч / Max Wogritsch. «Немецкая опасность-шпион» («Опасность немецких шпионов» / The German Spy Peril) 1914 Англия, где сюжет вращается вокруг немецкого заговора с целью взрыва здания парламента в Лондоне, «В сетях германского шпионажа» 1915 Россия , «Гунны Северного моря» (Huns of the North Sea) 1914, в котором англичанина, немецкого шпиона, плавающего на рыбацкой шхуне и ставящего мины для подрыва английских кораблей, разоблачает его жена. «Когда люди желают» (When Men Desire) 1919 США,  захватывающие приключения, связанные с разоблачением шпиона, с Тедой Барой в роли Мари Лор  и др.  

Первым Чехословацким шпионским фильмом после провозглашения ее независимости в 1918 году картина «Богра» (Bogra) 1919 режиссера Вацлава Биновича (Václav Binovec). Это шпионская драма была снята с уклоном в романтическую сторону. Танцовщицу экзотических танцев вынуждают с помощью шантажа выйти замуж за высокопоставленного чиновника с целью шпионажа за ним. В главной роли в картине снялась чехословацкая актриса Сюзанна Марвилл (Suzanne Marwille / 1895-1962).В картине она играет двойную роль, графини Эльзы и индийской танцовщицы Богр. Ее смуглое лицо, с черными, густыми волосами и таинственным взглядом как никому другому подходило к этой роли. После успеха этого фильма она еще долго будет играть страстных и роковых женщин, элегантных и опасных. Была замужем за режиссером Мартином Фричем.

Одним из первых детективных фильмов в истории мирового кино считается картина «История одного преступления» 1901 режиссера Ф.Зека, как бы реконструировавшая факты уголовной хроники.

В Чехии признают первой криминальной драмой «Таинственное преступление»  (Záhadný zločin) 1912, поставленное по недавно прошедшему и нашумевшему уголовному делу режиссером Рудольфом Кафкой (Rudolf Kafka / 1871-1913), в картине он и сам сыграл  две роли, почтмейстера и преступника. С ним в паре в фильме снялась забытая совсем теперь актриса Яра Седлачек / Jára Sedláček. Лента до наших дней не сохранилась. Первым чешским триллером  историки кино называют картину «Мастер» («Волшебник» / Čaroděj) 1918 режиссера Антонина Фенцла / Antonín Fencl. Детектив Торп приглашен богатым фабрикантом расследовать обстоятельства кражи на вилле Классов. Вскоре похищают сына фабриканта Славека. Торп с другом Славека обнаруживает тайную пещеру. Постепенно он приходит к выводу, что пещера соединена через секретный проход со старым домом за городом, где, как говорят, живет какой-то мастер…

 

ДВАДЦАТЫЕ ГОДЫ

В 1919 году на экраны выходит чешский криминальный фильм «Таинственная история» (Záhadný případ) 1919 режиссера Лео Мартена / Leo Marten, сыгравшего главную роль в картине (римейк фильма выйдет в 1924 году).  Мартен снимет всего несколько фильмов, среди них будет и один шпионский. Умрет в 1961 году в Бразилии. Несколько детективных и криминальных фильмов поставит режиссер Ян Колар (Jan Stanislav Kolár). Его детективный фильм «Дама с маленькими ножками» (Dáma s malou nožkou) 1919 по жанру ближе к криминальной комедии. Частный детектив Томас Махата имеет больший успех в любви, чем в своей профессии. Он получает пособия по безработице и читает детективы в ожидании великих событий. Поиски виновных в грабеже, оставивших след ножки небольшого размера, приводит его к очень симпатичной леди. В фильме дебютировала будущая большая звезда кино Анни Ондракова / Anny Ondráková. Фантастические и мистические элементы, обостренная атмосфера действия, свойственные немецкому экспрессионизму, отличали фильмы Яна Колара: «Пришедший из тьмы» (Příchozí z temnot) 1921, «Отравленный свет» (Otrávené světlo) 1921. В первом из них рассказывается о алхимике Рихарде Боре, который приносит соседскому помещику Богдану Дагмару старые книги по магии. Тщетно пытается жена помещика Дагмара Алена уговорить его не брать эти книги. Помещик идет в Черную башню, где сразу засыпает. Проснувшись он находит алхимическую лабораторию и мертвого человека, держащего в руках инструкцию по своему оживлению. Выполнив все инструкции, он оживляет мертвеца и узнает, что этот человек является его древним предком (в этой роли Карел Ламач / Karel Lamač), жившим во время правления Рудольфа ll при императорском дворе и ставшим учеником алхимика. Алхимик доверил ему тайну эликсира жизни. Снова вернувшись к жизни, он влюбляется в девушку, напоминающую ему дорогую Алену (Анни Ондракова). Мрачная драма наполнена тайными ходами, таинственными книгами, любовью, убийствами и страстью, которая сильнее жизни и смерти. Фильм был восстановлен в Чехии в 2009 году.

В «Отравленном свете», снятом режиссером всего за одну неделю, рассказывается об одной криминальной истории. Профессор Грант подписал контракт с доктором Селином, который продает ему свое изобретение «холодный свет». Изобретение остается храниться у Гранта. Их встречу тайно подслушал иллюзионист Дирк, который хочет присвоить изобретение себе. Через несколько дней Селин найден мертвым, и его друг мистер Белл предупреждает полицию, что лампочка холодного света заполнена ядовитым газом. На дне рождения дочери Гранта Дирк крадет чертежи изобретения, пытаясь с их помощью разбогатеть… Поставив в этом же году экспрессионистскую «Крейцерову сонату» 1921 по повести Льва Толстого, в следующем Ян Колара возвращается к жанру криминальной драмы и снимает картину «Живой мертвец» (Таинственный доктор / Mrtví žijí) 1922. Полуфантастический детектив    «Стёршееся письмо» (Setřelé písmo) 1920 ставит режиссер Йозеф Ровенский (1894-1937). Скульптор и коллекционер редких книг Салда получает средневековый манускрипт, в котором находится информация о спрятанных сокровищах. Однако чтобы их найти, ему не хватает второй части рукописи, которая является собственностью музея. Свою тайну он доверяет своей любовнице и модели Ольге. Сальдо планирует вылепить новую скульптуру, и ему нужна другая модель. Оскорбленная в своих чувствах Ольга испытывает злобу и вынашивает в своем сердце план мести. В это время безработный скульптор Рандо хочет найти работу, и Салда берет его к себе. Первым делом ему надо найти натурщицу, стройную блондинку. Рандо выполняет задание и приводит девушку Энн в студию Сальды. Сальде нравится девушка, и он пытается завоевать ее благосклонность всеми средствами, даже с помощью гипноза. Влюбившись в Энн, Рандо хочет увезти девушку с собой, но Салда злоупотребляет его чувствами и ставит условие: Рандо должен украсть из музея вторую часть рукописи. Гримана, которому, в пыли мести Ольга сообщила о намерениях Сальды, также хочет выкрасть рукопись. Полиция в ходе погони застрелила Гриману. Судьбы Сальды предопределена тоже - он умирает от падения статуи. Йозеф Ровенский, снявший фильм, был одним из лучших довоенных режиссеров, через три года он поставил один из классических  чешских фильмов, наполненный поэтической атмосферой и лиризмом, переходящий в таинственную символику, картину «Реку» 1933. Сохранилась немецкая копия фильма, в Германии «Река» была очень популярна. В криминальной драме «Безумный врач» (Šílený lékař / Sileny Lekar )1920 режиссера Желенского (Drahoš Želenský) знаменитый сыщик Гордон пытается остановить сумасшедшего врача, убивающего людей в своей клинике. А в приключенческом фильме «Девушка с Серебряной границы» (Děvče ze Stříbrné Hranice) 1921, поставленном режиссером Владимиром Славинским, капитан пограничной службы Роман Дегар и его подруга Сильва сталкиваются с бандой контрабандистов. Дядя Сильвии Отельер Баран, хозяин гостиницы, на самом деле, связан с контрабандистами и не стесняется использовать свою племянница для того, чтобы устроить ловушку капитану, инкогнито которого легко разоблачает. Но Дегару удается выбраться из западни.

В криминальной картине  «Афера в гранд отеле» (Afera v grand hotelu) 1929 у постояльцев отеля крадут деньги и ювелирные украшения. Директор и наблюдательный совет гостиницы нанимают частного детектива и  обещают в награду 10000 марок за поимку вора. Фред, влюбленный в горничную отеля Аннет, хочет получить награду и начинает собственные поиски. Вскоре он выходит на мужчину и женщину, зарегистрировавшихся в отеле как граф и графиня Берг. Воровская пара готовит новое ограбление во время большого бала маскарада. Фред раскрывает их план, надевает на них наручники и закрывает в подвал. Затем на балу он сам крадет ожерелья и убегает из отеля вместе с Аннет. Одним из первых   чешских  гангстерских боевиков был немой фильм «Броневик» (Pancerove auto) 1930. Неизвестная банда нападает на банковскую машину с деньгами и грабит ее. Банкир Гамильтон решает использовать в будущем для перевозки денег бронированную машину. Он нанимает Алена водителем этой машины и приглашает его на вечеринку в свой дом. В середине бала бандиты нападают на гостей и похищают дочь банкира Бесси. Ален запоминает номер машины похитителей. Вскоре он выясняет, что девушку держат в гараже Ника Хильтона. Ален пытается ее освободить но и  сам попадает в плен. В конце концов, деньги возвращены банкиру, Хильтон арестован, а Ален остается с Бесси.  

В 20-е годы в Чехословакии было снято несколько шпионских фильмов, в том числе «Красивая шпионка» (Krásná vyzvědačka) 1927. Сюжет  «Красивой шпионки»  вращается вокруг шпионки Эрмины (Hermína Krausová), которая по заданию диктатора де Коста встречается с инженером Ярославом Хорновым (Jan W. Speerger), миролюбивым гражданином соседней Мавритании. Хорнов влюбляется в красивую женщину, но подозревает о ее вражеской деятельности. Однажды Эрмина, для  которой он также становится не безразличным, спасает его из опасной ловушки. Они оба затем должны бежать. Перебравшись через границу, герои прячутся в хижине. Жандармам удается схватить Хорнова, в тюрьме он провоцирует восстание и взрывает крупнейший в городе военный склад боеприпасов. Его снова арестовывают, кажется, уже теперь ему не удастся избежать наказания, но происходит государственный переворот, свергают диктатора де Коста. Власть захватывает его племянника, и два государства договариваются об обмене военнопленными. Тут выясняется, что Армина с самого начала работала на Мавританию, и теперь ничего не мешает влюбленным соединиться. Фильм финансировался Борским издательством, которое раньше опубликовало книгу с тем же названием. Его автором был Иосиф Адлер, и содержание романа послужило основой для фильма. В главной роли девушки шпионки снялась известная актриса немого кино Бронислава Ливия (Bronislava Livia / род. 1901)  В картине зрители могли почувствовать ее особую красоту с легким налетом экзотики, оценить черные густые волосы, таинственный магнетический и чувственный взгляд... Фильм пользовался большим успехом у зрителей. Жизнь самой актрисы была окутана таинственными секретами. Родилась она в Нагасаки, Япония. Потом девушка попадает в Румынию, а  в восемнадцать лет она уже имеет опыт работы в кино, работая актрисой в Будапеште. Когда ей исполнилось 20 лет, Ливия появляется в Праге и выигрывает проходящий там конкурс красоты. Мило Гавел, владелиц киностудии, берет ее к себе на работу. Девушка много снимается. До участия в шпионском фильме она сыграла еще в детективе «Похищение банкира Фукса» 1923. Снялась также в небольшой роли и в знаменитой картине, наполненной страстями, предательством, местью и смертью, в «Эротиконе» 1929 режиссера Г. Махаты (Machatý). С концом эпохи немого кино,  заканчивается и ее карьера актрисы (у Ливии был сильный иностранный акцент). Во время оккупации страны получает немецкое гражданство, а после ее окончания эмигрирует и исчезает где-то в Западной Германии. Ее дальнейшая история жизни неизвестна…

Об активной борьбе французской разведки против Австрии и Германии, которая велась в Праге во время Первой мировой войны, рассказывает шпионский фильм «Тайная война в Праге» (Военная тайна Праги / Válečné tajnosti pražské / Military Secrets of Prague) 1926 режиссера Вацлава Кубасека (Václav Kubásek ). Это был последний фильм снятый на известной киностудии Iris-Film. Идет  Первая мировая война. Разбогатевший лакей Залтен (Salten) и его сообщник застраховали тяжело больного барона Петра Вленецки (Vlenecky) на большую сумму и впоследствии выкупают у него страховой полис. Сын барона Ульрих работает секретарем у австрийского главного инженера Доната, занимающегося военным строительством коммуникаций. Ульрих передает копии инженерных планов чешским патриотам-подпольщикам. Донат берет Ульриха с собой в Берлин на встречу с профессором Роттенбургом, который должен ему показать свое новое химическое оружие, газовую пушку. Ульриху удается скопировать чертежи оружия, он передает их чеху Яну, известному под именем Ганс Трудинг / Hans Truding и работающего на французскую разведку. Между тем барон Петр умирает, и Залтен получает за него свои деньги. Ульриха преследуют, и он вынужден спрятаться в монастыре, который расположен напротив дома Залтена, тут он знакомится и влюбляется в его дочь Марселу. Переодевшись монахом, с секретными документами Ульрих направляется в Швейцарию, но его арестовывают на границе и приговаривают к смертной казни за шпионаж. От смерти его спасает Ганс Трудинг, с которым они направляются во Францию. Во время сражения под Верденом Трудинга арестовали и расстреляли немцы, но его спутница Елена завершает выполнение задания, уничтожает немецкую систему подземных туннелей и, окруженная отказавшись сдаться, кончает с собой. После войны Ульрих и Марсела придут на место их гибели, чтобы почтить память героев. Другой чешский шпионский фильм 20-х «С горы передают позывные S.O.S (Horské volání S.O.S) 1929 был пропагандистской картиной, сделанной по заказу армии. В нем должна была быть показана готовность армейских лыжных горных подразделений к будущей войне. Действие происходит в заснеженных горах на фоне драматических событий, разворачивающихся в картине, преследования и ареста коварных шпионов. В главной роли штабс-капитана Ральти / Realty снялся Джон Марек / John Marek, капитана Рубиа сыграл Спеегра / JW Speergra, а девушку Нелли Арден Нелли Лажански / Nelly Lažanský, спасать придется штабс-капитану Милошу Фргалу / Frgala. Из фильмов 20-х годов стоит отметить картину «Бабинский» (Babinský) 1926, режиссер и сценарист русский эмигрант Владимиров (V. Ch. Vladimirov), работавший в 20-30-е годы в Чехословакии.  Сентиментальная история о деревенском мальчике, который становится членом банды грабителей. После гибели любимой девушки его ловят и приговаривают к многолетнему сроку. Состарившись, он становится садовником в монастыре. В антисоветском пропагандистском фильме «Полковник Шумейкер» (Plukovník Švec) 1929 рассказывалось о чешских легионерах, оказавшихся  в революционной России, охваченной Гражданской войной.  Большевистское правительство гарантировало свободный проход чешским военнопленным до Владивостока, чтобы там те могли сесть на корабли и покинуть Россию. Однако их обманывают, разоружают и пытаются заставить вступить в Красную Армию. Взявший на себя командование солдатами, лейтенант Швец организовывает вооруженное сопротивление. Под его руководством чехи идут «от победы к победе», но, в конце концов, будут заражены пораженческими настроениями. В критический момент полковник Шумейкер спасает армию и ее честь, жертвуя своей жизнью.. В межвоенный период в чешской республике были созданы несколько фильмов, в которых ее авторы обращаются к истории бывших пленных чешских солдат в большевистской России. Сейчас выглядящая несколько смешной и жалкой, эта картина сразу после выхода пользовалась популярностью в определенных кругах. Она должна была поддерживать героическую легенду о храбрости легионеров. Особенно  большой патриотический ореол был создан вокруг полковника Шумейкера.

 

ТРИДЦАТЫЕ ГОДЫ

 В 1930-е годы  усилилась политическая напряженность, в последние предвоенные годы  угроза потери независимости вызвала появление фильмов, мобилизующих общественное сознание, Среди них самым заметным явлением был шпионский триллер «Четвертая власть» (Sedmá velmoc/Fourth Estate) 1933. Фактически это был первый художественный фильм, в котором затрагивался вопрос экспансии нацистов, в будущем переросший в чешско-немецкий конфликт. В картине есть таинственные заседания, загадочные шифры, четыре журналиста, трое мужчин и одна дама (Лида Баарова) охотящиеся за шпионами. Именно благодаря мужественным  журналистам были выявлены немецкие шпионы, замышляющие заговор против чехословацкого государства. А местная контрразведка получает важную информацию о немецких складах оружия вблизи границы. Кроме того выяснится, что нельзя доверять немецкому полицай-комиссару, который вместо того, чтобы защищать права местного населения, занимался вредительством. Для известного и маститого режиссера немого кино Премысла Пражского (Přemysl Pražský) это был его последний фильм. В одной из главных ролей в картине снялась очаровательная Лида Баарова. Интересно, что всего через три года она снимется в немецком шпионском фильме «Предатель», в котором будут рассказывать о махинациях «гнусных иностранных агентов». Много шуму в свое время наделал роман кинодивы с министром пропаганды фашисткой Германии Йозефом Геббельсом. В 1936 году, посмотрев фильм «Часы искупления» с довольно откровенными сценами, райсхминистр начал ухаживать за 22-летней исполнительницей главной роли. Баарова тогда была помолвлена с кинозвездой третьего рейха Густавом Фрелихом (Gustav Froehlich), чья дача была расположена рядом с дачей Геббельса. В результате бурных разбирательств Фрелих дал Геббельсу пощечину, а Баарова стала встречаться с рейхсминистром. Их встречи вскоре вылились в бурную страсть, что не  осталось незамеченным для окружающих. Магда Геббельс пожаловалась Гитлеру на мужа, который хотел развестись с ней и жениться на любовнице. Гитлер вызвал к себе Геббельса и заставил последнего, несмотря на его мольбы, готовность даже подать в отставку и уехать послом в Японию, порвать с Лидой.  После неудачной попытки самоубийства Геббельс смирился. А Лиде Бааровой офицер СС зачитал приказ в 24 часа покинуть пределы Германии. Никто не знает заранее, как отразятся события, происходящие с человеком, на его судьбе, как оказалось эта высылка впоследствии спасет ее жизнь. Депортированная в Чехословакию, она всю войну провела там, снявшись за это время в нескольких итальянских фильмах. За несколько дней до падения фашистского режима Баарова едет в Германию на виллу к Гансу Альберту, популярному немецкому актеру. Но по дороге ее арестовывают американцы и помещают в Мюнхенскую тюрьму. Оттуда выдают Чехословакии, где ее ждет смертный приговор как пособнице нацистов. Но Баарова сумела доказать, что работала в Германии только до начала войны, и дело для нее заканчивается всего лишь тюремным сроком. Посещавший ее в камере Ян Копеки (Jan Kopecky), имеющий большие связи в правительстве, влюбился в ее магическую красоту и помог освободиться. Отсидевшая свое в пражской тюрьме, Лида Баарова в 1946 выходит замуж за своего спасителя и, поколесив несколько лет с театром марионеток по стране, в 1949 году она с мужем сбегает в Австрию. Впрочем, вскоре он уезжает в Аргентину, а в 1956 году они разводятся. Ее второй муж Курт Лундвал, состоятельный врач, который был младше ее на десять лет, прожил с ней недолго и умер. Больше она замуж не выходила.  После войны Баарова периодически снималась в кино, остававшемся самой большой ее любовью. В 90-е годы она опубликовала свои мемуары «Нежная горечь жизни», где весьма эротично описывает свои встречи с Геббельсом и их первую ночь. Продолжали ли они после расставания любить друг друга? Кто знает, кто знает… Но ни Йозеф Геббельс, ни Лида не забыли друг друга. Незадолго до смерти в 1945, сжигая свои личные бумаги в Берлинском бункере, последнее, что бросил Геббельс, была фотография Лиды, которую он хранил все эти годы. При этом он сказал своему адьютанту: «Она была очень красивой женщиной». Почти через 50 лет в 1992 году Лида, вспоминая свою жизнь публично скажет: «Не вызывает сомнения, что Геббельс был интересной личностью, очаровательный и умный человек и очень хороший рассказчик.». Баарова, прожившая долгую жизнь, очень хотела вернуться в Чехословакию, но чешские власти холодно отнеслись к ее желанию. Умерла она в 2000 году от болезни Паркинсона, живя в одиночестве в Австрии в имении, унаследованном после смерти второго мужа. Позже ее похоронили на пражском кладбище, она все-таки вернулась на свою родину.

В 20-е годы в мировой кинопрокат выходят первые шпионские фильмы ставшие классикой жанра «Незнакомка» (Mysterious Lady) 1928 режиссера Френда Нибла по роману «Война в темноте», «Шпионы» 1927 Фрица Ланга, фильмы Хичкока, в СССР снимают«Пленников моря» 1928 режиссера Михаила Вернера. В 30-е годы много шпионских фильмов ставят немцы, хотя пальма первенства бесспорно принадлежит французам: «Загадочное дело в Дувре- Кале» 1931, «Лакированный корпус» 1931, «Некий мистер Грант» 1933, «Волки среди них» 1936, «Таинственная женщина» 1936, «Второй отдел» 1935 и продолжения приключений капитана Бенуа:  «Капитан Бенуа» 1938, «Второй отдел против немецкой штаб квартиры» 1938, «Драма в Шанхае» 1938, «Марта Рича на службе Франции» 1937, «Сиди-Брахим» 1939, «Надя, охотница на женщин» 1939, «Черные деньги» 1940 и т. д.

В 30-е и чехи продолжают ставить шпионские картины. Режиссер Карел Антон снимает звуковую шпионскую драму «Дело полковника Ределя» (Aféra plukovníka Redla)1931, этот фильм часто сравнивают с «Дрейфусом», поставленным на схожую тему. В картину положены реальные исторические факты о деле полковника Ределя. История эта началась в марте 1913 г., когда в почтовом отделении в Вене были задержаны два письма до востребования, посланные из приграничного района в Восточной Пруссии. Когда письма открыли, в них были найдены 14000 крон. Это было невероятно большая сумма для предвоенной Австрии. По ряду причин под подозрение в шпионаже на русских попал полковник Редель, которому, чтобы избежать международного позора, унизительного для Австрии, было предложено застрелиться. Фильм получился несколько театральный. В нем много говорят, и это все больше напоминает декламацию. Только со второй половине действие в картине ускоряется, и напряжение возрастает, подводя нас к кульминационному концу.

Ухудшение политических отношений с соседней нацистской Германии и события в Судетской области, вызвало ответную патриотическую реакцию в литературе и киноискусстве. Не осталось в стороне и государство. Министерство обороны в конце 1936 года сделало заказ на шпионский фильм, в котором также должна была быть показана высокая боеспособность армии и ее новое вооружение. Один из самых авторитетных режиссеров довоенной Чехословакии  Мирослав Чакан (Miroslav Cikán / 1896-1962), которому поручили выполнить заказ, в конечном счете  выбрал для экранизации роман Марии Кресты (Marie Křížové). В фильме «48 воздушных торпед» (Vzdušné  torpédo 48) 1936 (известном также как «Дело полковника А. С. Шварца»), режиссеру удалось создать захватывающий криминальный фильм с тайнами и погонями. В главных ролях сыграли наиболее популярные чешские актеры. Антоний Новатный (Antonín Novotný), Карел Хаслер (Karel Hašler) (известный певец и автор песен), Ярослав Марван (Jaroslav Marvan), Отомар Корбеларш / Otomar Korbelář (в роли Сварча, полковника, начальника контрразведки) и другие. Разработчик нового военного оружия становится мишенью для вражеских шпионов. Чтобы защитить изобретателя, лейтенант ВВС Петр (Антон Новатный) вынужден притворяться, что это он изобретатель новых торпед. Однажды он не может пойти на скрипичный концерт со своей невестой Еленой, и вместо него идет его коллега лейтенант Домин. Вскоре его найдут убитым. А на следующий день на военном заседании, где обсуждалась новая торпеда, появляется неизвестный человек, который выдает себя за лейтенанта Домина. Однако полковник А. С. Шварц позволяет ему бежать. Его цель - проследить за врагом и выйти на всю шпионскую сеть. Все, однако, сильно осложняется, когда Ирена Венгерова (красивая Мила Реймонова / Míla Reymonova, очаровательная в роли шпионки) влюбляется в лейтенанта Петра. Одной из лучших сцен картины были снятые в конце фильма воздушные бои. Режиссер Мирослав Чакан еще вернется после войны к шпионскому фильму, поставив классическую картину этого жанра «Дело Z-8» 1948. Он же был первым, кто снял настоящий звуковой чешский детектив в своем дебютном фильме «Тайна голубой комнаты» (Záhada modrého pokoje) 1933. Замок графа Хелфорда (Hellforda) (в его роли популярный Карел Хашлер / Karel Hašler), здесь в таинственной голубой гостиной несколько человек расстались со своими жизнями двадцать лет назад. У дочери Хелфорда, Ирен (Jiřina Šejbalová), день рождения, к ней приезжают в замок трое ее  друзей. В светском разговоре всплывает старая история про проклятье голубой комнаты. Приехавшие гости решают раскрыть эту тайну. Они договариваются проводить один за другим по очереди ночь в голубой гостиной. Первый из них Том после проведенной ночи бесследно исчезает. Второй, Франк, был найден мертвым на следующее утро. С этого момента в дело вступает полиция. Они выясняют, что  граф Хелфорд не отец Ирен, а ее дядя, который взял ее на воспитание. Отец девушки ушел из семьи двадцать лет назад. Между тем он находится намного ближе, чем все думают... Картина с интересным, увлекательным сюжетом была сделана в стиле старых классических английских детективов. Режиссеру удалось создать гнетущую атмосферу ужаса: старинный таинственный замок, загадочные символы, мрачные пейзажи, ненастная погода и внезапные смерти. Пионерами звукового кино оказались тут многие ставшие впоследствии известные актеры: Антоний Новотный, Мирослав Свобода, актер а в будущем режиссер Ян Свитак (Jan Sviták)  и другие. Фильм являлся ремейком немецкого фильма Эриха Энгельса (Ericha Engelse) «Тайна голубой комнаты» (Geheimnis des blauen Zimmers). Съемки проходили в только, что построенном кинокомплексе «Баррандов». Одновременно с ним выходит еще один детективный триллер «Убийство на Островной улице» (Vražda v Ostrovní ulici) 1933 режиссера Сватопулка Иннеманна / Svatopluk Innemann по роману Эмиля Вашека (Emila Vachka) «Человек и тень» 1932. В его основе лежит реальный случай, в свое время вызвавший большой шум в обществе. В фильме хорошо была передана атмосфера того времени. Картина рассказывает о убийстве одной богатой женщины, в смерти которой подозревали ее мужа. Но детектив (Генри Тилт / Henri Tilt), увидя некоторое несоответствие в показаниях свидетелей, постепенно выясняет истинного виновника. Дебютная роль Генри Тилта, будущего известного комедийного актера. Эта картина была первым фильмом, поставленным на только что выстроенной киностудии, возведенной на месте бывшего пивоваренного завода. Она открывала церемонию начала работы киностудии. «Город мечты» фирма «А-Б» выстроила в Баррандове под Прагой в 1931 году. Студия «Баррандов-фильм» стала по техническому оснащению и производственной площади одной из самых мощных в Европе. К концу  20-х в Чехословакии выпускали около 30 фильмов в год. Благодаря новой студии в год перед Второй мировой войной их количество возросло уже до 41 фильма. Среди удач картина «Земля поет» (Zem spieva) 1933, словацкий фильм, снятый чешским этнографом и фотографом Карлом Плицкой. В фильме звучат стихотворения на словацком, показаны народные обычаи, песни и танцы. Чрезвычайно успешная с финансовой стороны, в художественном плане картина была весьма необычной и своеобразной. Создана была при непосредственной поддержке президента Т. Г. Масарика. В фильме звучит вокал Штефана Гозы (Hoza), хор Национального театра в Праге.

Действие фильма «Лесек на службе Шерлока Холмса» (Lelíček ve službách Sherlocka Holmesa) 1932 происходит в Пуэрто-Рико, где анархисты угрожают королю Фердинанду XXlll террористическими актами. Король просит знаменитого сыщика Холмса (Макс Фрич) найти ему двойника, так как боится, что его убьют. Сыщик находит человека, очень похожего на короля по имени Лесик в Моравии. Лесик входит в свою роль. У короля очень красивая жена, королева, она ничего не знает о подмене. А в это время предатель министр плетет заговор против Фердинанда. Он пытается подложить королю адскую машину, списав все потом на анархистов. Партнершей главного героя Лесика, сыгранного известным комедийным актером Властой Бурианом (Vlasta Burian), была молодая и красивая Лида Баарова, сыгравшая в фильме также две роли.

На заре эпохи звукового кино выходит криминальная драма «Сестра Анжелика» (Sestra Angelika) 1932  режиссера Мартина Фрича (Martin Frič). Танцовщица из бара Карла (Сюзанна Марвилл) стреляет в бросившего ее любовника. Скрываясь от полиции, она прячется в квартире пианиста Павла. Оставив его, она обещает, что вернется, но на следующий день девушка ловят и сажают в тюрьму. В учреждении в котором она оказывается, монахиня Анжелика очень похожа на нее. Она уговаривает ее одолжить ей платье, чтобы выйти на несколько дней из тюрьмы, но Павел уже уехал на гастроли… В картине снялась у своего мужа режиссера в одной из последних своих ролей звезда немого кино Сюзанна Марвилл (Suzanne Marwille / 1895-1962). Зрителей, современников актрисы, долгие годы гипнотизировало и пленяло ее худое гибкое тело, густые черные волосы, пронзительные глаза и спокойное, почти неземное выражение лица. До этого она снялась еще в детективном фильме «Марвилла, детектив» («Приключения в снегу» / Marwille detektivem / Dobrodružství ve sněhu), где сыграла детектива-любителя. Робинсон, изобретатель гибкого стекла, ограблен в собственном доме. Дочь изобретателя берется за дело и ловит грабителя.

«Украдена Белая Дама» (Ztratila se Bílá paní / The Woman in White is Lost) 1937. В картинной галерее старого замка художник-француз Гриков копирует редкую картину Ван-Дейка «Женщина в белом». Мальчик, внук кастеляна, и его друзья, игравшие в окрестностях замка, обнаруживают тайный ход, который ведет в замок и заканчивается в картинной галерее. Новый учитель в школе узнает, что один из учеников Лойзик хромает, но у его бедной овдовевшей матери не хватает денег на операцию. Секретарь Шато (Chateau), заказав копию картины Ван-Дейка «Женщина в белом», пытается украсть оригинал. Но спрятанный им в мешок холст похищают. Подлинник картины проходит через руки нескольких человек, которые и не подозревают об истинной ее стоимости. В краже несправедливо подозревают художника. Деревенские мальчики захотели  ему помочь.  Используя тайный ход в замке, они находят картину и разоблачают истинного вора. Хозяин картины в награду оплачивает операцию ноги Лойза, а молодой учитель становится другом художнику. В картине прозвучали песни композитора Вилема Тауски (Vilém Tauský): «Потерялась Белая леди», «Марш молодых», «Купались бабы», песня «Ухнем». Гармонично вписалось в фильм выступление детского хора. В вышедшем в 1938 году «Шаге в темноту» (Krok do tmy) в юмористическом свете рассказывается о преступлениях, совершенных в высших кругах общества.

Угроза политической независимости Чехословацкой республики, нависшая  со стороны гитлеровской Германии, вызвала появление фильмов, мобилизующих  общественное сознание: «Мир принадлежит нам» 1937 Фрича, «Белая болезнь» 1937 Х. Хаса (по пьесе К.Чапека). В пропагандистской картине «Непобедимая армия» (Neporažená armáda) 1938 события разворачиваются в военной академии в среде курсантов, но оптимизм в отношении чехословацких вооруженных сил, показанный в фильме, после последовавшего вскоре позорного разгрома и капитуляции страны был явно преувеличен. «Порт-Артур» (Port Arthur) 1936 о русско-японской войне 1905 года был поставлен чехами совместно с Францией и Германией. Главный герой русский офицер, который незадолго до начала русско-японской войны женился на японке, бессознательно становится соучастником предательской сдачи порта крепости. Владельцы новой студии «Баррандов», где проходили съемки, были заинтересованы в ее рекламе, и хотели показать свое современное оборудование и профессиональный уровень. Не забывали чехи  для поднятия патриотических чувств и историю. В картине «Зборов» (Zborov) 1938 дело происходит в украинском городе Зборове, месте, где произошло в 1917 году сражение между русскими и австрийскими войсками и где значительную роль в боевых действиях сыграли чешские  добровольцы-легионеры. Намерение вспомнить один из символов борьбы за национальную независимость и государственность получило большую поддержку на официальном уровне.

 

ФИЛЬМЫ ВРЕМЕН ОККУПАЦИИ

Оккупация Чехословакии стала логическим завершением процесса ликвидации независимости страны. Первым этапом этого процесса стала аннексия Судетской области 1 октября 1938 года в соответствии с Мюнхенским соглашением. Захват  оставшейся части территории страны, была предрешен. В ночь с 14 на 15 марта 1939 года немецкие войска перешли чехословацкую границу, и Чехия перестала существовать как независимая страна практически без одного выстрела. Польша захватила Тешин и стала грозить вторжением в Словакию, её юго-восточную часть оккупировала Венгрия.

Между тем Чехословакия перед войной была одной из самых технологически развитых стран в Европе. Она производила автомобили, грузовики, любые виды оружие от пулеметов до танков, созданных фирмой «Шкода», в которых использовались новые для того времени технические решения. Границу страны защищали укрепления вдоль всей ее протяженности, названные «Линией Бенеша» (строилась в 1935-1938 гг.). Они превосходили по техническим и конструктивным параметрам французскую «Линия Мажино» и являлись самым совершенными оборонительными укреплениями в Европе в конце тридцатых годов. Кроме тройной линии бетонированных пограничных укреплений, хребты гор служили естественной защитой от нападения. Все это охраняло армия, которая имела 45 дивизий, численностью в 2 миллиона человек (по другим данным меньше: 1300000), располагала 1582 самолетами, 5700 артиллерийскими орудиями, 785 танками. Германия имела на тот момент 47 дивизий и 2200000 человек солдат. Вполне сопоставимая технически и по людским ресурсам с немцами, Чехословакия на равных могла сопротивляться вторжению (Россия предложила ей военную помощь, но Польша отказалась пропускать советские войска, через свою территорию), но позорно сдалась без единого выстрела, преданная своими союзниками.

Студия «Баррандов» после оккупации была занята немцами и переименована в «Прага-фильм» («Prag-Film»), но ее бывшему хозяину Мирославу Гавелу удалось выторговать себе маленькую студию «Люцерна» и право ставить 5 чешских фильма в год. (В годы оккупации 1939-1945 проводилась планомерная политика ограничения производства чешских фильмов, так, в 1942 году было выпущено всего 10 картин). Кинокомпанию не забрали совсем только потому, что его компаньон и совладелец фирмы, по национальности еврей, эмигрировал, и Гавелу удалось доказать, что теперь студия «очищена от евреев». Мирослав Гавел после войны бежал в Австрию, но был выдан чехам и отсидел 2 года тюрьмы за коллаборационизм, после освобождения он уедет жить в ФРГ, где даже еще отсудит от западных немцев невыплаченную ему за время войны зарплату.

На «Люцерне» снимали комедии, мелодрамы и исторические фильмы. Среди ведущих режиссеров компании был чех Отакар Вавра, тут же рядом снимал своего «Парацельса» немец Пабст, вернувшийся из изгнания в Германию по личной просьбе Геббельса после 6 лет эмиграции, он успеет до конца войны снять тут еще один фильм (Der fall Molander 1945) и даже его смонтировать,  но в послевоенном хаосе картина был утеряна.

Самым известным и скандальным чешским фильмом,  вышедшим во времена оккупации была картина «Ян Шамбура» (Jan Cimbura) 1941, адаптация литературной классики. Лирические идеализированные образы природы, показанные в картине, привлекали больше внимания, чем нарочито стилизованная игра актеров. Из-за сцены в корчме и изображения в негативном свете трактирщика-еврея картина считалась антисемитской. За это время было снято и несколько детективных фильмов «У Пеликана есть алиби» (Pelikán má alibi) 1940. Уличный фотограф случайно снимает ограбление бандой ювелирного магазина. Невинного молодого человека обвиняют в соучастии в преступлении. В то же время гангстеры любой ценой хотят уничтожить компрометирующие их фотографии. Большой популярностью пользовалась песня из кинофильма: «Я сижу на дереве и пою». Режиссер Отакар Вавра снимает короткометражный фильм «Мошейничество с Рубенсом» (Podvod s Rubensem) 1940 (в фильме играла старшая сестра Бааровой – Зорка Яну / Zorka Janů), который начинается как детектив. Купленная в лавке картина Рубенса оказалась подделкой, и владелец магазина отправлен в тюрьму… Но, в конечном счете, фильм оказался рекламой обуви. По каким-то причинам картина была запрещена к показу военной цензурой.

  «Тяжелая жизнь авантюристов» (Těžký život dobrodruha /The Hard Life of an Adventurer) 1941 режиссера Мартина Фрича. Писатель Карел Криспин дописал свой очередной роман об джентльмене-грабителе Фреде Флоке. Внезапно в его квартире появляется человек, который утверждает, что это он Фред Флок. Он отказывается оставить в покое перепуганного Карела, следует везде за ним и ведет себя при этом так, как сочинил писатель. Криспин знакомится с девушкой Еленой и вместе с ней спасается от  Флока, испытывает невероятные приключения. В конце концов, Карел, спасая похищенную Елену, на борту корабля после драки стреляет в Фреди Фокса. Доставленный в полицию, он там встречает живого и невредимого Фреди, который представляется комиссаром полиции Никлосом. Он и его коллеги решили преподнести урок писателю, чтобы он перестал писать книги, прославляющие преступников.

«Отмычка» (Paklíč) 1944 - классический триллер времен немецкого протектората. Адаптация романа Эдвара Фикера (Eduarda Fikera). Популярный писатель детективных романов Габриэль Ангел разводится со своей женой Лолой. Он собирается продать свою загородную роскошную виллу. Но на сцене появляется инспектор полиции и предупреждает его, что против него затевается мошенничество. И действительно, приехав немедленно с инспектором на место, они находят кучу преступников, одетых в одежду слуг. Однако это оказываются далеко не единственные мошенники, замешанные в этом деле. Пока не закончится эта сумасшедшая ночь, главных героев ждут еще много сюрпризов. Со вкусом сделанная криминальная комедия с довольно запутанным сюжетом.

 

ПОСЛЕВОЕННОЕ КИНО  1946-1948 гг.

Конец 2-ой мировой войны привел к национализации киноиндустрии и началу государственной чехословацкой кинематографии, которое положило конец частному предпринимательству и создало условия для возникновения социалистического кино. Но перед этим был небольшой временной промежуток, период уже не войны, но еще и не мира. В эти почти три года безвременья 1946-1948 гг. на экранах страны появляются несколько странных и необычных картин.  

В начале весны 1946 года выходит первый после окончания войны чешский триллер «13 район» (13 Revir) режиссера Мартина Фрича (Martin Fric). Мрачный, атмосферный, с запутанной историей, сделанный в стиле нуар, он вошел в число лучших криминальных фильмов, снятых в Чехословакии за всю ее историю. Участковый инспектор Кадек выпускает на свободу медвежатника Кошку, чтобы проследить, где тот спрятал деньги после последнего ограбления. Извилистая и темная дорога приводит его к печально известному притону Клоузанды / Klouzandy. Тут у Кошки есть любовница, танцовщица из бара (Дана Медржицка / Dana Medřická). Пока Кошки не было в девушку тем временем влюбился  больничный врач Хрудим / Chrudim, он хочет начать с ней новую жизнь.  Кошка встречает в притоне доносчика, из-за которого попал в тюрьму. Внезапно тот исчезает, а Кошка становится и сам как неуловимый призрак, после того как убили старого китайского торговца Ва-Ли. Последним желанием китайца было то, чтобы его труп в запечатанном железном гробу отправили на родину, что  немедленно и было исполнено. Но через какое-то время находят выброшенный кем-то труп китайца. У полиции сразу же возникает вопрос, а кто тогда был положен в гроб вместо него? Вскоре доктор, который осматривал труп китайца перед тем, как того отправили на родину, был найден мертвым... Все не так в этой истории, как кажется на первый взгляд…. Адаптация романа Эдвара Фикера (Eduarda Fikera) «В цинковом гробу» (Zinková rakev). В роли полицейского снялся Ярослав Марван (Jaroslav Marvan), в шестидесятые он сыграет снова роль полицейского, советника Эмиля Вашека (Emila Vachka) в культовом криминальном сериале «Грешные люди города Праги».

В «13 районе», одном из самых знаковых чешских триллеров, Фричем было хорошо, тщательно продуманны, а потом и выстроены отношения между главными героями. Одинокий детектив, роковая красавица с мрачной и неопределенной историей, в тщетной попытке пытающаяся убежать от своего прошлого, и преступник, возвратившийся из тюрьмы, чтобы отомстить человеку, по чьей вине он оказался за решеткой… Контрастная камера, тайные ходы, темные мрачные улицы, подземная Прага и отсутствие счастливого конца, -  все соответствуют атрибутам жанра. Картина снята с чувством стиля в черно-белом цвете с бесчисленными оттенками серого. Они создают гнетущую атмосферу, которая держит в постоянном напряжении и удерживает внимание неожиданными поворотами сюжета. Вместо первоначально предполагавшейся на главную женскую роль Лидии Бааровой, которая оказалась после войны в тюрьме, сыграла восходящая звезда двадцатишестилетняя Дана Медричка (Dana Medřická), получившая уникальную возможность для своей сольной карьеры. Этот фильм должен был ставить режиссер Холман ( J.A Holman) еще в 1944 году, однако, когда гестапо раскрыло подпольную группу, членом которой был Холман, тому пришлось бежать в Словакию. После этого постановку картины взял на себя Мартин Фрич.

«Среди живых мертвецов» (Mrtvý mezi živými), криминальный фильм режиссера Борживоема Зеемана, вышел в том же 1946 году  На почтовое отделение в Люберечах напали бандиты, убив одного и ранив другого сотрудника. В то время, как раненный Мунк в общественном мнении стал героем, третий работник почты, отдавший деньги грабителям, Валтеч осуждается всеми как трус. Под давлением родителей с ним рвет его невеста Елена (Veronika Zykova). Валтеч заботится о вдове погибшего Клецке и его маленькой дочке, но все равно чувствует себя виноватым. Ведя собственное расследование, Валта знакомится с певицей Поповой, которая признается, что на почтовое  отделение напал ее брат. Ему нужны были деньги, но он не хотел убивать. Валта пытается убедить Попову во всем признаться полиции. Затем он ловит Мунка с поличным в почтовом отделении, считающего украденные деньги. Приставив к его груди револьвер, он предлагает ему на выбор или вернуть деньги, или умереть. Мунк  выбирает жизнь. Довольному Валту остается теперь только помириться с невестой Еленой.

Криминальная драма «Лавина» (Lavina) 1946 Мирослава Чикана (Miroslav Cikan). Брак адвоката Карела Херана (Heran) с его женой Ольгой, ради него оставившей театр, оказался неудачным.  Ольга уходит от мужа. Но в  результате трагических событий  муж убивает ее, а потом и сам оказывается похоронен в горной хижине после схода с гор  лавины. «Лавина» оказалась сильной драмой, с хорошо проработанными психологическими образами главных героев и отличной операторской работой.  «Портаси» (Portáši) 1947. Моравско-венгерскую границу в конце 18 века, охраняла от контрабандистов «Портаси кавалериия». Это специальная социально-профессиональная группа охранников границы, защищающая ее от мародеров, разбойников. В картине  контрабандисты хотят переправить через границу партию крупного рогатого скота. Панорамные виды красивых пейзажей Карпатских гор чередуются сценами из повседневной жизни бедняков. В картине был снят уникальный материал, ставший настоящим кладом, вошедшим в духовную культуру народа. Неоценимый с этнографической точки зрения.

Необычным было появление в эту переломную эпоху снятого по повести Гоголя фильма «Портрет» (Podobizna) 1947 режиссера Иржи Славичека / Jiří Slavíček , чешского фильма ужасов. Рассказ об успешном художнике, рисующем портрет старика незадолго до его смерти,  который оказался

абсолютным злом. Этот портрет злого человека имеет сверхъестественные свойства и может влиять на судьбы людей, которые приближаются к нему слишком близко... Бедный художник Роман увлечен, одержим портретом купца и ростовщика, который оказался по воле случая у него. Постепенно с ним происходит умственная деградация и распад личности, приводящий его к краю безумия. Это мистическая история, по мере своего развития вызывает  нарастающее чувство тревоги и ужаса. В художественном плане,  игра светотеней и работе актеров в картине восходит к немецкому экспрессионизму. Мистерия в сочетании с таинственной музыкой, которая прекрасно иллюстрирует темную и жуткую атмосферу фильма, была написана композитором Далибором С. Вачкаром / Dalibor C. Vačkář), создавшему в нем свой собственный неповторимый мир. В морализаторском плане «Портрет» - это рассказ о жажде славы и денег и о том, как ревность может разрушить любовь.

На переломе эпох, когда одна уходит, а другая еще не пришла, появляются временные быстро проходящие лагуны, в которых, бывает, рождаются странные, не от мира сего прихотливые произведения. В послевоенный период, когда война уже закончилась, а мир еще не наступил, в этом пограничном состоянии появляются сумеречные фильмы. Они  возникают как бы ниоткуда одновременно в разных странах, и так же внезапно эти дети ночи уходят в никуда при первых лучах появляющейся зари… Сумеречные картины создавали в своих фильмах особое настроение и показывали страшный и необычный мир, противостоящий миру действительности и враждебный банальной повседневности. Часто такие фильмы были полны тоски, пессимизма и неверия в человека…  Это и «Глубокой ночью» Кавальканти, «Мой собственный палач» Кимминса, готический триллер Теренса Янга «Коридор зеркал», в Румынии сказочная «Цветочная королева» 1946, во Франции «Колдовство» 1946 и «Невеста дьявола» 1945, в фашистской Германии это фильм ужасов, возвращающий нас в эпоху немецкого экспрессионизма «Плохая дорога» 1945. Вершиной сумеречного кино и последним фильмом этого направления был гениальный «Третий человек» Кэрола Рида.

В Чехословакии таким фильмом был появившийся словно из другого мира «Знак якоря» (Znamení kotvy), вышедший в октябре 1947 года. Романтическая сказка Дунайского порта режиссера Френсиса Капа (František Čáp). Снятая в неопределенное послевоенное время, когда уходят в никуда салонные и слащавые  буржуазные мелодрамы и глупые комедии времен протектората, а вместо них идут и уже слышны чеканные, мерные и тяжелые шаги нарождающегося  кино социалистического реализма. В такое время возникает странное и вневременное произведение. Таинственная история о молодой девушке Павлинке (Hana Vítová), пропавшей пять лет назад. Ее мать (Zdeňka Baldová), выжившая из ума старуха, после загадочного исчезновения дочери не перестает ее искать. Действие картины разворачивается в темных, безлюдных и мрачных закоулков братиславского порта. Девушка похитил гипнотизер Ласцаним / Lascanim (Eduard Kohout), который во время своего путешествия оказался в родном городе Павлинки. Маг полностью подчиняет девушку своей власти и лишает ее памяти о прошлом. Она теперь должна зарабатывать деньги своими выступлениями и стать любовницей Ласцанима. Несмотря на это Павлинка влюбляется в молодого моряка Франта (Юлиус Пантик / Július Pántik), который пытается освободить ее. Эта картина, снятая в стиле сюрреалистической поэтики французских фильмов 30-40-х годов, преломляясь через призму сегодняшнего дня, смотрится как одна из самых незабываемых картин послевоенного чешского кино. Построенная на зыбкой границе между реальностью и мечтательностью, она вбирает в себя черную  атмосферу нуара. Психологическая драма и в тоже время  аллегорическая притча, напоминающая чем-то картины раннего экспрессионизма. Фильм получился необычным. Темная атмосфера картины и странная петля времени на фоне мрачного дождливого дня.  В главной роли Хана Вито. Это была ее предпоследняя роль в кино. В картине отличная операторская работа Фердинанда Печенки / Ferdinand Pečenka и запоминающееся гипнотическая музыка Иржи Срнки / Jiří Srnka. Съемки проходили в порту на Дунае на фоне впечатляющего вида  Братиславского замка.

 

ПЕРВЫЕ ШПИОНСКИЕ И ДЕТЕКТИВНЫЕ ФИЛЬМЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЧЕХОСЛОВАКИИ

ДЕТЕКТИВНЫЙ ФИЛЬМ

Начиная с февраля 1948 года, чешский кинематограф принял официальную доктрину развития кино в духе социалистического реализма. Уже в 1946 году была основана Академия искусств, в которой начали обучать новое поколение кинематографистов. В этот период выходят много фильмов, отражающих события прошедшей войны, тематически авторы сосредотачиваются на мире трудящихся и их проблемах (например, «Сирена» 1947 о восстании рабочих в Кладно, получившая Золотого льва на Венецианском кинофестивале 1947 г.).

Одним из первых детективных фильмов новой Чехословакии была детективная комедия «Три креста» (Křížová trojka) 1948. В замке, который был превращен в школу, пытаются украсть редкий антиквариат. Ученики школы помогают найти истинных виновников и их пособников. В короткометражном фильме «Зеленая книга» (Zelena knizka) 1949 дело происходит во время Великой депрессии 1931 года. Ростовщик записывает долги своих жертв в зеленую книжку. Наблюдательный мальчик замечает, что ростовщик при этом мошенничает, и он разоблачает жулика. Одним из интересных криминальных фильмов была  «Штрафная площадка» (V trestnem uzemi) 1950 режиссера Мирослава Губачека (Miroslav Hubáček), шедшая в нашем прокате. Картина погружает нас в криминальную среду футбольных чиновников. В детективной драме расследуется убийство чиновника футбольного клуба, занимающегося взяточничеством и договорными матчами. Отрицательного персонажа, швейцара ночного клуба, Возахлика (Vošahlík) сыграл Ярослав Зротал (J. Zrotal), актер и сценарист.  Криминальная история, рассказанная в фильме «Кафе на главной улице» (Kavárna na hlavní třídě) 1953, в ярких красках описывает жестокую эксплуатацию официантов недобросовестными владельцами ресторанов во времена Первой республики. Главным героем становится официант Кучера, которого несправедливо обвиняют в убийстве его коллеги Васка. В своем новом фильме Мирослав Губачек пытается создать новый тип криминальной драмы, поднимаясь в нем до социальной критики. Назвав сотрудников кафе рабочим классом, он убедительно и реалистично показывает столичное кафе в период глобального экономического кризиса. Почти экзистенциальная драма с отрицательными героями в виде  жадных и бесчеловечных капиталистов, хитрых владельцев кафе. «Золотой паук» (Zlatý pavouk) 1956. Северная Чехия в конце  Второй мировой войны: член революционной гвардии Груша, стоматолог, захватывает несколько килограммов золота (золотые коронки), которые были украдены у заключенных в концентрационных лагерях. Через несколько лет наступает момент расплаты. Жесткая попытка рассказать криминальную историю на новые лад. «Человек который вернулся» (Muž, ktorý sa nevrátil) 1959 - классический словацкий фильм о преступлениях. Лейтенант полиции Владо Хронес (Ярослав Марес) вместе с любопытным журналистом Зваром пытается найти вора, похитившего важные документы, которые могут быть интересны и на Западе. Сначала он думает, что документы украл инженер Ковальский, но когда кто-то убил Ковальского, расследование начинается заново. В картине отлично передана атмосфера Братиславы конца 50-х годов. «Дело еще не закончено» (Případ ještě nekončí) 1957. Детективная история произошла в эпидемиологическом исследовательском институте. Из сейфа украдена награда в 20000 крон за открытие новой противостолбнячной сыворотки. Взяты  и документы по исследованиям, хотя они уже были опубликованы в научном журнале. Режиссер картины уделяет особое внимание не только развитию детективного сюжета фильма, но и судьбам, характерам, взаимным конфликтам людей, прямо или косвенно участвующих в этой динамично развивающейся истории.  «105% алиби» (105 % alibi) 1959 - чешский классический детектив, первая часть трилогии режиссера Владимира Чеха. Когда главный выигыш лотереи, легковой автомобиль, достался бухгалтеру Зелинке, Карел решил подменить билет. Пожар в квартире Зеленки и его смерть сначала кажутся естественными, но некоторые загадочные обстоятельства говорят, что бухгалтера убили. По подозрению задержаны двое, Батиста, заведующий винным погребом, и Карел. Но следователи найдут настоящего убийцу.

 

ШПИОНСКИЙ ФИЛЬМ

Шпионский фильм - это одна из разновидностей детективного жанра. Его особенность состоит в том, что преступление, которое в нем раскрывается, направлено не столько против отдельного частного лица, сколько против государства, чьи интересы защищает офицер-контрразведчик, выполняющий здесь роль детектива, блистательно разгадывающего тайну совершенного правонарушения. Отличие от других жанров детективных фильмов вроде бы не столь уж значительное, но именно эта специфика влияет на характер изложения, на всю художественно-образную систему и определяет форму изображения основных действующих лиц. Шпионский фильм часто связывают с жанром триллера или даже приключенческим фильмом. Если детектив это движение во времени назад, к разгадке, то триллер это движение вперед, к катастрофе. Шпионский фильм объединяет оба эти жанра, в нем легко может сочетаться одновременно как одно, так и другое. О шпионах и разведывательной деятельности снято огромное количество фильмов после Второй мировой войны как в СССР и у его союзников, так и на Западе. Большое их количество было снято и чехословацкими кинематографистами.

В отличие от большинства других соцстран чешский кинематограф имел не только развитую и долгую кинематографию, но и довоенные традиции в постановке фильмов на шпионскую тему. Отличие от того старого буржуазного кино заключалось в подчеркнуто заостренной классовой направленности, непримиримости к врагам в чешских фильмах новой формации. С возникновения бесклассового общества, появления на карте мира социалистических стран в кинематограф широко входит коммунистическая  идеология, выражающая новые понятия новым  киноязыком. В то же время в жанровом кино уже сложились  определенные кинематографические штампы, и это в равной степени относится и к западному кино и к советскому. Чешские шпионские фильмы были как зеркальное отражение шпионских фильмов Америки. Они отличались только в разных идеологических наборах. Американцы в фильмах времен Холодной войны использовали еще и приемы «черной пропаганды», которые обычно применяются только в военное время. Это подчеркивание, утрирование в противнике каких-то физиологических неприятных национальных внешних особенностей, нарочитое оглупление, неопрятный, нелепый или жалкий вид.  Нечасто в снятом на Западе шпионском фильме  русские разведчики не расхаживали в ушанках, не играли на балалайках и не пили стаканами водку. В чешских шпионских картинах 50-х и уж тем более в более поздних работах редко можно было увидеть монстроподобного врага. В отличие от западного кино враг не рисовался в одних только черных красках, он был достаточно смел, умен и находчив. В 60-е годы с появлением такого персонажа, как Джеймс Бонд, различий между западным и восточным кино становятся все больше. Если в странах Варшавского договора сохраняется еще строгая черно-белая стилистика, близкая к нуару, делаются попытки к более глубокому психологическому исследованию образов героев («Встреча со шпионом», «Ошибка резидента», «Авария» 1960 ЧССР и др.), то американцы уходят в своих фильмах в сторону «комикса»,  примитивизации жанра. Сказочный персонаж Бонд своим появлением на свет убил классический шпионский жанр, превратив его в яркое шоу, в показ новых марок машин, костюмов и красивых блондинок. На первое место выходит бриллиантовое декольте на шее красавицы. Шпионский американский атмосферный фильм 50-х трансформируется в шпионский боевик, где логика не важна. Редкие исключения из этого, которые конечно были, только подтверждали правило.

Чешский шпионский фильм пережил несколько периодов, этапов своего развития, которые  напрямую отразили реалии происходящих в стране перемен. В начале, когда новый социалистический строй еще не утвердился в стране, и шла яростная классовая борьба, на экраны страны выходят картины, разоблачающие саботажников, вредителей, пытающихся взорвать или как-то нарушить работу заводов, предприятий («Дело Z-8», «DS-70 не будет работать»), пытающихся не допустить национализацию земли («Они приходят из тьмы») или противостоять происходящим в стране переменам с оружием в руках («Операция Б»).  По мере укрепления социалистического строя, когда жизнь стабилизируется, на передний план выходят картины, где враги занимаются «привычным делом», промышленным и военным шпионажем («Сегодня вечером все будет кончено») и идеологическими, пропагандистскими диверсиями, провокациями, похищениями или переманиванием на запад крупных специалистов в какой-то области («Экспресс из Нюрнберга», «Похищение людей»). Расцвет шпионского и еще в большей степени детективного жанра, его «золотая эпоха» придутся на 1960-1970-е годы. Здесь будут действовать еще более умелые контрразведчики, борющиеся со шпионами, несмотря на то, что сохранится детективная атмосфера таинственности, загадочности, заметно будет пристрастие к усложняющим повествование частностям и деталям, к неожиданным и резким поворотам сюжета.

Первым шпионским фильмом Чехословацкой социалистической республики фильм «Дело Z-8» (Případ Z-8) 1948 режиссера Мирослава Чакана (Miroslav Cikán). Большой металлургический завод, группа шпионов, используя недовольство непризнанного новатора, пытаются выяснить у него новую технологию прессования металлического порошка. Однако бдительность, настороженность сотрудников научно-исследовательского отдела Z-8 срывает планы врага.  В картине показана реальная работа завода, шум работающих турбин, рев сирен, что создавало нужную полную напряжения атмосферу. «DS-70 не будет работать» (DS-70 nevyjíždí) 1949. Основной темой этого шпионского фильма является добыча полезных ископаемых и связанные с этим проблемы. DS-70 - это новый экскаватор, горнодобывающий гигант, который может заменить работу четырех тысяч людей. Машина повреждена умышленно. Из-за саботажа исправить экскаватор не удается, что делает невозможным выполнение плана горных работ. Но благодаря некоторым открытиям и энергичному вмешательству SNB (контрразведки), враг обезврежен. В фильме свою первую большую роль секретаря сыграла Власта Фиалова (Vlasta Fialová). Во время съемок умер режиссер фильма Владимир Славинский. Фильм пролежал почти два года без движения, пока кто-то не доснял последние несколько сцен. В картине «Два пожара» (Dva ohně) 1949 события происходят в феврале 1948 года. Рабочие кирпичного завода раскрывают планы подрывной работы, которую проводит бывший владелец национализированного предприятия. Рабочие жестко осуждают царящие капиталистические порядки и способствуют модернизации завода. И это приводит, несмотря на саботаж ненавидящих революционное движение промышленников, к значительному росту производительности труда. «Господин Габетин уходит» (Pan Habětín odchází) 1949 режиссера В. Гайера, в этом фильме рассказывается о взлете и падении капиталистического хищника, пытающегося получить прибыль даже ценой обмана, преступления и сотрудничества с оккупантами. После февраля 1948 года, однако, все выясняется благодаря бдительности милиционеров. О столкновении двух миров рассказывает картина  «Хищники» 1948.

Провокации западных империалистических кругов против нового чехословацкого государства разоблачал фильм «Похищение людей» (Únos) 1952 режиссеров венгра Яна Кадара (Ján Kadár) и чеха Элмара Клосса (Elmar Kloss). Эксперт г-н Прокол для решения вопроса по строительству промышленного предприятия в Остраве должен лететь в Прагу. В это время арестовывают его помощника Симасека, который оказался американским агентом. Небольшой самолет до Праги полностью заполнен пассажирами, но только два члена экипажа и три пассажира знают, что он не прибудет в Прагу. Преступники захватывают самолет и сажают его на американской военной базе недалеко от Мюнхена. Американцы недовольны, когда обнаруживают, что большинство пассажиров не просят политического убежища, а хотят вернуться домой. Согласно первоначальному плану на самолет должны были попасть другие пассажиры, но Симасек, который должен был забрать билеты на самолет, арестован, и они поступают в свободную продажу. Прокол и его коллега, с которым он летел вместе, отказываются сотрудничать с американской разведкой, они уничтожают секретные документы по строительству промышленного предприятия. После одного из допросов удается бежать с помощью одного немецкого антифашиста, добраться до чехословацкого консульства и вернуться на родину. «Ловушка» (Past) 1950 Мартина Фрича - один из лучших чешских приключенческих фильмов, связанных темой коммунистического сопротивления во время нацисткой оккупации. Чтобы понять, кто в группе подпольщиков предатель, одной из заключенных, подозреваемой в этом, дают возможность бежать из-под стражи, чтобы потом проследить за ней. Но у гестапо идет своя игра. Первая по-настоящему значительная роль Власты Храмостовы (Chramostová), сыгравшей молодую коммунистку. В фильме «Мы любим» (Milujeme) 1951 Инженера Лауду с помощью шантажа и запугивания пытается заставить совершить акт саботажа  бывший директор шахты Бюргер, он хочет затопить шахту вместе с людьми.  Ученики школы-интерната, проявив бдительность, предотвращают большую диверсию на шахте имени Энгельса. Фильм был снят при содействии сотрудников  угольной шахты в Кладно.                    Знаковым и этапным для чехословацкого шпионского кино была «Операция Б» (Akce B) 1951  режиссера Йозефа Маха (Josef Mach), снятая по сценарию Мартина Фрича. Два года спустя после Второй мировой войны. После проведения в Польше операции «Висла» отряды бандеровцев разбиты. Остатки украинских подразделений Повстанческой Армии (ОУН) пытаются прорваться из Польши в Западную зону безопасности через Словакию в Германию. Одну большую группу ведет Бурлак (Мирослав Голуб) и его верный спутник Офелия (Власта Храмостова /Chramostova). Чтобы их остановить, в Чехословакии были мобилизованы войска Корпуса национальной безопасности (CHБ) и армии. Их предупреждают о необходимости проявлять бдительность. Бандеровцами заранее было подготовлено хорошо законспирированное подполье, большая шпионская сеть, которая ждала прихода бандитов. Службе безопасности удалось арестовать шпиона, скрывавшегося среди католического духовенства, он снабжал ОУН оружием и фальшивыми документами. Кроме того в штаб армии проник предатель, но благодаря проявленной бдительности его удается вычислить. Между Бурлаком и его заместителем  Juzek Kuczerjavý (Ярослав Мареш) происходит конфликт из-за нападения их людей на крестьян, в результате чего есть большое количество жертв. После ссоры и перестрелки Бурлак оказался в западне, осажденный, он тайком  пытается бежать, но у него не получается, и он вынужден отступить в горы. В горах он встречает в домике лесника  молодую женщину Марию (Антония Гегерликова / Hegerlikova), скрывавшую раненого офицера, лейтенанта Малека (Рудольф Дейл / Rudolf Deyl) с группой солдат. Там и будет дан последний бой. Бандеровцы в бою будут разбиты, а небольшая выжившая группа во главе с Бурлаком сдастся. Впечатляла красиво показанная природа, живописные горные пейзажи Словакии, снятые на черно-белую пленку и самоотверженные люди молодой республики, которые, не колеблясь, отдали свою жизнь за свободу Чехословакии. Фильм был снят в сотрудничестве с Министерством национальной обороны и Министерством национальной безопасности. Картина получила  Национальную премию за stupně za rok 1952 (s čestným titulem laureát státní ceny)1952 год. Министерство обороны выпускает 20-минутный документальный фильм «Враг слышит тебя» (Slyší tě nepřítel) 1951, призывающий к бдительности. Детский шпионский фильм «Конец призраков» (Konec strašidel) 1952 рассказывает о группе отважных пионеров, живущих в городе, расположенном у западных границ. Ребята помогают выявить опасных саботажников, которые попытались сорвать выпуск на предприятии новой продукции. Другой детский приключенческий шпионский фильм «Компактное пение» (Zpívající pudřenka) 1959 из той эпохи, когда радиотелефон казался научно-фантастическим вымыслом. Группа мальчиков, играя в детективы, помогают раскрыть шпионскую сеть и выявить вредителей на предприятии. Фильм снят по книге «История закончилась в пятницу». «Они приходят из тьмы» (Přicházejí z tmy) 1953. 1951 год. Южная Чехия. Ночь в селе. Пустынные улицы. Темные дома. На краю деревни появляется человек. Это Ладя (Рудольф Грушницкий).Он достает бутылку с горючим и спички, обливает им сено и поджигает. Огонь охватывает все село. Но жители деревни держатся все вместе и дружно тушат пожар. В селе идет непримеримая классовая борьба. Крупный землевладелец сотрудничал с нацистами и его приговорили к тюремному сроку. Его сын Ладислав Юнек занимается вредительством и рассылает угрожающие письма. В деревне сторонники социализма столкнулись с большим сопротивлением всему новому, подогреваемые бывшими хозяевами. Сын кулака и другие враждебные элементы хотят сорвать проведение коллективизации, создание кооперативов и вступление крестьян в колхозы. Чтобы предотвратить это, они обращаются к кровавому террору. К счастью, служба госбезопасности начеку и вовремя производит аресты. Ничего теперь не мешает торжественному маршу мира, когда демонстранты идут через всю деревню неся плакаты и знамена с изображением Готвальда, Ленина, Сталина. С экрана звучит чешский гимн (факт остается фактом: где-то насильственная коллективизация привела к самодостаточности в производстве питания, а насильственная деколлективизация деревни в начале 90-х привела к ее краху. Теперь большинство продуктов, очень низкого качества, доставляют из-за рубежа.).  «Потерял» (Ztracená stopa) 1955 -  ранний фильм Карела Кахини (Karel Kachyňa), рассказ о том, как хорошо чешские пограничники охраняют рубежи своей родины. Пограничник Павел Крест потерял доверие своей раненой собаки Бояра / Bojar и хочет его восстановить. В этом красочном приключенческом фильме через границу пытается пройти вражеский агент, который собирается нарушить мирную жизнь страны, но пограничники зорко охраняют свои рубежи, которые доверила им страна. В главных ролях в фильме были заняты молодые актеры, для многих это была первая съемка в кино. Еще одной ранней картиной Карела Кахини был шпионский фильм «Сегодня вечером все будет кончено» (Dnes večer všechno skončí) 1954. Действие фильма происходит в районе, где проводятся военные маневры. Герой фильма сержант Милан, познакомившись с приехавшей из Праги Еленой Бушковой, искренне ее полюбил. Елена же, оказавшаяся матерым агентом иностранной разведки, пытается через Милана, завербовав его, получить нужные сведения военного характера. В районе, где проходят учения, раскинуло свои сети шпионское гнездо. Но органы госбезопасности Чехословацкой Социалистической Республики бдительно охраняют рубежи своей Родины. «Экспресс из Нюрнберга» (Expres z Norimberka) 1954 Владимира Чеха рассказывает о борьбе органов безопасности против вражеских агентов. Шпион спрятал под сидения экспресса пачку сигарет, в которой была инструкция по уничтожению одной из плотин. Случайно севшая на это место девушка обнаруживает пачку. Растерявшись, не зная к кому обратиться, она рассказывает все мужчине, стоящему в коридоре. Но он как раз оказывается шпионом и хочет попытаться убить девушку, а потом сбежать. Шпионский классический триллер «Северный порт» (Severní přístav) 1954 режиссера Милоша Маковеца (Miloš Makovec) - в числе лучших, снятых в 50-е годы. Был поставлен в стиле сталинских советских фильмов. Эта история разворачивается в торговом порту и рассказывает о подрывной деятельности вражеских агентов. Американские агенты пытаются саботировать работу коммерческого отдела государственной компании по экспорту. Их цель - сорвать план поставок промышленной продукции в одну из западных стран. Разворачивается борьба  сотрудников  государственной безопасности со скрытыми врагами.  В фильме  подчеркивается, что настороженность и бдительность не должна оставаться просто фразой. Картина была одной из первых попыток создания нового чехословацкого  детектива. Получился хороший триллер, местами напоминающий фильмы Хичкока: шпион в движущемся поезде, злобные классовые враги, перестрелка на чердаке, красивая и таинственная женщина. Особая атмосфера 50-х годов, черно-белый мир социалистического реализма цветут здесь в полную силу. Съемки проходили в городе Дечин, там, где находился один из крупнейших доков. «Северный порт» был четвертым фильмом Милоша Маковеца. Его картины «Дело доктора Ковара» (фильм о классовой борьбе, снятый в советском стиле), «Счастливая дуэль», «Большое приключение» (биографический антибуржуазный фильм) показали уверенную руку мастера, способность режиссера снимать хорошие фильмы. В начале своей карьеры он поставил «Они живут среди нас» (Žijí mezi námi) 1948, короткометражный криминальный фильм.