К истории антирелигиозных фильмов

 

"ИВАННА" (1959 г.,реж. Виктор Ивченко, в р. А. Моторный, И. Бурдученко, Д. Круг) - cамый знаменитый в послевоенное время советский антирелигиозный фильм. Классика жанра. Действие происходит во Львове накануне и во время Великой Отечественной войны. Это рассказ о трагической судьбе юной партизанки-дочери священнослужителя, ставшей жертвой интриг  святых отцов католической церкви. Автор киноповести «Иванна» В. Беляев собрал сведения о деятельности греко-католической церкви, возглавляемой митрополитом Шептицким, написавшим «Острогу против коммунизма». (Вобще Андрей Шептицкий был незаурядной личностью: бывший польский граф, австрийский офицер, в прошлом разведчик, он хорошо был знаком не только со многими аристократами Европы, но даже с королями). Его «христово воинство» помогало уничтожать советских людей, благословляло дивизию СС «Галичина», националистическую банду убийц, действовавшую на територии Западной Украины. В фильме воспроизведен острый конфликт двух миров, мировоззрений, воплощенный в образах митрополита (Д.Степовой) и его крестницы, дочери священника, Иванны Ставничей, прошедшей сложный путь духовного прозрения и заплатившей за это дорогую цену. Шептицкий в фильме благообразный седой старик, прикованный недугом к креслу. Его жестокость и коварство оттенены физической немощью. Подлинной находкой В. Ивченко была исполнительница роли Иванны, студенка театрального института Инна Бурдученко, сумевшая раскрыть внутренний мир героини, показать ее душевное состояние и глубину переживаний. Иванна в исполнении Бурденко естественна и правдива, простодушно верящая в справедливость догматов церкви и в своих сомнениях и в трагическом прозрении. Глубоким смыслом исполнен кульминационный эпизод драмы, когда приговоренная к смертной казни, измученная Иванна, просит перед смертью расковать ей руки и усталым, но решительным жестом срывает с шеи крест, который медленно сползает из ее опущенных рук в траву.

В основе сценария фильма подлинная история, написанная по документальной повести «Побег из Цитадели» В. Беляева. Много шуму тогда наделала трагическая смерть Инны Бурдученко, случившаяся во время съемок антирелигиозного фильма «Так еще никто не любил», где она играла небольшую роль. По сценарию комсомолка спасает из горящего барака знамя. Чтобы не делать много дублей, снимали сцену тремя камерами. Но режиссер, чем-то недовольный,  снова и снова посылал Бурдученко в огонь, несмотря на протесты окружающих, которые видели, что актриса уже еле стоит на ногах, и на ней тлеет одежда. Когда Инна в очередной раз бросилась в огонь, послышался треск, строение заскрипело и рухнуло. Молодой шахтер, участник съемки, бросился спасать актрису, сам получил сильные ожоги, вынес ее, но…поздно. А сцену позже переснимут с другой актрисой (Инной Кирилюк). После этого случая в народе распространился слух о «суде Божьем над грешницей». Была ли это кара Божья актрисе, успевшей сняться только в одном фильме, не знаю, но шутить с потусторонними силами не посоветую никому. Фильм был показан в Польше, где тут же был запрещен митрополитом Вышинским. В Ватикане – Папа Римский проклял фильм и всех его создателей в специальном послании. Тогда не очень верили в проклятия, но напрасно. В течение продолжительного времени умерло семь человек, связанных с созданием фильма. А у режиссера начались проблемы с сердцем. Для того, чтобы спасти Инну Бурдученко, сдавали кровь и даже кусочки кожи. Министр культуры СССР Фурцева распорядилась сделать все возможное, чтобы спасти актрису. Но все было напрасно, она умерла 15 августа 1960 года с неуспевшим еще родиться ребенком. На ее похороны, казалось, пришел весь Киев. А ровно через три года 15 августа погиб в автокатастрофе и отец неродившегося ребенка Игорь Кирилюк.

В дореволюционном кино религиозная тема была запрещена. За этим строго следил Священный Синод. Вообще, в царской России кроме обычной цензуры и церковной была еще военная, фильмы могло запрещать и Министерство просвещения, и даже обычный околоточный. Нельзя было показывать даже просто священника в рясе. Первый фильм на эту тему «Отец Сергий» по антиклерикальной повести Л. Толстого режиссера Протазанова был запрещен, и смог выйти только после революции в мае 1918 года. История князя Касаткина - отца Сергия, его мучительный поиск правды и чистоты, были перенесени на экран с редкой для той поры глубиной и точностью.

В смутное время 1918-1919 годы появилась серия «антирелигиозных», точнее антисектанских фильмов: «Белые голуби», «Бегуны», «Лгущие Богу»,- посвященные разоблачению изуверств разных религиозных сект. Хотя эти фильмы не столько разоблачали, сколько смаковали всякого рода радения, обольщения «старцами» «сестер во Христе» и совсем не касались вопросов мировоззрения. К первой годовщине Октябрьской Революции появились первые агитфильмы

«Пауки и мухи» 1919 режиссера В. Черноблера и «О попе Панкрате, о тетке Домне и явленной иконе в Коломне» 1918 Н. Преображенского. По басне Демьяна Бедного. Сьемки были трудные из- за отказа профессиональных актеров. Три раза приходилось менять актрис, которым поручалось роль тетки Домны: как дойдет до сцены в церкви у аналоя, артистки не выдерживали и сбегали. Потом сбежал «поп». Рассказывают, что тут-то и захотел сыграть эту роль Маяковский, но сыграть в результате  попа пришлось самому Н. Преображенскому, руководителю Московского кинокомитета и инженеру по специальности . От фильма сохранились только фрагменты. В 1920 году был снят и показан в «Кинонеделе» печально известный сюжет «Вскрытие мощей Сергея Радонежского», смонтированный Дзигой Вертовым. Наиболее зрелым в художественном отношении был фильмы «Отец Серафим» и «Чудотворец» - оба 1922 года А. Пантелеева. Сюжет «Чудотворца» был построен на основе анекдота. Царствование Николая l. Стоящий на часах у иконы Казанской Божьей Матери солдат Мизгирь разбивает штыком стекло, вынимает из оклада Богоматери большой бриллиант, а потом уверяет, что милосердная владычица явилась ему ночью, сошла с иконы живая и подарила камень на выкуп невесты. По городу мгновенно разносится весть о «чуде». Перед военными властями и перед Синодом встает дилема: то ли наказать дерзкого богохульника, то ли признать явление Пресвятой Девы. По свидетельству Н. К. Крупской  фильм очень понравился Ленину. В этом же году был поставлен еще один  антицерковный фильм «Комбриг Иванов» режиссера А. Разумовского. Сделанный на основе стихотворения Г. Лелевича, фильм оказался намного слабее «Чудотворца». Черезвычайно наивный, он рассказывает о командире бригады, влюбившемя в провинциальную поповну и сумевшем перебороть отсталость невесты, убедив ее не венчаться в церквием не менее фильм пользовался успехом у зрителей и был продан в Америку. К этой же теме Александр Разумный вернется в 1929 году, поставив свой последний немой фильм «Бегствующие острова» по мотивам одноименного рассказа В. Иванова. В глубине тайги находится община раскольников. Старцы тщательно оберегают паству от общения с внешним миром. Но в первые годы Советской власти молодежь стала уходить из скита, стремясь к новой жизни. К теме церковных чудес обращается и Большаков в «Похождении Ваньки Гвоздя» 1924. Но самый большой успех выпал на долю фильма В. Гардина «Крест и маузер» 1925 по сценарию Льва Никулина о реакционной роли католического духовенства. Фильм интересен благодаря остроте, разработке темы, ряду актерских удач и искусному напряженному сюжету. В конце 20-х годов выходит целый ряд антицерковных фильмов. Наряду с лучшим из них «Праздником св. Йоргена» 1930, сделанного по одноименному роману датского писателя Г. Бергстедта с великолепными Кторовым и Ильинским, недооценненным в свое время, был поставлен в Грузии один из интереснейших и необычных фильмов тех лет «Бог войны» 1929 режиссера Е. Дзигана. Сменяя друг друга, возникали в кадрах фигуры попов и пасторов, мулл и равинов, благословляющих народы на войну. Символический образ «креста и пулемета» проходит через весь фильм. Судьбу героев – солдата и его жены – пунктирно объединяли на экране картины бесправия и жестокости. В фильме люди перерастают в символы, а символы ежеминутно принимают скромный вид обыкновенных людей.

Почти одновременно с «Богом войны» на экраны выходит «Иуда» 1930 о реакционной роли духовенства в годы гражданской войны. Режиссер Е. Иванов – Барков по сценарию П. Бляхина поставил свой лучший немой фильм. Жизнь большого монастыря была показана очень реалистичнорозрение старца Ионы, увидевшего какие дела вершатся именем Бога, были убедительно сыграны актером Б.Фердинандовым.События гражданской войны, борьба партизанского отряда с белыми, придавали сюжету дополнительную остроту. Неудержались, правда, авторы фильма от «поповских» анекдотов типа монашек – женщин в келье игумена и т. ддин из опытнейших дореволюционных режиссеров П.Чардынин, возвратившейся из эмиграции за десять лет до своей смерти (в 1932 году), поставил 16 фильмов от декаденских и мистико – романтических («Хозяин черных скал») до приключенческих («Укразия»). Была у него снята и антиклерикальная драма «За монастырской стеной» 1928. В этом же году А. Богданов ставит «Не так страшен черт».

Снимали такие фильмы и в союзных республиках. В Армении П. Бархударяном вместе с М. Геловани была снята драма «Злой дух» 1927 по мотивам романа А.Ширванзаде «Одержимый». Фильм рассказывает о суеверии, невежестве и религиозных предрассудках, царивших в дореволюционной армянской деревне. В Азербаджане поставлен «Во имя Бога» 1925 режиссером А. Шариф – заде. Фильм посвящен развернувшейся борьбе с одним из самых жестоких обрядов у мусульман «шахсей – вахсей». Правоверные, собираясь в мечетях, мистическими песнопениями доводят себя до экстаза и подвергают себя мучительным и изуверским пыткам. В фильм включены документальные кадры обряда (во время съемок сотрудники группы чуть не были растерзаны толпой фанатиков, подстрекаемых муллами). События в фильме разворачиваются накануне советизации Азербайджана. Кула, бедный крестьянин бездетен. С женой он отправляется к мулле, чтобы вымолить у аллаха ребенка. Мулла насилует женщину, она скрывает это от мужа. Когда она родила сына, то в благодарность аллаху Кулла решает вместе с ребенком принять участие в обряде «шахсей – вахсей». После праздника ребенок заболевает и умирает.

В Узбекистане фильмы о реакционной роли духовенства ставит К. Гертель: «Из-под сводов мечети» 1927 и О. Фрелих «Дочь святого» 1930. В 1925 – 1927 гг. при содействии Горького выходит роман «Мощи» живущего в эмиграции Иосифа Каллиникова в 3-х объемных томах (четвертый том «Пещь огненная» в СССР не выходил), он очень любопытно написан стилизованной эротико рнаментальной прозой, рассказывает о жизни монастыря. В советской прессе назван порнографическим. В апреле 1925 года состоялся 1-й съезд Общества друзей газеты «Безбожник»,  который постановил основать Союз безбожников. Со 2-го съезда, состоявшегося в 1929 году, Союз стал называться «Союзом воинствующих безбожников». Председателем был избран          Е. Ярославский. В 1936 году в Праге союз объединился с Брюссельским союзом свободомыслящих. С 1919 года издавался журнал «Революция и церковь», в 30-е годы выходил «Антирелигиозник». Неприязнь к церкви в России существовала уже давно среди населения, и не только среди неправославных. Неприязнь эта происходила от смыкания церкви с господствующем классом. Не существует ни одного документа, где бы церковь выступала бы прямо в защиту народа, против власти. Церковь забыла и такое понятие, как нестяжательство. Потому не стоит удивляться, что богобоязненный русский народ принимал самое деятельное участие в разрушениях храмов и гонениях на церковнослужителей. Большевики не могли пойти на союз с людьми, чья идеология оправдывала эксплуататорские порядки, народ бы их просто не понял. Конечно, трудно и почти невозможно понять ту эпоху нашим современным людям, отравленным буржуазным сознанием. В основе воспитания нового человека в те годы лежал исторический оптимизм, отказ от понятия врожденной греховности, и провозглашался принцип, что «человек по природе добр, но его портит частная собственность». Советский атеизм ставил задачу воспитать чувство достоинства у задавленного вечно виноватого трудящегося человека. Но теоретические ошибки и чрезмерная идеализация народных масс привели к угасанию атеистического энтузиазма в 30-е годы. В эти годы тема борьбы с религией  отходит на второй план. Фильмы на эту тему перестают ставить. Все силы были брошены на индустриализацию. Стало выходить много оборонных фильмов, хотя были и исключения. ТакЖивой бог» 1935 Михаила Вернера был посвящен разоблачению секты исмаилитов.

После тяжелых боев под Москвой зимой 1941 года, когда решалась судьба страны, происходит сакральное примирение Сталина с Церквью. Снова открываются многие церкви и монастыри (было открыто более 30 тысяч). Из заключения возвращаются амнистированные священники. Вот что сказал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий в день похорон Сталина: «Великого Вождя нашего народа Сталина не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная…» и далее, сказав о его подвигах во время Великой Отечественной войны, продолжил «Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему не обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы.     И много доброго и полезного благодаря его высокому авторитету сделано для нашей Церкви» и «Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь оплакивает его уход от нас, провожает его в последний путь, «в путь всея земли», горячей молитвой». («Журнал Московской Патриархии» 1953 N 4). Новый виток борьбы с церквью происходит уже только после прихода к власти Хрущева. Точкой отчета служит секретное постановление ЦК КПСС «О недостатке научно – атеистической пропаганды», принятое      4 октября 1958 года. Вскоре органы получили указание «развернуть наступление на религиозные пережитки». Сейчас уже трудно понять, почему так произошло. Видимо, в смурной и темной душе  Хрущева по отношению к Сталину перемешалось все, от раболепия до лютой ненависти и от страха до зависти . Отказываясь от наследия Сталина, Хрущев тем самым отказывался и от перемен в отношении Церкви. Сближение Сталина с Церквью было подано как искажение ленинского наследия. Под этим лозунгом и развернулась компания. Газеты запестрели заголовками: «Бандиты в рясах», «Пауки выползают в полночь», «Пауки продолжают ткать паутину», «Темные дела служителей тьмы», «Если сорвать маску» и т. д. Рубрика в газете : «Против тьмы». «Фарисей в рясе» -  название известного судебного процесса. Антирелигиозные фильмы : «Обманутые», «Темные люди», «Лжепророки», «Апостолы без масок», «Это тревожит всех». О деятельности общины И.П.Федотова - «Чудотворец из Бирюлево». «Правда о сектантах-пятидесятниках» 1960, Беларусьфильм, и «Правда о Ксении Блаженной» 1962, Леннаучфильм. Псевдонаучный «Как человек создал Бога» 1959, Киевнаучфильм. Тендряков пишет роман «Чудотворная». Борьба с «мракобесием» развернулась и на большом экране. После выхода фильма «Иванна» в 1959 году выходит «Люблю тебяизнь» («Верность») 1960 реж Михаила Ершова. Инженер Тимофей Корнеев, только что вступивший в партию,  как-то утром  встречает странного мальчика Егорку, что-то лепечующего о всевышнем. Узнав, что Егорка живет с дедом, главой секты йоговистов, куда ходит и Груня, молодая работница фабрики, Тимофей решает освободить их от влияния секты. В этом же году выходит «Тучи над Борском» о секте пятидесятников и «Чудотворная» по роману Тендрякова, режиссер В. Скуйбин. Деревенский школьник Родька нашел икону, а его бабка Авдотья, хитрая и властная старуха, распускает слух, что эта икона-чудотворная. Мальчика заставляют молиться, запугивая Божьими карами, и доводят до того, что пионер решает покончить с собой. В Прибалтике ставят «Обманутые» 1961 реж Ада Неретниеце. После того, как Янис уехал учится, его мать стала чаще посещать церковь. Его невеста, не выдержав разлуки, постриглась в монахини. Вернувшись после окончания  института, Янис начинает понимать, что сила церкви в равнодушии неверующих. В «Грешнице» 1962 Федора Филиппова молодая девушка (Ия Саввина), вступившая в секту, встречает настоящую любовь. Героиня восстает против родителей и уходит из дома. А в «Исповеди» 1962 Всеволода Воронина талантливый художник (Иван Бортник) поступает в семинарию, но разочаровавшись в служителях культа, нашел в себе силы оставить Церковь. На фоне этих фильмов выделяется «Грешный ангел» 1962 Генадия Казанского. Интересный сюжет и прекрасный актерский ансамбль в этом проникновенном и пронзительным фильме поднимает его над средним уровнем. 1952 год. После ареста отца и матери девочка – подросток едет на юг подальше от родного города и людей, которые ей уже не близки. Больше она никому не верит. Но вдали от дома она очень быстро становится «жертвой религиозного дурмана». Однако случайная встреча с чуткими, по-настоящему добрыми людьми и насквозь советскими людьми спасает ее от гибели. Но самое сильное впечатление оставляет фильм Натансона «Все остается людям» 1963, в нем потрясающе сыграл свою последнию роль в кино гениальный Николай Черкасов. Роль ученого вольнодумца и атеиста Дронова во многом была автобиографична и повторяла судьбу самого актера . Антирелигиозная компания как внезапно началась, так внезапно в 1965 году и закончилась. Хотя и после еще встречались рецидивы,  например «Ищу мою жизнь» 1974 Аиды Манасаровой, где рано оставшийся без родителей и попавший под опеку священника Саша (Георгий Жженов) и сам приобщается к религии. А через несколько лет отец  Александр после встречи с талантливым педагогом впадает в состояние тяжелого душевного кризиса, но находит в себе силы изменить свою жизнь. Или «У призраков в плену» 1984 Анатолия Иванова:  Мария вступает в секту пятидесятников, молодой рабочий Иван, полюбивший девушку, пытается избавить ее от влияния секты, но ему мешает глава сектантов – жестокий и коварный Лагута, играющий роковую роль в судьбе Марии. Выходили  и другие подобные фильмы, но маятник истории уже неумолимо качнулся в другую сторону. Атеизм с середины 70-х стал угасать в нашей стране, а с конца 70-х появилось уже много ра зоблачительных книг и статей в которых атеизм обвиняли во всех смертных грехах. По нарастающей шла демонизация атеизма: «Ярославский –комиссар дьявола», «Богоборческая власть советов». Шла смена идеологий, когда-то еще давно названная «ползучей контрреволюцией». В ЦК партии советниками и идеологами пришли молодые люди Бурлацкие, Арбатовы, Гайдары. В начале 90-х появляется еще в СССР «Ныне прославился сын человеческий» 1990 Александра Войтецкого, религиозно-романтическая версия нескольких рассказхов Чехова. В фильме были использованны православные песнопения из церковных богослужений композиторов Бортянского и Рахманинова. И «Господи услыши молитву мою» 1991 Натальи Бондарчук, поставленную по рассказам         Н. Лескова и повести «Житие Преподобного Сергия Радонежского». А в постсоветское время -  «Господи, помилуй заблудших» 1992 Казахстан/Украина. История нравственного падения юной школьницы. Обратившись к вере, девушка находит покой и утешение в женском монастыре. Но благостный ранний период  «времен славной перестройки» быстро заканчивается,  и появляются  фильмы подобные «Грех, история страсти» 1993. История девицы, влюбившейся в красавца-монаха. Тема фильма– страсть. «Феофания, рисующая смерть» 1991 - нео-язычество. Возникает  сатанизм - празднование Хелуина или 2 экранизации «Мастера и Маргариты». Быстро расплодились сектанты от мармонов до индуистких сект. Порнография и перфомансы, доходящие до кощунства (разрубание икон), немыслемые в послевоенном СССР. Так к нам и пришла свобода. И пришлось ждать долгие 20 лет до появления первого и похоже последнего фильма с духовным началом - «Остров».

 

Hosted by uCoz