Теа фон Гарбоу. ИНДИЙСКАЯ ГРОБНИЦА

 

ИНДИЙСКАЯ ГРОБНИЦАа 1938а Германияа 157 мин DAS INDISCHE GRABMAL реж Ричард Эйчберг, в р.. Филипп Дорн, Китти Янсен, Ла Яна (по роману Теа фон Гарбоу) Это вторая из трех экранизаций фильма, ремейк немого фильма 1919 г. Джона Мея. Существенных отличий во второй версии от первой не было.

Лучшее в фильме, это, конечно, прекрасная Ла Яна (La Jana), верховная жрица (Indira), умершая через два года после выхода фильмаа в 35-летнем возрасте от пневмонии. Сценарий к этим двум фильмам (также как и к третьему) написала Теа фон Гарбоу (Thea von Harbou), одна из знаковых и ярких личностей той эпохи. Гарбоу родилась в 1988 г. в аристократической и обедневшей прусско-датской семье. Отец Теодор фон Гарбоу был лесничим. Тем не менее ей дали хорошее образование в женском монастыре Луизен (Luisen) около Дрездена. Харбоу была рано развившемся ребенком, быстро выучившим несколько языков, имея музыкальный слух, играла на скрипке и фортепьяно. В 11 лет читала наизусть лФауста╗, в 12 лДон Карлоса╗ Шиллера. В 13 напечатали в журнале первый ее рассказ, в том же году анонимно выходит в издательстве ее поэма. В 1906 г., несмотря на сопротивление ее отца, состоялся ее дебют в театре, где она играет в основном сентиментальные роли. В этоже время она много пишет, выходят ее рассказы о животных, сказки, романы, мифы и легенды (У нас были выпущенны ее лИндийские гробницы╗ 1928 Киев, изданные Союзом переводчиков). Во время Первой Мировой войны в 1914г. она выходит замуж за киноактера Рудольфа Кляйн-Рогге (Rudolf Klien-Rogge). В 1917 г. они переезжают в Берлин, где Рудольф пытается найти работу в кино. Фон Гарбоу пишет здесь ряд популярных романов и сценариев к фильмам (лИндийская гробница╗ выдерживает 50 изданий, а лНибелунги╗ даже 70). В течении 20-30-х годов она является одной из лучших сценаристов киностудии УФА, работая с Мурнау,а Дрейером и Джоном Меем, который и познакомил ее в начале 1919 г. с Фрицем Лангом. Тео фон Гарбоу имела чисто немецкую внешность: белокурая и голубоглазая, небольшого роста, с короткой стрижкой в стиле мальчик-паж, одевалась скромно в платье со шнуровкой. Женственная, чувственная и в тоже время эмансипированная Гарбоу и Ланг почувствовали притяжение друг к другу, обнаружив сразу взаимное родство. Они поженились 22 августа 1922 г. Для обоих это был второй брак. Гарбоу развелась с Рудольфом. Расставание их было дружеским, Рудольф потом играл во многих фильмах поставленных Гарбоу-Лангом. Фриц Ланг был женат на Лайзе Розенталь, русской еврейке из Вильно. Она застрелилась, придя домой и застав Ланга и Гарбоу, занимающихся любовью. Но многие из коллег Ланга утверждают, что это он застрелил Розенталь, а влиятельные люди из УФА и местные власти договорились быстро закрыть это дело (Ьак Джиллиган - McGilligan). Немного в истории кино случаев более плодотворного сотрудничества, чем Ланг и Гарбоу. За 10 лет их брака она написала сценарии ко всем фильмам мужа (Хотя позже в Америке Ланг скажет, что лГарбоу была просто хороший, а не выдающейся сценарист. Ей не достовало способности проникать внутрь характеров ее героев╗. Но время все расставило все по своим местам. Ни Гарбоу в Германии, ни Ланг в Америке так и не смогут создать что-либо сопоставимое с их совместной работой). Премьера лНибелунгов╗ в 1924 г. станет общественным событием в Германии, укрепляющим национальное самосознание немцев, а министр иностранных дел выступит с речью на премьере фильма. Сценарий к лИндийским гробницам╗ для Джона Мея они писали вместе, среди их общих интересов - культуры разных народов. Гарбоу и Ланг, очарованные Индией, мечтали когда-нибудь там побывать. Знаковые фигуры Веймарской республики, они создавали своей блестящей светской жизнью образ о лзолотых двадцатых╗, разъезжая на своем белоснежном лМерседесе╗, появляясь то на боксерском матче, то на театральной премьере. Актриса Даговер вспоминает: лДля меня Фриц Ланг был одной из самых элегантных фигур тогдашнего высшего света. Спортивно подтянутый, всегда с моноклем в глазу - наряду с прекрасной, рассудительной и остроумной Теой, оба они всегда находились в центре внимания. Это была пара, которой нельзя было не любоваться╗. После прихода Гитлера к власти, Ланг, сын австрийского еврея, почувствовал зловещие предзноменование. Когда Геббельс, вызвав его, предложил возглавить ему всю немецкую кинопромышленность, он согласился и тут же, сев в поезд, бежал во Франциюео фон Гарбоу, присоединившаеся к нацистам в 1932 г., наотрез отказалась следовать за ним. Их брак рухнул, когда Ланг, приехав в их Потсдамскую квартиру, застал свою жену и ее индийского любовника в своей собственной кровати. Индуса (он был ученый) звали Ари Тендуклар (Ari Tendulkar), и он был на 17 лет моложе Гарбоу. Впоследствии они тайно поженятся к неудовольствию нацистких иерархов. Гарбоу продолжит свою карьеру в Третьем Рейхе приемущественно как сценарист, пишущий для видных нацистов, включая актера Эмиля Янинга, режиссеров Уцицки и Харлана. После войны она была на 3 месяца аррестованна англичанами и отправленна в лагерь (злые языки говорили, что за написание романа, в котором выступала за независимость Индии от англичан). На допросах она отрицала любое обвинение в антисиметизме в свой адрес и приводила примеры своей им помощи (своему секретарю еврею Хильду Гатманну, актеру Альфреду Абелао и т. д.). Ее приговорили к году исправительных работ (собирала и перерабатывала вместе с сотнями других женщинами щебень от разрушенных зданий в Берлине). После освобождения с подорванным здоровьем перебивалась случайными заработками (дублировала американские фильмы для немцев, пыталась что-то писать и т. д.). В 1954 г. фон Гарбоу появилась на показе своего фильма лСудьба╗ (Destiny), отвечала на вопросы аудитории. На обратном пути поскальзнулась, с травмами попала в больницу, где и скончалась через несколько дней. Это случилось 1 июля 1954 г. Ее очарование индийской культурой оставалось такой же, как и ее вера в Гитлера до конца, до самой смерти. Согласно фрау Кэйн, у нее в квартире висели две нарисованные ею картины: одна реки Ганг, другая Гитлера.

 

Hosted by uCoz