«Великое содружество» (天下為公 / 1937). Драма с участием  звезд Чжоу Чжичена / Zhicheng,  Эллы Чэнь. «Ближний бой» (Борьба / 肉搏 / 1937).Опытного режиссера Chiu Shu-San снявшего более 60 фильмов Этот пропагандистский гонконгский фильм времен японо-китайской войны рассказывает о «Команду меча» храбро сражающейся на полях сражений. В картине показаны военно-воздушные силы Китая, которые бомбардируют военные корабли врага. Другими известными патриотическими фильмами были «Пламя Южного Китая» («Южно-китайские войны») (Южные войны/ Южное пламя/ / 華南烽火 / 1938) и  «Для защиты нашей земли» (Защищать нашу землю/ Чтобы защитить нашу землю/Защитить нашу территорию / 保衛我們的土地 / 1938). После японской оккупации Маньчжурии пожар уничтожил дом молодого крестьянина Лю Шань. Лю вместе с четырьмя братьями и их женами пришлось бежать из родных мест. Но в городе после трудовой жизни сельского жителя Лю пристрастился к «легкой жизни», стал играть в азартные игры и пьянствовать. В 1937 году разразилась большая война. Началось строительство фортификационных сооружений. Лю Шань и многие другие люди готовы были бежать. Но жена Лю Шаня и жены его братьев призвали людей на борьбу, сказав, что только трусы бегут от врага. Многие горожане, глубоко тронутые таким поведением женщин, решили остаться, чтобы помочь гарнизону в военных операциях. Лю Шань, осознавший малодушие своего поведения, вовремя исправляется, разоблачив японских шпионов, готовящихся  взорвать оборонительные укрепления города. В том же 1938 году выходит популярный патриотический китайский фильм  «Женщина-воин» (Женщина солдат / Девушка солдат / 女戰士), в котором девушка, переодевшись в мужскую одежду, идет в армию сражаться с врагом.

«Сыновья и дочери» (中華兒女 / 1939 ). Фильм состоит из нескольких историй. Пригород Нанкина. Молодой крестьянин Лю живет спокойной жизнью с женой, братом и матерью. Но приходят японцы и убивают его брата Лю. После этого Лю пытается убедить свою жену и мать, что тут нельзя оставаться и предлагает бежать с ним. Но мать не хочет уходить и бросать свой дом, жена Лю тоже остается. Враги ночью снова нападают на деревню. На следующий день Лю  спешит обратно, чтобы попытаться снова уговорить свою мать и  жену бежать. Но видит разрушенный дом, убитую жену и умирающую мать. Лю вытирает слезы с лица и решает присоединиться к партизанам. В другой новелле дело происходит в Аньхой, оккупированном японцами. Старый японский государственный служащий отказывается выполнить приказ командования. Он должен организовать все так, чтобы убедить детей и их одноклассников выпить отравленное вино. И выпивает его сам. Его сын не соглашается с отцом и готов выполнить приказ.

Патриотическую направленность имеют исторические фильмы о народном герое Юэ Фей выпущенные во время войны: «Юэ Фей» (岳飛 / 1940) и «Верно служить стране» (盡忠報國 / 1940). Этой же цели служит и фильм «Конфуций»  (孔夫子 / 1940) (Confucius)о гениальном мыслителе древности, великом педагоге и философе. В роли Конфуция снялся известный актер Танг Хуай Цю. Картина была поставленна в Шанхае в период вошедший в историю как «период острова». В атмосфере наполненной кризисом, упадком, тревогой, пессимизмом и разочарованием. Стремясь поднять дух народа авторы фильма вложили в картину очевидный, даже слишком очевидный антияпонский подтекст.

Впрочем снимали в годы войны и много просто исторических и развлекательных фильмов «Пираты красного корабля» ( 紅線盜盒 / 1940) или «Невидимая женщина» (隱身女俠 / 1940)

В этом фильме рассказывается о ученом Лу который призывает народ сопротивляться тирании местного царя. В ответ тиран посылает в деревню, где жил ученый, убийц «летающих-гильотин». Темной ночью они нападают и убивают всю семью ученого. Удается спастись только одной его внучки (ее играет Ли Лихуа). Она попадает к отшельнику который учит ее боевым искусствам. Девушка клянется отомстить убийцам ее родных. Кроме боевых навыков у нее еще есть плащ невидимка.

Картина «Дом Байюнь» (В родном городе Байюнь / Моя Родина / 白雲故鄉 / 1940) рассказывает о молодом студенте Лин Хуай-пинг, который на лодке приплывает в Гонконг с материка, чтобы развлечься и  познакомиться с молодыми девушками. Два дня спустя он на  улице знакомится с Чэнь Цзиньфэнь / Jingfen и узнает, что она оказывается знакомой его старого одноклассника, Линь Хуай-пин  остается в городе. Постепенно Чэнь Цзиньфэнь и Линь Хуай-пин влюбляются друг в друга. В результате предательства и действия японских шпионов обстановка в городе осложнились, и возникло много проблем. Чэнь, патриотически настроенная девушка, участвует в борьбе против японцев. Линь тоже хочет помогать своей стране.  На Линя возлагается задача перевозки оружия на материк для помощи солдатам в войне с японцами. Вскоре после этого Линь Хуай-пин узнает, что его хорошая знакомая девушка Ким Рут на самом деле предатель. Ким оказалась японским агентом, но благодаря Линю она  была вовремя разоблачена.

«Молодой Китай»  (Молодые Китайцы / Молодые Ворота Китая / 青年中國 / 1940). 1938 год, военное командование в городе Чен агитирует крестьян из окрестных деревень помочь в войне с японцами. Но молодежь спряталась в горах, опасаясь насильственной вербовки. Капитан Сунь / Sun посылает в деревни Чжан Бао для агитации, но усилия Чжан Бао в  его пропагандисткой работе не увенчались успехом.  Тогда капитан решает подействовать на жителей практическими действиями: они отправляет в горы для спрятавшейся там молодежи соль и рис, помогает рисом и жителям деревень. После этого крестьяне стали возвращаться в свои брошенные сёла. Чжан Бао теперь удается провести более успешную разъяснительную работу... Вскоре японская армия вторглась в пределы района. Когда новость дошла до капитана Сунь, он организовывает сельских жителей, и вместе с армией они отражают нападение врага. В фильме в главной роли снялся популярный актер Тао Цзинь (играл в шпионских фильмах «Японский шпион», «Отрезать когти тигру» 1954 и др.).

В фильме «Элегия» (Партизанская песня /Партизанский марш (Song of Retribution) (正氣歌) 1941) молодые люди организуют партизанский вооруженный отряд и оказывают сопротивление врагу. Невеста главного героя и его брат  присоединились к отряду. В картине они переживут оккупацию своей земли, их дома будут сожжены, героям пришлось испытать сильное горе после гибели своих близких. И, наконец, в главном бою с японцами они, храбрые и находчивые, отомстят за своих родных и  уничтожат отряд врага.

 

КОЛЛАБОРАЦИОНИСТСКОЕ КИНО КИТАЯ

Во время оккупации Китая японцы надеялись на сотрудничество с кинематографистами Шанхая, рассчитывая что те помогут им выпускать пропагандистские фильмы воспевающий японскую империю. Но из-за страха перед террористическими акциями возмездия партизан, местные режиссеры отказались идти на сотрудничество с оккупантами. Правда у японцев уже было создана к этому времени в  Маньчжурии киностудия «Манъэй» которая производила пропагандистскую  кинохронику и фильмы. Продукция киностудии славившая «мир и гармонию между пятью народами» (японцы, китайцы, маньчжуры, корейцы, монголы), ориентирована была не только на многонационального зрителя всех подконтрольных территорий в Азии, но и на население собственно Японии. Пропагандистские задачи выполняли как документально-хроникальные ленты, так и игровые, в том числе развлекательных жанров, таких как мелодрама и комедия. Большая роль в фильмах отводилась так называемой «тематической песне». Песни тиражировались на пластинках, их передавали по радио, ноты публиковались.

Но эта область была уже давно культурным оплотом оккупантов, марионеточное государство существовало с 1931 года (официально с 1932) и там проживало много японцев. Японские власти попытались повторить этот успех на всей территории Китая. В конце концов они снимут совместно китайско-японский полнометражный фильм «Обида в Шанхае» («День обиды») 1944 но к этому времени война уже подходила к концу и практического смысла это уже не имело.

Большинство коллаборационистских фильмов, снятых в Китае во время войны, было поставлено на киностудии в Маньчжоу-Го.  Наиболее известные картины «Любовь» (Compassion) (博愛) 1942 реж Bu Wancang (卜万苍) (1903-1974),Шилин Чжу (1899-1967) Это одиннадцать рассказов о человеческой любви. В главной роли снялась очень популярная Чжоу Сюань (周璇) (Xuan Zhou) (1920-1957). (Также она известна как: Чжоу Жень, Чжоу Ин, Чжоу Yufang). У нее был очень красивый голос и она хорошо умела танцевать. В старом Шанхае ее назвали «золотым голосом». Сюань была замужем за Ян Хуа (严华).Позже она еще два раза выйдет неудачно замуж. У нее обнаружится психическое заболевание и скончается она в психиатрической больнице от воспаления мозга. Ей исполнится всего 37 лет. Сюань сыграла во многих фильмах («Улица ангела» и др) и спела боле чем в ста песен. Ее самые известные песенные хиты: «Желтые листья осеннего танца», «Ночь в Шанхае», «Четыре сезона», «Придете ли вы еще раз», «Переулки весны» и др. В фильме «Любовь» снялся также известный комик  Хан Ланген ( 韩兰根) (1909-1982) прозванным китайским Чарли Чаплиным («Песня рыбаков» 1941, «Проигравший» 1942 и др)  и знаменитая китайская актриса Die Hu (胡蝶) (1908-1989 Канада) являющейся одной из самых известных актрис в истории китайского кино прозванная «Королевой кино». По опросам в 30-х годах наряду с Жуань Линьюй  , Цзинь Янь, Чен Яньнянь,  Van Renmei, Ли Лили входила в десятку лучших актеров и актрис. Снялась в фильмах «Три сестры» 1934, «Братья» 1935, «Права женщин» 1936, «Всегда с улыбкой» 1939, «Королева красоты» 1940, «Материнство» 1941, «Танцовщица красного пиона» 1941, «Леди» 1941, «Сон весны» 1947, «Очень нежелательный сирота» 1961( в роли Принцессы, последняя роль) и др.

 

«Китай ночью» (支那 の夜) 1940 ( Shina no yoru) (China Night), имел также название «Шанхай ночью» (上海の夜) 1940 культовый фильм режиссера Osamu Fushimizu  В главных ролях снялись Кацуо Хасегава и легендарная актриса и певица Ширли Ямагучи (Ли Сян). Этот коллаборационистский фильм был один из самых осуждаемых и ненавидимых в послевоенном Китае. Снятый не без таланта (Куросава работавший помощником на постановке одного их фильмов Fushimizu очень высоко отзывался о режиссере)  картина пользовалась большим успехом после своего выхода на экран. На режиссера работали богатые метафорические возможности страны которые дали возможность предоставить ему образ Китая, как «постыдную женщину нуждающуюся в искуплении». Недаром в начале фильма главный герой капитан корабля (Кацуо Хасегава) пожалев заступается на улице за девушку нищенку китаянку (Ширли Ямагучи) и приводит ее жить в свой дом. К сожелению сохранилась только короткая версия фильма (89 мин), из которой были вырезаны многие промилитаристкие и прояпонские сцены.  

«Серенада Сучжоу» (苏州夜曲) 1941.  В этом фильме Ширли Ямогучи (Li Xianglan) представленная как молодая женщина крайне анти-японски настроенная, которая влюбляется в японца. Ключевым поворотным моментом в фильме эпизод когда молодую китаянку бъет  японец, но вместо ненависти, она реагирует на это с благодарностью. Фильм среди китайских зрителей был встречен с большим отвращением они считают, что персонаж китайской девушки был унижен и выставлен неполноценным. Именно по этой причине и по сей день, одна из классических песен « Серенады Сучжоу» по-прежнему запрещена в материковом Китае.

«Красочный» («Буйство цвета») (萬紫千紅)1943, реж Фанг Пелин (Fang Peilin) (方沛霖), в р Ли Лихуа           ( Li Lihua) ( 李丽华) (род 1924г).  Режиссер снял этот фильм в стиле голливудского мюзикла. Песни и танцевальные номера были поставлены очень амбициозно и «красочно». Так «песню торта» сопровождает танцевальная японская труппа Тохо (Japan Toho Dance).В картине участвовали и другие японские творческие коллективы. В главной роли сыграла китайская кино дива Ли Лихуа исполнившая в картине много хитов («Голубая улыбка неба» и др).

Режиссер фильма Fang Peilin (19081948) свой первый фильм снял в 1936 году «Воплощенная девушка» (化身姑娘). Картина оказалась успешной (но была подвергнута резкой критике «общественного мнения»). Тут же сняли продолжение фильма а 1956 году вышел ремейк картины.  Peilin  специализировался главным образом на мюзиклах. Другие его фильмы «Гроза», «Pearl Tower». и тд.  В 1947 году переехал жить в Гонконг. Сейчас этот режиссер почти полностью забыт.  «День недовольства» («День обиды») у этой знаменитой картины в Китае и Японии разные названия / «Весна обиды» / «Обида весной на реке» / Noroshi wa  Shanghai ni agaru / Chunjiang / (春江遺恨) (\狼火は上海に揚る) ( 1944). 65 мин. Фильм также известен как «Сигнальные огни Шанхая» (Chun jiang yi hen), режиссер Хироси Инагаки (Hiroshi Inagaki / 稲垣浩 / いながき-ひろし) (1905-1980) и Юэ Фэнь (Feng Yueh / Yuen Fang / 岳枫) (1909-1999).(в титрах значится еще и третий режиссер Ху Синьлин (Hu Xinling) (1914-2000) он учился на режиссера в Японии). Прояпонский пропагандистский фильм. В главных ролях в картине снялись Mei Си (梅熹), Ли Лихуа (李丽华). Долгое время считался утерянным. Картину нашли в архиве Госфильмофонда в 2001 году. В основе ее лежат знаменитые записки Такасуги о его путешествии  в Китай, которое происходило на фоне восстании тайпов в Китайской империи (в картине режиссером была изменена историческая хронология). Такасуги в Японии является символом сопротивления и давно стал мифологическим нарицательным героем и борцом против Западного влияния. В фильме его роль исполняет известный актер Бандо Цумасабуро (1901-1953). Главный упор в картине сделан на разоблачении вероломства и предательства британского консула в Шанхае. На восставших неожиданно напали вопреки договоренности, используя британскую артиллерию. Японцы в фильме пытаются помочь китайскому народу понять истинное лицо англичан. Это контролируемый японскими оккупационными силами фильм должен был настроить китайцев против британцев. (Интересно, что в японских источниках практически нигде не было указано, что Хироши Инагаки участвовал в съемках этого фильма. Скромно умалчивают они и про остальные пропагандистские фильмы японского классика, снятые во время войны.)

 

Другим знаменитым коллаборационистским фильмом была «Вечность»  «Вечность»  («Опиумная война»/ «За честь Иисуса Христа» / Слава Иисусу Христу / Доброе имя в поколениях / Вечная слава / (万世流芳) а также ( A Good Name for Generations / Eternity) (萬世流芳) (Wan shi liu fang) 1943, 78 минут, студия «Китай Фильм» (China Film Corporation) (中国电影集团公司) и «Дайэй» («Daiei»)Япония (в Японии премьера была 10 августа 1944 года), режиссер Бу Ваньцан (Wancang Bu /卜万苍), в роли Ли Сянь Лань(Li Xiang Lan) играет знаменитая  Ширли Ямагучи/ Shirley Yamaguchi) (山口淑子) (она имела много сценических имен Ри Коран, Xianglan (大鷹 淑子) (李香兰) Ей суждено было еще не раз в своей жизни менять свои имена. В других ролях Ян Инь / Yang Yin, играет Элла Чэнь (Yunshang Chen / 陈云裳 ),  Юань Мэйюнь (Meiyun / 袁美云). Совместное китайское и японское производство. Фильм был снят в Шанхае и рассказывает о «опиумной войне» . Несколько ведущих китайских шанхайских звезд также приняли участие в съемках. В картине губернатор провинций Гуандун и Гуанси, Цин Лин,  понимая вред, наносимый опиумом, навязанным английскими империалистами, решает искоренить эту заразу. Ему приходится вести ожесточенную борьбу с колонизаторами. В фильме храбрая девушка Инь, терпящая разные невзгоды, тем не менее, пытается убедить людей отказаться от пагубной привычки.  В картине присутствовала сильная антибританская и антизападная  пропаганда. Фильм стал хитом а песни исполняемые Ширли Ямагучи: «Песня торговца конфет» (卖糖歌) и «Брось курить опиум» (戒烟歌 ) сразу возвели ей в статус лучшей азиатской певици. Многие песни, записанные ей в этот период в Шанхай стал вечнозеленой классикой в истории китайской народной музыки. Другие известные хиты Ямагучи «Аромат ночи» (夜来香), «Буревестник» (海燕), «Если бы» (恨不相逢未嫁时), «Второй сон» (第二梦).

 (Более подробно об этом фильме и других читайте в приложении в статьях о коллаборационистском кино в Китае и студии Манчьжоу-Го).

 

Ширли Ямагучи (Shirley Yamaguchi) (山口淑子) родилась в 1920 году в Китае, в окрестностях Мукдена (ныне Шэньян), а ранние годы провела в Фусюне, Маньчжурии там же училась в японской начальной школе. Ее родной отец Ямагути Фумио преподавал китайский язык. Еще в начальной школе Ширли подружилась со своей одноклассницей Любой Гринец, девочкой из России. Эта дружба сыграла очень важную, ключевую роль в жизни Ширли Ямагучи (Гринец послужила прообразом русской девушки для Ширли в фильме «Мой соловей», она же уговорила певицу Подресову в 1933 году заняться вокалом с Ямагучи. Занятий вокалом с русской оперной певицей и дали Ширли пропуск на большую сцену. Позже Люба Гринец фактически спасла жизнь своей подруге в 1945 году сразу после окончания войны. В Шанхае китайские власти арестовали Ямагучи, ей грозила смертная казнь как коллаборационистке. Гринец работавшая в то время в советском корпункте используя свои связи сумела быстро достать документы подтверждающие, что Ширли Ямагучи по рождению японка а не китаянка. Последний раз после долгой разлуки подруги детства встретились в Екатеринбурге в октябре 1998 г., эта встреча была записана японским телевидением. Через год (24 сентября 1999 года) Люба Гринец умерла).

На сцене зала гостиницы «Модерн» в Мукдене началась карьера Ширли – в тринадцатилетнем возрасте девочка была отобрана для участия в программе Мукденской радиостанции под

названием «Новые песни Маньчжурии». В 1938 году восемнадцатилетняя Ямагучи была приглашена на студию «Манъэй» и она успешно снялась в главной роли в своем первом фильме «Свадебное путешествие в поезде» (蜜月快車). Ямагучи имела необыкновенный успех в Японии, Китае, Корее, на Тайване. В фильмах с ее участием рассказывалось о любви японского мужчины и местной девушки, что должно было символизировать союз между метрополией и колониями. После «Свадебное путешествие в поезде»  она вплоть до 1944 года снималась непрерывно (как Li Xianglan/ Ри Коран), за шесть лет на студии «Манъэй» совместно с Японией было выпущено восемнадцать фильмов с ее участием («Серенада Сучжоу» (Сучжоу ночью) (Suzhou Serenade) (蘇州夜曲) (蘇州の夜) 1941, «Песня белой орхидеи» (白蘭の歌) 1939, «Колокол Саён» (サヨンの鐘) Тайвань1943, «Ночной Китай» (支那の夜) 1940, «Клятва в пустыне» (热砂的誓言) 1940, «Царь обезьян» (孙悟空) 1940, «Борьба на улице» («Город Татакай) (戦ひの街) 1943 «Желтая река» (黄河) 1942, «Солдаты» (兵隊さん)1944 (коллаборационистский корейский фильм считался утерянным. Найден в китайском архиве в 2006 году). «Поле военного оркестра» (野戦軍楽隊) 1944 последний маньчжурский фильм Ямагучи. На фронте, чтобы развлечь солдат, было решено из отряда японских солдат, расквартированных в Маньчжурии создать музыкальный оркестр. Сонода младший лейтенант был назначен в качестве инструктора. Но из группы в 21 человек только 12 умеют играть на инструментах. За три месяца он должен научить их играть на музыкальных инструментах, подготовив к выступлению. Ширли в этой веселой комедии и танцует и поет.

После войны в 1946 году актриса поселилась в Японии. В 1950 она продолжила свою актерскую карьеру, в Голливуде («Дом из бамбука» 1955 и др.) и на Бродвее (в  мюзикла «Шангри-Ла»»), в США в 1951 году она вышла замуж за известного американского скульптора японского происхождения Исаму Ногучи , но они развелись в 1956 году. Ширли снялась в 1950-х годах в нескольких китайских фильмах в Гонконге («Загадочная леди» 1957, «Незабываемая ночь» 1958 и др.) к сожалению, часть из них сгорела при пожаре на студии, в Японии. («Женщина Шанхая» 1952, «Японские невесты войны» 1952 и др)  Закончила сниматься в кино Ширли в 1958 году (последние  фильмы «Легенда о белой змее» 1956, «Отдых в Токио» 1958). После этого работала ведущей на разных телевизионных ток-шоу. Вышла замуж дипломата ставшего японским послом в Мьянме (Бирма) Отака Хироси, Она счастливо прожили вместе до самой его смерти в 2001 году. В 1974 году Ширли Ямагучи была избрана в японский парламент , где она работала в течение 18 лет (три срока подряд). В этом качестве посещала СССР и встречалась с М.С.Горбачевым.  Написала книгу воспоминаний. Сейчас Ширли выступает в качестве вице-президента Фонда женщин Азии. Почетный советник президента. Она по-прежнему публичная и активная фигура. О ней снят телевизионный художественный фильм «Прощай, Ри Коран» 1988 г. на основе воспоминаний актрисы. Тогда же был поставлен мюзикл «Ри Коран»,  по сей день с большим успехом идущий в Японии. Но в Китае для многих она так и осталась  нарицательным образом японского шпиона и фактически предателем китайского народа.

Назад Вперед
Hosted by uCoz