КУЛЬТУРА И ПРОПАГАНДА В ЭПОХУ ВИШИ

 

После оккупации Франции страна была поделена на две зоны: в одной правили немцы, а в южной зоне марионеточный режим Виши и «Пате-Гомон». Как номинально самостоятельный существовал с июля 1940 по ноябрь 1942. Главная линия пропаганды Виши: работа, семья, родина, ни о какой демаркационной линии не говорилось. Немецкая пропаганда в то же время говорила о врагах III Рейха и необходимости их преследования. Еврейский холокост, большевизм. Главный лозунг у Виши «Земля, она не лжет». Работа, восстановление после войны, возвращение в сплоченности и братстве к миру, к нормальной жизни, прерванной войной. Не упоминали ни в коем случае о занятой территории. Но особой любви между каллобарационистами и немцами не было. Так, в отместку Виши за запрещение немецких фильмов в южной зоне немцы запретили «Дочь землекопа»  (La fille du Puisatier) Марселя Паньоля (Marcel Pagnols), а также все фильмы с участием Мишель Морган и Клода Дауфана из-за политических позиций этих художников. С занятием южной зоны в ноябре 1942 на экранах осталась только немецкая пропаганда, так как немецкие власти запретили режиму Виши  заниматся пропагандой, явно не желая развития патриотических тем. Они оставляют французам только официоз, который касался деятельности маршала и его речей. Господствующей темой на юге становится у немцев разоблачение врагов. Во Франции после оккупации страны немцами была введена цензура по книгам и кинофильмам, так называемый «список Отто», выпущенный в сентябре 1940 г, затем в 1942, 1943 гг. В нем перечислялись книги и фильмы, которые рассматривались как антинемецкие и антинацисткие, они уничтожались, в список входили в том числе и книги, где говорилось о больших немецких потерях. Цензура работала также с помощью регулирования поставок дефицитной бумаги. Были развернуты гонения на евреев, не разрешались выставки еврейских художниов, театр, носящий имя великой актрисы Сары Бернар, был переименован из-за того, что она была еврейка. Немцы были в ужасе, обнаружив, что актер Гарри Баур (Harry Baur), был действительно евреем. Это вызвало возмущение среди нацистов, потому что он снялся по их же приглашению в фильме в Германии и встречался с самим Гитлером, и даже здоровался с ним за руку. Альберту Камю разрешили опубликовать его роман только в 1943 году после того, как он убрал все ссылки в книге на еврея Кафку. Людям в кино и театре разрешалось работать только после предъявления свидетельства о рождении. Евреи могли работать только тайно. Британские фильмы все были запрещены, американские запрещены после 1942 года. Врагами Германии были объявлены Зигмунд Фрейд и Томас Манн. За годы оккупации в «темные годы» было поставлено французами 225 фильмов художественных и 400 документальных. Только в 10 из них говорилось о войне и оккупации. В эти годы в стране царил эскапизм – бегство от реальности. По заказу «Propaganda Abteilung» - филиала министерства пропаганды III Рейха во Франции в 1942 году был поставлен фильм «Оккультные силы» (вышел 9 марта 1942 и шел на Елисеевских Полях до 1943 г.) с подзаголовком «Тайны франкмасонства, разоблаченные впервые на экране». Поставленные двумя братьями Жаном Маркус-Ривиерой (Jean Margues-Riviere) и Жаном Мэми (Jean Mamy), ставшими нацистами в 1941 году. Маркус-Ривера, написавший сценарий к фильму и удравший из Франции в конце войны и заочно приговоренный к смерти, был оккультистом, интересовался восточной эзотерикой и несколько раз ездил в Тибет и Индию. В этом пропагандистком фильме политические речи присутствовали больше в монтаже, чем в комментариях, и обнаруживали сильное влияние немецких экспрессионистов. В «Оккультных силах» франкмасоны двигались на экране, когда тень и свет были резко контрастированы, это создавало зловещую атмосферу. Авторам фильма хотелось особенно реалистично восстановить масонские ритуалы. Еще до «Оккультных сил» режиссер Пьер Рамло (Pierre Ramelot) снял фильм «Соблазнители» 1941 (Les Corrupteurs) с Мартин Кэрол (Martine Carol) в главной роли и документальный «Еврейский народ» 1941 (Le Peril Juif), являющийся ремейком немецкого фильма, перенесенного на французкую почву, и служащий для оправдания депортации евреев из Франции. Когда говорят о французском кино времен оккупации, то вспоминают много прославленных фильмов, увенченных лаврами разных кинофестивалей «Дети райка», «Вечерни посетители» и др., забывая что перед этими фильмами на сеансах показывали документальное кино. И оно разительно отличалось от фильмов художественных. Теперь французы стыдливо забыли про них и стараются не вспоминать. В период оккупации таких политических фильмов было сделано 178, в основе чаще всего они обращались к спорту, подчеркивая физическую красоту солдат не без влияния эстетики Лени Рифеншталь.Но и разоблачали также евреев, коммунистов, франкмасонов, террористов, большевизм и преподносили французам ту ложь, которую распространяла немецкая пропаганда. Вот названия некоторых из этих фильмов : «Наш бой» (Notre combat), «Морская трагедия Кебир» (La tragedie de Mers el Kebir), «Работать - это бороться» (Travaitter cest combattre), «Зов стадиона» (Lappel du stade), «Французы, вот ваша империя» (Francas voici votre empire), «Крестовый поход чистого воздуха» (Croisade delair pur), «Жанна Д’Арк Филиппу Петену»(De Jeanne DArc a Philippe Petain), «Французы, у вас короткая память» (Francais vous avez la memoire courte), «Традиции, рабочий день Пьера Лавеля» (Traditions Une Journee de travail de Pierre Laval), La Cite du musele. Рене Клеман (Rene Clemant), поставивший сразу после войны знаменитый антифашисткий фильм «Битва на рельсах», в годы оккупации не чурался ставить пропагандисткие фильмы, например, «Завтрашние руководители» 1943 (Chefs de demain), а  Жан Тедеко (Jean Tedesco) снимает «Расследование 58» 1943 (Lenguete du 58). В постановке таких фильмов принимали участие режиссеры Карл Ванэль (Charles Vanel), Жюльен Карет (Julien Carette), Даниэль Желен (Daniel Gelin), Мишель Витольд (Michel Vitold), среди музыкантов Артур Онегжер (Arthur Honegger), сценаристов -Клод Рой ( Claude Roy), Андре Кастело (Andre Castelot), операторов - Хенри Алекан (Henri Alekan).

Если говорить про общие тенденции, то в 1940-1942 гг. агитационные документальные фильмы касались, в основном, тем: семья, работа, родина, национальная революция,- позже при большей радикализации немцы уже добивались от Виши приближения к идеям Берлина от коллаборционизма к истинному нацизму. Несколько слов о французской коллаборационистской армии Виши. По условиям «перемирия» на территории метрополии было позволенно иметь для поддержания общественного порядка небольшую армию в 84 тысячи человек,  плюс 6 тысяч гвардейцев и 10 тысяч во флоте и военно- воздушных силах (сюда не входили французские части СС, дивизия СС «Карл Великий» и другие части). Войска были размещены на юге Франции и на Корсике. Вооружение в ней было навейшее: новые винтовки, автоматы «Томпсон», «Гочкис» и т. д. Когда 11 ноября 1942 г. года немцы вторглись на территорию неоккупированной свободной зоны, французкая армия оказалась запертой в казармах. Генерал Латр де Тасиньи, командир  16-й дивизии  попытался оказать сопротивление, но был арестован и отправлен в тюрьму. Вся армия была демобилизованна за исключением гвардии (хотя позже немцы вновь разрешат французам сформировать отдельные полки). По-другому складывалась ситуация с войсками Виши в заморских колониальных владениях Франции. Первоночально ее групировка составляла 30 тысяч. Но после того, как она вдребезги разбила деголлевскую армию «Свободная Франция» под Даккаром в сентябре 1940 года, немцы согласились на увеличение армии на Севере Африки до 120 тысяч человек. Плюс бронемобили и танки (хотя оружие было, в основном, старого образца). Армия находилась на севере Африки под командованием генерала Вейгана (с ноября 1941 генерала Жуэна).  В Западной Африке армия Виши увеличила численность с 33 тысячи до 66 тысяч к октябрю1941 и имела современные танки Somua S35. На Ближнем Востоке армия Петена имела 70 тысяч солдат и 2,5 тысяч офицеров, позже была несколько сокращена. У них было около сотни танков. Плюс к этим силам французы имели вооруженные формирования из местных жителей, так называемые «специальные части стран Леванта». В ходе боевых действий в июне-июле 1941 года войска Виши оказали ожесточенное сопротивление британским войскам и войскам «Свободной Франции». То же было и на Мадагаскаре, где французский гарнизон численностью около 10 тысяч в мае-октябре 1942 года оказал яростное сопротивление британскому вторжению (любопытно, что в Инокитае армия Виши оборонялась против японцев, союзников немцев, например, в Таиланде в декабре 1940 г. и в марте 1945 г.). Сразу после освобождения Франции союзниками, появились разоблачительные фильмы, посвященные временам оккупации. «Boule de suif»  («Ангел и грешник/ «Аngel and Sinner» в США) 1945 реж Кристиан Жака из времен франко-прусской войны по рассказам Мапассан, в фильмк проводится аналогия с современностью. В 1993 г. Шаброль в «Глазе Виши» (Loeil Vichy) подведет как бы красную черту разоблачительным фильмам, сделанным после войны, правда, при этом не сделает различия между такими фильмами, как «Еврейская опасность» 1939 и фильмами, созданными французами в различные периоды в южной зоне оккупации. В послевоенное время на эти темы выходили «Армия теней» 1969 Мельвиля, разоблачавшая миф о сопротивлении, «Люсьен Лакомб» 1974 Луи Маля, показывающего что выбор бороться или служить был делом случая, а не результатом моральных или политических убеждений. Фильм вызвал скандал. Клод Бери ставит «Старик и ребенок» (Lа vieil homme et Ienfant) 1967, где выводит образ несимпатичного антисемита, маршала Петена, оказавшегося бывшим фронтовиком, а Эдгар Козаринский ставит «Войну одиночек» 1981, Джозеф Лоузи выпускает в 1976 г «Господина Кляйна», где осуждает отношение французского населения к евреям. Начиная с 1970 г. редко какой  фильм снимается, в котором евреи не занимали бы центральное место.  В 1971 году выходит скандальный фильм «Печаль и жалость» (Le Chagrin et la pitie) Марселя Офюльса (сына режиссера Макса Офюльса), снятый по заказу Швейцарии. Хроника жизни одного французского города в период немкцкой оккупации, показывающая, что французы были в большинстве своем не сотрудники и не участники сопротивления, а только пассивные наблюдатели. В этом политическом фильме, разрушающем мифы, повествуется о французе, стыдливом коллаборационисте, одевшем под конец войны маску сторонника Сопротивления и голлиста. Но фильм знаменит еще и своей непревзойденной техникой монтажа «по-живому», которая позволила сопоставить настоящее и прошлое, выжидание и надежду, трагедию и осмотрительность. Картина завершается своеобразной музыкальной трагикомедией на фоне запутанных исторических перепитий. Этот фильм - один из наиболее значительных и выдающихся художественных документов той эпохи, который обнаруживает сотрудничество французских правящих классов с нацисткой Германиейв 1940-1944 гг. Офюльс не только раскрыл политические репрессии и антисемитизм Виши во Франции, но и вопросы послевоенной мифологии, созданной вокруг Шарля де Голля. Де Голль, бежавший в Англию в июне 1940 г., был мало популярной личностью во Франции. Помимо ограниченной поддержки колониальных губернаторов в Сирии и Алжире, он был полностью зависим от военных США и Британии, и был по сути марионеткой в руках политиков этих стран. Этот фильм Офюльса, сделанный фактически в 1969 году, был запрещен во Франции по политическим причинам более 10 лет и был показан только в 1981 году. Его последующий фильм о Нюрнбергском процессе, сделанный в том же ключе, запрещен «в свободной Франции» и поныне.

 

 

 

Hosted by uCoz