ШПИОНСКАЯ ТЕМА В КИНО

 

Шпионская тема в кино имела реальным источником  революционную подпольную борьбу и партизанскую войну в тылу врага. После освобождения страны через кино и  литературные произведения она получила новую жизнь. Гоминьдан оставил  в стране большое число агентов и диверсионных отрядов. Борьба с этими силами продолжалась почти непрерывно на  протяжении всех 1950-х годов, став тем самым важной частью реального жизненного опыта, а также материалом литературных и исторических произведений и главным источником сюжетов для кинематографистов. 

Первым периодом в китайском новом кино считается его первые семнадцать лет, «семнадцатилетние» (китайская формулировка) до времени начала Культурной революции. (за этот период было снято около тридцати шпионских фильмов). Шпионская картина «Невидимый фронт», поставленная в 1947году сразу задал планку на которую потом равнялись все последующие фильмы. Упор делался на беспощадную борьбу с врагом в изменившихся условиях, когда открытое поле боя с оружием в руках сменилось «невидимым фронтом». Зритель должен был поверить, что те образы в кино являются точным воспроизведением общественной жизни. Они должны были сформировать у него правильные жизненные позиции и ценности. Формированием этих позиций и занимался кинематограф с самых первых лет своего существования.  

Вышедшие за это время шпионские фильмы можно условно разделить на несколько основных категорий. Во-первых, это картины, где отражена борьба органов общественной безопасности с потенциальными вражескими шпионами в его классическом варианте в таких фильмах, как «Отрезать когти тигру», «Большие народные руки» /人民的巨掌, «Десять часов в Национальный праздник» / 国庆十点钟), «Дело Сюй Цу Ин» / 徐秋影案件, «Мешок» / 皮包, «Ограждение» / 铁道卫士, «След погони» / 跟踪追击, «Секретные чертежи» / 秘密图纸 и другие. Во-вторых, это разведчики, выдающие себя за других людей и под чужой личиной, проникающих в логово врага, где они обходят все ловушки, расставленные им противником: «Логово тигра» / 虎穴追踪, «Тихий лес» / 寂静的山林, «Храбрые герои» / 英雄虎胆, «Форпост» / 前哨, «Снежный лес» / 林海雪原, «Янчэнский шпион» / 羊城暗哨 и другие. Третья категория - это фильмы о береговой обороне, о пограничниках. О людях, которые охраняют рубежи родины от вражеских агентов, проникающих из-за границы: «Звон каравана в горах» / 山间铃响马帮来), «Люди пастбищ» / 草原上的人们 / 1953, «Накануне битвы» / 激战前夜 / 1957, «Достигая пограничного района» / «Огни на границе» /      边寨烽火, «Рыбалка сына на острове» / 渔岛之子 / 1959, «Береговые волны» / 岸边海浪, «Посетитель на ледяной горе» / 冰山上的来客 и другие  Четвертая категория довольна специфическая, это фильмы, в которых шпионская тема занимает не главное место и отходит на второй план. «Неоновые огни стражы» /霓虹灯下的哨兵 и другие. В жанре шпионской драмы можно выделить еще несколько поджанров. Борьба с бандитами, жанр, напоминающий наши фильмы про басмачей, «Герой в буре» / 暴风中的雄鹰 и другие. Военные фильмы, где разведчики, часто переодевшись в вражескую форму, переходят линию фронта, для совершения диверсий или разведки: «Разведка на реке Янзы» / 渡江侦察记 и т. д. Этнические, этнографические фильмы, фильмы на темы этнических меньшинств Китая, живущих, как правило, в районах, расположенных рядом с границей: «Таинственный спутник» и другие. (Иногда в одном таком фильме сочетается сразу несколько тем). Все эти фильмы при всем их отличиях и разнообразии имеют несколько общих черт. Во-первых, очень серьезный, творческий подход к создаваемым картинам. Так, «Отрезать когти тигру» сценарист Чжао переделывал 67 раз, недовольный собой, переосмысливая, добавляя «цвета» в сюжет, детали… Такое отношение было очень характерно для того времени, отражающее творчески ненасытный, въедливый и дотошный художественный дух революции. Во-вторых, в основу почти всех картин были положены реальные факты. Реальное «Дело Сюй Цу Ин» в свое время потрясло всю страну, в историю «Секретных чертежей» было положено дело о большой шпионской организации. Основой «Железнодорожной охраны» был случай, когда Шэньское железнодорожное бюро общественной безопасности обнаружило двух вражеских шпионов. Прототип начальника разведки Шеня в  картине «Десять часов в Национальный праздник» взят из романа «Двойной звонок будильника», который был основан на подлинной истории, когда несколько диверсантов в Пекине хотели в день национального праздника взорвать трибуны с людьми. Третий аспект - это активное участие людей, вовлеченных в творческий процесс съемок, в реальную жизнь. Люди в кино снимали настоящие истории, но для воспроизведения жизни они должны были получить и свой реальный опыт и вдохновение. По этой причине Чэнь Цаньюнь / Canyun , написавший «Янчэнского шпиона», полгода наблюдал жизнь и деятельность милиции Бюро общественной безопасности  Гуанчжоу. Также поступил и Ву для того, чтобы написать «Десять часов в национальный праздник ». В фильме «След погони» актеры, надев белые милицейские мундиры, участвовали в погонях и арестах нелегальных эмигрантов, пытавшихся бежать в Гонконг. В картине «Накануне битвы», рассказывается о том, как чанкайшисты пытались захватить один из китайских островов. Съемочная группа специально приехала на несколько дней на остров, форпост Фуцзянь. Они хотели «вжиться в роль», почувствовать то биение реальной жизни, которое должны были изобразить в кино. Еще одна особенность китайского кино - это то особое специфическое место в шпионских фильмах, которое занимал образ «женщины-шпиона». Часто это были гламурные жещины, скрывающие в себе зловещую тайну. С красивыми выразительными лицами, одетые в яркие костюмы и с пушистыми волосами, Они без конца курили сигареты и всячески искушали и испытывали работников контрразведки. Роковые женщины они имели много имен и «красоту змей» или самки скорпиона «черной вдовы» укус которой смертелен. Часто сексуальные, но их сексуальная красота несла не добро, а зло. Плетя свою черную паутину на задворках города, они могли работать, к примеру, в антикварном магазине или в качестве предсказательницы-гадалки. Неся всем своим видом скрытую опасность, и в тоже время имея привлекательность, заманивали мужчин изысканным шармом. Таким был типичный образ женщины шпионки в китайском кино.

Шпионские фильмы, зачастую использовались, чтобы показать историческую эпоху, оккупированные города времен японской войны и Гоминьдана. Ту атмосферу, пропитанную страхом, царящим в районах, контролируемых врагом. Характерным таким примером является  «Радиоволны никогда не исчезнут» / 永不消逝的电波, 1958. Поставила  фильм Ван Линь / 王苹, ставшая первой женщиной режиссером нового китайского кино. В фильме было очень талантливо показано взаимоотношение людей, у которых переплетаются любовь и революционная борьба. В «шпионских играх» вообще сочетание жизнь и любовь идеально подходит  друг к другу. Картина идет 110 минут, показывая отрезок исторического времени с 1938 до конца 1949 года. Время японо-китайской и освободительных войн. Фильм рассказывает о китайских разведчиках, радисте Ля Цзя (Сунь Дао-линь) и его жене Хэ Лань-фэн (Юань Ся ), передающих сообщения из города, захваченного японскими и марионеточными войсками. В картине в деталях подробно рассказывается их история (поставлена по книге «Драма Красного особняки»). Китайскому разведчику, запутав врага удается получить доступ к разведывательной информации противника. В то же время в фильме показана Хэ Лань-фэн в качестве его помощника, продолжающая и в жизни играть роль хорошей жены. Тем самым авторы картины хотели подчеркнуть и тепло семейной жизни, и многое другое. Все это будет позже резко контрастировать с финальной трагической жертвой, принесенной главным героем. Хотя в это же время и последующие годы будет выпущено еще немало шпионских фильмов о войне, но «Радиоволны никогда не исчезнут» останутся одними из самых романтических шпионских историй. Подлинность атмосферы и напряженность сюжета представляли собой удачное сочетание с талантливо сыгранными Юань Ся и Сунь Дао-линь, свежими и яркими образами подпольщиков коммунистов. В этот период шпионские фильмы Нового Китая достигли своего художественного пика. А «шпионские игры» с тех пор стали одним из самых любимым жанров китайских кинозрителей. Они продолжают оказывать большое влияние на него и теперь, спустя более полувека. 
И сегодняшние создатели многих шпионских драм оглядываются на этот старый фильм. Потому что те, кто видел игру
Юань Ся и Сунь Дао-линь, этих двух  классических символов, ушедшей эпохи, уже не могут оставаться равнодушными. А шпионские драмы, снятые сегодня на новом визуальном языке, снова и снова вызывают в глубине души чувство дежа вю. 

 

ШПИОНСКИЕ ФИЛЬМЫ О ПОГРАНИЧНИКАХ И ГРАНИЦЕ

 

Одним из самых популярных видов шпионского кино были фильмы о пограничниках. Об их борьбе со шпионами и диверсантами, пытающимися перейти государственную границу. В этих фильмах наряду с острым сюжетом и захватывающими погонями можно увидеть и изумительно красивые пейзажи Китая. Одним из первых таких фильмов на экраны страны в 1955 году выходит фильм «След» / 脚印. Действие этого короткометражного фильма происходит у китайской границы в провинции Юньнань. Небольшая застава пограничников – во главе командир Ши Цяо Цинн. Тан Бяо, который был в дозоре, докладывает на заставу, что обнаружены подозрительные следы. У пограничной реки, где эти следы четко были видны, они вели на ту сторону границы. Один из солдат дозора, молодой пограничник, предположил, что кто-то бежал за границу. Но старший в дозоре Бяо был старым солдатом, он сразу определил, что кто-то  шел через границу оттуда, пятясь в глубь китайской территории. Застава была поднята по тревоги, перед ней стояла задача закрыть границу и перерезать путь возможного продвижения нарушителей. Два дозорных, обнаруживших следы, пошли по следам нарушителей.

Но враг был очень хитер, он попытался скрыться в глубинах леса. Огромный лес протянулся вдоль границы, покрытый густой травой, с гниющими листьями и дикими животными.  Три  врага, пересекших границу, спрятались на большом дереве с настолько густой листвой, что она скрывала их полностью.  Цзян Фэй, старший в диверсионной группе, обнаружив, что два пограничника направляются в их сторону, приказал взять их на мушку. Тан Бяо, проходя под деревом, увидел на гнилых листьях свежий окурок и почувствовал запах дыма, но не подал виду, а прошел мимо. Лишь отойдя на несколько шагов, он резко развернулся и, спрятавшись за дерево, приказал диверсантам сдаваться. В завязавшейся перестрелке один из врагов был убит на месте, а двое других бросились бежать. С помощь подоспевшего отделения один преступник был задержан, а другой убит. Никто не ушел безнаказанным. В конце фильма командир заставы Ши Цяо Цинн сказал: «Я думаю, что наша работа очень важна, и я готов выполнять ее всегда!»

Признанной черно-белой классикой  жанра считается «Застава» / 前哨, 1959, режиссера Гуан Дао / Guang Dao.

Враги революции посылают секретного агента к южному побережью Китая, чтобы попытаться собрать сведения о военных объектах Китайской Народной Армии. Однако пограничники и сотрудники общественной безопасности настороже. Ночью по сигналу с земли с чужого самолета были сброшены два парашютиста. Их следы привели пограничников к дому местного рыбака. Китайские контрразведчики решают понаблюдать за подозрительным рыбаком. Но преступники, заметая следы, убивают рыбака, инсценировав самоубийство. Пограничникам удается арестовать связного, человека, занимающегося мелким ремонтом Лю Дао / Liu Dao. Он дает показания и рассказывает об операции, которую разработала шпионская организация «Четыреста четыре», и ее лидере Цзян Жэньцзюнь / Renjun. В развалинах древнего города на кладбище находится его тайная база, где прячутся два парашютиста, прибывшие для особого задания. Тут же находится рация. Два агента под видом офицеров армии НОАК проникают в штаб Народной армии. Их задача сфотографировать с помощью фотоаппарата в виде зажигалки оперативные военные карты. Предоставив им сначала эту возможность, шпионов берут с поличным. После допроса задержаных контрразведчики узнают про базу, устроенную в кургане. Они решают послать туда на встречу с Цзян Жэньцзюнь / Renjun разведчика Цзяньжэня / Jiangren. С трудом ему удается добиться доверия шпионов. Но все равно хитрый Цзян, интуитивно почувствовав что-то неладное, решает скрыться. Вызвав по рации моторную лодку, он вместе со связной, женщиной шпионкой, пытается бежать, но схвачен на берегу поджидавшими его пограничниками.

 

 

ШПИОНСКИЕ ФИЛЬМЫ НА ТЕМУ ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ

 

В Китайском кинематографе, наряду с традиционными жанрами, существуют и специфические, присущие только ему. Один из таких жанров это «фильмы этнических меньшинств», не ханьшуньской национальности. (Официально властями Китая признано 55 этнических меньшинств, которые проживают на его территории.) Обычно эти меньшинства живут в отдаленных областях, горах или в пограничных районах. Наиболее ранний фильм на эту тему считается «Шторм на границе» 1940 реж Ин Юньвэй / Ying Yunwei, в нем ханьшуйцы и монголы объединяются против врага - японских захватчиков.

В этих фильмах малые народы предстают перед зрителем как искренние участники социалистического строительства. Как, например, это происходит в таких классических фильмах, как «Пяти Золотых Цветов» 1959,  «Ее Отец» 1961 режиссера Вап Цзяи/ Wang Jiayi,  и во многих других. В них они  борются бок о бок с ханьшуйцами против общих врагов, таких как злой собственник в «Третьей Сестре» 1960 или тибетские сепаратисты в «Рабах» 1963. Тема классовой борьбы, крайне важной в социалистическом реализме, находит свой путь во многих фильмах этнических меньшинств. Они отражаются в различных жанрах, таких как музыкальная сказка «Ashma» 1964,  комедии о легендарном мусульманском герое «Эфенди» / Effendi 1980 и т. д. В некоторые из них вплетены элементы шпионских фильмов, как  в «Деревне Менглонша» / Menglongsha 1960 или «Посетитель Ледяной горы» 1963. Эти фильмы подчеркивают героизм «коммунистических солдат», которые спасают от эксплуатации и преследований народы меньшинств от их  жестоких племенных вождей. В таких картинах вожди, чтобы сохранить свою власть, сотрудничают с иностранными разведками. И потому только  обладая классовым сознанием и солидарностью между ханьшуйцами и меньшинствами, можно защитить национальные пограничные районы от врагов.

В фильмах «этнических меньшинств»  также регулярно показывают любовные треугольники и шпионские интриги. Эти  картины представляют из себя бесконечные парады соблазнительных улыбок, причудливых причесок, сложных костюмов, мелодичных песен, эротических танцев и других вообразимых или невообразимых визуальных удовольствий. Некоторые фильмы добавляют насилие (кровавая месть, убийства, самоубийства, и т. д.),  таким образом, делая «народы меньшинств» еще более экзотическими.

Юго-Западная граница Китая не исключение и является многонациональным смешанным районом, малонаселенным и с большими дремучими лесами. Империалисты и Гоминьдановские банды  использовали эти условия, чтобы засылать сюда террористов,  диверсантов и шпионов. Использовали они эти границы и для контрабандной транспортировки оружия для поддержки контрреволюционеров. «Таинственные спутники» / 神秘的旅伴 1955 - это ранний пример китайского военного жанра приключений о пограничниках с включением в сюжет этнических меньшинств, что приводит к увлекательной смеси шпионского и экзотического этнографического фильма. Сюжет фильма вращается вокруг оригинальной, крепко сбитой и в то же время простой истории. Картина была снята по произведению Берча «Караван без колокольчиков», в ней рассказывается о первых днях борьбы с врагом после окончания Гражданской войны в приграничных районах. Тут у военного командования сложилась сложная ситуация и возникли проблемы с живущими тут  этническими меньшинствами. Это дало возможность показать режиссеру многонациональный характер героев и красоту природы приграничной полосы Китая, что  только добавило фильму особое очарование. «Таинственный попутчик» стал одним из классических фильмов КНР в популярном шпионском жанре.  Он рассказывает о  двух секретных агентах, работающих на американцев и взявшихся провезти контрабандное оружие и аппаратуру связи для шпионской организации, возглавляемой одним священником.  Хотя им удалось пройти пограничный контроль, они вызвали подозрения у местной жительницы. Начальник погранслужбы решает послать двух своих агентов, чтобы они присоединившись под видом торговцев к каравану, попытались в пути выяснить обоснованность подозрений. Замечательные сюжетные повороты, скрученные в тугой узел, держат в напряжении до самого конца картины. А показ национальных меньшинств в фильме должен был продемонстрировать несомненную их лояльность по отношению к Пекину. Одну из главных ролей в фильме, девушку Ин Ли из одного из приграничных племен, сыграла Ван Синьган / Xingang.

 Когда вспоминают период расцвета китайского черно-белого кино и говорят об актерах, одной из  первых, наверняка, назовут «золотую актрису» Ван Сяотан, впервые снявшуюся в кино более полувека назад.  За это время она сыграла множество превосходных ролей. Внешне удивительно  красивая и обаятельная, она была и талантливой актрисой, умеющей  легко перевоплощаться  в разных героев. Это и  маленькая Ин Ли  в  «Таинственных спутниках», и Юйфэнь Би / Yufen Ву в  «Морском ястребе», и А Лань  в «Храбрых героях», и героиня «Весенних пожаров в городе» и многие другие. Она и режиссер фильмов «Большой поворотный пункт», «Большой марш», «Конкурс» и др. Директор «Киностудии 81», а в 1993 году ей было присвоено очередное воинское звание генерал-майор (в молодости она служила в армии). 

Ван Сяотан Xiaotang и сейчас по-прежнему позволяет зрителям любоваться своей потрясающей красотой, хотя ей в настоящее время  более семидесяти  лет. Но актриса все также чрезвычайно темпераментна и энергична, как и в молодости.

Ван Сяотан  / Xiaotang / 王晓棠 родилась в 1934 году, в Кайфэн, провинции Хэнань, в детстве переехала с родителями в Чунцин. Под  влиянием семьи в раннем возрасте научилась петь «Пекинскую оперу». В 1953 году 19-летнюю Ван Сяотан  / Xiaotang  призывают в армию в Главное политическое управление Пекинской оперы.  В кино снялась впервые в 1955 году в фильме  «Таинственные спутники». В фильме она играет девушку Ли с выразительными глазами и безудержной страстью, поэтому Ван Сяотан  / Xiaotang после выхода фильма на экраны  мгновенно стала сенсацией. Зрителям сразу запомнилась и полюбилась «маленькая Ли Ин». Впоследствии Ван Сяотан  / Xiaotang  снялась в «Достигая пограничного района», где  удачно сыграла трогательный образ женщины  Манор / Manor. За эту роль молодая актриса в  1958 г. на 11-м фестивале в Карловых Варах получила главный приз. С этого времени  она становится профессиональной актрисой и начинает свою карьеру в кино «Храбрый герой», «Морской ястреб» и в других фильмах, она показывает в них свое актерское мастерство, завоевав любовь зрителей, назвавших ее «прекрасной богиней». В шпионском фильме « Храбрый герой», Ван Сяотан в центре внимания,  ее антигероиня  затмила и переиграла других персонажей.  В фильме она играет Алан, агента  КМТ, Алан пытается соблазнить противника из народно-освободительной армии, исполняя неслыханно-страстную для того времени румбу. Ее стройное тело просто излучало во время танца молодость и чувственность. Ван Сяотан даже изменила сценарий, потому что боялась сделать Алан слишком привлекательной и дать аудитории «испытать симпатии к врагу». Тем не менее, многие зрители до сих смотрят « Храбрых героев» через призму красоты и обаяния Ван Сяотан. Говорят, что после выхода фильма подобно лесному пожару  на улицах можно было увидеть много молодых мужчин и женщин, танцующих румбу. А Ван Сяотан назвали «женщиной-агентом N1 в Китае», она стала  единственной женщиной-шпионом, чей образ злодейки воспринимался как позитивный. 

События, о которых рассказывает фильм «Достигая пограничного района» / Огни на границе / 边寨烽火 (1957 ), произошли на юго-западной границе Китая в 1950 году. В одном из небольших селений живут крестьяне национальности цзинно. Веками цзинно терпели нужду и вели первобытный образ жизни. Из поколения в поколение накапливали они в душе ненависть к  угнетателям. Но вот в деревню вошла народно-освободительная армия. На митинге комиссар предложил крестьянам построить плотину. Она даст земле воду, на полях взойдут обильные всходы. Староста Мэй Пу, мудрый проницательный старик, поверил комиссару. Авторитет старосты помог убедить крестьян в бескорыстии солдат. Только До Лун, сын Мэй Пу, настроен враждебно к новому. Его сбивают с толку лживые слухи, которые распространяет кузнец Гэ Дан – тайный агент чанкайшистов. Особые подозрения До Луна вызывает девушка, военный врач Ли, которая приходит лечить его маленького сына. Этим пользуется Гэ Дан. В отсутствие родителей он дает ребенку отравленный мандарин. Мальчику очень плохо. Мать и отец в отчаянии. С проклятиями бросается До Лун на доктора. До Лун пытается поднять мятеж. Возбужденные его криком крестьяне требуют у бойцов выдать им врача. Комиссар останавливает толпу. Он показывает отравленный мандарин. Но ослепленный горем До Лун не верит комиссару. После неудачной попытки похитить и убить врача До Лун бежит за границу, прыгая в пограничную реку. С горечью и досадой смотрит старик, как плывет его сын к берегу, занятому бандами недобитых чанкайшистов. Прошло какое-то время, и, озираясь словно вор, пробирается однажды Лун снова на родной берег. Тут он встречает свою жену Ма Но. Слова Ма Но о том, что их мальчик жив и что его спасла доктор Ли, ошеломляют До Луна. Горько раскаивается он в своих поступках и готов понести заслуженную кару. До Лун приходит к комиссару, но тот и не думает наказывать его. Он только рад, что беглец вернулся. Еще не веря своему счастью, До Лун клянется отомстить чанкайшистам. Спустя три дня он приводит в расставленную пограничниками засаду вражеский отряд.

Безусловной и абсолютной культовой классикой считается в Китае «Посетитель на ледяной горе» / 电影- 冰山上的来客 (1963). История любви двух молодых людей в горах на плато у западной границы Китая.  Романтическая сага на фоне шпионской истории. Этнический конфликт, красивые, экзотические места действия, горы и мелодичные песни. Этот фильм, сделанный в 60-е годы и ставший золотой классикой, славится народными уйдгурскими песнями и этнической музыкой китайских национальных меньшинств.

Лето 1951 года. Небольшой отряд китайских пограничников организовывает новый пограничный пункт для охраны границы недалеко от уйдгурской деревни. В один из дней сын скотовода старика Нияза, Навруз, женится на невесте из Ечэн / Yecheng по имени Гуландму (Gulandanmu). На самом деле она не Гуландму, а секретный агент контрреволюционеров, выдающая себя за другого человека. Девушка - наложница Цзян Хань Даера из  древнего рода детей Ревы и работает на организацию сепаратистов, действующую в этом районе. Она как две капли похожая на настоящую Гуландму. Свадебная процессия на своем пути встречает пограничников на новом контрольно-пропускном пункте. Один из пограничников Амир услышал, что невесту зовут Гуландму, задумался, на него нахлынули воспоминания детства: восемь лет назад Амир и Гуландму было еще детьми, но уже любили друг друга. И вдруг ее дядя продал Гуландму семье Цзян Хань Даер в качестве рабыни, с тех пор прошло восемь лет, и Амир не слышал о ней больше ничего. Вечером вместе с взводным Яном Амир присутствует на свадьбе Навруза. Невеста под видом Гуландму (которую она хорошо знает) выясняет отношения с Амиром. Девушка радуется долгожданной встрече и делает вид, что убита горем из-за  того, что поспешила выйти замуж. С этого времени и  днем ​​и ночью приходит она на заставу смотреть на Амира и не дает ему прохода. Эта сразу же привлекло внимание молодого командира взвода. После внимательных наблюдений за девушкой  он приходит к выводу, что она не любит Амира. Но что ей надо?  В результате ее шпионских действий погибает два пограничника, стоявшие на посту в горах.  В это же время нелегально пересекает границу, перейдя через  реку, Хан Даер с отрядом контрреволюционеров.  На следующий день границу также пересекли два непрошенных гостя, человек по имени Иман Ва и женщина по имени Гуландму. Она действительно любила Амира и не забыла его, проданная в рабство. Она со стариком Ву Ли бежит в Китай. Помог им бежать китайский секретный агент Кара, который решил, что настоящая Гуландму поможет разоблачить самозванку шпионку. Кару убивают, но он успевает передать беглецам цимбру, в которую спрятал сообщение для командира взвода Яна. Ян обнаружил записку, где Кара объясняет историю с Гуландму и предупреждает о готовящемся нападении на погранзаставу. Но как только обман раскрылся, самозванку, заметая следы, убивают сами же сепаратисты. Бандиты пытавшиеся наступать с трех сторон на пограничников попадают в расставленные Яном ловушки и арестованы. А Амир, наконец, встречается с настоящей Гуландму. Исторически фильм является отражением событий на Синьцзян-китайской границы в 50-х годах. И связано с попыткой «бога» Аман Ва создать государство «Восточный Туркестан», отрезав от Китая часть территории. Но главное в ней конечно не историзм, а национальный аромат и богатство теплых лирических тонов. Фильм показывает взаимоотношения человека с дикой природой. Режиссер, умело используя операторскую работу и музыку, пронзительно и ярко описывает северо-западные границы родины, природу и народные обычаи уйдгурского народа. Песни в фильме «Почему цветы красные» и другие благодаря своим прекрасным, запоминающимся мелодиям и сильному лирическому очарованию быстро завоевывали аудиторию. Они добавляют поэтичность и таинственность в канву фильма. Популярны они и у современных слушателей. А захватывающие панорамы гор и яркая романтическая сюжетная линия удачно дополняют этот популярный шпионский триллер, который стал ярким примером того, как умело китайские кинематографисты могли обернуть откровенно патриотическое кино в красивые одежды  развлекательного жанра.  Да, это было время хороших фильмов, созданных людьми нового поколения. Картина получил  1964 году премию «Маленькие Цветы» за лучшую режиссуру, а также награды «Народный фильм» и  «Выбор тысячи цветов».

Событиям в Тибете посвящен фильм «Герой в шторм» / Герой сильнее бури / 暴风中的雄鹰  (1956).  В 1936 году основные силы Красной Армии, разгромив врага, вошли в северную Шэньси. Инструктору Лю и нескольким солдатам не повезло, и они попали в плен к частям армии военачальника Ма Пу-фан (Bufang). В пути благодаря поднявшейся бури Чжан Дашун / Dashun, Сяо Ву и другим, воспользовавшимися ситуацией, удалось бежать. Старый тибетский охотник Бар, обнаруживший их, почувствовал к ним  доверие и привел в свое стойбище. Более зажиточные Балтимор и его сын Том, требуют, чтобы солдат Красной Армии выдали Ма Пу-фану. Они стараются убедить в этом старосту и других  жителей. Между тем солдаты армии Пу-фана ищут сбежавших солдат Красной Армии. Несколько человек, заехав в стойбище, пытаются изнасиловать местную девушку. Прячущиеся там красноармейцы вступаются за нее и убивают трех бандитов. Охотник Бар уводит красноармейцев в горы, чтобы они скрылись в пещерах на несколько дней. 

Многие из тибетцев воевали на стороне Красной Армии и попали в плен к Пу-фану.  Чжан Дашун с несколькими людьми, воспользовались тем, что основные силы врага заняты поисками сбежавших красноармейцев, пробираются во вражеский лагерь и освобождают военнопленных. В ответ солдаты Ма Пу-фана нападают на стойбище племени, когда там нет мужчин и все предают огню. Убит и тибетский староста. Получив подкрепление, враги  начинают теснить тибетцев. Приходится уходить в горы, старый Бар тоже твердо решает идти со всеми, но враги не отстают. Инструктор Лю с бойцами Красной Армии с целью обеспечения безопасной эвакуации тибетцев решает идти вместе с ними. Солдаты должны сопровождать племя до безопасного места. Часть красноармейцев и тибетских воинов остаются прикрывать отступление и героически гибнут. Но это дало возможность племени перейти горы и выйти к  берегам Желтой реки.  Инструктор Лю умирает на берегу реки от тяжелых ран. Тут его с почестями и хоронят. После чего жители племени  переправляются через реку Хуанхэ в безопасное место. 

Пытается разжечь этнический конфликт женщина-шпионка, занимающаяся подстрекательством жителей деревни в фильме «Человек длинных песков» / 勐垅沙 (1960). Дело происходит весной 1950 г. в провинции Юньнань.  Красноармеец Цзян Хун преодолевает страх, непонимание людей и завоевывает их доверие. Враги пытаются убить его, подговорив молодого охотника Лэхена / Leheng, но им это не удается. Заговор раскрыт. Милиция совместно с солдатами арестовывает шпионов.

 

ШПИОНСКИЕ ФИЛЬМЫ И БОРЬБА С БАНДИТАМИ

«Рассвет над рекой Мэнхэ» / 猛河的黎明 (1955). После победы Народно-освободительной армии Китая одной из разбитых гоминьдановских банд удалось скрыться в предгорьях Тибета. Здесь в районе реки Мэнхэ гоминьдановцы стремились разжечь национальную рознь среди местных племен. Любой ценой пытаются враги китайского народа привлечь на свою сторону вождя племени Мэнхэ Лобуданьцзэна. Используя различные провокации и обман, гоминьдановцы стремятся посеять вражду среди соседних племен Мэнхэ и Важи. Лобуданьцзэн верит в «дружбу» гоминьдановцев и считает, что на его караваны нападают люди Важи. Между племенами постоянно происходят вооруженные столкновения. Приехавшей к Лобуданьцзэну делегации Народного Китайского правительства во главе с Чэнь Шао-хуа не сразу удается раскрыть глаза вождю на истинный смысл событий, происходящих в районе реки Мэнхэ. И только тогда, когда смертельно раненный Ланцзе, какое-то время помогавший гоминьдановцам, рассказывает вождю всю правду, Лобуданьцзэн окончательно убеждается в своей ошибке. С помощью отрядов Народно-освободительной армии Китая народы Мэнхэ и Важи ликвидируют остатки гоминьдановских банд. Отныне эти народы, как и все народы многонационального свободного Китая, будут жить в мире. Никому больше не удастся посеять вражду между ними.

Одним из лучших фильмов 1950-х годов считается картина «Храбрые герои» / 英雄虎胆  (1958). После освобождения страны от гоминьдановцев в  западной провинции Гуанси оставалось еще до 300 тысяч бандитов. Их лидерами были Ли Ханьгуан / Hanguang и его жена Ли Юэгуй / Yuegui. Их опорная база находилась на границе в Таиланде. Скрытые густыми лесами и горами, они вели оттуда последнюю отчаянную борьбу с войсками НОАК. Эти военные подразделения отвечали за уничтожение упорно сопротивляющихся контрреволюционеров и бандитов, объединившихся перед лицом общего врага.  Для того, чтобы быстрее разделаться с бандформированиями, военная разведка засылает им своего разведчика Цзэн Тайя, который выдает себя за только что вернувшегося из-за рубежа заместителя командующего Народно-освободительной армии. При переходе через границу он был захвачен в плен бандитами, которые доставили его в штаб-квартиру. Главарь бандитов женщина Ли Юэгуй с подозрением отнеслась к появлению Цзэн Тай. Она решила ему устроить проверку. Ли Юэгуй представляет под видом главы Народно-освободительной армии своего агента, якобы попавшего в плен. Но Цзэн Тай, разгадав трюк врага, остроумно обходит ловушку. Связь с штабом НОАК он поддерживает через старого охотника Хао Гэн. Но тот схвачен бандитами по приказу Ли Юэгуй. Связи нет. Генеральный штаб, думая, что Цзэн Тай арестован, отправляет в разведку Гэн Хао.  У Ли Юэгуй это новое лицо вызывает подозрение. Он схвачен, и его, как и старого охотника, подвергают пыткам. Ночью Цзэн Тайю, убив охранника, удается освободить заключенных. Но дойти до штаба НОАК удается только старому охотнику. Военные теперь знают маршрут отряда, по которому он пойдет, и устраивают им засаду. Бандиты, которых выманили из-за границы с помощью ложной информации, выйдя на открытое пространство, становятся легкой добычей военных НОАК. Главари, возглавляющие отряд, схвачены. Шпионка гоминьдана из банды А Лань (Ван Сяотан / Xiaotang), поняв, что их предал Цзэн Тай, пытается убить его. Но он только ранен, а ответным выстрелом А Лань убита. Вся группировка, застигнутая врасплох, была разгромлена.

«Храбрые герои», представляющие Новое китайское кино, оказали очень большое влияние на развития жанра триллера в Китае. Этот фильм вышел, давно, но классика не стареет, он и сейчас смотрится очень свежо. При постановке картины Ян Цзичжоу / Jizhou   не пошел по избитому пути. Враг у него показан умелым и изобретательным. Режиссеру удалось изменить и рутинные образы героев. Актеров на роль он выбирал по темпераменту и позитивному имиджу. Женщина, шпионка гоминьдана, противостоящая, главному герою, А Лань (Ван Сяотан) сломала стереотипы. Она создала глубокий образ со сложным внутренним миром, противоречивый, входящий в конфликт с самим собой. Ван Сяотан показывает в процессе фильма свою интерпретацию страсти. Особо впечатлило зрителей в фильме Алан, исполняющая неслыханно страстную румбу с Цзэн Тай. Излучая молодость, Алан соблазняла в танце вражеского шпиона из Народно-освободительной армии. Эта уникальная сцена, создающая особое настроение, предоставляла хорошую возможность для изучения пристрастий и интересов той эпохи. А румба стала пользоваться большой популярностью (как потом говорили после выхода фильма, на улицах было много тайно обучающихся танцу румба юношей и девушек). «Первая Китайская женщина-шпион», прозвище, данное кем-то Ван Сяотан / Xiaotang распространилось по стране как лесной пожар. Во времена Культурной революции настали плохие времена для съемочной группы. Ван Сяотан была отправлена на лесозагатовки за свой строптивый нрав (отказалась наотрез ставить свою подпись под письма, осуждающие ее коллег) в Хуайру, где находилась в течение 6 лет. Не только Ван Сяотан, но и режиссера Ю. Ян, Фан Хуэй и умершую Сю Миньин / Ху Minying (играла в фильме женщину, главаря банды Ли Юэгуй / Li Yuegui) в той или иной степени преследовали во время  Культурной революции. К счастью, и по прошествии более 50 лет новое поколение китайских зрителей помнит и будет помнить всегда «Храбрых героев» (недавно вышел ремейк фильма). Роль в фильма стала самой известной ролью Ван Сяотан, «самой красивой женщины-шпионки», носящей чин  генерал-майора Китайской армии (последнее звание получила в 1993 году). Говорят, у многих китайцев есть тайная мечта, встретить и жениться на красивой девушке шпионке...  «Снежный лес» /Огромный лес / Снежное поле / 林海雪原 (1960) относится к шпионскому жанру, к его разновидности, схожей с нашими фильмами «про басмачей». 1946 год, еще идет гражданская война.  Народно-освободительной армия Китая сформировала специальный отряд Linhaixueyuan для  ликвидации бандформирований у себя в тылу, приносящих ей немалое беспокойство и мешающих проведению земельной реформы. 

Отряд обнаружил на реку Feichao уединенно стоящий храм к которому таясь пробирался неизвестный. Настоятель даосского храма, японский агент , сотрудничал с Гоминьданом. На следующий день, в результате засады устроенной рядом, связной Гоминьдана был схвачен. В ходе допроса агента Weihushan, удалось выяснить, что он был направлен  из штаб-квартиры Гоминьдана. Областную организацию возглавлял Zuoshan Diao, и находилась она высоко в горах. Подходы к логову трудно проходимы, а горных бандитов во много, раз больше, чем в отряде. После долгих размышлений руководство отряда решили послать на вражескую базу замаскированного под бандита Яна Цзыжун/ Zirong. А пока отряд милиции перебирается в поселок к работникам лесного хозяйства помогать им валить лес для постройки участка железной дороги. Дорога построена, и по ней пошел поезд. Цзошан Дяо / Zuoshan Diao, узнавший об этом, отправляет своих людей взорвать состав. Но рабочие-строители вместе с отрядом милиции после ожесточенного боя дают отпор и уничтожают  бандитов. Воспользовавшись удобным случаем, вражескому агенту Вэйхушань / Weihushan удается бежать… В это время Ян Цзыжун / Zirong добирается до базы Гоминьдана. После нескольких проверок ему удается завоевать доверие Цзошан Дяо, который дает ему чин «заместителя полковника». Использовав то обстоятельство, что Цзошан Дяо праздновал свое 60-летие, Ян Цзыжун расставляет вокруг «Зала Тигра» много факелов, видных в темноте издалека, чтобы отряд милиции, который уже шел к бандитской базе, не заблудился. В это время в штабе гоминьдановцев появляется бежавший Вэйхушань. Он узнает в Ян Цзыжуне красного командира. С трудом Цзыжун опровергает обвинения в свой адрес. Он находит у врага слабую точку, тот оказался слишком напуганным, чтобы рассказать, что побывал у НОАК в плену. Выиграв, Ян Цзыжун,  выведя Вэйхушаня на улицу, расстреливает. В это время подходит отряд милиции во главе с командиром Шао Цзяньбо / Jianbo. Многие бандиты пьяны, и, проснувшись, оказались захваченными врасплох. Цзо Шаньдяо / Shandiao, пытавшийся бежать, через тайный ход был схвачен. Фильм основан на одноименном романе Ку Бо, переделанном в  «Современную пекинскую оперу», наиболее известную адаптацию оригинального романа. В картине перед режиссером встала главная проблема, как использовать некоторые из традиционных театральных приемов, применив их в кино, совместив гибко время и пространство. Сцены, изображающие захватывающие перипетии борьбы с врагом, показали, что режиссер успешно справился с этой задачей.

Но наиболее впечатляющим фильмом в жанре «борьбы с бандитами» была, конечно, картина «Уничтожить бандитов в Западной провинции Хунань» / 湘西剿匪 (1987, 1-2 серии). Накануне окончания гражданской войны Чан Кай-ши посылает в западную провинцию Хунань своего доверенного человека, женщину офицера Цюй Сянюй / Xiangyu (Бай Чун-си). Она должна встретиться с лидером бандитов западного региона Цюй Тяньхуа / Tianhua,  уговорить и подкупить местных бандитов, создав «базу для антикоммунистического возрождения». К этому времени бандиты стали большой проблемой для  47-й армии Китая, освобождавшей Юго-Запад страны. Бандитизм в провинции Хунань имел очень давнюю историю и искоренить его было непросто. Цюй Тяньхуа, старый Пин / Ping, Вэй Бяо и Ши Юньчжэ / Yunzhe были тремя главными главарями бандитов в провинции. Осенью 1949 года Ву Бо, командир батальона Китайской Народной армии, занимает своими войсками город Фэншань / Fengshan. Между тем Цюй Тяньхуа подсылает женщину Баньцзо / Banzuo в  дом, где остановился один из военнослужащих. «Сладкой приманкой», угрозами и шантажом его заставляют работать на бандитов. В результате его предательства постоянно попадая в засады, и гибнут солдаты НОАК. Ву Бо и разведчики из штаба дивизии в ходе расследования и тщательного анализа, в конце концов, выясняют правду, предатель Чжао и остальные шпионы арестованы. Руководство НОАК решило атаковать логово бандитов Вэй Бяо, его неприступную крепость Нютоушань / Niutoushan.  Воспользовавшись тем, что основные силы Красной Армии были вовлечены в осаду Нютоушаня, Цюй Тяньхуа внезапно с тремя тысячи бандитов осаждает Фэншань. Хотя численное превосходство на стороне бандитов, Ву Бо удается выстоять и дождаться подкрепления. Бандиты разбиты и Цюй Тяньхуа в панике бежит, но перед этим он успевает похитить жену Ву Бо, Гуй-Ин Ли и его маленького сына по имени Тигр. Битва в крепости Нютоушань закончилась победой НОАК, Вэй Бяо убит. Вскоре Ву Бо, который выдает себя за бизнесмена с несколькими людьми, приходит на свадьбу племянника одного из главарей бандитов Ши Юньчжэ, чтобы попытатся застать их врасплох. Видя безнадежность ситуации, Ши Юньчжэ после убеждений Ву Бо решаает вести переговоры о сдаче. Чтобы предотвратить эти переговоры помощник Цюй Сянюй, Оуян Цзянь приходит к  Ши Юньчжэ.

В отчаянной попытке сорвать их, он пытается убить Ву Бо и других офицеров НОАК. Но Ши Юньчжэ не дает это сделать. Между тем бандиты, теснимые Народной армией забираются все дальше в горы. Они вынуждены отступить в свою главную базу, находящуюся в горах, тайную пещеру «Черное гнездо». Так как она была скрыта от посторонних глаз, в нее можно было попасть только через подводный вход, нырнув в расположенное рядом с ним озеро. Большие запасы продовольствия, оружия и боеприпасов давали возможность отсидеться в ней большому количеству людей. Однако разведчикам НОАК удалось схватить лазутчиков, оставленных бандитами на поверхности для наблюдения. Под угрозой расстрела они выдают тайну «Черного гнезда». Солдаты идут на штурм каменной крепости. Но все же врасплох бандитов застать не удалось, завязалось яростное сражение везде: в пещерах, где сложный рельеф помогал обороняющимся, в извилистых туннелях, переходах и расщелинах. Чтобы быстрее подавить сопротивление бандформирований, солдаты Народной армии взрывают скалу динамитом, проделав в ней еще один проход. Главари банды оказались в западне. Цюй Сянюй, шантажируя жизнью жены и ребенка Ву Бо, пытается задержать солдат. Но когда тем удается бежать, их последняя карта оказалась бита. Через запасной тайный ход главарям удается выбраться на поверхность земли. Но уйти не удается никому. Цюй Тяньхуа, переодевшись носильщиком, пытался бежать, но опознан и арестован. Представитель Чан Кайши, Цюй Сянюй, загнанная и окруженная на горном плато, отказывается сдаваться и пускает себе пулю в висок.

Описываемые в фильме события могут показаться кому-то вымыслом режиссера. Чтобы подавить бандитские крепости с большими армиями, посылают дивизии регулярных войск НОАК, разрабатываются самые настоящие войсковые операции. Но все это был, увы, не вымысел, а реалии того времени.

«Республика бандитов» располагалась, главным образом, на северо-востоке страны, это Хэнань, Хунань и Гуанси. Особенно их было много в провинции Хэнань. Бандитизм там имеет древни исторические традиции и возник там начиная еще со времен династии Цин, при которых количество бандитов начало резко расти. Годы войны создавали наилучшие возможности для бандитизма. К тому же в Хэнане жил крепкий, древний народ, который также обеспечивал питательную среду. (Существовали даже женщины бандиты. Так была знаменитая женщина, вождь бандитов, в западной провинции Хэнань, вдова Чжан).  Количество бандитов просто ошеломляло. В 1937 году на северо-востоке страны насчитывалось 400000 тысяч бандитов, в западной провинции Хэнань их было более чем 100000. Так что  бандитские крепости в западной провинции Хэнань, на самом деле, это не преувеличение.

КОМПАНИЯ ПО ПОДАВЛЕНИЮ БАНДИТОВ В ЗАПАДНОЙ ПРОВИНЦИИ ХУНАНЬ.
Кампания по подавлению бандитов в западной провинции Хунань / 湘西剿匪 была контр-партизанской борьбой против людей Гоминьдана, оставшихся после националистического режима. Эта кампания являлась частью компании по пресечению бандитизма в центральном и южном Китае. После того, как большая часть Хунань была занята коммунистами, остатки националистических войск присоединились к бандитам и в период с июня 1950 года по сентябрь 1950 года в западной провинции Хунань продолжили борьбу, создав Национальную Армию Спасения общей численностью более 23 000 солдат, которая контролировала регион с более чем миллионным населением. Для ликвидации бандформирований было мобилизовано 40 тысяч солдат. Войска 47-й армии, 136-й дивизия и другие коммунистические отряды были разделены на две группировки, северную и южную соответственно, под командованием Цао Лихуай / Lihuai / 曹 里 怀 и заместителя командира Лю Сяньгуань / Xianquan / 刘贤 权. Кампания велась в два этапа, первый этап длился с 15 октября 1950 по 15 ноября 1950 года. Коммунисты собрали в общей сложности десять полков. Сначала атаковали бандитов, базирующихся на Драконьих горах, в северном регионе Западной провинции Хунань. После десяти дней непрерывных боев бандиты были уничтожены полностью. Продолжавшаяся после этого планомерная зачистка провинции привела к уничтожению более четырех тысяч бандитов. На юге 20 октября 1950 года коммунисты взяли город Суйнине / 绥宁 и Цзин / 靖 , заняв округ, занимаемый бандитами, и окружив свыше шести тысяч бандитов, отрезав их пути отхода на север. После упорных боев, которые закончились 15 ноября 1950 года, пять с половиной тысяч бандитов было уничтожено, а местный националистический командир, глава армии фронта Южного Китая, «Национальной Армии Спасения» Цзян Сецинь / Xieqin / 蒋 燮 琴 был взят в плен. Второй этап кампании начался в середине ноября 1950 года. Коммунисты развернули в общей сложности одиннадцать полков, семь из которых были назначены для проведения местных зачисток. Еще четыре коммунистических полка атаковали и взяли регионы, включая Гору Девяти Драконов (Jiulongshan / 九龙山), Феникс (凤凰), Mazy / Mayang (麻阳), Хуан (晃) , Пассаж (Tongdao / 通道), и к концу декабря 1950 года местные бандиты были уничтожены полностью. Кампания завершилась полной победой и устранила проблему «бандитской республики», которая мешала жить западной провинции Хунань в течение нескольких столетий.

Назад Вперед
Hosted by uCoz