Неизвестное
кино
КИНГ
ХУ
Кинг Ху,
возможно,
наименее
оцененный из
лбольших╗ режиссёров
в мировой
истории кино.
Один из наиболее
оригинальных
создателей
кино 60х-70х
годов, он
должен быть
признан как
самый
большой
новатор в жанре
УwuxiaФ и его
самый
большой
практик. Но, к
сожалению,
экспериментальное
и
авангардное
кино всегда
имело мало
поклонников
в китайско-говорящем
мире. А на
Западе эстетические
намерения
Кинг Ху
не были
поняты.
Танцевальная
и музыкальная
природа
работ Ху,
которая
является
больше
живописью и
поэзией, чем
беллетристикой,
тогда
оценена не была.
И только
сейчас уже
после его
смерти к нему
приходит
заслуженное
признание.
Будущий
классик
китайского
кино родился
в 1931 г. в Пекине.
Учился в
Пекинской
Художественной
школе, после
её окончанияа
уехал в
Гонконг. В
кинопроизводство
Ху попал
совершенно
случайно. Его
туда устроил
отец ученика,
с которым он
занимался
репетиторством.
Произошло
это в 1951 году.
Став сначала
художником-декоратором,
позже
снимается
как актёр и
пишет
сценарии. С 1954
по 1965 гг. он
снялся в 37
ролях, но
особого
успеха на
этой ниве
творчестваа не сыскал.
Его первый
фильм,
который ему
доверили снимать
на студии
братьев Шоу,
лСыновья
хорошей
земли╗ 1965г. Это военная
драма времён
второй
мировой войны
о борьбе с
японскими
оккупантами
хотя и не
провалилась
в прокате, но
прошла почти
незамеченной.
Но уже второй
его фильм
лПойдём,
выпьем со
мной╗,
поставленный
Ху по
опере лНищий
алкоголик╗,
которую он
смотрел еще в
детстве,а имел
оглушительный
успех и был
продолжен в
фильме
другого классика
и новатора
стиля лвуксиа╗
(wuxia) Чанг
Чена
лЗолотая
ласточка╗.
Многие
исследователи
называют
этот фильм Ху ещё
промежуточным,
балансирующим
между старой
школой лвуксиа╗
и новой
школой,
которая была менее
сказочной и
старалась
показывать
зло
приземлено и
более
реалистично.
Для
лучшего
понимания
творчества
Кинг Ху,
надо сказать
несколько
слов о том,
что такое лwuxia╗ (лвуксиа╗).
Слово лвуксиа╗
состоит из лву╗,
используемое,
чтобы
описать вещь
и имеющее
отношение к
военным
искусствам, и
лксиа╗,
переводимое
как лгерой,
фехтовальщик,
авантюрист,
солдат,
рыцарь╗.
Упрощённо
это можно
определить
как жанр лкитайского
меча и
колдовства╗,
где всё
возможно.
Пришёл в кино
из
литературы,
где был очень
популярен
(роман
лВодный край╗
и др.) Первым лвуксиа╗
фильмом
считается УBurning of the Red Lothus MonasteryФ 1928 (лПожар в
монастыре
лКрасный
Лотос╗), в
котором уже
использовались
спецэффекты
и полёты на
проволоке.
Вскоре эти
фильмы в Китае
были
запрещены
из-за
растления
нравов и за
их антиконфуцианскую
направленность.
В 50-е годы жанр
снова возродился
на традициях
лкитайской
оперы╗. В лзолотой
век╗ Гонконского
кино в
середине 60-х
во многом под
влиянием
японских
самурайских
фильмов, фильмы
лвуксиа╗
начинают
меняться и
становятся
всё более реалистичными,
с более
сложными
характерами
и в то же
время всё
более
жестокими и
кровавыми.
лХрам
Красного
Лотоса╗ 1965 и
лНефритовый
лук╗ (Jade Bow)а 1966 были
первыми
такими
фильмами,
изменившими
китайское
кино. А через
год Кинг Ху
поставил
свою лвуксиа╗
лПойдём,
выпьем со
мной╗ с
сложным
действием и
своим стилем
хореографических
боёв, которая
и определила
окончательно
направление
современного
лвуксиа╗
фильма.
На
ведущей
Гонконгской
киностудии
лБратья Шо╗
было два
главных
режиссёра лвуксиа╗ Чанг Чен
и Чор Юэн.
Но если Чанг
Чен ,
введший
стиль
насилия,
крови и
жестокости, выставив
на передний
план
героя-мужчину
во времена,
когда пришла
мода на кунг-фу,
быстро к нему
приспособился,
то Чор Юэн
остался
предан
традиции лвуксиа╗,
а после
выхода
фильма
лМагический
меч╗ 1976 годаа
окончательно
отошёл от
влияния японских
фильмов и
вырабатывал
особенный отличительный
стиль лдома
Братьев Шо╗
со сложной
интригой,
красочными костюмами,
с героями,
владеющими
необычными
видами
оружия, с
набором
своих лсупер
звёзд-меченосцев╗.
Мода на
фильмы лвуксиа╗
в
Юго-Восточной
Азии никогда
не заканчивалась.
Ещё не успела
лШо Бразерс╗
закрыться в
середине 80-х
годов, как
возникла
лновая волна╗
режиссёров,
обучавшихся
в Голливуде и
сумевших
взять то
новое и
лучшее, что
было в кинопроизводстве
Запада, и
перенести
всё это на
Восток.
Знаменосцами
лновой волны╗
стали Цуй
Харк, Чинг
Син-танг
и Патрик Там
(лМеч╗ 1980). Цуй
Харк
ставит
лУбийство
бабочки╗ (1979) Ц
смесь лвуксиа╗
и
готического
фильма
ужасов с клаустрофобическими
мотивами ,
и лЗу: воин
Волшебной
горы╗ 1983,
который и
стал главным
символом
фильмов
лновой волны╗. Фильмы
жанра лвуксиа╗
выходили в
большом
количестве
не только в Гонконге,
но также и на
Тайване
(лЛеди Волк╗ с Джой Вонг),
в Южной Корее
(реж. Им
Квон-Тэк,
названный
корейским
Куросавой,
фильмы лМастер
меча╗ 1967, лМечи
под луной╗ 1970,
лЖенщина-рыцарь╗
1971) и на
материковом
Китае. Так
лМеченосец из
города
двойного
флага╗ 1991 (реж.
Пинг Хе
(лВойна неба и
земли╗)
является
классикой жанра
и входит в
десятку
лучших лвуксиа╗
фильмов трёх
Китаев.
В 1987 году
выходит
самый
знаменитый лвуксиа╗
фильм
лИстория
китайского
призрака╗, а к
середине 90-х
этот жанр сходита уже на
нет, чтобы
возродиться
в 2000 году с
фильмом
лКрадущийся
тигр, спрятавшийся
дракон╗,
снова
вернувший
моду на лвуксиа╗
фильмы.
Возвращаясь
к Кинг
Ху, надо
отметить, что
китайский
кинематограф
той поры
являл собой
необычное
явление в мировом
кино. Главным
жанром в
Гонконге
была
мелодрама, и
истинными
звёздами
кино и его
героинями
всегда были
женщины.
Китайское
кино было
женским, и
мужчинам там
места не
было. Но под
воздействием
лрыцарских фильмов╗
Чанг Чена,
воспевающих
мужество,
благородство
и мужскую
физическую
красоту в сценах
лбоевого
искусства╗,
женский
кинематограф
к концу 70-х
полностью
исчезает с
экранов
кинотеатров.
И Кинг Ху,
вводя стиль
красочных
образов,
которые обращались
к нашим
чувствам, был
почти единственным
режиссёром,
который
предоставлял
женщинам
ведущие роли
в своих
фильмах.
В фильме
лПойдём
выпьем со
мной╗ главную
героиню
лстранствующего
рыцаря╗,
которуюа зовут
лЗолотая
ласточка╗,
играла тогда
молодая
восходящая
звезда Ченг Пей Пей.
Её Золотая
ласточка,
одна из
первых
больших
героинь
действия в
фильмах Гонконга,
здесь играет
роль сильной
независимой
личности.а У Кинг Ху
вообще
снималось
много
героинь с
сильными
женскими
характерами.
Анжела Мао,
Поли Кван,
Хсу Фенг,
которые
будут играть
в его более
поздних фильмах.
Фильм
начинается с
нападения
бандитов на имперского
чиновника и
его свиту. Перебив
охрану и взяв
чиновника в
заложники,
они
выдвинули
требование
освободить
их вожака,
сидящего в
тюрьме,
пригрозив,
что иначе
чиновник
будет казнён.
В ответ на
это судья
посылает к
нима
лЗолотую
ласточку╗ с
заданием,
освободитьа
чиновника и
убить всех бандитов.
Первая
сцена с Пей
Пей. Она
входит в
гостиницу и
садится за
стол, чтобы
поесть.
Постепенно
мы понимаем,
что люди,
сидящие за
соседними
столиками,
бандиты. Они
медленно
окружают
героиню и
затем пытаются
спровоцировать
её на
скандал. Это
им не
удаётся. Пей
остаётся
невозмутима.
Тем не менее,
бандиты
нападают на
неё. Но она
готова к
схватке. У неё
находится
союзник в
образе
пьяного нищего,
который
оказывается намного
большим, чем
он кажется. В
течение
нескольких минут
мы видим
летящие
стрелы,
смертельные кинжалы,
блеск мечей и
умирающих и
раненых бандитов.
Эти сцены,
тщательно
выверенные и срежисированные,
подчёркивали
мастерство
Золотой
ласточки.
Хореографию
действия
Кинг Ху
взял из
очаровавшей
его
Пекинской
оперы.
Таверна
стала местом
для
постановки
поединков,
где актёры
двигались в
определённой
последовательности.
Режиссёр
видел сцены с
боевыми
искусствами,
похожими на
танец, И
главная
героиня Пей
Пей была
выбрана на
эту роль
из-за её
балетных навыков.
Неслучайно и
то, что вся
эта сцена
происходит в
гостинице.
Это из так
называемого
жанра
лфильмов гостиниц╗,
где почти все
действия
происходят в
одном месте.
Кинг Ху
воскрешает
традиционные
китайские
таверны как
микромир,
вымышленный
и в то же время
реальный.
После этого
фильма
устанавливается
новый стандарт
для лвуксиа╗
фильмов, а
Пей Пей
становится
моделью,
эталонома лледи странствующего
рыцаря╗ для
огромного
количества
подражаний.
Следующий
фильм, рассорившись
с Шо Бразерс,
Кинг Ху
снимает на
Тайване.
Сюжет
лГостиницы
Дракон╗
разворачивается
в эпоху династии
Минг. В
результате
заговора был
убит
высокопоставленный
чиновник
(министр), а
его сыновья были
сосланы к
дальней
пограничной
заставе.
Направляясь
туда, они
неизбежно
должны будут
пройти через
место, названое
лВорота
Дракона╗.
Главный
евнух и
злодей Као
Шаокин
(Пай Йинг),
боясь, что
дети Йу
когда-нибудь
возвратятся
для мести,
тайно посылает
к Воротам
Дракона
имперских
охранников
для того,
чтобы убить
их. Шпионы
поселяются в
лГостинице
Дракона╗ и
ждут появления
детей. На их
защиту
встаёт
бродячий
фехтовальщик
Ксиао Шаози (Ши
Йун),
блестяще
владеющий
искусством
меча, и два
странствующих
персонажа,
брат и
сестра. Сестру
играет Поли Кван. Это
первая роль
будущей
звезды экшн,
ей здесь 17 лет. С самого
начала фильм
напоминает
игру в
лкошки-мышки╗
и является по
жанруа
китайским
шпионским
фильмом. Один
из биографов Ху
вспоминает:
лТогда фильмы
о Джеймсе
Бонде были
очень
популярны в
Гонконге, и я
спросил Кинг Ху, почему
он решил
сделать
фильм о
шпионах. Он
сказал, ля не
люблю
Джеймса
Бонда. Они
сделали его
таким суперменом,
но он всего
лишь обычный
человек╗. Он
также был
раздражён,
что в этих
фильмах проповедовалась
идея
относительно
превосходства
белой расы. Ху сказал
мне, что он
хотел
сделать
лГостиницу
дракона╗
фильмом о китайских
агентах и
сделать их
правдоподобными╗.
Потому в
фильмах Ху
его герои не сверхлюди,
они могут
подпрыгнуть
немногим
выше, чем средний
человек.
Полёт не
доминирует
над действием,
как это часто
происходит,
например, у Цуй Харка.
Кинг Ху
никогда не
использовал
лверёвочную
технику╗. Эта
техника относится
ко времени
шанхайских
военных фильмов
30-х годов,
когда по
воздуху
протягивали
тонкий трос,
на котором
подвешивали
актёров,
чтобы
создать
впечатление
полёта. Но Ху
предпочёл
снимать
такие сцены с
помощью
тщательно
замаскированных
трамплинов и монтажа.
То есть
прыжки в его
фильмах были
вполне
реальными.
Согласно
историкам
Гонконгского
кино одна из
главных
причин, почему
фильмы Ху
выше на
голову
других
режиссёров,
то, что он
обращался за
вдохновением
к искусству,
литературе и
истории, а не
к кинофильмам.
Он особено
интересовался
китайской
историей и
хорошо
разбирался в
искусстве и
литературе
Китая. Все
другие
режиссёры в
Гонконге
учились по
кинематографу,
и таким
образом, их
творения
были более
или менее вторичны.
Его Муза
Вдохновения Хсу Фенг,
которая
играла почти
во всех его
фильмах, вспоминает:
лКинг Ху
больше
походил на
живописца, а
актёры и съёмочная
группаа
были его
красками. Ху
однажды
сказал мне, я
не хочу,
чтобы вы
лдрались╗.
Помните, что
экран является
очень
большим, и
когда мы
делаем
крупный план
ваших глаз,
все эмоции
отразятся в
них. С тех пор
люди стали
говорить мне,
что я женщина,
которая
дерётся
глазами в
фильмах о боевых
искусствах╗.
Придя в
кинематограф,
Ху
привнёс в
него много
технических
новшеств,
монтаж, различное
необычное
использование
ракурсов.
Движения
камеры у него
очень
сложные;
крупные
планы, снятые
длиннофокусным
объективом,
чередуются с панорамными
съёмками с
использованием
широкоугольной
оптики. Он
также
смешивает хореографию
и музыку. В
его фильмах
всегда
тщательно
воссоздаётся
подлинная
историческая
обстановка,
костюмы,
оружие теха лет.
Применительно
к его фильмам
можно часто
было сказать
лвпервые╗.а
Например,
злодей-евнух
в его фильме
лГостиница
Дракон╗ был
первым
злодеем в китайских
исторических
фильмах,
который был изображён
как супермен.
Впоследствии
этот образ
был повторён
и
тиражирован
в бесчисленном
количестве
фильмов.а
Финансовый
успех
лГостиницы
Дракон╗ позволил
Кинг Ху
приступить к
созданию
самого
своего честолюбивого
проекта -
фильму
лПрикосновение
дзен╗, который
вышел в 1969
году.а (лСюняй╗, его
китайское
название -
дословно с
китайского
переводится
как лРыцарша╗.)
На него
было
потрачено
много денег и
делал он его
целых три
года, что по
китайским
меркам, где
режиссёр нередко
делает по три
фильма за
год, громадный
срок.
Продолжительность
фильма была около
400 мин и только
для
Каннского
фестиваля,
где он
получил
главный приз
за техническое
совершенство,
он был
сокращён до 187
мин. Его надо
смотреть в
кинотеатре в
широкоформатном
варианте.
Кинг Ху в
фильме
использует
каждый
сантиметр
экрана, и
просмотр
подрезанной
версии
обесценивает
потраченные
на создание
фильма усилия.
Вы буквально
не увидите и
полфильма.
Правление
династии Минг.
Высокопоставленный
правительственный
чиновник
раскрывает
заговор
против
императора,
возглавляемый
влиятельным
евнухом Вей,
который во
избежание
разоблачения
убивает
чиновника и
всю его
семью. Только
дочь с двумя
друзьями,
один из
которых
генерал, сумела
убежать и
продолжить
борьбу. Фильм
начинается с
показа паука,
плетущего
сетку на фоне
величественной
природы:
заснеженные
горы, зелёные
леса,
обрамленные
великолепными
водопадами.
Паутина в
фильме
становится
символом.
Паук, прядя
слой за
слоем, раскидывает
сеть. И
дальше в
фильме мы
увидим, как молодой
учёный Ку,
помогающий
мятежникам,
изобретая
план защиты,
подражает
природе,
становясь
пауком, прядущим
сеть и
расставляющим
западню, в которую
попадутся
люди евнуха.
Но это будет позже.
А начинается
он как
история о
призраках. В
доме учёного Ку поселяется
незнакомка (Хсу Фенг),
дочь убитого
чиновника,
которую он
поначалу
принимает за
призрак.
Когда, во
всём разобравшись
и попутно
влюбившись в
неё, он начинает
помогать
мятежникам,
фильм
переходит к
политической
интриге, чтобы
в конце
концов
лприкоснуться
к Дзен╗.а
На первый
план выходит
буддистская
составляющая
фильма, чтобы
взорваться
ва
поразительном
финале. лПрикосновение
Дзен╗ идёт
целых три
часа, но он
стоит
потраченного
времени.
Последнее сражение
продолжается
более 20 минут,
и, хотя в фильме
много боевых
сцен (чего
только стоит
изысканно
сделанная
сцена в
бамбуковой
роще), эта запоминается
надолго.
Главнокомандующий
армии евнух Вей и два
его личных
телохранителя
(в одном из
которых
можно узнать
совсем
молодого Само
Хунга)
нападают на
след учёного Ку, мисс
Янг и
генерала Шах.
Но в сражении
мастерству
евнуха они
противопоставить
ничего не
могут. И
тогда к ним
на помощь
приходит
главный
монах (Рой Чиао)
монастыря,
где они до
этого
скрывались. В
бою его
победить
невозможно, и Вей
проигрывает.
Кульминация
фильма
наступает,
когда после
предательского
удара уже
побеждённого
евнуха умирающий
буддистский
монаха
на наших глазах
достигает
состояния
Нирваны, и мы
видим его
перевоплощение
в Будду,
сидящего в
традиционной
буддистской
позе. А психоделические
цвета
указывают
нам на
законченность
реинкарнации
души. Этот
шедевр Кинга Ху был
очень важным
этапным
фильмом для
всего
азиатского
кино. Он
разительно
отличался от
других
гонконгских
фильмов той
поры и был
ближе,
наверное, к
корейским
фильмам 60-х годов.
Стиль Ху
предшествует
повальному
увлечению
Брюсом Ли
и Джеки
Чаном.а
В середине
60-х годов братья
Шо
посылали
Кинг Ху в
Японию, чтобы
посмотреть
методы
работы тамошних
режиссеров. Многое
позаимствовав
из
самурайских
фильмов Джимбо
1961 Куросавы и
серии
фильмов о Затоичи,
слепом
самурае, Кинг
Ху
привнёс в
эстетику
самурайских
фильмов своё
понимание и
создал свой
собственный
стиль,
добавив
звуковые
эффекты,
прекрасную
музыку и
интересную
работу
камеры. Сам Ху
говорил:
лАудитория Ц
камера. Я не
хочу, чтобы аудитория
сидела и
наблюдала, я
хочу, чтобы
она перемещалась
вместе с
камерой╗.
В 1971 году
Кинг Ху
подписывает
контракт с лГолден Харвист╗
на
постановку
двух фильмов
лСудьба Ли
Хана╗ 1973 и
лХрабрецы╗ 1975.
лСудьба Ли Хана╗,
выпущенная в
1973 году, его
последняя лвуксия╗,
где главная
интрига
происходит в
гостинице, и
единственная,
где в главных
ролях играют
столько
актрис. Такие
как Ли Лихуа,
звезда
прошлых лет,
и восходящая
Анжела Мао,
прославившаяся
уже в картине
лХапкидо╗, Хсу Фенг
и ряд других.
Этот фильм
является,
пожалуй,
самым зрелым
из лфильмов
гостиниц╗.
Действие
происходит
во времена
владычества
моголов. В
гостиницу
должен прибыть
Хан,
военачальник
моголов,
чтобы получить
ценную
военную
карту от
китайского
предателя.
Мятежники,
узнав об
этом,
намереваются
этому
помешать.
Владелица
гостиницы (Ли
Лихуа)
нанимает 4-х
официанток
(одна из
которых Анжела
Мао, и другая Хелен Ма
(л Глухонемая
героиня╗)),
которые на
самом деле
являются
опытными
убийцами. На
помощь им повстанцы
присылают
ещё двух
человек. Один
из которых
изображает
бухгалтера
гостиницы, а другой
трубадура.
Поскольку
каждая из сторон
действует
скрытно,
фильм
превращается
в
детективную
историю, где
никто не
знает, кто
есть кто. И
каждое новое
лицо,
появляющееся
в гостинице,
вызывает
подозрение.
Напряжённость
достигает
кульминации,
когда в таверну
приезжает Ли
Хан (его
великолепно
играет Тъен
Фенг), его
сестра ( принцесса)
(Хсу Фенг),
и которые в
свою очередь,
пытаются
расставить
ловушку и
заманить в
нее
мятежников. Хотя
боевых сцен в
фильме не так
много, но они
сделаны на
очень
высоком
уровне (хореографом
был Само Хунг).
Здесь
впервые он
совмещает лвуксиа╗
(сражение с
мечом) с
борьбой кунг-фу,
которая
входила в 70-у
годы в моду. А
виртуозное
использование
Ху камер,
неотступно
следящих за
всем происходящим,
превращает
этот
незаурядный
фильм в выдающуюся
работу.
Сюжет
следующего
фильма
лХрабрецы╗
развивается,
как и во
многих
других его
фильмах, во
времена
династии Минг.
Император
Джим Джинг
озабочен
борьбой с
японскими и
местными пиратами,
опустошающими
южные
прибрежные
области.
Маленькой
группе солдат
во главе с
генералом Йу Дейон
(Рой Чиао)
дают задание
уничтожить
пиратов. К
солдатам
присоединяются
мастер меча
по кличке Вихрь
и его
дама-рыцарь (Хсу Фенг).
В этом фильме
Ху, снова
исследуя
природу
доблести и
героизма,
проводит
идею, что
истинный
характер
другого
человекаа можно
узнать только
посредством
боя. Попутно
лХрабрецы╗ используются
Кинг Ху
для
исследования
военной
стратегии и
тактики в
ситуации,
когда, имея
небольшие
силы, нужно
победить
многочисленного
врага. В
лХрабрецах╗
очень
интересна
хореография
боёв,
которыми
здесь тоже
занимался Само Хунг.
Как и в
лСудьбе Ли
Хана╗, Ху
снова
приспосабливает
стандарты
фильма с
мечом к стилю
невооружённого
боя. Для этого
ему надо было
найти
теоретическое
обоснование. Ху в этом
следовал
классической
идее, что бой без
оружия
является
самой
высокой
формой боя, и
люди, имеющие
такие навыки,
являются людьми
высокого
ранга,
стоящими
выше обычных
людей. Таким
образом,
объединяя
разные стили
с
изображением
разных
характеров,
Кинг Ху
добивается
многомерности,
полноты
образов.
Финальная
сцена на
мечах между
японским
пиратом Хакатацу
(Само Хунг)
и
фехтовальщиком
лВихрь╗ Бай Иинга
одна из самых
сильных и
мощных сцен,
когда-либо
создаваемых
в кино.
Последовательное
проявление
умелого режисирования
и
хореографии
создало
идеальный
фильм по боевым
искусствам . Он
вдохновлял
многих
режиссеров
все последующие
годы. Самый
известный
пример
лКрадущийся
тигр, спрятавшийся
дракон╗ 2000 г.,
много
взявший из
лПрикосновения
дзен╗, или
лБритва╗ 1995 г. Цуй
Харка из
лХрабрецов╗. Для Кинг
Ху фильм
лХрабрецы╗
был финалом,
он прощался с
жанром лвуксиа╗.
Больше такие
фильмы ему
снимать уже
не пришлось.
Два
последних из
своих
значительных
фильмов Ху
сделала в
Корее. Съёмки
происходили
в горах.
Может быть,
это были
самые
визуально
красивые из его
фильмов.
лЛегенда
горы╗ и лДождь,
идущий в горах╗
(сценарий
написан его
женой) были
выпущены в 1978.
Эти фильмы не
были в стиле лвуксия╗,
хотя в них и
присутствуют
сцены с
боевыми искусствами.
Главное в них
тема, которую
они
затрагивают,
- это вопросыа
буддизма и
этики.
лДождь,
идущий в
горах╗ - фильм,
рассказывающий
о конфликте в
буддистском
монастыре и попытке
украсть
бесценную
сутру,
священный
рукописный
свиток. О
моральных и
этических
принципах.
Главная тема
фильма Ц
желание,
желание
украсть
сутру,а
желание Ц
занять место
настоятеля. И
не случайно,
чтобы
избежать
искушения,
хозяин свитка
в конце
концов
сжигает его.
Если
фильм лДождь,
идущий в
горах╗ связан
с желанием
власти и
собственности,
то лЛегенда
горы╗ - это
фильм о
призраках.а
Начинаясь с
ошеломляюще
красивых
пейзажей
природы, далее
фильм
показывает
путешествующего
учёного Хо,
идущего в
отдалённую
область,
чтобы закончить
там
копирование
древней
сутры иа
оказывающегося
во власти
злой женщины-призрака
(Хсу Фенг),
которая с
помощью
обмана
сочетается с
ним браком са целью
дальнейшего
перевоплощения
при помощи
свитка Хо.
Дело запутывает
появление
ещё одного
духа женщины.
В результате
мы имеем две
женщины и
одного мужчину
Ц прекрасная
смесь для
неприятностей,
особенно,
когда они
призраки. Эти
образы потома
использует Цуй Харк
для своей
лИстории
китайского
призрака╗.
После
этих двух
последних
шедевров
Кинг Ху
снял еще
несколько
фильмов, но
они так и не смогли
достичь
вершин
предыдущих
его работ. В 1990
году ему
поручают
снимать
фильм
лМеченосец╗,
но Цуй Харк,
недовольный
медленным
темпом
работы, увольняет
Кинг Ху. И
хотя в титрах
фильма
останется
его имя, ни
одна сцена,
отснятая им,
не войдёт в
фильм. Последний
фильм, снятый
Ху,
лОкрашенная
кожа╗ 1992а
не был провальным,
но и не
добавил
ничего
нового к его
творчеству.
Последующие
годы Кинг Ху
жил в США, где
пытался
поставить
фильм о китайских
эмигрантах,
строящих
сеть американских
железных
дорог. Он
умер, успев
собрать
половину
денег,
необходимых
для производства
фильма. Его
смерть в 1997
году в
Лос-Анджелесе
прошла почти
незаметно.