Неизвестное кино

КИНГ ХУ

Кинг Ху, возможно, наименее оцененный из лбольших╗ режиссёров в мировой истории кино. Один из наиболее оригинальных создателей кино 60х-70х годов, он должен быть признан как самый большой новатор в жанре УwuxiaФ и его самый большой практик. Но, к сожалению, экспериментальное и авангардное кино всегда имело мало поклонников в китайско-говорящем мире. А на Западе эстетические намерения Кинг Ху не были поняты. Танцевальная и музыкальная природа работ Ху, которая является больше живописью и поэзией, чем беллетристикой, тогда оценена не была. И только сейчас уже после его смерти к нему приходит заслуженное признание.

Будущий классик китайского кино родился в 1931 г. в Пекине. Учился в Пекинской Художественной школе, после её окончанияа уехал в Гонконг. В кинопроизводство Ху попал совершенно случайно. Его туда устроил отец ученика, с которым он занимался репетиторством. Произошло это в 1951 году. Став сначала художником-декоратором, позже снимается как актёр и пишет сценарии. С 1954 по 1965 гг. он снялся в 37 ролях, но особого успеха на этой ниве творчестваа не сыскал. Его первый фильм, который ему доверили снимать на студии братьев Шоу, лСыновья хорошей земли╗ 1965г. Это военная драма времён второй мировой войны о борьбе с японскими оккупантами хотя и не провалилась в прокате, но прошла почти незамеченной. Но уже второй его фильм лПойдём, выпьем со мной╗, поставленный Ху по опере лНищий алкоголик╗, которую он смотрел еще в детстве,а имел оглушительный успех и был продолжен в фильме другого классика и новатора стиля лвуксиа╗ (wuxia) Чанг Чена лЗолотая ласточка╗. Многие исследователи называют этот фильм Ху ещё промежуточным, балансирующим между старой школой лвуксиа╗ и новой школой, которая была менее сказочной и старалась показывать зло приземлено и более реалистично.

Для лучшего понимания творчества Кинг Ху, надо сказать несколько слов о том, что такое лwuxia╗ (лвуксиа╗). Слово лвуксиа╗ состоит из лву╗, используемое, чтобы описать вещь и имеющее отношение к военным искусствам, и лксиа╗, переводимое как лгерой, фехтовальщик, авантюрист, солдат, рыцарь╗. Упрощённо это можно определить как жанр лкитайского меча и колдовства╗, где всё возможно. Пришёл в кино из литературы, где был очень популярен (роман лВодный край╗ и др.) Первым лвуксиа╗ фильмом считается УBurning of the Red Lothus MonasteryФ 1928 (лПожар в монастыре лКрасный Лотос╗), в котором уже использовались спецэффекты и полёты на проволоке. Вскоре эти фильмы в Китае были запрещены из-за растления нравов и за их антиконфуцианскую направленность. В 50-е годы жанр снова возродился на традициях лкитайской оперы╗. В лзолотой век╗ Гонконского кино в середине 60-х во многом под влиянием японских самурайских фильмов, фильмы лвуксиа╗ начинают меняться и становятся всё более реалистичными, с более сложными характерами и в то же время всё более жестокими и кровавыми. лХрам Красного Лотоса╗ 1965 и лНефритовый лук╗ (Jade Bow)а 1966 были первыми такими фильмами, изменившими китайское кино. А через год Кинг Ху поставил свою лвуксиа╗ лПойдём, выпьем со мной╗ с сложным действием и своим стилем хореографических боёв, которая и определила окончательно направление современного лвуксиа╗ фильма.

На ведущей Гонконгской киностудии лБратья Шо╗ было два главных режиссёра лвуксиаЧанг Чен и Чор Юэн. Но если Чанг Чен , введший стиль насилия, крови и жестокости, выставив на передний план героя-мужчину во времена, когда пришла мода на кунг-фу, быстро к нему приспособился, то Чор Юэн остался предан традиции лвуксиа╗, а после выхода фильма лМагический меч╗ 1976 годаа окончательно отошёл от влияния японских фильмов и вырабатывал особенный отличительный стиль лдома Братьев Шо╗ со сложной интригой, красочными костюмами, с героями, владеющими необычными видами оружия, с набором своих лсупер звёзд-меченосцев╗.

Мода на фильмы лвуксиа╗ в Юго-Восточной Азии никогда не заканчивалась. Ещё не успела лШо Бразерс╗ закрыться в середине 80-х годов, как возникла лновая волна╗ режиссёров, обучавшихся в Голливуде и сумевших взять то новое и лучшее, что было в кинопроизводстве Запада, и перенести всё это на Восток. Знаменосцами лновой волны╗ стали Цуй Харк, Чинг Син-танг и Патрик Там (лМеч╗ 1980). Цуй Харк ставит лУбийство бабочки╗ (1979) Ц смесь лвуксиа╗ и готического фильма ужасов с клаустрофобическими мотивами , и лЗу: воин Волшебной горы╗ 1983, который и стал главным символом фильмов лновой волны╗. Фильмы жанра лвуксиа╗ выходили в большом количестве не только в Гонконге, но также и на Тайване (лЛеди Волк╗ с Джой Вонг), в Южной Корее (реж. Им Квон-Тэк, названный корейским Куросавой, фильмы лМастер меча╗ 1967, лМечи под луной╗ 1970, лЖенщина-рыцарь╗ 1971) и на материковом Китае. Так лМеченосец из города двойного флага╗ 1991 (реж. Пинг Хе (лВойна неба и земли╗) является классикой жанра и входит в десятку лучших лвуксиа╗ фильмов трёх Китаев.

В 1987 году выходит самый знаменитый лвуксиа╗ фильм лИстория китайского призрака╗, а к середине 90-х этот жанр сходита уже на нет, чтобы возродиться в 2000 году с фильмом лКрадущийся тигр, спрятавшийся дракон╗, снова вернувший моду на лвуксиа╗ фильмы.

Возвращаясь к Кинг Ху, надо отметить, что китайский кинематограф той поры являл собой необычное явление в мировом кино. Главным жанром в Гонконге была мелодрама, и истинными звёздами кино и его героинями всегда были женщины. Китайское кино было женским, и мужчинам там места не было. Но под воздействием лрыцарских фильмов╗ Чанг Чена, воспевающих мужество, благородство и мужскую физическую красоту в сценах лбоевого искусства╗, женский кинематограф к концу 70-х полностью исчезает с экранов кинотеатров. И Кинг Ху, вводя стиль красочных образов, которые обращались к нашим чувствам, был почти единственным режиссёром, который предоставлял женщинам ведущие роли в своих фильмах.

В фильме лПойдём выпьем со мной╗ главную героиню лстранствующего рыцаря╗, которуюа зовут лЗолотая ласточка╗, играла тогда молодая восходящая звезда Ченг Пей Пей. Её Золотая ласточка, одна из первых больших героинь действия в фильмах Гонконга, здесь играет роль сильной независимой личности.а У Кинг Ху вообще снималось много героинь с сильными женскими характерами. Анжела Мао, Поли Кван, Хсу Фенг, которые будут играть в его более поздних фильмах.

Фильм начинается с нападения бандитов на имперского чиновника и его свиту. Перебив охрану и взяв чиновника в заложники, они выдвинули требование освободить их вожака, сидящего в тюрьме, пригрозив, что иначе чиновник будет казнён. В ответ на это судья посылает к нима лЗолотую ласточку╗ с заданием, освободитьа чиновника и убить всех бандитов.

Первая сцена с Пей Пей. Она входит в гостиницу и садится за стол, чтобы поесть. Постепенно мы понимаем, что люди, сидящие за соседними столиками, бандиты. Они медленно окружают героиню и затем пытаются спровоцировать её на скандал. Это им не удаётся. Пей остаётся невозмутима. Тем не менее, бандиты нападают на неё. Но она готова к схватке. У неё находится союзник в образе пьяного нищего, который оказывается намного большим, чем он кажется. В течение нескольких минут мы видим летящие стрелы, смертельные кинжалы, блеск мечей и умирающих и раненых бандитов. Эти сцены, тщательно выверенные и срежисированные, подчёркивали мастерство Золотой ласточки. Хореографию действия Кинг Ху взял из очаровавшей его Пекинской оперы. Таверна стала местом для постановки поединков, где актёры двигались в определённой последовательности. Режиссёр видел сцены с боевыми искусствами, похожими на танец, И главная героиня Пей Пей была выбрана на эту роль из-за её балетных навыков. Неслучайно и то, что вся эта сцена происходит в гостинице. Это из так называемого жанра лфильмов гостиниц╗, где почти все действия происходят в одном месте. Кинг Ху воскрешает традиционные китайские таверны как микромир, вымышленный и в то же время реальный. После этого фильма устанавливается новый стандарт для лвуксиа╗ фильмов, а Пей Пей становится моделью, эталонома лледи странствующего рыцаря╗ для огромного количества подражаний. Следующий фильм, рассорившись с Шо Бразерс, Кинг Ху снимает на Тайване.

Сюжет лГостиницы Дракон╗ разворачивается в эпоху династии Минг. В результате заговора был убит высокопоставленный чиновник (министр), а его сыновья были сосланы к дальней пограничной заставе. Направляясь туда, они неизбежно должны будут пройти через место, названое лВорота Дракона╗. Главный евнух и злодей Као Шаокин (Пай Йинг), боясь, что дети Йу когда-нибудь возвратятся для мести, тайно посылает к Воротам Дракона имперских охранников для того, чтобы убить их. Шпионы поселяются в лГостинице Дракона╗ и ждут появления детей. На их защиту встаёт бродячий фехтовальщик Ксиао Шаози (Ши Йун), блестяще владеющий искусством меча, и два странствующих персонажа, брат и сестра. Сестру играет Поли Кван. Это первая роль будущей звезды экшн, ей здесь 17 лет. С самого начала фильм напоминает игру в лкошки-мышки╗ и является по жанруа китайским шпионским фильмом. Один из биографов Ху вспоминает: лТогда фильмы о Джеймсе Бонде были очень популярны в Гонконге, и я спросил Кинг Ху, почему он решил сделать фильм о шпионах. Он сказал, ля не люблю Джеймса Бонда. Они сделали его таким суперменом, но он всего лишь обычный человек╗. Он также был раздражён, что в этих фильмах проповедовалась идея относительно превосходства белой расы. Ху сказал мне, что он хотел сделать лГостиницу дракона╗ фильмом о китайских агентах и сделать их правдоподобными╗. Потому в фильмах Ху его герои не сверхлюди, они могут подпрыгнуть немногим выше, чем средний человек. Полёт не доминирует над действием, как это часто происходит, например, у Цуй Харка. Кинг Ху никогда не использовал лверёвочную технику╗. Эта техника относится ко времени шанхайских военных фильмов 30-х годов, когда по воздуху протягивали тонкий трос, на котором подвешивали актёров, чтобы создать впечатление полёта. Но Ху предпочёл снимать такие сцены с помощью тщательно замаскированных трамплинов и монтажа. То есть прыжки в его фильмах были вполне реальными. Согласно историкам Гонконгского кино одна из главных причин, почему фильмы Ху выше на голову других режиссёров, то, что он обращался за вдохновением к искусству, литературе и истории, а не к кинофильмам. Он особено интересовался китайской историей и хорошо разбирался в искусстве и литературе Китая. Все другие режиссёры в Гонконге учились по кинематографу, и таким образом, их творения были более или менее вторичны. Его Муза Вдохновения Хсу Фенг, которая играла почти во всех его фильмах, вспоминает: лКинг Ху больше походил на живописца, а актёры и съёмочная группаа были его красками. Ху однажды сказал мне, я не хочу, чтобы вы лдрались╗. Помните, что экран является очень большим, и когда мы делаем крупный план ваших глаз, все эмоции отразятся в них. С тех пор люди стали говорить мне, что я женщина, которая дерётся глазами в фильмах о боевых искусствах╗.

Придя в кинематограф, Ху привнёс в него много технических новшеств, монтаж, различное необычное использование ракурсов. Движения камеры у него очень сложные; крупные планы, снятые длиннофокусным объективом, чередуются с панорамными съёмками с использованием широкоугольной оптики. Он также смешивает хореографию и музыку. В его фильмах всегда тщательно воссоздаётся подлинная историческая обстановка, костюмы, оружие теха лет. Применительно к его фильмам можно часто было сказать лвпервые╗.а Например, злодей-евнух в его фильме лГостиница Дракон╗ был первым злодеем в китайских исторических фильмах, который был изображён как супермен. Впоследствии этот образ был повторён и тиражирован в бесчисленном количестве фильмов.а

Финансовый успех лГостиницы Дракон╗ позволил Кинг Ху приступить к созданию самого своего честолюбивого проекта - фильму лПрикосновение дзен╗, который вышел в 1969 году.а Сюняй╗, его китайское название - дословно с китайского переводится как лРыцарша╗.) На него было потрачено много денег и делал он его целых три года, что по китайским меркам, где режиссёр нередко делает по три фильма за год, громадный срок. Продолжительность фильма была около 400 мин и только для Каннского фестиваля, где он получил главный приз за техническое совершенство, он был сокращён до 187 мин. Его надо смотреть в кинотеатре в широкоформатном варианте. Кинг Ху в фильме использует каждый сантиметр экрана, и просмотр подрезанной версии обесценивает потраченные на создание фильма усилия. Вы буквально не увидите и полфильма.

Правление династии Минг. Высокопоставленный правительственный чиновник раскрывает заговор против императора, возглавляемый влиятельным евнухом Вей, который во избежание разоблачения убивает чиновника и всю его семью. Только дочь с двумя друзьями, один из которых генерал, сумела убежать и продолжить борьбу. Фильм начинается с показа паука, плетущего сетку на фоне величественной природы: заснеженные горы, зелёные леса, обрамленные великолепными водопадами. Паутина в фильме становится символом. Паук, прядя слой за слоем, раскидывает сеть. И дальше в фильме мы увидим, как молодой учёный Ку, помогающий мятежникам, изобретая план защиты, подражает природе, становясь пауком, прядущим сеть и расставляющим западню, в которую попадутся люди евнуха. Но это будет позже. А начинается он как история о призраках. В доме учёного Ку поселяется незнакомка (Хсу Фенг), дочь убитого чиновника, которую он поначалу принимает за призрак. Когда, во всём разобравшись и попутно влюбившись в неё, он начинает помогать мятежникам, фильм переходит к политической интриге, чтобы в конце концов лприкоснуться к Дзен╗.а На первый план выходит буддистская составляющая фильма, чтобы взорваться ва поразительном финале. лПрикосновение Дзен╗ идёт целых три часа, но он стоит потраченного времени. Последнее сражение продолжается более 20 минут, и, хотя в фильме много боевых сцен (чего только стоит изысканно сделанная сцена в бамбуковой роще), эта запоминается надолго. Главнокомандующий армии евнух Вей и два его личных телохранителя (в одном из которых можно узнать совсем молодого Само Хунга) нападают на след учёного Ку, мисс Янг и генерала Шах. Но в сражении мастерству евнуха они противопоставить ничего не могут. И тогда к ним на помощь приходит главный монах (Рой Чиао) монастыря, где они до этого скрывались. В бою его победить невозможно, и Вей проигрывает. Кульминация фильма наступает, когда после предательского удара уже побеждённого евнуха умирающий буддистский монаха на наших глазах достигает состояния Нирваны, и мы видим его перевоплощение в Будду, сидящего в традиционной буддистской позе. А психоделические цвета указывают нам на законченность реинкарнации души. Этот шедевр Кинга Ху был очень важным этапным фильмом для всего азиатского кино. Он разительно отличался от других гонконгских фильмов той поры и был ближе, наверное, к корейским фильмам 60-х годов.

Стиль Ху предшествует повальному увлечению Брюсом Ли и Джеки Чаном.а В середине 60-х годов братья Шо посылали Кинг Ху в Японию, чтобы посмотреть методы работы тамошних режиссеров. Многое позаимствовав из самурайских фильмов Джимбо 1961 Куросавы и серии фильмов о Затоичи, слепом самурае, Кинг Ху привнёс в эстетику самурайских фильмов своё понимание и создал свой собственный стиль, добавив звуковые эффекты, прекрасную музыку и интересную работу камеры. Сам Ху говорил: лАудитория Ц камера. Я не хочу, чтобы аудитория сидела и наблюдала, я хочу, чтобы она перемещалась вместе с камерой╗.

В 1971 году Кинг Ху подписывает контракт с лГолден Харвист╗ на постановку двух фильмов лСудьба Ли Хана╗ 1973 и лХрабрецы╗ 1975.

лСудьба Ли Хана╗, выпущенная в 1973 году, его последняя лвуксия╗, где главная интрига происходит в гостинице, и единственная, где в главных ролях играют столько актрис. Такие как Ли Лихуа, звезда прошлых лет, и восходящая Анжела Мао, прославившаяся уже в картине лХапкидо╗, Хсу Фенг и ряд других. Этот фильм является, пожалуй, самым зрелым из лфильмов гостиниц╗. Действие происходит во времена владычества моголов. В гостиницу должен прибыть Хан, военачальник моголов, чтобы получить ценную военную карту от китайского предателя. Мятежники, узнав об этом, намереваются этому помешать. Владелица гостиницы (Ли Лихуа) нанимает 4-х официанток (одна из которых Анжела Мао, и другая Хелен Ма (л Глухонемая героиня╗)), которые на самом деле являются опытными убийцами. На помощь им повстанцы присылают ещё двух человек. Один из которых изображает бухгалтера гостиницы, а другой трубадура. Поскольку каждая из сторон действует скрытно, фильм превращается в детективную историю, где никто не знает, кто есть кто. И каждое новое лицо, появляющееся в гостинице, вызывает подозрение. Напряжённость достигает кульминации, когда в таверну приезжает Ли Хан (его великолепно играет Тъен Фенг), его сестра ( принцесса) (Хсу Фенг), и которые в свою очередь, пытаются расставить ловушку и заманить в нее мятежников. Хотя боевых сцен в фильме не так много, но они сделаны на очень высоком уровне (хореографом был Само Хунг). Здесь впервые он совмещает лвуксиа╗ (сражение с мечом) с борьбой кунг-фу, которая входила в 70-у годы в моду. А виртуозное использование Ху камер, неотступно следящих за всем происходящим, превращает этот незаурядный фильм в выдающуюся работу.

Сюжет следующего фильма лХрабрецы╗ развивается, как и во многих других его фильмах, во времена династии Минг. Император Джим Джинг озабочен борьбой с японскими и местными пиратами, опустошающими южные прибрежные области. Маленькой группе солдат во главе с генералом Йу Дейон (Рой Чиао) дают задание уничтожить пиратов. К солдатам присоединяются мастер меча по кличке Вихрь и его дама-рыцарь (Хсу Фенг). В этом фильме Ху, снова исследуя природу доблести и героизма, проводит идею, что истинный характер другого человекаа можно узнать только посредством боя. Попутно лХрабрецы╗ используются Кинг Ху для исследования военной стратегии и тактики в ситуации, когда, имея небольшие силы, нужно победить многочисленного врага. В лХрабрецах╗ очень интересна хореография боёв, которыми здесь тоже занимался Само Хунг.

Как и в лСудьбе Ли Хана╗, Ху снова приспосабливает стандарты фильма с мечом к стилю невооружённого боя. Для этого ему надо было найти теоретическое обоснование. Ху в этом следовал классической идее, что бой без оружия является самой высокой формой боя, и люди, имеющие такие навыки, являются людьми высокого ранга, стоящими выше обычных людей. Таким образом, объединяя разные стили с изображением разных характеров, Кинг Ху добивается многомерности, полноты образов. Финальная сцена на мечах между японским пиратом Хакатацу (Само Хунг) и фехтовальщиком лВихрь╗ Бай Иинга одна из самых сильных и мощных сцен, когда-либо создаваемых в кино. Последовательное проявление умелого режисирования и хореографии создало идеальный фильм по боевым искусствам . Он вдохновлял многих режиссеров все последующие годы. Самый известный пример лКрадущийся тигр, спрятавшийся дракон╗ 2000 г., много взявший из лПрикосновения дзен╗, или лБритва╗ 1995 г. Цуй Харка из лХрабрецов╗. Для Кинг Ху фильм лХрабрецы╗ был финалом, он прощался с жанром лвуксиа╗. Больше такие фильмы ему снимать уже не пришлось.

Два последних из своих значительных фильмов Ху сделала в Корее. Съёмки происходили в горах. Может быть, это были самые визуально красивые из его фильмов. лЛегенда горы╗ и лДождь, идущий в горах╗ (сценарий написан его женой) были выпущены в 1978. Эти фильмы не были в стиле лвуксия╗, хотя в них и присутствуют сцены с боевыми искусствами. Главное в них тема, которую они затрагивают, - это вопросыа буддизма и этики.

лДождь, идущий в горах╗ - фильм, рассказывающий о конфликте в буддистском монастыре и попытке украсть бесценную сутру, священный рукописный свиток. О моральных и этических принципах. Главная тема фильма Ц желание, желание украсть сутру,а желание Ц занять место настоятеля. И не случайно, чтобы избежать искушения, хозяин свитка в конце концов сжигает его.

Если фильм лДождь, идущий в горах╗ связан с желанием власти и собственности, то лЛегенда горы╗ - это фильм о призраках.а Начинаясь с ошеломляюще красивых пейзажей природы, далее фильм показывает путешествующего учёного Хо, идущего в отдалённую область, чтобы закончить там копирование древней сутры иа оказывающегося во власти злой женщины-призрака (Хсу Фенг), которая с помощью обмана сочетается с ним браком са целью дальнейшего перевоплощения при помощи свитка Хо. Дело запутывает появление ещё одного духа женщины. В результате мы имеем две женщины и одного мужчину Ц прекрасная смесь для неприятностей, особенно, когда они призраки. Эти образы потома использует Цуй Харк для своей лИстории китайского призрака╗.

После этих двух последних шедевров Кинг Ху снял еще несколько фильмов, но они так и не смогли достичь вершин предыдущих его работ. В 1990 году ему поручают снимать фильм лМеченосец╗, но Цуй Харк, недовольный медленным темпом работы, увольняет Кинг Ху. И хотя в титрах фильма останется его имя, ни одна сцена, отснятая им, не войдёт в фильм. Последний фильм, снятый Ху, лОкрашенная кожа╗ 1992а не был провальным, но и не добавил ничего нового к его творчеству. Последующие годы Кинг Ху жил в США, где пытался поставить фильм о китайских эмигрантах, строящих сеть американских железных дорог. Он умер, успев собрать половину денег, необходимых для производства фильма. Его смерть в 1997 году в Лос-Анджелесе прошла почти незаметно.

 

Hosted by uCoz