АНТИСОВЕТСКИЕ ШПИОНСКИЕ ФИЛЬМЫ, ПРОПАГАНДА И КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

 

Антисоветизм возник в Китае по идеологическим причинам и в основе его лежал маоизм. Идеология маоизм впитала многие традиционные взгляды древней китайской политической и философской мысли. Но наибольшее влияние на него оказал анархизм и троцкизм. Маоизм по существу заимствовал троцкистскую концепцию «перманентной революции» и исходит из того, что победа социализма без полного уничтожения империализма невозможна. Маоизм  утверждает, что в условиях социализма, включая и его зрелую стадию, постоянно идет борьба между социалистическим и капиталистическим путями развития, существует угроза реставрации капитализма, и что для предотвращения этой опасности необходимы «революции». Образцом такой «революции» объявлена. культурная революция, проведённая под руководством Мао Цзэ-дуна во 2-й половине 60-х годов. Такие «революции», должны, по заявлениям маоистов, повторяться периодически.

 

После смерти Сталина, отношение между Советским Союзом и Китаем стали заметно ухудшаться. «Китайско-советский раскол» (中苏交恶) произошел после XXсъезда КПСС. Китайцы резко негативно отнеслись к осуждению деятельности Сталина, восприняв это как предательство мирового коммунистического движения, его подрыв. Мао предупреждал еще тогда, что эта бомба замедленного действия еще аукнется Советскому Союзу.

Многие члены Коммунистической партии Китая выступили против этих изменений в политике СССР, также полагая, что это будет иметь негативные последствия для мирового марксистского движения, среди которого Сталин рассматривался как безусловный герой. Мао считал, что Хрущев больше не придерживается марксизма-ленинизма, а вместо этого проводит ревизионистскую политику. И что Мао боится, что это позволит капитализму, в конечном счете, восстановить контроль над страной. В 1964 году председатель Мао стал утверждать, что контрреволюция в СССР произошла, и капитализм уже существует.

 

Во время Культурной революции (более правильно «Большая Пролетарская Культурная Революция») шпионские фильмы до окончания 1977 года, разгрома «Банды четырех» почти не снимались. Первый шпионский фильм после перерыва сняли на Чанчуньской киностудии, это был антисоветский фильм «След медведя». Затем, когда заработали четыре основные киностудии страны, началось массовое производство шпионского кино, и за два года вышли «Риф», «99 слов охоты», «Шпион Восточного порта», «Черный треугольник» и другие. Из-за продолжающегося советско-китайского конфликта по-прежнему выходят антисоветские шпионские фильмы, анти-«Штирлиц», на втором месте были фильмы о «тайваньских шпионах».

«След медведя» начали снимать в январе 1974 года в Пекине в Сибахэ / Xibahe (в настоящее время это около Международного китайского выставочного центра). Фильм рассказывал о разоблачении первого секретаря советского посольства шпиона Марченко («о Советском ревизионисте и шпионе, арестованном и с позором выдворенном из страны»). События в нем разворачиваются на большой территории, тянущейся от Пекина до Харбина. Как раз в десятилетие Культурной революции противостояние между Советским Союзом и Китаем достигло своего накала, в течение которого возникали и вооруженные столкновения на границе, и произошел инцидент с Линь Бяо. В начале 70-х люди в Китае готовились к большой войне и копали уже бомбоубежища. В это же время Пекин пытался взорвать советское посольство, и происходило много других враждебных действий. 

Даманский.
 
Утром 2 марта 1969г китайские спецназовцы в упор расстреляли пограничников из засады, положив почти всю заставу. Пленных китайцы не брали: впоследствии медкомиссия установила, что 19 раненых пограничников были после боя зверски добиты китайскими солдатами – их достреливали выстрелами в упор, уродовали ножами, выкалывали глаза, отрезали уши. Ефрейтор Павел Акулов пропал без вести. Когда спустя полтора месяца китайцы вернули его тело, медики установили, что солдат умер от жесточайших пыток. На помощь атакованным пограничникам пришла другая застава, китайцев выбили. 15 марта китайцы попытались взять реванш, бросив на Даманский уже почти 5000 солдат. Тогда-то впервые и были применены установки залпового огня БМ-21 «Град», удар которых и решил исход сражения. Но сказано – сделано! Штаб ракетных войск и артиллерии (РВиА) округа, а не штаб дивизиона, как должно было быть, произвел расчеты, выдал данные для стрельбы на огневые позиции. 18 боевых машин дали залп, и 720 стокилограммовых реактивных снарядов (РС) ушли к цели за несколько минут! Но когда развеялся дым, то все увидели, что в остров не попали ни одним снарядом! Все 720 РС улетели на 7 км дальше, в глубь китайской территории, и разнесли деревню со всеми штабами, тылами, госпиталями, со всем, что там находилось в это время! Потому и наступила тишина, потому что китайцы такой наглости от нас не ожидали! Почему так произошло? Штаб РВиА округа ошибся в расчетах, не учел превышение нашего правого берега над левым, китайским, плюс психоз начальников – скорее, скорее, вот и сработали по-нашему. А что противник? Да ничего! Только громкоговорители орали непрерывно: "Прекратите стрелять снарядами, которые жгут землю! Иначе разобьем ваши собачьи головы!" Что же получилось? В каждую боевую машину заряжается 40 реактивных снарядов в требуемой комплектации, но суматоха – быстрей, быстрей – привела к тому, что заряжали все подряд, что было на складе, без разбора, не зная маркировки, – осколочно-фугасные, дымовые, зажигательные (термитные) снаряды, в полном беспорядке, одновременно ввинчивая взрыватели, убирая смазку. И когда это все прилетело, взорвалось, зажглось и задымилось, то ничего живого не осталось, все было перебито, перепахано и сожжено. Одним словом – ад кромешный! Поэтому и наступила тишина. Долго китайцы ликвидировали последствия огневого налета." А стычки разведгрупп продолжались еще долго. Цифры своих потерь Китай скрывает по сей день, но, по весьма приблизительным подсчетам советских военных, противник только убитыми потерял от 500 до 700 человек. По иным сведениям, убитых было до трех тысяч, но это не помешало Пекину объявить, что именно китайские войска одержали на Даманском блистательную победу, отразив «агрессию советских ревизионистов». Советские потери составили 56 убитых, около 70 раненых. После событий 2 марта 1969 г. передавать остров Китаю было нельзя ни при каких условиях и обстоятельствах. Но наплевав на людей отдавших свои жизни за нашу территорию 6 мая 1991 года СССР и КНР подписали соглашение о демаркации границы, согласно которому острова Даманский и Киркинский отошли Китаю 15 октября 2008 года, согласно договоренности между руководителями России и Китая, заключенной в 2004 году, остров Тарабаров и половина Большого Уссурийского в Хабаровском крае также были переданы Китаю. Так торговали нашей землей политой кровью русских солдат нынешняя власть предала своих героев." Юрий Витальевич Сологуб - полковник в отставке. 
«След медведя» / 
熊迹 (1977) был снят режиссером Чжао Синьшуй / Zhao Xinshui.

На севере Китая при переходе сухопутной границы были убит советский агент. Бюро общественной безопасности во главе с Ли Синем и другими контрразведчиками прибыли на место происшествия. Там они обнаружили, что на самом деле на китайскую территорию проникли два вражеских агента. Во время погони за вторым шпионом был ранен старый охотник Вэй Е.  Ли Синь продолжил преследование врага и обезвредил оставленную им мину. Но за это время агенту удалось проникнуть, перейдя через реку, в пограничный город. Он выдает себя за демобилизованного солдата, он же Ин-Джи Чжоу. Ин-Джи был прислан на связь с глубоко законспирированным советским шпионом, резидентом по кличке «Собол». Соболь общался с агентами с помощью металлической статуэтки «медведь с колоколом», в которой был сделан тайник. Руководит шпионской сетью первый секретарь посольства СССР Марченко и Владимир Иванов, спрятавшиеся под дипломатической крышей. Китайский разведчик Ли Синь, чтобы разоблачить врага, внедряется в шпионскую организацию вместо убитого на границе шпиона под именем «Серебряная Лиса». Шпиону Ин-Джи Чжоу удается устроиться водителем к главному инженеру Ся, чтобы бывать на закрытых объектах. В результате откровенного шантажа и угроз советским агентом становится главный врач одной из больниц. В Пекинском поезде он передает статуэтку медведь с колоколом с шифровкой для русских Ли Синю, так как тому удается с помощью обмана выдать себя за агента Соболя. У Великой Китайской Стены Ли Синь, выдавая себя уже за агента Серебряную Лису, встречается с русскими дипломатами-шпионами. Передав им «медведя с колоколом» как опознавательный знак, он был принят ими за  своего. Тут ему удается собрать достаточно улик, изобличающих дипломатов в шпионской деятельности. Удается узнать и дальнейшие планы врага. Ли Синь вместе с членами своей группы после анализа ситуации подтвердили свои догадки. Резидентом Соболем является бывший министр Яо Бинчжан, завербованный в качестве шпиона еще 12 лет назад. В результате оперативных действий китайским контрразведчикам удается задержать Яо Бинчжана. Он задержан в машине с советскими дипломатами при передаче им секретных материалов. Вся шпионская сеть арестована, а разоблаченные советские дипломаты высланы из страны. Но в посольстве еще остаются немало других агентов врага, борьба продолжается… В конце фильма звучит песня «Ах, моя Родина! Я готов охранять тебя вечно…».

В фильме «Медвежий след» роль советского разведчика Владимира Иванова сыграл Пан Ван Линг (庞万灵八), актер киностудии «Имени 1 августа», имеющий большой опыт по части изображения образов различного вида иностранцев (в «Коралловом острове мертвых» снялся в роли Тейлора, также играл часто американских военных, подполковника Генри (1954) и т. д.), много он их играл и в сериалах.


«Шпионский фильм», этот специальный термин, применялся для обозначения жанра с очень специфическими характеристиками. Этот тип художественных фильмов стал очень популярным в пятидесятые и шестидесятые годы, в золотые годы шпионского жанра в Китае, когда было создано много интересных фильмов: «Секретные чертежи», «Тихий Лес», «Национальный праздник 10:00», «Дело Сюй Цю-ин», «Железнодорожная охрана», « След погони», «Янчэнский шпион», «Посетитель на ледяной горе» и т. д. Таким образом, страна проходила обучение. Кто такие разведчик или женщина-агент, знали даже домашние хозяйки. В это время почти все китайские разведчики боролись с подрывной деятельностью США и Чан Кайши. Во время Культурной революции в Китае кроме картины «Железнодорожной охраны», снятой в 1960 году, другие отечественные шпионские фильмы с экранов кинотеатров исчезли, и конфронтация и классовая борьба были заменены борьбой за правильную линию в партии. В десятилетие Культурной Революции выходили шпионские фильмы из Северной Кореи «Невидимый фронт» и «Истинное лицо», но на экранах такие фильмы в Китае были хотя и ярким, но редким явлением. Небольшое количество фильмов было показано в это время и из других братских социалистических стран, шпионские из Румынии, партизанские фильмы про войну Албании и Вьетнама.

 

Вскоре после того, как коммунисты после победы в гражданской войне пришли к власти, они начали проводить чистку от западных фильмов, особенно произведенных Голливудом. После начала Корейской войны власти предприняли шаги, чтобы уменьшить влияние западного кино. В дополнение к ограничению числа дней, когда западные фильмы можно было показать в кинотеатрах, началась компания в прессе против американского кино. Смотревших американские фильмы социально клеймили. Эта кампания дала быстрый эффект, американские фильмы к октябрю 1950 году почти полностью исчезли из проката. После изгнания американских картин рынок заполнился импортом из Советского Союза и восточноевропейский стран. К примеру, между 1949 и 1952 годами были дублировано в общей сложности 180 советских фильмов. Чтобы поощрить просмотр советских фильмов, государство понизило цены на билеты в городах. Однако советские фильмы не сразу завоевали популярность у китайской аудитории. Частично это было связано отсутствием близости китайских зрителей с российской культурой и историей. С восторгом советские фильмы сразу приняла, главным образом, левая интеллигенция. Чтобы помочь китайским зрителям понять советское кино, средства массовой информации издавали специальные эссе и обзоры с вводной информацией и резюме. И зритель постепенно принял и полюбил и фильмы, и героев этих картин.

 

(После Культурной Революции западные фильмы стали снова показывать китайской аудитории. В первую очередь, социальные фильмы, те, в которых разоблачалась капиталистическая система эксплуатации людей. В 1984 году китайское правительство совместно с американским посольством в Китае провело Неделю американского фильма. Было показано пять американских фильмов, «Звездные войны» 1977 Джорджа Лукаса, «Поворотный момент» 1977 режиссера Герберта Росса / Herbert Ross , «На Золотом Водоеме» 1981 г. режиссера Марка Райделла / Mark Rydell, «Крамера против Крамера» 1979 Роберта Бентона /Robert Benton 1979 г. и «Дочь Шахтера» 1980 г. режиссера Майкла Эптида / Michael Apted, их показали в пяти городах Китае. К удивлению американских ученых среди этих пяти фильмов, «Крамер против Крамера», а не «Звездные войны» больше всего понравились китайскому зрителю). Антисоветская тема во время Культурной революции получила свое наиболее полное развитие в комиксах: 

«Советский шпион ревизионист арестован» (苏修间谍落网记).

Автор Гун Мэй, обложка: Ma Cheng. Издательство Народный изобразительных искусств, вышла в феврале 1975 г. 
Цитаты из председателя Мао: «Империалисты и внутренняя реакция, конечно, не примирились со своим поражением, они будут бороться до последнего боя. И после наступления мира в стране, они обязательно будут заниматься саботажем и пытаться все разрушить разными путями, каждый день они будут пытаться реставрировать старое в Китае. Это неизбежно, вне всякого сомнения, и потому мы не должны ослаблять нашу бдительность». 

Содержание комикса : « Это правдивая история произошла в январе 1974. День и ночь шпионская группа посольства СССР занимается шпионажем по приказу из Советского Союза. В пригороде Пекина они устроили шпионский тайник для своих агентов. Милиция и служба безопасности изъяло из него большое количество доказательств их шпионской деятельности. Советские сотрудники посольства злоупотребили дипломатическим статусом, пытались подорвать суверенитет нашей страны и нарушили общепризнанные нормы международного права, занимаясь шпионажем, они совершили преступление. Правительство Китая в знак протеста против действий советской власти депортировала советских шпионов из страны.

Другим антисоветским комиксом был «Пассажир в наручниках». Адаптация фильма: Ян Фан. Издательство изобразительных искусств, город Хунань 1980 г. Комикс сделан по одноименному фильму, относящемуся к направлению, названному «Шрамы культурной революции», получившему широкое распространение в 1980-х годах. 

Краткое содержание:
 
После того как Китай успешно провел ракетные испытания, враг попытался украсть секрет изготовления твердого топлива ракеты. Советскому шпиону удается подставить товарища Лю, обвинив его в краже топлива и убийстве сотрудницы лаборатории. Чтобы найти настоящих преступников, Лю бежит из тюрьмы. И начинает свое расследование, независимое от «банды четырех», правивших тогда в стране. Он преследует советского шпиона через всю страну, рискуя своей жизнью. На стороне того китайская служба безопасности, которая по приказу «банды четырех» ищет товарища Лю. В конце концов, он настигает его на самой границе и арестовывает. После чего добровольно возвращается в тюрьму, из которой бежал. Вообще комиксы были сделаны по почти всем антисоветским филь «мам, включая «След медведя».

Еще один комикс с антисоветской начинкой «Шпион 007», художник Пан Хунхай / HonghaiФуцзяньское Народное Издательство, декабрь 1982 г.


Краткое содержание:
 
Турецкая столица Стамбул переполнена шпионами из разных стран…. Британская разведка узнала о новой шифровальной машине присланной в советское консульство, находящееся в одном иракском городе. Они посылают агента «007» Джеймса Бонда украсть эту шифровальную машинку. В это время русская девушка Таня, связанная с советской разведкой, предпринимает попытку бегства от КГБ на Запад. Между ними находится еще некая третья сила, преследующая свои цели…. Яростная борьба идет до самого конца.... 
Из аннотации: «В комиксе показана тайная история, скрытая за дипломатическим фасадом «НАТО» и «Варшавского договора» в период их противостояния, не очень красивого шпионажа».

 

Но понятие «антисоветский» не было для Китая понятием абсолютно тотальным. Мао Цзэдун, резко относясь к руководству СССР, «предавшему идеи революции», не переносил это на всю историю России после октября 1917 года.

«Ленин в Октябре»: Шанхайское народное издательство: Версия (1 ноября 1970 г.), (2 января 1971 г.) 
Комикс вышел в самый разгар Культурной революции. Он был сделан по одноименному советскому фильму. Рисунки были выполнены по полному варианту фильма (вошли сцены со Сталиным), а не по варианту, подвергшемуся цензуре и перемонтированному во времена Хрущева. Вот что в самый острый период обострения с СССР говорил председатель Мао Цзэдун: «Звук пушек Октябрьской революции привел нас к марксизму-ленинизму. Советский Союз был первой социалистической страной, созданная Коммунистическая партия Советского Союза является партией Ленина. Хотя советское руководство партией и государства в настоящее время узурпировано ревизионистами, однако, я бы посоветовал товарищам твердо верить, что в Советском Союзе большинство людей, большинство членов партии и кадров являются хорошими революционерами, ревизионистам править недолго». 



Содержание комикса «Ленин в Октябре»: « Это было сделано великим учителем пролетариата Лениным, когда он вернулся в Россию из Финляндии, чтобы лично возглавить Великую Октябрьскую социалистическую революцию.
 Ленин вернулся в Петроград, большевистский Центральный комитет провел заседание и решил начать вооруженное восстание. В это время скрытые предатели в партии Каменев и другие собираются предать Ленина. Сталин и другие товарищи выступили в поддержку восстания и развернули борьбу против горстки предателей внутри партии. 25 октября 1917 (по григорианскому календарю 7 ноября) во главе русского пролетариата Ленин и Сталин совершили Великую Октябрьскую социалистическую революцию с целью свержения буржуазного Временного правительства. Так, не буржуазная диктатура, а диктатура пролетариата создала первое в мире социалистическое государство. С тех пор человечество вступило в новую эру социалистической революции. (В 1952 году 300 миллионов человек посмотрели наши фильмы, включая «Ленина в Октябре» и «Ленина в 1918». Эти две советских фильма в Китае шли непрерывно в течении 1950-х, 1960-х годов).
Из аннотации: «Сегодня повторное исследование истории Октябрьской революции для нас также важно для понимания перед лицом советской ревизионистской клики ренегатов, поддержка революционных народов в вооруженной борьбы в мире имеет большое практическое значение». Сказанное тогда 40 лет назад китайцами «советской ревизионистская клика ренегатов» очень хорошо накладывается на нашу современную действительность, перестройку и предательство горбачевской коммунистической элиты. Как же это все так точно предугадал много лет назад старина председатель Мао.

 

Подвигу советских разведчиков в годы Второй Мировой войны посвящен этот комикс. «Латунная кнопка» (Медная монета) художника Яна Илиня / Yilin,Тяньцзинь, издательство народных изобразительных искусств, апрель 1981 г. («Латунная кнопка» - название романа, по которому нарисован комикс)



Краткое содержание:
 Нацистская Германия напала на Советский Союз. В канун войны советский разведчик Макаров был направлен на работу в столице Латвии Ригу. Неожиданно он оказался в тылу врага и вынужден был принять участие в шпионских играх. Помогая партии, Макаров через остроумные, смелые и опасные для жизни действия смог раскрыть заговор врага и победить. Комикс рассказывает «о духе патриотизма советских людей, подвергшихся жестокому нападению фашистов». На тему Второй Мировой войны выходило в Китае много книжек комиксов: «Сталинград» и другие, выходили они и во времена Культурной революции. Китайцы всегда с большим уважением относились к подвигу советского солдата.

Культурная революция с ее борьбой с «империалистическим ревизионизмом» на самом деле была лакмусовой бумажкой. Невольно возникал вопрос, стоило ли бороться с одним «империализмом» для того, чтобы взамен получить другой – «американский империализм». Но странно, в этой борьбе против Советского Союза тема «ревизионизма» в крупных литературных и художественных произведениях была очень скудной. Имелось только несколько небольших по объему произведений. Был танец «Военная самооборона, удар по новому царю» (自卫反击战,痛击新沙皇),  песня «Семьсот миллионов народа, семьсот миллионов солдат» ( 七亿人民七亿兵) см. (http://www.tudou.com/programs/view/JFbxGy7ptpk/)

(поет мужской и женский вокальный хор) («Семьсот миллионов людей - это семьсот миллионов солдат, семьсот миллионов людей - это семьсот миллионов солдат. Реки и горы, мы охраняем страну, защищаем Родину. Мы неприступны в единстве, станем стальной стеной, крепко держась. Мы на стороне красного рабочего, будем учиться, как сказал председатель Мао. Он указал нам цель уничтожить захватчиков. Смело вперед, нас семьсот миллионов людей, семьсот миллионов солдат охраняют наши реки и горы, чтобы защитить Родину. Мы встанем неприступной стеной.»)

 

В другой песне поется, что «первой войной антиимпериалистической будет война с ревизионизмом, разобьем собачью голову советских ревизионистов». Эти все выступления людей против врага «ревизионизма» и их «Долой нового царя» долгое время были очень разрознены и противоречивы. Вообще музыка, песни и танцы сыграли огромную роль в Китае в пропаганде революционных идей. Крупномасштабные песни и танцы «под знаменем торжества идей Мао Цзэдуна» впервые показала труппа Главного политического управления Военно-воздушных сил в 1961 году в Шанхае. Этот полный революционного энтузиазма крупномасштабный проект песни и танца сосредоточил внимание на истории Китая, борьбе и революции, больших успехах в социалистическом строительстве. Это было время «большого скачка» и «народных коммун».  Танцевальные выступления дополнялись разделенной на восемь частей музыкой из разных исторических периодов революции и гражданской войны (в Китае называемой периодом освобождения), некоторыми из лучших революционных песен, с хором, пением соло, групповым пением, с декламацией, которое представляло собой смелое смешение стилей. Восемь частей состояли из: «Восточный рассвет», «Красный флаг развевается на горе Цзинганшань / Jinggangshan» (井冈山上红旗飘扬), «Вставайте на национальный путь антияпонского спасения» (走上抗日救国之路), «Долой Чан Кай-ши, освободим весь Китай» (打倒蒋介石,解放全中国),«Восток красный » (东方红), «Хороший социализм » (社会主义好),  « Три красных знамени развеваются ветром» (三面红旗迎风飘), «Под знаменем торжества идей Мао Цзэдуна» (在毛泽东的旗帜下高歌猛进). Не будет преувеличением сказать, что «Под знаменем торжества Мао Цзэдуна», это эпическое произведение искусства, поставленное в революционном стиле, дало огромный импульс для будущего поколенияисполнителей китайского танца и театрального искусства, сыграв очень важную роль.

Уже на закате Культурной революции на экране появился антисоветский мультфильм «Лук и стрела с кольцом»1974 (30 мин) (带响的弓箭 ) режиссераСюй Цзиньцина / Ху Jinging. (Молодой охотник Сяоган родился на севере своей родины на самой границе.  Он родился в семье, где воспитывались отличные лучники. Однажды он взял у старого деда лук и стрелы и отправился потренироваться в стрельбе, чтобы потом воевать против «Белого царя». У Сяоган было чувство огромной ненависти к «новому царю», который хочет захватить их земли. У молодого охотника оказались хорошие навыки. Он увидел шпиона, который хотел незаконно пересечь китайскую границу. Этого социал-империалистического шпиона «Белого медведя» прислал царь. Для того, чтобы поймать «Белого медведя», Сяоган вспомнил уловку, которую применял его дед, чтобы напугать волка. Сигнал тревоги сразу получили пограничники и милиция. Шпион бросился на охотника. В этот напряженный момент Сяоган смело выстрелил раз, а потом еще выпустил три стрелы во врага. Тут появившаяся милиция бросилась на помощь и схватила «Белого медведя»).

В другом мультфильме времен Культурной революции «Трубач» (小号手)  1973 режиссера Van Shuchen рассказывается о событиях во время гражданской войны.Xiaoyong родители которого погибли от стаи волков вступает в Красную Армию, становится трубачем. В бою, Xiaoyong был ранен и отправлен в тыл.  Возвращаясьпосле ранения по дороге, он встречает врагов, которые хотят напасть на Красную Армию. Но трубач сумел предупредить партизан о враге. В другом мультфильме времен «культурной революции» «Герои лугов маленькие брат и сестра» (草原英雄小姐妹》1964 режиссера Tang Cheng брат и сестра в снежную метель спасают стадо овец принадлежащее коммуне. Детей за их подвиг принимают в коммунистический союз молодежи. «После школы»1972 (放学以后) режиссера Ян Dingxian . Три девушки поют плохие песни. Ли Гохуа думает, что это они делают под воздействием плохих парней, об этом он сообщил в школе на совете Чжоу Дабо. Проведенное ими расследование показало, что распространением плохих идей, критикой Мао Цзэдуна занимаются плохие молодые люди, которые хотят уничтожить революцию. «Ночь наводнения» 1974 (大潮汛之夜) режиссера Tang Cheng. В этом мультфильме рассказывается о классоойя борьбе в рыболовецкой деревне и борьбе с контрреволюционерами.

«Паром» 1975 (渡口) режиссера On Yumen (何玉门) Пока дедушки паромщиа не было на переправе через реку попытался переправиться с передатчиком спрятанном в корзине гоминьдановский шпион. Но благодаря проявленной бдительности врага удалось задержать.

«Восточный морской страж» 1973 (东海小哨兵) режиссера Xy Xionghua. Адаптация оперы. Молодые солдаты Красной гвардии брат и сестра стоят на часах. Трое подозрительных людей пытаются пройти мимо. Несмотря на их маскировку солдат Народной освободительной армии это шпионы. Проявив бдительность часовые поднимают тревогу и вступают в бой с врагами. Народная освободительная армия и милиция прибыла во время, чтобы уничтожить врага.  «Маленькие восьмерки» 1973 (小八路) Aнти-японская война, партизанские базы в Северном Китае в деревне, где дети, участвуют в движении Сопротивления. На Пекинской киностудии в 1974 году снимают фильм «Разведчик» (侦察兵) В ролях: Ван Xingang Ян Yaqin, Джин Zhengyuan. 1948 год. В оперативном отделе Народно-освободительной армии, Guo Rui было приказано произвести разведк непосредственно вблизи оккупированной врагом территории. Он ловко маскируясь и войдя в доверия к командиру артиллерийского полка противника успешно выполняет задание командование. В это же время на Пекинской киностудия выходит снятая по опере режиссером Се Tieli «Гора Азалия» (杜鹃山) 1974, фильмы борющиеся с ревизионизмом «Падение»(红雨) 1975, где рассказывается о строительстве водохранилища ,»Красный дождь» (红雨) 1975.  Тогда же выходят и антисоветские художественные фильмы «Путешествие» («Окрашенный знак») 1975 ( 征途 ) (в главной роли известная актриса Цинь Йи  (秦怡) и «Против ревизионизма» (反修). Без сомнения, политизированные и откровенно пропагандистские, они создавали определенный политический фон. Но эти картины также дали некоторые новые впечатления. Так, значительная часть этих фильмов - это уже не чтение цитат Мао, актеры, как правило, говорят на нормальном языке. События происходят в декорациях обычной жизни (например, катание на коньках, гуляние по парку или герои, танцующие вальс). Что контрастировало с вышедшим позже «Медвежьим следом», который обращался к исторической памяти, участию русских солдат царской России в массовых убийствах жителей (сцена в деревне Цзяндун / Jiangdong в фильме «Медвежий след»), которая шокировала аудиторию. Хотя в вышедшем двумя годами раньше фильме «Путешествие» также имелась такая же сцена, создающая довольно гнетущее впечатление, но тогда она не наводила такого ужаса. Вообще показанную в «Медвежьем следе» бойню, устроенную иностранными захватчиками, в китайском кино можно увидеть очень редко. В основном, в картинах, например, о Восьмой Народной армии, показывают больше, как бороться с захватчиками, особенно во времена Культурной революции. Даже японская резня в Нанкине нашла свое воплощение в кино намного позже и не так резко. Так что «медвежьи следы» в главе об истории антисоветских фильмов в китайском кино являются особым прецедентом. (Поводом послужили события в Цзяндуне  / Jiangdong с 17 по 21 июля 1900 года, когда царской армией было убито 2000 китайских мирных жителей, и события в Благовещенске с 16 по 21 июля 1900 года, где было убито около 5000 тысяч китайцев. Все это было связанно с мощным Боксерским крестьянским восстанием, бушевавшим в это время в Китае). 

«Контрразведка в порту Дунган» (Шпион в Восточном порту) (东港谍影)1978 г. был одним из шпионских антисоветских фильмов, вышедших уже после Культурной революции. Действие происходит в 1976 году, начало осени Яохуа Хуан И  / Yaohua Huang Yi, инженер судоверфи «Восточный Порт», выполняет военный заказ по проектированию новых судов. Во время, когда он возвращался из института Морфлота на своем автомобиле, на дороге была подстроена авария, в результате чего были похищены секретные чертежи, которые он вез с собой. После быстрых оперативных действий, предпринятых контрразведкойв поезде по дороге наГуанчжоу удается схватить шпиона Мэн Бо. Он один из участников похищения секретных документов. Но Мэн Бо удается воспользоваться миниатюрной бомбой и покончить с собой. Среди его вещей был найден брелок в виде медведя из нержавеющей стали. Удалось выяснить, что за его спиной стоит Иванов, законспирированный резидент советской разведки. Его цель секреты новых кораблей, строящихся в Восточном порту. Заведующая технической библиотеки Ся Юн на судостроительном заводе внезапно заболевает. За девушкой самоотверженно ухаживает инженер Хуан И / Huang Yi, который ее безответно любит. Вдруг инженер получает телеграмму от матери, которая внезапно заболела. За время его отсутствия кто-то пытался залезть в кабинет инженера и украсть чертежи. Отпечатки найденных пальцев указывали на Ся Юн, так же как и брелок с медведем с хранящимися внутри секретными данными, найденными у Ся. После тщательного расследования контрразведке, наконец, удается найти улики против зарубежного «эксперта» Ян Siji. Он пытался  использовать администратора библиотеки верфи Ся Юн  (Xiayun) в шпионских целях, но без успеха. Тогда, чтобы отвлечь внимание он попытался свалить на нее всю ответственность.  Ян Сыцзи / Siji и оказался глубоко законспирированным русским резидентом подполковником Ивановым. Вся шпионская сеть была арестована и изобличена. 

Но одним из самых интересных антисоветских шпионских фильмов, сделанных в Китае, была картина «Человек в наручниках» ( 戴手铐的旅客) 1980 года. Время, начала  Культурной революции в исследовательском центре убита сотрудница, и похищены образцы секретного топлива, предназначенного для ракет. Поднятые по тревоге, сотрудники службы безопасности на месте происшествия обнаружили лежащего на земле рядом с убитой старого разведчика, раньше работавшего в милиции, Лиу Джи (в этой роли снялся сам режиссер Ю. Янг). Лиу ловко подставили. Когда он вошел, услышав шум, в темное помещение и споткнулся о труп, за ним захлопнули дверь, и он оказался в ловушке. Понимая, что ему не удастся оправдаться, Лиу бежит из тюрьмы. Вице-министр Департамента безопасности Гэ Шицюань / Ge Shiquan поручает молодому работнику управления Чжан Цяну найти Лиу Джи и арестовать. Чжан когда-то был студентом у Лиу и хорошо его знал, он не верит, что Лиу Джи преступник, но приказ есть приказ, и он устраивает обыск в его доме.  Высокопоставленный сотрудник центра, где произошло убийство Су Чжэ / Suzhe, вызывает подозрение у Лиу Джи, он решает проследить за ним и садится следом за ним следом в поезд. От Лиу Джи не ускользнуло переданная скрытно Су Чжэ  записка связной женщине на станции. Догадываясь, что дело идет о шпионаже, он продолжает за ним следить. Когда они доходят до древнего храма,  Су Чжэ обнаруживает слежку. Завязывается драка, пистолет выбит из рук Чжэ, но к нему уже на помощь бегут люди с красными повязками. Лиу Джи, избитого и потерявшего сознания, решив, что он умер, отвозят в крематорий.  В крематории Лиу Джи приходит в себя, работник крематория человек старшего возраста симпатизирует Лиу и помогает ему скрыться. Лиу Джи встречает начальника городской милиции Ван Фэннянь / Fengnian, снятого с должности во время начавшейся Культурной революции, когда-то они вместе участвовали в революционной борьбе. Лиу Джи, понимая, что главное поймать и разоблачить Су Чжэ, анонимно сообщает Чжан Цяну о Су Чжэ и его помощнице, шпионке Вань Ли. Получив информацию, Чжан сразу же отправился к ней с обыском. Обыск и найденные улики помогли Чжан Цян, наконец, понять, кто убил женщину в институте и похитил секретное топливо. («Женщина-шпионка» играет уникальную, особую роль в шпионских фильмах. В «Пассажире в наручниках» она красива, эротична, полураздета, курит и употребляет алкоголь.) Су Чжэ едет к южной границе, Лиу Джи тайно следуют за ним, но тому удается его увидеть. По просьбе Су Чжэ служащие государственной безопасности обыскивают поезд. Лиу Джи прячется в туалете в вентиляционном люке на потолке. Когда обыск заканчивается, он пробирается в купе к Су Чжэну, но тот уже ждал его. В завязавшейся борьбе ему удается выбросить Лиу в окно. Догнавший на машине поезд Чжан Цян останавливает состав и приказывает перекрыть железнодорожный вокзал в городе Вэйшань / Weishan. Начальник муниципального бюро общественной безопасности города Вэйшань Вей Цзыхен/ Ziheng был старым товарищем по оружию Лиу Джи. Но получив приказ его арестовать, он его выполняет, однако по дороге дает возможность ему бежать. Лиу Джи пытается в одиночку остановить собирающегося перейти границу Су Чжэ. Ему противостоит все многочисленная местная шпионская сеть, старающееся его задержать, но владения навыками боевых искусств помогают ему. Уже у самой границе в двадцати метрах от пограничного столба он настигает шпиона. Начинается отчаянная борьба, раненому выстрелом в грудь, ему удается застегнуть один наручник на Су Чжэ и второй на своей руке. Су Чжэ вынужден тащить тяжелое тело Лиу до границы. Но в это время появляются Вэй Цзыхен, Чжан Цян, солдаты пограничники, милиция и арестовывают Су Чжэ. Тут же и брелок с медведем, в котором спрятаны образцы секретного топлива. Фильм заканчивается на взлетном поле, куда прибыл вице-министр Департамента безопасности Гэ Шигуань / Ge Shiquan. Су Чжэ пытается ему сказать, что это он пытался задержать Лиу Джи, пытавшегося бежать за границу. Но его никто не слушает, и его ведут в самолет. А Гэ Шигуань приказывает и на Лиу Джи надеть наручники. Ничего еще не кончилось...

Режиссер картины рассказывал: «Мы выбрали для съемок город Датун, ночью сотрудники на стенах улиц расклеили плакаты того времени, восстановив историческую подлинность. Людям раздали одежду и нарукавные повязки времен Культурной революции. Утром многие местные жители, шедшие на работу, увидев все это, сильно испугались. В управлении общественной безопасности раздалось много звонков: «Что, Культурная революция началась снова?» Мы увидели, что люди испытывают ощущение ужаса и снова не хотят больше Культурной революции». Чтобы успокоить испуганные массы, по радио объявили, что это снимают кино. И попросили, у кого есть одежда того времени, одеть ее и принять участие в съемках фильма.

Су Чжэн в фильме едет в поезде с севера на юг, он бежит в сторону Индии, Бирмы и Золотого треугольника. В фильме в то же время можно увидеть верблюда. Это животное северных районов и никак не может оказаться в провинции Юньнань, куда и бежит вражеский шпион. В оригинальном сценарии Су Чжэ бежал к советской границе на север. Но в процессе съемок фильма, чтобы избежать острых вопросов, был изменен маршрут побега с севера на юг. Позже некоторые сцены снимались в Юньнане. Но «верблюд» в сцене не мог быть удален, Ли Джи был известен также как «верблюд». Это прозвище, по мнению режиссера, очень подходило для личности персонажа: характер верблюда являлся основательным, упорным, настойчивым. Лю Цзе и был таким человеком (в эпизоде «верблюд» звучит песня, выражающая глубокую дружбу милиции, народа и сил общественной безопасности, говорят, что до сих пор песня пользуется большой популярностью). Другой причиной замены места съемок было то, что южные пейзажи очень красивы, и изменение сценария дало повод их показать.

Режиссер фильма сам был выходец из провинции Шаньдун, где были популярны боевые искусства. Он изучал их и в армии, а его помощник молодой актер, играющий Чжан Цяна был из Шицзячжуанского бюро общественной безопасности. Он имел хорошие навыки боевых искусств. И потому для постановки боевых сцен им почти не потребовались специалисты. После выхода фильма он был в прессе подвергнут критике из-за того, что в фильме слишком много драк. Но китайскому зрителю картина понравилась, и зрительные залы были заполнены до отказа. С современной точки зрения шпионский фильм сочетает в себе приключение, тайну, триллер, гангстерский фильм и другие элементы развлекательного кино, столь популярного у зрителя. Уже на закате Культурной революции выходит фильм «Море» / Haixia 1975 о жизни рыбаков на юго-восточном побережье в начале 1960-х. Фильм показывает группу девушек милиционеров из народной самообороны, они и рыбаки, и солдаты. В картине симпатичные девушки защищают свой дом и Родину, ловя диверсантов и шпионов. После окончания Культурной революции снова вошли в моду шпионские фильмы, став основой коммерческого кино того времени. В конце 1970-х фильмы «Черный треугольник», «99 слов охоты» и другие вызвали восторженные отзывы прессы, в 1980-х «Пассажир в наручниках», фильм с очень понятной историей, четко выраженным положительным героем и злодеем.

 

В 1980-х годы международная холодная война с Советским Союзом начала двигаться в направлении, не способствующем развитию китайско-советского противостояния. В эти время китайские власти постепенно отказываются от идеи «освобождения Тайваня». «Тайваньский шпион» постепенно превращается в устаревший термин. Зато появляются другие: «китайско-американская дружба», «Япония 21-го века»; идет постепенное и охлаждение к шпионской теме в кино. Но до середины 1980-х пекинская милиция и органы безопасности в своих фильмах продолжают искать и находить «осиные шпионские гнезда». На это время приходится и последнее официальное упоминание в СМИ о том, что «классовая борьба не закончилась». Начинается период социалистической рыночной экономики, и официальные средства массовой информации, литературные и художественные произведения меняют концепцию, говоря простым людям, что они больше не окружены «шпионами». Однако то ли сказалось «старое мышление» людей, то ли не проходящая любовь народа к шпионским фильмам, но с начала 90-х начинается новый всплеск интереса к этому жанру. Хотя в последние годы художественный уровень шпионских фильмов значительно снижается. Тем не менее шпионская тема все больше доминирует на телевидении во многих телесериалах, таких как «Синий файл», «Пара вышитых туфель» и многих других. Возник бум телевизионных шпионских сериалов, который продолжается и по сию пору.

Говоря об антисоветском кино, хочется хотя бы два слова сказать и об просоветских настроениях, которые всегда существовали в китайском кинематографе. Одним из интересных фильмов этого направления была картина «Красный лебедь» (紅天鵝) 1995 г. Режиссера  Цу Жуна / Cu Rong рассказывающая историю Цяо Даньин / Qiao Danying, известной артистки балета, которая вспоминает о своей жизни. В 1954 г. Цяо работала с большим напряжением, чтобы оправдать большие надежды ее советского учителя. Ее успешное выступление в «Лебедином озере» принесло ей известность. Партнер, танцующий с ней, Чжун Сюэян / Zhong Xueyang ухаживает за нею. Но она предпочла Тонг Чжу / Zhu, только что возвратившегося из Советского Союза. Культурная Революция 1966 года, Цяо / Qiao и других художников посылают в сельскую местность. В фильме прослеживаются сложные перипетии в судьбе главной героини. Много ей еще предстоит пережить в жизни, спившийся муж, месть, зависть… Фильм заканчивается воссоединением Цяо с ее прежним советским учителем, объятиями и слезами радости. Эта политическая мелодрама была одним из фильмов того направления, которое отражало существующую ностальгию части китайской интеллигенции 1990-х по советскому культурному влиянию 1950-1960-х годов. Этому же направлению принадлежит и фильм «Красная вишня» (Xong yingtao) режиссераDaying. В 1940 году Chuchu и Luo Xiaoman вместе с другими китайскими студентами посылают учиться в Москву. У Chuchu большое горе чанкайшисты казнили отца. Летом китайских студентов вместе с их одноклассниками отправляют в летний лагерь в Белоруссию в сопровождении преподователя  Веры. Немцы вторгаются в СССР и студенты попадают в плен. Вера убита. Один из мальчиков студентов полунемец помогает другим убежать но их быстро ловят... В фильме «Целуйте Россию» (Целуются российские влюбленные) 1994 рассказывается история преподователя музыки  Далжинга, который хочет после развода изменить свою жизнь. Он отправляется в путешествие по России со своим другом бизнесменом Шуангэном. Российский партнер бизнесмена женщина которая имеет симпатичную сестру Катю в которую и влюбляется Далжинг.

Назад Вперед

 

 

 

Hosted by uCoz