ИЗ СЕРИИ СТАТЕЙ «ПРОПАГАНДИСТСКОЕ КИНО ВРЕМЕН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»

 

 КИНО И ПРОПАГАНДА В  НИДЕРЛАНДАХ ВО ВРЕМЕНА ОККУПАЦИИ

(От антисемитских мультфильмов до документальных фильмов пропаганды и комиксов)

 

В мае 1940 г. вооруженные силы Германии вторглась в Нидерланды. После непродолжительной борьбы, которая продолжалась только пять дней, Голландия сдалась, и в течение следующих пяти лет была занята немцами. Как только фашисты вошли в страну, они начали навязывать свои правила и законы, вмешиваясь в голландскую политическую, социальную и культурную жизнь. Была сформирована Палата Культуры (Kultuurkamer), в которую должны были входить все художники, актеры, писатели и режиссеры, иначе они не могли получить работу. Палата Культуры должна была удостоверять, что это искусство воспитывает арийский дух и не критикует немецкий режим.

Почти все голландские художники стали членом Kulturkammer,  некоторые из них охотно поддерживали режим оккупантов. В  детских комиксах, таких как «Hansje, Ansje», печатавшихся в «de Meeuw», главный герой гордо надевал немецкую униформу (Jeugdstorm). Более тонкой  формой пропаганды была книжка с комиксами «Быстрые Пастух, Бык и Собака» (Kees Koekoek), рассказывающая историю молодой и быстрой немецкой овчарки, которая наблюдала, как мыши с подозрительно крючковатыми носами поедали ее еду из миски, в то время как ее отец был прикован цепью английским бульдогом, французским петухом и американским ослом. Эту книжку было приказано распространять во всех голландских школах. Но самым известным автором в годы оккупации станет художник Альфред Мазур с серией криминальных комиксов Дик Бос (Dick Bos).

 

Документальные пропагандистские фильмы времен оккупации.

 

В Нидерландах во время фашистского режима вышли ряд документальных колониальных, имперских и пропагандистских фильмов: «Люди Индии» (People of the Indies) 1942, «Голландия в Западном полушарии» (Holland in the Western Hemisphere) 1942, «Высокая ставка на Востоке» / High Stakes in the East 1942, «Голландцы по соседству» / Dutch Next Door 1942, и «Славные цвета» (Glorious Colours) 1943 режиссера. Альфреда Траверса / Alfred Travers.

Правительство в Гааге поддержало и профинансировало несколько пропагандистских фильмов, выпущенных голландскими фашистами (NSB/ Profilti) в поддержку Третьего рейха. Наиболее известные из них: «Новый порядок» (De Nieuwe Tijd breekt Baan), 1941, фактически биография их лидера Адриана Массерта и история создания фашистской партии Нидерландов, «С Германией против большевизма» (Duitschland tegen Het Bolsjewisme), «Работа в Германии» (Werkt Duitschland), «Германия вместе с Нидерландами» (Met Duitschland voor een vrij Nederland) 1941 (в фильме разъясняются причины пропагандистской борьбы, ведущейся против Англии, коммунистов и особенно против Советского Союза), «С Германией в новую Европу» (Met duitschland voor een nieuw europa) 1941 (Германия показана как страна, решающая конфликты в Европе). В картине «Бессмертный Текенс» (Eeuwig levende teekens) 1941 режиссер Петера Тииссен / Peter Tijssen  пытается доказать, что голландская культура по существу является германской. Документальный фильм дополнялся одновременно проведением выставки в Гааге с тем же названием,  которая сопровождалась исполнением «Пасторали» Бетховена. В картине  «Новое время меняет работу» (Een nieuwe tijd breekt baan) 1941 режиссера Яна Тойниссена / Jan Teunissen рассказывается история создания NSB, и на его фоне показано, как  противопоставлен мир капитала с его роскошью и богатством миру людей труда с его трущобами и нищими детьми. В снятых документальных кадрах видно, как простые люди пытаются протестовать и выходят на демонстрации. Но с приходом к власти национал-социалистов «новый свет засиял над миром, свет нового порядка». В картине провозглашается, что «NSB проложат дорогу через зависть и ненависть врагов народа. Они доберутся до мирового капитализма и уничтожат его слуг».

«Новое время отдыха» (Een nieuwe tijd breekt baan) 1941 - пропагандистский фильм NSB, в котором декларируется: «пришло новое время». Картина фокусирует внимание на эксплуатации рабочих и выступает против капитализма, против Версальского мира и против экономического кризиса. В фильме утверждается, что Национальная социалистическая доктрина является единственным решением, которое покончит с полным хаосом в Европе, в ленте показаны важные исторические события и дан к ним свой комментарий.

В департаменте фильмов NSB было снято также 4 короткометражных игровых фильма с пронемецкой  пропагандой. Среди них «День невезения» (Een dag vol pech / 1942) комедия режиссера Джона Тойниссена / John Teunissen. Главный герой, высокомерный, заносчивый консерватор, в этот «день невезения» везде сталкивается с вездесущей национал-социалистической пропагандой. Выйдя на улицу, вздыхая и ворча «что за времена», он сталкивается с молодым человеком, который предлагает добровольцам вступать в Waffen-SS. Развернувшись в другую сторону, пожилой джентльмен,  идет в ресторан, где говорит официанту, что ждет своего друга доктора. Появляется доктор в форме офицера WA. Увидев форму, джентльмен делает брезгливое лицо и, не поздоровавшись, встает и выходит из ресторана. На улице он тут же слышит раздающейся из динамика  голос диктора, ведущего нацистскую пропаганду. Раздосадованный, он отказывает в просьбе девушке-волонтеру внести пожертвование в фонд помощи, пострадавшим от суровой зимы. Осмотревшись, он видит окружающие его со всех сторон плакаты с призывами поддержать солдат, воюющих на Востоке, вступить в СС и добровольческие легионы Нидерландов, ехать на работу в Германию… Пересекая улицу, джентльмен видит витрину книжного магазина, всю заставленную нацистской литературой: книги Гитлера, Массерта… Поспешно вернувшись обратно домой, он просит горничную приготовить ему теплую ванную, но газа нет, идет война. Доведенный до отчаяния он идет в спальню, встает на колени и горячо молит Бога о том, «чтобы Сталин выиграл войну...» Документальный фильм «Девять лет борьбы» (Herdenking van 9 jaren strijd) 1940 рассказывает о торжественном заседании в честь девятилетия партии NSB. Совещание состоялось в Большом зале  Croeselaan в Утрехе  (выступали Mussert, Van Geelkerken, Woudenberg, Plekker , Van Hees). На следующий год выходит картина  «Десятая годовщина NSB» (Tiende verjaardag van de NSB) 1941. В пропагандистском фильме «Как Кес Ван Бурен пришел в NJS» (Hoe Kees Van Buuren bij de NJS) 1942 говорится о смелом голландском мальчике Бурене. Он спасает человека, после того как в его дом попала авиационная бомба. После этого Бурен приходит в молодежный военный лагерь Storm. Тут подросток приносит торжественную присягу и начинает учиться вместе с другими молодыми людьми. В лагере они проходят занятия боевой подготовкой, занимаются спортом, играми и пением. Начиная с 1932 года в Нидерландах вышло более 170 пропагандистских киноматериалов NSB. Их темы: политика, политические партии, митинги, плакаты, национал-социализм, массовые беспорядки, выступления лидеров, парады.

С начала 1935 года стал выходить партийный киножурнал (NSB filmkrant) в котором освещались проводимые нацистами марши, встречи, церемонии, возложения венков, речи, награды и т. п. Начиная с 1940 года, в сюжеты киножурнала кроме материалов с фронта добавились темы похорон, возложения венков на кладбищах, военные парады, новости кино, рассказы о молодежных военизированных лагерях и рецензии на выходившие на экраны страны пропагандистские кинофильмы. С шумной рекламой в кинотеатрах был показан фильм «Братская встреча. Совместное заседание НСБ и НСДАП» (Verbroederingsbijeenkomst der NSB en NSDAP) 1941. В 1942 году в материалах NSB появляется тема питания, недоедания (благотворительность NSB),  рассказы о детских домах, материально поддерживаемых нацистами, проводимые на стадионах пышные и торжественные церемонии «клятвы верности» членов NSB. С 1943 года на первом месте репортажи о военных добровольцах, военнопленных, работа в Германии.  Еженедельно выходит киножурнал, освещавший деятельность NSB «Полигон голландских новостей» (Polygoon Hollands Nieuws), заполненный сюжетами о национал-социалистах, военными парадами, фашисткой символикой, униформой, флагами, фашистскими приветствиями и речами. («Полигон», собирательное название двух киножурналов «Новости Нидерландов» и «Полигон мира», один из старейших киножурналов. Выпускался фирмой Polygoon-Profilti, выходил с 1924 по 1987 гг.).

Последней пропагандисткой активностью NSB был выпуск новогоднего номера киножурнала «Зеркало движения» (Spiegel der beweging), вышедшего в январе 1944 года и после этого прекратившего свое существование. Тема последнего номера была обычная: добровольцы на войне, образование, полиция, природа и украшения.

В прессе фашистские взгляды официально выражала газета «Люди и отечество» (Volk en Vaderland), основанная в Утрехе в 1931 году (любопытно, что голландские фашисты до 1936 года не были антисемитами и даже имели евреев в своих рядах фактически до начала Второй мировой войны. В первые годы NSB выступала за моральное и физическое благополучие людей, нуждающихся в государственной помощи, самоуважение нации, дисциплину, порядок, солидарность всех народов. Члены партии обязаны были ставить интересы общества выше интересов личных).      После окончания войны лидер фашистской партии Голландии Адриан Массерт вместе с другими коллаборационистами был казнен 7 мая 1946 года. Интернировано было более 150 тысяч человек. (За коллаборационизм в Голландии посадят 28 тысяч человек, в Бельгии 50 тысяч, расстреляют фламандцев 105 человек, валлонцев 122 человека. Для сравнения в Люксембурге посадили 5 тысяч, во Франции арестовали 40 тысяч, судили 38 тысяч. Для 6763 заключенных расстрел был заменен пожизненным заключением, расстреляли 676 человек. В Дании судили 15 тысяч человек, приговорили к расстрелу 112, но казнили 62. В Норвегии судили 92 тысячи, приговоров было 18 тысяч, казнили 1905 человек, в Венгрии срока получили 18 тысяч человек, приговорили к казни 312, расстреляли 146. В Чехословакии судили 25 тысяч человек, казнили 33 словака и 234 чеха. В Италии партизаны казнили примерно 12-13 тысяч человек. По Югославии точных данных нет. Расстреляли примерно от 100 до 200 тысяч хорватов и 12 тысяч словенцев. В Англии казнили за коллаборационизм двух человек, причем обоих незаконно. Уильям Джойс, комментатор немецкого радио «Говорит Германия», был гражданином США , а в 1940 году принял немецкое гражданство, вторым был Джон Амори, сын бывшего министра по делам колоний и матери венгерской еврейки, создатель «Легиона святого Георгия», английских частей СС, имел испанское гражданство. Коллаборационизм был очень распространенным явлением во Вторую мировую войну. Были польские коллаборационисты (в том числе сотрудничала с немцами и Армия краева) и даже еврейские (евреи служили в вермахте, были еврейские полицейские части, так Хаим Сыгал был комендантом полиции в Дубровицах и т. д.).

 

Художественные фильмы времен оккупации.

 

Последним довоенным фильмом, вышедшем в Нидерландах, была картина «Где-то  в Голландии» 1940 года режиссера Бергера, в которой рассказывалось о драме бывшего моряка, женившегося на певичке Нелли. Художественных фильмов в годы оккупации вышло немного. Это были или приключенческие, или семейные фильмы: «Семь мальчиков и старая лодка» («Zeven jongens en een oudeschuit») 1942, «Нотр-Дам трущоб» (Noter Dame de sloppen) 1940 режиссера Роберта Пеки / Robert Peguy, или комедии: «Три недели дома в качестве слуги» («Drie weken huisknecht») 1944.  Новости выпускали компании Полигон (Haarlem) и Profilti (Гаага). Сохранились сборники коротких игровых и анимационных фильмов производителей Polygoon и Profilti, шедших в кинотеатрах в 1942 году. Profilti также спродюссировала в это же время серию мультфильмов Генри Фогеля (Hendrik de Vogel ) (1904-1970) «Тиль Уленшпигель» (Tijl Uilenspiegel). Кроме того, эти компании делали еженедельную хронику до тех пор, пока в 1944 году немцы  не принудили их  к слиянию, так что с этого времени название голландской новостной кинохроники было Polygoon/Profilti. Компании во время войны выпускали и художественные фильмы. Небольшая киностудия в Гааге обратилась к Profilti с предложением снять фильм  и летом 1942 года опытный ветеран режиссер Уолтер Смит (Walter Smith) начинает снимать фильм под названием «Три недели дома и слуга в замке» (Замок на продажу). Это была адаптация пьесы «Адель в ливрее» (Adel in livrei). В главных ролях известные актеры Матье Ван Эстен (Mathieu van Eysden) и Поль Стинберген (Paul Steenbergen). Это история молодого человека, разорившегося и вынужденного продать свой замок. Переодевшись слугой, он показывает его покупателям. Этот единственный из вышедших в прокат чисто голландский комедийный фильм, рассказывающий о лорде и его слуге, был закончен в конце декабря 1942 года, но его премьера прошла только в марте 1944 года, почти 18 месяцев спустя. Отзывы прессы были уничтожающие.

Удачным получился  полудокументальный поэтический рассказ об острове Урк (Urk) и одной живущей там молодой паре «Последние дни острова» (De Laatste Dagen van een Eiland) 1942. Многие из фильмов снял  Хенк Вандер Линден (Henk Van der Linden), ставший самым плодовитым голландским режиссером за всю ее историю (картина «Замок ужасов» (Burcht der versehrikkingen) 1944 г. и др.)  Из 18 фильмов, снятых во время войны в Нидерландах, обращает на себя внимание биографическая картина «Рембрандт» 1942 г. Ганса Штейнхоффа (Hans Steinhoff), ставшая вместе с  незавершенной «Ветеринар д-р Влиммен» / Tierarzt d-r Vlimmen 1944 (реж. Болеслав Барлог / Boleslav Barlog) лучшими фильмами времен оккупации.

«Рембрандт»  был снят по роману «Между светом и тьмой» В. Торниуса. Пропагандистская картина с антисемитскими моментами, «тонко завернутыми» в увлекательную историю. Рембрандт в фильме является носителем немецкой и голландской культуры. Авторы картины хотели ясно дать понять, что Нидерланды часть германского рейха. В фильме гениальный художник, преисполненный «арийским духом», преодолевает все невзгоды и неудачи. Он верит в искусство и верит в себя, но, в конце концов, финансовые проблемы по вине «еврейских мошенников» делают художника бедным и больным.

В картине убедительно  роль Рембрандта сыграл Эвальд Бальсер, который явно переиграл Чарльза Лаутона, снявшегося в такой же роли в английской киноверсии о жизни художника 1936 года.

Шедшие в прокате немецкие картины,  в которых играло множество кинозвезд, пользовались неизменным успехом у зрителей в отличие, скажем, от Франции, где зритель из патриотических чувств не шел на немецкие фильмы. Особенно были популярны картины с Магдой Шнайдер, матерью Роми, эти фильмы очень хорошо были приняты в Нидерландах, в том числе и потому, что она трижды в 1943 и 1944 снялась в Голландии (Die Braut Heimlich и др.). В период оккупации выходили также голландские военные фильмы компании Haghefilm. Они включали голландскую версию Deutsche Wochenschau (немецкое еженедельное новостное обозрение), которая шла с субтитрами. Во время войны оставшимся частным голландским компаниям поручались ставить фильмы и с  культурно-историческим аспектом, например, это были картины  режиссера land van DordtMannus Franken», 1941). Научно популярные фильмы ставил JC Mol, начавший снимать их еще в 20-е годы.

Очень хорошо дела обстояли с производством короткометражных игровых фильмов, которые становились все длиннее, а также с рисованными фильмами, выходившими сначала в виде рекламы и носившими иногда политический характер, о чем свидетельствует сохранившийся NIOD слайды голландских СС: «Помоги Зимой» (Winterhulp). Большой интерес у голландских зрителей вызвал фильм «г-н Роделер Феррост» (Roddelaere Verroest) (в главной роли актер Jan C. de Vos), картина, рассказывающая о реальных вещах, о войне, о вопросах нехватки продовольствия,  нападении союзников. Сын главного героя реагирует на это все с отчаянным криком: «Какое время!». Фильм был выпущен в беспрецедентном для того времени числе копий (50 копий), которые были обязаны показывать во всех кинотеатрах страны. Самым известным детским фильмом стала картина «Семь мальчиков и старая лодка» 1942 режиссера  Г. Герритсен (G. Gerritsen). Но 16-мм пленки в стране не хватало. Отсутствие новых фильмов вынудило руководителей киноиндустрии брать фильмы тридцатых годов, вырезать сцены, где снимались евреи, убирать титры с их именами и пускать эти фильмы в прокат. Кинотеатры были переполнены. По данным Франса Ван ден Берга (Frans van den Bergа) никогда больше в Нидерландах не было такого хорошего бизнеса.  Кинозрители просто проглатывали вместе со своими картинами фильмы немецкие, а также картины из оккупированных стран и стран союзников таких, как Франция, Венгрия, Словакия. Только в очень недолгий период вскоре после окончания войны посещения в кинотеатрах будет выше.

 

В Нидерландах за время Второй мировой войны были созданы художественные, документальные, пропагандистские фильмы, анимационные фильмы, рекламные ролики и фильмы для детей. Все это было под началом немецкого кинопродюсера Альфреда Гревена (Alfred Greven), который  в начале войны после его ссоры с Йозефом Геббельсом был назначен ответственным за создание киноиндустрии в оккупированных немцами странах. Он поселился в Париже, где  основал продюсерскую кинокомпанию по выпуску фильмов, известную киностудию «Континенталь», но он также активно участвует и в кинопроцессах, происходящих в Нидерландах.

Туда он посылает, для непосредственной работы среди других голландца Эгберта ван Путтена (Egbert van Putten), жившего в Берлине. Ван Путтен, один из лидеров Национал-социалистического движения (NSB), не только создает там кинокомпанию, но и пишет с женой  Фрица Ланга Теа фон Гарбоу сценарий для фильма Хайнца Рюманни (Heinz Ruhmann) «Чистая любовь» / Lauter Liebe (1940). По условиям договора Ван Путтена с Гаагой новая компания  создана была специально для выпуска анимационных и документальных фильмов. Компания, которая была названа «Нидерландский фильм» (Nederland Film), кроме  амбициозного, антисемитского мультфильма «Лис Рейнхард», о котором будет сказано ниже, делает и большое количество коротких документальных фильмов, в том числе «Кто идет?» (Wie gaat mee?) 1942  (режиссер Райнер Мейер / Reinier Meijer) о голландском симфоническом оркестре. Первые профессиональные фильмы Ван Руди Хорнекера / van Rudi Hornecker вышли тоже из этой студии: «Дорога» / «Trekweg» (1942), красивый и впечатляющий фильм о жизни лодочников в суровую зиму 1941-1942 годов, «Все для ребенка» (За ширмами в универмаге / Achter de schermen van een warenhuis) 1942, необыкновенно милый фильм, но мало что имеющий общего с правдой (фильм был снят у Хорнеке, бывшего хозяина универмага De Bijenkorf), а также получивший известность во всем мире фильм о голодной зиме «От голода!» (Honger!) 1945, который был создан в конце войны. В Париже по  заказу Гревена он сделал еще документальный фильм о фонтанах города, но потом, поскольку он проводил больше времени в местных кафе, чем за камерой, его отправляют обратно в  Гаагу.

 

История создания антисемитского мультфильма «О Лисе Рейнарде»

 

Но в историю нидерландского кино периода оккупации, увы, в первую очередь вошли не эти картины, а печально знаменитый фильм «О Лисе Рейнарде» (Van den vos Reynaerde / About Reynard the Fox), антисемитская и антибольшевистская версия, являющаяся откровенной проповедью фашистской идеологии. Этот первый цветной мультипликационный фильм сделанный в Голландии,  был создан на студии «Nederland Film» и был самым амбициозным проектом голландской киноиндустрии в годы Второй мировой войны. Фильм никогда не был показан публично. После войны он долгое время считался утерянным. В 1991 году часть фильма был обнаружена в немецком федеральном архиве / Bundesarchiv. В 2005 году были найдены другие его части, и фильм был восстановлен. Реконструированный фильм был показан в 2006 году в Голландии, на фестивале анимационных фильмов в Утрехте, и в Амстердаме на Фестивале анимационных фильмов в 2008 году.

Мультфильм был снят по антисемитской детской книжке «О Лисе Рейнарде», написанной голландско – бельгийским писателем Робертом Ван Генехтеном / Van Genechten (родился в 1895 г. в Антверпене). В Бельгии он изучал юриспруденцию и начал свою политическую карьеру в фламандском национальном движении. Когда фламандские активисты подвергались преследованиям во время Второй мировой войны за сотрудничество с немцами, он бежал в нейтральную Голландию, но был заочно приговорен к 8 годам лишения свободы. Роберт Ван Генехтен поселился в Утрехте, где создал юридическую фирму.

С 1934 года он член NSB (Национал-социалистическое движение), возглавляемого Адрианом Массертом (Mussert) (1894-1946). Ван Генехтен был редактором ультраправого Nieuw Nederland. Когда немцы вторглись в Голландию в 1940 году, он был на короткое время помещен в тюрьму, и вышел на свободу только после того, как голландская армия капитулировала. NSB  наградило его местом генерал-прокурора в суде в Гааге, и Массерт позже назначил его главой департамента по социально-культурной подготовке. «О Лисе Рейнарде» Ван Генехтена была написана по мотивам средневековых рассказов. Это продолжение средневековых басен впервые было опубликовано в 1937 году в журнале «Новые Нидерланды» («Nieuw-Nederland»), культурном и политическом ежемесячнике NSB. В 1941 году она была издана в виде отдельной книги и распространялась в Нидерландах и Бельгии.  История вращается вокруг носорогов (neushoorn на голландском языке буквально «нос, рога», намек на считающейся типичным еврейский нос). Одного из них зовут Йодокус / Jodocus, имя созвучно с голландским словом еврей «jood». Среди других персонажей осел Будевийн / Boudewijn, занявший трон. Будевийн - это имя жившего тогда бельгийского наследного принца. Имя Рекс / RexRex» в переводе с латинского «король») подразумевает бельгийского нацистского лидера Леона Дегрелля. В книге, без сомнения имеющей антисемитский и антисоветский характер, в отличие от басен на этот раз не Рейнард является злодеем. Да, он может украсть несколько кур, но он тот, кто он есть. Много хуже Йодокус / Jodocus, носорог, хитрое, жадное животное, пришедшее издалека, чтобы поселиться в земле покойного короля Нобеля (King Nobel). Его семья тайно последовала за ним с Востока, и вместе они захватывают власть, взяв под свой контроль денежный рынок и отравляя людей  странными новыми идеями. При их появлении начинается разрушение империи. Действие происходит во Фландрии (Бельгия), где после смерти короля Нобеля происходит ожесточенная борьба за власть. Льву Лионелю, молодому сыну царя не хватает силы и знания, чтобы занять место своего отца, и тогда осел Будевийн / Boudewijn узурпирует его трон. К нему и приходит носорог. Он говорит: «Я пришел из дальних стран», и далее «где бы я ни бывал, везде и всюду я подвергался преследованию, поскольку я  выращиваю чертополох. Выращивал различные его породы и знаю различные никому неизвестные тонкости в этом, но завистливые люди не хотят признать меня. Дайте мне скромное местечко в вашей империи, где я могу тихонько засеивать свой чертополох». Будевийн дает свое согласие. Носорог представляет новые идеи, и естественный порядок вещей в королевстве резко меняется. В той республике, о которой он рассказывает, существует свобода, равенство и братство. Звери начинают терять голову при этих словах. Мешаются виды и расы. Кролики выкапывают окопы, куры хотят построить орлиные гнезда. И все это происходило во имя свободы. В конце концов, Йодокус / Jodocus содействует животным в заключении ими смешанных браков. «Тогда было большое смятение среди животных. Они стали настоящими братьями и совершали вязку между собой. Быки и козлы, зайцы и рыбы, хорьки и дикие кабаны в результате  перестали признавать друг друга и стали путать всех по именам. Забыли свои привычки и не стали узнавать своих собственных детей», «животные родили сволочей, и это именно то, чего хотел Йодокус / Jodocus, потому что сволочь не имеет своих собственных корней и стандартов и готова согласиться с какими угодно». Животные должны платить налоги, и Йодокус назначает своих родственников, которых он тайно вызвал с Востока, сборщиками налогов. Страна пришла в упадок  и полностью покрылась колючками и чертополохом. Животные недовольны, особенно после того, как они узнали о лучшей жизни в Ахтерхок / Achterhoek (в голландской провинции Гелдерланд / Gelderland). Именно в эту область Рейнард и его семья эмигрировали и жили «по своей природе», Леонард Лев тоже уехал туда.

В рассказе, в конце концов, Рейнард  убивает большинство носорогов, в том числе Йодокуса. Автор книги  Ван Генехтен с сожалением отмечает, что «несмотря на тщательную подготовку, некоторым из них все же удалось бежать, бежать в другие страны». Смысл этой детской книжки заключался в призыве к расовой чистоте и к так называемому естественному порядку, в котором мощный лидер управляет людьми и страной, а евреи подрывают эти ценности.

(Удивительно, но сразу после войны в Амстердаме издают антисемитскую и антисоветскую книжку, основанную на басне «Продуманный беспорядок Рейнард» (Het boek 'Reintje verwekt onrust / 1946 / van Hans Held), где враг «красный лис» символизирует СССР. Другие животные объединяются против «красной опасности»: осы в виде пикирующих немецких бомбардировщиков, ежи в виде танков с одетыми шлемами вермахта и т. д. Книга была основана на немецком пропагандистском мультфильме «Нарушитель» (Der Störenfried 1940).

Книга вызвала восторженные рецензии «Volk en Vaderland»: «Не могу представить себе лучшего способа проводить пропаганду, чем тот, который заставляет людей смеяться. У Генехтена в «О Лисе Рейнарде» очень много настоящего юмора... это ценный актив нашей политической пропаганды». Через год книга была переиздана. Успех этой детской книжки в голландских нацистских кругах привел к решению Департамента информации народной службы и искусств (ДВК) (голландской версии Министерства пропаганды Йозефа Геббельса) использовать ее в качестве основы для крупнейшего проекта голландской киноиндустрии за все время войны. В первую очередь это было вызвано тем, что немцы не были удовлетворены большинством анимационных фильмов, сделанных в Третьем рейхе. Нацисты были очарованы фильмами Диснея и тем, что было сделано до войны на Pal Studio в Eindoven. В 1930-х венгерский эмигрант Джордж Пал (George Pal) сделал серию прекрасных кукольных фильмов с рекламой для электронных изделий «Филипс» (Philips).  Пал уехал в США незадолго до начала войны, но многие из работавших на  его студии талантливых голландских сотрудников остались.

Фильм был создан в начале 1941 года по приказу немцев, Эгбертом Ван Путтеном (Egbert van Putten) (1899-1996), членом NSB, жившим в Берлине. Путтен ранее принимал  финансовое участие в знаменитом голландском довоенном авангардном движении Filmliga (Лигафильм). В 1934 году он переехал в Берлин, где работал на производстве нескольких немецких фильмов. В 1938 году он прокатывал в Германии шведский антисемитский фильм «Петтерсон и Бендел» («Petterson und Bende»l 1933) (В Швеции были сильны антисемитские настроения).

Одним словом, он был человеком с важными связями в Германии и в NSB, что объясняет, почему он приехал из Берлина в Нидерланды с рекомендательными письмами, подписанными немецкими властями, которые открыли ему все двери в Нидерландах, в том числе и в ДВК. Он заключает контракт на постановку нескольких фильмов с ДВК и вкладывает свои собственные деньги и деньги немецкой танцовщицы Ilse Meudtner, его подруги и будущей жены, в это предприятие. Один фильм был о культуре, в котором была скрытая пропаганда «Нового порядка» (New Order). Вторым был анимационный фильм. Этот фильм послужил причиной процветания киноиндустрии в Гааге во время войны и безбедного его существования. Первоначально предполагалось, что фильм будет идти около 10 минут, а бюджет не будет превышать 30 000 гульденов. Но к июню 1942 года была израсходована сумма уже в два раза большая. К концу 1942 года расходы составили уже 97 167 гульденов - и фильм был увеличен до 20 минут. Окончательная сумма расходов была еще гораздо выше.

По словам Ван Путтена, основной причиной для создания этого фильма – проекта (его производство заняло значительный срок) было желание предотвратить отправку голландских аниматоров  в Германию. Это верно было лишь отчасти, так как причина, почему люди в киноиндустрии были временно освобождены от работ в Германии, связана с тем, что Геббельс объявил киноиндустрию (kriegswichtig ) военной работой. Впрочем, в конце лета 1944 года (когда большая часть производства анимации в Гааге была остановлена) часть аниматоров из «Nederland Film» были все-таки отправлены в Германию. Одни из них были вынуждены работать на военных заводах. Другим повезло больше, они были отправлены на киностудии в Берлин и Вену. После войны некоторые из тех, кто работал на «Рейнарде», стали утверждать, что они были простыми работниками, которые не знали, что происходит.  Только Joop du Buy,которому было тогда 18 лет (он был направлен в Германию в 1943 на работу в оружейный цех), заявил: «Конечно, мы знали, что мы делали. В студии у носорогов, которых называли Йодокусы  / Jodocusses в фильме, было прозвище: мы их называли, «евреи животные». Даже руководитель группы анимации на Nederland Хилл Бикман (Hill Beekman) теперь говорит, что он ничего не знал. На самом деле, Бикман был лучше информирован, чем кто либо. Ван Путтен, режиссер фильма, зачастую отсутствовал на работе, так как он часто гастролировал (в качестве своего рода менеджера) с Meudtner, известной танцовщицей (будущей его женой), которая часто выступала перед немецкими войсками. По словам Ван Путтена, его руководство было только на бумаге: «Я имел очень мало общего с ними, хотя я и был главным ответственным за это - ребята из Pal Studio сделали все сами». Бикман?один из видных членов Pal Studio в Эйндховене, до войны имел решающее право голоса при разработке персонажей, так как он был главным аниматором. Все животные были созданы заново для фильма. Черно-белым силуэтам, нарисованным Maarten Meuldijk для книги Ван Генехтена / Genechten не хватало глубины, необходимой для создания анимации и, разумеется, они не подходили для цветной пленки. По словам одного из аниматоров, Андре Холла / Holla (еще одного экс-художника студии Pal Studio), даже особые анимационные камеры, используемые в Pal Studio, были специально привезены в  Гаагу для этого фильма. Еще одним сотрудником Nederland был Ян ван Хилло (Jan van Hillo), ставший звездой тележурналистики после войны, он известен своими интервью с королевской семьей. Он также сделал телевизионный документальный фильм о концлагерях, где он показал интервью бывших узников лагерей.

Для привлечения талантливой молодежи к проекту был проведен специальный конкурс рисунков в городе Харлеме в апреле 1942 года. Бикман участвовал в конкурсе в качестве члена жюри. Тридцать победителей получили возможность пройти бесплатный курс обучения анимации в Гааге. Но, на самом деле, они были наняты, чтобы делать рутинную работу. Заказ на сценарий был выполнен, вероятно, голландским национал-социалистом Henk Plaizier, который работал в пресс-секции в DVK. Музыка была написана Лео Райгроком (Leo Ruygrok), композитором NSB, который также работал над несколькими документальными фильмами для студии Nederland. Работа над фильмом проводились в строжайшей тайне. Хотя пресса упоминает только об «анимационном  проекте студии», коллеги в других компаниях знали, что они работали над антисемитским фильмом. Мартен Тоондер (Marten Toonder), самый большой голландский художник того времени, который работал над основными анимационными фильмами для Degeto в Германии во время войны, заявил, что «они работали над антиеврейском фильмом с большой, сказочной историей».

Судя по сохранившимся частям фильма и оригинальному сценарию, сюжет фильма и книга во многом совпадают.

Один из самых ярких образов в мультфильме - это Рейнард. В фильме он фашистский герой, который призывает других животные противостоять Йодокусам / Jodocusses. Почти отсутствует в сценарии лев Лионель. Некоторые сцены, как и расовое смешивание животных, и эксплуатация их носорогами, были расширены. Тем не менее, цели  как книги, так и картины, остались прежними: оголтелая антисемитская и антисоветская пропаганда. Фильм, созданный в Гааге членом NSB (голландский национал-социалистической партии) с помощью оккупационных немецких сил, был задуман, чтобы через анимацию довести до населения нацистскую точку зрения на еврейский вопрос. Картина была завершена в апреле 1943 года и была показана членам съемочной группы и нацистским сторонникам в кинотеатре «Аста» (Asta). На премьере присутствовали многие руководящие работники NSB. «Все было черно от людей NSB», включая Тобе Годеваагена / Tobie Goedewaagen, генерального секретаря DVK и, конечно же, Ван Генехтена / Genechten. По словам Ван Путтена, оба были очень довольны конечным результатом. Тем не менее, коллаборационисты из Информационного департамента возражали против фильма и были совсем не в восторге от него. В частности, возникла проблема: с национал-социалистической точки зрения персонаж Лис был выбран неправильно. С другой стороны, Совет похвалил фильм за «техническое совершенство и за великолепные рисунки». Несмотря на довольно грубый антисемитизм фильма, с технической точки зрения он был очень хорошо сделан и являлся ярким примером высокого качества голландской анимации: животные передвигались естественно, а хорошо сохранившиеся цвета были превосходны. С этой стороны, фильм о Рейнарде вполне можно было сравнить с фильмами Диснея, сзданные в тот же период. Но «О лисе Рейнарде» никогда не была выпущена в прокат, что кажется странным после того, как столько денег было так щедро затрачено на его производство. Почему он никогда не показывался публично, до сих пор остается загадкой. (По-видимому, у немецких властей тогда уже были некоторые проблемы с пленкой, и это тоже могло быть одной из причин.) Возможно, задержка в завершении фильма означала, что такая свирепая антисемитская пропаганда уже не считалась необходимой. К 1943 г. большинство голландских евреев уже были высланы из страны в лагеря. «Великая пропаганда действий» в отношении евреев закончилась в 1941 году, так что, может быть, фильм был сделан слишком поздно. Кроме того, Рейнард, похоже, предложил интеллектуальный вид антисемитизма, который был, пожалуй, слишком заумный для большинства зрителей. Никаких документов,  поддерживающих любую из этих гипотез, не сохранилось. (Впрочем, это было обычной практикой. Так, в Германии есть документальные подтверждения о причинах запрета только на четыре картины из двух десятков фильмов, запрещенных в Рейхе к показу). Известно, что некоторые другие фильмы, сделанные Nederland, также не выходили в прокат.

 

Фильмы, поставленные по комиксам Альфреда Мазура

 

Уникальным и беспрецедентным  явлением в оккупированной немцами Голландии были нелегально снятые в жанре триллера фильмы о Дике Босе (Dick Bos) Альфреда Мазура (Mazure), художника и режиссера-любителя.

Альфред Мазур (Alfred Mazure) (Nijmegen, 8 сентября 1914 - Лондон, 16 февраля 1974) - голландский писатель, художник, режиссер и путешественник.

Известность Мазур получил за публикацию серии комиксов о частном детективе Дике Босе (Dick Bos), который являлся специалистом в джиу-джитсу и сражался с преступниками в трудной, но справедливой борьбе. Приемы боевого искусства в комиксах были показаны подробно. Дик Бос, герой комикса, оживший во время военных лет благодаря фантазии иллюстратора Альфреда Мазура, пугал преступный мир мощными ударами и резкими комментариями.  Это был кровавый триллер, перемешанный с  детективом, созданный талантливым художником.

Первый комикс Мазура о Дике Босе появился в одном голландском журнале в 1940 году, его истории (после того как их стали распространять по школам) стали пользоваться большим успехом. Только за три месяца  1941 года было продано 100 тысяч экземпляров. Мазур первым придумал книгу карманного формата (покетбук), первоначально названную beeldromans. В годы войны нацисты хотели использовать популярный образ Дика Боса в целях фашисткой пропаганды и предложили Мазуру выпустить его книжки тиражом в 1 миллион экземпляров и с широким распространением их в Германии, но с одним условием: главный герой комикса должен надеть форму СС. Мазур наотрез отказался: «Господа, я не думаю, что в мундире СС  мой герой будет хорошо выглядеть». После его отказа комиксы художника с 1942 года были запрещены. Успело выйти к этому времени 15 историй о Дике. (Любопытно, что к концу 40-х голландским министерством образования будут снова запрещены комиксы в школах из-за «вредного влияния на молодежь»). Во  время войны многие книги были потеряны, и коллекционеры теперь платят большие деньги за старые издания книг Maz о Дике Босе. (Maz – псевдоним, которым Мазур подписывал комиксы).

После войны он продолжил выпускать книги про Дика. Последний его комикс выйдет в 1969 году.

 «Фальшивые деньги» (Valsch Geld) 1942 - голландский черно-белый фильм, был первой частью трилогии о Дике Boсе (Dick Bos). Альфред Мазур сделал этот фильм дома и показывал картину в кругу своих друзей. C помощью быстрой смены сцен, снятых на пленку иллюстраций пугающий детективный роман превратился в острый визуально-атмосферный и стильный черно-белый фильм.
В роли Дика Боса снялся известный специалист по дзюдо и другим видам боевых искусств Морис (
Maurice van Nieuwehuizen). Это сотрудничество прошло настолько удачно, что он сыграл в последовавших следом двух продолжениях. Ходили слухи, что фильм Мазура немцы хотели даже показать в кинотеатрах, но после того, как он отказался от того, чтобы Дика Боса использовали в нацистской пропаганде, все на этом и закончилось. Вторым в уголовной трилогии Мазура был фильм «Кража» (Inbraak) 1942 (40 мин), а третьим «Убийство в Доме мод» (Moord in het Modehuis) 80 мин (67мин). Рабочее название фильма «Немезида». (Через пять лет  режиссер и художник Альфред Мазур создаст комикс о детективе Дике Босе с таким же названием, в котором имя Немезида будет носить отрицательный герой).

По сюжету фильма Дик Бос расследует в Гааге убийство по просьбе одного из оставшихся после преступления совладельца журнала мод. При этом был украден еще и жемчуг. В деле есть  много подозреваемых, работающих в Доме мод. А тем временем убийства продолжаются. На месте преступления преступник каждый раз оставляет по жемчужине. После долгих поисков Бос, наконец, выходит на след преступника по имени Немезида и, заманив в расставленную им ловушку, хватает жертву.

Картина была сделана незаконным образом, так что никакой классификации для фильмов и другим правилам не соответствовала. «Убийство в Доме мод» был последним и самым длинным из фильмов о Дике в криминальной трилогии, которая никогда не была признана голландским институтом кинематографии. (Голландский Институт кино наотрез отказывается признавать фильмы, снятые Мазуром, и не включает их в свой реестр). Фильм был закончен в 1943 году. Голландские кинооператоры охотно помогали снимать фильмы Мазуру, так как число картин, выпускавшихся во время войны, было мало, и работы не было.  После войны все эти фильмы так никогда и нигде не демонстрировались, и по сей день хранятся в семейном архиве Мазуров.

Мазур во время войны снял еще несколько фильмов по комиксам о Дике Босе: «De Gasman», «Напитки после  закрытия» (Drank na Sluitingstijd), «Каменный уголь» (Zwarte Kolen / фильм был снят сразу после окончания войны). Во всех Боса играл Морис (Maurice Van Nieuwenhuizen был не только преподавателем джиу-джитсу у  Альфреда Мазура, но  и его другом) Из всех этих фильмов только «Кражу» один раз показали по ТВ, а «Каменный уголь» вскоре после выхода на экран был запрещен как расистский и антинегритянский (режиссер планировал снять фильмы «Сумасшедший на заводе» (De Gek de Molen) и «Рай никогда», но они так и не были сняты). На основе комиксов Мазура были нарисованы два анимационных фильма «Взрыв тюрьмы» (Jail Break) и «Рыцари Мальты» (The Knight of Malta).

В те годы многие авторы были запрещены из-за их нацистских симпатий и сотрудничества с оккупантами, подозрения были и в отношение Мазура (совершенно ошибочные, так как на самом деле он принимал участие в антинацистском Сопротивлении). Разочарованный  и обиженный, Мазур через несколько лет переедет в Англию. Там он успешно долгие годы будет работать в качестве художника-иллюстратора. В 1972 году его старшая дочь погибнет в дорожно-транспортном происшествии. Для него это было слишком большим ударом,  и у Мазура случается первый сердечный приступ. In februari 1974 overlijdt Alfred Mazure, op 59 jarige leeftijd, door een volgende hartaanval. В феврале 1974 года в Лондоне Альфред Мазур, раздавленный и так и не пришедший в себя, умирает в возрасте 59 лет после очередного  сердечного приступа. Daarmee komt helaas een einde aan het leven van één van Nederlands grootste striptekenaars. К сожалению, таков был конец жизни одного из величайших голландских карикатуристов. В 2004 году режиссеры Пол Верховен и Ян Бодсриш / Bosdriesz со сценаристом Джерардом Сотеманом / Soeteman сделают документальный фильм о Дике Босе и его создателе.

 

Послесловие

Сразу по окончании войны в Нидерландах, как и в других странах, бывших под оккупацией, стали  выходить фильмы о национальном «Движении Сопротивления»: «Последний выстрел» 1945 режиссера Ферну, «На дороге вместе» 1946, поставил О Ван Нейенхофам. Был снят художественный фильм «Оккупированные территории» (Голландское подполье / Путь к свободе / Neerland's illegalen / De weg naar vrijheid) 1946 и многие другие картины. Конечно, само «Движение Сопротивления» как явление было большей частью красивым мифом, но на экране это все выглядело вполне убедительно.

Hosted by uCoz