Об Алейникове
не пишут, о
нем не
говорят,
известный
лишь только
профессионалам,
он был неспроведливо
забыт, а ведь
не будь его,
мы не увидели
бы сейчас
многое из
того, что
потом
назовут лзолотой
советской
классикой╗ 20-х
годов. Как
первый
советский продюссер
он был связан
с историей лМежрабпома╗,
студией,
являвшейся
самой
большой
загадкой в
истории
советского
кино,
единственной
частной
компанией,а
которая
безбедно
более 10 лет
существовала
при
советской власти,
и до сих пор
ее история
является во
многом белым
пятном.
Об Алейнекове
известно
высказывание
Трауберга,
знавшего его
лично и
относившегося
к нему неодназначно,
лпризнаться,
личность эта,
можно
сказать, загадочная╗
(из бесседы
Нусиновой
с Траубергом).
Алейников родился в 1885, окончил Московское техническое училище, учился у Станиславского, редактировал журналы лСине-фоно╗ и лПроектор╗, пока его не пригласил Михаил Трофимов в только что открывшуюсяа киностудию лРусь╗. Костромской купец из старообрядцев Михаил Семенович Трофимов заинтересовался синемой и решил вложить свои деньги в кинофабрику. Случилось это в 1915 году, особых лавров др революции студия не заработала, потом пришел Октябрь и гражданская война, и Трофимов оставляет студию Алейникову, а сам, по одной из версий, уезжает за границу, где следы его и теряются.
(Впрочем,
где-то в 1925 году
он снова
появляется на
студии и
работает
какое-то
время консультантом.)
Алейников
энергично
берется за
дело, ему удается
в межвременье
гражданской
войны снятьа по
запрещенной
в царской
России пьесе Чирикова
фильм лДевьи
горы╗. Один из
самых
интересных и
дорогих фильмов
России.
Рассказываета о волжских
амазонках и
праведнике,
предотвратившем
явление
Антихриста.
Станиславский,
не любивший кинематогроф,
на съемки
этого фильма
отпустил
актеров
своего
театра, а
Луначарский
так отзывался
о лДевьих
горах╗: лЭто,
безусловно,
самая раскошная
и самая
художественная
постановка,
какие имелись
в области
русского
производства
фильмов╗.
Другой фильм,
выпущенный Алейниковым,
лПоликушка╗
1918 по Л.
Толстому с
Москвиным в
главной роли
стал одним из
лучших в
старом
русском кино.
После национализации
кинопромышленности
в Советской
России
только лРусь╗
чудесным
образом не
была
реквизирована,
а после
августа 1918
была преобразованна
в
художественный
кооператив. С
1921 лМежрабпом╗,
получив для
своей
кинофабрики
с помощью Луначарского
статус
кооператива,
Алейников в 1922
году
организовал
прокат своих
фильмов за
границей,
таким образом
решив
проблему
закупки
пленки, остро
стоявшей в
России.
В
августе 1928 г.
студия была
национализирована,
но Алейников
возглавлял
ее еще два
года. В 1936 году
кинофабрикаа с
названием лМежрабпом╗
перестала
существовать.
Уникальный
продюсер
Моисей
Алейников на своей
студии
ставил
главным
образом комерческое
жанровое
кино, зная прекрасно
вкусы
зрителей.
Хорошо
умел он
ладить и с
властью,
которая старалась
как можно
меньше на
него
обращать
внимание.
Рассказывают
такой случай.
Фильм лМедвежья
свадьба╗ по
сценарию
Луначарского
делал
Владимир
Гардин
(известный
дореволюционный
режиссер). Но
по
распоряжению
Алейникова
Гардина
отстраняют,
появляется
другой режиссер
Эггерт и
продолжает
снимать,
приведя на
съемочную
площадку
свою команду
актеров, в
том числе и
жену
Луначарского,
сыгравшую в
фильме одну
из главных
ролей, а от
Гардина в
фильме
остался один
пролог.
Алейников, умевший
лавировать,
когда это
было надо для
дела, умел
находить и
находил
талантливых
людей и
привлекал их
к работе. Лев
Кулешов, К. Эггерт
Барнет, С.
Комаров. Он
специально
ездил в
Берлин, где встретился
с Протазановым
и уговорил
его вернутся
в Россию. Так
появилась лАэлита╗,
лСорок
первый╗,
лЧеловек из
ресторана╗ и
многие
другие
фильмы.
Снимались у Алейникова
и
некоммерческие
фильмы.
Именно у него
вышли такие
шедевры, как
лМать╗, лКонец
Санкт-Петербурга╗,
лПотомок
Чингисхана╗
Пудовкина. Не
этим ли
объяснялась
непотопляемость
этой
единственной
частной киностудии
в стране, где
кино было
названо важнейшим
из искусств и
всегда
пользовалось
особой
заботой?
Чтобы попытатся
ответить на
этот вопрос,
надо
вернутся немного
назад.
В 1921
году за
границей
возникла
очень
влиятельная
международная
организация
лМеждународная
рабочая
помощь╗,
которая
заказала на киностудии
лРусь╗
документальные
фильмы лГолод
в России╗ и
лМать и дитя в
Советской
России╗.
После очень
успешного
проката за
границей
было собрано
в помощь
России
большое количество
денег.
лМеждународная
рабочая помощь╗
заинтересовалась
киностудией
и сталаа
акционером.а Позже
она будет
единственным
акционером
лРуси╗. Таким образом,
Русь не вошла
в состав
Госкино, а стала
работать под
руководством
Коминтерна
иа лМежрабпома╗,
название
которого она
и взяла в 1922 г.
Во
главе студии
стояли
блестящие
европейски
образованные
люди. Франческо
Мизиано
(один из
основателей
Итальянской
компартии) наизусь
знал
Божественную
комедию, он
был с 1924-1936 гг.а
политическим
руководителем
студии. Вилли
Мюнденберг,
руководитель
студии, был
зам.
председателя
Германской
компартии,
создал
большой трест,
который
открывал
свои газеты,
издательства,
книжные
клубы,
выпускал
фильмы и театральные
постановки,
контролировал
19 газет и
журналов во
всем мире. Все
эти предприятии
приносили
немалый
доход.
Главным
словом у Мюнденберга
было слово -
солидарность.
Прибыль
треста шла на
помощь
рабочим во
всем мире. На
бывшей
киностудии
лРусь╗ была
поставлена
самая
современная
немецкая
техника и
были
великолепные
условия для
актеров. (В
своих мемуарах
Алейников рассказывает
что к нему на
работу
просились
даже Эйзенштейн
и
Александров.)
В таком
качестве
киностудия
просуществовала
до 1936 года. В зтом,
видимо, и
была причина
той охранной
грамоты, что
была у
студии. Что
касается Алейникова,
то в 1930 году во
время
национализации
у нэпманов
золота и
валюты, он
был
арестован
ОГПУ по
известному
золотому
делу. Но
сидел он, видимо,
недолго; по
крайней мере,
чтобы он лне
бездельничал╗,
его каждый
день возили
на Мосфильм,
чтобы он
помога
со своим
богатым
опытома
организовать
там работу.
Известно, что
он, друживший
с Эзенштейном,
принимал
деятельное
участие в
постановке
Ивана
Грозного.
Последние
годы жизни
Алейников
занимался
литературным
трудом,
написал
интересные
мемуары
(не опубликованы). Умер Моисей Алейников в 1964 году. Студия Межрабпом после 1936 года стала лСоюздетфильмом╗, потом студией имени Горького. Два раза ее пытались закрыть. Но вспомнив, что на студии была создана лМать╗ Пудовкина, рука не у кого не поднялась. Поднялась она в Перестройку, но студия опять чудесным образом была спасена.