ПРОПАГАНДИСТСКОЕ КИНО ТАЙВАНЯ
РАННИЕ ШПИОНСКИЕ
ФИЛЬМЫ
Историческое противостояние двух Китаев продолжилось и после
окончания Второй мировой войны. Продолжилась
гражданская война. Правительство Чан Кайши KMT (Гоминьдана) конфисковывала
фильмы «Объединенной корпорации по кинопроизводству» и кинофильмы студии «Manchurian» как враждебные. Оно взяло под свой контроль
большое количество кинотеатров и монополизировало систему распределения.
Фильмы, произведенные в это время правительственной Центральной киностудией (CMPC), могут быть
разделены условно на три группы. К первой группе относится, например, «Лояльная
семья» (режиссера Ву Юнган
/ Wu Yonggang /1946),
телешоу, в котором обычная китайская семья поддерживает лояльность к правительству
KMT во время войны. Ко второй группе картина «Кодовое название Небеса Номер 1»
(Code
Name Heaven N1 / 1947), шпионский фильм,
прославляющий националистических агентов работающих в подполье (режиссер Ту Гуанци / Tu
Guangqi) (屠光启).
К третьей группе относится
картина «От ночи до зари» / Night to Dawn / 1947 (режиссер Ту Гуанци / Tu Guangqi),
в этом проправительственном фильме дается чрезвычайно
положительная оценка власти Чан Кайши и ее роли в реконструкции сельского
хозяйства Китая. Но к концу 1949 года остатки гоминдановских войск были
эвакуированы на остров Тайвань. Гражданская война закончилась. Для проигравшей
стороны начался «островной период» их жизни и
долгая, долгая конфронтация и противостояние между материковым
и островным Китаями.
КИНО ТАЙВАНЯ (краткий
очерк)
Кино Тайваня. В «японский период» 1901-1945 на острове было
снято мало фильмов. Да и их принадлежность Китаю до сих пор подвергается
сомнению и вызывает споры между историками кино.
Первая художественная картина поставленная
на Тайване «Глаз Будды» (Дафо-ды)1922. Фильм был снят
на японские деньги и с японским режиссером но
снимались в нем китайские актеры. В центре фильма история красавицы, которую
хочет похитить могущественный китайский вельможа, зашедший в буддийский храм.
Оказавшийся тут же юноша пытается защитить девушку, охрана вельможи бросается
на него, и тут глаза Будды испускают ослепительный луч, который приводит
вельможу и его свиту в ужас и позволяет молодым людям спастись.
В 1923 году на экраны вышел небольшой фильм «Небеса без
чувств» (Лаотянь уцин) или
«Вижу пастуха» режиссера Ли Сунфэна в
котором снялся Чжэн Чаожэнь
позже уехавший в Шанхай и получивший там известность в сериале «Четыре рыцаря
по имени Ван». Далее последовали «Чья вина?» 1924, и «Половодье чувств» 1926,
«У Фэн, человек долго» 1932 (Главный герой живущий в эпоху Цинн пытается отучить местные племена
от варварского обряда отсечения голов у убитых людей) и др. Но наиболее
интересным был «рыцарский» фильм «Кровавые следы». Дочь убитого и ограбленного
отца находит и убивает грабителей, в критических ситуациях ее выручает
возлюбленный и в финале картины они женятся. Эта картина на острове
пользовалась большой популярностью. В 1936 году вышел первый тайваньский
звуковой фильм «Взывающая Чжишаньянь»
(Минху чжишаньянь)
рассказывающий реальную историю убийства местными жителями шестерых
учителей-японцев. Жертвы были героизированы правительством. Но
по мнению историков КНР, «патриоты были извращенно изображены какими-то
головорезами».
Хороший прием у зрителей встретил фильм «Удивительный джентельмен» или «Карта пещеры Семи
звезд» Боевик с криминальным сюжетом, решенный в духе «рыцарского» кино: поиск
сокровищ семейства Тан, в итоге достающихся
наследнице, дочери главы семьи, который был убит в самом начале фильма.
В мае 1937 года выходит фильм «Жду весеннего ветра» (Ванчуньфэн).
Для названия были использованы слова из популярной на острове песни ставшей
«предсмертной лебединой песней» героини Цюэ, бедной
деревенской девушки, которая чтобы прокормить семью торговала своим телом.
Фильм считается одним из лучших тайваньских работ того времени.
Выходят и фильмы пропаганды. «Богатыри моря» (Хай-шанды хаоцу) 1941 (война на
Тихом океане), «Война и подготовка» (Чжаньчжэн юй сюньлянь) 1943 (о облагораживающем воздействие армии на мирное население). «Колокол Саён»
1943 (в котором снялась китайско-японская звезда Ямагучи).
В картине «Часы Шаян» (Шаян-чжи
чжун) девушка из местного горного племени, теряя
силы, изнемогая, доставляет вещи отправившегося в поход японского офицера и в награду
за свой самоотверженный труд получает от губернатора часы с гравировкой.
После ухода японцев с острова начался так называемый
Шанхайский период (1945-1949) в истории Тайваня. Первым выходит документальный
фильм «Тайвань сегодня» (Цзиньжи Тайвань) (вышло 4
выпуска). В 1948 году режиссер тайванец Хэ Фэйгуан снимает фильм «Речка Хуалянь» о любви
юной горянки одного из племен гаошань и приехавшего с
материка врача.
В картине много местного колорита, песен
но первым настоящим тайваньским фильмом большинство считают картину «Буря в горах Али» 1949 (Алишань фэнъюнь) режиссеров Сюй Цинфу и Ши
Шицу.
Шанхайский период на острове был
пожалуй самый либеральный в отношении цензуры. В прокате шли даже фильмы из
СССР документальные, мультфильмы и несколько художественных («Каменный цветок»,
«Остров сокровищ» всего 11 фильмов в 1946г, в 1947г 8 фильмов «Цирк», «Зоя» и др).
Все поменялось, когда в декабре 1949 года
Центральное правительство во главе с Чан Кайши перебралось на остров. (Хорошо этот период показан в гонконгском фильме «Клубится багровая
пыль» (Гуньгунь хунчэнь)
1990 получивший приз на фестивале «Золотой конь» Тайвань. Этот несущийся
громадный людской поток
порождающий человеческие трагедии чем-то напоминающий булгаковский
«Бег»).
Большинство наиболее известных, опытных кинематографистов (Тянь Хань, Цай Чушэн,
Ся Янь, Юань Мучжи и другие) остались в коммунистическом Китае. Лишь
небольшая часть крупных режиссеров решилась уехать (Бу
Ваньцан, Юань Цунмэй, Масюй Вэйбан и некоторые другие).
Они и составили костяк нового Тайваньского кино. Однако в общей атмосфере хаоса
и неразберихи трудно было сразу организовать производство (это время описал Ян Дэчана в своем фильме «Дело
об убийстве девушки на улице Гулин» - отсутствие
фонарей, мрак, озлобленность, взрывные конфликты, жестокость, падение нравов, стычки
между группами людей…).
В первое время в прокат поступали фильм сделанные еще в Шанхае. Антикоммунистический фильм «Первое
небо» режиссера Ту Гуанци и
другие подобные картины. Первым в истории Тайваня своим послевоенным фильмом
был пропагандисткая и антикоммунистическая картина
«Пробуждение от кошмара» (Эмэн чусин)
1949. По роману Те У «Кадровая работница коммунистов».
В картине рассказывается история Ло Ифэнь, дочери мелкого торговца. Сначала христианка она под
влиянием сторонника коммунизма Ли Цзыхэна
переходит на патриотические позиции и занимается диверсионной деятельностью.
Заразившись сифилисом в коммунистических районах, она «пробуждается» и бежит
оттуда. В конце фильма, перед смертью, она рыдая
рассказывает случайной журналистке свои историю «раскрывая истинное лицо
компартии». Режиссер картины Цзун Ю был актером и режиссером из Шанхая. В 1949
году уехал на Тайвань, где стал ведущим специалистов по пропагандистским
фильмам. До своей смерти в 1984 году он снял на государственных студиях еще 17
фильмов.
Эта пропагандистская тематика продолжалась и в одном из лучших
тайваньских шпионских фильмов «Мак» (Иньсухуа) 1954 режиссера Юань Цунмэй.
В картине контрразведка Чан Кайши пытается поймать зловещую коммунистическую
шпионку.
Все это разворачивается на фоне любовного треугольника. В этом же году
выходит пропагандисткой фильм «Потомки
Желтого императора» режиссера Бай Кэ в котором рассказывается о любви приехавшей с континента
учительницы и местного парня, что должно было олицетворять
по мнению создателей фильма союз материка и острова.
В том же 1954 году 5 мая было устроено невиданное на Тайване
шоу. В этот день и половину следующего во всех кинотеатрах острова шел
одновременно один и тот же фильм«К свободе» - хроника
событий «борьбы с коммунизмом», включая и войну в Корее.
Уже с 1949 года властью Чан Кайши провозглашается лозунг
«Фань гунн канн э» (бороться с коммунизмом, противостоять России). Цензура была
ужесточена. Доходило до глупостей. Так например было
запрещено показывать на экранах портреты с Мао Цзэдуном (Из-за этого запретили
даже американский антикоммунистический
фильм «Председатель»). Но прямолинейный антикоммунизм создавал проблемы в
прокате за границей для тайваньских фильмов. Их не пускали к себе Гонконг,
Сингапур, Малайзия, поддерживающие отношения с КНР и не желающих с ним сорится.
(Хотя и там иногда ставили антикоммунистические фильмы
«Красный песок», «До свидания Китай» Гонконг. Но это
скорее были исключения).
Вышедший в 1949 году фильм «Пробуждение от кошмара» положил
начало целому направлению антикоммунистических фильмов.
В первое десятилетие
это были преимущественно шпионские детективы – от диверсий до обольщений. В
60-е годы тематическим стержнем станет война в Корее, где солдат КНР представляли
жуткими монстрами.
В 70-е годы на фильмы этой тематики сильно воздействовала
американская шпионская серия о агенте 007.Наконец в
80-е годы акцент был сделан на исторические материалы 40-х годов. Кроме того,
возникло целое течение экранизаций «литературных шрамов» КНР 70-х годов
(преодоление перегибов Культурной революции).
Иногда это были ремейки уже снятых в Китае и выпущенных или запрещенных
фильмов («Если бы я был настоящим», «Горькая любовь» режиссера Ван Тунома и др).
Другим направлением пропаганды было показ в фильмах
достижений правительственной политики на острове. В фильме «Весна среди людей
1951 режиссера Тан Шаохуа
рассказывается о деревни в годы японской оккупации и после окончания войны
когда по мнению тайваньских авторов произошло «улучшение жизни крестьян».Картина «Благоуханье травы армии» 1952 поставленная
известным режиссером Ван Цзюэ была откровенная агитация
за армию. В нем рассказывалось как хорошо служить в
армии девушкам. Еще одним заметным пропагандистским фильмом
вышедшим в эти годы была картина «Распутье» (Чжилу)
режиссера Сюй Цинфу.
В 50-х годах выходят фильм
«Возвращение на родину» в котором рассказывается о психологических травмах которые получили японские солдаты, освобожденные из
плена. В картине «Блуждающая звезда» в которой снялась известная японская
звезда китайского происхождения Ли Сянлань
(Ямагучи) показан уход японской армии из Маньчжурии.
Не забывают тайваньские кинопроизводители
и шпионские фильмы: «Лодочник-сексот» (Цинбао фаньцзы) режиссера Тан Шаохуа. В картине «Кровавый
бой» (Сюэчжань) режиссера Тянь
Чэна говорится о героизме пятерых солдат армии
гоминьдана, отражающих атаки коммунистов.
В фильмах «Генерал Летающий тигр» и «Барышня в
небе» прославляются военно-воздушные силы Тайваня. «Девушка тростников» (Ганьчжэ гунян) первый цветной
тайваньский фильм, это любовная история, разворачивающаяся на фоне обильных
посевов сахарного тростника в богатеющей деревне и многочисленных собраний,
обсуждающих эти славные экономические достижения. (Картина шла в Гонконге, Сингапуре
и Малайзии в урезанном чуть ли не в два раза варианте из-за того, что на экране
были видны залы бесчисленных собраний увешаные разными антикоммунистическими лозунгами).
В картине «Четырнадцать тысяч свидетелей» 1960 режиссера Ван
Хао показано брожение в лагере солдат КНР, взятых в
плен во время войны в Корее. В этом откровенно пропагандистском фильме в финале
огромная толпа пленных идет с портретом генералиссимуса Чан Кайши в руках
«выбирая свободу». А завершается картина крупномасштабной картой всего Китая.
Над которой развивается флаг гоминьдана и надпись «Да здравствует
Китайская Республика!».
С
В 80-х годы «Новое кино» Тайваня (1982-1987) привлекло к
этому острову внимание всего кинематографического мира. На этой «волне» вышло
около 60 фильмов нового поколения. Но
это уже правда другая история которая выходит за рамки
данного обзора.
После отмены военного положения (1987г) которое продолжалось
более 40 лет стали возможно появление фильмов рассказывающих
о «белом терроре» развязанном гоминьдановцами
против людей с левыми убеждениями. О
политических преследованиях и резне, устроенной чанкайшистами в 1945-
Послевоенный период важный переломный момент тайваньской
истории, он подтверждает, что будущее не может возникнуть из «ничего», что оно
есть результат развития настоящего, которое в свою очередь опирается на прошлое:
лишь неразрывность всех временных пластов и обеспечивает приход такого «завтра»,
которое гармонично и естественно вытекает из «вчера» и «сегодня». Без этого
нельзя обеспечить преемственность жизненных пластов. (Это в полной мере
относится и к нашей стране).
Сейчас происходит сближение «трех территорий на двух
берегах» как в последнее время называют КНР, Тайвань, Гонконг.