«Великое содружество» (天下為公 / 1937). Драма с участием
звезд Чжоу Чжичена / Zhicheng, Эллы Чэнь. «Ближний бой» (Борьба / 肉搏 / 1937).Опытного режиссера Chiu Shu-San снявшего более 60 фильмов Этот пропагандистский гонконгский фильм времен
японо-китайской войны рассказывает о «Команду меча» храбро сражающейся на полях
сражений. В картине показаны военно-воздушные силы Китая, которые бомбардируют
военные корабли врага.
Другими известными патриотическими фильмами были «Пламя Южного
Китая» («Южно-китайские войны») (Южные войны/ Южное пламя/ / 華南烽火 / 1938) и «Для защиты нашей
земли» (Защищать нашу землю/ Чтобы защитить нашу землю/Защитить нашу территорию / 保衛我們的土地 / 1938).
После японской оккупации Маньчжурии пожар уничтожил
дом молодого крестьянина Лю Шань.
Лю вместе с четырьмя братьями и их женами пришлось
бежать из родных мест. Но в городе после трудовой жизни сельского жителя Лю пристрастился к «легкой жизни», стал играть в азартные
игры и пьянствовать. В 1937 году разразилась большая война. Началось
строительство фортификационных сооружений. Лю Шань и многие другие люди готовы были бежать. Но жена Лю Шаня и жены его братьев
призвали людей на борьбу, сказав, что только трусы бегут от врага.
Многие
горожане, глубоко тронутые таким поведением женщин, решили остаться, чтобы
помочь гарнизону в военных операциях. Лю Шань, осознавший малодушие своего
поведения, вовремя исправляется, разоблачив японских шпионов, готовящихся взорвать оборонительные укрепления города. В
том же 1938 году выходит популярный патриотический китайский фильм
«Женщина-воин»
(Женщина солдат / Девушка солдат / 女戰士), в котором девушка, переодевшись в мужскую одежду, идет в
армию сражаться с врагом.
«Сыновья и дочери» (中華兒女 / 1939 ). Фильм состоит из нескольких
историй. Пригород Нанкина. Молодой крестьянин Лю
живет спокойной жизнью с женой, братом и матерью. Но приходят японцы и убивают его брата Лю.
После этого Лю пытается убедить свою жену и мать, что
тут нельзя оставаться и предлагает бежать с ним.
Но мать не хочет уходить и
бросать свой дом, жена Лю тоже остается. Враги ночью снова
нападают на деревню. На следующий день Лю спешит обратно, чтобы попытаться снова уговорить
свою мать и жену бежать.
Но видит
разрушенный дом, убитую жену и умирающую мать. Лю вытирает слезы с
лица и решает присоединиться к партизанам. В другой новелле дело происходит в Аньхой, оккупированном
японцами. Старый японский государственный служащий отказывается
выполнить приказ командования.
Он должен организовать все так, чтобы убедить
детей и их одноклассников выпить отравленное вино. И выпивает его сам. Его сын
не соглашается с отцом и готов выполнить приказ.
Патриотическую
направленность имеют исторические фильмы о народном герое Юэ
Фей выпущенные во время войны: «Юэ Фей» (岳飛 / 1940) и «Верно
служить стране» (盡忠報國 / 1940).
Этой
же цели служит и фильм «Конфуций» (孔夫子 / 1940) (Confucius)о гениальном мыслителе древности, великом педагоге и
философе. В роли Конфуция снялся известный актер Танг
Хуай Цю. Картина была поставленна в Шанхае в период
вошедший в историю как «период острова». В атмосфере наполненной кризисом,
упадком, тревогой, пессимизмом и разочарованием. Стремясь поднять дух народа авторы фильма вложили в картину очевидный, даже
слишком очевидный антияпонский подтекст.
Впрочем снимали в
годы войны и много просто исторических и развлекательных фильмов «Пираты красного корабля» ( 紅線盜盒 / 1940) или «Невидимая женщина» (隱身女俠 / 1940)
В этом фильме рассказывается о
ученом Лу который призывает народ сопротивляться тирании местного царя. В ответ
тиран посылает в деревню, где жил ученый, убийц «летающих-гильотин».
Темной ночью они нападают и убивают всю семью ученого. Удается спастись только
одной его внучки (ее играет Ли Лихуа).
Она попадает к отшельнику который учит ее боевым
искусствам. Девушка клянется отомстить убийцам ее родных. Кроме боевых навыков
у нее еще есть плащ невидимка.
Картина «Дом Байюнь» (В родном городе Байюнь / Моя Родина / 白雲故鄉 / 1940) рассказывает о молодом студенте Лин
Хуай-пинг, который на лодке приплывает в Гонконг с
материка, чтобы развлечься и
познакомиться с молодыми девушками.
Два дня спустя он на улице знакомится с Чэнь
Цзиньфэнь / Jingfen и
узнает, что она оказывается знакомой его старого одноклассника, Линь Хуай-пин остается в
городе. Постепенно Чэнь Цзиньфэнь
и Линь Хуай-пин влюбляются друг в друга. В результате
предательства и действия японских шпионов обстановка в городе осложнились, и
возникло много проблем. Чэнь, патриотически настроенная
девушка, участвует в борьбе против японцев. Линь тоже хочет помогать своей
стране. На Линя возлагается задача
перевозки оружия на материк для помощи солдатам в войне с японцами. Вскоре после
этого Линь Хуай-пин узнает, что его хорошая знакомая
девушка Ким Рут на самом деле предатель. Ким оказалась японским агентом, но
благодаря Линю она была вовремя
разоблачена.
«Молодой
Китай» (Молодые Китайцы / Молодые
Ворота Китая / 青年中國 / 1940). 1938 год, военное командование в городе Чен агитирует крестьян из окрестных деревень помочь в войне
с японцами. Но молодежь спряталась в горах, опасаясь насильственной вербовки.
Капитан Сунь / Sun посылает в деревни Чжан Бао для агитации, но усилия Чжан Бао в его пропагандисткой работе не увенчались
успехом.
Тогда капитан решает подействовать на жителей практическими
действиями: они отправляет в горы для спрятавшейся там молодежи соль и рис,
помогает рисом и жителям деревень. После этого крестьяне стали возвращаться в
свои брошенные сёла. Чжан Бао
теперь удается провести более успешную разъяснительную работу... Вскоре
японская армия вторглась в пределы района. Когда новость дошла до капитана Сунь,
он организовывает сельских жителей, и вместе с армией они отражают нападение
врага.
В фильме в главной роли снялся популярный актер Тао Цзинь (играл в шпионских фильмах «Японский шпион»,
«Отрезать когти тигру» 1954 и др.).
В фильме «Элегия» (Партизанская
песня /Партизанский марш (Song of Retribution) (正氣歌) 1941) молодые люди организуют партизанский вооруженный отряд и
оказывают сопротивление врагу. Невеста
главного героя и его брат присоединились к отряду. В картине они переживут оккупацию своей земли, их дома будут сожжены,
героям пришлось испытать сильное горе после гибели своих близких. И, наконец, в
главном бою с японцами они, храбрые и находчивые, отомстят за своих родных
и уничтожат отряд врага.
КОЛЛАБОРАЦИОНИСТСКОЕ
КИНО КИТАЯ
Во время
оккупации Китая японцы надеялись на сотрудничество с кинематографистами Шанхая,
рассчитывая что те помогут им выпускать пропагандистские
фильмы воспевающий японскую империю. Но из-за страха перед террористическими
акциями возмездия партизан, местные режиссеры отказались идти на сотрудничество
с оккупантами. Правда у японцев уже было создана к этому времени в Маньчжурии киностудия
«Манъэй» которая производила
пропагандистскую кинохронику и фильмы. Продукция
киностудии славившая «мир и гармонию между пятью народами» (японцы, китайцы,
маньчжуры, корейцы, монголы), ориентирована была не только на многонационального
зрителя всех подконтрольных территорий в Азии, но и на население собственно
Японии. Пропагандистские задачи выполняли как документально-хроникальные ленты,
так и игровые, в том числе развлекательных жанров, таких как мелодрама и
комедия. Большая роль в фильмах отводилась так называемой «тематической песне».
Песни тиражировались на пластинках, их передавали по радио, ноты публиковались.
Но эта область
была уже давно культурным оплотом оккупантов, марионеточное государство
существовало с 1931 года (официально с 1932) и там проживало много японцев.
Японские власти попытались повторить этот успех на всей территории Китая. В
конце концов они снимут совместно китайско-японский
полнометражный фильм «Обида в Шанхае» («День обиды») 1944 но к этому времени
война уже подходила к концу и практического смысла это уже не имело.
Большинство коллаборационистских фильмов, снятых в Китае во
время войны, было поставлено на киностудии в Маньчжоу-Го.
Наиболее известные картины «Любовь» (Compassion) (博愛) 1942 реж Bu Wancang (卜万苍) (1903-1974),Шилин Чжу (1899-1967) Это одиннадцать
рассказов о человеческой любви. В главной роли снялась очень популярная
Чжоу Сюань
(周璇) (Xuan Zhou) (1920-1957). (Также она
известна как: Чжоу Жень, Чжоу Ин, Чжоу Yufang). У нее был очень красивый голос и
она хорошо умела танцевать. В старом Шанхае ее назвали «золотым голосом». Сюань была замужем за Ян Хуа
(严华).Позже она еще два раза выйдет неудачно
замуж.
У нее обнаружится психическое заболевание и скончается она в
психиатрической больнице от воспаления мозга. Ей исполнится всего 37 лет. Сюань сыграла во многих фильмах («Улица ангела»
и др) и спела боле чем в ста песен. Ее самые известные песенные хиты: «Желтые листья осеннего
танца», «Ночь в Шанхае», «Четыре сезона», «Придете ли вы еще раз», «Переулки
весны» и др. В фильме «Любовь» снялся также известный комик Хан Ланген ( 韩兰根) (1909-1982) прозванным китайским Чарли Чаплиным («Песня рыбаков» 1941, «Проигравший» 1942 и др) и знаменитая китайская актриса Die Hu (胡蝶) (1908-1989 Канада) являющейся одной из самых известных
актрис в истории китайского кино прозванная «Королевой кино».
По опросам в 30-х
годах наряду с Жуань Линьюй ,
Цзинь Янь, Чен Яньнянь, Van Renmei, Ли Лили входила в десятку лучших актеров и
актрис.
Снялась в фильмах «Три сестры» 1934, «Братья» 1935, «Права женщин»
1936, «Всегда с улыбкой» 1939, «Королева красоты» 1940, «Материнство» 1941,
«Танцовщица красного пиона» 1941, «Леди» 1941, «Сон весны» 1947, «Очень
нежелательный сирота» 1961( в роли Принцессы,
последняя роль) и др.
«Китай
ночью» (支那 の夜) 1940 ( Shina
no yoru) (China Night), имел также название
«Шанхай ночью» (上海の夜) 1940 культовый фильм режиссера Osamu Fushimizu В главных ролях
снялись Кацуо Хасегава и
легендарная актриса и певица Ширли Ямагучи (Ли Сян). Этот коллаборационистский
фильм был один из самых осуждаемых и ненавидимых в послевоенном Китае. Снятый не без таланта (Куросава работавший помощником на постановке
одного их фильмов Fushimizu очень высоко отзывался о режиссере)
картина пользовалась большим успехом
после своего выхода на экран. На режиссера работали богатые
метафорические возможности страны которые дали возможность предоставить ему
образ Китая, как «постыдную женщину нуждающуюся в
искуплении». Недаром в начале фильма главный герой капитан корабля (Кацуо Хасегава) пожалев заступается на улице за девушку нищенку китаянку (Ширли Ямагучи) и приводит ее жить
в свой дом. К сожелению сохранилась только короткая
версия фильма (89 мин), из которой были вырезаны многие промилитаристкие
и прояпонские сцены.
«Серенада Сучжоу»
(苏州夜曲) 1941. В этом
фильме Ширли Ямогучи (Li Xianglan) представленная как
молодая женщина крайне анти-японски настроенная,
которая влюбляется в японца. Ключевым
поворотным моментом в фильме эпизод когда молодую
китаянку бъет японец, но вместо ненависти, она реагирует на
это с благодарностью. Фильм среди
китайских зрителей был встречен с большим отвращением они
считают, что персонаж китайской девушки был унижен и выставлен
неполноценным. Именно по этой
причине и по сей день, одна из классических песен « Серенады Сучжоу» по-прежнему запрещена в материковом Китае.
«Красочный» («Буйство
цвета»)
(萬紫千紅)1943, реж Фанг Пелин (Fang Peilin) (方沛霖), в р Ли Лихуа (
Li Lihua) ( 李丽华) (род 1924г).
Режиссер снял этот фильм в стиле голливудского мюзикла.
Песни и танцевальные номера были поставлены очень амбициозно
и «красочно». Так «песню торта» сопровождает танцевальная японская труппа Тохо (Japan Toho Dance).В
картине участвовали и другие японские творческие коллективы.
В главной роли сыграла
китайская кино дива Ли Лихуа исполнившая
в картине много хитов («Голубая улыбка неба» и др).
Режиссер фильма Fang Peilin (1908~1948) свой первый фильм снял в 1936 году «Воплощенная девушка» (化身姑娘). Картина оказалась успешной (но была подвергнута
резкой критике «общественного мнения»). Тут же сняли продолжение фильма а 1956 году вышел ремейк
картины. Peilin специализировался главным образом на мюзиклах. Другие его фильмы «Гроза», «Pearl Tower». и
тд. В 1947
году переехал жить в Гонконг. Сейчас этот режиссер почти полностью забыт. «День недовольства» («День обиды») у этой знаменитой картины в Китае и Японии разные названия
/ «Весна обиды» / «Обида весной на реке» / Noroshi wa Shanghai ni agaru / Chunjiang / (春江遺恨) (\狼火は上海に揚る) ( 1944). 65 мин. Фильм также известен
как «Сигнальные огни Шанхая» (Chun jiang yi hen), режиссер Хироси Инагаки
(Hiroshi Inagaki / 稲垣浩 / いながき-ひろし) (1905-1980) и Юэ Фэнь (Feng Yueh / Yuen Fang / 岳枫) (1909-1999).(в
титрах значится еще и третий режиссер Ху Синьлин (Hu Xinling) (1914-2000) он учился на режиссера в Японии). Прояпонский пропагандистский фильм.
В главных ролях в
картине снялись Mei Си (梅熹), Ли Лихуа (李丽华). Долгое время
считался утерянным. Картину нашли в архиве Госфильмофонда в 2001 году. В основе
ее лежат знаменитые записки Такасуги о его
путешествии в Китай, которое происходило
на фоне восстании тайпов
в Китайской империи (в картине режиссером была изменена историческая
хронология). Такасуги в Японии является
символом сопротивления и давно стал мифологическим нарицательным героем и
борцом против Западного влияния. В фильме его роль исполняет известный актер Бандо Цумасабуро (1901-1953). Главный
упор в картине сделан на разоблачении вероломства и предательства британского
консула в Шанхае. На восставших неожиданно напали вопреки договоренности,
используя британскую артиллерию. Японцы в фильме пытаются помочь китайскому
народу понять истинное лицо англичан. Это
контролируемый японскими оккупационными силами фильм должен был настроить
китайцев против британцев. (Интересно, что в японских
источниках практически нигде не было указано, что Хироши
Инагаки участвовал в съемках этого фильма. Скромно умалчивают они и про остальные пропагандистские фильмы
японского классика, снятые во время войны.)
Другим знаменитым
коллаборационистским фильмом была «Вечность» «Вечность»
(«Опиумная война»/ «За честь Иисуса Христа» / Слава Иисусу Христу /
Доброе имя в поколениях / Вечная слава / (万世流芳) а также ( A
Good Name for Generations / Eternity) (萬世流芳) (Wan shi liu fang) 1943, 78 минут,
студия «Китай Фильм» (China Film Corporation) (中国电影集团公司) и «Дайэй» («Daiei»)Япония (в Японии премьера была 10 августа 1944 года),
режиссер Бу Ваньцан (Wancang Bu /卜万苍), в роли Ли Сянь Лань(Li Xiang Lan) играет знаменитая Ширли Ямагучи/ Shirley Yamaguchi) (山口淑子) (она имела много сценических имен Ри
Коран, Xianglan (大鷹 淑子) (李香兰) Ей суждено было
еще не раз в своей жизни менять свои имена. В других ролях Ян Инь / Yang Yin, играет Элла Чэнь (Yunshang Chen / 陈云裳
), Юань Мэйюнь (Meiyun / 袁美云).
Совместное
китайское и японское производство. Фильм был снят в Шанхае и рассказывает
о «опиумной войне» . Несколько ведущих китайских шанхайских
звезд также приняли участие в съемках. В картине губернатор провинций Гуандун и Гуанси, Цин Лин, понимая вред, наносимый опиумом, навязанным
английскими империалистами, решает искоренить эту заразу. Ему приходится вести
ожесточенную борьбу с колонизаторами. В фильме храбрая девушка Инь, терпящая разные невзгоды, тем не менее, пытается
убедить людей отказаться от пагубной привычки.
В картине присутствовала сильная антибританская
и антизападная пропаганда. Фильм стал хитом а песни исполняемые Ширли Ямагучи: «Песня торговца конфет» (卖糖歌) и «Брось курить
опиум» (戒烟歌
) сразу возвели
ей в статус лучшей азиатской певици. Многие песни, записанные ей в этот период в Шанхай стал
вечнозеленой классикой в истории китайской народной музыки. Другие известные хиты Ямагучи «Аромат ночи» (夜来香), «Буревестник»
(海燕),
«Если бы» (恨不相逢未嫁时),
«Второй сон» (第二梦).
(Более подробно об этом фильме и других
читайте в приложении в статьях о коллаборационистском кино в Китае и студии Манчьжоу-Го).
Ширли Ямагучи (Shirley Yamaguchi) (山口淑子) родилась в 1920 году в Китае, в
окрестностях Мукдена (ныне Шэньян),
а ранние годы провела в Фусюне, Маньчжурии там же
училась в японской начальной школе. Ее родной отец Ямагути
Фумио преподавал китайский язык. Еще в начальной
школе Ширли подружилась со своей одноклассницей Любой Гринец, девочкой из России.
Эта дружба сыграла очень важную, ключевую роль в жизни Ширли Ямагучи (Гринец послужила прообразом русской девушки для Ширли в фильме «Мой соловей», она же уговорила певицу Подресову в 1933 году заняться вокалом с Ямагучи. Занятий вокалом с русской оперной певицей и
дали Ширли пропуск на большую сцену. Позже Люба Гринец фактически спасла жизнь своей подруге в 1945 году
сразу после окончания войны.
В Шанхае китайские власти арестовали Ямагучи, ей грозила смертная казнь как коллаборационистке.
Гринец работавшая в то время
в советском корпункте используя свои связи сумела быстро достать документы
подтверждающие, что Ширли Ямагучи
по рождению японка а не китаянка.
Последний раз после долгой разлуки подруги
детства встретились в Екатеринбурге в октябре
На сцене зала гостиницы «Модерн» в Мукдене началась карьера Ширли –
в тринадцатилетнем возрасте девочка была отобрана для участия в программе Мукденской радиостанции под
названием «Новые песни Маньчжурии». В
1938 году восемнадцатилетняя Ямагучи была приглашена
на студию «Манъэй» и она успешно снялась в главной
роли в своем первом фильме «Свадебное путешествие в поезде» (蜜月快車).
Ямагучи имела необыкновенный успех в Японии,
Китае, Корее, на Тайване.
В фильмах с ее участием рассказывалось о любви
японского мужчины и местной девушки, что должно было символизировать союз между
метрополией и колониями. После «Свадебное путешествие в
поезде» она вплоть до 1944 года
снималась непрерывно (как Li Xianglan/ Ри Коран), за шесть
лет на студии «Манъэй» совместно с Японией было
выпущено восемнадцать фильмов с ее участием («Серенада Сучжоу»
(Сучжоу ночью) (Suzhou Serenade) (蘇州夜曲) (蘇州の夜) 1941, «Песня белой орхидеи» (白蘭の歌)
1939, «Колокол Саён» (サヨンの鐘)
Тайвань1943, «Ночной Китай» (支那の夜) 1940,
«Клятва в пустыне» (热砂的誓言) 1940, «Царь обезьян»
(孙悟空) 1940, «Борьба на
улице» («Город Татакай) (戦ひの街) 1943 «Желтая река» (黄河) 1942, «Солдаты» (兵隊さん)1944 (коллаборационистский
корейский фильм считался утерянным.
Найден в китайском архиве
в 2006 году). «Поле военного
оркестра» (野戦軍楽隊) 1944 последний маньчжурский фильм Ямагучи.
На фронте, чтобы развлечь солдат, было решено из отряда
японских солдат, расквартированных в Маньчжурии создать музыкальный оркестр. Сонода
младший лейтенант был назначен в качестве инструктора. Но из группы в 21
человек только 12 умеют играть на инструментах. За три месяца он должен научить
их играть на музыкальных инструментах, подготовив к выступлению. Ширли в этой веселой комедии и танцует и поет.
После войны в 1946 году актриса
поселилась в Японии. В 1950 она продолжила свою актерскую карьеру, в Голливуде («Дом
из бамбука» 1955 и др.) и на Бродвее (в
мюзикла «Шангри-Ла»»), в США в 1951 году она
вышла замуж за известного американского скульптора японского происхождения Исаму Ногучи ,
но они развелись в 1956 году. Ширли снялась в 1950-х
годах в нескольких китайских фильмах в Гонконге («Загадочная леди» 1957,
«Незабываемая ночь» 1958 и др.) к сожалению, часть из них сгорела при пожаре на
студии, в Японии. («Женщина Шанхая» 1952, «Японские невесты войны» 1952 и др)
Закончила сниматься в кино Ширли в 1958 году
(последние фильмы «Легенда о белой змее»
1956, «Отдых в Токио» 1958). После этого работала ведущей
на разных телевизионных ток-шоу. Вышла замуж дипломата ставшего японским
послом в Мьянме (Бирма) Отака Хироси,
Она счастливо прожили вместе до самой его смерти в 2001 году. В 1974 году Ширли Ямагучи была избрана в
японский парламент , где она работала в течение 18
лет (три срока подряд). В этом качестве посещала СССР и встречалась с
М.С.Горбачевым. Написала
книгу воспоминаний. Сейчас Ширли
выступает в качестве вице-президента Фонда женщин Азии. Почетный советник
президента. Она по-прежнему публичная и активная фигура. О ней снят телевизионный
художественный фильм «Прощай, Ри Коран»