ИСТОРИЯ КИНОСТУДИИ лМЕЖРАБПОМ╗

Об Алейникове не пишут, о нем не говорят, известный лишь только профессионалам, он был неспроведливо забыт, а ведь не будь его, мы не увидели бы сейчас многое из того, что потом назовут лзолотой советской классикой╗ 20-х годов. Как первый советский продюссер он был связан с историей лМежрабпома╗, студией, являвшейся самой большой загадкой в истории советского кино, единственной частной компанией,а которая безбедно более 10 лет существовала при советской власти, и до сих пор ее история является во многом белым пятном.

Об Алейнекове известно высказывание Трауберга, знавшего его лично и относившегося к нему неодназначно, лпризнаться, личность эта, можно сказать, загадочная╗ (из бесседы Нусиновой с Траубергом).

Алейников родился в 1885, окончил Московское техническое училище, учился у Станиславского, редактировал журналы лСине-фоно╗ и лПроектор╗, пока его не пригласил Михаил Трофимов в только что открывшуюсяа киностудию лРусь╗. Костромской купец из старообрядцев Михаил Семенович Трофимов заинтересовался синемой и решил вложить свои деньги в кинофабрику. Случилось это в 1915 году, особых лавров др революции студия не заработала, потом пришел Октябрь и гражданская война, и Трофимов оставляет студию Алейникову, а сам, по одной из версий, уезжает за границу, где следы его и теряются.

(Впрочем, где-то в 1925 году он снова появляется на студии и работает какое-то время консультантом.)

Алейников энергично берется за дело, ему удается в межвременье гражданской войны снятьа по запрещенной в царской России пьесе Чирикова фильм лДевьи горы╗. Один из самых интересных и дорогих фильмов России. Рассказываета о волжских амазонках и праведнике, предотвратившем явление Антихриста. Станиславский, не любивший кинематогроф, на съемки этого фильма отпустил актеров своего театра, а Луначарский так отзывался о лДевьих горах╗: лЭто, безусловно, самая раскошная и самая художественная постановка, какие имелись в области русского производства фильмов╗. Другой фильм, выпущенный Алейниковым, лПоликушка╗ 1918 по Л. Толстому с Москвиным в главной роли стал одним из лучших в старом русском кино. После национализации кинопромышленности в Советской России только лРусь╗ чудесным образом не была реквизирована, а после августа 1918 была преобразованна в художественный кооператив. С 1921 лМежрабпом╗, получив для своей кинофабрики с помощью Луначарского статус кооператива, Алейников в 1922 году организовал прокат своих фильмов за границей, таким образом решив проблему закупки пленки, остро стоявшей в России.

В августе 1928 г. студия была национализирована, но Алейников возглавлял ее еще два года. В 1936 году кинофабрикаа с названием лМежрабпом╗ перестала существовать.

Уникальный продюсер Моисей Алейников на своей студии ставил главным образом комерческое жанровое кино, зная прекрасно вкусы зрителей.

Хорошо умел он ладить и с властью, которая старалась как можно меньше на него обращать внимание. Рассказывают такой случай. Фильм лМедвежья свадьба╗ по сценарию Луначарского делал Владимир Гардин (известный дореволюционный режиссер). Но по распоряжению Алейникова Гардина отстраняют, появляется другой режиссер Эггерт и продолжает снимать, приведя на съемочную площадку свою команду актеров, в том числе и жену Луначарского, сыгравшую в фильме одну из главных ролей, а от Гардина в фильме остался один пролог. Алейников, умевший лавировать, когда это было надо для дела, умел находить и находил талантливых людей и привлекал их к работе. Лев Кулешов, К. Эггерт Барнет, С. Комаров. Он специально ездил в Берлин, где встретился с Протазановым и уговорил его вернутся в Россию. Так появилась лАэлита╗, лСорок первый╗, лЧеловек из ресторана╗ и многие другие фильмы. Снимались у Алейникова и некоммерческие фильмы. Именно у него вышли такие шедевры, как лМать╗, лКонец Санкт-Петербурга╗, лПотомок Чингисхана╗ Пудовкина. Не этим ли объяснялась непотопляемость этой единственной частной киностудии в стране, где кино было названо важнейшим из искусств и всегда пользовалось особой заботой? Чтобы попытатся ответить на этот вопрос, надо вернутся немного назад.

В 1921 году за границей возникла очень влиятельная международная организация лМеждународная рабочая помощь╗, которая заказала на киностудии лРусь╗ документальные фильмы лГолод в России╗ и лМать и дитя в Советской России╗. После очень успешного проката за границей было собрано в помощь России большое количество денег. лМеждународная рабочая помощь╗ заинтересовалась киностудией и сталаа акционером.а Позже она будет единственным акционером лРуси╗. Таким образом, Русь не вошла в состав Госкино, а стала работать под руководством Коминтерна иа лМежрабпома╗, название которого она и взяла в 1922 г.

Во главе студии стояли блестящие европейски образованные люди. Франческо Мизиано (один из основателей Итальянской компартии) наизусь знал Божественную комедию, он был с 1924-1936 гг.а политическим руководителем студии. Вилли Мюнденберг, руководитель студии, был зам. председателя Германской компартии, создал большой трест, который открывал свои газеты, издательства, книжные клубы, выпускал фильмы и театральные постановки, контролировал 19 газет и журналов во всем мире. Все эти предприятии приносили немалый доход. Главным словом у Мюнденберга было слово - солидарность. Прибыль треста шла на помощь рабочим во всем мире. На бывшей киностудии лРусь╗ была поставлена самая современная немецкая техника и были великолепные условия для актеров. (В своих мемуарах Алейников рассказывает что к нему на работу просились даже Эйзенштейн и Александров.) В таком качестве киностудия просуществовала до 1936 года. В зтом, видимо, и была причина той охранной грамоты, что была у студии. Что касается Алейникова, то в 1930 году во время национализации у нэпманов золота и валюты, он был арестован ОГПУ по известному золотому делу. Но сидел он, видимо, недолго; по крайней мере, чтобы он лне бездельничал╗, его каждый день возили на Мосфильм, чтобы он помога со своим богатым опытома организовать там работу. Известно, что он, друживший с Эзенштейном, принимал деятельное участие в постановке Ивана Грозного. Последние годы жизни Алейников занимался литературным трудом, написал интересные мемуары

(не опубликованы). Умер Моисей Алейников в 1964 году. Студия Межрабпом после 1936 года стала лСоюздетфильмом╗, потом студией имени Горького. Два раза ее пытались закрыть. Но вспомнив, что на студии была создана лМать╗ Пудовкина, рука не у кого не поднялась. Поднялась она в Перестройку, но студия опять чудесным образом была спасена.

 

Hosted by uCoz