АНТИСЕМИТИЗМ НА ЭКРАНЕ
Отношение СССР к
сионизму с течением времени менялось, но в целом всегда оставалось негативным:
сионистская деятельность преследовалась властями, начиная с 1920-х и вплоть до
перестройки. Соответственно термин «сионист» имел отрицательное значение в
СССР. Официально им обозначали придерживающихся идеологии
крайнего национализма, шовинизма и расизма среди евреев.
Но и после перестройки скандалы по вопросам, связанным с
сионизмом и антисемитизмом, не прекращались. Показательна история, которая
возникла вокруг попытки опубликовать в солидном энциклопедическом словаре
«Русские писатели. 1800-1917» статью о С. А. Нилусе,
публикаторе «Протоколов сионских мудрецов». Из нее следовало, что «Протоколы» -
подлинный документ. Разразился большой скандал, в который были вовлечены
крупнейшие ученые нашей страны. Не меньший резонанс получила история с
«витражами антихриста». Витражи из Мариенкирхе с 14
века служили главным украшением Церкви Девы Марии во Франфурте-на–
Майне. После войны они попали в Эрмитаж в спецхран, и
кроме специалистов с тех пор их не видел никто. Когда было принято решение
вернуть витражи в Германию, неожиданно выяснилось, что часть витражей представляют из себя антисемитские картинки, из которых было
видно, как евреи помогают Антихристу, пришедшему в мир. Эти изображения,
оказавшись в Интернете, вызвали в свое время культурный шок в обществе.
С появлением кинематографа появились и первые антиеврейские картины. Образ Салли
Мейера, которого играл Эрнст Любич (Ernst Lubitsch) в немом фарсе, - это антисемитская
сатира на еврейского бизнесмена. Мейер был показан как стереотип еврея, который
не может быть надежным, и который также изменяет еще и жене. Когда Эрнст Любич был вовлечен в киноиндустрию, он снялся в нескольких
комедийных фарсах, в которых издевался над еврейскими стереотипами: «Die Firma heiratet» (1914), «Der Stolz der Firma» (1914), «Schuhpalast Pinkus» (1916), «Der schwarze Moritz» (1916). В
«Обувном Дворце Пинкуса» («Shoe Palace Pinkus»)
1916 режиссер
фильма Любич впервые выступил как персонаж по имени Салли Пинкус, еврейский мальчик, который был лентяем, и вместо того, чтобы учиться, исполнял в школе роль
клоуна и преследовал девчонок. Он продолжил этот образ в картинах «Der
Fall
Rosentopf»1918, «Meyer aus Berlin» 1918. Во время Первой
мировой войны и до 1920-х годов этот характер был очень популярен, особенно в
Германии. Обычно, когда пишут об антисемитизме в кино, упоминают, в первую
очередь, нацистскую Германию. Но еще до «Еврея Зюсса»
Швеция, имеющая
самый высокий уровень антисемитизма в Европе после Германии и Австрии, снимала антиеврейские фильмы. Так в 1938 году голландец Эгберт Ван Путтен привозит в
Германию и показывает немецкой публике шведский антисемитский фильм «Петтерсон и Бендел» («Petterson und Bende» 1933). И в следующем году уже немцы выпустят (единственную
за время нацизма антисемитскую музыкальную комедию) «Роберт и Бертрам» 1939. Тут же выходит «Ирландское полотно» («Leinen aus Irland») 1939 режиссера Хайнса Хельбига (Heinz Helbig), а затем целый ряд фильмов: «Ротшильды» («De Rotschilds») режиссера Вашнека,
«Превыше всего на свете» («Uber alles der Welt») 1941 режиссера Карла Риттера (Karl Ritter),
«Карл Петерс» («Carl Peters») 1941 Зельпина (Herbert Selpin),
«…скачет за Германию» («…reitet fur Deutschland») 1941 Рабенальта (Arthur Maria Rabenalt) (этот фильм посмотрело 22 миллиона зрителей,
картина была позже выпущена сокращенно от FSK для общественного просмотра на кассете
в ФРГ, в ней были удалены антисемитские сцены (менее 8 минут)), «Венера
перед судом» («Venus vor Gericht») 1941 Ханса Хайнца Церлетта (Hans H Zerlett) и другие. Но самым известным фильмов кроме Зюсса был «Вечный жид» («Der ewige Jude») 1940, за съемками этого
«документального» фильма следил сам Гитлер. Фильм был снят по заказу отдела пропаганды
и показывался в 70-и Берлинских кинотеатрах. Шокируют сцены забоя животных,
когда им режут глотку, и они умирают, истекая кровью (это делалось для
приготовления кошерной пищи). Все это выглядело отвратительно, но это не повод
для того, чтобы отправить в газовые камеры несколько миллионов человек. Когда
смотришь на этих людей в кадре и знаешь, что через год они умрут
(фильм снимался в Варшавском гетто), то все происходящее воспринимаешь
не как пропагандистский фильм, а как потрясающий силы обличительный документ и
смертельный приговор такому омерзительному явлению как фашизм. В те
же времена эти и подобные фильмы были задуманы как подготовка геноцида и
его оправдание. Когда геноцид стал уже реальностью, выходит фильм «Фюрер дарит
евреям город» 1944 («Der Fuhrer schenkt den Juden eine Stadt»). Находясь в концлагере Терезин,
Курт Герон (Kurt Gerron), еврей по национальности, (в
«Голубом ангеле» играл роль хозяина труппы) снимает в 1944 году этот фильм,
призванный убедить Красный Крест и весь мир в том, что Терезин
– образцовое исправительное учреждение. Фильм, не имеющий ничего общего с
действительностью, показывает труд, отдых, игру в футбол и занятия музыкой как
обычную жизнь заключенных. Вскоре после окончания съемок Геррона
отправили в газовую камеру в Освенциме, как и почти всех участников фильма,
которых пощадили на время, чтобы они могли изобразить райскую жизнь в лагере.
Подробнее о нацистском кино: «Фейт Харлан, его время и фильм «Еврей Зюсс»
http://staroekino.narod.ru/FeitHarlan.html
В Австрии зрители еще помнят снимавшиеся в 20-х годах проеврейские фильмы, такие как «Вечный жид»
(Wandering Jew) об основателе сионистского движения Теодоре Герце, а в 30-е ставят уже
нацистские пропагандистские фильмы об экспансии евреев в Австрию. Два жанровых
фильма «Роберт и Бертрам» и «Полотно из Ирландии» открывают в 1939 году серию
антисемитских австрийских фильмов, в которых выводят фигуры ассимилированных
евреев. В «Полотне из Ирландии» от Хайнца Хельбига
антисемитизм уже был программной установкой. Здесь изображается доктор Кун
(сыгранный Зигфридом Бройером
/ Siegfried Breuer), внешне элегантный, «немного
перебирающий в мимике, но всегда с тщеславной, дерзкой улыбкой и с глазами,
жаждущими власти и денег». Он значительно опаснее, чем неуклюжий банкир Ипельмайер из «Роберта и Бертрама»,
его деловые методы бесцеремонны и коварны. Текстильный фабрикант Кун уже
совершенно демонизируется. Как и Ипельмайер, и как все евреи в фильмах
национал-социалистического периода, он крутит любовь с немецкой, или точнее нееврейской
женщиной. Авторы картины обращаются к эротическому подтексту антисемитских
фильмов. Другой австрийский фильм «Вена 1910» (Wien
1910) 1943 режиссераEmo's only expressly propagandist film was Wien 1910
(1943), which was made with the intention, through its distorted representation of the politics of Vienna around the anti-Semitic Karl Lueger and the German nationalist Georg Ritter von Schönerer , of legitimizing the Anschluss of Austria by Germany.
Эмо, известного своими так называемыми «венскими
фильмами», был сделан с намерением исказить представление о политике Вены
вокруг немецкого националиста Георга Риттера фон Шонерера / Schonerer (играет Генрих Джордж),
провести легитимизацию аншлюса Австрии и показать
антисемитизм Карла Люггера (играет Рудольф Форстер). (Правда и то, что, тем не
менее, евреи не пострадали во время, когда Люггер был мэром. На просьбу
объяснить тот факт, что многие из его друзей были евреями, Люгер
лихо отвечал: «Я сам определяю, кто является евреем»). Фильм вошел в
список запрещенных союзниками после
Второй мировой войны из-за своих политических и антисемитских материалов.
В следующем 1940 году начался прокат самых одиозных
нацистских фильмов «Ротшильд», «Еврей Зюсс» и «Вечный
жид». Но антисемитские сцены встречались и в других
фильмах. Так, в «Бисмарке» должны были содержаться эпизоды, когда английские
евреи прилагают немалые усилия, чтобы Германия не смогла создать вторую
империю. Однако эти сцены не вошли в окончательный вариант фильма, в нем лишь
остался эпизод неудавшегося покушения на «железного канцлера», которое было
предпринято евреем. Кроме того, антисемитские эпизоды имелись в фильмах 1941
года: «Превыше всего в этом мире», «Карл Петерс»,
«Возвращение домой», «…скачет для Германии», «Венера перед судом» и др. Однако
в этих кинолентах еврей предстает как маргинальная фигура, которая уходит в
прошлое. Фильм «Ротшильд» объединяет в себе уже и антисемитскую, и антибританскую пропаганду. Впрочем, Геббельс всегда считал
англичан «евреями среди европейцев». В 30-е предвоенные годы англичане снимают проеврейский фильм «Дом Ротшильда» (House of Rothchild) 1934. История возвышения финансовой империи Ротшильдов,
основанной Мейром Ротшильдом (Mayer Rothschild) и
продолженной его пятью сыновьями. Отца Ротшильда в фильме показывают как
шекспировского Шейлока (Shylock),
тип человека, делающего деньги из денег, дурача при этом налогового инспектора,
потому что налоговый инспектор запрашивает чрезмерно высокую цену для евреев. И
делает он это с большим нежеланием и большой горечью только потому, что карьера
в других профессиях ему заказана. Пять братьев были рождены и воспитаны в
еврейском гетто в конце 18-ого столетия. Воспитывавшие их родители научили их международным финансовым
операциям и торговле, но, прежде всего, тому, чтобы жить жизнью, достойной еврея. Этот фильм был попыткой ответа на
резко усилившийся антисемитизм. В 1934 Адольф Гитлер уже был год канцлером
Германии. Сильные антисемитские настроения чувствовались и в Европе и в США -
фактически в большей части мира. Потребовалось немало храбрости, чтобы сделать
такой фильм. Другим проеврейским фильмом была
картина, вышедшая в этом же году, «Еврей Зюсс»
(«Власть» / Jew Suss / Power), по произведению Леона Фейхтвангера
(1925), история жизни в гетто города Вюртембурга / Wurtemburg
еврея 18-ого столетия Зюсса и его стремительной карьеры, поддержанной
злым герцогом. Это фактически очень сочувственная адаптация оригинального
романа Леона Фейхтвангера (который и сам был евреем). Абсолютно очаровательный
фильм из-за работы в нем Конрада Вейдта в роли Зюсса. (Известно, что хотя он и не был евреем вообще, Вейдт настаивал на том, чтобы писали, что он еврей в знак
протеста против немецких властей). Однако в Америке этот фильм был воспринят
как антисемитский. Было трудно изобразить еврейский характер в фильмах 1930-ых,
кто был бы и узнаваемо «еврейским» и в тоже время не был бы стереотипом.
Но выход этих фильмов скорее был исключением. Цензура
Великобритании, не желавшей ссориться с Гитлером, не пропускала такие фильмы
уже на уровне сценариев. Изгнание евреев из немецкого кинопроизводства и
решение о запрете фильмов с участием еврейских актеров создала трудности
в британском экспортном рынке. Эта проблема впервые возникла с выходом на экран
в 1934 году фильма «Екатерина Великая» (Catherine the Great), снятого Паулем Чиннером (Paul Czinner) с известной немецко-еврейской
кинозвездой Элизабет Бергнер (Elisabeth Bergner) в главной роли, вынужденной
эмигрировать из Германии. Бергнер была одной из
популярных актрис Германии до того, как нацисты пришли к власти. Картина
«Екатерина Великая» была выпущена одновременно в Германии, и в Великобритании 9
марта 1934 года и вызвала в lll Рейхе общественные беспорядки.
Нацистские штурмовики специально пришли на премьеру фильма, чтобы сорвать ее
показ. Большие толпы возбужденных людей вышли на улицу, чтобы осудить показ
фильма из-за участие в ней
еврейской актрисы. Неудивительно, что на следующий день было объявлено о
запрете показа картины на территории всей страны (несмотря на то, что он прошел
цензуру). Так вот и начинался разгул антисемитизма в Германии. Для британских кинопроизводителей были
важны последствия запрещения. Выбор, казалось, был относительно простым: или
прекратить нанимать евреев, или нести финансовые потери на немецком экспортном
рынке (так, американцы пошли по первому пути, чтобы прокатывать свои фильмы в
Германии, все известные голливудские фирмы уволили в своих немецких филиалах
всех работавших там евреев).
После «Екатерины Великой» были запрещены еще три британских
фильма, как не соответствующие нацистской расовой доктрине: «Время Расцвета»
(Blossom
Time) 1934,
«Железный герцог» (The Iron Duke) 1934, «Нелл
Гвин» (Nell Gwyn) 1935.
Некоторые из запретов были настолько смехотворны, что
«заставили бы ангелов плакать» - «Человек из Арана» (Man of Aran), например, для которого Геббельс написал
специальное предисловие, заявляя, что этот фильм «иллюстрировал все достоинства
простоты, храбрости и выносливости, и что Гитлер желал, чтобы такими стали
немецкие люди». Фильм был куплен только на условиях, что из титров будут
удалены еврейские имена Джона Голдмана (John Goldman) и композитора Луиса Леви (Louis Levy). Марте Эггерт
(Martha
Eggert), которая имела одну еврейскую бабушку, было позволено появиться в «Мое сердце зовет Вас» (My Heart is Calling You / Mein Herz ruft nach dir) в роли секретаря, но запрещалось появиться в другой
картине в роли принцессы!
Коллаборационистские силы на оккупированных Третьим Рейхом территориях старались соответствовать
германским стандартам. Французы снимают «Окультные
силы» 1943 (студия «Nova», режиссер Пол Риш (Paul Riche)), антимасонский
и антиеврейский фильм, вышедший во Франции во времена
немецкой оккупации. В начале фильма показана карта мира, на которой сидит
большой паук с изображением масонской символики на теле. Французский парламент.
Выступает молодой член парламента, который яростно обличает и капиталистов, и
коммунистов, срывая громкие аплодисменты в зале. После выступления к нему
подходит один из депутатов и предлагает вступить в масонскую ложу. Молодой
депутат ради будущей карьеры присоединяется к французским вольным
каменщикам. Со временем он начинает понимать, что масоны вместе с евреями
хотят подтолкнуть Францию к войне с Германией. Ритуал посвящения в фильме
показан очень подробно со всеми его тайными знаками и
символами... «Оккультные силы» был.одним
из самых одиозных пропагандистских фильмов времен правления Виши. (См. подробней о
фильме: «Культура и пропаганда в эпоху Виши» http://staroekino.narod.ru/Vishi.html)
Во Франции выходит забытый в истории кино ядовитый
французский мультфильм «Nimbus libere», cнятый анонимно в 1944 году, в котором диктор-еврей передает по
радио о высадке союзников во Франции, летят американские бомбардировщики с
Микки Маусами, Дональдами Даками,
кретинами-стрелками и Котом Феликсом, которые сбрасывают бомбы, убивающие
невинных французских граждан.
Но главным французским антисемитским фильмом времен оккупации
были вышедший в 1941 году тридцатиминутный фильм «Растлители» (Les Corrupteurs) кинокомпании Nova Film режиссера Пьера Рамло (Ramelot Pierre) по сценарию Франсуа Мазелина / Francois Mazeline. По жанру это драма, в которой
оправдываются антисемитские законы, аресты и тюремное заключение евреев. В
картине была показана зловещая роль евреев в предвоенный период, так, молодой
человек под влиянием еврейско-американских фильмов становится гангстером и
преступником, а молоденькая девушка, которая мечтает стать актрисой, попадая в
руки еврейских продюсеров, становится проституткой, тут же и мелкий рантье,
которого грабят еврейские банки. Фильм заканчивается проникновенным призывом
маршала Петена, предостерегающего французский народ
от еврейской опасности. В картине снялась в одной из главных ролей известная
французская актриса Мартин Кэрол (Martine Carol), которую в 40-х годов называли
«очаровательной богиней» (именно ее сменит в качестве секс-символа
нации в середине 50-х годах Бриджит Бардо). Рано умерший (ему было всего 36 лет) режиссер,
сценарист и актер Пьер Рамло (1905-1942) снял в том
же году еще и документальный фильм на ту же тему «Еврейская опасность» (Le peril Juif). В 1942 году он ставит короткометражку по известной
оперетте «Кабаре Монмартр» (Cabrets Montmartro). В своем
последнем историческом фильме «Месье Джирут и
Столетняя война» (Monsieur Girouette et la guerre de Cent Ans)
1942, сделанном по заказу немецкого посольства, главный герой картины в
преддверии Столетней войны, которую предсказал пророк, переделывает свой дом в
крепость и превращается, на удивление своей жены, из деревенщины в расчетливого
и рачительного торговца, наладившего поставки товаров на черный рынок.
Снимают антисемитские фильмы и другие союзники Германии.
«Невесту героя» (Jääkärin morsian)
1938 ставит финский режиссер Ристо Орто (Risto Orto), ремейк 1931 года (чтобы не
раздражать СССР, фильм в Финляндии с 1949 по 1986 года был запрещен), а
кинематографисты Чехословакии снимают «Ян Чимбура» («Jan Cimbura») 1941, где показывают «плохого»
кабатчика-еврея. Венгры снимают «Тридцатый» Ласло Черепи с вредителем инженером-евреем. В Нидерландах делают
биографическую картину «Рембрандт» 1942
г. «Рембрандт» был снят по
роману «Между светом и тьмой» В. Торниуса.
Пропагандистская картина с антисемитскими моментами, «тонко завернутыми» в
увлекательную историю. Рембрандт в фильме является носителем немецкой и
голландской культуры. Авторы картины хотели ясно дать понять, что Нидерланды -
часть германского рейха. В фильме гениальный художник, преисполненный «арийским
духом», преодолевает все невзгоды и неудачи. Он верит в искусство и верит в
себя, но, в конце концов, финансовые проблемы по вине «еврейских мошенников»
делают художника бедным и больным. В картине роль Рембрандта убедительно
сыграл Эвальд Бальсер,
который явно переиграл Чарльза Лаутона, снявшегося в
такой же роли в английской киноверсии о жизни художника 1936 года.
Но в историю нидерландского кино периода оккупации, увы, в
первую очередь вошел печально знаменитый антисемитский мультфильм «О лисе
Рейнеке» (Van den vosReynaerde / About Reynard the Fox), он был самым амбициозным проектом голландской
киноиндустрии в годы Второй мировой войны. Этот
мультфильм полностью был посвящен еврейской теме. Большой по тем меркам фильм
(он шел 20 минут) был создан в начале 1941 года немцем Эгбертом
Ван Путтеном (Egbertvan Putten) в Голландии на «Nederland Film» (это был первый цветной
мультипликационный фильм, сделанный в Нидерландах). Евреи тут выведены под
видом носорогов. К примеру, носорог Йодокус / Jodocus - хитрое, жадное животное, пришедшее издалека,
чтобы поселиться в земле покойного короля Нобеля. Вместе с переселившимися
следом за ним родственниками, он, взяв под свой контроль денежные потоки,
захватывает власть. Подробно об этом фильме смотрите статью «Пропагандистское кино в Нидерландах времен оккупации» на сайте) http://staroekino.narod.ru/Netherlands_occupation.html
Еврейская тема получила свое продолжение и в немецких
мультфильмах. Маленькая елка в «Маленьком золотом дереве» (Das guldene Baumchen) 1940 мечтает о том, чтобы иметь листья. Когда ее мечта
сбылась, и она получает золотые листья, их крадет грабитель с шаржированной
внешностью еврея. А в комбинированном документальном фильме, совмещенном
с мультипликацией, «Кауфман
- не продавец» (Kaufmann nicht Händler) 1936, пропагандирующем профессию
торговца, показывают «летающих евреев», которые влетают в банки, театры,
магазины, символизируя засилье евреев в Германии. Но
еврейская тема не получила широкого распространения в мультипликации (также,
впрочем, как и в документальном кино, где кроме печально известного «Вечного
жида» вышли только «Евреи без масок» (Juden ohne Maske) 1937 Вальтера Ботчера (Walter Böttcher), «Евреи, вши, клопы» (Juden, Läuse, Wanzen) 1941 и «Лодзь, Лодзь» (1941-1942) в отличие от
художественного кино, где тема о «вредной еврейской нации» поднималась
почти в двух десятках фильмов.) Другой 17-минутный пропагандистский мультфильм
с антисемитскими моментами «Бедный Ганс» 1943 года
потребовал 2 года работы и был самым масштабным немецким проектом на тот
момент. Канарейка Ганса убежала из клетки, так как
она хочет быть так же свободна, как маленькая синица в небе. Через весь фильм
проходит излюбленная в фашисткой идеологии тема «крови и
почвы». В мультфильме звучит электронная музыка. Музыку к фильму написал Оскар
Сала (1909), который позже станет известен как
композитор музыки к фильму Хичкока «Птицы».
В последнем сделанном во время войны пропагандистском фильме
Ханса Фишеркозена «Глупый
гусь» (Das dumme Gänslein) 1944 рассказывается история
глупого гуся, который полагает, что рожден для лучшей жизни. Городской фат и
модник, любящий красиво одеваться, он излечивается только после того, как
вынужден бежать от лисы и при этом чуть не погибнуть. Этот до сих пор
вызывающий споры мультфильм - притча, которая заставляет задуматься. Во время
прогулки по лесу гуся обольщает лиса, и он идет с ней. Зловещее логово лисы
кормится рабским трудом - ласка, кошка заняты на однообразном механическом
труде, а клетка полна гусей, ожидающих, когда их зарежут. Однако гусю удается
убежать, позвать на помощь животных и освободить жертв лисы. С одной стороны, «Глупый гусь» как бы
подтверждал изречение Геббельса о «крови и почве», прославляя немецкую
крестьянскую жизнь, но Фишеркозен создает сложный и
неоднозначный фильм, который в чем-то противоречил нацистской политике. Когда
гусь обольщается лисой, на мгновение слышится версия старой еврейской
популярной песни (Bei mir bist Du schoen), и кажется сначала, что злодейка
- еврейка. Однако вскоре мы увидим, что логово лисы, где эксплуатируются
животные, скорей напоминает концентрационный лагерь. И это указывает на
эксплуатацию нацистами евреев и на использование рабского труда заключенных,
обреченных его выполнять. Глупого гуся предупреждают о недопустимости
очарования фашизмом и призывают зрителя подумать о доме и ответственности,
чтобы осознать то, что случается с жертвами.
Подробней о немецкой мультипликации времен войны тут: http://staroekino.narod.ru/III_reich_animation.html
После войны антисемитизм в кино в Европе сходит
на нет, лишь иногда проявляя себя в отдельных маргинальных фильмах.
Так, скандально известный французский комик Дьедонне Мбала- Мбала, который неоднократно
подвергался репрессиям со стороны французских властей, за свою свободолюбивую
позицию, снял комедийный фильм «Антисемит». Эта острая политическая сатира,
главную роль в которой исполняет сам Дьедонне,
рассказывает о человеке, страдающим неприятием ко всему, что связанно с
евреями. Его жена, больная женщина, предчувствуя свою кончину, просит его
обратиться к врачу, чтобы тот придал его антисемитизму некие приемлемые формы.
Но, к несчастью главного героя, доктор сам оказывается евреем, и теперь им
предстоит встретиться...
Деньги на снятия фильма, как режиссер сам признался на пресс-конференции, он
получил от иранских властей на «культурную войну против сионизма». «Антисемит»,
запрещенный во всем мире, снимался в Иране. В фильме сыграл отец ревизионизма
Роберт Фориссон. А известный
британский комик Саша Барон Коэн (Sacha Baron Cohen) пишет песню «В моей стране есть проблемы»,
где ключевая ее фразой является «Брось еврея в колодец» (Throw the
Jew Down
the Well) 2006.
Известны также скандальные нацистские высказывания режиссера
Ларса фон Триера на Каннском кинофестивале в 2011 году и т. д.
Чтобы закончить с темой антисемитизма в Европе надо сказать,
что сегодня, хотя уже и не появляются на экранах такие картины как «Вечный
жид», но тем не менее на наших глазах заканчивается
полувековой интервал, в течение которого евреи и Израиль пользовались
благосклонным отношением со стороны Франции и Западной Европы, когда на Западе
антисемитизм был, по крайней мере, неприличным. Антисемитизм, как это ни
печально сегодня, заново в моде, он представляется в цветах антисионизма
и даже ассоциируется с прогрессивными силами.
После Второй
мировой войны антисемитизм резко возрос на Ближнем Востоке в результате
арабо-израильского конфликта. После арабо-израильской войны
Не отстает и кинематограф. В старом
популярном пропагандистском антиеврейском фильме «Зарка» (Zarga/ زرقا זארקא) 1969 (Пакистан)
рассказывается о танцоре Зарке из Палестины, который
пожертвовал своей жизнью ради освобождения своей земли от евреев. В главной
роли Зарка снялась суперпопулярная звезда Neelo. В сирийском сериале «Талмудский
суд» (Talmud court), транслировавшемся по Аль-Манар
(Хизбалла) 18 ноября 2003 года и потом по Channel 2 TV (Иран) в сентябре 2009 показывают жестокие
пытки, которые применяют евреи, заливая кипящий свинец в горло людей: «Раввин:
Закроете ему нос. Откроете ему рот щипцами. Зальете ему свинец в рот, отрежете
ему уши. Будете колоть его ножом, пока он не умрет… Это
суд Святого Талмуда».
Большой шум имел «Субботний охотник» (He Hunter of Saturday) (شکارچی شنبه) 2011 продюсера
Мохаммеда Кваремани / Mohammad Qahremani. Иранский фильм с антисемитскими инсинуациями. Картина
сначала была показана на кинофестивале в Тегеране. Фильм режиссера Парвиза Шейхтади (Parviz Sheikhtadi)
демонстрировался потом в нескольких кинотеатрах и университетах, по всему
Ирану, и вызвал огромный интерес у консервативных средств массовой информации,
имел много публикаций и рекламу на местных телеканалах и социальных сетях.
Информационное агентство ФАРС определило его как «одно из стратегических
произведений иранского кино», разоблачающих глубину мысли и цели «сионистской
антигуманной школы». Картина, действие которой происходит в Израиле,
рассказывает историю еврейской вдовы, которая выходит замуж за христианина. Отец
ее умершего мужа просит
привести ему внука, чтобы
провести некоторое время с ним, после чего мальчик должен решить, с
кем ему оставаться, с матерью или
дедом. Дед, сионистский раввин и ортодоксальный еврей, Ханаан, носящий
ермолку и длинные пейсы, берет юношу Беньямина с
собой. В дороге мальчик подвергается моральным издевательствам и промывке
мозгов со стороны деда с целью превращения его в беспощадного и кровожадного
наемного убийцу, который будет готов проливать кровь ни в чем не повинных
палестинцев во имя осуществления сионистских целей. С этой целью Беньямина разлучают с матерью, чтобы подготовить его с
эмоциональной точки зрения к принятию сионистской идеологии. Сначала Беньямин оказывает сопротивление, но постепенно
сдается и принимает еврейское экстремистское мировоззрение. Сионистский раввин,
роль которого играет актер Али Нассириан, показан
садистом, обманщиком и религиозным расистом, которому удается превратить
подростка в кровожадного робота, стоящего на службе у сионизма. Фильм,
съемки которого велись, в основном, в Ливане, показывает и раввинов-сионистов,
контролирующих государственные учреждения в Израиле и коррумпированных как в
материальном, так и моральном смысле. В фильме также сыграла Дарин (Darine) Хамза ( دارين حمزة), ливанская актриса, одна из самых
известных актрис в арабском мире, что
сказалось на популярности картины у зрителей. Прокат фильма вызвал фурор
также и в иранском парламенте, где представитель еврейской общины в этом
парламенте Сиамс Морэ-Цедек
раскритиковал создателей фильма и сказал, что они не делают различия между
сионизмом и иудаизмом. На что в ответ режиссер
фильма, заявил, что «иудаизм является символом зла» и что «постановка таких фильмов будет
продолжаться и в будущем». Менаше Амир, комментатор с
израильского радио, рассказал, что видные лидеры еврейской общины [в Иране]
направили письма протеста в правительство на этот фильм, но ответа так и не
получили. Наоборот Иран еще
обвинил Израиль в выпуске антииранского фильма в «контролируемом евреями Голливуде»
«Без дочери – никогда» 1991, снятом режиссером Брайном
Гилбертом. Съемки фильма, проходившие в Израиле, были основаны на реальных
событиях и описывали историю бегства американки Бетти Махмуди
с пятилетней дочерью из Ирана от её иранского мужа. Фильм был подвергнут
критике за его якобы неправдоподобное изображение мусульманских иранцев и
иранской культуры. А также за то, что фильм «эксплуатирует стереотип
демонического Ирана» и рассматривает фанатизм как иранский национальный
характер.
В 2006 году на экраны Турции вышел фильм «Долина волков. Ирак». Многие критики
расценили его как антиамериканский и антисемитский. Последнее обвинение базируется на том,
что в фильме есть сцена, где еврейский врач, служащий в армии США, торгует
органами узников тюрьмы Абу-Грейб..
Кадры из турецкого телесериала
«Расставание» («Ayrilik») ,
показывающего историю любви на фоне операции «Литой свинец», стали поводом для
вызова временного поверенного в делах Турции в Израиле Д. Озена в октябре 2009 года в МИД Израиля для дачи
объяснений. Недовольство в частности вызвали показанные в шоу сцены, где
актёры, изображающие израильских солдат, расстреливают палестинцев, солдат
убивает палестинскую девочку и ряд других сцен, оцененных официальными лицами
МИД Израиля как «сцены, не имеющие даже отдаленной связи с реальностью и
показывающие солдат Армии Израиля как убийц невинных детей». В Израиле отмечают, что это не частная
инициатива, так как сериал был показан по государственному каналу. Это была последняя капля, переполнившая чашу
терпения Израиля, министр иностранных дел Либерман
заявил, что «в сериале присутствуют мрачные и жестокие убийцы – израильские
солдаты, в касках немецких солдат, в упор убивающие беззащитных детей, а
израильский генерал выглядит в точности так, как в свое время фашисты в
советских фильмах». В январе 2010 года после
показа очередной части сериала «Долина волков. Засада» турецкий посол в Израиле
Ахмет Огуз Челиккол был
вызван в МИД Израиля для объяснений. Недовольство Израиля вызвали сцены, где
агенты «Моссада» в исполнении турецких актёров
похищают турецких детей и берут в заложники турецкого посла вместе с семьей.
Нападки на евреев звучат также на турецком телевидении. Представители еврейской
общины Турции в начале 2009 года выразили беспокойство в связи с антисемитскими
высказываниями, прозвучавшими в ряде телепередач. В это время в ответ на «Список Шиндлера», как
они говорят, сирийцы снимают «Маца Сиона» (Matzah of Zion) по книге, популярной лет
20 назад, сирийского министра обороны Мустафы Тлас, в
которой он делает «кровавый навет», описывает происходящее в Дамаске в 1840
году.
Сюжет основан на «правде» об убийстве священника Тома, прослеживает
связь между западным колониализмом и сионистским движением, а также метод, с
помощью которого евреи были использованы в колониальном заговоре.
Арабское
телевидение показывает антисемитский «Хайбар» (Khaybar),
мини-сериал, где евреи выведены лживыми, кровожадными и трусливыми.Так же, как в «Хайбаре»,
задействовав «исторические инциденты» явно с антисемитской повесткой дня,
снимают картину «Хватит унижений», используя
арабские восстания как повод, чтобы призывать к уничтожению Израиля и
«освобождению» Иерусалима от еврейского контроля. Но наиболее
известный антисемитский фильм в арабском мире это, конечно, «Диаспора» / Al –Shatat / الشتات (Сирия, 25 серий), снятый режиссером Назаром Авадом за $ 5,1 млн. Большие деньги по меркам Сирии. Сериал запрещен в
Германии, Нидерландах, Франции и других европейских странах. В картине
рассказывается история становления семейства Ротшильдов. Фильм, основанный
частично на «протоколах сионских мудрецов», изображает классические
антисемитские «кровавые наветы». В
картине евреи ритуально убивают христианского ребенка и используют его кровь
для маци в еврейскую Пасху.
Этот сериал был показан по
сирийскому и ливанскому телевидению в конце 2003 года и передавался по спутниковому
каналу Al-Manar,
принадлежащему Хезболле, а также имел много повторов. Направление «антисемитское кино»
в арабском мире бесконечно, и надо констатировать, что оно на Ближнем
Востоке не идет на спад. За первые почти семьдесят лет существования
Израиля антисионизм и антисемитизм не только не
ослабли, но, наоборот, усилилились. Скорее всего,
новая волна антисемитизма в мире направлена против самого существования
государства Израиль как воплощения мирового еврейства. Необходимо, увы,
признать, что не оправдалось предположение о том, что сионизм или факт
основания государства Израиль ослабят эти тенденции в мире или позволят
эффективнее бороться с ними. Наоборот можно сказать, что само существование
государства Израиль вызывает усиление антисемитизма.