ШПИОНСКИЕ ФИЛЬМЫ ПОСЛЕ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

После расцвета шпионского жанра в кино в 50-60-х годах, полного революционной атмосферы и пафоса, во времена десятилетия Культурной революции наступил его резкий спад. Но со второй половины 70-х годов началось стремительное возрождение жанра. И первой такой ласточкой был «Черный треугольник» (黑三角), вышедший в 1977 году на Пекинской киностудии. Он преодолел разделение прошедшей эпохи, делящее людей только на хороших и плохих. Все эти агенты, шпионы, разведчики являются только людьми со всеми их слабостями. Выбор в качестве места съемки города Харбина, называемого «Восточной Москвой», дал возможность показать много интересных, живописных мест.
На северном побережье убит при попытке задержания вражеский агент, которому удалось переснять чертежи секретной разработки «110 ПВО» и сообщить об этом иностранной спецслужбе. Сообщения было передано в эфир в виде музыкального произведения и перехвачено контрразведчиками. Микропленки при агенте не нашли. В органах общественной безопасности, которые возглавлял Хунцзюй Чжан / Hongju, был создан оперативный штаб, в который вошли  начальник разведки Шиян и офицеры Лу Дэцин, Ху-бой, Сян Син / Xing. Из радиоперехвата стало известно, что к пленке прилагается два особых ключа. Слежка за одним из известных вражеских агентов установила, что для него был оставлен один из таких ключей. Но севший на севере страны в международный поезд агент был убит в дороге, а ключ при нем найден не был. Контрразведчикам после долгой кропотливой работы удается установить, что вражеский передатчик вмонтирован в фортепьяно, которое стоит в одном из Домов культуры.  Шияна заинтересовала  Лю Цзи (Цюлань / Qiulan), девушка, которая играет на фортепиано во Дворце культуры трудящихся. После тщательной проверки Лю Цзи и ее окружения выяснилось, что Вонг, выдающая себя за ее мать, ею не является. Матерью Лю Цзи была Май Бингунь / Mai Binggun, которую убили враги, когда девочка была еще совсем маленькой. Ее взяла на воспитание, чтобы потом использовать в своих целях, зловещая и хитрая шпионка Вонг.  Шиян выяснил, что Лю Цзи  была невинной жертвой интриг Вонг. Шпионка, почувствовав слежку, решает замести следы, она дает своему связному таксисту отравленное мороженное и пытается также отравить Лю Цзи, но ее арестовывают органы госбезопасности. В это время ее иностранные хозяева решают забрать микропленку с секретными чертежами. Около уединенных скал из воды показывается аквалангист, это засланный агент Ида Лан. Для связи у него есть опознавательный знак, половина нефритового кулона. Встреча назначена в развалинах древней крепости. Разведчики, ведущие шпиона от самой границы, решили устроить там засаду и взять шпионов с поличным. Агент «Сова», пришедший на встречу с Ида Лангом, отказывается передать тому микропленку. Между ними завязывается драка.  Воспользовавшийся этим, Шиян забирает микропленку с секретом «110 ПВО», спрятанную в статуэтке медной лягушки. Агенты схвачены, но лягушка оказывается бомбой замедленного действия, и она должна вот-вот взорваться. Положив лягушку в карман «Совы», контрразведчики вынуждают «Сову» открыть медную лягушку и остановить часовой механизм. Микропленка, спрятанная в лягушке оказывается в руках у Шияна.

«Буря на Южно-Китайском море» (南海长城) 1976 г.  1962 год. Накануне национального праздника, милиции в Южном районе Инцай / Yingcai удалось захватить вражеских агентов, переодетых в форму солдат Народной Армии Китая. Во время судебного процесса выяснилось, что это передовой отряд «Морских акул», специальная группа, которая должна была подготовить плацдарм для высадки основного десанта. Тайный враг, через своих шпионов узнал военные планы китайской армии.   Получив эти планы, «Морские акулы» изменили маршрут высадки десанта, развернув его в сторону острова Венера. Несколько человек под видом местных властей пришли в дом к пожилой женщине и ее дочери. Но вражеский камуфляж не ввел их в заблуждение.  Женщины, не испугавшись, решили задержать врага. Началась неравная борьба с врагом.  Милиция, высадившаяся на остров, спасает женщину и ее дочь, захватив отряд врага. Основная часть десанта, поняв, что она обнаружена, бросилась бежать в море, собираясь спрятаться в месте под названием «Три бокала вина», это остров в районе Инцай. Но окруженный регулярными войсками Народной Армии десант был уничтожен.

Еще одним шпионским фильмом, вышедшим в 1977 году, была картина «Риф» («Скрыться в горах» / 暗礁). Лето 1964 года. Ночью в портовом городеБинхай / Binghai, недалеко от городского клуба моряков, неизвестный напал на девушку, врача-стажера, которую после этого в тяжелом состоянии госпитализировали в больницу. Убийца вырвал у потерпевшей сумочку, несмотря на преследование, ему удалось сесть за руль грузовика и скрыться. Начальник  Главного управления безопасности  Динь Сяо И / Ding Xiao Yi , который начал расследование этого дела, на предварительном  следствии установил, что хирург городской больницы Ян Бин является основным подозреваемым. В это же время с Тайваня в прибрежный район Китая сбрасываются с самолета два агента националистов. Один из них был найден мертвым, второго удалось задержать. У него обнаружили карманные часы с бомбой. Но кроме этих двух агентов в Китай одновременно был заслан и третий основной агент с Тайваня «27» Сой Чжэнью / Хоу Zhenwu. Он вступает в контакт с бывшим офицером гоминьдана, теперь работающего фотографом Луаном Цзиншанем  /Jingshan. Законспирированный агент является членом тайной контрреволюционной организации «Ящерица». Сой Чжэнью, выдав себя за другого человека, смог подложить в чемодан молодой девушки Нэйчжи / Neizhi взрывное устройство, которое она относит на стоящий в порту корабль. Чтобы повредить отношению Китая с Третьим миром, националисты Тайваня готовят заговор, чтобы взорвать китайский теплоход «Дружба», на котором плывут из Африки в Китай посланцы мира, а также студенты, ученые и технические специалисты, которые везут различные грузы для Китая. Таким образом, чемодан с бомбой был загружен на судно, когда оно останавливается в Бинхай, но китайская служба безопасности контролируют ситуацию. Девушка, которой Сой Чжэнью помог донести чемодан со взрывчаткой, является сотрудницей китайской службы безопасности. При попытке агента покинуть страну он арестован, на допросе ему предъявляют фотографии, где он был снят во время выполнения своих шпионских заданий. Это он убил второго агента, прыгавшего с парашюта и случайно его увидевшего, так как тот мог впоследствии его опознать. Потом он, переодевшись в милицейскую форму, затерялся среди отряда, прочесывающего лес в поисках шпионов. В это время агент, работавший под личиной фотографа, получает приказ убить девушку, на которую напали «ящерицы» у Клуба моряков. Она теперь пошла на поправку и представляла угрозу как свидетель. Надев белый халат, он проникает в больницу, но его арестовывают в устроенной ему органами безопасности засаде. Девушка между тем описала человека, который на нее напал. Убийца за рулем автомобиля - это рабочий ремонтного завода. Разведчики спешат по следу. Шпион пытается отравить отравленной сигаретой Дин Сяо / Ding Xiao, но от ответа ему уже не уйти. В это время глава тайной контрреволюционной организации «Ящерица» Гэко / «Gecko» собирается бежать на корабле, который за ним специально пришел с Тайваня. Но судно захвачено сотрудниками контрразведки, и коварный враг, за которым давно велась охота, попадает в расставленную контрразведкой ловушку. Бомба в чемодане на корабле «Дружба» обезврежена, и очередная диверсия врага сорвана. Океанское судно в назначенное время под гром аплодисментов собравшейся его провожать большой толпы людей плывет дальше.

В классическом шпионском фильмов «Охота за N 99» (Охота N 99 / 猎字99) 1978 г. рассказывается  о том, как сотрудники службы безопасности в тесном сотрудничестве с рабочими, фабрично-заводским комитетом и общественностью разобрались с кражей чертежей военно-морской техники. Ночь, гроза. На номерном заводе 817 одна из работниц предприятия поднимается к помещению, где расположены заводские сейфы. Внезапно услышав шум, она быстро открывает дверь, но только успевает увидеть мелькнувшую тень в окне. Приехавшие вызванные ею сотрудники из спецслужбы после тщательной проверки выяснили, что чертежи важного изделия, производимого заводом, «Охота N 99», были перефотографированы. Бюро общественной безопасности удалось расшифровать телеграмму, посланную иностранной спецслужбой неизвестному АС, где говорилось, что надо ускорить дело по «Охоте N 99». Враги уже восемь лет охотились за этим военным секретом. Китайская контрразведка вместе с парторгом завода Чжао Цунь и рабочими предприятия выясняют, что человек в перчатках, который сфотографировал чертежи, это кладовщик Ванг Чанг-Шэнг. Отец Шенга рано умер, мать снова вышла замуж и сильно баловала сына, потакая во всем, испортила егоо вникнув в дело, разведчики посчитали маловероятным, что чертежи переснял именно он. Пока велось следствие, внезапно загорелся склад готовой продукции. Чжао Цунь по найденным после пожара уликам удалось установить, что пожар был устроен с помощью горючего желтого фосфора. Цунь и работники контрразведки решили поговорить с Чанг-Шэнгом, тот казалось, был сильно расстроен всем происходящим и подавлен. У него была девушка врач из клиники Ву Шицо. После работы он, поджидая ее, обычно пил горячее молоко в клинике. В этот раз, выпив молоко Чанг-Шэнг, упал замертво, он был отравлен. Контрразведчикам стало окончательно ясно что Чанг-Шэнг не замешен в этом деле, а за всем этим стоит невидимый враг. Сотрудник Бюро безопасности Чэнь Мин стал проверять лиц, которые имели возможность отравить молоко. В конце концов, органы вышли на отчима Чанг Шэна, Яна Цмчана /Qichang, вернувшегося из-за рубежа, выдававшего себя совсем за другого человека. По ниточке отслеживая шпионскую сеть, удается выйти и на резидента, (устроив ему засаду у тайника где лежала приготовленная для него микропленка), скрывающегося под инициалами АС.

В одной из ролей (секретаря парткома) снялась известная актриса Тянь Хуа Лин (田华). Она родилась в Тан Хэбэйе, в 12 лет она уже выступала в армейском театре в патриотических пьесах. В 1944 году вступила в Коммунистическую партию Китая. На фронте играла в пьесах «Братья и сестры на выжженной земле», в операх «Кровь врагов и слезы», «Дацин» и других. В кино с 1950 года, фильм «Белые» получил приз на 6-ом Международном фестивале в Карловых Варах. Награждена золотой медалью от Министерства культуры. Снималась в фильмах «Любовный напиток», «Страна, богатая красавицами», «Дочь раба». Самая известная ее роль в фильм «Дочь партии». Также играла в ряде шпионских фильмов, «Секретные чертежи», «Слово охоты 99». В 1980 году получила приз за роль в фильме «Внутри и вне суда». В 1995 году в ознаменование 100-летия со дня рождения кино и 90-летия китайского кино она получила китайскую премию, звание «актриса века».

В роли сотрудницы органов госбезопасности снялась другая известная актриса  Чжан Ливэй (张力维). Она родилась в Пекине в 1954 году. После окончания средней школы работала продавцом. В 1973 году снялась в фильме «Море» / «Haixia» в роли девушки рыбачки. Изящная простота образов ее героев на экране на протяжении многих лет, всегда ярких и интересных, импонировала зрителю. Актриса переиграла различные типы людей от простых девушек до толстых старух, создав простой, естественный, красивый облик китайской женщины. Наиболее известные фильмы с ее участием «Ранняя весна на юге», шпионский «Тайна R4», «Сан-Маунтин», «Человек» (1992). За сыгранную главную роль в телевизионном фильме «Тетя Дан» была награждена главным призом. В фильме «Человек» сыграла роль матери, и на 13-м фестивале «Золотого петуха» была признана лучшей актрисой второго плана.

В форме остросюжетного боевика с многочисленными погонями и перестрелками был поставлен шпионский фильм «Охотники за Акулой» (斗鲨)1978 г., киностудия Pearl River. 1949 год, гоминьдановские реакционеры не желают признавать свое поражение. Они планирует в национальный праздник Китая обстрелять трибуны с руководителями страны на ней во время демонстрации на площади. Китайская контрразведка о чем-то догадывается, но ничего не знает точно. Выяснить намерения врага поручено Лянь Фэну, командиру отряда разведки. У убитого пытавшегося нелегально перейти границу агента в бумагах нашли документы. Из них стало известно, что главу шпионской организации зовут «Речная акула». Агент должен был найти одного бизнесмена и получить от него деньги, предназначенные для диверсий и саботажа. «Речная акула» - бывший директор завода. После того, как он скрылся, дело возглавила женщина Кан Майцянь / Manqian. По приказу шефа деньги должны пойти на покупку карабинов, минометов и другого оружия. 30 сентября, полночь. Один из офицеров разведки, продавшийся врагам, агент Чан везет боеприпасы, предназначенные для диверсии. « Акула» должна сама выйти на связь. Лян Фэн и другие разведчики, арестовав изменника, перехватывают груз и совершают его подмену. Лян Фэн садится за руль, по дороге к нему садится человек, который и приводит разведчиков в шпионское гнездо. Им оказывается старинный католический собор, где его настоятель является одним из главарей шпионской организации. После долгой, головокружительной перестрелки и погони по всему с собору враги убиты или захвачены в плен.

Будущий режиссер фильма «Охотники за акулой» Тао Цзинь с 1935 года участвовал в передвижной театральной труппе. Путешествуя по Китаю, был в Тяньцзине, Нанкине, Шанхае и других местах, где труппа показывала «Грозу», «Восход» и другие оперы. В 1936 году в Шанхае снимался в фильмах компании «Тяньи» в главных ролях: «Река Хуанхе», «Ивовая деревня» и другие. В Шанхае участвовал в экспериментальном театре «Ассоциации любительского театра». После начала войны играл в шанхайских антияпонских драмах, а после взятия города японцами играл в Ухане, Чунцине и в других местах. В театре выступал в драмах «Да здравствует нация», «Пограничная ситуация», «Свободные умы» и так далее. В1942 году на китайской киностудии снялся в «Победном шествие», «Молодой Китай», «Японский шпион», «Дайте мне мой дом» и других фильмах. Также снимался в «картинах сопротивления» в главных ролях «Облако и Луна» и «Весна, река, Восток». Переехав в Гонконг в 1948 году, сыграл в главных ролях в фильмах «Горы и реки слез», «Кремация», «Морская присяга», «Море крови и мести». Актер играл в киносамодостаточные, большие и яркие личности. В 1951 году вернулся обратно в Шанхай. На Шанхайской киностудии принял участие в фильме «Отрезать когти», «Песня Цзин Ши» и других фильмах. В 1956 пробует себя как режиссер. В 1962 назначен директором киностудии «Жемчужная река». Режиссер фильма оперы «Пятнадцать Струн », «Сад на Западе», художественных фильмов «Дневник медсестры», «Охотники за Акулой» и так далее.

Очень удачно и профессионально был снят фильм «Секретные выстрелы» («Звук выстрелов в бюро безопасности» / 保密局的枪声 (1979), в увлекательной форме воскрешающий события гражданской войны. После захвата Гоминьданом Шанхая к коммунисту Лю Сяо, работающему в подполье во вражеской разведке, должен был придти связной из Центра Фу Сян  Чжоу. Но он был выдан предателем и погиб. Молодой девушкеШи Сюин  приходится взять на себя его работу. Позже предатель, выдавший Фу Сян Чжоу, случайно увидел Лю Сяо и узнает в нем красного командира. Чтобы избежать разоблачения, Лю Сяо убивает предателя и находившегося там же в комнате начальника гоминьдановскойконтрразведки. Но выстрелы услышала охрана. Чтобы избежать провала, Лю стреляет себе в предплечье, инсцинируя нападение на себя. По подозрению в убийстве схвачена его связная, находившиеся неподалеку Ши Сюин. Но на очной ставке, спасая Ши Сюин, Лю Сяо ее не опознает. Новый начальник контрразведки Чжан Чжун не очень-то верит рассказам Лю Сяо и решает его проверить. Он отправляет его вместе со своим человеком шпионить на тайную встречу «коммунистов». Но Лю Сяо догадывается о ловушке и сумел ничем себя не выдать. Завоевав довериеЧжан Чжуна, он становится его адьютантом. Накануне освобождения Шанхая Лю Сяо получает приказ достать список вражеских агентов, остающихся в городе. Ему это удается благодаря помощи завербованного им офицера гоминьдана. Но в последний момент, когда они уже собираются покинуть здание, появляется  Чжан Чжун. Сразу оценив ситуацию и все поняв, он направляет на них свой пистолет. В самый последний момент в Чжуна стреляет офицер, который его сопровождал. Он убивает Чжан Чжуна, чтобы спасти разведчиков и списки, которые они достали. Ради этого в результате он жертвует своей жизнью. Лю Сяо позже узнает, что этот офицер был подпольщиком-коммунистом. В конце фильма Сяо получает приказ отступать вместе с гоминьдановцами и покидает с ними город. В картине «Волнение в горах» (Горы в движении) (Feiteng de gunshan) 1976 рассказывается о  освобождении в 1948 году гористой области южного Ляонина. Люди начинают восстанавливать шахты для добычи угля. Но националисткие бандиты и тайные саботажники мешают работе. Они распространяют антикоммунистические слухи и устраивают диверсии. Но главному герою картины Джиано удается захватить руководителей бандитов и их агентов. Менее чем через год шахта востановленна.

 

ШПИОНСКИЕ ФИЛЬМЫ «ШРАМЫ»

После окончания Культурной революции получили распространения фильмы, относящиеся к так называемому направлению «фильмов шрамов»(shanghen), а в литературе «литературных шрамов» (scar literature), ставших популярными в 1980-е годы, разоблачающих злоупотребления времен Культурной революции и «банды четырех». Воспроизводили травмирующий опыт социальной несправедливости в это десятилетие и прямо или косвенно критиковали перегибы с гуманитарной точки зрения.

В фильме «Отражения жизни» 1979 г. режиссеров Тэн Вэньцзи / Teng Wenji, У Тяньмин  / Wu Tianming  рассказывается, как повторно организуется политическое преследование невинного музыканта. В «Нашей области» 1983 г. режиссера Се Фэй / Xie Fei оплакивается смерть, случившаяся в отряде образованных молодых людей, посланных трудиться в район Северо-восточной Пустоши. В «Городе Гибискус» 1986 г. режиссера Се Цзинь/ Xie Jin ведется хроника ряда иррациональных политических событий, которые приводят к смерти маленькую городскую женщину. «Неоплаченная Любовь» 1981 г., которая была запрещена, рассказывается о преследовании одного поэта. С критикой Культурной революции в 1990-е годы выходят «Прощай, моя наложница» 1993 г. режиссера Чэн Кайгэ / Chen Kaige, «Синий Бумажный змей» 1993 г. режиссера ТяньЧжуанчжуан / Tian Zhuangzhuang и «Жить» 1994 г. режиссера Чжан Имоу / Zhang Yimou.  За границой тоже выходят такие фильмы, например, «Китай, мое горе» режиссера Дай Сыцзе / Dai Sijie 1989 г.

Еще о фильмах «шрамы»:

«Весна» (Chuntion) 1977 Собрание произведений музыки, песен и танцев подвергнтые резкой критики в течении нескольких лет Культрной революции и правления «Банды четырех».

В картине «Синий Бумажный змей»(Lanfengzheng) 1993 режиссера  Tian Zhuangzhuang рассказывается история одной Пекинской семьи которая пытается пережить репрессии и политические травмы 1950-60-х годов. Отец мальчика умирает в трудовом лагере перевоспитания за неосторожные высказывания. Его второй отец умирает из-за бедственного положения после провозглашенного «Большого прыжка вперед». Когда его мать в третий раз выходит замуж за высокопоставленного члена партии тот умирает после начала Культурной революции от сердечного приступа после того как за ним пришли Красные Охранники.

«Злой смех»  (Улыбка несчастного человека) 1979 режиссера Deng Yimin. Картина относится  к «фильмам шрамам». 1975 год. Журналист сидит в лагере для перевоспитания  вспоминает как тут оказался. Он должен был написать как группа экспертов и среди них один хирург хорошо провела одну экспертизу. Но тут он узнает, что это все практически подстроено, чтобы экспертиза прошла плохо. Когда он сообщает об этом мэру выясняется , что это и была идея мэра. Лицемерия мэра проявляется когда он оказывается ранен и завет именно этого хирурга которого сам и подставил. Журналист пишет обо всем в газету но в результате бросив вызов власти мэра сам оказывается арестован. «Переулок» (Yang Yanjin) 1981 Фильм «шрам» рассказывает историю простого техника ослепшего во время культурной революции. «Пастух» (Mu ma ren) 1982 еще один фильм «шрам». В 1980 году богатый китаец из США Ксу Джингю приезжает в Китай, чтобы найти своего сына и забрать его в Америку. Он постух на северо-западе Китая. В ретроспективных кадрах рассказывается,  что отец мальчика тридцать лет назад уехал в командировку в США и не вернулся. В Китае у него осталась жена и сын. Сын вырос и стал учителем. Но во время культурной революции подвергся репрессиям как реакционер и был сослан в трудовой лагерь. Местные сельские жители помогли ему выжить. Он женился на другой беженке и был очищен  отклейма реакционер. Встретив отца он отказывается уехать с ним в США.

Но не все воспринимали Культурную революцию как зло. «Высокая температура Солнца» 1994 г. представляет это иначе, воспринимая все как хаотические и радостные годы с сильными персонажами. Даже гонконгские режиссеры были очарованы Культурной Революцией. Иногда они вставляют целые исторические куски в свои фильмы, как, например, в «Реинкарнации Золотого Лотоса» 1989 г. режиссера Клара Лоу /  Clara Lawили посвящают этому периоду весь фильм, как в «Короле Шахмат» 1992 г. режиссера Цуй Харк.

Одним из заметных фильмов, рассказывающем о преодолении негативных последствий Культурной революции, была картина «Священная миссия» (神圣的使命) 1979 г. Фильм получил награду от Министерства культуры в 1979 году. 1975 год. Главное Бюро общественной безопасности решило послать в командировку опытного работника. Ван Гунбо / Gongbo  преподавал в высшей школе милиции в Пекине. Ему поручили провести проверку в Бюро общественной безопасности в провинциальном городе Даньфэн / Danfeng . При изучении  содержимого  папки со старыми делами Ван Гунбо заинтересовало одно уголовное дело. Дело Яна Дажуна / Darong было полно противоречий и вызывало много вопросов. Ван Гунбоначал кропотливо в нем разбираться. Но неожиданно он почувствовал противодействие извне в своем расследовании. Гунбо, съездил в лагерь, где содержался Ян Дажун, и поговорил с ним. После этого он приказывает доставить Яна в Муниципальное бюро общественной безопасности. Но «Толстый Пей», один из заправил в городе, приказывает своим людям убить Яна. Только благодаря своевременному вмешательству капитанаЧена Яну Дажуну удалось выжить. Главными фигурами, противодействующими расследованию, выступили очень влиятельные люди в городеСюйжунь Ченг / Xurun и «Толстый Пей». В ход пошли использование слухов, письма с угрозами в адрес Ван Гунбо и другие грязные трюки. Эти люди были готовы на все в попытке предотвратить проведение нового разбирательства. Ван Гунбо прекрасно осознавал сложность дела и атмосферу, в которой придется вести расследование. Но он также понимал, какие большие последствия оно могло иметь для тысяч подобных дел. Ван Гунбо решил искоренить зло и восстановить, в конце концов, справедливость и законность. Он нашел жену Яна, Линь Фан, и выслушал ее рассказ об аресте Шуна. Восемь лет назад банда Сюйжуня Ченга и Пея отравили первого секретаря городской партийной организации Лю Цина, а затем, свалив вину на другого человека, воспользовались возможностью, чтобы захватить городскую муниципальную власть в городе и подчинить себе партийное руководство. Но как-то бандиты пьянствуя увлеклись и проговорились об этом вслух. Их сосед Ян Дажун услышал все инаписал письмо об этом в ЦК партии. Это время было, разгар Культурной революции, и письмо попало в руки Сюйжуня Ченга. Это привело кжестоким преследованиям Яна... В это время Сюйжунь Ченг и Пей, воспользовавшись тем, что у Ван Гунбо было плохо со здоровьем, добиваются его отзыва обратно на преподавательскую работу. «Право может обратно опрокинуть ветер», то есть вердикт суда можно пересмотреть. Ван Гунбонастаивает на продолжении расследования. Воспользовавшись тем, что его направляют на лечение, он вместо этого тайно едет на поиски ключевой фигуры в этом деле, истицы Цюн Ян. После долгих разговоров с ней он добивается от нее всей правды. Ян Дажун услышал женские крики у соседа и бросился на помощь. Этим воспользовались его враги. Когда он оказался в спальне Цюн, следом ворвались подкупленные люди и обвинили его в изнасиловании молодой девушки. Суд приговорил его к лишению свободы сроком на пятнадцать лет. Цюн Ян осознала до конца весь ужас того, что они сделали. Теперь она готова дать показания против человека, которого называла отцом. Сюйжунь Ченг в панике посылает людей убить свидетельницу. Старый Ван Гунбо встает на защиту Цюн Ян и ценой своей собственной жизни спасает жизнь девушки. И так он завершает свою священную миссию солдата на этой земле. Ван Гунбо выполнил свой долг до конца. В конце фильма он умирает, но мы понимаем, что это дело не сможет закрыть уже никто. Люди восхищенные самоотверженностью Ван Гунбо и вдохновленные его примером все равно доведут его до конца, и справедливость, наконец, восторжествует. В главной роли несгибаемого работника милиции в фильме «Священная миссия» 1979 г. снялся Бо Гао (高博 ) (1918-1992) Актер играл в шпионских фильмах «Тайна N508»1984 г., «Контрразведка в порту Дунган» 1978 г. и др. Родился в провинции Шаньдун. В детстве учился в Пекине, Нанкине. После переехал с родителями в 1938 г. в Ухань, играл в городском театре. Снимался в кино с 1944 года в фильмах «Дом» и других. С 1950 года работает на студии Шанхая. За эти годы он сыграл в десятках кинофильмов. Один из немногих актеров имеющий особый характер в китайских фильмах. Последнюю свою роль сыграл в 1990 году.

 

Фильмы 1980-х продолжают тему «фильмов шрамов». Открывает ее картина, образец милицейского жанра, «Богиня тумана» (Туман над пиком Феи / 神女峰的迷雾) 1980 г. Фильм был снят режиссером Го Баочан / Baochang, который с помощью детективного жанра решил показать последствия «культурной революции» и то, как они отразились на умах людей.

«Пик Богини» - это возвышающиеся, уходящие в высь скалы, облака, клубящийся туман. С большим удовольствием и увлеченно рисует эту красоту девушка художник Чжао. Внезапно она видит двух дерущихся из-за какой-то старой шкатулки молодых людей. Один из них достает нож... Чжа побежала звонить в милицию. Двое сотрудников милиции, прибывших после ее звонка, никого на скале не обнаружили, молодые люди исчезли. Этой же ночью недалеко от этих мест в Лицзяне было обнаружено чье-то скорченное тело.  Следователю Цзянь Цзянь заявила об исчезновении ее сына заместитель секретаря муниципального совета Цинь. При опознании трупа она настаивала на том, что не знает этого человека. После повторных расследований следствие выяснило, что умерший на самом деле все-таки ее сын Тао Жунжун. И это один из двух молодых людей, которые дрались на пики Богини. Тао Жунжун был одной из жертв «культурной революции», которая создала «деформированных детей». Любящая мать, разбаловавшая сына, все ему позволяющая и по сути погубившая его, как потом выяснилось, сделав соучастником кражи. Для того чтобы найти преступников, которые убили Тао Жунжун, Цзянь Цзянь и Тан много раз посещали Пик Богини, ища следы и единственного свидетеля Синь Чжу

Синь Чжу, молодой  преподаватель, путешествовал вместе со своей невестой, когда на пике Богини случайно обнаружил глубокую пещеру, в которой было спрятано множество древних книг. Часть книг он забрал с собой. Он еще не знал, что нашел спрятанные тут украденные ТаоЖунжуном книги из музея. Синь Чжу вернулся к пещере за остальной частью книг, но неожиданно увидел Тао Жунжуна, тайно его выследившего. Завязалась драка,  у Синь Чжу отобрали книги, ранили и сбросили со скалы. Он выжил, но теперь подозревается в убийстве и арестован. В помощь Чжао , чтобы отыскать настоящего убийцу, подключились сотрудники музея, из которого были украдены книги. Для возвращения памятников культуры и привлечения виновных к ответственности Цзянь Цяо удается внедриться в преступную группу. Убийца Тао  Жунжун пытается забрать из тайника оставшиеся книги и убить Цзян Цзяня. Милицейская погоня заканчивается на Пике Богини. Драгоценные реликвии возвращены обратно в руки народа. А Цзянь Цзянь и художница Чжао за время расследования искренне полюбили друг друга. Что было и неудивительно, возвышающиеся величественные скалы, облака, клубящийся туман, живописные деревья по склонам гор - трудно не влюбится в такой романтической обстановке, особенно, когда вы находитесь на Пике Богини и так молоды…

Еще одним классическим образцом криминального милицейского кино был фильм «Имя убийства 405» ( 405谋杀案) 1980 г., относящийся кнаправлению «фильмов шрамов», преодолению перегибов времен Культурной революции. Картина начинается с расследования сотрудниками милиции обычного уголовного дела, но в ходе следствия постепенно выясняется, что это не простое уголовное дело об убийстве, но преступление политическое. Главный герой картины  Имя Чена Минхуэя после выхода картины стало именем нарицательным в китайском обществе как классический образ неподкупного милиционера. Лейтмотивом проходят через весь фильм тема, звучащая в словах песни «все будет в прошлом, только правда вечна». 

Однажды ночью, Дин Хуан пришла к своему парню Ли Лян в квартиру N 405, но нашла его там мертвым. Расследованием занялось муниципальное бюро общественной безопасности,  Цянь Кай  и  Чэнь  Минхуэй. Судебной экспертизой было установлено, что смерть Ли Лян - это убийство. Милиционеры обнаружили на ране жертвы следы от мелких перьев птиц, на одной из чашек имелся отпечаток пальцев, в ванной комнате кафель в грязи, и на нем видны следы, в блокноте Ли Ляна последняя запись: «Асан, я не позволю тебе!». После этих нескольких подсказок сотрудники милиции начали вести расследование. В результате расспросов выяснилось, что знакомых Асанов у убитого было два. Один по прозвищу «резиновая рыба Асан» из Хуаншанье, живущий на ферме у реки Цин. Он часто играл, и недавно занимал деньги у Ли Лян. Той ночью видели его в панике выбегающего из дома, где жил Ли Лян. Вторым Асаном был телеоператор Фан Минь Шань, занимавшийся журналистикой. Отпечатки пальцев «рыбака Асана» не совпали с отпечатками на чашке в квартире убитого. Узнав, что той ночью Фан Минь Шань выходил на улицу, сделали и его отпечатки пальцев. Они подошли к отпечатку на стакане. Сюй Ибинь из Бюро общественной безопасности приказал арестовать Фан МиньШаня, но он исчез. После недолгих поисков его удается найти и арестовать. Экспертиза установила, перья птицы, найденные на убитом, могли быть только с горы Хуаншань. Но Фан Минь никогда не был на горе Хуаншань. Только после допроса «резиновой рыбы Асана» он признался, что ночью приходил домой к Ли Ляну, чтобы ограбить его. Когда Ли Лян с кем-то внезапно вернулся, то он спрятался в ванной. Выйдя затем, он увидел, что Ли мертв, и в панике убежал. В это время на инспектора Чэнь, занимающегося этим делом, совершили нападение неизвестные люди. Цянь Кай, начинающий чувствовать, что это необычное уголовное дело, по дружески советует Чэну не сильно в него вникать. Фан Минь Шань становится теперь главным подозреваемым, но дело обстояло не так просто. На дворе первая половина 1976 года. Председатель  Мао Дзэду нсильно болен, и страной правит клика, которую впоследствии назовут «банда четырех». Минь Шаню было много известно. Он тайно собирает и записывает материал, компрометирующий властные структуры, и готовится доложить обо всем в ЦК партии. Сюй Ибинь, глава муниципального бюро общественной безопасности, давно уже имел зуб на журналиста. Для того, чтобы найти законные основания заставить его замолчать и было создано дело «Убийство 405». К арестованному Минь Шаню применили пытки, чтобы узнать место, где он хранит материалы, которые собирал и записывал. Инспектора Чэна, чтобы не мешал, отправляют в отдаленный район. Перед отъездом он с ужасом узнает, что власти спешат, и Чэнь Фан Мин вот-вот будет казнен.

Когда-то очень  давно во времена  Гражданской войны Чэнь Минхуэй спас из Гоминьдановской тюрьмы молодого студента революционера МиньШаня. Рискуя своей жизнью, он, переодев его в одежду охранника, вывел из тюрьмы. Но теперь уже не от Гоминьдана, а от самозваных коммунистов  в той же тюрьме надо спасать бывшего товарища по оружию, Мин Шаня, человека сильного духа, который не боится смерти. Но когда Чэнь тайно приходит к нему в камеру, он его спрашивает: «Замечательная вещь - справедливость, не так ли?». С этого момента фильм переходит из жанра «детектива о расследовании убийства» в драму с главным трагическим героем Чен Минхуэй. Чен Минхуэй понимает, враг не отдельный исполнитель из Бюро общественной безопасности, а вся система тотальной диктатуры. И в суде бессмысленно искать справедливость. Чен устраивает побег Минь Шаню и вывозит его в горы. Он хочет, чтобы тот забрал свои материалы и отправил в ЦК КПК. В это время их уже повсюду ищут, все милиция округа поднята на ноги. Вот Сюй Ибинь в ярости кричит что-то в телефонную трубку. Внезапно дверь в его кабинет раскрывается и входит Чень. Он знает, что его ждет, но внешне спокоен.  Чен Минхуэй выполнил свой гражданский долг, как он его понимал, и готов за него ответить. Уходя из дома, надевая не спеша свою военную форму, чистую рубашку, Чэн  скупо прощается с женой. Он уже знает, что прощается с ней скорей всего навсегда. Через весь фильм проходит главным лейтмотивом красивая мелодия песни: «Все пройдет, только правда останется навсегда!» Этой простой истине и учит нас герой этого незаурядного фильма. «Убийство 405» после выхода на экран пользовался огромной популярностью и имел большую прессу. Хотя, конечно, недоговоренности и реалии политической борьбы, показанные тогда намеками и полутонами, и понятные тогдашнему зрителю, по прошествии 30 лет многим стали непонятны.

 

Надо, наверно, пояснить по поводу термина «милицейский фильм». У нас в СМИ в выборе написания «китайский полицейский» или «китайский милиционер» царит полная чехарда. И хотя есть в Китае части «Народная вооруженная милиция Китая» (中国人民武装警察部队), китайское слово «цзинча», обозначающее стражей правопорядка, фонетически ни со словом полиция, ни со словом милиция не связано. Но тут надо учесть, что слово «полиция», традиционно принятое в западных странах, небезосновательно, как мы видим по нашей стране, трактовалось в странах  соцлагеря как обозначение государственного органа, охраняющего награбленные буржуазией богатства от народа. Слово же «милиция» - это народное ополчение, дружины, охраняющие сон и покой мирных граждан, то есть самих себя, свои семьи и товарищей. Поскольку Китай страна социалистическая, назвать китайские органы правопорядка словом «полиция» в русском языке будет некорректным.  К тому же в главной китайской газете «Жэньминь жибао», выходящей в онлайн и на русском, это слово переводится как «китайская милиция».

民警 полицейский;  民兵 милиционер

«Тайна R (R4之谜) 1982. Летней ночью 1971 года в Канныне в небольшой лаборатории внезапно умирает девушка фельдшер. Муниципальное бюро общественной безопасности во главе с Пин Кэчан / Ping Kechang провело расследование, дело было быстро раскрыто:  Чжан Сюсю / Xiuxiu из-за возникшей ссоры была отравлена ядом сотрудницей лаборатории Чэнь, за что та была приговорена судом к 20 годам. Среди принимавших участие в этом деле в качестве стажера была и недавно окончившая школу министерства внутренних дел Энг Ли.

В 1978 году на конференции за выдающиеся заслуги получил награду Фу Луш. Во время этого радостного события на него нахлынуло множество воспоминаний. Вспомнилось прошлое. Семь лет назад осужденная за убийство девушка и он были влюблены друг в друга. Первые проекты, первые победы - результат их общих усилий. Сейчас он в большом почете, карьера удалась, благодаря и ее помощи и поддержке. И вот теперь она стала преступником. Фу Луш достал небольшую фотографию девушки, загрустил и стал медленно бродить вдоль реки. В это время Энг Ли зашла домой к Фу Лушу , с которым она дружила, и увидела фотографию девушки Чэнь. Случайное открытие нарушило ее спокойствие. После разговора с Фу Лушем, которого она попыталась успокоить, Энг Ли снова внимательно перечитала то старое уголовное дело. Ее внимание привлекли некоторые обстоятельства, незамеченные ранее и вызвавшие у нее сомнения. У девушки неожиданно оказалась соперница за обладание сердцем мужчины. Но Ли помнила, что ей сказал однажды отец «про преследование реальных людей». Чувство преданности своему делу, ответственность за судьбы людей. Все это привело ее к решению вернуться к старому делу и расследовать его заново. Приехав в лагерь, где отбывала наказание Чэнь Ли, она подолгу беседовала с ней. Она пытается пробиться через стену ее страхов и сомнений. Наконец, ей удается получить от нее признание, как все было в тот роковой день. Психологический поединок между двумя девушками – это, пожалуй, одна из лучших сцен в фильме. Выяснилось, что семь лет назад дядя Кан Ицю / Yiqiu тайно работал над созданием лекарства R4, небольшая его часть была найдена Чжан. Для того, чтобы заставить ее замолчать, он убивает Чжан Сюсю, свалив вину на Чэнь . В это дело был замешан и сотрудник внутренних дел, прикрывавший это дело. Кан Ицю и офицер-предатель арестованы. А Энг Ли звонит Фу Луш, чтобы сообщить ему о приезде Чэнь, освобожденной из заключения. Сердце девушки разбито, но справедливость восторжествовала.

Еще одним фильмом «шрамом», показывающим исковерканную судьбу, вызванную последствиями  Культурной революции и вседозволенности, был фильм «Тайна»  (Случай N 508 / 508 疑案)  1984. Однажды утром в начале лета 1981 года на одном сталеплавильном заводе прозвучал сигнал тревоги: рабочий Чапин погиб из-за неожиданного падения на него сверху металлической конструкции. Бюро общественной безопасности провело расследование аварии, в результате которого командир отделения Лу задержал подозреваемого в убийстве Чой. Хотя слышались голоса, что подьемный кран в то утро был неисправен, работающая  на кране Амии это опровергла. Таким образом, инженер, ответственный за исправность техники, Ян был невиновен в аварии. В один из этих дней, Ян, сын секретаря парторганизации Сяонань / Xiaonan сталкивается на сталелитейном заводе с офицером Лу. По шариковой ручке необычного вида Ян узнает, что они когда-то были знакомы. В детстве на Яна и его сестру, скрипачку Чен-тай , напали хулиганы, и Лу вступился за них. В благодарность за это Ян подарил ему шариковую ручку. И вот теперь они встретились вновь. Ян приглашает Лу к себе в гости, и там он снова видит Чен-тай . Ему очень понравилась мелодия, которую она написала под названием «Следы» и которую исполнила на скрипке. Чен рада, что нашла родственную душу, между ними сразу возникает чувство симпатии. Между тем Лу продолжает расследование на заводе, некоторые вещи дают серьезную пищу для размышлений. Ами все время плачет. Испытав сильное чувство страха и беспомощности, она дала ложные показания и чувствует себя виноватой.  Но Ами больше не желает врать и хочет сказать правду офицеру Лу. Ночью вскоре после прошедшего проливного дождя, вызванная на встречу Яном в лес, Ами была убита. Смерть Ами вызвала дополнительные трудности в решении этого непростого дела, сделав его еще более запутанным. Опытный криминалист Анжу Чжан, помогая Лу, сам занялся анализом случившегося. Он ищет ключ, зацепку, что-то, связанное с металлургическим заводом. В конце концов, появилось новое дело - сверх-контролируемый стратегический товар «специальная руда 508» была перепродана одной иностранной фирме. Как-то это все было связано с «аварией», и смертью Амии.

Лу должен был  заполнить эти пробелы. Под давлением, Лу сообщник Яна рассказал всю правду. Ян, подделав почерк своего отца Сяонаня /Xiaonan, украл партию «508 специальной руды» перепродав ее иностранным фирмам за границу. Он также использовал в своих целях любовницуАми. Но обманутая Ами испытывала угрызения совести, в день аварии они ссорились в башне крана. Там Ян передвигает рубильник крана, в результате которого и погиб человек, а вину удалось свалили на другого. Заметая следы, Ян убивает и Ами.

В Бюро общественной  безопасности решают арестовать Яна Сяонаня. Загнанный в угол, чувствуя, что наступает расплата Ян приходит домой. Он просит сестру сыграть ему на скрипке. Под грустную и красивую мелодию на экране как в калейдоскопе, быстро мелькая, проходит вся его жизнь. Вот он маленький с сестрой, хулиганы напали на них, и Лу вступается за них, школа, институт… Вот дурная компания и первые шальные деньги, потом преступления и убийство… А в конце как финал наручники и суд… Ян рассказывает сестре о совершенных им преступлениях. Она в ужасе отталкивает его. Не найдя сочувствия, он пытается бежать. Но сотрудники милиции уже преследуют его. Окруженный и загнанный, он оказывается на своем заводе стоящим на высотной балке, нависающей над цехами. В руках у него пистолет, он еще пытается бороться. Но увидев внизу бегущую по цеху, кричащую и плачущую сестру, последние силы оставляют его. Пистолет падает из рук. Лу медленно приближается к нему, доставая наручники. Выхода нет. Но нет, Ян не пойдет в тюрьму, лучше смерть - и он прыгает в озеро расплавленной, бурлящей внизу стали…

Назад Вперед

 

Hosted by uCoz