ЛЮБОВЬ
И СМЕРТЬ В КИТАЙСКОМ КИНО
(Звезды и звездочки китайского кино, самоубийцы)
Как-то несколько лет назад на форумe
у Акиры я прочитал о эпидемии самоубийств китайских актрис в Гонконге в 60-х
годах. Статья мне тогда запомнилась, и я решил вернуться к той теме, расширив
ее и дополнив. Это еще и повод, хоть и печальный, рассказать что-то о
колониальном кантонском кино в его золотую пору.
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений —
Самоубийство и Любовь!
Ф. Тютчев
Самоубийства
молодых людей, совершенные на почве трагической любви или каких-то проблем,
называются «синдромом Вертера» (по названию романа Гёте). Самоубийства в среде
художников, людей искусства, творческих людей случались значительно чаще, так
как они всегда были больше ориентированы на мир чувственный. Основной задачей этих людей являлось эстетическое
отражение мира. Его познание происходит через художественный образ и рождаемое
им переживание, чувство. Чувственное искусство и живет, и развивается в эмпирическом
мире чувств. Ему свойственен гедонизм, обожание мира, и только в случае
невозможности его продолжения - смерть, самоубийство. В отличие от него в
основе декаданса лежит идея неприятия мира. Он восхищается красотой, но
красотой смерти, увядания, могильного тлена. Тут жизнь воспринимается как зло.
Уныние, отчаяние, самоубийство - мотивы которые часто встречаются в мировой
литературе, но только в декадансе путь к смерти - это путь к небывалому
наслаждению. К наслаждению вечному, которого нет в земной жизни. Жизнь
скоротечна, и только смерть открывает путь в бесконечность. «Декадентский
гедонизм» смотрит на мир как на «суету и томление духа», где все преходящее
только подобие, где жизнь подобна иллюзии, миражу, призрачному царству теней.
Это порождает бессмысленность земного существования. В этой ситуации
чувственная жажда удовольствий на грани смерти обостряется, а жизнь и смерть
меняются местами. Все, что нас окружает, иллюзия, «призраки вещей», подделка
жизни. И только в момент смерти человек сталкивается с иным, с вечностью. Смерть есть небытие. Это небытие и есть, по
мнению декадентов, путь к свободе и вечному наслаждению.
Пастернак писал:
«Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно
размышляет о смерти и неотступно творит жизнь». Конечно, те актрисы, разговор о
которых пойдет ниже, кончая жизнь самоубийством, не витали в свой последний час
в высоких философских материях -- ведомые отчаянием и болью они хотели только
одного – забыться. Ища забвения, одним движением решали все свои проблемы.
ЗВЕЗДЫ И
ЗВЕЗДОЧКИ КИТАЙСКОГО КИНО, САМОУБИЙЦЫ.
РУАН ЛИНЬЮ
(Ruan Lingyu) (阮玲玉)(RUAN Ling, Yu RUAN) (26 апреля 1910 - 8 марта 1935) - китайская
актриса. Вероятно, самая талантливая и самая известная кинозвезда в 20-е и 30
годы китайской эпохи. В своей короткой жизни Руан снялась в более, чем 20
фильмах, многие из них считаются шедеврами. Ее трагическая смерть в возрасте 24
лет, потрясшая Китай, привела к тому, что она стала иконой китайского кино.
Руан Линью
родилась в Шанхае в
Thereafter Ruan became the company's major film star.После этого Руан стала главной звездой компании. Her best works came after 1931, starting with the melodrama Love and Duty ( 戀愛與義務 , 1931) (directed by Bu Wancang ).Ее лучшие работы вышли после 1931 года, начиная с
мелодрамы «Любовь и долг» (1931) режиссера Бу Ванканга /Wancang. СBeginning with Three
Modern Women ( 三个摩登女性 , 1932; dir: Bu Wanchang), Ruan started collaborating with a group of talented leftist directors; most of her subsequent films have a strong socialist slant to them.
фильма «Три современные женщины»
Later that year, Ruan made her penultimate film, New Women ( 新女性 ), with director Cai Chusheng , where she played an educated Shanghai woman forced to death by an unfeeling society.В том же году Руан снялась в своем предпоследнем
фильме «Новая женщина» режиссера Цай Чушенга/ Chusheng (фильм был вдохновлен самоубийством китайской актрисы Ай
Ся/ Ai Xia ), где она сыграла образованную
шанхайскую женщину, приговоренную к смерти (героиня кончает жизнь
самоубийством) бесчувственностью буржуазного общества. A final film, National Customs ( 國風 ) was released shortly after her death. Последний фильм «Национальная таможня» был выпущен
вскоре после ее смерти.
Following the completion of New Women , Ruan's life began to unravel.После завершения
фильма «Новые женщины» в жизни Руан начались проблемы. The film opened in February 1935, Shanghai.Фильм вышел в
феврале 1935 года в Шанхае. РежиссерCai Chusheng, under massive pressure from street tabloids , who were retaliating for a scathing depiction of them in New Women , was forced to make extensive cuts to the film. Цай Чушенг / Chusheng под сильным давлением определенных кругов, которые были возмущены резким изображением китайского общества в
картине «Новые женщины», был вынужден сделать обширные сокращения в фильме. Even then, Ruan's private life was mercilessly seized upon by tabloids and her on-going lawsuit with her first husband became a source of vindictive coverage.Частная жизни Руан была безжалостно подвергнута
осуждению мстительной бульварной прессы. (Она была влюблена в Чжан Дамина/ Zhang Damin, молодого
хозяина, в доме которого работала ее мать до начала ее карьеры в кино. Они жили вместе.
Но в классовом иерархическом
обществе они не могли пожениться из-за возражений матери Чжана. Он был хроническим игроком и проигрывал много денег. В
конце концов, Руан ушла к бизнесмену Тангу Цзишану/ Tang JishanFaced with these public issues as well as with intense private problems, Ruan poisoned herself with an overdose of barbiturates in Shanghai on March 8, 1935, at the age of 24.. В приступе ревности Чжан подал иск с просьбой о возмещении ущерба,
понесенного им от Руан.
Ее судебные разбирательства в связи с этим стали источником бесконечного
«перемывания грязного белья»). Столкнувшись с травлей желтой прессы, а также в
связи с личными проблемами Руан покончила с собой, отравившись большой дозой
барбитуратов 8 марта 1935 года в Шанхае в возрасте 24 лет. ВHer released death note apparently contained a line which says "Gossip Is a fearful thing", although some have doubted the note's authenticity. предсмертной
записке Руан написано: «Сплетни. Это страшно».
Когда ее хоронили, похоронная
процессия, как сообщали, растянулась почти на пять километров, в ней
участвовало 300000 тысяч человек, во время похорон три женщины покончили жизнь
самоубийством. Даже такой выдающийся писатель и интеллектуал, как Лу Синь, был
в ужасе от подробностей смерти Руан и написал эссе под названием «Сплетни.
Страшно», осуждая бульварные газеты.
Ее внезапная смерть вызвала ожесточенные
споры о поведении бульварных газет и права на защиту достоинства женщины в
общественной жизни. Экранная харизма Руан Линью и ее трагическая жизнь как
потрясла, так и очаровала многих людей.
В 1992 году в Гонконге режиссер Стэнли Кван снял поэтический фильм о ее жизни
«Актриса» с Мэгги Чунг в главной роли, которая получила за него «Серебряного
медведя» на Берлинском кинофестивале, а также несколько гонконгских наград.
Это
восстановленная могила Руан Линью, первая была разрушена во время
«культурной революции».
(Интерес к Руан
не утихает до сих пор, выходят новые книги, монографии, передачи на ТВ. В
последнее время китайские ученые склоняются к мысли, что виновником смерти
актрисы все же был бизнесмен Тан, с которым она жила последние годы. Была, в
частности, переиздана полностью предсмертная записка Руан, опубликованная после ее смерти в малотиражном издании «Siming Shangxue Bao» (思明商学报), где среди
прочего узнавшая об измене Тана девушка пишет «…После того как я умру, в будущем, безусловно, найдутся люди, которые
будут говорить, что Вы демон, который рассматривает женщин в качестве игрушки и
добавят, что я бездушная женщина, но к тому времени я уже покину этот мир… Я
умру, но я не смею Вас ненавидеть, потому что я надеюсь, что Вы будете
заботиться о моей матери и маленькой Наннан/ Nannan… Со мной, вы можете делать
все, что угодно. Я очень счастлива…» Надо сказать, что Тан выполнил
просьбу Руан и до самой смерти ее мамы заботился о ней, дал он и денег на учебу Наннан. Но это,
впрочем, уже другая история).
ЛИНДА ЛИН ДАЙ
Линда Лин Дай
( 林黛 ). Настоящее имя
Cheng Yueru (程 月 如), годы жизни 26 декабря 1934 -17 июля 1964, китайская
актриса из Гонконга. Снималась в кино в 1950-х - 60-х годов.She was a star actress in the Shaw Brothers Studio stable. Она была яркой
звездой студии «Шо Бразерс» (Shaw Brothers Studio). Линь Дай
за выдающиеся игру в ряде фильмов,
снятых на студии 4 раза на
Азиатско-тихоокеанском фестивале выигрывала главный приз за лучшую
женскую роль. Актеры и актрисы живут гламурной
жизнью с интригами, любовью, болью, успехами и преждевременной смертью.
Это история одной из красавиц «Шо Бразерс» 60-х, жизнь которой была связана как
с кино, так и с историей ее страны. Линь Дай, на самом деле, была трагической
личностью, красивые фильмы с участием которой и сейчас живут в сердцах
миллионов людей.
Трагическая актриса на экране и вне экрана
Линь Дай Born Cheng Yueru (程月如) in Guilin , Lin Dai was awarded the Best Actress at the Asia Pacific Film Festival four times for her outstanding performances in a number of films produced by Shaw Studio . родилась в Гуйлинь. Линда Лин Дай - дочь видного
политика из Гуйлинь, который был вынужден эмигрировать из страны. Leaving China in 1948 as the Communists began to sweep
through the nation, her family settled in Hong Kong. После победы в
Китае в 1948 году коммунистов ее семья поселилась в Гонконге. Educated and privileged (like many of the wealthy
Chinese who brought considerable accumulated capital with them), Linda Lin Dai
divided her time between acting in Mandarin language films for major Hong Kong
studios and studying at Columbia University in New York. Образованная и
принадлежащая к привилегированному, высшему классу (как и многие богатые
китайцы, которые привезли значительный накопленный капитал с собой), Линда Лин
Дай делила время между съемками в фильмах для крупнейшей студии Гонконга и учебой
в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Там она в 1958 году
познакомилась и влюбилась в Лонг Шенгсюня / Shengxun, сына Лонг Юна/ Yun, бывшего
губернатора китайской провинции Юньнань
(«полевого командира»). They married on 12 February 1961 in Hong Kong . Они поженились 12 февраля 1961 года в Гонконге.
Линда Лин Дай даже после своей успешной карьеры в кино, когда она прочно
утвердилась в Гонконге, долгое время проводит в Нью-Йорке. In fact, it lent her a cosmopolitan flair that added to
her screen aura.По сути, этот образ жизни придавал ей модный
космополитический стиль, что добавляло актрисе дополнительную экранную ауру. In New York City, she met her future husband, Long
Shenxun, the son of a former provincial governor/”warlord,” another displaced
person unwelcome in the People's Republic.Even before the Cold War, these
American connections created a firm ideological, economic, and socio-cultural
bond among Chinese of a certain class and political disposition.Играла
она, в основном, в мелодрамах, Линда была большой трагической актрисой.
Ей были
сыграны роли в фильмах «Поющие под луной»
Линда Лин Дай
была трагической актрисой не только на экране, но, к сожалению, и вне его.While the idea of the Chinese career woman enjoying
professional fulfillment within the confines of a heterosexual romance was
appealing, the dark side of the dream also found its way to the screen with
stories of impossible love, broken promises, and star-crossed romances.
Хотя идея для китаянки сделать карьеру и профессионально реализовать себя была
привлекательной, она имела и темную сторону. Те условия, что позволяли
некоторым женщинам среднего класса перейти в ряды образованных людей, стать
профессиональной элитой, других приводили к личной трагедии.While the end of feudalism, the necessary changes that
exile imposed on the traditional Chinese family, and the concentration of
wealth and privilege in key global Chinese cities (eg, Hong Kong, Taipei,
Singapore) allowed some Chinese women (like Linda Lin Dai) to have a career,
those same conditions led other Chinese women (also like Linda Lin Dai) to
tragic ends. В конце эпохи феодализма в традиционных китайских семьях
произошли уже коренные изменения. Богатства и привилегии в некоторых китайских
городах (например, Гонконге, Тайбэйе, Сингапуре) позволяли некоторым китайским
женщинам сделать карьеру, но те же условия приводили других китайских женщин
(таких как Линда Лин Дaй) к трагическому концу. Эмигрантка, мечущаяся Exiled, moving between New York and Hong Kong, trapped
in an abusive marriage, shackled to a husband who atrophied, rather than
blossomed, away from his mainland roots, Linda Lin Dai's depression had social,
as well as personal, origins. между Нью-Йорком и Гонконгом, оказавшаяся
в «оскорбительном браке», привязанная к мужу, который только деградировал,
девушка постоянно находилась в состоянии
депрессии… Все это привело к тому, что она покончила жизнь самоубийством
у себя дома в Гонконге в июле
БЕТТИ ЛО ТИ
Бетти Ло Ти (Betty Loh) (乐蒂)(24 июля 1937 -
27 декабря 1968) - китайская актриса, которую называли эталоном китайской классической красоты.In the 1960
s, she was popular among both Chinese and Western filmgoers. В 1960-х годах
она была очень популярна среди азиатских и западных зрителей.
Бетти родилась в
Шанхае в1937 году. После смерти
родителей ее воспитывала бабушка.With her family, she left Shanghai in 1949 and settled in Hong Kong . С ней она и покинула Шанхай в 1949 году и поселилась в Гонконге.
Betty started her career in the
film industry in 1952 and played in 44 films until her death in 1968.Бетти Ло
начала свою карьеру в кино в 1952 году. До своей смерти в 1968 году она
успела сыграть в 44 фильмах.During this period, she joined three film production companies: Great Wall Film Production Limited (1953–1958), The Shaw Brothers (Hong Kong) Limited (1958–1964), and Motion Picture and General Investments Limited (1964–1968). С детства Ло была страстно влюблена в
кино, в 1953 году ей удалось получить контракт в киностудии Great Wall. Несмотря на
серьезные роли в таких фильмах, как «Сказки города»
В 1958 году она перешла в Шо Бразерс
(1958-1964), а потом в General Investments Limited (1964-1968). In her 44 films, she played varied roles which showcased her skill as an actress.
Играя
разнообразные роли, она продемонстрировала в них свой незаурядный талант
актрисы. В 1960 году фильм с ее участием «Очаровательная тень», где она играет
роль призрака, был показан на Каннском фестивале. Эта картина Шо Бразерс была
первой, снятой на мандаринском языке, в
цвете и показанной на крупнейшем международном кинофестивале. Фильм удостоился
восторженного приема аудитории, а Бетти назвали «самой красивой эвездой
Востока». В 1962 году она снялась в главной роли в фильме по классическому
китайскому роману «Сон в красном тереме», где сыграла трагическую любовь
красивой девушки к своему кузену. Though the play was not well received, fans were touched by her performance.Хотя игра Бетти
не была хорошо принята, многие были тронуты ее искренностью. В 1963 году Бетти
Ло стала лучшей актрисой и получила награду Golden Horse в Тайване за
роль, ставшую легендой в мире кино, в историческом фильме «Вечная любовь».
Успех картины привел к международному
признанию Бетти. ВыходThis film had broken the box office record in many South East Asia countries, Taipei even became 'the crazy city'. этого фильм нарушил обычную жизнь
во многих странах Юго-Восточной Азии. В кинотеатрах стояли огромные очереди.
Многие люди смотрели фильм по 100 раз и больше. Кроме того на 10-м
Кинофестивале стран Азии фильм собрал весь урожай призов, выиграв шесть наград
Golden Horse в номинациях лучшая картина, лучший режиссер, лучшая музыка (фильм
был снят в жанре китайской оперы), а приз «лучшая актриса» получила красавица
Ло (в фильме она переодевается в мальчика, чтобы получить запрещенное для
девушки образование).Besides being screened at the
10th Asian Film Festival, the film went on to win six awards at the 2nd Golden
Horse Awards, among which was the Best Actress Award for Loh. Ее красота
стала непререкаемой, она и сейчас считается эталоном «классической азиатской
красоты». В 1962 году Бетти Ло вышла
замуж за популярного актера Чен Со/ Chen Xo. (Кстати, ее брат Келли Лэй Чэнь тоже был актером).
В 1968 году в возрасте 31 года она покончила с собой, приняв огромное
количество снотворного. До этого она пыталась покончить с собой пять раз, на
шестой раз ей это удалось…
Китти ТИНГ ХАО / KITTY TING HАО (1939-1967)
Кити Тинг Хао/ Kitty Ting Hao (丁皓)
в конце 1950-х
имела прозвище «маленькой дарлинг»(по названию популярного фильма в котором она
сыграла главную роль), которое очень подходило кинозвезде, имеющей вид
подростка. Актриса, играющая на мандаринском языке, имела живой, схватывающий
все быстро на лету ум. УShe was said to be gifted
in the art of fortune telling 看相, and was even asked to do a reading for a former Japanese
Prime Minister. Китти Тинг был дар
в искусстве гадания, и ее даже попросили как-то погадать бывшему премьер-министру Японии. One wonders if she ever had an inclination of the
tragedy in store for herself. Ting Hao was born in Macao in 1939 (some sources
say 1937), a Jiangsu native whose father was a KMT army officer. Можно
только предполагать, как сложилась бы дальнейшая жизнь этой во многом одаренной натуры, если
бы не ее ранняя смерть.
Тинг Хао родилась
в Макао в 1939 году (некоторые источники говорят, что в
ЛИЛИ МО ЧУ / LILY CHU MO
Лили Mо Чу. Когда
Ван Личжень / Lizhen переехал из Тайваня в Гонконг в 1959 году, Лили Ван в том
же году заняла второе место в конкурсе красоты на мисс Гонконг, казалось, что
ее мечты о славе вот-вот сбудутся.She was signed
by Shaw Brothers the same year. Лили подписывает в том же году контракт с Shaw Brothers. Rechristened Lily Mo Chou, she made her debut in a
supporting role in the 1960 comedy How to Marry a Millionaire 狂恋, the movie that propelled lead actress Margaret Tu Chuan
to the first ranks of celebrity. Переменовав себя в Лили Мо Чу, она
дебютировала в маленькой
роли в комедии
Лили Мо Чу (Lily Mo Chou, 莫愁). Хотя официальный
источник указывает год ее рождения как 1934, она почти наверняка родилась на 4
года раньше вA Suzhou native born in Shanghai,
Wang Lizhen married an army officer-turned- businessman in 1947 and the
following year settled in Taiwan. Since she did not produce him with an heir,
in 1956 he took Wang's younger sister as his second wife. Сучжоу.
Она выходит замуж за выходца из Шанхая, Ван
Личженя / Lizhen, бывшего офицера, а теперь бизнесмена. Личжень/ Lizhen в 1947 году переезжает на Тайвань. Так как Лили не родила
ему наследника, в 1956 году он женится на ее младшей сестре Ван. Которая She died soon after giving birth to a daughter, who Lily
raised as her own. Ironically, during the following six years Lily would
provide her husband with two baby boys. The family moved to Hong Kong in 1959
and the couple divorced. Within a year, the 30-year-old divorcee and mother of
three was transformed into a beauty pageant contestant and movie star.умерла
вскоре после рождения дочери,
и Лили растила ее как свою собственную. По иронии
судьбы в течение следующих лет Лили родит мужу двух мальчиков. Семья переехала
в Гонконг в 1959 году, где супруги и развелись. В течение года 30-летняя
разведенная мать троих детей стала участницей конкурса красоты и кинозвездой. The name “Mo Chou” literally means “Don't worry,” but
Lily's life was fraught with anxieties. At Shaw Brothers, Lily had supporting
roles in 13 movies between 1960 and 1962. Имя «Mo Чжоу» буквально
означает «не волнуйтесь», но жизнь Лили была полна тревог. В «Шо Бразерс» Лили
снялась во второстепенных ролях в 13
фильмах в период между 1960 и 1962 гг. These include some of the studio's biggest blockbusters,
Hollywood-style musicals such as Les Belles 千娇百媚 and Love Parade 花团锦簇with Linda Lin Dai , and costume epics like Dream of the
Red Chamber 红楼梦, Love Eterne 梁山伯与祝英台, and The Story of Sue San 玉堂春starring Betty Loh Ti. She left Shaws for its main rival,
the Cathay Organization's MP&GI Studio, in the hope of bigger roles.
К ним относятся
некоторые из крупнейших фильмов студии в стиле мюзиклов, таких как «Les Belles»
и «Love Parade» с Линдой Лин Дай, и
исторических эпосах «Сон в красном
тереме», «Вечная Любовь» и «История Сан Су» с Бетти Ло Tи. Она ушла из «Шо
Бразерс» к его главному конкуренту студию Cathay в надежде на большие роли. Between 1963 and 1965, she appeared in eight of their
films, most prominently in the classic ghost tale Fairy, Ghost, Vixen 聊斋志异, where her semi-nude appearance was the talk of the
tabloids. Между 1963 и 1965 годами она сыграла в восьми картинах,
главным образом, в классических фильмах о призраках. В «Фее, призраке, лисице»
Патрисия Лам Фун
Родившаяся в 1939
году, Патрисия Лам Фун ( 林鳳, 林凤, Particia Lam Fung) дебютировала в кино в 1957 году и стремительно за год взошла на
самый верх Олимпа, став очень популярной киноактрисой. Capitalizing on her youthful image, many of her films had
"jade girl" in the title, and her fan club, whose name literally
translates as "The Jade Girl's Friendship League," had 30,000 members
at its peak. В названиях многих фильмов с ее участием фигурировало слово
«девушка», нисколько не противореча ее образу («Слезы девушки», «Добродетельная
девушка из небогатого дома» и т. д.), а название ее фан-клуба буквально
переводится как «Дружба Лиги Джейд девушек». Во время своего пика количество
его членов достигало 30000 членов. She made the
annual "ten most popular stars" list nine years in a row, up until
her retirement at age 27 in 1966.Она ежегодно входила в список «10 самых
популярных звезд» девять лет подряд вплоть до «выхода на пенсию» в возрасте 27
лет в 1966 году. By then she had proved herself
equally adept at classical and modern roles, formed her own film and fashion
companies, and appeared in over 100 movies. К тому времени она показала
себя одинаково умело играющей как классические, так и современные роли
образованных и модных девушек.
Лам снялась в
более чем 100 фильмах: «Спящая красавица» 1960, «Вечное цветение кувшинок»
1960, «Богиня милосердия» 1966, «Полнолуние» 1967, «Семь маленьких тигров»1966
1-2. Патрисия Лам Фунг была первым идолом молодежи и поп-звездой гонконгского
послевоенного поколения беби-бума. Ее пение и танцы, сделанные большей частью
для «Шо Бразерс», сыграли важную роль в развитии того, что, в конечном счете,
станет известным как «кантопоп»/ 粤话流行音乐 (от «кантонская
популярная музыка»).
НоLam chose
marriage and motherhood over career, and by all accounts led a life of luxury.
Лам Фунг променяла брак и материнство на карьеру (хотя у нее был сын). Судя по
всему, она прожила роскошную жизнь.At the time of
her death in 1976, the 37-year-old celebrity reportedly owned three houses and
had US$3 million in the bank. На момент своей смерти в 1976 году
37-летняя знаменитость владела тремя домами и имела более 3 миллионов долларов
США в банке. The press had a field day speculating
as to whether or not Lam's sleeping pill overdose was intentional, and all the
rumors had something to do with the ageing star's appearance.Пресса
долго спекулировала относительно того,
чем было вызвано самоубийство актрисы. Некоторые говорили, что это связанно с
проявившемся старением Лам. Some hypothesized it
was suicide induced by a botched plastic surgery operation. Другие
предположили что самоубийство инициировано неудачной пластической хирургической
операцией.Others said it was a fatal but
inadvertent mixture of sleeping tablets and either diet medicine or painkillers
necessitated by cosmetic surgery. Третьи
говорили, что это роковая случайность. 23 года спустя после смерти
матери в 1999 году был убит ее сын Линь Дай. Это все было продолжение печальной
смертельной гонконгской саги.
Ли ЙИ-Нин
ЛИ ЙИ-НИН (Lee Yi Nin) (李綺年, Li Qinian). Не существует,
вероятно, более наглядного примера мимолетности, быстро проходящего успеха
звезды экрана, чем трагическая жизнь и карьера Ли Йи-Нин. Born in 1912, she began her film career in 1934, the
same time that Hong Kong silent movies found their voice. Родившись в
1912 году, она начала свою карьеру в кино в 1934 году в Гонконге. Her
first major role was in the early Cantonese talkie Song of Yesterday 昨日之歌 (1935), and her performance the same year in Lifeline
生命线, one of the first movies to protest Japanese aggression in
China, established her as the colony's top dramatic star. Lee's thespian style
was compared to that of Lillian Gish and Bette Davis, and fans called her the
Movie Queen of South China南国影后. Ее первые главные роли в фильме «Песня о печали»
В эпоху, когда Гонконг и кино Шанхая были как
два разных мира, Ли подписала контракт с Yihua, одной из крупнейших студий
Шанхая. Yihua gave their Hong Kong import a huge
build-up and between 1940 and 1942 showcased her in productions such as The
Female Empress 女皇帝 (1940) and The Merry Widow 风流寡妇 (1941). The move proved disastrous. Между 1940 и
1942 гг. она играет в спектаклях, таких как «Императрица»
ЛИ ИНГ / Lee Ting
Lee Ting (李婷)
родилась
в 1941 году. Популярная гонконская актриса 60-х. Снималась в известных фильмах: «Последняя
женщина Шана» (Last Woman Of Shang)
Повесилась в
апартаментах киностудии «Шо Бразерс», при этом она была одета в красное,
которое надевают обманутые любовники, чтобы после смерти вернуться назад в виде
призрака за возмездием. (В древнекитайской мифологии неуспокоенная душа
самоубийцы, не захороненная на родовом кладбище, превращалась в демона Гуйя.
Гуйя повесившегося называют дяоцзингуй). Ходят легенды, что некоторые переодически
видели ее призрак, блуждающий по коридорам студии (сейчас там расположена TVB).
ШАНГУАН ЯНЧЖУ / SHANGGUAN YANZHU
Одна из тех
многих актрис, которые переехали жить в народный Китай. Во время «Культурной
революции» в 60-е стала подвергаться жестокой травле критики, не выдержала и
покончила с собой.
Полин Чен (Pauline Chan Bo-Lin, 1973-2002) родилась в Шанхае.
Эмигрировала в Гонконг в 12 лет вместе с матерью. Красивую молодую девушку
вскоре заметили, и она стала моделью в 15 лет. В 1990 году она участвовала в
конкурсе красоты «Мисс Азия».
Девушка не выиграла, но ее поразительная
внешность, гибкое тело, стильное поведение привлекли внимания нескольких
кинопроизводителей. В 18 лет состоялся ее кинодебют. Чан снималась, главным
образом, в эротических фильмах lll категории. «Злой
дух выходит на охоту»
ЙИНГ ЙИН /YING YIN ( 英茵) (1916-1942)
Китайская актриса
родилась в Пекине. Снималась в фильмах «Фестиваль Цинмин»
ЛУЛУ БАЙ ЛУ / LULU BAI LU
Лулу Бай Лу, актриса, погибла, вероятно, самой нелепой смертью.
Однажды она остановилась в одном из лучших отелей Гонконга. Лулу была
близорукой, но очки не носила. Утром в один из дней она куда-то спешила, быстро
пересекла вестибюль по направлению к лифту, но не увидела, что он не работает.
Двери были приоткрыты наполовину, она решила, что они закрываются, и ей бы
пришлось потом ждать лифт, она проскочила в двери и рухнула в шахту лифта,
сломав шею. Вскоре она умерла от полученных ранений.
АЙ СЯ / AI XIA
Говоря об актрисах с трагической судьбой,
нельзя не вспомнить первую самоубийцу в
китайском кино Ай Ся/ Ai Xia 艾霞 (1912-34).
Сейчас ее вспоминают только в связи с Руан Линю / Lingyu, чья трагическая смерть в свое время потрясла Китай. Ай Ся покончила
жизнь самоубийством во время празднования лунного нового года в 1934 году. Она
была второй женщиной-сценаристом в истории Китая. Незадолго до своей смерти Ай
Ся по своему сценарию снялась в фильме «Женщина сегодня» (现代一女性) 1934. Режиссер
Сай Чушенг / Cai Chusheng (蔡楚生) обвинил
Шанхайских папараций в ее смерти. Он был вдохновлен историей жизни Ай Ся и снял фильм о ее жизни «Новая
женщина» (1935) с Руан Линью в
главной роли. Эта сыгранная роль как – будто проклятие предвещала и ее
собственную смерть. Травля желтой прессы, требующей новых жертв, вскоре приведет и ее к самоубийству.
Ай Ся родилась в
городе Сямынь провинции Фуцзянь в 1912 году . Ай Ся будучи
подростком влюбилась в своего двоюродного брата-студента, но отец был против.
Когда же ее хотели выдать замуж за другого, она сбежала от этих феодальных
порядков в Шанхай. Ей было 16 лет, и
она решила стать актрисой. В 1931
году Ай Ся снялась в своем первом фильме «Старая версия ненависти» (Jiu hen xin chou, 旧恨新愁). Многие сразу отметили ее свежий и
искренний стиль исполнения.
Ай Ся до своей смерти сыграла только в семи
фильмах, но успела получить широкое признание. Успех пришел после ее главной
роли в фильме «Весна Шелкопряда» (春蚕, Chun can), (по роману Мао
Дуня) отражающий страшную реальность жизни в сельской местности. Ее последующие
фильмы об образованной молодежи «Дочь времени» (описывает революцию1925 ~
1927), разоблачающий буржуазное декадентство фильм «Два против одного» ( 二对一 , Two Versus One) и антифашистский
о войне «Приключения на поле битвы» (战地历险记) (Adventures in A the Battlefield) показали ее
незаурядный талант и исполнительское искусство.
Человек одаренный, она оставила после
себя много статей и стихов (все они были написаны в то время, как она
снималась). Про ее тексты говорили, что
«письменная форма является краткой, просто очаровательной, вызывающей
всеобщее восхищение». В то же
время актриса не получила образования, хотя много читала, такие женщины с природным талантом встречаются
редко, люди называли ее «звездным писателем». Выдвинутая
на вершину Олимпа этой репутацией Ай Ся сыграла главную роль (по своему
сценарию) в своем последнем фильме
«Современная женщина» (现代一女性 , A Modern Woman), где описывается
романтическая, идеальная любовь. Создавая
образы своих героинь, Ай Ся использовала смелый, раскованный стиль, не обращая
внимания на всякие светские условности. Следует признание зрителей и слава. Но
слава не приносит Ай Ся большого счастья, она часто жаловалась Анне (ее близкая
подруга, актриса) на внутреннее смятение.
12 февраля 1934 Ай Ся закончив съемку,
разочарованная и беспомощная кончает
жизнь самоубийством. После себя она
оставила на смертном ложе записку, ее
последняя фраза: «Жизнь есть боль, и теперь я очень довольна».
Поскольку Ай Ся была очень талантливым и известным человеком, ее
смерть сразу же стала сенсацией. Представители
всех слоев общества выступили с некрологами, шестьдесят семь газет вышли
с траурными рамками. Ее «Жизнь есть страдание» произвело сильное впечатление на
общество и еще долго обсуждалось в прессе.
ЯНПЕЙ МАО
Но не Ай Ся пренадлежит
печальное первенство была первой китайской актрисой покончившей с собой, до нее
это сделала Мао Янпей/ Mao Jianpei (?-1931), о которой мало, что известно.
Мао Янпей (毛剑佩) была родом из Шанхая, дочь Мао Юнке / Мао Yunke (毛韵珂), одной из самых великих
звезд Пекинской оперы (прозванного «Семь светильников»). Мао окончила в
Шанхае престижную школу для девушек Лицюнь, где она преуспела в пении и танцах,
она также была близким другом и одноклассником Янг Наймей/Yang Naimei (杨
耐 梅). (Известная китайская актриса 1920-1930-х годов. Огромный
успех ей принес фильм «Душа Юли» 1923, где она сыграла нежную барышню, во сне
превращающуюся в садистку и прелюбодейку. Между прочим, в «Возрожденной
совести» она сыграла роль русской девушки, участвующей в борьбе с царским
самодержавием. Янг была одной из самых гламурных и романтических
шанхайских кинозвезд своего поколения. В старости сильно нуждалась, жила на
улице. Благодаря репортажу о ней одного журналиста о бывшей звезде вспомнили,
стали приходить пожертвования. Умерла 27 декабря 1960 года на Тайване).
Мао, когда она
решила сделать актерскую карьеру, пришлось преодолевать сильное сопротивление
семьи. В кино она в первом же своем фильме сыграла главную женскую
роль в «Цветок персика» 1925. Снятой на киностудии «Синьхуа» (Новый Китай). Эта
студия была одной из многочисленных недолговечных кинокомпаний, появившихся в
середине 1920-х. С 1927 года актриса периодически появляется в фильмах на
разных студиях, но каждый раз в главной роли. Одна из лучших ее ролей сыграна в «Мечте на озере» (
A Lakeside Dream/ 湖边春梦)
(Тян находился под сильным влиянием
психоанализа, по сути, некритически воспринимая теорию Фрейда, во время
написания этого сценария он был погружен в изучение поведения при
садо-мазохистских отношениях). В фильме Мао играет актрису (Фей Цуньсянь/ Fei
Cuixian), с которой сорится ее любовник, его играет известный китайский актер
Гонг Дзянонг/ Gong Jianong. Он уезжает на озеро и знакомится там со
странной семейной парой, в которой жена оказывается садисткой. Другие фильмы, в
которых снялась Мао, это «Странная девушка» (A Strange Girl), «Много романсов Большого брата» (Big Brother’s Many Romances), «Ненависть красной нити» (Hatred of the Golden Thread), все 1928 года,
и другие. Известно, что Янпей Мао покончила жизнь самоубийством во время Лунного Нового
года в 1931 году, когда ей было не многим больше 20-и.
Маргарет Ту
ЧуаНЬ
Последней из вереницы покончивших с собой
актрис 60-х стала Маргарет Ту Чуань / Margaret Tu Chuan (杜娟).
Ту
Чуань была одной из самых незабываемых
див золотой эпохи кантонского кино.
Она родилась в Чэнду, Сычуань, в 1942 году.
Tu Chuan began her film career with Cathay in 1957 but soon caught the eye of
director Li Han Hsiang , who introduced her to the Shaw Brothers studios.Maргaрeт начала свою карьеру в кино очень рано в
кинокомпании «Катей» (Cathay) в 1957 году, но вскоре она привлекла внимание
режиссера Ли Хань Сяна, который пригласил ее в студию «Шо Бразерс». ТутAs Tu Chuan joined Shaw's galaxy of actresses, she soon
enjoyed her own success and rose to stardom very rapidly. Ту Чуань
вступила в окружение созвездий актрис «Шо». Вскоре она наслаждается уже
собственным успехом и поднимается к славе очень быстро. «Госпожа Белая змея»
(1957), «Королевство и красота» (1959). She
enjoyed a triumphal breakthrough year in 1960, when director Doe Chin picked her for her role in the
comedy
How To Marry A Millionaire with Peter Chen Ho as the leading man.Триумфальным
прорывом стал 1960 год, когда режиссер До Чин взял ее на роль в комедии «Как
выйти замуж за миллионера» с Питер Чен Хо в качестве ведущего актера.Tu Chuan seemed to possess all the qualities required
for her success. Ту Чуань, казалось, обладала всеми качествами,
необходимыми для успеха. She was not only
talented, hard-working and beautiful, but she also brought with her enthusiasm
and a freshness of youth to the screen, stealing the scenes of the ruling Shaw
queens, such as Linda Lin Dai and Betty Loh Ti . Она не только была
талантливой, трудолюбивой и красивой, но также привнесла на экран свой
энтузиазм и свежесть молодости, украв успех у правящих королев «Шо», таких как
Линда Лиин Дай и Бетти Ло Ти.
Tu Chuan was often referred to as Shaw's “Wild
Girl” for her somewhat eccentric personality and life-style.Ту Чуань
часто называли «Дикая девушка Шо» за ее
нестандартный образ жизни и за то, что она была
неординарной личностью. Пользовались популярностью фильмы с ее участием
«Тайна мисс Пай» (1960), «Потерянная любовь» (1961), «Черный лес» (1964),
«Великолепное трио» (1966), «Черный сокол» (1967) и др.Unfortunately Tu Chuan's fame and happiness was
short-lived as her success in her film career declined and her marriage into a
prominent Hong Kong family failed. К сожалению, слава Ту Чуань была
недолгой, когда ее популярность в кино
уменьшилась, а ее брак с лицом известной фамилии Гонконга не удался, Ту Чуань
без сожаления и легко покончила с собой вместе со своей «герлфренд», с которой
она жила. Они приняли смертельную дозу снотворного. Всего через шесть месяцев
после выхода ее последнего фильма «Дневник Леди-Киллер». Ее смерть 30 ноября
1969 года завершила собой «безумное десятилетие самоубийств».
Оглядываясь с грустью и
ностальгией на золотую эпоху кантонского кино 60-х невольно задаешь себе
вопрос. Почему? Такие красивые, молодые, чувственные… Им бы жить и жить, а они
выбрали смерть. Со смертью каждого человека гибнет
Вселенная — неповторимый мир идей, чувств, переживаний, мир личного,
неповторимого опыта. Чего же в жизни не хватало этим баловням судьбы?
Ведь у них было вроде все: слава, известность, обожание, толпы поклонников, деньги
и молодость. Не было только счастья. Наверно, для этого нужно было что-то
большее, чем материальные богатства. Некоторые чудаки утверждают, что это
любовь. А вот они, заглушая свою боль,
захотели – забвенья.
«Забвенье - печальный, обманчивый звук,
Понятный лишь только в могиле;
Ни радости прошлой, ни счастья, ни мук
Предать мы забвенью не в силе.
Что в душу запало - останется в ней:
Ни моря нет глубже, ни бездны темней»