ЭДГАР УОЛЛЕС И НЕМЕЦКИЙ
ГОТИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ
Эдгар Уоллес -
один из самых популярных писателей 20-го века. За свою жизнь он написал 173
романа и попал в книгу рекордов Гинесса как самый
экранизируемый писатель (170 фильмов).
Уоллес родился в 1875 году в Лондонских
трущобах, вырос у приемных родителей. Учился в школе, но ее не окончил. Первый
роман «Четыре справедливых мужчины» опубликовал в 1905 году. Но успех пришел
только в 1921 году. С 1922 до 1932 года, года его смерти от пневмонии, было
продано четверть миллиона экземпляров его книги. Романы Уоллеса стали
экранизировать еще при его жизни. Среди лучших «Зеленый
стрелок» 1926, «Ужасные люди», «Ужас» 1928 (звуковой), «Желтая маска»,
«Темно-красный круг» и два английских фильма с Нейджем
Брюсом «Стукач» и «Календарь» (оба 1931 года), а также чешский Карэла Ламака «Стукач». Во времена Гитлера, который называл
романы Уоллеса подрывными, он был запрещен. Возрождение интереса к Эдгару
Уоллесу происходит в Германии уже
после войны в конце 50-х.
Фильмы производили и прокатывали две основные
немецкие кинофирмы. «Совет по таможенному
сотрудничеству» ССС (Centrol cinema company)
выпустил несколько фильмов в 1962 году, подписав контракт с сыном Уоллеса,
Брайаном, который писал оригинальные сценарии, основанные на идеях его отца;
они поставили «Тайну Черных чемоданов», «Душитель замка Блекмор»,
«Фантом Сохо», «Безумный палач» и ряд других фильмов.
По сценарию Брайана был поставлен и любопытный фильм «Скотланд Ярд против доктора Мабузе».
Другая немецкая фирма, основанная еще в 1897
году, называлась «Константин-Риальти» (Constantine-Rialto). За тринадцать лет до
Банда, называющая себя «Товарищество Лягушки»,
терроризовало Лондон, оставляя на месте своих преступлений лягушку. Одетый в
лягушачью маску главарь банды долго остается неуловимым, пока Скотланд Ярд с помощью американского детектива,
наконец, не отдает все банду под суд. «Скрытый под маской лягушки» - это один
из самых известных и лучших романов Уоллеса, входящий в «золотую семерку», к
которой принадлежат также «Колдун», «Красный круг», «Мертвые глаза Лондона»,
«Ворота предательства» и т. д.
А режиссер первого фильма серии, Харольд
Райнл, поставил еще несколько фильмов по
произведениям Уоллеса. Он родился в Австрии в
Потом последовали фильмы «Красный круг» 1960 и
«Мститель»1961. Лондон находится в страхе и ужасе, никак не удается поймать
Красный круг, главу большой преступной организации. На месте преступления
убийца оставляет изображения красного круга. Скотланд Ярд бессилен. И расследование поручают
лучшему частному детективу. В фильме «Красный круг» у режиссера Юргена Роланда снялась его любимая актриса Рената Экберт. Она наряду с
Катериной Дор, без сомнения, лучшие исполнительницы,
которые снимались когда-либо в детективах Уоллеса. По-настоящему
непростительно, что она никогда больше не получила роли в сериале. Умерла в
декабре
Успех первых фильмов, ставших кассовыми хитами,
позволил запустить еще одну серию, основанную на индейских романах Карла Мая. Первый фильм-вестерн «Сокровище
серебряного озера» - был сделан в
Фильмы серии «krimi»
по романам Эдгара Уоллеса были сделаны с особым, только им присущим стилем. Черно-белые в изысканной манере и с таинственной атмосферой, где
присутствуют ночной туманный Лондон, гремящие корабельные цепи на
Темзе, темные лунные ландшафты, тусклые замки с загадочными подвалами и
потайными дверями, воскресающие в памяти готические картины, являются
составными частями немецких экранизаций Эдгара Уоллеса 60-х годов, и они были
самыми успешными и самыми длинными сериями немецких фильмов. В них
роковые женщины, игроки и другие жители преступного мира такие, как марионетки, стукачи,
информаторы, перемешиваются с наследниками и наследницами, безумными
родственниками и такими же безумными учеными, психами, главарями преступных
организаций, а орудиями убийства в них являются всевозможные яды, зубы змей,
гарпуны, кнуты, а угрозами - крокодилы, змеи или ядовитые пауки. Подсчитано,
что в этих фильмах совершено примерно 300 убийств, а в 16 из них злодеев играет
Клаус Кински. Нельзя не упомянуть и музыку к этим
фильмам. Джазовая инновационная музыка писалась такими композиторами, как
Мартин Ботчер (он также сочинил известную тему к «Виннету») и Питер Томас (музыка к 16 фильмам Уоллеса), его
иногда почти экспериментальная музыка подкупает и сегодня странными звуками и
искаженными криками. Никакие другие немецкие фильмы ни раньше, ни позже не
делались с такой тщательностью. За прошедшие годы они совсем не устарели. На
них отложился как патина быстро проходящий дух времени. Эти фильмы смотрятся
сейчас как маленькие бриллианты, вызывающие ностальгическое чувство навсегда
ушедшей эпохи. Ведь, фильмы Эдгара Уоллеса - это воспоминание о времени, в
котором мы обходились без макдональдсов и шварцнегеров. Там когда-то бурлила жизнь. Творили актеры,
режиссеры, сценаристы, продюсеры. Никого из людей, создававших эти фильмы уже
нет в живых, но мне хотелось бы, глядя на них любящим взглядом, хоть, на миг
оживить их. Ведь, правда, поверженные боги могут снова стать богами?
Следующий фильм должен был выйти в серии «Тайна
желтых нарциссов», но сценарий требовал переделки, и на экраны вышли раньше (1
апреля
Альфред Адольф Форер
родился в
В вышедших в этом же году «Тайнах желтого
нарцисса» действие происходит в Лондоне и Гонконге и связанно с убийствами и
наркотиками. Режиссер фильма Арос фон Ратоню (Aros von Ratony),
венгр по происхождению (умер в
Следующий фильм «Фальсификатор из Лондона»,
рассказывающий об охоте за миллионами молодого наследника Петера Клайфтона и его прелестной жены Джейн Леит
(Карин Дор), снявших дом, чтобы провести медовый месяц. Для
объекта был выбран замок Хердринген / Herdringen, позже
там же пройдет и съемка «Черного аббата». Режиссером был Харольд
Рейнли, сделавший из «Фальсификатора из Лондона»
довольно вольную адаптацию одного из лучших романов Эдгара Уоллеса «Фальшимонетчик».
«Странную графиню» 1961 снимал режиссер Йозеф
фон Баки, прославившийся своим фильмом «Мюнхгаузен», поставленным по заказу
Геббельса. Фон Баки, тяжело заболев, не смог закончить «Странную графиню», и ее
заканчивал Юрген Роланд. Фильм получился замученный и
самый скучный в серии. А фон Баки больше не пришлось ставить фильмы. В 1966
году он, живя в полном одиночестве и всеми забытый, умирает от рака.
Следующий фильм «Загадка красной орхидеи»
Позже последовали «Дверь с 7 замками» и
«Гостиница на Темзе» Форера. «Гостиница на Темзе»
наряду с «Мертвыми глазами Лондона» и «Колдуном» принадлежит к лучшим ч/б фильмам Форера, собравшим больше всего зрителей из всей серии - 3,6
миллиона. Следующий фильм «Комната 13»
Феноменальный успех «Сокровища серебряного
озера» в конце
25-ым юбилейным фильмом серии Эдгара Уоллеса
стал фильм Альфреда Форера «Собака замка Блэквуд»
Сделанный в хорошем темпе, изысканно и
увлекательно, он является одним из лучших цветных фильмов серии наряду с
другими фильмами Форера. Следующий его фильма «Горила из Сохо»
Годы 1968 -1969 - это время студенческих волнений, войны
во Вьетнаме, высадки на Луну, политических перемен в мире. Оба руководителя Филипсен и Хорст Вендландт пришли к выводу о расширении ассортимента фильмов
в других жанрах (драма, комедия). А Уоллеса решили экранизировать, начиная с
После нескольких неуспешных в плане прибыли
фильмов серии коммерческий успех ждал «Мертвеца из Темзы»1971 Харольда Филипа. Лондон.
Привлекательная танцовщица Мирна Фергусон
найдена мертвой в третьеразрядном отеле. Внезапно из Австралии прилетает ее
сестра Денни. Инспектор Крейг начинает расследование.
В фильме в 14-й и последний раз принял участие Карл Лоб, лучший оператор эдгаровской серии. В последний раз писал музыку для фильма
и Питер Томас, прощальная фонограмма принадлежит к его трем самым лучшим в
серии.
Следующий совместный фильм с итальянцами «Тайна
зеленой булавки»
А в совместном фильме «Загадка серебряной луны»
в немецкой версии сокращений было еще больше (20 минут). Фильм был поставлен режиссером Умберто Ленци,
и все действие фильма происходит в Риме. Съемки проходили в Сполето
и в Риме. Актеры были подобранны в Италии за исключением двух немцев Джона Франкенхеймера и австрийки Марисы
Мель (играла главную роль в «Загадке красной орхидеи»). Этот фильм был
предпоследним фильмом «Риальти» для проката и
последний 32-й фильм «Риальти» с произведениями
Уоллеса в кино. Последние фильмы серии полностью отличаются от всей серии и не
нравятся фанатам, сегодняшним любителям серии Уоллеса,
так как в них отсутствует та особая атмосфера, за которую, в общем, и любят эти
фильмы. А в Германии после
Когда Филипсен еще
только в
Другие экранизации Уоллеса «Загадка серебряного
треугольника»1965 г. режиссера Джона Моккея и «Акаsava» режиссера Дж. Франко,
выпущенные фирмой ССС, немцы называют халтурой.
В 1963 году вышли «Барабаны смерти на большой
реке» режиссера Харрингтона. Уоллес написал много африканских романов, и
возникла идея сделать из нее серию, но из этого ничего не вышло. На африканскую
тему выходили еще «Карабль смерти», и потом была
«Пагода ужаса» («5 золотых драконов»), где действие происходит в английской
колонии в Гонконге.
В
Эпигоны Эдгара Уоллеса.
С 1960 года Германию внезапно охватил интерес к
детективным фильмам. В основном, это были имитации фильмов Уоллеса, и они чаще
всего были существенно хуже оригинальной серии «Риальти».
Первым вышел в августе
Конкуренты «Риальти»,
заключившие контракт с сыном Эдгара Уоллеса, Брайаном, в 1962 году выпускают
фильм «Тайна черного чемодана» режиссера Вернера Клингера,
фильм получился довольно бесцветным. Пожалуй, лучшие фильмы вне серии сделал Харольд Райнл, это «Душитель
замка Блекмор», тогда же были сделаны «Палач Лондона»
и «Фантом из Сохо» Готлиба.
В
«Тайна желтой могилы», выпущенный в декабре
Конкурентом Уоллеса в 60-е годы был немецкий автор
Алоиз Вейнер (1875-1945),
писал под псевдонимом Луиса Вайнера-Вилтона. Из 16
романов, им написанных, сохранилось лишь 7, из которых 4 были экранизированы.
Но если «Ковер ужаса», выпущенный в
Бесчисленное количество фильмов производилось в
то время. Многие из них были катастрофически скучны, в большинстве случаев эта халтура даже не оправдывала ее
производственные расходы. Большей частью это были фильмы, которые копировали
Эдгара Уоллеса. Не забывали и Конан Дойла. Фильм «Шерлок Холмс и ожерелье смерти»
рассказывает о дерзкой охоте на таинственные сокровища фараонов. Хотя фильм
получился запутанный, он был не так плох, хотя и не имел большой кассы, и
поэтому серию продолжать не стали, к тому же он был черно-белый, а Хаммер в Лондоне в конце 50-х уже ставил цветного Шерлока
Холмса.
Образцом плохого детективного фильма может
служить экранизация романа «Красная ваза» австралийки Хитер
Гардинер, несмотря на участие таких звезд как Иоахим Фуксбергер и Карин Дор. Фильм, который снимал
телевизионный режиссер Эбергат Иценплиц,
получился беспомощным и выглядел просто смешно. В