ЯПОНСКИЕ ФИЛЬМЫ УЖАСОВ

Квайдан-фильм о призраках  является основным элементом жанра ужаса в Японии, имеющий давнии традиции.

Фильмы о призраках Квайдан изображает вторжение сверхестественных сил в повседневную жизнь с требованием мести.  Прежде всего женщина возвращается, чтобы мстить за себя тем, кто вредил ей в жизни. Сюжеты восходят к традиционной литературе, включая Noh shunen (театр мести), shnra-mono (пьесы о призраках), и рассказы Кабуки kwaidan (театр сверхестественного). Включает характерные особенности, связанные с женщиной - «духом мести», мстительный призрак очень хочет вечного отдыха, имеет черные волосы и широко смотрящие глаза. Черные волосы символизируют женскую красоту и чувственность, а пристально глядящие глаз связаны с образом вагины. Наиболее распространенные образы, входящие в пределы Noh и Kabuki, включают демонических женщин (kyojo-mono, shunen-mono) в Noh театре или  злых женщин (akuba, akujo) в пьесах Кабуки. В их облике стрямятся к созданию «нереального  реального взгляда» и их образы часто несут эротические навязчивые идеи. (Кстати Кабуки было создано женщинами, но в 1629 г.  женское исполнение было поставлено вне закона). И хотя в их фантастическом мире садизм приглушен, в Noh и Kabuki содержится много странного и ужасного. Старуха может оказатся демоном (Yamanba), в то время как таинственный монах может быть гигантским пауком (Tsitchigamo). Они могут находиться в сверхестественной области богов, демонов и призраков или в реальном мире убийц. Наиболее известная пьеса о призраках в Кабуки «Йотсуя. История призрака» 1824 Цурая Нанбоку (Tsuruya Nanboku). Это также самая экранизируемая пьеса с 1928 по 1994, известно 11 различных версий, в которых по разному расставленны акценты, от эротики до фарса. Наиболее известная версия Накагавы 1959 года, считающаяся шедевром жанра ужаса (см. подробно о фильме на сайте). Героиня фильма –Немезида, женщина жестоко обиженная, ее возвращение из могилы вызвано яростным желанием мести. Одна из тенденций Японского кино ужаса представить секс как ад на земле, где сексуальный акт, поставленный в центр ужаса, выглядит чудовищно. В японских фильмах ужасов много прекрасных примеров историй о таких демонических женщинах, ведущих свое начало из театра Кабуки. Иногда в современных версиях рассматривают призрак как метафору городского одиночества. В отличие от классических западных историй, где ужас используется как облагораживающий катарсис, в Кабуки  нет никакой растерянности и приступов раскаяния, наоборот, одна из поразительных особенностей Кабуки - его эстетика жестокости. Современный японский фильм ужасов играет ту же самую роль, развивая и углубляя доставшееся ему наследство, что делает его фильмы уникальными и специфическими. И, возможно, азиатский фильм ужасов с эго экзотическими кинематографическими традициями сможет когда-нибудь вылечить больной, творчески истощенный западный фильм ужасов.

Фильмы о призраках (yurei eiga) включают в себя много понятий. Японская мифология перенаселена призраками и разными чудовищами. Рядом с Yurei (карающий призрак) существует Yokai (сверхъестественное создание) или Onis (людоед или демон), причем Yokai обозначает массу созданий, это и tanuki (животное со способностью превращения) и kappas (дух воды с лицом обезьяны), rokurokubi (женский демон) и т. д.

Существует бесконечное количество этих созданий: yumanba (старая людоедка с гор), bakeneko (чудовище, призрак кошки), kodama (дух леса) или hitotsume kozo (монах с глазом). Появление призраков всегда сообщается звуковыми эффектами: дыханием ветра, скрипом или завыванием.

Одним из самых больших и лучших фильмов о призраках является «Луна в тумане» 1953 («Сказки туманной луны после дождя») Кэндзи Мидзогути  по легенде Акинари Уэда.  Рассказ из феодальных и легендарных времен, переданный с необычной пластической утонченностью.

Это история двух крестян во времена гражданской войны в Японии, которые оставили свои семьи, чтобы добыть славы и денег.  Один из них, бедный фермер,  мечтает стать самураем, в то время как Генжуро (Genjuro), гончар, хочет быть богатым, чтобы обеспечить свою жену Минаги и их маленького сына. В то время как фермер, обуреваемый страстью стать самураем, отказывается от своей жены Охамы, Генжуро обещает скоро вернуться, но быстро забывает свое обещание, данные жене и сыну, когда ео околдует таинственная леди Вакасой, которая хвалит его таланты и соблазняет  своим богатством.  Приглашенный в ее  замок и очарованный ею, он и не замечает, как пробуждается уже в качестве мужа Леди Вакасы и лорда, имеющего большое состояние. Время они тратят в бесконечных развлечениях, пирах и скачках. Находясь в постоянном ощущении эйфории, он все-таки ощущает, что что-то здесь не то, почему вдруг эта красивая и богатая женщина хочет его?  Но его желания и страсти берут верх, и он отбрасывает в сторону свои опасения, не понимая в своей слепоте, что леди Вакаса - это демон, призрак пришедший из мира духов. Вскоре Генжуро полностью забывает свое семейство, и только вмешательство бродячего монаха дает ему возможность увидеть, что он связался с сверхъестественными силами. В ужасе Генжуро бежит из замка и возвращается домой. К его облегчению дома все хорошо, его сын спит, а Минаги ожидает его у их семейного очага. Но утром Минаги исчезает,а Генжуро скажут, что она умерла уже очень давно. Только тогда Генжуро поймет , что это был только ее призрак, который пришел с прощальным приветом, с которым верная и любящая жена должна встречать возвращающегося домой мужа. А все что осталось от Минаги – память о ее голосе, который он слышит, когда  проходит, сраженный печалью, по заросшим бурьяном руинам своего дома. «Луна в тумане» лирическое, эротическое размышление о цене амбиций и иллюзорности природы счастья. История Генжуро только маленькая часть большой драмы, но он содержит поучительный моральный урок о том, как необузданные желания и себялюбие приносят трагедию в дом, и что осознание этого  и сожаления приходят слишком поздно.. В конце фильма Генжуро и его маленький сын, стоя перед могилой Минаги, кланяясь и совершая буддистские ритуалы, как бы подтверждают, что нет никаких границ между этим миром и тем. А  в обращенном к могиле взгляде Генжуро чувствуется немая мольба о прощении, в конце жизни он понял иллюзорность разногласий и тщету амбиций в этом круговороте будистского колеса жизни. Мидзогути в своем шедевре напоминает, что здесь только тело и жизнь с ее иллюзиями и желаниями, это только данное нам временное испытание по дороге в мир иной, и что лотос истинного кармического закона небес связывает людей и в жизни, и в смерти красной нитью любви и страсти.

«Луна в тумане» - шедевр, один из самых красивых и очень редко встречающихся в истории кино фильмов.  И было бы неправильно сводить весь сюжет к морализаторству. У Мидзогути была способность делать изящные фильмы. Мастер точно создает атмосферу действия. В его фильме причудливо сочетается реальность и ирреальность, поданная как  подлинная жизнь. На композиции и изобразительном решении кадров сказалось влияние традиционной японской живописи. Его искусство оказало огромное воздействие на японское кино.

 

ИСТОРИЯ ПРИЗРАКА ЙОТСУЯ

 Истории о призраках являются важным жанром в японском кино его золотой поры.  В «Иллюзии крови» 1965

(«Призрак Йотсуя») Широ Тойоды самурая-ронина Иемона играет японская звезда Тетсуя Накаде, он обнаруживает, что его тесть намеривается продать сестру его жены Оиве Озод в проститутки. Иемон убивает тестя и скрывает следы преступления. Но когда Иемон находит для себя более выгодный брак, Оива становится для него помехой. Сговорившись с семьей потенциально новой жены, он пытается отравить Оиву, яд ее ужасно уродует, и испуганный Иемон убивает ее и ее служанку. Но Оива и служанка возвращаются мстительными призраками. (Фильм был недавно выпущен в США на ДВД под названием «Иллюзия крови», к сожелению, как раз  крови там не осталось, а только иллюзия. В этом очень кровавом фильме американская цензура вырезала  все кровавые сцены, более 30 минут, совершенно изуродовав фильм. В оригинале фильм идет более 2-х часов.)

Истории о Йотсуи начали выходить еще в немую пору «Призрак Йотсуи. Новый рассказ» 1928 Дайсуке Ито (Yotsua Ghost Story New edition), «Йотсуя призрак» 1927 Накагавы Широи (Tokaido Yotsuya kaidan),

«Йотсуя призрак» 1927  Иноуэ Кинтарои (Irohagana Yotsuya kaidan), первая версия фильма режиссера Шозу Макино вышла в 1912 году, затем последовало более дюжины вариантов. Это история о призраке была настолько популярна в Японии, что режиссеры боялись сильно отступать от канонического образа, к которому привыкли зрители. Феруми Такаджи поставил раннюю звуковую версию в 1936, а Оно Эигороу в 1937. Кейсуке Киносита  поставил  в 2-х частях политическую версию «Йотсуя-призрак» в 1949 (Shochiku), она сделана очень реалистично. Оиву играет Кинуио Танака, а Кен Уехара в значительной степени сочувственно сыграл Иемона.

Рассказ повторяет обезображивание, убийство и шантаж с большим количеством «жути», но никакого «реального» призрака. Масаки Мори в 1956 году снимает «Йотсуя-призрак» (Tokaido Yotsuya kaidan) с Томаширо Вакаяма, прославившемся в «Убийце сегуна» (Babycart) в роли Иемона, и Чико Сома в роли отвратительного призрака его жены. Глубина безумия усилена в этой версии, Иемон заканчивает безумцем, его  выслеживают как бешеное животное. Томаширо Вакаяма позже сыграет еще в одной версии «Призрак Оивы» с Фаджиширо Кейко в роли Оивы. Поствленный Ясуши Като, это одно из из самых мерзких и жестоких воплощений героя Иемона.

Отвратительного призрака Оивы показывает в своем фильме Кенджи Мисуми и Нобуко Накагава, сделавший фильм в том же году. В первом «Йотсуя-призрак» играет Казуо Хазегоа, во втором Шиджеру Амачи и Катсуко Уоказуджи. Хазегоа, театральный актер, играет Иемона не злодеем, а скорее жертвой обстоятельств. И наоборот, Нобуко Накагава в своем визуально ошеломляющем цветном фильме делает Иемона чрезвычайно ужасным человеком, который убивает людей с большой легкостью. Так, он убивает отца Оивы, чтобы жениться на ней, так как  ее отец был против их брака. Шиджеру Амачи хорошо играет злого мужа, которого очень легко возненавидеть. Фильм, сделанный на очень высоком уровне, один из самых стильных и страшных. Впечетляющая сцены – сцена отравления Оивы и «расчесывание волос», они взяты Накагавой из театра Кабуки и воспроизведены в незабываемой ужасной атмосфере. Нобуко Накагава считается в Японии одним из самых больших режиссеров в жанре ужаса, поставившим много высококлассных фильмов этого жанра.  Версия Казуо Мори известна под названием «Проклятие призрака» или «Призрак Оивы» 1969. Мори, сделавший несколько эпизодов из серии фильмов о Затоичи, являлся одним из самых компетентных режиссеров в жанре «чамбара» (chambara). События в фильме происходят в 1786, Иемон (Кей Сато) служил у сумасшедшего лорда и привык к роскоши, и теперь не может приспособиться к скромным условиям и сдельной работе по изготовлению зонтиков его жены, зарабатывающей этим на пропитание себе и мужу. Он нанимает полуслепого массажиста Такуетсу, чтобы он совратил или изнасиловал его жену (Киоко Микадж), так чтобы с ней можно было развестись или убить, обвинив в прелюбодеянии. Но массажист сжалился и сообщил все Оиве. Намереваясь  жениться на богатой девушке, Иемон уродует свою жену, пытаясь ее отравить. В фильме есть ужасная сцена, когда у нее выпадают волосы, и она, встав на колени, смотрит на свое изуродованное лицо и горько плачет. В конечном счете она перерезает себе горло клянясь при этом отомстить. После этого ее тело и тело младенца исчезают. Параллельно этой истории развивается другая об Осоде, сестре Оивы и ее друга Созабура, оба, вооружившись мечами решают отомстить за смерть Оивы Иемону. Вскоре Иемона начинает преследовать призрак, и он начинает убивать людей, близких ему в том числе, и девушку, на которой он собирался жениться, видя в каждом призрак Оивы, преследующий его. После фильма Кадзу Мори в 1969 году,  в 70-е годы был большой перерыв, и только в 1981 году на экран выходит новая версия о призраке Йотсуи «Лето Демона» или «Лето зла». В 1994 году Кейнджи Фукасаки снимает новую версию «Гребень предательства», объединяющий в фильме историю о призраке Йотсуи и рассказ о 47 верных самураях, благо обе истории происходили в одно и то же время. Иемон так же ужасен, как и в других версиях преследует невинную Оиву, имеющею общего врага вместе с мужественными 47 ронинами. Историю о призраке Йотсуи продолжают смотреть и ужасаться уже не одно поколение зрителей, которых не перестает интересовать и трогать рассказ о женщине с длинными волосами, наполовину скрывающими ее изуродованное лицо, мстящую за свою смерть. В золотую эпох японского кино (1950-1960-е годы) выходило и много других историй о сверхестественных женщинах и самураях с высоким уровнем художественного исполнения и таких же жутких.

 

ПРИЗРАК КОШКИ

Одни из самых популярных японских историй ужаса это истории о коте-призраке. Токаза Танаки снимант «Часто посещаемый призраками замок» 1969. Действие происходит в 1729 году в профектуре Сага, упровляемой лордом Тангоноками Набешимо (Tangonokami Nabeshime). К слепому монаху приезжает его сестра Сайо (Мицуя Камей). Монах Маташихиро (Акихиса Тода/ Akihisa Toda) живет на небольшом клочке земли, хотя его клан когда-то был здесь самый влиятельный. Несмотря на то, что для него наступили тяжелые времена, тем не менее он отказывается склоняться перед господином Набешимо. Когда монах Маташихиро в очередной раз играл с ним и управляющим в игру Го, он обнаружил, что они обманывают в игре, но управляющий яростно отрицал это. В конечном счете они убили монаха, который умирая воскликнул «Это непростительно». Управляющий сваливает тело монаха в яму, заполненную песком. Одновременно Сайо в храме видет плохую примету, имя слепого монаха в списке замазано. Тамма, черный кот, который пробовол помешать убийству, приносит в храм часть окровавленой одежды, в которой Сайо признала одежду брата. Власти приказали Сайо покинуть Сагу утром следующего дня. Утром Сага совершает самоубийство, разрезав ножом живот, попросив кота Тома выпить ее кровь пока она умирала, чтобы кошка могла получить сверхестественные силы, и прокляла замок. Комори (Кодзиро Хонго), вассал лорда, пытался разрешить тайну смерти монаха и убить несущего смерть всем в замке призрака кошки. Кот захватывает тело придворной дамы, которая начинает по очереди убивать женщин в замке. Вассалу Камори удается умертвить женщину, охваченную злым духом. Но призрак кошки обманывает Камори и переселяется в жену лорда Набешимо, Тойо (Наоми Кобаяши), которая околдовывает его, и лорд становится больным от занятия любовью с ней. В борьбе с нечистой силой погибают несколько священников. Камори получает от аббата храма рубашку с защитной надписью сатрас, которую он будет носить, борясь против призрака-женщины. Она убивает злого управляющего, но Комори удается спасти жизнь лорда. Сцена в которой женщина-кот прыгает по крышам с двумя копьями, висящими из ее плоти, выглядит ужасающе и эффектно. Ценой многих жизней Коморе удается уничтожить дух. Труп кота Тама будет найден на том месте, где был похоронен слепой монах. После случившегося Лорд Набешимо бросит свои сексуальные излишества и восстановит род монаха, послав Камори, чтобы он нашел наследников Сайо и Маташихиро.

В фильме присутствуют элементы, которые являются обычными в очень многих самурайских и фильмах о призраках–слепая жертва, сверхестественный кот и пугающий своим видом женский призрак, который летает вокруг места убийства и наделен сверхестественной силой. «Часто посещаемый призраками замок» - фильм, великолепно снятый и захватывающий, напряженный от начало до конца. И он не сводится к упрощенной мести, как многие из таких рассказов, но добавляет и элемент раскаяния. Герой часто должен уравновешивать свое чувство правосудия и свою ответственность по защите лорда.

Более ранняя версия о коте призраке была поставлена  в «Тохо» «Призрак кота Набешим» 1949 Канайо Уотанейб. Она была искусно поставлена с глубоко разработаными характерами с Денджиро, Иотаро Керокоа в главнх ролях. Во многом сюжет был взят из легенды о призрачном коте Саги, из которой черпали вдохновение многие режиссеры. Осторическая основа – случай 1590 года в префектуре Саги во времена «волнения Набешим», когда  Набешимо Наошидзе выполнял надзор за исполнением приговора мужчины и женщины, обвиненных в прелюбодействе. Позже распространился слух появлении их призраков. Драматург театра Кабуки Джоко Сегоа добавил к историческомк фону «байкенеко», или кота-демона, и поставил пьесу «Кот-Демон. Легенда о цветах города Сага» в 1853 году с большим успехом. История о Коте-призраке появилась на экране уже в 1910 году и выходила в эпоху немого кино почти ежегодно до 1930 года.

Много версий рассказа о «волнении призраков Набешима» было снято за эти десетялетия. В том числе «Призрак Особняка Саги» 1953, поставленный Риохен Арей. Он же поставил  «Призрак дворца Арима» 1953. Режиссер, ныне неспроведливо забытый,поставил немного фильмов. О коте призраки он снял «Дух кота» 1940 и призрачную историю «Особняк смерти» 1954, а также небольшое количество других фильмо,в в том числе короткий немой фильм, отреставрированный в Институте Кино Матсуда в Токио. В этих версиях фильма играет Бандо Котари вассала Ханземона, который бьется с кошкой-демоном Такако Ирие, играющей кошку – призрака, она специализировалась на этой роли. По популярности с Такако Ирие в роли кошки-призрака могла соперничать только Сумики Сузуки (Sumiki Suzuki) в 30-е годы. Обе актрисы снималисьво всех основных ролях кошек-призраков. Первой такой ролью для Сазаки была роль кота Сага в «Призрак Сага» 1937 режиссера Мокаду Шиджеру.

Довольно много других фильмов по этой теме выходило в те годы: «Легенда о Набешима, Коте-Призраке» 1929 Широку Нагао, «Призрак Кота и цветение вишни ночью в Саге» 1930 Минору Ишияма, и звуковые «Легенда о кошке-призраке» 1939 Канджи Саганама, «Проклятие Серебряного Кота» 1939 Кейннори Ямада и др.

Призрачная легенда о коте Саги конечно не единственная, которая включает мстительного призрака или проклятие слепого человека. Так, «Проклятие Слепой Женщины» (Blind Womans Curse / Kaidan nobori ryu) 1971

рассказывает о слепой фехтовальщице, которая противостоит «татуированному дракону», которому помогает кошка-демон. В знаменитой серии о Затоичи слепой меченосец, меч которого делает его неуязвимым, несмотря на отсутствие зрения, содержится намек на его сверхъестественные возможности. Слепой массажист, блуждающий по улицам ночью с жутким свистом на высокой ноте, говорящем о присутствии массажиста, используется в фильмах при появлении приведения. «Проклятие Крови» Казуо Хаза,  иначе «Жестокая Призрачная Легенда» (Kazuo Hases / Curse of the Blood/Cruel Ghost Legend / Kaidan zankoku monogatari, Shochiku) 1968 - рассказ о месте призрака. Самурай (Мутсухиро Тоера) убивает слепого массажиста (Нобуо Кейнко), когда он просит вернуть данные взаймы деньги. Позже судьбы сыновей самурая и дочери слепого массажиста переплетаются в замысловатом сюжете, происходят многочисленные кровавые смерти, кровосмшение, появление призраков и, в конечном счете, самоубийство. Еще одна история Кадзуо Мори «История призрака улицы Какаи» (Kaidan kokuidori) 1961, где призрак преследуют еще одного слепого массажиста. Кимииоши Ясаде (Kimiyoshi Yasuda) снимает «Проклятие Массажиста» (Masseurs Curse/ Kaidan kasanegafuchi) 1970. Это цветной ремейк этого же режессера фильма «Призрачная история Казана» (Ghost Story of Kasane/ Kaidan kasane-ga-fuchi) 1960. В нем играют Ганджиро Накамера (Ganjiro Nakamura), Ятаро Китагами (Yataro Kitagami) и др. Черно-белая версия намного лучше, чем цветной ремейк, но в ремейке тоже есть свое очарование. В фильме 1970 года играет Ритсу Ишияма (Ritsu Ishiyama), Майя Китаджима (Maya Kitajima) и Рейко Казахара (Reiko Kasahara). Замысловатый сюжет следует за убийством массажиста, занимающегося ростовщичеством, совершенным обедневшим самураем. Дочь убитого массажиста также падает жертвой его проклятия и, обратившись призраком, мстит за отца.

Поскольку убийца довольно скоро совершает самоубийство, его вина и проклятие переходит к сыну убийцы, который не имел никакого отношения к к убийству массажиста. В последующем сложном сюжете много действия и ужаса, вытекающего из проклятия массажиста. С цена с отвратительно обезображенной женой самурая, к которой является дочь массажиста, дополняется убийствами и самоубийствами. Самурай, испугавшись внешности жены, собирается бросить ее и сбежать с любовницей. Их дорога ведет их через болото Казан, где труп массажиста встает для последней ужасающей мести. Высоко расценивается версия 1957 года Нобуко Накагавы «Призрак Болота Казан». Здесь более рельефно прочерчены характеры, и играют очень сильные актеры Шинтару Катсу, Тетсеру Тамбу, Норико Китазоо. Сюжет был несколько изменен. Пьянствующий самурай убивает слепого массажиста, призрак которого стал часто посещать его, пока он не убивает случайно собственную жену и не тонет в болоте Казан. Но неумолимое проклятие распространяется на сына убийцы, который изменяет школьной учительнице (дочери массажиста). Она совершает самоубийство и часто посещает после этого самурая в виде призрака, пока он и его новая подруга не совершают двойное самоубийство на болоте Казан. Фильмы о призраке болота Казан основаны на классическом рассказе ужаса Энчо Санюутеи (Encho Sanyuutei / «Shinkei Kasane-ga-fuchi»), написанного приблизительно в 1860-х. Самая первая снятая версия называлась «Страсть женщины преподователя» (Passion of a Female Teacher / Kyoren no onna shisho) 1926 режиссера Кенджи Мидзогути, создана им еще в Европе. Другие версии  «Kaidan kasane-ga-fuchi  1930 Бантаро Фатагоа (Bentaro Futagawa) и версия 1937 Хачиро Огера (Hachiro Ogura) появились позже: «Kaidan kyoren onna shisho»1939 Мокато Шиджеру (Mokuto Shigeru) ,  «Kaidan iro zange Kyoren onna shisho» 1957 Рюзук Керохаши (Ryusuke Kurohashi). А  «Kaidan zankoku monogatari» (Shochiku) 1968 режиссера Казуо Хаза (Kazuo Hase) ведет свою историю не от классического рассказа, а от романа ужаса Рензаберо Шибата (Renzaburo Shibata), известного также как создатель образа Киоширо Немуро (Kyoshiro Nemuro).

 

ПРИЗРАК ОТСУИ (BOTAN DORO)

 

Квайдан, или история о призраках, Акиры Нобучи «Пион и Каменный Фонарь» (Peonies&Stone Lanterns/ Kaidan Botan Doro) 1955 основана на пьесе классика Энчо Санутей (Encho Sanyutei(1839-1900). Фильм также заимствует версию из рассказа Лафкадио Хорна («Koizumi Yagumo»), включенного в его сборник «Призраки Японии». Свидание между молодым воином Шинзабуро Хадживой и красавицей Отсуи раскрыто, и пристыженная Отсуя совершает самоубийство со своей горничной. Их призраки стали посещать Шинзабуро. Он защищает свой дом статуей богини, полученной от священника. Но слуга Томозо удаляет священную реликвию, и теперь Отсуя может достать своего возлюбленного и увезти его в земли мертвых. Это один из самых экранизируемых сюжетов, уступающий только Истории о призраке Йотсуи, впервые был снят в 1910 году, и с тех пор выпускали каждое десятилетие его новые версии. «Токийская История о призраках» Tokyo Ghost Story 1990 Итсумичи Изомеры (Itsumichi Isomura) - модернезированная версия, где под рок-музыку снялась Аоямой Чикако  в образе красивого призрака и Cугимото Тетсута (Sugimoto Tetsuta) в роли руководителя оркестра, который является обьектом желания призрака. Ненавязчивой pinku-версией была «Адская любовь» Hellish love 1972 (Seidan Botan Doro) режиссера Чусей Сонк (Chusei Sone), выпущенная студией  Nikkatsu со звездой Сетсуко Огоа в роли Отсуи. В этой сексуальной версии обедневший ронин сводит концы с концами, изготовляя зонтики. Он влюбляется в девушку, и она отвечает ему взаимностью. Она будет убита своим отцом, который неодобрительно отнесся к ее связи с бедным самураем. Но девушка обещает вернутся на Праздник Мертвых (Bon Odori), чтобы воссоединится со своим возлюбленным. Молодой самурай пытается спастись с помощью талисмана, чтобы не пустить призрак и ее горничную в дом, но любопытные соседи удаляют талисман и возлюбленные соединяются вместе. Можно было бы предположить что такая сексуальная версия будет мало интересной, но этот фильм имеет очень необучную атмосферу и хорошую режиссуру. Версия 1968 года «Невеста из Ада» Bride from hell (Kaidan botan doro) имеет много названий: «Пионовый Фанарь», «Красота Призрака», «Моя Невеста Призрак» и т. д. Была снята на студии Daiei режиссером Сатсуо Ямамото (Satsuo Yamamoto). Молодой человек Хадживоа Шинзаберо бежит из дома от нежелательного брака со вдовой его брата и живет вдали, работая преподователем. На Празднике Мертвых (Bon Odori), он встречает красивую молодую девушку (Мичико Отсука), в которой он не узнает призрака. После проведенного с ней времени он чувствует себя сильно ослабевшим.Поскольку у нее есть спутник, который более похож на призрака, Хадживоа испугался и пришел к Кику, священнику храма (Такеши Шимара) для изгнания нечистой силы. Во время изгнания нечистой силы печальный призрак рассказывает о своей трагической судьбе, и его действительно жалко. Собственно одиночество героя фильма настолько сильно после того, как он покинул свой дом, что он не может сопротивляться свиданию с красивым духом и уступает ему. На следующее утро его находят мертвым на ее могиле, такой крнец рассматривается в Японии как счастливый, или, в худшем случае, как сладостно-горький, так как они объединились там на небе и никогда не будут снова одинокими.

«Призрачный Фонарь» 1996 Haunted Lantern (Otsuya:Kaidan Botan Doro) режиссера Масару Цушима (Masaru Tsushima) сделан в стилистике 70-х с «римским порно», романтично сексуально с морем крови. Заснув в святом месте Шинзабуро (Джитан Оцуру/ Gitan Otsuru) видит свою прошлую жизнь, когда он предал храбрую женщину, с которой обещал совершить двойное самоубийство, а позволяет ей умереть одной. В его новой жизни во времена Эдо он молодой самурай, который хотел бы бросить свои мечи и жить, как преподаватель рисования, но не может этого сделать из-за пожеланий его отца. На проселочной дороге Шинзабуро помогает молодой женщине по имени Отсуя, к которой он начал сразу испытывать чувства, хотя до этого ни разу не встречал ее в жизни. Отец Шинзабуро устраивает брак между его сыном и дочерью друга, которая оказывается младшей дочерью Отсуи Сузи (Джуна Судзуки). Хотя Отсуя тоже чувствует их кармическую связь, ни один не показывает их истинные чувства. Друг Шинзабуро, также влюбленный в Отсую, лжет ей про него, чем вызывает попытку самоубийства, остановленную ее сестрой. Это все равно в результате приводит к двойному самоубийству сестер. Той ночью бумажный фонарь, который был раскрашен накануне Шинзобурой в виде красного пиона, летел по воздуху к его дому. Разбуженный стуком в дверь, он впускает в дом двух сестер, не догадываясь, что это призраки. Сузу прощает Шинзабуре то, что он не сказал ей, что любит ее сестру и желает ему, чтобы он и Отсуя всегда были вместе. Шинзабуро пишет кровью на бумаге, клянясь в этом своей жизнью. Призраки стали посещать его ночью, а днем от него все больше исходил запах смерти. Его друг понимает, что по ночам Шинзобуро посещают демоны, и он все больше и больше теряет свои силы. Появляется слепой священник, чтобы защитить молодого самурая от колдовства. В течении четырех ночей, пока проходит Праздник Мертвых (Bon Odori), он должен бороться за жизнь Шинзобуро. В коротком эпилоге показаны эти же влюбленные, уже воплощенные в современном мире. Есть еще один Кайдан («Призрак водоема Кагами» 1959 Ghost of kagami pond / Kaidan Kagami-Ga-Fuchi), выпущенный «Тохо» режиссером Масаки Мори (Masaki Mori), в котором играют Шозабуро Дата, Норико Китазава, Хироси Хаяси (Hiroshi Hayashi). В фильме заведующий склада Кинбеи убивает девушку и бросает ее в Водоем Кагами, где позже призрак в конечном счете убивает его. Этот короткий фильм (60 мин) был выпущен на ДВД, чтобы отметить 60-ю годовщину со дня смерти режиссера. Этим же режиссером был снят Кайдан «Призрачная история Дерева-матери» 1939, который первый раз был поставлен еще в начале немой эры ( 1910), и еще раз был снят Горо Китано (Goro Kitano) в 1958 под тем же названием «Дерево Матери» Mother Tree (Kaidan Chibusa Enoki). Это один из самых странных японских призрачных фильмов. Ронин становится учеником живописца, но влюбляется в его жену. Таким образом, он убивает художника и берет его жену себе. Но она заболевает странной грудной опухолью, которая производит на свет маленьких птиц, а призрак художника мстит ронину через своего пятилетнего сына,.

 

КОШКА МОНСТР (BAKENEKO MONO)

 

Многие японские рассказы ужаса называются «Рассказы о Неприятностях от Кошки» Cat Trouble Tales (Neco sodo mono) известные в кинематографе как «Рассказы о кошке-монстре» Monster-cat Tales (Bakeneko mono).

В качестве самого известного примера можно привести шедевр Канэто Синдо «Черная кошка в бамбуковых зарослях» 1968. Ранним фильмом Кенджи Мисуми была «Проклятая стена» 1958 Cursed Wall (Kaibyo noroi kabe), где довольно подробно была разработана тема кошки-призрака. В фильме играет еще совсем молодой Шинтару Катсу (Shintaro Katsu) в роли Такеучи Кинозука, брата безжалостно убитого молодого Шино (Мико Кондо) (Mieko Kondo) из-за происков врагов и ложного обвинения. Шино похоронен в стене мавзолея вместе с черной кошкой, изрбражение которой вскоре начало проступать на стене и которое не удается стереть никакими  способами. Сверхъестественное явление начинает беспокоить жителей замка, в то время как приезжает брат Шино, чтобы разоблачить интриги суда и раскрыть правду. История сильно усложнена хитросплетениями сюжета. Но в «Проклятой стене» нет недостатков в жутких призраках, а хореография боев на мечах вызывает восхищение. Эта история была впервые снята в немую эпоху (1918), а первое звуковое кино было «Призрак кошки и Красная Стена» 1938 Ghost Cat & the Red Wall (Kaibyo akakabe daimyojin) режиссера Казуо Мори (Kazuo Mori). «Ужасный Призрак Ката Окадзаки» 1954 Ghost cat of the okazaki upheaval (Kaibyo Okazaki-Sodo) режиссер Бин Като (Bin Kato) был самым известным фильмом о кошке Окадзаки. Рассказывает о колдовстве кошки-женщины в храме Окадзаки по Дороге Токэйдо. В этом 47 минутном фильме кошка-призрак часто посещает похожий на привидение особняк как мститель за безвинную смерть.  Легенда о кошке Окадзаки основана на пьесе театра кабуки (1827) и на романе Джиппеншы Икку (Jippensha Ikku), известная на английском языке как

«Стреноженная кобыла» (Shanks Mare). Эта легенда не столь ужасна, как скажем легенда о кошке-призраке Арима, или легенда о кошке-призраке Саги или кошке-призраке Болота Казан, каждая из которых вдохновляла на более страшные фильмы. Кошка Окадзаки впервые была снят в немую эпоху в 1912, 1914, 1916 гг. Версия 1914 года была снята «отцом японского кино» Шозо Макино (Shozo Makino). По этой легенде был также сняты «Неприятности Кошки Кита» 1937 Kitas Cat Trouble (Yaji Kita Okazaki neko taiji) режиссера Мизао Иошимера (Misao Yoshimura). От этого фильма сохранилось 14 минут.

Звездой фильмов о Кошке-Призраке Окадзаки была Такако Ири (Takako Irie), которую называли не иначе, как «актриса бакенеко» (bakaneko actress) или звезда-«кошка-монстр». Она играла в «Призраке Кошки Арима» (Ghost Cat of Arima) 1952 (в 1983 году была сделана ТВ версия Дой Шидзуро), «Призрак Особняка Саги» (Ghost of Saga Mansion) 1953, «Призрак Кошки Креста Оума» (Cat Ghost of Ouma Cross) 1954, в котором актриса кабуки отравлена ядом. Ее любимая кошка пьет ее кровь и становится кошкой-демоном, жаждущей мести. В фильме кроме Ири играют Шинтару Катсу и Чико Мерета (Chieko Murata), «Призрак Кошки Болота Ионаки» (Ghost Cat of Yonaki Swamp) 1957, еще он переводится как «Призрак Кошки Болота Вечерних Криков» (Ghost Cat of the Marsh of Night) , играют Шинтара Катсу и Токиа Мита (Tokiko Mita). Это был последний «бакенеко фильм» госпожи Ири.

В «Призрак Кошки Ариме» 1937 Ghost Cat of Arima (Kaiden arima neko) режиссера Мокадо (Кито) Шиджеру (Mokudo Shigeru) играет первая королева фильмов ужасов о призраках-кошках «Японская Арима ужаса» Сумико Сузуки (Sumiko Suzuki), очень любимая зрителями бакенеко актриса. В фильме «Легенда о Кошке-Монстре Саги» 1931 Legend of the Saga Cat (Saga kaibyo-den) реж Мокуда Шигеру (Mokudo Shigeru) была первая роль госпожи Сузуки в Бакенеко – моно. Он основан на рассказе о кошке-призраке «Переворот Набешима» (Nabeshima Upheaval) и основан на известной пьесе театра Кабуки. С Сузукой в одной из главных ролей играл молодой Рютаро Отомо (Ryutaro Otomo), который станет большой звездой жанра чамбара (chambara) в 1950-е годы. В «Призраке Кошки Пятидесяти трех Остановок» Cat-ghost of the Fifty-three Stations (Kaibyo gojusan-tsugi) 1938 реж Шичинозук Ошимото (Shichinosuke Oshimoto) с ней играет в одной из главных ролей Хидео Отани (Hideo Otami). В 1956 на студии Даии (Daiei Studios) был поставлен ремейк фильма с молодым Катсу Шинтару (Shinataro Katsu). Эти 53 остановки на отдых по Дороге Токэйдо(Tokaido), соединяющих Киото и Эдо, по которой путешествуют только пешком, были использованы в неисчислимых исторических романах и фильмах. Другие фильмы, в которых снялась госпожа Сузуки: «Призрак Ката и Красная Стена» Ghost Cat& the Red Wall (Kaibyo akakabe daimyojin) 1938 реж Казуо Мори (Kazuo Mori) (ремейк в 1958 поставленный Кенджи Мисуми), «Кошка Желтого цвета» Cat of the Yellow Rose (Yamabuki neko) 1940 реж Хадживоы Тадази (Hujiwara Tadasi)и «Таинственная Шимпанзе. Призрак Кошки» Ghost Cat Mysterious Shamisen (Kaibyo nazo no shamisen) 1938 реж Кииохико Ушихара (Kiyohiko Ushihara). В этом коротком фильме Сузуки играет актрису-кабуки Бандо Митсу, которая убита молодым Окиио, вместе с ее любимой кошкой. Младшая сестра Окиио Онуи мстит за сестру с помощью проклятия черного кота. Одной из последних ролей Сузуки была роль в фильме «Кошка-призрак с Потолка Марионеток» Ghost Cat of the Marionette Ceiling (Kaibyo karakuri tenjo) 1958. Фильмы о духе Окуи основаны на пьесе кабуки, написанной Окамото Кидо (1872-1939) и более ранних версиях эры Токугавы. Это легенда для любителей кровавых и мрачных тем. На  портретах Окуи не видно ног, так как она не имеет ног и не прикасается к земле, а плавает в воздухе. Впервые была поставлена в кино еще в немую пору в 1914 г. режиссером-постановщиком chambara-фильмов Шозо Макино, ремейки в 1922 реж Есино Жиро, 1923 реж Мацуносуке Онои (Matsunosuke Onoei), 1924 реж Занми Кейку, 1926 реж Рокуро Каши, 1928 реж Цукаса Кодуки, первая значительная версия была поставлена Кодзи Ока в 1929 году, а другая версия - это первый фильм ужасов певицы Сумико Сузуки, где она играет две роли: одна -   потерпевшея женщина, другая - ее защитница. Первый звуковой вариант вышел в 1937 году. Самая страшная версия «Любовь самурая» (Yashiki: okiku k harima)1954 поставлена Дайсуке Ито. Телевизионные версии в 1970 и 1981 гг и также в 11 сериях в 2002 году. Легенда о призраке Окуи сильно повлияла на  фильм «Ring» 1998.  Действие фильма «Призрак в колодце» (Kaidan Bancho sarayashiki)1957 реж Тошикази Коно начинается на улицах старого Эдо в «районе удовольствий». Молодой самурай Харима Аояма (Чиеносуке Азуме/ Chiyonosuke Azume) совращает горничную Окики (Hibari). Он обещает ей свою любовь и говорит, что она никогда не будет из-за него страдать. Но политическая целесообразность заставляет его заключить брак с женщиной из его круга. Окику очень удручена и случайно разбивает фамильное сокровище, хронящееся в семье несколько поколений, работу известного горшечника. Семейное сокровище должно быть даром семьи Харима богатым и влиятельным родителям невесты, но теперь набор поврежден и его клан не имеет ничего ценного, чтобы можно было предложить. Так Окику поставила под угрозу благополучее и престиж Харима и всего его клана. Харима сначала, помня свою любовь, защищает Окику, но потом его охватывает гнев, и он убивает девушку. Но в час Ос Окика в виде призрака начинает преследовать Харима, который в ужасе пытается ее снова убить, но духа нельзя убить мечом. Обычно в любой другой версии дух ужасен и мстителен, но в этом варианте она все еще любящая его и прощающея. Не ценя больше собственную жизнь, Харима принимает вызов на дуэль и вскоре тяжело ранен. С трудом он добирается домой и, зная, что умирает, хочет видеть призрак Окику. Окику поднимется из колодца еще раз, прежде чем он уйдет из этой жизни. Его любовь была верна ей до смерти, и потому душа его на небе будет рядом с ней. Храм Окику стоит возле замка Химрджи (Himrji), утверждают, что раздвоенный хвост бабочек в храме - проявление Окику. Легенда гласит, что плачущий голос Окику был слышен ночью в глубине колодца, и вокруг него был построен храм. Теперь ей там молятся как Богине, благословляя жуков, гусениц и бабочек. 

 

«Призрак Водоема Отама» Ghost Cat of Otama Pond (Kaibyo Otama ga ike) 1960 с Дато Шизабуро (Shozaburo Date), Норико Китазава (Noriko Kitazawa) основан на романе ужасов (Watashi wa Norowareteiru) Сото Тачибана (Soto Tachibana) и  рассказывает о призраке болота, кошке, превращающейся в женщину, которая посещает лесную хижину в жажде месте за убийство, которое произошло здесь раньше.

«Бакенеко. Мстительный призрак» Bakeneko: A Vengeful Spirit(Kaibyo noroi numa) 1968 реж Ичикава Йоширо

 (Ishikawa Yoshihiro), в р. Райохей Учида (Ryohei Uchida). В замке Саго вассал Наошиджа убивает лорда Тейкфузу Рюзоджи, своего господина, стремясь получить власть и завладеть женой лорда. Чтобы избежать этой судьбы, леди Тейкфудзе топится вместе с кошкой в соседнем болоте. Десятилетия спустя попытка Наошиджа украсть другую женщину приводит к ее проклятию и к самоубийству в том же болоте. Дух кошки, превратившись в женщину, начинает мстить. Замок сага становится  местом кровавых убийств, происходящих на каждом шагу. Кон (Бунто Сугавара), вассал лорда, ведет расследование этих сверъестественных событий, стремясь избавить своего повелителя от призрака. Это удивительный, созданнный в зеленовато-болотных стильных тонах фильм - история самурая и призрака с потрясающими сценами борьбы на мечах и прекрасными спецэффектами - является одной из лучших кинокартин о призраках .

 

Hosted by uCoz