НЕМЕЦКИЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ В ТРЕТЬЕМ РЕЙХЕ
Современный зритель практически ничего
не знает о немецкой мультипликации времен нацизма, и даже специалисты,
занимающиеся историей анимации, возможно, не подозревают, какие немецкие
мультфильмы существовала между 1933 и 1945 гг. Мультипликация в нацистскую эру -
это белое пятно. О том, что оно существовало, сознательно замалчивалось, а то,
что нельзя было скрыть, тотально фальсифицировалось на Западе. Во многих
текстах и солидных каталогах даты таких,
например, фильмов, как «Композиция в синем цвете» Фишингера (Fischinger) (Komposition in Blau)1935 или «Похищенное сердце» (Das
gestohlene Herz)1934 Рейнингер (Reiniger), указаны были с годом выпуска 1932
или 1933, чтобы показать, что они не были сделаны в нацистской Германии. Точно
так же звуковые фильмы братьев Диль (Diehl) (Фердинанда, Германа и Поля),
Владислава Старевича (Ladislas Starewitch), Пола Перова (Pol Peroff) и других в популярных печатных изданиях незаметно были причислены к
1920-м годам(!) даже притом, что они были
произведены в 1937 или 1941 гг. в Германии. «Лис Рейнеке» (Reinicke Fuchs / Le
Roman de Renard) 1937 Старевича, хотя в значительной степени создан в Париже, практически
был полностью проигнорирован при обсуждениях «первого полнометражного мультипликационного
фильма» потому только, что имел немецкую специфику, финансировался из немецких
источников и имел мировую премьеру в
Берлине в апреле
Если же вернутся к истокам, к начальному периоду появления
немецкой анимации, то
для большинства историков кино первым немецким анимационным фильмом считается «С
Новым Годом» («С Новым годом») (Prosit Neujahr / Happy New Year), сделанный известным пионером
фильма и оператором из Хемница (Chemnitz) Гвидо Зебером (Guido Seeber) (1879-1940). Это была реклама
марки сверкающего игристого белого вина, и она была первоначально показана в
конце
У индустрии по выпуску мультфильмов Третьего Рейха в Германии перед глазами
были высокие образцы фильмов Уолта Диснея. Это должно было побуждать стремиться
создавать мультфильмы более высокого качества, чем у самого Дисней. К
этому времени был уже накоплен
определенный опыт. Уже имелись очень
успешные мультипликационные фильмы, прежде всего силуэтная анимация Лоты
Райнигер (1899-1981), но все же такой анимационной индустрии, как в США, еще не
было.
До
1937 года Германия хорошо покупала популярные мультфильмы американского
производства. Они безраздельно властвовали на немецком рынке, начиная с «Кота
Феликса» и «Из Чернильницы», появившихся в 1920-х, что, конечно, мешало
расширению немецкого производства мультфильмов. Геббельс заплатил Диснею
хорошие деньги за мультфильмы «Микки Mаус», «Глупые Симфонии» и «Три поросенка»
(1933), но когда Дисней запросил огромные деньги за «Белоснежку», он отказался (пресса
писала: «Licht-Bild-Bühne»: «Даже в США
протестуют в связи с неблагоразумными требованиями денег Диснея за «Белоснежку»
(26 января 1938); «Кто очень хочет получить слишком дорогую плату за «Белоснежку».
(15 февраля 1938), «Белоснежка» теперь запрещена в Лондоне для детей до 14 лет!»
(31 мая 1938); «Белоснежка» даже не считается фильмом для детей?» (9 июля
1938).
Геббельс
предсказал «Белоснежке» провал, но когда
фильм вышел и стал пользоваться
сенсационным успехом, он разгромил мультфильм в ряде тщательно
подготовленных критических статей в немецкой прессе. В них с возмущением отмечалось,
что настоящая немецкая сказка была наводнена чужими дополнениями, в них
присутствует голливудский китч. В статьях подчеркивалось, что британские
цензоры запретили «Белоснежку» для маленьких детей, потому что мультфильм было
слишком жестоким и пугающим (впрочем, большинство немецких оригинальных сказок
содержит намного более шокирующие и пугающие детали, чем любая американская
версия, книжная или в виде фильма). Кроме того, Геббельс призвал немецких
аниматоров к тому, чтобы они активизировали выпуск цветных анимационных фильмов
для детей. Был определен ответственный, который должен был продюсировать
игровой художественный фильм про Белоснежку («Schneeweißchen und Rosenrot» 1938, режиссер Алфред Штёгер / Alfred Stöger), им стал сторонник документалистики Хьюберт Шонгер (Hubert
Schonger), который с «документальной» точностью перенес версию сказки Братьев
Гримм на экран. (Была закончена 9 июня
1939, хотя не выходила в прокат до октября 1939). Эта «подлинная немецкая»
Белоснежка оказалась ужасно скучной и неуклюже сделанной. Но Геббельс никогда
не признавал свои ошибки, и он поручает
Хьюберт Шонгеру сделать еще семь художественных сказочных фильмов (три из них полнометражных) и четыре цветных мультипликационных
фильма. В 1944 году они сделают даже первый боевик «Белоснежка и Красная
Шапочка».
Но немецкий мультфильм того времени был в состоянии ставить важные задачи. Не в
последнюю очередь, благодаря оптимизму Гитлера относительно возникающей новой
индустрии анимации, она могла рассчитывать уже в первые годы нацизма на существенную
поддержку. Запись в дневнике Геббельса:
«Я подарил 12 фильмов о Микки Маусе на рождество Вождю! Он очень обрадовался этому. Очень счастлив получить это
сокровище» (20.12.1937). Подъем мультипликации начался, когда Гитлер спросил
однажды, почему немецкая империя не может производить такие же фильмы, как
Дисней.
До того времени не имелось в Германии настоящей анимационной индустрии, только
небольшие фильмы, созданные несколькими энтузиастами на небольших предприятиях. О больших
настоящих фильмах и речи не могло быть. Одними из первых в фашистскую эпоху
вышли создававшиеся еще в Веймарской республике кукольные анимации о Джимми и
Плюме: «Джим и Плим помогают льву» (Jim und Plim in: Hilfe ein Löwe) 1933 о странных приключениях
африканца и его упрямого ослика, которые, в конце концов, оказываются сном. И
его продолжение «Джим и Плим: серенада» (Jim und Plim in: Serenade) 1933, в котором музыкант африканец
путешествует на ослике по городу, когда он начинает петь одной девушке, ему
сильно начинает мешать трубач. В разгоревшейся борьбе используются
пиротехнические средства. Оба фильма были выпущены на студии «Trickfilm».
Но львиную долю на рынке немецкой мультипликации
занимала реклама. Германии удалось поддержать промышленное производство
мультипликации в значительной степени благодаря производству рекламных фильмов.
Перед Первой мировой войной в
Или вот еще мультипликационная
реклама Берлинской сберегательной кассы: «Талер, талер, отправляйся в путь!» (Taler, Taler, Du musst wandern!) 1933. Дети играют в известную
игру «волчок» и поют при этом: «талер,
талер, отправляйся в путь!». Эта мелодия проходит через весь фильм. Монеты
катятся, они катятся к сберегательной кассе. Как средства кредита, они оттуда
катятся к квалифицированным рабочим, которые заняты своим делом. Наконец, они
катятся назад в виде возвращенных кредитов в сберегательную кассу и приводят с
собой также проценты. Теперь дети поют: «вкладчики сберегательной кассы,
вкладчики сберегательной кассы, ваши деньги приносят плоды!».
«Освобождающий сигнал» (Das befreiende Signal) 1933 - реклама средства борьбы с
вредителями, «Если горит» (Wenn's brennt) 1938 - реклама для огнетушителя «Минимакс» и т. д.
Особняком стоит анимационная реклама
о политических выборах. Редкий жанр для фашистской Германии. «Выборы в Рейхстаг
29 марта
Иногда с помощью мультипликации снимали учебные и
научно-популярные фильмы. Их выпускала студия «Lehrfilm», специализировавшаяся на этом. Вот
фильм «Что такое мир?» (Was ist die Welt?) 1933). В фильме дается научно-популярное
описание мира и вселенной. Это естественнонаучный фильм о зарождении Земли и ее
доисторическом развитии, кинематографическая попытка с помощью мультипликации
изобразить космические процессы, происходящие на Земле.
«Человек летает - мечты и действительность» (Der Mensch fliegt - Träume und Wirklichkeit) 1934. Научно-популярный фильм о
мечте человечества летать. Идея полета исследуется от средневековья до
сегодняшнего дня. С помощью мультипликации изображаются различные летательные
аппараты и дальнейшее развитие авиации.
Особенно любили немцы снимать научно-популярные картины о
космосе: «Бескрайнее космическое пространство» 1936. Фильм рассказывает о
расположении небесных тел во вселенной согласно астрономическим исследованиям.
Одновременно он дает представление о звездах, расположенных на гигантских расстояниях.
Применяя самую новейшую мультипликационную технику и самые современные
фотографии неба, авторам фильма удалось с помощью анимации донести до зрителя
такое понятие, как световой год и, наконец, попытаться спроектировать в фильме
картину бесконечности космического пространства. «Корабль космического
пространства I
стартует» (Weltraumschiff I startet) 1940 был технической фантазией,
где художественная, документальная съемка комбинировалась с анимацией. Фильм
рассказывает о старте, полете и высадке первого космического корабля на Луне. Материал
подается в форме передачи через средства массовой информации. Старт происходит
в Людвигсхафене (Ludwigshafen) на Боденском озере (Bodensee).
Интересным направлением в Германии во времена III Рейха было экспериментальное кино.
Одним из его пионеров был Юлиус
Пиншевер/ Julius Pinschewer (1883-1961), талантливый кинопроизводитель из Берлина,
много сделавший в области мультипликации. Другой новатор из Мюнхена Рудольф Пфеннингер/ Rudolf Pfenninger (1899-1976)
занимался экспериментами в области «звука из бумаги»
- научно-исследовательская работа, связанная с технологией синтезирования звука
посредством света, под названием «Графическая
Звуковая техника», которая была изобретена в советской России в
Более поздними авангардистами были Вальтер Рутманн (Walter Ruttmann) (1887-1941) и игриво
изобретательная Лота Райнигер (Lotte Reiniger) (1899-1981), создававшая маленькие
произведения искусства для Пиншевера. Рутманн делает фильм, рекламирующий
автомобильные шины «Победитель» (Der Sieger /The Victor), первый мультипликационный фильм,
сделанный в цвете; Рейнигер - «Тайну Маркизы» (Das Geheimnis der Marguise/The Marquise’s Secret), рекламный фильм для мыла «Nivea»; позже она создаст первый в мире
полнометражный анимационный фильм «Приключения принца Ахмеда» 1926 , Папагено (Papageno) 1935 и многие другие анимации,
используя капризную мультипликационную силуэтную технику.
Лота Рейнигер и ее муж,
придерживающийся левых социалистический взглядов Карл Кох, сделали семь фильмов
в Германии между 1933 и 1935 гг. Эти фильмы продолжили серию мультипликаций
Рейнингер, сделанных в силуэтной технике. Для них она, как и в ее ранних
анимациях, берет сюжеты из опер или сказок, как, например, для фильма как
«Похищенное Сердце». Райнигер тщательно выстраивает аллегорию так, чтобы она
читалась как антинацистская басня сопротивления: когда злой скупец отнимает у
деревни его радость слышать музыку, отнимая инструменты, сами инструменты
оказывают сопротивление. Под предлогом туристической поездки в Грецию в
Бертольд Бартош (Berthold Bartosch)
(1893-1968) - аниматор, родился в Чехословакии, работал в Германии в 1919 году,
сделал под впечатлением революции в России мультфильм «Коммунизм» (Communism), а в 1925 году «Оккупацию Рейнской
области» (The Occupation of the Rhineland). В
Среди тех аниматоров, кто смог
уехать из страны, Оскар Фишер (Oskar Fischinger), который эмигрировал в феврале 1936г., но он сделал
три своих самых лучших фильма в Германии во время нацистской эры: «Круги» (Kreise) 1933, «Муратти становится входит в
дело» (Muratti Gets in the Act / Muratti Greift Ein) 1934, и «Композиция в голубом» (Composition in Blue) 1935. Фишер также сделал несколько
других фильмов, правда, ему отказали
в праве сделать в цвете его абстрактный
фильм «Квадраты» (Squares /Quadrate)1934. «Круги» и «Композицию в
голубом» были сделаны вопреки провозглашенной нацистской политики о
«дегенеративном искусстве». Авангардные опыты в кино, главным образом,
сосредотачивались вокруг Конгресса цветомузыки (Color-Music Congress) в
Гамбурге (их провели четыре: 1927, 1930, 1933, и 1936 гг.) и Театра Ватерлоо
(Waterloo Theater) в Гамбурге, у которого был свой киноклуб; так в 1939 году там и прошла премьера шедевра
абстрактной мультипликации Ганса Фишера (Hans Fischinger) «Танца красок» (Tanz der Farben).
Хотя немецкие власти с большим подозрением и с неодобрением относились к экспериментам
в области кино, такие фильмы, тем не менее, появлялись, в том числе, и в
мультипликации, к примеру, «Круги» (Kreise)
Первые пропагандисткие мультфильмы в фашисткой Германии создавались в форме
аллегорий. В «Похищенном сердце» (Das gestohlene Herz) 1934 злой великан крадет
музыкальные инструменты у артистов из маленького города, так как он не может
выносить, когда кто-то радуется рядом. Теперь темнота ложится на страну.
Однако, инструменты освобождаются сами и
возвращаются к своим владельцам. Смерть побеждена. Страна просыпается к
новой жизни. В «Маленькой
королевской трагедии» (Eine kleine Königstragödie)
1935 борьба между белыми и черными шахматными фигурами преподносится как
трагедия на шахматной доске.
Редким явлением в немецкой анимации, в отличие от
американской или советской, была политическая карикатура. Можно вспомнить
«Карикатуру Тобис N1» (Tobis-Karikatur Nr. 1), примерно1940 г., реж. Луис Стил / Louis Steel. Первый свой фильм он поставил в 1921
году. В мультфильме издеваются и высмеивают противников войны с Англией,
которую показывают как ревущего, но оцепеневшего льва. В «Нарушителе спокойствия» (Der Störenfried) 1940, созданном талантливым
кинопроизводителем Гансом Хельдом (Hans Held) (1910-1975) (когда Гансу было тридцать пять лет, он покинул театр и
стал помощником режиссера на баварской студии), пропагандируется признание народом национал-социалистской
идеологии. Лисица проникает в идиллическую лесную общину в качестве грабителя -
нарушителя спокойствия. Объеденившись, всеми средствами разные животные защищаются
от незваного гостя и побеждают его.
Маленькая елка в «Маленьком золотом дереве» (Das guldene Baumchen) 1940 мечтает о том, чтобы иметь
листья. Когда ее мечта сбылась, и она получает золотые листья, их крадет
грабитель с шаржированной внешностью еврея. А в комбинированном документальном
фильме, совмещенном с мультипликацией, «Кауфман
не продавец» (Kaufmann nicht Händler) 1936, пропагандирующем профессию торговца, показывают «летающих
евреев», которые влетают в банки, театры, магазины, символизируя засилье евреев
в Германии. Но вообще еврейская тема не получила широкого распространения в
мультипликации (также, впрочем, как и в документальном кино, где кроме печально
известного «Вечного жида» вышли только «Евреи без масок» (Juden ohne Maske) 1937 Вальтера Бетчера (Walter Böttcher) и «Евреи, вши, клопы» (Juden, Läuse, Wanzen) 1941, «Лодзь, Лодзь» (1941-1942) в
отличие от кино, где тема о «вредной еврейской нации» поднималась почти в двух
десятках фильмов. Только один мультфильм полностью был посвящен еврейской теме
- «О лисе Рейнеке» (Van den vos Reynaerde / About Reynard the Fox). Этот по тем меркам большой фильм
(он шел 20 минут) был создан в начале 1941 года немцем Эгбертом Ван Путтеном (Egbert van Putten) в Голландии на «Nederland Film» (это был первый цветной
мультипликационный фильм, сделанный в Голландии). Евреи тут выведены под видом
носорогов. Jodocus, носорог, хитрое, жадное животное, пришедшее издалека, чтобы
поселиться в земле покойного короля Нобеля. Вместе с переселившимися следом за
ним родственниками, он, взяв под свой контроль денежные потоки, захватывает
власть (подробно об этом фильме смотрите статью «Пропагандистское кино в Нидерландах времен оккупации»
на сайте). Этот мультфильм, получивший одобрение
высоких нацистких партийных бонз, тем не менее, никогда не выходил в прокат.
Сделанный на очень высоком профессиональном уровне, все-таки это был скорее голландский,
а не немецкий фильм. Уже к концу войны выйдет нацисткий антисоветский
мультфильм «Свадьба в Коралловом море» (Hochzeit im Korallenmeer) 1944, созданный немецким
режиссером Хорстом фон Мёллендорфом (Horst v Mollendorff)
в Чехословакии на «Прага-фильм» (бывшей студии «Барандов»). Мёллендорф
был художником карикатуристом, работавшим в популярном берлинском журнале. Он
принимал участие в постановке, по крайней мере, еще двух мультипликаций, в том
числе в «Снеговике». В «Свадьбе в Коралловом море» рассказывается о двух рыбках,
которые хотят пожениться, но злой осьминог
в казацкой папахе, красных шароварах и сапогах похищает невесту-рыбку и прячет
ее, так как он хочет иметь невесту для себя. Все рыбки моря собираются вместе,
чтобы одолеть злодея и освободить невесту, под которой подразумевалась Европа,
находящаеся под пятой большевиков.
При реализации «нового немецкого проекта» мультфильмы, естественно, использовались для целей пропаганды, но все же основную
часть составляли чистые развлекательные фильмы, которые должны были отвлекать
население от плохих времен. Выходило очень много детских фильмов, вот, например,
«Что видят дети во сне» (Was Kinder träumen) 1935. Это комбинированный фильм: в
нем играет настоящая девочка и куклы. Девочка спит. Игрушки, собака, клоун,Тедди
и другие игрушки просыпаются и начинаяют играть. Собака
музицирует с пчелами и жуками. Тедди
ездит верхом на деревянной лошади. Обезьяны занимаются гимнастикой на трапеции.
Клоуны кувыркаются на манеже.
Девочка сидит в ложе и смотрит. Внезапно на манеже появляется лев и угрожает всем.
Тогда ему пытается
противостоять собака... Когда девочка просыпается, все игрушки
стремительно несутся снова на свое привычное место. Одним из самых излюбленных
персонажей в немецких детских мультфильмах, переходящий из одного фильма в
другой, был Каспер (Петрушка, Kasper) и его друг Зепль (Seppl). В кукольном фильме «Обманутый
грабитель» (Der betrogene Räuber)1936 бабушка возвращается из магазина с покупками, устала и
хочет пойти спать. Но Каспер передает ей какое-то письмо. Грабитель пишет ей,
что она должна передать ему в 4 ч. 500
ДМ, иначе ей будет плохо, и он вытащит ее в 10 ч. из кровати. Бабушка посылает Каспера
к соседке, и они обо всем сообщают в полицию. Вечером Каспер ложится в ночной
сорочке и капоте в кровать. Когда грабитель приходит в 10 ч., его хватают, и
полицейский отводит его в тюрьму. После этого полицейский получает от Каспера
сигару и от бабушки цветы. Под звуки гармни все танцуют с бабушкой и полицейским. Интересно, что у этого мультфильма был ремейк «Украденная бабушка» 1943
(Die gestohlene Großmutter), разница с первым тут в том, что,
пока бабушка, спит грабитель пробирается в дом, в котором ищет деньги. Он не
находит ничего и похищает бабушку, чтобы
требовать 500 ДМ выкупа. Каспер
хитростью освобождает ее. Грабитель злится и хочет снова похитить бабушку, и
требует 10 000 ДМ. Бабушка берет деньги в сберегательной кассе и идет к соседке. Дальше все как в первом мультфильме.
Каспер передевется в бабушкины вещи и ложится в кровать…
В другом мультфильме «Трактир грабителей» (Das Räuberwirtshaus) 1943 Каспер и его друзья одолевают
2 грабителей, которые живутв лесу. В «Фонаре луны» (Die Mondlaterne) 1943 с помощью фонаря луны, который
может исполнять желания, Каспер освобождает принцессу из ада.
В фильме «Каспер на озере Никсензее (озеро русалок)» (Kasper am Nixensee) 1942 Каспер - слуга у графа Куно.
Он должен доставить принцессу с озера Никсензее для графа. Принцесса заколдована,
и живет в озере как русалка. Каспер узнает, что камердинер графа - злодей,
который виноват в том, что случилось с принцессой. Он освобождает принцессу, и
бросает злодея в озеро. В «Волшебнике Клюмбум» (Der Zauberer Klumbum) 1941 Каспер приходит к волшебнику Клюмбум в его пещеру. А в «Грабителе Крибс и Крабс» (Die Räuber Kribs und Krabs) 1941 он и его друг Зепль ловят
двух грабителей и доставляют их в полицию, за что получают вознаграждение.
Нередко в этих мультфильмах проскальзывают расистские мотивы. В «Украденных
курицах» (Die gestohlenen Hühner) 1937 герцог хочет устроить праздник. За еду и питье для
гостей ответственность возлагается на Каспера. Для этого надо зарезать куриц
герцога. Однако, африканец, который должен это сделать, планирует совсем другое.
Он хочет продать их грабителю с окладистой бородой, живущему в лесу. Каспер
раскрывает злой умысел. С помощью Зеппля он ловит грабителя и изобличает злодея. А вора-негра
он отправляет обратно в Африку. Будучи заботливым внуком, Каспер хочет купить
дом в лесу для больной бабушки в
мультфильме «Каспар покупает дом» (Kasper kauft ein Haus )1937. Дом ведьмы кажется ему
подходящим. С помощью хитрости ему удается прогнать ведьму и черта и получить
вследствие этого дом. С радостью бабушка переселяется в свой новый дом. В другом мультфильме «Дух короля» (Der Geisterkönig)1940 Каспер выигрывает 100 000 ДМ в лотерею. Теперь
он хочет сочетаться браком с прекрасной девой, но она заключена под стражу духом
короля в призрачном замке. С помощью смекалки он освобождает деву и получает ее
в качестве невесты. В «Каспере и лесном духе» (Kasper und der Waldgeist) 1937 Каспер с другом Зепплем идут
на охоту в африканскую саванну. Там
леопард нападает
на Зеппля. С помощью лесного духа Касперу
удается его освободить. Путешествуя по всему миру, Каспер попадает к индейцам в
фильме «Золотой запас индейцев Сиу» (Der Goldschatz der Sioux-Indianer) 1939 и возвращается оттуда с
золотом, в «Императоре Китая» (Der Kaiser von China) 1940 он знакомится с императором и
попадает в тюрьму, из которой его освобождае верный Зеппль. А «В пещере
великана погоды» (In der Höhle des Wetterriesen) 1941 уже Каспер освобождает друга, которого держат в
пещере под стражей. Его приключения
продолжаются в «Волшебном ящике» (Die Zauberkiste) 1939, где он борется со злым
волшебником, в «Потерянной короне» (Die verlorene Königskrone) 1940 Каспер ловит вора, укравшего
золотую корону короля, и возвращает корону на место, а в «Каспер у дикарей» (Kasper bei den Wilden) 1940 посещает девственные леса,
где ему предлагают в жены дочь вождя… Бесконечные приключения Каспера
продолжаются в «Волшебной удочке» (Die Zauberangel) 1942, «Синем цветке в волшебном
лесу» (Die blaue Blume im Zauberwald)1937 и многих других фильмах.
В какой-то степени конкурентом Касперу были мультфильмы,
выходившие сериями с постоянным героем, например, рассказывающие о приключениях
Фрица. «Фриц и непослушный ребенок» (Fritz und Fratz) 1941 года: «Слепые пассажиры»,
«Приведение на борту», «Дикая охота» и т. д. В фильме «Веселые проделки Фрица и
Франца - 4-ая проделка: Поездка в синеву» (Die lustigen Streiche von Fritz und Franz - 4. Streich: Fahrt in's Blaue) 1935 во время пикника в лесу Фриц
и Франц прячутся в корзине с едой и все съедают. В наказание они должны будут
возвращаться домой пешком. Или вот серия мультфильмов «Приключения Петера» (Peterle's Abenteuer)1941: «Два беглеца», «Петер в цирке»,
«Маленький охотник», «Хорошая ловля» и т. д.
За период нацисткого правления вышло много мультфильмов,
экранизаций детской классики, главным образом, Братьев Гримм, реже Ганса
Христиана Андерсена и Шарля Перро. Наиболее известная экранизация «Бременские
музыканты» / Die Bremer Stadtmusikanten 1935, большой полнометражный мультфильм, увлекательная сказка Братьев
Гримм.
Создатели мультфильма, люди, одаренные богатым воображением,
создали красивую историю с оригинальными причудливыми куклами. Мультфильм был
создан на студии братьв Диль. Режиссер -Фердинанд Диль (Ferdinand Diehl), создатель кукол - Герман Диль (Hermann Diehl). Другая экранизация сказки была
сделана в 1943 году. Еще одним большим полнометражным мультфильмом, созданным
братьями по сказкам Братьев Гримм, были «Семь воронов» (Die sieben Raben) 1937. Это история семи братьев,
которые превратились силой проклятия их отца в воронов, и будут спасены только благодаря
самоотверженной помощи их сестры. Данная экранизация сказки была одной из самых дорогостоящих постановок
братьев Диль с ее естественными ландшафтами и реалистично играющими куклами.
Характеры в этом фильме-сказке были хорошо проработаны, а костюмы изысканно
прекрасны или отталкивающе причудливы. А типичный немецкий шарм делает фильм
одной из самых блестящих экранизаций. Братья Диль считались пионерами в
разработке «фильмов кукол» и наиболее яркими его представителями.
Фердинанд Диль (1906-1992) и Герман Диль (1906-1983) создали
семейное предприятие по выпуску мультипликационных фильмов в 1929 году. Сначало
они делали рисованную мультипликацию («Аист Калиф»), но потом обращаются к
производству кукольных фильмов. Фердинанд работал актером кукольного театра и
занимался анимационной техникой, Герман
создавал куклы и оформлял кулисы. Пауль, их третий брат, писал сценарии.
Особой популярностью стал пользовться мультфильм «Гонки между зайцем и ежом» ( Der Wettlauf zwischen dem Hasen und dem Igel) 1938 по сказке Братьев Гримм о том,
как с помощью хитрости еж сумел обогнать высокомерного зайца, сделанный на
Вот еще некоторые «самые прекрасные сказки», которые были
сделаны ими в период нацисткого правления в 1930-1940 гг.:
«Скатерть-самобранка» (Tischlein deck dich), «Спящая красавица» (Dornröschen) 1943, «Кот в сапогах» (Der gestiefelte Kater). Последним фильмом, вышедшим во
время войны, был «Штурм средневековой крепости в 1350 году» (Erstürmung einer mittelalterlichen Festung um das Jahr 1350) 1944, историческое исследование
о средневековой оружейной технике и рыцарской одежде. После войны Фердинанд
Диль возобновил выпуск мультфильмов в 1948 году.
Популярностью пользовались и другие экранизации сказок.
Кукольный фильм «Огниво» (Das Feuerzeug)1942 рассказывает о солдате Зеппле / Seppl, отпущенном в отпуск на свою
собственную свдьбу, которая должна была
праздноваться в замке. По дороге солдат встречает ведьму, которая просит, чтобы
он достал ей огниво из дупла дерева… Далее «Волк и семеро козлят» (Der Wolf und die 7 jungen Geißlein) 1939 по одноименной сказке Братьев
Гримм. Затем «Стойкий оловянный солдатик» (Der standhafte Zinnsoldat) 1940, вольная адаптация по сказке Ганса
Христиана Андерсена, интересный детский фильм, органически сочетающий игру реальных
детей с кукольной анимацией. А в 1-м «Сказочном венке – граф Хабениц» (Deutscher Märchenkranz - Graf Habenichts) 1936 выходит вольная экранизация
«Кота в сапогах» (Der gestiefelte Kater) Братьев Гримм (примерно в это же время вышла и
другая экранизация этой сказки -«Граф
Карабас» (Der Graf von Carabas) 1936(?). Во второй сборник «Сказочного венка» вошла
«Спящая красавица» (Dornröschen) 1936. Еще одним кукольным фильмом по сказкам
Братьев Гримм была «Мальчик, который научился не бояться» (Von Einem, der auszog, das Gruseln zu lernen) 1935.
Был создан интересный кукольный театр, который представляла
художница, создающая марионеток, Гелла
Шарль (Hella Charles). Она выходит на сцену
и представляет кукол,
которые развлекают
публику цирковыми номерами
в мультфильме «Кабаре малышей» (Kabarett der Kleinen) 1936.
В «Колдовстве кукол» (Puppenzauber) 1937 театра марионеток Геллы Шарль художница вводит нас в
мир кукольного театра. Объясняет, как двигаются куклы, рассказывает о разных
секретах кукольной анимации. Она делает это доходчиво, используя возможности кино,
тем самым, делая понятными зрителю многие тайны. Следующий фильм кукольного
театра Геллы Шарль назывался «Маленький Беспорядок» (Kleines Kunterbunt) 1938, созданные Шарль марионетки
разыгрывали разные сценки на сцене театра. О культурно-историческом развитии
кукол в Германии рассказывает фильм «История немецкой куклы» (Die Historie der deutschen Puppe) 1940. Преимущественно говорится о
южнонемецких и австрийских куклах. Представлены куклы стилей Empire, бидермейер (des Biedermeiers), куклы 20-х годов и стиля des Bauhausstiles, который называется в фильме
«аномальным» (abartig). Также демонстрируются марионетки для кукольного театра. О тайнах рисованной мультипликации мы узнаём из фильма «С камерой и чертежным карандашом» (Mit Kamera und
Zeichenstift) 1937/1938, студия Trickfilmstudio
(Gaspar-Color) в Берлине. Показан процесс работы создания
фильма «Когда это нужно сделать немедленно...» (Wenn's brennt…) Вальтера Борна (Walter Born), все фазы создания рисунков,
перенос на целлулоид, работа камеры за столом, создание разных трюков и т. д.
Любопытным коротким мультфильмом, снятым на узкую пленку (Heimfilm), был «Кот Том, тайна грота» (Tom Puss, das Geheimnis der Grotte) 1938, 1 часть «Волшебник». Медвежонок
путешествует по горам. Увидев вход в пещеру, он из любопытства входит туда. В
пещере он видит карлика, сидящего на сундуке с сокровищами. Карлик вызывает 4
духов великанов. Медведь убегает, преследуемый карликом. У входа в пещеру
карлик застревает в расщелине, и, таким образом, медведю удается ускользнуть. В детском фильме
«Визенцверге (луговые карлики)» (Die Wiesenzwerge) 1941 в маленькой деревне Визенверге
празднуется свадьба. Все веселы, никто не замечает, что саранча съела
крышу. Соседи начинают
спорить по поводу того, кто виноват, но мир приходит в деревню прежде, чем в
деревню приходят домовые… «Храбрый Слим – приключения симпатичного жука» (Der brave Slim - Abenteuer eines niedlichen Käfers) 1943 - кукольная мультипликация. Маленький
жук Слим, живущий на летнем лугу, всегда приходит к другим на помощь. На дороге он находит кусок сахара. Слим созывает
с разных концов луга жуков к веселому пиршеству, тут наталкивается на муху
Сильву, в которую сразу влюбляется. Закружившись в любовной игре, потеряв
бдительность, они попадают в сеть паука. Паук уже натачивает свой нож, когда все
же в последнюю секунду появляется улитка, чтобы освободить обоих. Забавный
комбинированный мультфильм «Городская мышь и полевка» (Die Stadtmaus und die Feldmaus) 1939, в нем реальная съемка соединена
с кукольной анимацией. Обе мыши имеют разные привычки. Здесь простой деревенский образ жизни соревнуется с желанием роскоши в
городской жизни. «Чудесный сказочный мир. Маленький Хевельман» (Wundervolle Märchenwelt. Der kleine Häwelmann) 1942 был адаптацией одноименного
рассказа Теодора Шторма, «Макс и Мориц» (Max und Moritz) 1941 - история о Вильгельме Буше.
В детском фильме «Сказка» (Ein Märchen) 1938 рассказывалось о приключении
гнома по имени Purzel (малыш) и его друзьях, мухе Жужжани и
лягушки Квакушке в мире животных.
В 30-е годы вышел ряд интересных мультипликаций о солдатах.
«Ночное приключение» (Nächtliches Abenteuer) 1934 рассказывает, как во сне немецкому солдату снится
снеговик, который преградил ему путь домой.
Немецкий солдат убегает на лыжах в горы, а его всюду преследует угрожающий ему
снеговик. После нескольких приключений, в которых
немецкий солдат спасается
в последнюю минуту, он падает со склона и просыпается в своей кровати. В другом мультфильме после утомительного дня в
лыжной школе немецкий солдат падает, измученный, в кровать. Ночью его мучают плохие
сны, до тех пор пока он не просыпается утром в своей кровати. Готовясь к войне
в Германии в конце 30-х стало выходить много учебных армейских фильмов, в
которых использовалась анимация. «Инженерная служба пехоты» (Pionierdienst der Infanterie) части I-III 1938 - учебный фильм для обучения
пехотинцев. Охватывались разные темы, от того, как мыть чаны, до того, как
строить переправы через реки. «Обращения стрелка с винтовкой» 1940, «Принцип
действия зенитной пушки» 1940 и т. д. В
мобилизационных агитационных фильмах также широко применялась анимация.
Вот «Рекламный фильм для организации зимней помощи» (Werbefilm für das Winterhilfswerk) 1938. Толстый мужчина
идет по улице.
Представитель
организации по сбору зимней помощи (WHW) просит его о пожертвовании, но он
жадничает и ничего не жертвует. После этого он идет за покупками и покупает
много красивых вещей для себя. Нагруженный пакетами, он проходит мимо места
сбора зимней помощи
(1937/38). Здесь он начинает размышлять, и доброта в нем побеждает. Он идет к
месту сбора помощи и отдает все пакеты организации по зимней помощи немецкому
народу.
Реклама профессии квалифицированного рабочего: «Кто хочет стать
усердным квалифицированныи рабочим...» (Wer will fleißige
Handwerker seh'n...) 1939 (актеры, куклы). Дети играют,
поют песню квалифицированного рабочего и музицируют. Профессии представляются
куклами в соответствии с профессией: каменщик, столяр, художник, портной, пекарь
и т. д. «Да, там можно только удивляться» (Ja, da kann man nur staunen) 1936 - реклама для особых
предложений немецким соотечественникам, живущим в изгнании за пределами империи.
Занимательно поставленный, частично содержащий анимационные рисунки, предлагал недорогие
туристические путешествия.
«Живые инструменты» (Lebende Werkzeuge) 1936 - учебный фильм о свойствах
зубов, уходе за ними и влиянии на здоровье человека.
Немецкие аниматоры
снимали также много мультфильмов
и для взрослых. «Фантазии у письменного стола» (Fantasien am Schreibtisch) 1939 (играют актеры и куклы)
рассказывает о том, как во время работы за письменным столом странные вещи
происходят со служащим бюро Францем Шефбеком в… мыслях. Добрый гений дописывает
до конца начатое деловое письмо и тем самым смягчает разозленного шефа. Он
говорит резкие слова теще, наконец, меняет мнение о своем браке.
«Власть любви» (Die Macht der Liebe) 1935 (куклы) - здесь Фриц Мулмиг убеждает своего пивного
собутыльника Эмиля Шнюрбеина передать любовное письмо богатой вдове Каролине
Шпекбрекель от него, так как он хочет жениться на ней. Пьяного в стельку Эмиля
на улице подбирает пешеход и решив, что это он кандидат на бракосочетание,
приводит его к вдове Каролине Шпекбрекель. Искусным сватовством пешеходу
удается добиться того, что вдова влюбляется в Эмиля, а Фрицу Мулмигу не
позволяет и приблизиться.
«Кабаре миниатюр» (Miniatur-Kabarett) 1934 (куклы) - конферансье
представляет различных артистов кабаре: скрипача Паганини, танцовщицу фройляйн
Палачинкен, капеллу музыкантов-негров и танцовщиц, льва Бобби, в фильме
показаны Отто Гебюр, старик Фриц, баварский национальный герой, 2 клоуна и т. д.
Некоторые номера выставки имеют пародийный характер. В фильме «Ночное убежище»
(Nachtasyl) 1934 житель
Берлина и один саксонец поднимаются в Альпы. Начинается буря, и они находят
убежище в баварской крестьянской усадьбе. Решив, что хозяин усадьбы должен их
зарезать, на следующий день ночью убегают в панике. D фильме «Камера N3» 1934 (Sträfling No. 3) (кукольный) три сбежавших
мошенника врываются в замок барона, где находится сыщик Пинкертон. Мошенников преследует полиция, в замке пеполох и
путаница. «Воскресное приключение» (Sonntagsabenteuer) 1941 - мужчина идет в воскресенье на работу, так как
будильник продолжает будить его, как и в будние дни. Все другие люди отдыхают.
Полицейский задерживает его, приговаривает
к штрафу и арестовывает, так как в воскресенье работать запрещено.
Однако, он убегает. Идет к играющим в
кегли друзьям на корабль Там он танцует на палубе с подружкой. Потом снова
дома, смотрит на будильник и выбрасывает его. Будильник, однако, продожает работать.
«Галатея» (Galathea) 1935, фантазия - фильм пересказывает греческий миф о скульпторе Пигмалионе. «Маленький трубочист» (Der kleine Schornsteinfeger) 1935 - фильм был дополнением в
программе кинопоказа к новелле «The Mohock and the Unicorn» от E. Ватт. Звучит музыка из эпохи
барокко, Гиббон, Гендель.
В 30-е годы многие художники-мультипликаторы по всей Германии, служившие геббельсовской пропагандисткой машине, были использованы для
создания своего немецкого варианта Уолта Диснея, который должен был обогнать
могущественную «американскую фабрику» по изготовлению мультфильмов. Они изучали
техники Диснея и одновременно искали также новые дороги в анимации. Частично техника
студии Диснея копировалась уже перед приходом к власти нацистов, так в 1931
немецкие художники-мультипликаторы – так же как
Уолт Дисней – снабжали нарисованные руки фигур 4-я вместо
5-и пальцев, что влекло за собой значительную экономию времени при
производстве фигур. Немцами было сделано
несколько коротких мультфильмов совместно с Норвегией: «Den iystige radio-trio» 1934, «En Fargesymfoni: blatt» 1936, « Et orientalsk kunststykke» 1938, «Тенор» (Tenor) 1938 и др. С началом 2-ой мировой
войны мультфильмы привлекались все больше и больше для пропаганды. Мультфильм
«Нарушитель спокойствия» (Der Störenfried) 1940 режиссера Ханса Хельда (Hans Held) показывал, как все животные леса
держатся вместе, чтобы прогонать нарушителя спокойствия - лисицу. Ежи носили шлемы
вермахта, а осы изображали знаменитых пикирующих бомбардировщиков в типичной
летной форме. Все это должно было способствовать мобилизации немецкого
населения на борьбу с врагом.
Все же Геббельсу было мало такой анимаци. Он и Гитлер мечтали о создании своих
немецких фильмов уровня диснеевской «Белоснежки и семи гномов». В 1941
министерством пропаганды в Берлине было основано общество по производству
мультфильмов (Zeichenfilm). Руководителем был назначен Луис Зель (Luis Sehl), которого специально пригласили из Рио-да-Жанейро в
Германию. В задачу Зеля входило создание большого рисованного мультфильма о
горном духе Рюбеца́ле (Rübezahl). Но этот грандиозный проект потерпел неудачу из-за
неудовлетворительной организации работ и малой мощности конвеерной линии. После
неудавшейся попытки Геббельс создает предприятие Deutsche Zeichenfilm GmbH в 1942 году. Его художественным
руководителем становится доктор Крузе (Dr. Kruse). В планах студии, кроме всего прочего, был также
запланирован на 1947 год выпуск первого полнометражного анимационного фильма. У
истоков этого профессионального
производства рисованных мультфильмов стояли театральный критик Фридрих Люфт (Friedrich Luft),
рисовальщики Хорст фон Мёллендорфа (Horst von Möllendorf), Плауен (E.U. Plauen) и Манфред Шмидт (Manfred Schmidt). При производстве своего первого
мультфильма под названием «Бедный Ганс» («Armer Hansi») решили разделить производство на
5 самостоятельных рабочих групп (ателье), каждая из которых выполняла часть
работы.
После того, как доктора Крузе призвали на военную службу, редактор сценарного
отдела общества, Франк Леберехт, принимает на себя художественное руководство.
Так как требовалось много рисовальщиков, чтобы сделать бесчисленное количество
рисунков к фильму, то на работу были наняты поляки, французы и русские
эмигранты. 17-минутный пропагандисткий фильм с антисемитскими моментами «Бедный
Ганс» 1943 года занял 2 года работы и был самымым масштабным немецким проектом
на тот момент. Канарейка Ганса убежала из клетки, так как она хочет быть так же
свободна, как маленькая синица в небе. Но на свободе подстерегают очень много
опасностей, от которых канарейка с трудом спасается. И таким образом она рада
снова оказаться дома в своей клетке, к канарейке пресоединяется и маленькая
синичка. Через весь фильм проходит
излюбленная в фашисткой идеологии тема «крови и почвы». В мультфильме
звучит электронная музыка. Ответственным за музыку был Оскар Сала (1909),
который позже станет известен своей музыкой к фильму Хичкока «Птицы». Геббельс
записал тогда в дневнике: «…Первый мультфильм, который продемонстрировали мне
из их производства, показывает еще очень много слабостей, но все же он
представляется хорошим началом».
Из-за условий военного времени в Берлине рабочие группы аниматоров переводятся
в 1943 году в Мюнхен и Вену, где занимаются подготовительными работами для
следующих фильмов. Однако вплоть до роспуска студии Deutschen Zeichenfilm GmbH в октябре 1944 года так все и не
дошло больше до создания следующего фильма.
К концу войны все больше и больше стало появляться рекламных
фильмов, призывающих участвовать в лотереях, займах, которые проводило
нацисткое правительство, во многих из них использовалась анимация. «О счастье!»
«Птичья свадьба»
Особенно много в последний период перед крахом III рейха было сделано детских фильмов.
«Рождественская мечта» (Weihnachtstraum)
«Музыкальная машина» (Das musikalische Auto) 1943/1944. Первый фильм запланированной серии с
мультипликационной фигурой неваляшки (Stehaufmännchen). Мужчина находит за забором
машину. Он оснащает ее аппаратурой,
усиливающей шум, и едет на ней, пугая людей и животных ревом машины. В
конце концов, из-за отказа тормозов он врезается в дерево.
«Каспер и Зеппль в девственном лесу» 1944 (Kasper und Seppl im Urwald)
«Каша лжи» (Der Lügenbrei)
«Полет к луне» (Die Reise nach dem Mond)
«Мальчик с пальчик» (Der kleine Däumling)
В самом конце войны выходит «Золотой гусь» (Die goldene Gans)
Окрыленный успехом «Бедного Ганса», Геббельс после его
успешного проката попытается еще раз после неудачи с «Рюбеца́лем» создать
первый полнометражный фильм под названием «Schnuff, der Niesser». Примерно 500 рисовальщиков будут
работать над проектом. ВОднако Геббельс решает, что работа движется слишком
медленно, и привлекает к проекту фирму Fischerkoesen. (Позже Геббельс переведет
производство за границу, в том числе в Голландию и Чехословакию). Глава фирмы
Ганс Фишер, один из ведущих мультипликаторов страны, был известен как
изобретательный режиссер-аниматор. Фишер не пытался копировать Диснея, а
заботился о своем собственном стиле. Он поражал своими техническими инновациями,
кроме всего прочего он первым делает 3-х мерные модели в своих мультфильмах.
Ганс Фишер (или Фишеркозен) (1896-1973) начал делать свою
успешную карьеру с рекламных фильмов. Его анимационный фильм «Прогуливающийся
Питер» (Bummel-Petrus)1921 для Лейпцигской фабрики обуви Nordheimer привел к двухлетнему контракту с
Юлиусом Пиншевером / Julius Pinschewer, который ввел использование «оживленной»
коммерческой рекламы в кинотеатрах, начиная с 1911 года. Впоследствии Фишер
создаст свою студию Fischerkoesen в Лейпциге, которая будет специализироваться на
рекламных фильмах, том, что Фишер мог прекрасно делать. У него было неудержимое
непоборимое чувство юмора, здравый смысл, ритм, и очаровательный гибкий стиль
мультипликации - вся та необходимая
концентрация, чтобы сделать
мультипликационный фильмы ярким и запоминающимся художественным произведением.
Фишер также виртуозно владел игрой слов
и использовал это в анимации или находил старые известные высказывания или
слова популярной песни, которые «ложились» прямо на продукт, который он
рекламировал. В 1937 году, когда он победил на спонсируемом голландцами
международном фестивале рекламных фильмов (среди участников были Джордж Пал и
Александр Алексеев), Фишеркозен сделал приблизительно 1000 фильмов . К
сожалению, почти все, кроме нескольких из них, утеряны или погибли во время
войны, несколько фильмов находится в частных коллекциях и недоступны.
В 1941 году Геббельс своим указом потребовал, чтобы Фишер переместил свой штат
и студию в Потсдам, рядом со студией УФА, чтобы быть доступным для консультаций
и использовании его фирмы для иготовления специальных эффектов в художественных
и документальных фильмах.
Ганс Фишеркозен (Hans Fischerkoesen), один из самых
выдающихся аниматоров Германии между 1933 и 1945 годами, в течение военных лет
сделал три замечательных фильма: «Мелодия, испорченная погодой» (Verwitterte Melodie) 1942, «Снеговик» 1943 и «Глупый
гусь» 1944.
Одним из лучших рисованных мультфильмов в конце войны был «Мелодия,
испорченная погодой» / Verwitterte Melodie 1943. В нем Фишеркозен продемонстрировал высокое
мастерство художника. На летнем лугу стоит брошенный граммофон. Маленькая оса,
отдав свое жало в качестве граммофонной иглы, заставляет граммофонную пластинку
с «испорченной погодой мелодией» зазвучать, после чего цветы и насекомые начинают
весело танцевать под мелодию джаза. Только из-за своего технически блестящего
исполнения «Испорченной погодой мелодии» фильм смог избежать тогда
неприятностей.
Нужно помнить, что нацисты запретили джаз и воспринимали его как афро-еврейский заговор, который хочет
подорвать традиционную немецкую культуру. Каталог 1937 года выставки
«Дегенеративного кино» (Degenerate Film) включал статью с осуждением джаза
под названием «Говорит Африка?...» (Africa Speaks...?), которая клеймила Эла Джолсона-Розенблата / Al Jolson-Rosenblatt среди других афроамериканцев и
джазовых музыкантов, а в 1938 году в каталог «Дегенеративная музыка» (Degenerate Music) было включено изображение
музыканта-негра, играющего на саксофоне
и носящего на одежде звезду Давида.
«Снеговик» (Der Schneemann) 1943 Фишеркозена был одной из
самых больших вершин, достигнутой в немецкой анимации во времена нацизма. Он рассказывает историю
снеговика, который непременно хотел
увидеть лето и поэтому решил дождатся его в холодильнике. В фильме
звучит бравурная мелодия на фоне красивых и захватывающих сцен просыпающейся
весны. Мастерство кинопроизводителя создает в фильме иллюзию трехмерного
изображения. Позади главного героя видны падающие снежинки, вода, сложные геометрические
фигуры - «выродившееся» абстрактное искусство, поданное как естественное
явление!.
В последнем сделанном во время войны пропагандистском фильме
Ханса Фишеркозена «Глупый гусь» ( Das dumme Gänslein) 1944 рассказывается история
глупого Гуся, который полагает, что рожден для лучшей жизни. Городской фат и
модник, любящий красиво одеваться, он излечивается только после того, как
вынужден бежать от лисы и при этом чуть не погибнуть. В мультфильме его герои обходятся без
разговоров, слышна только музыка и шумы. Это было вызвано, в первую очередь,
желанием использовать фильмы для проката также и за границей, обойдясь без
дорогостоящей синхронизации.
Этот до сих пор вызывающий споры мультфильм - притча, которая
заставляет задуматься. Едущий в деревянной клетке на телеге через весь город
молодой гусь бросает взгляд на, по-видимому, очаровавшую его городскую жизнь:
экзотический попугай, силуэты в дансинге, изящная лиса с украдеными перьями. В то время, как на
ферме его братья и сестры учатся плаванию, ходят в походы, учатся высиживанию
яиц, глупый гусь мечтает, смотря на воду,
как нарцисс о другой жизни, использует плуг как зеркало. Гусь создает себе
псевдосложный костюм, воруя к нему детали у соседей: у гусеницы украл
соломенную шляпу, паутину у паука, ресницы из щетины у свиньи, а высокие
каблуки сделал из пробки. Гусь вызывает у жителей фермы смешанные чувства гнева
и удивления. Глупец, однако, хочет добиться чего-то большего, чем его более
скромные сестры и братья. Во время прогулки по лесу гуся обольщает лиса, и он идет
с ней. Зловещее логово лисы кормится рабским трудом - ласка, кошка заняты на
однообразном механическом труде, а клетка полна гусей, ожидающих, когда их
зарежут. Однако гусю удается убежать, позвать на помощь животных и освободить жертв лисы.
С одной стороны, «Глупый гусь», как бы подтверждал изречение Геббельса о «крови
и почве», прославляя немецкую крестьянскую жизнь, но Фишеркозен создает сложный
и неоднозначный фильм, который в чем-то противоречил нацистской политике. Когда
гусь обольщается лисой, на мгновение
слышится версия старой еврейской популярной песни (Bei mir bist Du schoen), и кажется сначала, что злодейка -
еврейка. Однако вскоре мы увидим, что логово Лисы, где эксплуатируются животные,
скорей напоминает концентационный лагерь. И это указывает на эксплуатацию
нацистами евреев и на использование
рабского труда заключенных, обреченных его выполнять. Глупого Гуся
предупреждают о недопустимости очарования фашизмом и призывают зрителя подумать
о доме и ответственности, чтобы осознать то, что случается с жертвами. (Но
после войны Фишеркозен все же отсидит 3 года в советском лагере по обвинению в
сотрудничестве с нацистами, а перед тем, как уехать на Запад, он еще примет
участие в создании новой киностудии DEFA.) «Глупый гусь» после цензурных
вырезок был снова выпущен в Германии в прокат в 1947 году.
Фактически
множество аниматоров работало в Германии во времена нацизма, включая такие
относительно забытые имена, как Курт Визе (Kurt Wiese), Отто Герман (Otto Hermann), Ганс Цосман (Hans Zoozmann), Лора Берлинг (Lore Bierling), Тони Раболт (Toni Rabolt), Гарри Егер (Harry Jaeger), Курт Вольф (Kurt Wolfe), Курт Кейслих (Kurt Kiesslich), Курт Шуманн (Kurt Schumann), Курт Стордел (Kurt Stordel), Ричард Фелгенар (Richard Felgenauer), Бернхард Кляйн (Bernhard Klein), Пол Пероф (Pol Peroff), команда Хельдвига и Герды Отто (Hedwig и Gerda Otto), команда Волз и Клюгер (Г. Wölz & Г. Krüger), команда Шваба и Герхардт (Schwab and Gerhardt).Так же в Германии в те годы
работали и такие более известные мультиплекаторы, как Луи Сил (Louis Seel), братья Диль (Diehl) (сделали более пятидесяти кукольных
фильмов), Рудольф Фенингер (Rudolf Pfenninger), Вольфган Каскелин (Wolfgang Kaskeline), Лота Рейнигер (Lotte Reiniger) и братья Ганс и Оскар Фишингер (Hans и Oskar Fischinger).
С закатом нацизма «Новому немецкому мультфильму» пришел также конец. Все же
рисовальщики смогли продолжить работу по своей профессии и после войны.
Анимационная индустрия была разрушена, но многие художники ушли в разросшуюся
индустрию рекламных фильмов, апогей которой пришелся на 50-е и 60-е годы. Впрочем, профессия
художника-мультипликатора была очень суровой. Нередко они должны были работать за
небольшую плату 6 дней в неделю и брать работу еще и на выходные домой. Причем,
неоплаченные сверхурочные работы не были ничем необычным. Но это уже другая история.
А
немецкая анимация времен 3-го Рейха была забыта как что-то неприличное и
неудобное на долгие годы.