Об истории футуристского кино. Футуризм в кино

 

Футуризм был авангардным артистическим движением, созданным в 1909, и имел большое распространение в Италии. Брагилья был известным итальянским футуристом, который начал экспериментировать с фотографией и издал важный манифест в качестве теоретического обоснования для футуристкой фотографии. В дополнение к его карьере художника по декорациям Брагилья имел короткую, но интенсивную карьеру в кино. «Таис» (1916 г., Италия, THAIS, реж Антон Джульо Брагилья (Anton Giulio Bragaglia), в р. Аугусто Бандини (Augusto Bandini), Альберто Казанова (Alberto Casanova))является его режиссерским дебютом в авангардном кино и единственным довольно полным сохранившимся футуристким фильмом, странной смесью футуризма и классицизма. Парадоксально, так как футуристы были людьми, отрицавшими традиции, а история о Таис очень обычная. Рассказ о «роковой женщине», использующей своих поклонников в корыстных целях. В этом фильме с трагическим концом классицизм проявлен в красивых образах, пейзажах, и только в конце фильма футуризм проявляется в черезвычайно стилизованных и геометрических декорациях, в которых героиня переносит очень специфическое наказание.
Было, вероятно, неизбежно, что футуристы, в конечном счете, обратят свое внимание на искусство фотографии и кино. Уже в 1910 году братья Амальдо Джинна (Amaldo Ginna), и Брунно Кора (Bruno Corra) сделали интересные эксперименты в абстрактном кино, и их авангардный подход имел большое влияние на более позднее футуристское кино. В 1912 г Кора издает в Abstract Cinema манифест Цветной Музыки (Chromatic Music), в которой он описал свою работу с братом об установлении связи между звуком и цветом и исследовал, как цветовой спектр мог быть применен к музыкальному масштабу. Но после трех месяцев Джинна и Кора оставили свои эксперименты из-за неудовлетворительного результата. Их мысли тогда поворачиваются к кино (из-за его постоянства и силы источника света) для того, чтобы объединить цвет и музыку. Плоды этих экспериментов, в которых они применили цвет, были четыре очень коротких фильма. Первый «Соглашение в цвете» (Accordo di colore) был основан на живописи Сегантини (Segantini). Второй, «Исследование Эффектов  Четырех Цветов» (Studio di effetti tra guattro colori), базировался на  взаимодействии красного и зеленого, синего и желтого цветов. Третьим был перевод «Весенней песни» (Cauto di Primavera) Мендельсона и четвертой поэмы Маларме «Цветы» (Les Fleurs). Ни один из этих фильмов не был показан публично. В тот же самый период Кора и Джинна сделали еще два других фильма, около 10 минут каждый. Первый назывался «Радуга» (Raiabow). Радуга составляет доминирующую тему, которая проявляется в различных формах с постоянно увеличивающейся интенсивностью, пока это, наконец, не взрывается великолепным фейерверком. Экран первоначально сер, затем на этом сером фоне постепенно проявляется небольшое  волнение, которое, кажется, поднимаются из серых глубин как пузыри, и когда они достигли поверхности, они взрываются и исчезают. Вся симфония была основана на этом эффекте, контрасте между серым облаком и радугой и борьбой между ними. Наконец, в неожиданном пыльном распаде, серое рушится, и виден триумф радуги в окружении круглого окна, которое исчезает, в свою очередь похороненное под лавиной цветов. Второй фильм называется «Танец» (La danza) с преобладающими фиолетовым и желтым цветом, которые непрерывно объединяются, разделяются, взлетают вверх и крутятся волчком.

Историческая честь быть первым футуристским фильмом авангарда принадлежит «Драме в кабаре футуристов №13», снятой в 1913 году в России (фильм был короткий и шел 20 минут) Владимиром Касьяновым с участием  московских футуристов поэтов и художников Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. В фильме также участвовал Владимир Маяковский с братьями Бурлюк  Давидом и Николаем, Шершеневич, художник  Максимович. В эпизоде играл Борис Лавренев. Название фильма шло от просуществовавшего в Москве лишь одни сутки кабаре «Розовое домино», второе название «Кабаре N 13». В этом кабаре-однодневке, находившемуся по Мамонтовскому переулку, ночью выступал с чтением своих стихов Владимир Маяковский, которого привел туда Давид Бурлюк. Съемки производились небольшой кинофирмой «Винклер и Топорков».  О том годе сам Маяковский вспоминал в автобиографии под рубрикой «Веселый год»: «Ездили Россией. Вечера. Лекции… Издатели не брали нас. Капиталистический нос чуял   динамитчиков. У меня не покупали ни одной строчки. Возвращаясь в Москву – чаще всего жил на бульваре». Фильм был объявлен кинематографическим отчетом российских футуристов о их каждодневной жизни. На экране они бродили по Московским улицам с символами (сердце пронзенное стрелой, каббалистическими знаками и т. д.) или цветами, нарисованными на лицах. Часть фильма происходило в кабаре с расписанной в футуристическом духе дверью. По ходу фильма Максимович танцевал с Гончаровой танго, затем ее «закалывал». После этого «убитую» везли в авто за город и бросали полураздетой с нарисованной на груди раной в снег. В этот момент появлялся Маяковский в цилиндре в запахнутом пальто в перчатках с тростью. У него  в фильме была демоническая роль. По отзывам тогдашней прессы фильм был вовсе не драмой,  а пародией на «жуткие кинодрамы» того времени. Картина с входящими в моду футуристами пользовалась успехом. Так, в Нижнем Новгороде она шла четыре дня подряд, что для того времени срок солидный. В марте 1914 года футуристов еще демонстрировали на экране при полном сборе «сверх программы по желанию публики».Фильм на протяжении двух лет несколько раз возвращался на экран. Последний раз его публично показывали по воспоминаниям Бориса Лавренева в конце 30-х годов в Ленинградском Доме кино. Примерно через два года после «Драмы в кабаре» российские футуристы сделали второй фильм «Я хочу быть футуристом» с Маяковским в главной роли и клоуном и акробатом цирка Лазаренко, который сотрудничал с футуристами и участвовал в нескольких проектах.

В 1914 году Марсель Фабр (Marcel Fabre) сделал короткий фильм «Амур» (Pedestre) («Любовь в движении, или Пешеходная Любовь»), который является единственным футуристским фильмом, выполненным редукционно - фильм сыгран ногами актеров. Он продолжается чуть более двух минут и является изящным эссе и современным стилистическим экспериментом.

В то время как, строго говоря, Фейбер не был футуристом, стиль фильма был полностью футуристским и имел большое влияние не только на другие футуристские фильмы, но и на Футуристский театр ( Маринетти «Ноги» 1915 Basi). Сюжет «Амура», где  показывают на экране только ноги, прост.  Женщина роняет на улице кошелек, мужчина подбирает его и вручает хозяйке. Она уходит, он следует за ней. Она садится в трамвай, он выбирает место рядом с ней. Они флиртуют. Следующая сцена – она получает письмо от него с объяснением в любви, но ее муж (военный) находит его. Военный и мужчина встречаются, муж бросает мужчине вызов на поединок. Они встречаются на поле чести в поединке на шпагах- выпад мужа, мужчина, видимо, ранен и опускает оружие. Муж приближается к нему, пауза, затем уходит, садится в автомобиль и уезжает.

Через секунды появляется женщина и помогает мужчине. Потом пара медленно уходит вместе.

Последняя сцена: мужчина стоит на одном колене, женщина сидит на стуле. Они оба встают, оборачиваются навстречу друг другу - ее платье падает на пол, она переступает через него и движется к нему навстречу. Конец. В 1916 году Антон Джульо Брагилья (Anton Giulio Bragaglia) сделал три полнометражных фильма продолжительностью более 1 часа, выпущенных коммерческой кинокомпанией Novissima : «Таис» (Tais), «Злое Очарование» (Perfido incanto) и «Мой труп» («Драма в Олимпе») ( Mio ll Cadavere)

Во всех трех фильмах снимались профессиональные актеры, хотя балерина Лиина Лионидоффа

(Ileana Leonidoff) игравшая в «Злом Очаровании» и русская актриса Таис Галицкая (Thais Galitzky),

игравшая в «Таис» и «Злом Очаровании», не были профессиональными актрисами.

«Таис», первый из фильмов Брагильи, сохранившийся (хотя, увы, почти невидимый) во Французской Синематике, по продолжительности около 70 минут. Это ироническая история любви с трагическим окончанием, включает ирреальные и абстрактные образы. Геометрические формы формировались и распадались, пар исходил от стен, и туман застилал перспективу. «Рот Правды» выдыхал облака дыма. В конце фильма пейзаж  преобразуется, а Таис будет заколота.

«Злое Очарование» идет приблизительно 75 минут. По жанру романтическая мелодрама.

Атанор держит в своем дворце, находящемся в большом современном городе, волшебницу и прорицательницу Цирцею. Она влюбляется в Ягоду (Марио Берри). Чтобы не потерять Цирцею, которая предоставляет ему частную информацию, от которой зависит его репутация, Атанор убивает жену Ягоды. Позже, после грабежа банка, Атанор угрожает убить и Ягоду тоже, если Цирцея не подчинится ему. Ягода проникает в дом волшебника, но поздно, Цирцея, изнасилованная Атанором, убивает сатира, проткнув его шею булавкой. Думая, что это она убила его жену, Ягода уезжает, а Цирцея, не выдержав, сходит с ума. Несмотря на полностью нефутуристический сюжет, это был самый экспериментальный из фильмов Брагильи. Он использовал весь диапазон фотографии, уловки и визуальные эффекты вроде использования искаженных зеркал и различных призм и линз, чтобы передать ирреальный эффект, а также применял принципы фотодинамизма к  киноэкрану. И фильм получился очень авангардным и современным.

Его третий фильм «Мой труп» - мелодрама с навязчивой психической идеей. Действие происходит в Неаполитанском королевстве и вращается вокруг злого барона, боявшегося смерти,  и созерцающего череду видений, которые проходили перед ним. Фильм по продолжительности равняется 70 минутам. Некоторые наиболее отвратительные сцены были вырезаны цензурой.

В 1916 году члены Футуристкой группы Флоренции, базирующие вокруг журнала «Итальянский Футурист» (Italia Futuriste) создали, вероятно, самый известный из футуристских фильмов в истории кино «Краткая биография футуриста» («Футуристская жизнь) (Vita Faturista/ Futurist Life). Фильм возник после долгих вечерних обсуждений, в которых принимали участие Маринетти, Джинна (Ginna), Кора (Corra), Сеттимелли (Settimelli) и другие. Получившийся фильм суммировал поток идей, являющихся рядом несвязанных эскизов, различных сцен, вероятно, являющихся вдохновением для  этих специфических людей. (так, боксерскую утреннюю гимнастику придумал Маринетти, в то время как Балла (Balla) изобрел прото-ирреальную последовательность, где он влюбляется в стул). Фильм был поставлен во Флоренции летом 1916 года. Арнольд Хинн был режиссером и оператором и использовал поворачивающуюся камеру Пате. По его признанию самой большой проблемой с которой он столкнулся - заставить исполнителей относиться к проекту серьезно. Существовало 3 или 4 копии фильма. Последняя известная сохранившееся копия фильма была у дочери Брагильи Джинны, она дала ее своему другу, но обратно так никогда и не получила. Фильм длительностью приблизительно 40 минут, впервые был показан в кинотеатре во Флоренции 28 января 1917 года. Перед показом Чити (Chiti) и Сеттимели (Settimelli) читали свои футуристские стихи. Аудитория получила фильм с загаженным помидорами экраном. Этот прием футуристы применили и в других городах: в Болонье они бросали пасту, в Неаполе апельсины, в то время как в Риме использовали уголь. Фильм состоял из 8 частей, не считая мест, вырезанных цензурой.

1 «Завтрак Футуриста» Сцена происходит, в ресторане. Старый джентльмен с длинной белой бородой (Лусио Венной) сидит в задней части зала и ест суп, когда несколько молодых футуристов начинают шумно критиковать его. Старик представляет влиятельные деловые круги, в то время как футуристы представляют динамизм молодости. Футуристов играли Джакомо Балой, Кити и Эмильо Сеттимели. Участники вспоминают, что английский турист, свидетель сцены, не понимая, что снимают фильм, и смотря на липовую бороду Венны, решил вмешаться и стал увещать Маринетти оставить в покое старого человека. Эта сцена вошла в фильм.

2 «Сентиментальный Футурист» -молодые Футуристы, полные уверенности в себе, становятся жертвами сентиментальной любви. Сцена была снята в светло-голубых тонах.

3 «Как Футурист спит». В комнате два человека спят в кроватях. Футурист спит в вертикально поставленной кровати, он полностью одет и носит шляпу.

4 «Карикатура Гамлета». Перемещающиеся поперек экрана фигуры были искажены в вогнутых и выпуклых зеркалах. Сюда же  входит (по Маринетти) «Утренняя Гимнастика», которая предназначена для того, чтобы «освободить себя от логики», и включает фехтование между Ремо Кити и Маринетти и «Обсуждение Боксерских перчаток» между Маринетти и Анген (Ungan). В этой же части Джакомо Бала влюбляется и женится на стуле, и у них рождается скамеечка для ног.

5 «Танец Геометрического Блеска». Девушки, одетые в костюмы из фольги, исполняют энергичный и ритмичный танец. Сильное освящение, направленное на костюмы из фольги, заставляет многочисленные люминесцентные вспышки играть по всему экрану, таким образом, разрушая контуры тел балерин.

6 «Декларация Поэзии Ремо Кити». Кити читает свои стихи, сильно размахивая руками.

7 «Самосозерцательное Исследование в государстве Мышления». Верхом на эстакаде в комнате без света Кити, Венна и Нанетти в сверхестественной тишине рассматривают морковь, привязанную к нити. Для добавления атмосферы сцена была окрашена в фиолетовый цвет.

8 «Драма Целей». Футуристы «исследуют сельдерей, морковь и баклажаны» и так же «обсуждают различия между ногой, молотком и зонтиком».

Целый кусок «Почему Чекко Беппе не умирает» был удален цензором  из- за его сатирической анти-австрийской направленности.

В манифесте футуристов 1916г Маринетти, Бруно Корра, Арнольд Хина и другие, отвергая современное понятие кино как форму театра без слов, приветствуют его как «новое искусство, очень обширное и более быстрое чем все другие, существующие».

Хотя  Карло Брагилья, ставший режиссером,  в 1933 г поставил фильм «Ваши деньги, или Ваша Жизнь»,  а сохранившиеся сцены напомнили дни футуристского эксперементального фильма, его дни давно прошли. Влияние Футуристкого кино, хотя и яркого, было незначительным в мировом кинопроцессе. Эти немногочисленные фильмы нечасто показывали и то только ограниченному количеству зрителей. Тем не менее, это было интересное, самобытное явление, оставившее свой след в истории кино. Или как они сами писали о нем, «Футуристкое кино, которое мы делали, это была радостная деформация вселенной».

 

Hosted by uCoz