К истории политической цензуры в Западном кино
Множество
киноведов писало о фильме “Безрадостный переулок» режиссера Георга, но смею
утверждать, что ни один историк кино не видел и не знает этот фильм. Это был не
только один из самых лучших фильмов времен Веймарской республики, произведших
сенсацию, но и один из самых вопиющих случаев политической цензуры на Западе.
Период после 1924 года - это возвращение немецкого кино от экспрессионизма к
реализму, названому «Фильмы улиц» (Strassenfilme) по
названию фильма Карла Груне «Улица». Эти фильмы, «Безрадостный переулок» Пабста, «Асфальт» Мея, «Александерплац» реалистично показывали условия жизни
обычных людей в послевоенный период. Отчаяние, пессимизм, разочарование были
главной характеристикой этой эпохи, беспощадно воссозданой
в «уличных фильмах». «Безрадостный переулок» Пабста
был его вторым фильмом, который завоевал мировое признание в качестве шедевра
кинематографического социального реализма. Фильм касается финансового и
духовного разрушения среднего класса в послевоенной Вене, сосредотачивается на
жизни несколько обедневших буржуазных семей, стремящихся поддержать чувство
собственного достоинства и тайно голодающих. Их страданиям противопоставлены
спекулянты и бизнесмены, живущие с черезмерной
роскошью. Дочери среднего класса, которых играют шведские актрисы Аста Нильсон и Грета
Гарбо (это был ее любимый фильм), продают себя в
бордель, чтобы спасти свои семьи. Многие современные критики расматривали фильм как активный моральный протест против
существующей социальной системы и как жгучий обвинительный акт
несостоятельности этого политического строя .Фильм,
который потряс европейские правительства, сочли политически опасным. В то время, как этот фильм сделал режиссера знаменитым,
государственные комитеты контроля в Западных странах гарантировали, «что никто
никогда не увидит фильм в его оригинальном виде». Фильм считался слишком
большой политической провокацией. История периода инфляции в Вене во времена
после Первой мировой войны подкладывала достаточно
динамита в стены буржуазного общества. Валютные нувориши и спекулянты фондовой
биржи, которые жили в вавилонской роскоши, бездомные и безработные, живущие в
сараях, женщины, продающие тела и душу за кусок свежего мяса в лавке мясника,
высокомерные, но обедневшие буржуа, не сознающие понижения своего статуса,
молодые карьеристы, желающие заниматься сексом с женщинами из высшего общества.
Сексуальные оргии и бордели, убийство из ревности, убийство от отчаяния и,
наконец, революция на улицах. «Безрадостный переулок» иллюстрировал души, растоптанные эпохой, и
безумную жажду удовольствий тех людей, которые пытаются хоть на
несколько минут забыться от ужасной правды. Фактически фильм был изрублен,
искалечен и подвергнут цензуре, как ни один другой фильм из выпущенных
в Веймарской республике. Пол Раса рассказывает :«Фильм
был сделан за 38 дней, так как группа работала по 16 часов в сутки. Когда он
был закончен, длина его составляла
Во Франции цензура (Commission de Controle Cinematographigue)
имела свойство проявляться во время национальных кризисов – Первая мировая
война, Народный Фронт в середине 30-х, Немецкая оккупация, Алжирская война, Май
1968 года и т. д. Важно подчеркнуть два способа цензуры фильма: первая
самоочевидна - государственное вмешательство в процесс кино во время
производства, вторая - невидимая, идеологическая, обусловленная самоцензурой. Фильм Жана Ренуара «Жизнь принадлежит
нам» 1936 года, сделанный по заказу Французской компартии, был запрещен более
30 лет. Саму компартию запретили в 1939 году, тогда же был закрыт доступ на
экраны советским антифашистским фильмам «Александр Невский», «Профессор Мамлок» и др. Та же участь постигла один из немногих
американских антифашистских фильмов «Признание нацистского шпиона».
Перемонтированы были против воли их авторов «Наполеон» Абеля Ганса, «Аталанта» Виго и другие фильмы. В 1947 году запрещают фильм Клода Отана-Лара «Дьявол в нем». Фильм «Первый
шар» Кристиана Жака был запрещен из-за сцены, где
обезьяна была одета в военно-морскую форму (флот обиделся), а другой его фильм
«Ад ангелов», очень жесткий, о подростках большого города, где город представлен
как огромная клоака, в которой дети («ангелы») могут лишь погибнуть, город
развращает и уничтожает в них то чистое, о чем говорил сценарист фильма Пьер
Вери («Главное – спасти то, что у нас осталось от ребенка, какими были и
мы, от существа, полного недостатков, превратностей, призрачности,
таинственности, но такого чистого, такого чистого…»), был запрещен
правительством Даладье на многие годы как «прокоммунистический». Японскому
фильму «Наполненный Баклажан» было отказано в показе из-за отрицательного
изображения полиции. Антивоенный фильм Стенли
Кубрика «Дорога Славы» 1957 был запрещен
во Франции к показу до 1977 года. Во время Алжирской войны фрацузкое
Управление Цензурой было объединено с Министерством информации. Наиболее
известная жертва цензуры тех лет фильм Годара
«Маленький солдат», а также фильмы, которые показывали зверства и пытки французской
армии, которые они устраивали в Алжире в период 1959-1962 гг. Фильм Турнье «Вы не должны убивать» цензура не выпускала, пока
режиссер не изменил название (Фильм выходил в критический момент Алжирской
войны). Известен случай с попыткой запретить итальянский фильм Дамиано Дамиани «Следствие закончено-забудьте» 1972, но дистрибьютер
фильма оказался не из пугливых. На выборах 1974 года
Президент Франции Жискар Д’Эстен заявил, «что не
будет никакой цензуры». Чем вызвал улыбку у скептиков, дело в том что к тому
времени цензуры как бы официально и не было. Как же можно было отменять то чего
нет? Анджей Вайда по этому поводу говорит «Я часто должен был давать интервью
иностранным журналистам, объесняя как политическая
цензура работала в Польше. Но не один из них когда либо не способен был
объяснить мне, почему во Франции – где нет никакой политической цензуры, не
были сделаны фильмы чреватые социальными и политическими последствиями, как
война в Алжире или май 1967 года. Внутренняя цензура заняла место
политической».(Существует мнение, что в соцстранах, переживших тоталитарное
правление, теперь существует самая большая свобода в мире, и нет политической
цензуры. Запрет на ТВ фильма «Четыре танкиста и собака» в Польше, говорит об
обратном. В России, к примеру, «не рекомендована к тиражированию» «Мать»
Пудовкина, запрещен фильм «Большая Медведица» 2005 реж
Лилия Вьюгина об умершей певице Наталье Медведевой и т. д.). Но Вайда не прав,
и государственная цензура во Франции никуда не делась. Вот один из примеров
лежащих на поверхности. Где то с год назад на выходящей во Франции ТВ «Евро Ньюс»
сообщили, что умер Джилло Потекорво,
добавив, что запрещенный во Франции знаменитый фильм мэтра «Битва за Алжир»
В США цензуру МРРА (Motion Picture Producers of America) возглавляет Джек Валенти. Вот, что пишет о американской цензуре Педро Альмодовар работавший там «…Соединенные Штаты все больше и больше напоминают мне Испанию 50-х..в самом воздухе разлито такое же ощущение темной непримиримости, какое 30 лет назад пронизывало атмосферу франкисткой Испании – тот же страх. Та же затруднительность в разговорах о реальности, те же отвратительные парадоксы, та же свирепая самоцензура… В «Иштаре» фильме с Уорреном Битти и Дастином Хофманом, Битти бросает маленький самолетик в мертвую петлю со словами «I fuck you twice», то есть проклинает самолетик дважды, а слово «fuck» употребляет только один раз. А все потому, что по идиотской инструкции МРРА, которая квалифицирует фильм перед выпуском в прокат, слово «fuck» можно употреблять только как бранное и никогда в сексуальном значении, да и то не более трех раз за весь фильм – иначе он получит индекс R, а если фильм сделан для юношеской аудитории, то экрана с таким индексом он не увидит. В старые времена, лет 25 назад, в соответствии с революционным стилем 60-х, получить в рейтинге Х считалось чуть ли не достижением, это был знак шика и интеллектуализма…Так было во времена «Последнего танго в Париже», «Полуночного ковбоя» и «Заводного апельсина». Все эти фильмы получили индекс Х и пользовались успехом. Главным образом из-за своих крайностей. Теперь снобизма такого рода уже нет, и индекс Х зачастую означает коммерческую смерть фильма. Некоторые газеты не помещают не рецензии не рекламу на такие фильмы, а часть кинотеатров не показывает их вообще…В той же «Таймс» американский режиссер Пол Шредер рассказывает о маккиавелиевской цензуре МРРА, которая сама фильмы не режет, зато вкладывает ножницы в руку режиссера…Цензура МРРА, как и всякая другая, смешна. неразумна, лицемерна, неряшлива и корыстна. Фильмы неприемлемые с точки зрения морали, такие как «Рембо», никогда не получат индекс Х. И никакого значения при этом не имеет, что это-разгул кровавого насилия и пропаганда замаскированных фашистских взглядов. Зато это - суперпродукт, в котором заинтересована индустрия». Вообще, самая печальная из трагедий вытекающих из американского образа жизни, это кричащие противоречие между высоким уровнем материальной культуры и крайней ограниченностью духовных идеалов. Иллюзорно-оптимистическая философия крайнего индивидуализма, практицизма и делячества смогли найти столь широкое распространение в Америке главным образом потому, что она основывалось на искренней вере миллионов американцев в исключительность пути развития своей страны. В Америке возник миф, что любой продавец газет сможет стать миллионером. Эта оптимистическая философия пустила глубокие корни в сознании рядового американца. В первом американском цензурном кодексе(«Кодекс Хейса» 1930) сказано «Каждый американский фильм должен утверждать, что образ жизни Соединенных Штатов – единственный и лучший для любого человека. Так или иначе каждый фильм должен быть оптимистичным и показывать маленькому человеку, что где-нибудь и когда-нибудь он схватит за хвост свое счастье. Фильм не должен выворачивать наизнанку темные стороны нашей жизни, не должен разжигать решительных и динамичных страстей». Отсюда, из этой философской установки, вытекают наиболее характерные черты американского кино: неизменный оптимизм, пропаганда американской «демократии», «настоящие» американцы в качестве героев. И где штамп «хэппи-энд» - счастливый конец – лишь заключительное звено цепи «казенного оптимизма». Оторванность от подлинной жизни, ее лакировка, отсутствие настоящего конфликта и больших мыслей, характерная черта большинства американских фильмов. Самое страшное, что в течении многих десятилетий в стране проводится планомерная политика, антиэстетического воспитания зрителя, приучение его к пошлому и банальному, насквозь буржуазно - мещанскому фильму.
Первыми цензуру кинопродукции
в Америке ввели в городе Чикаго в 1907
году, с постановления, которое требовало разрешение от полиции перед показом
любого фильма, в Штате Пенсильвания ее ввели в 1911г, в Канзасе и Штате Огайо в
1913, в Штате Мэриленд в 1916. Нью-Йорк ввел лицензию на показ фильмов в 1921 году.
Верховный Суд США узаконил закон о цензуре в 1915 году.(с
«Производственный кодекс» или «Кодекс Хейса» просуществовал в Америке до 60-х. Но на его месте возник новый - МРРА Джека Валенти создавшего неопределенную и субъективную систему оценки, принимаемой тайно, при запрете фильма, которая существует и поныне. В учебнике для сценаристов «Американская кинодраматургия» ее автор Тамар Лейн, знакомит будущих сценаристов с тем что в Голливуде делать нельзя: «Американские студии отказываются ставить откровенно проблемные пьесы, как бы их темы ни интересовали публику. В эту категорию попадают те произведения, которые посвящены борьбе труда с капиталом, расовые проблемы и т. д.» то есть фактически были запрещены фильмы с социальными проблемами. Согласно Григорию Блаку «Общей целью системы лицензирования на Западе это описания изменения моральных стандартов, предельное допустимое описания сцены места преступления …избегать в максимально возможной степени любое изображения на экране социальной борьбы. Конфликтов между рабочими и предпринимателями, государственную коррупцию и несправедливость. Экран не был надлежащим форумом для обсуждения интимных проблем или для социального или политического комментария» («Католический Крестовый поход Против Кинофильмов, 1940-1975» Кембридж. Великобритания 1997).Из последних скандальных запретов «Форенгейт» Мура и «Команданте» Оливера Стоуна, запрещенного к показу в кинотеатрах. А также отказана в показе по кабельной сети ТВ США ( В Америке кабельное ТВ, это основной источник информации). (Не в «витринных» Западных странах с цензурой дела обстоят еще хуже. Так, широко известен случай, когда в Бразилии посадили в тюрьму одного из преподавателей Университета в Рио-да- Женейро только за хранение фильмов «Мать» Пудовкина и «Броненосца Потемкина» Эзенштейна. Запрещены эти фильмы там и сейчас.)
Несколько слов надо сказать о запрещенных книгах в США., тема эта безгранична, приведем лишь некоторые случаи. Лучший роман 20-го века «Улисс» Джойса был запрещен в Америке 15 лет. В 1930 году американская Таможня изъяла присланную в Гарвард «Кандида» Вольтера, Запрещены были «Лисистрата» Аристофана (Антивоенная «Лисистрата» была запрещена и в Греции во времена «черных полковников» 1967), Боккаччо, «Молл Фландерс» Дефо, «Сказки 1001 ночи», «Листья травы» Уолта Уитмона. Автобиография Руссо «Исповедь» была запрещена как «вредная» в США, а «Иерусалим» Тассо во Франции «как содержащий идеи подрывающие власть». Письма Джека Лондона были подвержены цензури в нескольких Европейских странах. В 1929 году Италия запретила его «Зов природы». Нацисты сожгли его «Железную Пяту». В ЮАР в 1955 году был запрещен «Франкенштейн» Мери Шелли, а в США в 1954 «Государство и революция» Ленина, как «подрывное». Многие считающих себя демократичными странами Австрия, Франция, Германия, Канада подвергают людей уголовному преследованию за так называемые «речи ненависти» включая книги оценивающиеся, как оскорбительные, для разных групп людей и наций. Так в 1980 году Эрнст Цюндель был осужден дважды по закону «о ложных новостях Канады» после публикации его книги отрицающей Холокост. ( В 1992 году Верховный Суд нашел «ложные новости» неконституционным законом, и теперь таких, как Цюндель, Дебора Липстадт и некоторых других видных критиков Холокоста преследуют по суду согласно «закону о Правах человека Канады» в то время как в Англии например, такие книги выходят свободно). В Калифорнии в 1989 году в двух округах была запрещена «Красная шапочка» Братьев Гримм! ! !.Из-за упоминавшегося в сказке спиртного. В Мидленде Штат Мичиган в 1980 году запретили «Венецианского Купца» Шекспира из за того, что в пьесе не так изображен еврей Шелок (Shelock). Из версии 1960 года «История доктора Дулитла», была тихо изъято по сравнению с оригиналом 1920 года «не политкорректные» слова, которые использует Полинезийский попугай по отношению к чернокожим. А в издании 1988 года уже удалили почти все ссылки и изьяли всю сюжетную линию Бампо, там где он высказывал желание стать белым. Американские правительственные чиновники, также теперь налагают цензуру. Несколько лет назад в Графстве Лондон, Вирджиния,они потребовали, чтобы все читатели библиотеки как дети, так и взрослые использовали программу с фильтром, чтобы получить доступ в интернет, программа, которая блокирует Запрещенные Книги и многие другие участки сайтов. В 2000 году американский Конгресс обязал библиотеки по всей стране использовать фильтры во всех их интернет-связях. В 2003 году американский Верховный Суд поддержал требование Конгресса, таким образом библиотеки теперь сталкиваются с выбором или цензура, или потеря государственных фондов финансирования. Книги которые были запрещены в 90-х и 2000-е, в американских школах и библиотеках, можно найти в книге Герберта Фоерстема «Запрещенное в США» первое издание в 1994 году и последующие. Туда входят запрещенные критические работы Марка Твена, произведения Стейнбека, Вонегута и многих других авторов. Существуют в Америке и свои полит заключенные от «Бирмингемская Шестерка» и Абу Аби до Полтиера – лидера североамериканских индейцев. Самый знаменитый узник совести Анджела Девис ныне профессор. Не изменившая своим убеждениям, она очень уважаемая в демократических кругах, выступает с лекциями в университетах США с большим успехом. В то время когда в СССР, из страны выдворяли автора произведения «Пир победителя», в котором он оправдывал и прославлял власовцев – Александра Солженицына. Из Америки депортировали человека, которого назвали Врагом N 1 США. Философа и мыслителя ОШО. ОШО был человеком блестящего, аналитического ума и с ним ничего не могла сделать вся мощь американской пропагандисткой машины. Их ханжеская мораль и буржуазная идеология затрещали по швам. Все пресловутые «ценности» и «американский образ жизни» были подвергнуты убийственному анализу и разоблачению. Власти были растеряны и испуганы, они не могли справиться с одним человеком, все их пропагандистские технологии по промыванию мозгов дали сбой. Тогда по распоряжению Госдепа, агенты ФБР арестовали ОШО, и не дав ему время собраться, и простится с учениками и последователями, закованного в наручники, отвезли в аэропорт и в панике выслали из страны.
Когда говорят об инакомыслии в Америке, одной из первых, приходит на ум трагическая судьба известного австрийского психолога и философа, ученого, автора аргонной теории Вильгельма Райха. Райх родился в 1897 году в семье богатого фермера. Учился на медицинском факультете Венского университета. С 1919 года он был членом Венского Психоаналитического общества в 1922 Райх становится первым клиническим ассистентом Зигмунда.Фрейда, который оценивал. его очень высоко. Позже он станет вице-директором основанной Фрейдом психоаналитической клиники. Изучение социальных причин неврозов побудили Райха заинтересоваться марксизмом. Он переезжает в Берлин, вступает в Германскую коммунистическую партию. В 1930-1933 гг. Райх обращается к анализу немецкого фашизма и пишет книгу «Психологию масс и фашизм» 1933 и ряд других работ. В середине 30-х он переезжает в Осло, где проводит экспериментальные исследования биоэлектрического потенциала человека. В результате он получает уникальный вид энергии – аргон, свойственный не только сексуальности но и всем проявлениям жизни. Однако Райх не нашел понимания среди норвежских ученых а из за гонений в прессе вынужден был покинуть страну. В 1939 году, получив приглашение от американских ученых, он переезжает в США., где успешно работает. Но в 1954 году его теория и практика были объявлены несостоятельными, было запрещено применение его методов, а также было запрещено большинство его книг и журналов. В американской прессе развернулась настоящая травля ученого. Райх пытался протестовать но тщетно и это не смотря на то, что результаты его опытов никогда никем не были научно опровергнуты. Власти возбудили против Райха уголовное дело. На суде Райх держался смело, утверждая, что суд не может компетентно судить о полученных результатах. Когда на суде выяснилось, что подсудимый бывший коммунист, дела его стали совсем плохи. Он был на этом позорном судилище приговорен к двум годам тюрьмы, в том числе и за неуважение к суду. Власти так же, как во времена инквизиции, приказали сжечь все его книги, была разгромлена его уникальная лаборатория и уничтожены все приборы. Агенты ФБР также нагрянули в издательство Института аргона в Нью-Йорке. Они изъяли все книги, погрузили их в мусоровоз, отвезли на Вендивурт-стрит и бросили в мусоросжигательную печь. Были украдены практически все его архивы с личными и профессиональными записями. Писали, что власти воспользовались гениальными способностями Райха, а затем надежно изолировали ученого, чтобы он не смог распространить где–либо свои открытия (например участие Райха в проекте «Феникс»). До 1967 года в США было официально запрещено печатать работы Райха. Сам Райх умер в тюрьме через несколько месяцев, по последним данным его убили. Разработанные Райхом леворадикальная критика семьи повлияла на Франкфуртскую социологическую школу (Адорно, Хоркхаймер), экзистенциализм (С. Бовуар), оказали значительное влияние на «новых левых», негритянское движение в США (Э.Кливер, руководитель «Черных пантер») и даже на творческую интеллигенцию (драматургия Жана Жане). В психологии он оказал влияние на К.Хорна, Э. Фромма (хотя он этого никогда не признавал), Г.Маркузе, Э.Эриксона. Вильгельм Райх оказался пионером и в области психологии и психотерапии тела.
Если марксизм представлял собой критику капиталистической системы хозяйства, то психоанализ – критику буржуазной морали. Буржуазное общество, конечно сделало все, чтобы свести на нет значение психоанализа, а когда это не удалось – нейтрализовать его критику. Видимо это и стало одной из причин репрессий обрушившихся на Вильгельма Райха в попытки заткнуть ему рот. В современном Западном обществе профессия психоаналитика превратилась в клоунаду и шутовство и стала доходным шоу бизнесом, а обсуждение своих «комплексов» - модной темой для салонных разговоров.
Одним из самых громких дел в истории США был судебный политический процесс над рабочими – революционерами выходцами из Италии Сакко и Ванцетти. Им было предъявлено ложное обвинение в убийстве кассира и охранника обувной фабрики в г Саут-Брейнтри. Процесс сопровождался травлей всех прогрессивных организаций в стране. 14 июля 1921 года суд специально подобранных присяжных, опираясь на показания лжесвидетелей и подтасованные экспертизы, приговорил их к смертной казни.На суде Сакко сказал «Я политический борец, преданный своему делу, но нелепо обвинять меня в бандитизме и грабеже». После волны протестов губернатор Алвин Фулер назначил специальную комиссию возглавляемый президентом Гарварда, которая подтвердила справедливость приговора.После этого губернатор отклонил прошение о помилование. Комиссия никак не изменила общего отношения к делу, зато надолго изменило отношение к Гарварду, который прозвали «Дом повешения». Волна возмущения прошла по Америке и по Европе. Альберт Эйнштейн, Бернард Шоу, Томас Манн, Джон дос Пассос писали протесты. Эптон Синклер начал собирать материалы для романа о Сакко и Ванцетти – роман «Бостон». Катрин Энн Портер и поэтесса Винсент Милле выходили на демонстрации. Под давлением общественности суд и пересуд Сакко и Вацетти продолжались 6 лет. Но все ходатайства о пересмотре дела были отклонены и 23 августа 1927 года Сакко и Ванцетти были казнены на электрическом стуле. В день вынесения смертного приговора демонстрации протеста спонтанно прошли во всех столицах мира. А в Париже толпа чуть не взяла штурмом американское посольство. Похороны Сакко и Ванцетти 25 августа 1927 года были многочисленнее, чем похороны Льва Толстого. Прошло 20, 30, 40, 50 лет после казни а о них продолжают снимать фильмы, писать книги, песни и баллады. Лучшую написал композитор Энуэл Мариконе на слова Джоан Базз «О Николе и о Барте – мучениках, погибших за идею справедливости». Никколо и Барт, Ваша агония – это ваш триумф… Это референт, проходящий через всю песню, является повторением слов, сказанных Ванцетти перед казнью. Никола Сакко и Бартоломео Ванцети эти анархисты-философы были обречены с самого начала потому что в США победила и торжествовала антикоммунистическая истерия и потому что они были иностранцами и революционерами. И до сих пор этот процесс большинство американских интеллектуалов считает главным позором американской судебной системы. «Трагедия Сакко и Ванцетти. – писал Альберт Эйнштейн,-должна оставаться незаживающей раной на совести человечества». 23 августа 1977 года в день 50-летия со дня казни Сакко и Ванцетти губернатор Массачуссетса демократ и либерал Майкл Дюкакис установил в Бостоне их статую и ввел в календарь день памяти мученикам и героям Сакко и Ванцетти.
Германию часто называют полицейским государством, особенно хорошо высветило их «демократические ценности и буржуазные свободы» так называемое дело РАФ (Фракция Красной Армии), которую власть целенаправленно называет не иначе, как «банда Баадера-Майнхоф» и отказывается называть их по-другому. О левом вооруженном подполье в ФРГ написано уже десятки книг, которые породили много легенд (более подробно см http://www.agentura.ru, откуда и взят этот материал). Они не были «золотой молодежью» и детьми миллионеров, хотя были среди них и такие. В основном они были выходцами среднего класса из обеспеченных семей. Но со временем выяснились удивительные вещи, связанные с руководителями РАФ. Так, Андреас Баадер оказался потомком Франца Ксавера Баадера – выдающегося мюнхенского философа-идеалиста первой половины XIX века, Гудрун Энслин – потомок самого Гегеля, Ульриха Майнхоф – потомок великого поэта-романтика Фредерика Гельдерлина, Ян-Карл Распе – потомком знаменитого писателя, создателя «Мюнхгаузена», Хорст Малер – родственником великого композитора Густава Малера. Многие из будущих боевиков РАФ и других левых групп начинали свою деятельность в молодежных антифашистких организациях. Сначало будущие городские партизаны пытались добиться наказания фашистов и отстранения от должностей гитлеровских палачей. В 50-60 годах в ФРГ у штурвала власти – в политике, в бизнесе, в СМИ – почти поголовно стояли люди с нацистским прошлым. Тогда в 60-х наивные студенты пытались их «разоблачать». Они думали, что достаточно опубликовать имена военных преступников – и тех накажут. Они составили и опубликовали огромное количество списков военных преступников. Тысячи, десятки тысяч имен. Но комендант Дахау Михаэль Липперт получил всего 18 месяцев тюрьмы, генерал СС Зепп Дитрих, знаменитый убийца и садист, получил тоже лишь 18 месяцев, группенфюрер СС Карл Оберг и его ближайший помощник Гельмут Кнохен, руководившие фашистским террором во Франции, получили от французского суда смертный приговор, но были выданы германской стороне – и тут же освобождены. Иоганн Кремер, врач-палач из Освенцима, был приговорен польским судом к смертной казни. Власти ФРГ добились его выдачи и освободили. «Палач Дании» Вернер Бест, лично виновный в убийстве минимум 8 тысяч человек, вообще не был осужден и прекрасно жил. Нацистские суды, выносившие смертные приговоры антифашистам, десятками отправлявших на виселицу «паникеров» в конце войны, не понесли никакого наказания – никто, «ни один-единственный», как с горечью писал известный немецкий драматург Рольф Хоххут. Немецкие левые собрали к началу 70-х доказательства вины 364 тысяч военных преступников. По их подсчетам 85% чиновников МИД ФРГ должны сидеть не в своих кабинетах, а в тюрьме. Из 1200 палачей Бабьего Яра, чья вина была доказана, перед судом предстали 12, один был повешен в Нюрнберге, еще 11 судили в ФРГ и все они получили символические наказания. В 1955 г парламентская комиссия приняла решение, которое открывало доступ в бундесвер всем бывшим офицерам СС, причем каждый из них сохранял прежний чин. Был принят закон при котором все бывшие нацистские чиновники и профессиональные военные подлежали восстановлению в своей прежней должности. В 1961 году к закону было принято дополнение, которое распрастраняло действие закона на эсесовцев – членов организации, официально признанной в Нюрнберге преступной. Нацистские военные преступники дорастали до министерских постов - как это было с Теодором Оберлендером, командиром спецбатальона «Нахтигль», который прославился массовым истреблением мирных жителей на Украине, или даже до поста федерального канцлера, как это было с Георгом Кизингером, одним из разработчиком доктрины антисемитской пропаганды при Гитлере. Стоит ли удивляться, что часть молодежи пришла к выводу, что они живут в фашистском государстве, просто этот фашизм «скрытый». А раз это фашизм – то с ним и бороться надо, как с фашизмом. То есть с оружием в руках. Сама Ульриха Майнхоф была активисткой пацифисткой организации «Движение против ядерной смерти». Но участников антиядерного движения травили, как «подкупленных Советами» и ставили на учет как «подрывных элементов». Ими занималась БВФ (одна из политических полиций ФРГ). А коммунисты рассматривались уже как абсолютный враг. Компартия была в 1956 году запрещена в ФРГ (как в фашисткой Германии). Начались судебные процессы. Кровавые разгоны демонстраций начались уже в 50-х годах. Действовал закон «О запрете на профессии», когда учителем не мог быть человек с левыми убеждениями, но вполне мог с фашистскими. Так западногерманское общество само создавало себе врагов. Участник антивоенной демонстрации против войны во Вьетнаме вспоминает, как кричали бюргеры: «Таких, как вы, при Гитлере мигом отправили бы в печь!». Таким образом, круг замкнулся. И антифашисты и пацифисты приходят к одному выводу о существовании в ФРГ «скрытого, дремлющего фашизма». Последней каплей для создания РАФ послужило убийство студента Бенно Онезорга. Он стал знаковой фигурой для протестующей молодежи ФРГ. 23 летний студент-теолог из Ганновера, он был преднамеренно, выстрелом в спину застрелен полицейским при разгоне студенческой демонстрации протеста против визита в ФРГ иранского шаха. Онезор попал на демонстрацию случайно, он не был левым. Просто незадолго до визита в прессе были опубликованы статьи о пытках, которым подвергались политзаключенные в тюрьмах со стороны шахской охранки САВАК. Демонстранты рассматривали шахский режим как фашистский, а помощь шаху как помощь фашизму. Онезорг, у которого осталась беременная жена, стал символом не только из-за своей внешности (вылитый Иисус Христос), а именно потому, что он не был леваком и врагом системы. Он был всего лишь одним из их поколения, одним из молодых. Этого было достаточно, чтобы его убили. На стихийном митинге памяти Бенно Гудрин Энслин (до этого известная своим пацифизмом) произнесет свои знаменитые слова, которые с тех пор будут цитироваться бесчисленное количество раз: «Это фашистское государство, готовое убить нас всех. Это поколение, создавшее Освенцим, с ним бессмысленно дискутировать!». По сути это было восстание поколения выросших детей. Лидер «Движения 2 июня» Фриц Тойфель скажет на суде в ответ на вопрос «Кто ваш отец?»: «Фашист, разумеется. Ведь он из вашего поколения». Другим символом восстания станет Руди Дучке. «Пули, ударившие в Руди Дучке, покончили с нашими мечтами о мире и ненасилии», признается один из лидеров РАФ Ульриха Майнхоф. Руди Дучке – теоретик немецких «новых левых», лидер крупнейшей в стране студенческой организации Социалистический союз немецких студентов. Был тяжело ранен в голову в апреле 1968 года неонацистом Бахманом. Дучке был объектом совершенно безумной травли со стороны газетного концерна Шпрингера. Пресса Шпрингера постоянно напоминала о еврейском происхождении Дучке. На первых полосах шпрингеровских газет печатались призывы к «честным немцам» «остановить» Дучке. Хирурги чудом спасли жизнь Руди, но он остался инвалидом, страдавшим от чудовищных головных болей, обмороков, потерей зрения, приступов эпилепсии и паралича. Но даже инвалида пресса продолжала травить, и он вынужден был эмигрировать в Англию, где во время очередного приступа утонул в ванной. Именно в ответ на выстрел Бахмана взорвал бомбу в здании концерна Шпрингера будущий теоретик РАФ Хорст Малер. В ФРГ была организация «Социалистический коллектив пациентов», эта организация оказывала помощь психически больным людям и невротикам, критиковала традиционную психиатрию как «репрессивную». В 1971 году «традиционные» психиатры из Гейдельберга написали донос на них в политическую полицию (БНД), где обвинили докторов Вольфгана и Урсулу Губер в том, «что под видом психиатрической помощи якобы обучают больных карате, методикам контрпропаганды, обращением с оружием, а также ведут «антигосударственную пропаганду», преподавая пациентам основы психологии, социологии, диалектику и историю классовой борьбы. БНД разгромила организацию, арестовала Губеров, а больных, которых пользовал доктор Губер, принудительно поместили в психиатрическую клинику, где вскоре двое покончили с собой, двое умерли в результате «лечения» (электрошок, инсулинотерапия), один погиб, «упав с лестницы», а остальных, поскольку они полемизировали с врачами, объявили «неизлечимыми» и засунули в буйное отделение. Что же удивляться, что после этого оставшиеся на свободе последователи д-ра Губера влились в ряды партизан «Движения 2 июля». В ФРГ проводились специальные полицейские операции по «выявлению и борьбе с террористами», названные «расстрельными облавами». В результате таких облав только в 1971-1978 гг. погибло более 140 мирных граждан, чем-то не понравившихся полиции. Одни из застреленных «недостаточно быстро подняли руки вверх», другие «подозрительно оглядывались по сторонам». Были и такие, кто «подозрительно держал руки в карманах» или просто «подозрительно выглядел». Раз за разом суды оправдывали полицейских – убийц. Вот один из примеров. «Мы шли мимо Кауфхофа (универмаг в Кельне) – мы впереди, а Клаус тащился сзади: у него болел зуб и он держался за щеку. Вдруг мы услышали очередь и крик. Мы обернулись – Клаус уже лежал и одежда у него была в крови. К нему бежали полицейские с автоматами. Мы закричали: «Что вы наделали! Он ни в чем не виноват!» Полицейский закричал в ответ: «Он террорист! Он закрывал лицо рукой!» «Посмотрите на меня, какой же я террорист?!» - выкрикнул Клаус. Он хотел обратить их внимание на свои толстые очки – у него была сильная близорукость. «А по-моему. Ты типичный террорист», - ухмыльнулся полицейский и выстрелил в него еще раз, в упор». Пять лет друзья и родственники Клауса ходили по судам, добиваясь справедливости. Вместо этого они получили одни неприятности: подозрение в «симпатизанстве», слежку, обыски – и как следствие, увольнение с работы и инфаркты. Спустя пять лет одни смирились. А другие…исчезли. Власти сообразили, что к чему, - обеспечили дополнительную охрану всем причастным к делу: начиная от полицейских-убийц и кончая оправдавшими их судьями. Задачу «выманить фашизм наружу», продемонстрировать всем скрытый фашистский характер германского государства бойцы РАФ выполнили блестяще – ценой своих жизней. В ответ на действия РАФ западногерманское государство перешло к тактике массовых репрессий, к коллективной ответственности, а принцип «коллективной ответственности», как известно – это фашистский принцип. Тех, кто не был согласен с государственными репрессиями, называли «симпатизантами». Травили «симпатизантов», как евреев в Германии в середине 30-х. Число людей, считающих ФРГ фашистским государством, начало расти. Самый известный журналист ФРГ Гюнтер Вальраф доказывал это своими репортажами. То же самое писал в своих последних романах Белль. В «Женщинах на фоне речного пейзажа» он даже выводит дочь банкира, которая уезжает к сандинистам, заявив: «Лучше умереть в Никарагуа, чем жить здесь». В декабре 1978 г. 4 тысячи демонстрантов-школьников в Бремене уже скандировали «РАФ – права! Вы – фашисты! РАФ – права! Вы – фашисты!». В октябре 1978-го в Баварии вступил в силу «закон о задачах полиции», который разрешал полицейским прицельную стрельбу по демонстрантам (даже детям), если полиция сочтет их «враждебными конституции». Автор законопроекта министр внутренних дел Баварии Зайдель – нацист и военный преступник. После убийства властями в тюрьме Ульрики Майнхоф одного из лидеров РАФ члены РАФ убивают Генерального прокурора ФРГ Зигфрида Бубака в результате «операции возмездия» - именно его Ян-Карл Распе, выступая в суде, назовет организатором убийства Ульрихи. Председателя Верховной Судебной Палаты Дренкмана застрелили в ответ на доведении до смерти члена РАФ Хольгера Майнса, умершего в тюрьме от истощения на 83-ий день голодовки протеста, добивавшегося всего лишь гласного суда. В 1977 году власти в тюрьме убивают лидеров РАФ первого поколения (за 30 лет сменится 5 поколений РАФ, в 1998 году РАФ самораспустятся) Андреаса Баадера, Гудрун Энслин, Яна-Карла Распе и Ингрид Шуберт. Ирмгард Меллер, несмотря на 4 ножевых ранения, выживет. Официальная версия - «самоубийство», в которое никто не поверил (Левша Баадер якобы убил себя выстрелом в затылок правой рукой! Энслин повесилась на куске неизвестно откуда взявшегося электрокабеля на 4-х метровой высоте, хотя в камере не было даже табуретки и т. д.). Адвокат РАФ Клаус Круассон привел эти и многие другие факты – и обвинил власти в убийстве бойцов РАФ. Против него тут же завели уголовное дело – «пособничество терроризму». Круассон бежит во Францию и там публикует новые факты, подтверждающие его обвинение. Власти ФРГ добиваются его ареста и выдачи из «свободолюбивой» Франции. В Германии его осуждают за «принадлежность к террористической организации»!! Когда срок заключения у Круассона истекает – его «раскручивают» на следующий – на этот раз по обвинению в «шпионаже в пользу ГДР» !!! Генрих Белль, Нобелевский лауреат, пытается выступить в печати с опровержением официальной версии. Его тут же начинают остервенело травить. У сына Белля проводят обыск «по подозрению в сотрудничестве с террористами». Всех, кто выражает малейшее сомнение, объявляют «симпатизантами». «Симпатизантов» травят в СМИ, запугивают их родственников, друзей и сослуживцев, выгоняют с работы. Люди бояться здороваться с «симпатизантами». При виде их переходят на другую сторону улицы. В число «симпатизантов» записывают вслед за Беллем и самых талантливых писателей ФРГ – Гюнтера Грасса (Нобелевская премия 1999 г.), Альфреда Андерша, Макса фон дер Грюна, Петера Шютта, Рольфа Хоххута, Мартина Вальзера, Вольф-Дитриха Шнурре, Зигфрида Ленца, Энценсбергера, Петера Вайса, Гюнтера Вальрафа. Председатель Союза писателей ФРГ Бернт Энгельман выступил с официальным заявлением от лица Союза, в котором предупредил, что если эта кампания травли и клеветы не прекратится, ведущие писатели ФРГ будут вынуждены эмигрировать. Большинство газет отказалось напечатать заявление Энгельмана!!! Следом за немецкими писателями в «симпатизанты» записали швейцарцев Макса Фриша и Фридриха Дюрренмата. Затем кинорежиссера Райнера-Вернера Фассбиндера, Маргариту фон Тротта и других. Рок вообще был объявлен «музыкой симпатизантов». В Бундестаге официально потребовали поставить на учет как «симпатизантов» всех, кто говорит или пишет не «банда Баадера-Майнхоф», а «РАФ». Быстро была составлена и издана книга «Терроризм в Федеративной республике» со списком «пособников терроризма». Но тем не менее, несмотря на все это, церковь отказалась считать погибших РАФ самоубийцами и похоронила их в церковной ограде. Епископ отказался объяснять, почему церковь не верит в официальную версию о самоубийстве. На бургомистра власти попытались надавить, чтобы он воспрепятствовал захоронению «самоубийц» на городском кладбище. Позже все это назовут «немецкой осенью». РАФ сознательно шла на обострение ситуации. Поскольку считало вслед за Маркузе, что рабочий класс «интегрировал в Систему» и утратил революционный потенциал. Революционная инициатива перешла к «третьему миру». Кроме того рафовцы остро переживали свою вину перед народами стран «третьего мира».Сидеть сложа руки и знать, что во Вьетнаме и Колумбии под ковровыми бомбардировками и напалмом гибнут сотни тысяч человек – они не могли. Они знали, что на базах НАТО в ФРГ готовятся «командос» для антипартизанских действий во Вьетнаме и Латинской Америке, а заводы в ФРГ выпускают бомбы, которые потом падают на деревни в джунглях. Первые акции рафовцев (поджоги в универмагах) были напоминанием «жирным свиньям» о войне, нищете и страданиях народов «третьего мира». «Мы ощущали себя не немцами, мы ощущали себя «пятой колонной» народов «третьего мира» в метрополии» -скажет позднее Хорст Малер. И Биргит Хогефельд подтвердит на суде : «Народы «третьего мира» были нам ближе, чем немецкое общество».
Они ненавидели западногерманское общество сытых обывателей, благополучие которых зиждилось на голоде и нищете в странах «третьего мира». Они ненавидели духовное убожество этого общества, ориентированного на потребление и накопительство. Они ненавидели общество стандартизации и мелочного классового угнетения на заводах в ФРГ. Дети среднего класса они возненавидели средний класс. Бойцов РАФ от простых бюргеров отличало очень редкое в нашем мире высокое чувство альтруизма, повышенная отзывчивость, способность воспринимать горе далекого Вьетнама как свое собственное.