ШПИОНСКИЕ И ПРОПАГАНДИСТКИЕ ФИЛЬМЫ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

 

Образование Китайской Народной Республики открыло широкие перспективы для развития другого кино. В течение долго времени Шанхай функционировал в качестве центра развития кинематографа в Китае. В первые годы после образования Нового Китая в Шанхае работали более 10 частных киностудий, в частности, «Куньлунь», «Вэньхуа», «Готай», «Датун» и «Дагуанмин». Поочередно были основаны Пекинское и Шанхайское предприятия по производству кинофильмов, а также киностудия НОАК. Совместно с Северо-восточной киностудией они функционировали в качестве главной базы выпуска кинофильмов в первые годы новой власти. Отсюда начался отсчет истории кино социалистического Китая. Эту историю начинает третье поколение кинематографистов Китая, представленное «певцами революции», взращенными на революционных идеалах. Именно в это время социальный реализм и социальный романтизм становятся официальным стилем. Расцвет третьего поколения китайских режиссеров  приходится на 50-е и начало 60-х годов.

После 1949 года. Новый китайский кинематограф был практически перемещен из сферы культуры в сферу идеологии. Главным изменением в китайском кинематографе этого периода можно считать смену отношений человека и истории. В соответствии с новой концепцией, человек становится творцом не своей судьбы, а Творцом Истории.

Преобразования Китай начал с социалистической плановой экономики, перенятой от Советского Союза. Эти социальные и экономические изменения сопровождались интенсивным усилием  идеологического сражения за влияние на умы людей.

Поскольку советское влияние увеличилось, социалистический реализм был введен как новый лозунг. Он обращается к ряду эстетических ценностей, изложенных И. В. Сталиным, который полагал, что социалистическая действительность требовала нового подхода к творческой деятельности.

 

Руководство китайским кинопроизводством посылают в Советский Союз студентов для обучения передовым методам. А Советские режиссеры и кинодеятели приглашаются преподавать в недавно созданную Пекинскую киношколу (позже известную как Пекинская киноакадемия (BFA). Советские фильмы скоро заменили американские фильмы, прежде заполнявшие  рынок. В ноябре 1947 году в Новом Китае выходит первый кукольный фильм «Король Мечты». Картина с политической направленностью ярко разоблачала предательскую сущность Чан Кайши, уродливое лицо диктатуры и гражданскую войну.

Первым шпионским фильмом коммунистического Китая была картина «Невидимый фронт»  (无形的战线) ,  поставленная на Северо-восточной киностудии, эстетически и идеологически в значительной степени впитавшая советский классический стиль. Советское кино еще долгие годы будет оказывать огромное влияние на формирование нового китайского кинематографа. «Невидимый фронт» был поставлен в 1949 году на киностудии «Чанчунь», он рассказывал об освобождении северо-востока страны и о борьбе органов общественной безопасности с оппортунистическими агентами. Главная идея фильма была сформулирована в цитате председателя Мао: «Оружие врага было уничтожено, но враг без оружия все еще существует, они обязаны отчаянно бороться против нас, мы никогда не будем снисходительны к врагу». Эти установка и стала руководящей идеологией для постановщиков шпионских фильмов на долгие годы.

После освобождения одного из городов на северо-востоке Китая органы государственной безопасности арестовали оставленного для подрывной работы и саботажа резидента Ли Тяньминя / Tianmin. Несмотря на его признание под действием улик в шпионаже, он отказывался выдать своих сообщников. Шпионы, заметая следы, убивают мальчика-рассыльного, видевшего их  лица. Органам госбезопасности предстояла тяжелая работа, чтобы раскрыть всю шпионскую сеть. В ходе расследования им удалось выйти на «Резиновый завод», куда устроилась в качестве машинистки шпионка Цуй Гофан. Она должна была добыть информацию, с помощью которой можно было бы совершить диверсию на заводе. Но под воздействием коллектива завода, видя неподдельный энтузиазм людей и их веру в то, что они делают, шпионка чувствует угрызения совести и раскаивается в содеянном.  Девушка сама приходит в органы безопасности. С ее помощью удается раскрыть и арестовать всю шпионскую сеть в городе.

Яо Сянли / Xiangli / 姚向黎 сыграла в «Невидимом фронте» женщину шпионку Цуй Гофан. Это было первое изображение женщины-шпионки в новом китайском кино.  В отличие от большинства отвратительных злодеев Цуй Гофан совершила ошибку по своей молодости.  В картине показывают ее усилия в поисках выхода после пережитой девушкой депрессии и страха на правильную дорогу. Непросто было после того, как она уже  передала важную информацию врагу, признаться во всем. Актриса сумела  передать и чувство сопротивления и скрытое внутреннее противоречие ее героини. Цуй Гофан сумела, найдя в себе силы, войти в новое общество и начать новую жизнь. До этого фильма у Яо Сянли не было опыта игры перед камерой. «Невидимый фронт» дал ей возможность пойти учиться и стать актрисой. По окончанию учебы она снялась в фильме  «Новая история Героев» и в ряде других фильмов. После 1959 года ушла на преподавательскую работу.

«Большие руки народа» / 人民的巨掌 / 1950.  Весна 1949 года, Шанхай близок уже к освобождению. Тайный агент Гоминьдана Чжан Жун старается затеряться среди рабочих, арестованных в тюрьме. После освобождения города Чжан Жун, скрываясь в рабочей среде, пытается создать напряженность в отношениях между работодателями и работниками. Из подпольного центра он получает приказ уничтожить заводское оборудование... Спустя четыре года вышел фильм «Отруби лапу тигру» / «Отруби лапу дьяволу» / 斩断魔爪 / 1954, который был посвящен только что закончившейся Корейской войне. В начале идут титры:  «1950 год. Американские империалисты начали захватническую войну в Корее. В одном из населенных пунктов  северо-восточного Китая….» На военном заводе инженер Чжоу Чон Мин успешно разрабатывает новое вооружение для ПВО. КМТ Тайваня отправляют тайного агента под видом племянника старого друга инженера Ти Пень Цзо-ши, живущего в Гонконге.  «Племянник» Бай БинЧжун ждет своего часа, чтобы украсть ключи от сейфа, где хранятся секретные чертежи. За всем этим внимательно следит начальник службы госбезопасности Фан-Квом. Выясняется, что во главе шпионской сети стоит местный священник. Бай Бин Чжуну удается  украсть чертежи, он также с помощью угроз и шантажа пытается заставить Чжоу Чон Мин уехать в Гонконг. Чжоу не поддается на шантаж и немедленно сообщает все директору Дуну. Украденные чертежи оказываются поддельными. Бай, поняв, что шантажом ничего не добиться, пытается убить Чжоу. Проследив за непосредственными исполнителями, органам госбезопасности удается раскрыть всю шпионскую сеть.

Одним из ранних классических шпионских фильмов был «Звон каравана в горах» / 山间铃响马帮来 / 1954. В освобожденном пограничном районе провинции Юньнань люди разных национальностей с нетерпением ожидали прибытия каравана. Караван послан народным правительством. Люди собираются продать свое зерно и хлопок государству, но хотят купить взамен соль и другие предметы первой необходимости. Тайный агент врагов Яо Ли из Мяо, имеющий три магазина, воспользовался этой возможностью, чтобы поднять цены на соль. Шпион Би, замаскировавшейся под местного крестьянина, и Ли предупреждают вражеский отряд, прячущийся в горах о приближении каравана. Они хотят ограбить караван, и тем самым уничтожить влияние народного правительства в пограничных районах. Караван должен переправиться через реку. Враг, прячась в высокой траве, попытался захватить паром, но пограничники, приняв бой, не дали бандитам этого сделать. Прибывший караван привез не только различные предметы домашнего обихода и новые инструменты, но и нескольких медицинских работников. Шумно на улицах Мяо, люди радуются и делают покупки. Ночью враг, не отказавшийся от своих планов попытался напасть на город. Ночной рейд в Мяо был отчаянной попыткой захватить караван. Но пограничники и местные жители подготовились к защите. В ожесточенном сражении враг был уничтожен. Все празднуют победу и праздник урожая. 

К шпионскому жанру можно причислить и наиболее известный фильм о войне 1950-х «Простой партизан» (平原游击队) 1955.  Сюжет фильма, поставленного в жанре триллера, вращается вокруг поимки шпиона. В 1943 году по антияпонским опорным базам в Северном Китае был нанесен удар японской армией, ведущей войну  против партизан.  Ли Сянян / Li Xiangyang, (в этой роли Go Zhenging) повел свой отряд в тыл врага, чтобы сдержать натиск войск противника, рвущегося в горы, использовав тайные туннели для нападения на японцев. У японцев есть шпион среди партизан Ян. Ли Сянян долго за ним охотился, несколько раз он гонялся за предателем, но тому каждый раз удавалось уходить. Наконец, устроив ему засаду, шпиона удается застать врасплох и убить. В 1974 вышел  римейк фильма,  и эта версия стала  цветной. В 1977 старая версия была восстановлена. Режиссер        У Сиу ( 武兆堤) (1920-1992), поставивший этот фильм, родился в Соединенных Штатах в Питтсбурге. Переехал в Китай  вместе с родителями учиться в Шаньсиу в университете. Участвовал  в национальной революции 1938 года. С 1953 года на съемочной площадке.  Наибольшую известность ему принес, ставший легендарным, фильм «Герои и героини». В главной роли вожака партизан в фильме снялся популярный актер Go Zhenging (郭振清) (1927 2005). Родился в бедной семьи в Тяньцзине. Сыграл в фильмах «6-е ворота» 1952, «Любовный напиток», «Отдельный батальон», «Герои и героини». и др. В 1981 году перешел на работу деректором на радиостанции в Тяньцзине.

 

С самого начала шпионские фильмы  материкового Китая стали работать, как впрочем и в других странах, в значительной степени на пропагандистские цели. Кинематографисты демонизируют националистов, шпионов или сепаратистов из этнических меньшинств, составляющих заговоры вместе с мастерами «плаща и кинжала» из ЦРУ, готовых взорвать бомбу замедленного действия на трибуне в городе или попытаться разрушить общественный строй в одной из областей. Такие фильмы как «Десять часов в национальный праздник», «Тайная охрана в Кантоне» 1957, «Посетитель на Ледяной Горе» и «Секретный документ» 1965 стремились повысить китайскую национальную гордость, патриотизм и естественно должны были вызвать антиимпериалистические чувства.

Фильм «Десять часов в Национальный праздник» / 国庆十点钟 был выпущен на киностудия Чанчунь в 1956 году. По роману Венда «Двойной сигнал тревоги у часов». В провинциальной столице на северо-западе страны в 1953 году тайные шпионы Он Чжанькуй / On Zhankui и Бай Сунтин / Bai Songting составляют заговор, чтобы совершить диверсию, взорвав во время национального праздника трибуну для гостей. Они подкладывают бомбу в будильник, украденный у ребенка одного руководящего работника. А потом отдают будильник с бомбой обратно ребенку. Заговор расследует офицер службы государственной безопасности, получивший анонимное письмо, где, чтобы сбить контразведку со следа, указывается другое место взрыва. Но офицер Гу Канн находит вовремя бомбу и арестовывает шпионов.

В фильмах 1950-х годов уже сформировался определенный классический набор знаковых клише (которые однако ничуть не портили впечатление от просмотра фильма), так например, нет ни одного китайского фильма, где бы его герои постоянно не курили. Это также и режим фиксированного времени повествования, обычно события в картине происходит в 1949 году. И действия враждебных сил по отношению к новому режиму, пытающиеся подорвать новый строй. В рассказанных в фильмах историях даже не пытаются исследовать внутренний мир персонажей. В первых картинах вообще не слишком много эмоциональной игры. Зато в них было другое, то, что намного ценнее, искренняе, неподдельная вера в справедливость того, что они делают. И эта вера производила очень сильное впечатление на зрителей, сидящих в кинозале.

В картине «В логове тигра» 1956 / 虎穴追踪 рассказывается о борьбе во времена гражданской войны органов контрразведки народно-освободительной армии Китая с гоминьдановскими шпионами и диверсантами. Бои идут уже в пригородах города. Руководитель гоминьдановской разведки Чжан Го-чжун, выполняя распоряжение своего командования, оставляет в городе большую группу диверсантов. Списки этой диверсионной группы он передает остающемуся резиденту крупному торговцу Цуй Си-чжену. В город входят части НОАК и устанавливается народная власть. Но притаившийся враг сразу начинает действовать. Они взрывают мосты, устраивают нападение на обозы, которые идут в районы, где действует народно-освободительная армия. Подпольные группы устанавливают тайную связь с гоминьдановцами. Работники государственной безопасности, обеспокоенные активными действиями врага, принимают экстренные меры. Им удается поймать часть диверсантов, но главная задача контрразведчиков – разыскать списки всех диверсионных групп. Профессиональный разведчик, коммунист Ли Юн-хе получает задание войти в доверие к Цую и во что бы то ни стало найти списки диверсантов. Только при этом условии можно будет ликвидировать полностью вражеское подполье. И вот Ли живет в доме Цуй Си-чжена под видом гоминьдановского сообщника. Ему удается обнаружить хранящиеся списки. Но враг хитер и подозрителен. И списки через женщину-шпионку Цуй прячет в доме своего родственника – коммуниста Ся Юнь-у. Ли находит списки, но пока враги не арестованы, продолжает играть свою роль. В это время в подпольную организацию с Тайваня присылают в инспекционных целях резидента. Он обнаружил, что Ли не включен ни в один из шпионских списков, и это вызывает его подозрение. Но Ли, не расстерявшись, неожиданными и решительными действиями удается развеять все сомнения.  Заслужив полное доверие Цуя, он узнает о тайном совещании в подвале, на котором будет присутствовать вся подпольная организация. Ему удается  сообщить об этом органам государственной безопасности. Враги захвачены врасплох и обезврежены.

ШПИОНСКОЕ КИНО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

 

Вторая половина 1950-х годов обозначила новые темы и направления в китайском шпионском кино. «Янчэнский шпион», ставший классикой шпионского кино 1950-х считается родоначальником фильмов нового поколения, став знаковой вехой для картин, вышедших в конце 50-х и начале 60-х. Его характеризует своя особая стилистика и новая точка зрения на жанр. В этих фильмах разведчик не боится жертв, он остроумен, раскован и находчив с вражескими агентами. Рассказ в этом «новом китайском фильме» строится в более широком контексте, отражая социалистическое учение, что враг все равно будет побежден в силу исторической неизбежности. (Спустя 50 лет в 2007 году этот старый фильм будет переделан для телевидения и продолжит оказывать свое  влияние на новое поколение зрителей). 

«Янчэнский шпион» / «Секретная охрана в Кантоне» / 羊城暗哨 / 1957. Пограничники НОАК арестовывают проникшего с моря в пограничную зону шпиона. Он шел в Гуанчжоу и назвался агентурным именем - 209-м. Но шпион умирает от ран, не успев больше  ничего рассказать. После него остается только сигнал и место контакта агента, а также имя «Мэйи» / «Meiyi», имя руководителя шпионской организации. Кто он? Руководство органов общественной безопасности Китая решают выяснить это. Вместо убитого шпиона они посылают на конспиративную явку своего человека Ван Ляня (Feng Zhe) под именем агента 209. На связь с ним выходит женщина по имени Багу / Bagu. Она поселяет Ляня у себя в просторном  доме, где кроме нее и служанки никто не живет. Ван Лянь встречается с хозяином антикварного магазина Симом, руководителем местной шпионской сети, но выясняется, что это не «Мэйи». После тщательного расследования Ван Лянь находит восемь человек, собиравшихся добраться до Гонконга для участия в провокации,  подачи от так называемой группы «жалобу от имени китайского народа» в Организацию в объединенных наций с публичной клеветой против нового Китая. Среди них  и доктор Чен, которого шантажировали,  напомнив ему, что он во время гражданской войны находился в гоминьдановской армии в качестве врача. Под воздействием угроз д-р Чен попытался  покончить с собой, но был спасен. После терпеливых и откровенных разговоров с ним, развеяв все его сомнения, Чена убеждают помочь нашей контразведке разоблачить вражеских агентов. Между тем Бюро общественной безопасности стало известно, что шпионы должны будут захватить пассажирское судно. Потом, потопив его, они пересядут на другое судно, ждущее их в нейтральных водах. Межу тем Ван Ляну удается попасть на корабль и узнать имя руководителя шпионской сети. Служанка Люсао / Liusao в доме, где он жил, и была таинственной Мэйи. Шпионов, собравшихся на корабле, удается застать врасплох, после недолгого сопротивления они пойманы. Но на судне врагом спрятана бомба, и она должна взорваться. После тщательных поисков шкатулка с работающим часовым механизмом найдена. Ван Лянь, рискуя своей жизнью, в самый последний момент перед взрывом  бросает ее в море. Режиссер этого стильного триллера Лу Ю (Lu Jue) по ходу развития сюжета с его неожиданными поворотами сумел показать скрытое напряжение в фильме, достигнул в результате внезапного, захватывающего эффекта. Постановщик дал возможность герою в чрезвычайно опасных условиях проявить необыкновенную находчивость и мужество. Актриса, играющая резидента Мэйи, также хорошо сыграла свою роль, помогая создать увлекательный фильм, пользующийся и сейчас большой популярностью. Главаря шпионской сети Сима в фильме сыграл известный китайский киноактер Ю Фэй / 于飞. С 1942 года он играет на сцене. В Шанхайском художественном театре принимал участие во многих пьесах. Сыграл в  главных ролях в «Шерлоке Холмсе», «Вэнь Тяньсян», «Восход», «Дикие», «Метаморфозы» и в других спектаклях. Снимается на Шанхайской киностудии с 1952 года, главным образом, в ролях злодеев («Стальная семья» 1959, «Красный женский отряд» и др.)


СЕКРЕТЫ РЕАЛЬНОЙ ИСТОРИИ ФИЛЬМА «ЯНЧЭНСКИЙ ШПИОН»

 

Знаменитый фильм в свое время впечатлил очень многих людей. Многие тогда задавались вопросом, подлинная ли эта история. На самом-то деле почти все, за небольшим исключением, китайские шпионские фильмы созданы на основе подлинных дел. Благо, богатая история подрывных действий шпионских центров за границей против Китая позволяло это сделать. История, рассказанная в фильме, не исключение, и имела под собой расследование реального уголовного дела. Сейчас эти сведения рассекретили, и о них теперь можно говорить. Бывший разведчик Бюро общественной безопасности в Гуанчжоу Чжан Чжицин рассказывает, что летом 1952 года Бюро безопасности получило таинственное письмо, в котором называют группу людей в Гуанчжоу, собирающихся подать жалобу в ООН на новые китайские власти. Поскольку письмо было анонимное, товарищи из Бюро не обратили на него никакого внимания. Однако через 20 дней пришло второе анонимное письмо, но уже более конкретное. В нем сообщалось, что некая группа собирается угнать пассажирский пароход, следующий из Гуанчжоу на остров Хайнань, подать жалобу в ООН на Китай, а затем перебраться на Тайвань. На этот раз к письму отнеслись серьезно. Первые годы после гражданской войны ситуация в новом Китае была нестабильная. В прибрежных районах провинции Гуандун Гоминьдан оставил огромное количество своих агентов, занимающихся сбором разведывательной информации, диверсиями и саботажем. Если письмо правда, то это может нанести большой урон международной репутации Китая. Начали искать анонимного автора. На этот раз он оставил приписку, как его можно найти. После проведенного расследование выяснилось, что этот молодой человек Лю Жэньдэ / Lu Rende, бывший моряк, плавал по Янцзы в составе экипажа корабля, но был отчислен  из-за хищения государственных средств. Отсидел срок. В Бюро засомневались, как такого безработного и судимого можно использовать в крупном политическом деле? История бывшего моряка была простая, сначала, когда Лю Жэньдэ приехал в Гуанчжоу, он постоянно ходил в один ресторан, чтобы поесть лапши. Там и познакомился Ли с одним мужчиной среднего возраста. Оба они постоянно ругали компартию Китая и его правительство. Со временем Лю узнал, что его собеседник бывший руководитель Гоминьдана в провинции Хунань, но теперь он занимается торговлей. Лю Жэньдэ догадался, что  этот парень агент Гоминьдана, работающий под прикрытием. Агент хотел придумать что-то «большое», чтобы помочь реакционным силам в подрыве нового режима. И вот он придумал написать письмо с жалобой в ООН, угнать судно и попросить политического убежища на Тайване. Он пообещал Лю Жэньдэ, что если тот приедет в США, то сможет там жить «небесной жизнью». Но Лю, видя улицы покрытые пропагандистскими плакатами и  зная, как в стране сурово органы государственной безопасности расправляются с предателями, струсил. В Бюро проверили информацию Лю, и она оказалась достоверной. Тогда контрразведка решила пресечь заговор в самом зародыше. Сотрудники спецслужб начали идеологическую обработку Лю, и в конце концов развеяв все его опасения, уговорили работать на них. В это время Лю, активизировав свою деятельность, привлекал к заговору все новые и новые контрреволюционные группы (группа «Скаут», имеющая своих людей более чем в 10 провинциях, и другие). Контрразведка в течении нескольких месяцев внимательно следила за каждым их шагом. Наконец, члены группы купили билеты на пароход, и настало время действовать. Однако возникла дискуссия в органах общественной безопасности, как их арестовывать всех на борту корабля одним махом? Но эти люди-преступники имеют при себе оружие и взрывчатые вещества, при их аресте могут пострадать невинные люди. Потому решили их брать на берегу (в отличии от того, что показали в фильме) одного за другим тайно, чтобы не вспугнуть остальных. Всего было арестовано за семь дней 32 человека. На открытом судебном процессе главный обвиняемый Лу сначала отрицал свою вину, но позже под тяжестью улик признал себя виновным. Лу и еще нескольких главных сообщников приговорили к смертной казни, в том числе и двух женщин-заключенных, остальных к многим годам тюремного заключения. Лю Жэньдэ проходил по делу свидетелем, позже ему отдел по гражданским вопросам помог устроиться на работу. Этот случай рассказал в своем романе писатель Чен, а потом по нему был создан литературный сценарий известного фильма «Янчэнский шпион». 

 

Наверно одной из самых антиамериканских картин, среди шпионских фильмов 50-х была «Тишина гор» («Тишина в лесу»/Молчаливая тайга) / 寂静的山林 / 1957 режиссера Чжу Вэнь Шуня / Zhu Wen Shun. Американская разведка, штаб которой расположен в Гонконге, посылает в северо-восточный Китай под видом посещения родного дома женщину шпионку Вэнь-Ин Ли  (Baimei). С помощью своего женского обаяния и денег она вербует агентов для подготовки к приему высадки десанта с американскими диверсантами. Но китайская контрразведка узнает об этом плане. И внедряет в шпионскую организацию своего человека под видом бизнесмена Фенг Гуангфа (Wang Xingang) для того, чтобы он завоевал доверие Ли. Ему это удается, и по рекомендации Вэнь-Ин Ли он внедряется в резидентуру американской разведки в Гонконге. Фенг получает должность руководителя отдела и контролирует проведение нескольких шпионских операций. Глава резиндентуры Писы Ли / Pisi Li после его проверки ему полностью доверяет. В конце концов, информация, которую передал Фенг, позволяет китайской контрразведке арестовать американских агентов на северо-востоке Китая и захватить воздушный десант и кадровых офицеров ЦРУ. Интересно, что как и во многих других китайских фильмах, в основе его лежит подлинная история. Китайская разведка работала очень эффективно. И самолет американский действительно сумели захватить, как и двух американских разведчиков, которые просидели потом в китайских тюрьмах лет по 20 (их амнистировали после визита Никсона в 1972 году). Вообще американскую разведку в Китае в 50-е годы в пору ее наибольшей активности сопровождали сплошные провалы. Она не только сумела провалить своих агентов, но и всю хорошо законспирированную агентурную сеть, которая им досталась от японцев.

Среди лучших шпионских фильмов черно-белой классики 1950-х  «Дело Сюй Цу-ин» / 徐秋影案件 / 1958 созданной на киностудии Чанчунь, режиссером Юй Янь-фу. Хэ Бинь стал замечать, что в последнее время его любимая девушка, на которой он собирался жениться, чем-то встревожена. В тот роковой вечер Сюй Цю-ин куда-то спешила. Хэ Бинь хотел проводить ее, но она отказалась. На следующий день юноша узнал, что Сюй Цю-ин была убита  на одном из прибрежных островов. Бюро общественной безопасности во главе с Ван Ляном и его начальником Ду взяли на себя это дело.  В ходе расследования на месте происшествия, они обнаружили пуговицу и стреляные гильзы. Обстоятельства складывались против старого знакомого Сюй Цю-ин, Пэн Фана. Пэн Фан любил Сюй Цю-ин и знал, что она любит другого. В одном из писем он довольно ясно угрожал девушке. В тот вечер Пэн Фана видели на пустынном острове. На месте преступления была найдена пуговица от его кителя. В довершение всего, экспертиза доказала, что девушка была убита выстрелом из пистолета Пэн Фана. И все-таки убийцей был не Пэн Фан. Это скоро поняли Ду и Ван Лян. Видимо, у настоящего убийцы были серьезные причины для убийства. Слишком продуманно он стремился направить следствие по ложному пути. Внимательно ознакомившись с дневником Сюй Цю-ин, Ван Лян нашел в нем несколько записей, которые дали новое направление поискам преступника. Оказалось, что оружием Пэн Фана воспользовались старый гоминдановец и шпион Ло Цзин-да и его племянница Цю Ди-фань, выдававшая себя за подругу Сюй Цю-ин. Враги рассчитывали, что Сюй Цю-ин, оказавшая им много лет назад несколько незначительных услуг, станет активно работать на них. Китайская патриотка отказалась передавать секретные сведения гоминьдановцам. Боясь, что Сюй Цю-ин разоблачит его, Ла Цзин-да убивает девушку и подбрасывает следствию  ряд ложных улик. Но сотрудники госбезопасности, разобравшись во всем, арестовывают шпионов.

В 1950-е годы вышло еще несколько картин, среди них «Первый шпион» / «Тайный авангард» / «Подпольный авангард» 1957 реж У Сиу (武兆堤)  в ролях Пу Кэ / Pu Ke, Ли Лин / Li Lin, Чен Нубинь  / Chen Nubin, Чжан Юань  / Zhang Yuan.  Действие этого остросюжетного классического шпионского фильма происходит накануне освобождения Пекина от националистов. Лидер одной из коммунистической ячейки Тао Ганн, выдав себя за менеджера торговой компании, идет в логово врага, чтобы выяснить дату, когда американские советники хотят вывести из города 6-ю армию националистов. После большого количества сюжетных хитросплетений и многих ложных ходов одному из героев пришлось пожертвовать жизнью, чтобы получить нужную информацию. Эти сведения помогли впоследствии заманить отступающие силы националистов в засаду и уничтожить их. Одним из наиболее известных и любимых китайских шпионских триллеров был фильм «Постоянные радиосигналы» / «Вечнодействующая радиоволна» / 永不消逝的电波 / 1958. Эта картина шла у нас с успехом в прокате в конце 1950-х годов.  Действие фильма начинается весной 1938 года в период сотрудничества китайской компартии с Гоминьданом. Гоминьдан в этом сотрудничестве проводил двурушническую политику. По существу в этот период в Китае было два правительства: Чунцинское во главе с Чан Кай-ши, номинально сотрудничавшее с коммунистами, и нанкинское, так называемое «марионеточное», во главе с Ван Цзин-веем, открыто связанное с японцами. В этот сложный период прерывается радиосвязь с Шанхаем, резидент «доктор» просит прислать радиста.  Компартия посылает комиссара Ли Цзя на замену. Он должен передать крайне важные сведения о предательских переговорах Чан Кай-ши с японцами и о готовящейся его капитуляции. В городе Ли Цзя начинает работать под прикрытием бизнесмена, выходя регулярна на связь и передавая в Янинь оперативную информацию. Через некоторое время девушка-подпольщица, помогавшая ему, Хэ Лань-фэн становится его женой. Запеленгованный японцами и схваченный, он и под пытками отказывается говорить. К счастью, японцы по ошибке принимают Ли Цзя за агента гоминьдана и выпускают на свободу, и он снова выходит в эфир. О жизни и смерти смелого разведчика Ли Цзя, полной опасности и риска, о его самопожертвовании и подвиге во имя Родины и рассказывает этот замечательный фильм. «Постоянные радиосигналы» был одним из самых успешных фильмов в истории Китая. Талантливый китайский актер Даолинь / ВС Daolin блестяще сыграл в картине подпольщика.

Выдающийся китайский актер, режиссер, художник декламации Сунь Дао-линь / ВС Daolin /  孙道临 (1921.12.18-2007.12.28), известный под именем «сияющее солнце»,  родился в Пекине в 1921 году. Много раз награждался на разных международных форумах и фестивалях, таких как Монреальский кинофестиваль. Умер 28 декабря 2007 года от сердечного приступа в Шанхае в возрасте 86 лет. Дао-линь снимался в фильмах «Гроза», «Вороны и воробьи». На Шанхайской киностудии работал в качестве актера, режиссера.  Снялся в «Разведка за рекой», «Дом», «Никогда не спит», «Радио никогда не исчезнет», «Ранняя весна в феврале», и десятках других фильмов.  Дублировал два десятка иностранных фильмов, в том числе «Гамлета», «Идиота». В 1984 сам снял фильмы «Гроза», а после «Великий президент». Опубликовал поэтический сборник эссе «На солнце».

Еще одним классическим фильмом считается «Колокол древнего храма» (古剎鐘聲)1958 режиссера Чжу Вэньшуня / Wenshun.  Идет китайско-японская война. Внезапно ночью громкий взрыв разбудил город. Это вражеские агенты взорвали военный завод. Министр безопасности Чжоу посылает разведчика Ван Кэчан / Kechang выследить врага. В северо-восточной стороне леса недалеко от буддистского монастыря разведчик находит мертвое тело. Рядом с ним два ножа, один из которых оказывается ножом охотника Чжана. Чжоу решает послать Вана пожить недельку в храме, около которого был найден труп, и понаблюдать, что там творится. В старом храме жили только старый монах (Тянь Ли (田烈) и молодой немой послушник. Однажды ночью в горах раздались выстрелы, и старый монах, говоря, что тут опасно, пришел уговаривать Вана покинуть монастырь. Два дня спустя разведчик обнаружил, что в храм принесли много еды. Из чего Ван Кэчан делает выводы, что в храме живут не двое, а больше людей. Но где? И кто эти люди? Ночью Ван получает анонимную записку: «Будьте осторожны». В конце концов, заслужив доверие послушника, он узнает правду. Пять лет назад в храм к монахам ворвался отряд японских диверсантов, одним из главарей которого был старый монах. Они убили всех монахов и поселились в монастыре. Шпионы сохранили жизнь послушнику, но заставили его выпить жидкость, которая сожгла ему гортань, после чего он стал немым. Ночью молодой послушник тайно отвел Ван Кэчана в большой зал, откуда тайный ход вел в подвал, где скрывались японские диверсанты. Ван видел, как старый монах спускался вниз. Это был опытный шпион, прошедший специальную подготовку, прежде чем он был заброшен в Китай. Надо было срочно возвращаться назад и доложить об увиденом руководству. Старый монах догадывается, что тайна храма раскрыта, но он не решается напасть на него в храме и  посылает своих людей убить Вана по дороге. Однако старый охотник Чжан, чей нож был найден на трупе убитого шпиона, тайно защищает Ван Кэчана. В это время японцы подвергают пыткам послушника и солдата, оставленного Ваном в храме. Но помощь уже близка. Служба безопасности окружает храм. Шпионы пытаются уйти разными тайными ходами, ведущими из храма в лес, но везде уже расставлены засады, и враги схвачены.

В Китае традиционно всегда была популярна «китайская опера». Не обошло это увлечение и шпионский фильм. 

«Красное солнце в горах Ке» 1960 - шпионский фильм-опера. В 1950 году народно-освободительная армия Китая входит в Тибетские горы Ке. Чтобы сразу не испугать людей, надо сначала было политически просветить и перевоспитать жителей, живущих в Тибете. Потому армия не стала осуществлять революционные реформы немедленно, а постаралась, чтобы к этой мысли пришли сами тибетцы. Тибетские антикитайские силы, названные «Джексией», посылают шпиона Луо Джин в горы, где он присоединяется к тайному агенту Яду. Занимаясь подрывной деятельностью и саботажем, местная буржуазия поднимает восстание. В этих обстоятельствах китайская армия вынуждена предпринять ответные действия и подавить мятеж, освободив «рабов» области Ке. (Интересно, что в Китае был поставлен фильм «Город без ночи» (Buyecheng)1957 режиссера Tang Xiaodan один из очень немногих современных фильмов, где о китайской буржуазии говорится с симпатией. Во время японо-китайской войны после окончания учебы из Англии возвращается молодой промышленник Жанг Бохан. Дома он видит текстильную фабрику отца под угрозой захвата ее японцами. Наладив успешное производство, он после победы левых сил в стране сталкивается с новым правительством. Обманутый американским капиталистом, он пытается уклониться от уплаты налогов. Но после сталкновения с рабочими своей фабрики он признает свои ошибки и становится лояльным к новым властям).

В начале 1960-х, в Гуанчжоу, в муниципальном Бюро общественной безопасности, двое сотрудников милиции на основе своего богатого опыта,  обработав материал, написали сценарий «След погони». Режиссер Лу Ю / Lu Jue / 卢珏, поставивший в 1957 году классический шпионский фильм «Янчэнский шпион», заинтересовался этим материалом и снял по нему фильм «След погони» / 跟踪追击 / 1963.  Как и в предыдущей картине, город Гуанчжоу снова послужил ему в качестве основного фона. 20 сентября 1961 рано утром на Шэньчжэньском  контрольно-пропускном пункте на границе произошло подозрительное происшествие.  Инспектором при проверке в сумочке у пожилой женщины были найдены под видом сигарет и конфет детонатор и взрывчатые вещества. Женщина настаивала, что это были не ее вещи.  В это время в зале ожидания  обнаружили бесхозную сумку. В ней была игрушечная машинка и другие вещи, которые полностью согласовались со словами сказанными задержанной. Агент, который потерял сумку - может ли такое быть? После долгих поисков контрразведчики  обнаружили хозяина сумки, это  Лин Юнгуй / Yonggui. Офицер Ган / Gang  убедительно доказал вину Лин Юнгуй, и под тяжестью улик тот признался во всем. Как он объяснил главной задачей операции является диверсия, взрыв электростанций накануне дня национального праздника. Ган / Gang попросил его написать в Гонконг, что к операции все готово, ждем сигнала.  Вскоре пограничники обнаружили, что кто-то нелегально перешел границу с той стороны…   Шпион Сюй Ина устроился жить в дом учителя Ши Чжи. Он решил использовать трансформаторную подстанцию, где техником работала племянница учителя , положив в оцилограф, который он ей подарил, бомбу с часовым механизмом. Когда она придет на подстанцию на работу должен будет произойти взрыв. Чтобы предотвратить диверсию офицер Ган обратился к  учителю за помощью (Сюй Ин прятал взрывчатку в доме в сливном бачке). Контразведчики вовремя приходят и обезвреживают бомбу. Сюй Ин арестован. Так же, как и руководитель всей шпионской сети коварный Чан.

  В начале фильма показана драматичная сцена на пограничном посту в Шэньчжэне. Это были документальные съемки. Оператор Ло Ву снимал реальных людей на месте пункта контроля, на деревянном мосту, соединяющим материк и Гонконг. Там киногруппа  встретила нелегальных эмигрантов, доставленных обратно из Гонконга. Их на станций сажали в вагоны поезда, многие видели сцену, разыгранную актерами, но не знали, что все это снимают в кино.  Несколько раз съемки прекращались, и вся киногруппа вместе с милицией участвовала  в арестах нелегальных эмигрантов, пытающихся перейти границу. Линь Лань (Ли Минган / Minggang), актер, игравший разведчика прямо в белом мундире милиционера, чтобы лучше «погрузиться в роль», участвовал в погонях. Правда после этого белая униформа Линь Ланя становилась грязной. Как потом вспоминали актеры, участвовавшие в съемках, все были взволнованы, потому что испытывали при этих арестах сильные чувства и  действительно ощущали себя в этот момент пограничниками.

Терри Чен /  陈天纵 (1903-1978), сыгравший в фильме «След погони» запомнившеюся роль учителя, в двадцатилетнем возрасте в 1923 году в Гуанчжоу изучал кантонский диалект. После переезда в Гонконг работал там в качестве актера. В 1952 году Терри Чен с семьей переехал обратно в Гуанчжоу, снялся  в фильмах «Южный», «Цветы», «Восток Красный», «Джон Брайт» и других экранизированных кантонских операх. С 1959  на киностудии «Pearl River» (Жемчужная река) сыграл в фильмах «Волны Южно-Китайского моря», «След погони», «Дом 72 Арендаторов» и   многих других. Талантливый актер Терри Чен оказался и хорошим отцом, он бережно развивал и воспитывал своих детей, посвящая их искусству, его сын Чэнь Сяофэн, дочь Чэнь Чай - хорошо известные кантонские оперные певцы.  Умер Терри Чен в 1978 году.

К золотой классике жанра относится фильм «Секретные чертежи» / «Секретный документ»  / 秘密图纸, вышедший на Пекинской «Киностудии имени первого августа» в 1965 году. На переполненном железнодорожном вокзале украден портфель ученого Хуа, содержащий секретные чертежи. Молодой девушке, офицеру контрразведки Ши Юн (Shi Yun), поручено расследование. В тот же день портфель был возвращен доктором Гу Чжунжу / Gu Zhongru, специалистом по Конфуцию и его студентом Чунг Цзиньдайфу / Jindaifu. В ту ночь они у своего дома увидели человека, тайком выбрасывающего какой-то мешок. Заинтересовавшись, они достали мешок и обнаружили там портфель. В  портфеле не оказалось никаких денег и талонов на питание и других ценностей, но секретные документы, казались неповрежденными. Однако при ближайшем рассмотрении экспертиза выдала заключение Ши / Shi, что  документы были сфотографированы. Тем временем муж Ши, Чен Лян (Chen Liang), служит военным офицером Департамента безопасности, и в соответствии с указаниями «он встречается» с подозрительной девушкой музыкантшей Фан Ли / Fang Li, которая имеет контакты под попавшим под подозрение шеф-поваром отеля Е. Чжанцанем / Е. Zhangqian. Ши предполагает, что кража на железнодорожном вокзале имеет ко всему этому прямое отношение. Слежка за поваром подтвердила, что Чжанцань причастен к этому делу. В нем  опознали того самого человека, который выбросил портфель. После  его допроса тайна кражи секретных чертежей была раскрыта. Тем временем выясняется, что девушка Фан Ли / Fang Li была знакома с доктором Гу Чжунжу / Gu Zhongru , нашедшим портфель с документами. По мере расследования становится понятным, что арестованный повар был мелкой сошкой, которым пожертвовали, чтобы скрыть большую шпионскую организацию, возглавляемую Гу Чжунжу. Когда шпионка Фан ли просит Чена направляющегося в погранзону, подвезти ее и Гу Чжунжу, то становится ясно, что они собираются бежать. У Гу Чжунжу были  старые связи в рыбацкой деревней, используя их он пытается незаконно покинуть страну. Контрразведчики устраивают им на границе засаду, и шпионы попадаются в расставленные сети. Враг арестован. При обыске Гу Чжунжу в одном из его ботинков были обнаружены микрофильмы с секретными документами из украденного портфеля.  

В этот фильме снялась в одной из главных ролей одна из самых больших китайских звезд Ван Синган / Wang Xingang / 王心刚, род в 1932г в городе Далянь, его первая роль в кино в шпионском фильме «Тихий лес». Будующий китайский секс символ 1960-х. Создал образ «идеального китайского солдата». Много снимался в шпионских фильмах. Романтический герой, покоритель сердец тысяч китайских девушек. Ван Синьган снялся во многих классических фильмах, таких как «Красный отряд женщин» 1961, «Весенний пожар», «Морской ястреб», «Друзья» 1981 и других. Последний раз сыграл в кино в 1987 году. К классическим черно-белым фильмам шпионского жанра относится  картина «Железнодорожная охрана» / «Ключ к тайне» / 铁道卫士 / 1960, поставленная на киностудии «Чанчунь». Фильм рассказывает о героической борьбе китайского народа с диверсантами и шпионами, состоящими на службе у американской разведки. Действие происходит во время Корейской войны, американские империалисты после бомбардировки Ялуцзяна не смогли уничтожить железнодорожный мост, по которому идет вооружение в действующую армию. Продавшиеся американским захватчикам враги китайского народа готовят крупную диверсию на железнодорожной магистрали – взрыв туннеля. Этот участок дороги имеет очень большое стратегическое значение. Если врагу удастся взорвать туннель, то железнодорожная магистраль, питающая фронт, будет выведена из строя на длительный срок. Фронт останется без оружия и боеприпасов, замолчат орудия, остановятся танки, у солдат не будет патронов. Поэтому они посылают опытного шпиона Ма Сяо-фэйя, который должен пробраться в северо-восточной район и встретиться с законспирированным резидентом Вуцзи Чун. Вуцзи Чун должен будет отдать приказ своим людям - подорвать  военный поезд в туннеле. Гао Цзянь, начальник общественной безопасности, прилагает все силы, чтобы найти Ма Сяофэй.  Ему удается внедрить в шпионскую организацию своего человека. В последний момент после ожесточенной борьбы, на крыше мчащегося на всех парах поезда с вражеским агентом ему удается обезвредить бомбу с часовым механизмом, установленную в одном из вагонов. Сотрудники китайской госбезопасности совместно со служащими железной дороги срывают коварный план врага и арестовывают банду диверсантов и предателей.

Борьбе китайского народа против японских захватчиков посвящен фильм «Депо N51» / Тайный Арсенал / 51 号兵站 / 1961, поставленный на шанхайской киностудии «Хайянь». События  фильма происходят в 1943 году во время китайско-японской войны, китайская новая четвертая армия тайно в Шанхае в  депо устроила подпольный военный склад. Но из-за предателя склад был обнаружен противником. Рабочие депо проявили бдительность и спасли положение. Но враг все еще держит в блокаде город в  поисках местонахождения склада. Герой фильма Лан Гунн направляется в Шанхай руководством Новой четвертой армии с крайне важным секретным заданием поддержать и укрепить подпольную организацию. Ему поручено встретиться с рабочими и наладить в логове врага работу тайного арсенала оружия и военных материалов так, чтобы он бесперебойно снабжал бы всем необходимым готовящуюся к большому наступлению Четвертую Народную армию. Главе японской разведке Камэде (Kameda) внезапный приезд Лан Гунна кажется очень подозрительными. Он приказывает начальнику разведуправления Ма провести проверку Лан Гунна. Тот устраивает ему перекрестный допрос, который Лан успешно выдерживает.  Подпольщики из  депо, используя внутренние противоречия между врагами, продолжают активно работать. В это время Камэда продолжает усиленно искать выходы на подпольный склад. Случайно оружие было обнаружено японской военной полицией, прежде чем его успели отгрузить. Рабочим из депо, переодевшимся в форму врага после смело проведенной операции, удается вернуть оружие назад. Его  отправляют по назначению на базу в Дасу. А перевербованный Лян Гунном китайский офицер Хуанюань / Huangyuan, служащий японцам, посылает патрульный катер для сопровождения груза. Действуя умело и самоотверженно, Лан Гунн с честью справляется с порученным заданием. Тайный арсенал продолжает действовать.

Один случай из истории революционной подпольной борьбы был рассказан в фильме «Секретный маршрут» / 地下航线 / 1959, созданный на киностудии Tianma. Во время гражданской войны КПК против Чан Кай Ши в провинции Фуцзянь рабочие под руководством местных партийных организаций активно поддерживали освободительную войну, которую вели коммунисты. Вместе с крестьянами они успешно вели революционную партизанскую войну на севере провинции Фуцзянь. На речном пароходе «Фучжоу-роуд» коммунист Линьсэнь / Linsen помогает капитану перевозить контрабандное оружие для партизан.  «Фучжоу» по «подпольному маршруту» много раз благополучно переправлял оружие. Разведка врага догадывается о подпольном маршруте, но долго не может ничего найти. Но как-то во время очередной переправки оружия, полицейский Ли Богуан / Li Boguang, давно и упорно ищущий контрабанду, поздно ночью, роясь в куче багажа, находит оружие. Увидев это, Линьсэнь, подкравшись, стукнув шпика по голове, сбрасывает его за борт. Старый Нгаванг, стоявший на вахте, в это время невольно оказывается вовлечен в эту историю. Но даже под пытками он отказывается выдать товарища. В конце фильма Нгаванг еще раз проявит героизм и пожертвует собой ради того, чтобы сохранить «подпольный маршрут».

«В осаде» / 兵临城下 / 1964. В картине рассказывается об одном городе на северо-востоке страны, в котором находятся окруженные со всех сторон гоминьдановские войска. Такие командиры, как Чжао Чуну / Chongwu, понимают безнадежность ситуации и организовывает  демократическую коалицию, готовую сдать город. Но Чан Кай-ши приказывает войскам прорываться, взорвав в городе промышленные объекты, заводы и электростанцию. Часть гоминьдановцев готовы выполнить приказ. Демократическая коалиция поднимает восстание и арестовывает руководство города. Ху Сяо Цинь, ставленник Чан Кай-ши, убит. В главной роли в фильме снялся известный театральный актер Ли Муран (Li Muran).

Войне с Японией и подвигу красных разведчиков посвящен фильм «Три дороги в горный город» / 三进山城 / 1965 режиссера Чжан Фэнсяна. В 1943 году в результате ряда поражений в боях японских империалистов в провинции Шаньдун скопилось пять или шесть тысяч японских и марионеточных войск, засевших в укрепленной базе, расположенной в небольшом городке. Тут находится большой военный склад с боеприпасами, который снабжает снарядами и патронами вражеские войска на фронте.  Для того, чтобы уничтожить врага и тем самым перекрыть поставки боеприпасов на фронт, красный командир Лю решает проникнуть в город и разведать обстановку. Командир роты Лю, командир взвода Чжан, мальчик подросток на трех пони, загримированные под крестьян, проникают в город. Тут им должен помочь местный подпольщик Чжоусо Лин / Zhousuo Lin.  Выяснив все, что хотели, они уже собирались покинуть город, когда шпионы начальника полиции Дяо Дэшэн нападают на их след. Командир Лю, убив двух агентов,  в наступившей на улице панике вместе с Чжаном захватывают врасплох трех членов службы безопасности врага. Переодевшись в их форму, они спокойно покидают город. В одном из мундиров Лю находит бумагу с секретным списком агентов и карту с расположением военных объектов на базе японцев.  Через некоторое время Лю с разведчиками снова проникает в город, чтобы  взорвать склады с боеприпасами. Он планирует положить взрывчатку в автомобиль и поставить его рядом с арсеналом. Лю удается завербовать, угрожая разоблачением, капитана  Ци Яна. После чего командир Лю, расставляет с помощью торговца оружием Яньтая ловушку начальнику полиции Диао Дэшэн и берет его в плен. Манипулируя и угрожая своим врагам, он заставляет их впустить часть своих переодетых в гражданскую одежду людей в город. После взрыва арсенала начинается атака на японских солдат, находящихся на  базе как с внешней стороны, так и изнутри. Враг не выдерживает внезапной атаки с двух сторон, сломлен и бежит. Начальник гарнизона Акияма в бою заколот штыком. Город освобожден, и солдат Народной армии радостно приветствует жители.

Выходящим за рамки обычного шпионского фильма, жанровые особенности которого уходит на второй план, стала картина «Неоновые огни стражы» / 霓虹灯下的哨兵 / 1964 режиссера Ван Пинга (Wang Ping), ставшая одним из самых интересных и необычных явлений в кинопремьерах 1960-х годов. Май 1949 г., подразделения Восьмой народно-освободительной армии, принимавшие участие в боях за освобождение Шанхая, располагаются в городе в районе Nanjing Road. Теперь в их задачу входит охрана города. Сюжет картины сосредотачивается на том, как старый буржуазный Шанхай, сопротивляется тому новому, что принесла с собой революция, олицетворенная в картине в виде стражей революции. Фильм говорит и о той, развращающей и разлагающей темной силе города, которой очень трудно противостоять. В картине есть много сцен того старого ушедшего навсегда ночного Шанхая, залитого огнями неонового света, с яркой зазывающей рекламой его центральных улиц и праздно шатающейся нарядной толпой, с дорогими, фешенебельными ресторанами и звучащими от туда звуками западной музыки. Хотя у фильма счастливое окончание, в нем показано вполне реалистичное описание трудностей, перед которыми встало коммунистическое правительство Китая в первые годы народной власти. Три взвода, дислоцированных в Nanjing Road, застали врасплох растерявшуюся буржуазию, но и сами военные столкнулись в городе с рядом проблем. Лейтенант Чен Сицзян очарован космополитическим образом жизни города. Когда его жена приезжает к нему повидаться из сельской местности, он посчитал ее бесхитростной и скучной. Новичок, попавший в город, солдат Тонг Анянь не относится к военным правилам серьезно: когда его критикуют, он просто уходит. Даже командир отряда капитан Чжао не может понять, как в этом большом, шумном Шанхае можно вести войну. Тем временем дадаист сержанта Чжао / Zhao не может привыкнуть к городской жизни и просится на фронт. Политический комиссар Лу Хуа / Lu Hua пытается поднять классовое сознание солдат, упрекая их в том, что они забыли революционные традиции. Он хочет выработать в них чувство ответственности, встряхнуть. Действительно солдаты шокированные и пораженные сначала большим городом, скоро «приходят в себя» и узнают о скрытых опасностях города, когда группа националистских агентов пытаются убить сестру Тонга, Лу Дачэн. Семь агентов арестовано, и солдаты сначала убаюканные блеском города, признают, что Нанкин Роуд не был «местом мира», идет жестокая классовая борьба. Мать одного из мальчиков Чжоу Дэгуй / Degui специально приходит в воинскую часть. Она рассказывает собравшимся возле нее солдатам про свой коммунистический подпольный ​​опыт борьбы, про страдания и освобождения, тем самым вдохновляя солдат на революционную борьбу. Женщина призывает их стать хорошими солдатами председателя Мао, предупреждая об опасности буржуазного яда этих  «сахарных пуль». Шесть месяцев спустя агенты Гоминьдана подготовили большую диверсию. Во время Новогодних празднеств они хотят положить бомбу в букет цветов и попытаться устроить взрыв в театре. Но «стражи» уже не те, какими они прибыли в город. Им удается взять подпольную шпионскую сеть. Начинается корейская война, и солдаты покидают город, чтобы

ехать воевать на новом фронте...

 

В картине «Сюрприз» / 奇袭 / 1960 дело происходит во время Корейской войны, на которой воюют китайские добровольцы из народной армии.  По приказу  командира части отряд разведчиков направляется в тыл врага. Они получили задание взорвать  автодорожный мост, и тем самым отрезать врага от путей отступления. Разведчики выполняют эту трудную задачу, так как хорошо изучили действия противника. Под видом раненого командир разведчиков Фан Юн/ Fang Yong (Син Цзитянь / Xing Jitian) останавливает на дороге военную машину и захватывает в плен офицера марионеточной армии Ли. Ему удается выяснить у него подробности о расположении охраны и укреплениях вокруг стратегического моста. Но вражеский патруль находят умирающего офицера Ли в брошенном джипе и  немедленно организует погоню. В чрезвычайной ситуации благодаря находчивости и хладнокровию Фан Юна удается избавиться от преследования противника. В конце концов, отряд разведчиков с помощью  корейской женщины партизанки Пуцзинь / Pujin взрывают мост, выполнив задачу отрезать врагу пути отступления. Теперь враг не сможет ускользнуть и будет уничтожен китайской народной армией.

Вперед
Hosted by uCoz